ом

Тлубокую заинтересованносеть проявля-
ют советокие люди в том, чтобы He-
уклонно росла, развивалась Halla литера-
тура: Нелицеприятное читательское  мне-
ние крайне важно для работы  писалеля.

И литератор, не желающий внимать голо- в свой колхоз. Немного

су читателей, рвет

его с жизнью.

Однако пе веякое письмо читателя, пря-   ветупление в большой мир. яркий и TOD-

холее в газету, немедленно должно по-
являться на ее страницах. Перед тем как
‹игубликовать  пиеьмо, газета
изучить вотрос,
оценки.

Же так поступила,
та». В редакдию. этой

` «Учительская газе-   селков.

Как ‚„Учительская  газета
за кустами не увидела леса

®

А. КАЛИНИН
<

в сущности, про-

нити, соединяющие ходит времени, но для Маши и Гаврика

эта эго

поездко — огромное событие,
тичный. Мир этот в самом деле прекрасен,

и зоркие детокие глаза видят в нем все

Должна   то, что, быть может, уже стало привыч-
проверить правильность ным взрослым. Как в большую степную

дорогу, то пи дело вливаютея рукава про-
так в начавшуюся дорожную

газеты пришло   жизнь Миши и Гаврика вое время входят

несколько писем, резко критикующих по-  новыю ваечатления и знакомства. Мяого
весть писателя М. Никулина «Жизнь впе-   хоммних советских людей ‘встретилось им

pena». Еетественню, что, получив такие

‚ отзывы, газета не могла пройти мимо них,

в пути. }
Уважением и блатодаюностью  прони-

3 должна была заинтересоваться книгой.   каются Миша и Гаврик к секретарю рай-
Это означало — обратиться в библиотеки,   кома партии Алексаниру Пахомовачу.

узнать мнение читательских конференций.
Наконец, не пойти мимо того факта.

по   Миша и Гаврик разгяядели горячее,

За внешней суровостью этого человека

от-
каким жо причинам другие газеты —   зывчивое сердце. Западает в сознание
«Правда», — «Бомсомольская = правда»,   подростков и образ предоеделеля сельсове-
«Пионерская правда» — отзывались до  та Пелатеи Васильевны, искалеченной фи-

этого о повести М. Нимулина как © 1%-  зичебки в 1929 году кулаками,
не замалчивая, сломленной духовно.

лантливом произвелении,
разумеется, и его недостатков.

Но «Учительская газета», не продумав  колокольчиком корова,
п не изучив ках следует вопроса, в но- стала. Скоро ‘поднимутся

vepo or 22 марта 1950. г. nameuara-
ua письма педагогов tr. М. Гусевой,
Н. Шох, Е. Ермашкиной и редактора Дома
детской книги Й. Резниковой, в которых
повесть молодого писателя объявляется
неудачной и чуть ли не вредной.

Общее мнение этих писем выражено в
следующей фразе письма И. Резниковой:
«Повесть М. Никулина не имеет ничего
общего се социалистическим реализмом.
Всё персонажи оглуплены автором, и все в
книге, как в кривом зеркале, болыше цо-
хоже на карикатуру, WM Ha подлинную
нашу советскую действительность»,

Обвинение. прехъявленное автору пове-
сти; серьезное. Й разобраться в Heit юле-
дует шаг за валом.

(братимся сначала к книге.

Ужо в самом названия повести «Жизнь
впереди» есть обещание дороги. И с пер-
вых ее строк, когда никто еще не тро-
нулея в путь, но все уже находятся в
сборах, вы заражаетесь этим волнующим
чувством. «Одна дорога плоха — к смер-
ти. Так смерть, что она? Безделье! За ней
мы не поедем...» — говорит Иван Никито-
вич Опенкин, ‘старый человек с юным
сердцем. Юность. сердца и. свела ето <
двумя подростками — Мишей Самохиным и
Гавриком Мамченко, объединив этих, так
не сходных ни по возрасту, HH по жиз-
пенному опыту людей в одном горячем
стремлении помочь родному колхозу.

Из пострадавцеего от немцев района они
отправляютея за коровами в Сальские
степи. Таков песложный сюжет повести
Михаила Никулина. Чо в этой простоте
заключена убедительная правда нашей
wR,

Много хороптего увидел художник в та-
ком, на перзый взгляд, обыкновенном ста-
рике, как Иван Никитович Опенкин, 9т0—
один из тех деревенских большевиков, ко-
Торому чуждо желание покоя.

В работе, а потом в дороте раскрывают-
Cd BCS замечательные сторбны характера
Ивана Никитовича: и доброта, и участие
& человеку,

и нетерпимость ко всякому   герои повести — дети,
равнодушию, к ‘лености, и любовное, без они не могут часто и много общаться ©   ное, талантливое, произведение,

но He

Но вот полхолит к Rosy дорога. Звенит
упущая  витереди
Миша © Гаври-
KOM Ha последний перевал и увидят Ha
берегу морского залива свой колхоз, новое
здание школы и посаженные в HK OncytT-
ствие деревья молодого сада. Долго они
шли к желанной цели. Шли по степи при-
мерно в тех самых мебтах,
ехал на возу мальчик Егорушка, которого
нарисовал А. П. Чехов. Далеко позади
осталось то время, неизмеримо вперед упт-
ли от Еюрушки и советские подростки
Миша Самохин и Гаврию Мамченко. Не-
узнавдемой стала ц сама степь.

До чего же хороша, она, эта новая Кол-
хозная степь, с ее «ползающими подо си-
ними дымками  тракторами», с «крутой
дугой грейдера на рэгорье»!

Ещю совемнает инотда на степь набеги
черный астраханский ветер, и в жестоком
ехиноборстве с ним спасают свое стадо в
пути Олюенкин, Миша и Гаврик. Но. уже
поднимается из дымки осеннего утра «по-
дернутая желтым пламенем  лесополоса»,
встающая на пути черном ветра.

Многое вы увидели и узнали в дороге,
читатель, ко мнотому заставил вас присмо-
треться писатель. Увидели вы буйно рас-
нветающую степь, узнали новых. поекрас-
ных людей советского общества. И в серд-
це вашем ярче  разторелесь стремление
риеред, в дорогу.

На чем же основываются авторы писем
 в «Учительской газете». объявляя э10
произведение не имеющим ничего. общего
с социалистическим реализмом? На чем
строят сни свой уничтожающий вывод?

Bor наиболев- существенное обвинение:

«Единственный раз мы встречаемся в
книго < партийным руководителем — это
секретарь райкома, е которым дед Опенкин
разговаривает по поводу получения стада.
Но что мы узнаем об этом паргийном py-
коволителе? Решительно ничего.  Ироме
странных  восклицаний и неприятной
риениности, автор больше ничем его не ва-
деляет».

Но обвинение это несостоятельно. Bo-
первых. нельзя забывать. что главные
Естественно, что

списхождения в недостаткам, отношение к   секретарем райкома.

детям, его дорожным товарищам и помощ-
HHRAM в нелегком деле.

Вот в товарном вагоне едут они в Саль-   то,
ские степи, и вот уже гонят оттуда коров   какое OH занимает место и как ето  нести не может,

Во-вторых, в художественном произве-
дении первостепенное значение имеет не
СКОЛЬКО места занимает герой, а

тде до них

/

х

изображает автор. ‘Секретаря райкома
Александра Пахомовича, председателя сель-
совета Пелалею Васильевну, колхозного
коммуниста . Опенкинь автор повести
«Жизнь впереди» изображает в узловых
моментах действия, в рещении сложных
трудовых задач. Зачеркивая эти вырази-
тельные образы, «Учительская ‹ газета»
все свои доказалельства сводит в смехо-
TROPHOH ссылке на якобы «неприятную
внешность» “секретаря райкома  (оказы-
вается, он носит очки!), на его столь же
«странное» поведение (в разговоре он чЧа-
<то вставляет словечко «вот»).

В другом месте газете He нравятся
«диковатые глаза» бабки Варвары — жен-
щины, только что перенесшей ужасы фа-,
шистекой оккупации.  Предосудительным
кажется, что молодая женщина в повести
«вертит головой», А майор Захаров, де-
скать. расспрашивая встречных, не виде-
ли ли они старика Опенюина и его спут-
ников, говорит: «Отарик’ очень примет“.
ный; тощий, на стрекозу похож».

Можно было бы и не говорить подробно
oO этих деталях, если бы He следовал
вдруг за этим столь же категорический,
сколь и ибсправедливый вывод газеты,
UNO внешние характеристики советских
людей в повести «искажены» и «окарика-
турены».

М. Никулин наделил своих героев неко-
торыми, только им присущими особенно-
стями. Так что же в этом плохого? До
  сих пор стремдение индивидуализироваль
характеры, да и внешность героев худо-
жественного произведения считалось до-
стоинством писателя. «Учительская газе
та» видит в этом недостаток и, выдернув
из повести одно-два слова, в искаженном
виде’ преподносит своим читателям целый
художественный образ. Выхватив вне свя-
зи 0 всем остальным текстом одну-две
  цитаты, изврашает содержание всей п-
вести. .

Произведение молодого писателя не ли-
шено многих. недостатков. Так, например,
М. Никулин гораздо сильнее как ху-
дожник там, где он изображает, чем там,
где он‘ начинает ‘рассказываль. Тогда,
вдруг, как бы внутренне замедляется темп
ето повествования. В размышлениях геро-
ев Никулин, иноша более подробен, чем
это нужно. Он как бы опасвется, что если
его герои не выговорятся до конца, TO AX
H не поймет читатель.

Правильно критикуютея в письмах по
грениности в языке, речь действующих лиц
в повести, действительно, иногда засорена
вульгаризмами, и на это следует указать
молохому автору, указать. чтобы помочь
писателю в ето дальнейшей работе, a не
зачеркивать произведение целиком.

Читалель в письме в газету, разумеется,
Вправе коснуться лишь одной стороны

Путь

кубанской воды

Полняты тяжелые плиты шести ошлю-
зов. Пресная кубанокая вода заполнила
русло Невинномыеского качала. Она бур-
лит и пенитея, образуя быстрохолную ре-
ку шириною в тридцать пять метров.
Вода вог уже два года без устали поит
истомленную жаждой степь и меняет HA
налцих глазах пейзаж этой степи.

Hay плотиной возвышается  монумен-
тальная  скулыкура творца невиханных
в степях Кубани изменений — великого
Сталина. А на склоне горы, у ее по-
ножья, лежит канал, еще издали видна
наднись, выложенная на берегу большими
буквами:

«Пойдет вода Кубань-реки, куда велят
большевики!» ;

Большой путь поошла вола Кубань-реки
с февраля 1949 года, дня пуска Невинно-
мысского канала.

Вырвавшикь на степные просторы
Ставропольщины, попав в безводное руело
Большого Егорлыка, Кубанская водь как
бы замерла в своем стремительном лви-
жении. пути ее встала сухая степь.
Она, казалось, проглатывала потоки во-
ды, пила ее долго, не отрываяеь...

Спустя год я еду берегом Большого
Егорлыка, ставиюто теперь полноводных,
и че узнаю знакомых окрестностей,

Отаница Сандата — три колхоза, МТО.
Толубая лента реки делит надвое станицу
с ев белыми опрятными домиками. Давно

ля реку переходили, не замочив ног, a
теперь пришлось перекидываль мосты.
Но-весеннему  плешутея в воде гуси.

Два старика тянут к берегу сети.

— Есть рыба

— Есть. Да еще молодая. Это мы ует-
раиваем облаву на щук. Удаляем хищни-
ка, мешающего разводить карпа..,

В правяении Азово-Чернеморского кол-
хоза, кроме очетовода, никого нет. Не видно
народа и в станице. Полторы тысячи гек-
таров зерновых колхоз засеял еще в на-
чале апреля, Сейчас люди заняты строи-
тельством оросительной системы.

Кубанская вода дала возможность жить
в степи новым культурам; овощам, вино-
граду, хлоику, рису... Еще в прошлом
году многие не верили, что можно выра-
щивать здесь поливные культуры. Рис?
Но ведь каждый TenTap потребует за лето
не менее 30 тысяч кубометров воды! Это
же месячная потреблость всей станицы.

Теперь все сомнения рассеяны. Колхозы
получили новый сорт риса, выведенный
JIM степных районов, — рис поливной, не
требующий сплошного затопления участка.
С каждого гектара собрали по 33,4 цент-
нерь; а в соседнем колхозе им. Линдова—
56,6 центнера! И сдали все полностью го-
суларству — на семена для остальных кол-
хазов, ‘

В станице устроили своеобразную дегу-
стацию. За столы сели сзмые уважаемые

книги, высказать свое частное мнение ©  Юли колхоза. Перед. каждым поставиуи по
ней. Редавция должна выбрать вое ценное,   Две тарелки каши с молоком, Которая вкус-

существенное из критических
читателя, но если отдельныю не поправив-
шиеся детали заслонили перед ним главное
в этой книге, редакция обязана  объяс-
нить читателю, в чем он ошибся, При.
этом надо помнить, что Hara Tor HAL
иной читатель может быть и вообще He

прав в своей оценке книга или праз толь».

ко частично. Отнюдь не всякое читатель-
ское мнение следует канонизироваль.
Оценивая литературные явления, газета
должна исходить из широкого хозяйского
отношения к литературе, бережно и вни-

замечаний

нее — каша из донского или среднеззизт-
ского риса? Одинаково хорошую оценку
получили обе каши.
П. МАКРУШЕНКО,
спеннальный: корреспондент
«Литературной газеты»
‚ РОСТОВ-на-ДОНУ

—*%*
Миллион деревьев

лесничего С. Иванова
Миллион деревьев вырастил за 20 легра-

мательно поддерживать в ней каждое удач-  боты Семен Трофимович Иванов—лесничий

KDUTHRO-
‘вать такое произведение с позиций помо-
‚щи автору. Выютунление же «Учительской
газеты», тенденциозно подобравшей чита-
тельскио письма, ничего, кроме вреда, при-

Руднянского лесничества. Сейчас С. Ива-
нов работает над посадкой дуба гнездовым
способом и’ выращиванием быстрорастущей
хвойной породы — сибирской лиственницы
и белой шелковицы.

ГОРОДОК (Витебская обявоть

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. на 2 CTP.

Это  стихотворение-гимн, котором
солнце, человек и ем поэзия стоят ря-
дом, В 10 же время — непринужден-
ный, ° веселый рассказ 0 как бы ©0-
вершенно конкретном, реально  случив-
шемся. — о том. как «занеженное в обла-
ках» светило явилось в гости к поэту, как
завязалась между ними дружба.

Только поэт натней советской эпохи мог
с такой поэтической смелостью, в такой
предельно конкретной, образной форме рас-
сказать о солнце, о счастье новой жизни.
Начиная © заголовка и кончая отдельными
деталями, живыми. даже бытовыми по-
хробностями; Маяковский — преодолевает,
словно взрывает изнутри фантастику. на-
полняет ео большим жизненным водержа-
нием.

Эл же можно сказать и о сатириче-
ских произведениях Мазлковского («Проза-
седавшиеся». «Бумажные ужасы» и др.),
Tie фантастика не только не
конкретного содержания,
каждый фантастический образ, Kak cry-
сток. вбирает в <6бя характерные стороны
конкретных жизненных явлений. Которые
пот разоблачает, с которыми он неприми-
риме борется.

B

oF
%

Много было говорено о ритме стихов
Маяковского. Но сказано очень мало.
«Знатоки» русского стиха, вроде А. Бе-
лого или Г. Шенгели, с их «бухгалтерски
статистическим» подходом к стиху, дотой!-
ным описанием различных  ридмических
«фигур», «узоров» и «модуляций», вне
зависимости от содержания, исчергили свои
«исследования» лизграммами.  таблинами,
формулами и схемами, что, однако, ни на
щаг не приблизило их к решению вопроса.
Оставленные ими анекдотические иселедо-
вательские приемы и рецепты, непригод-
ные к изучению русского классического
стиха, еще менее пригодны к изучению
стиха Маяковского. р

Сказать о стихе «четырехстопный ямо
с пиррихием Ha третьей стопе» — значит,
еще сказать очень мало. Дело ие в На-
звании того или иного размера, ритмиче-

ского хода, а в том, какую роль On

2 1
играет в стихе. Маяковский превосходно
ПОНИУал ЭТО,

стихе сотни тончайших
ритмических,  размеренных и др. ДеЙ-
ствующих  06обенностей», — писал
он, выделяя слово «действующих» вурси-
BOM,

Не узоры ритмического рисунка, выши-

‹...В каждом

растворяет
a наоборот —   бамой ритмической

открывается не менее выразительным порт-
ретом чинуши-приспособленца:

‚ваемые по канве стихотворного размера,
  но рим действующий, передающий
  тончайшие оттенки мысли и
ритм, рожденный мыслью; воплощающий
  ев в стих, —вот что главное.
` Тема отихотворения Маяковоког — «Ле-
  вый марш», написанного в первые годы

революции, — поход советских людей «за

голод, за горя море» в непочатый «солнеч-
ный край» коммунизма. Каждое слово зву-
чит, как удар, как боевая команда. :

Довольно жить законом,
данным. Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Поэт застазляет стих шагать «в ногу»
с суровым, трудным и победным маршем
народа. Троекратная команда «левой!»
определяет собой ритм всего  стихотворе-
ния. Мы словно слышим ‘в этом ритме
гулкий и грозный  «миллиюнный Шаг».
организацией стиха
поэт стремится передать железную поступь
революции.

Ритм всех лучиних пройзведений Мая-
ковокого предельно внутренне оправдал,
OH «действует», он выразителен.

В «Письме к любимой Молчанова...» Мая-
ковский рисует сатирический образ лю-
бителя безмятежно отдыха у  «тихой
речки», который так говорит сам о себе:

„шел я верхом,
‘  щел я низом,
строил
мост. в социализм,
недостроил
и устал
и уселся у моста.
Травка
выросла
у мбста,
по мосту
идут овечки,
мы желаем
— очень просто! —
отдохнуть :
у этой речки.

Коротенькие, словно  «чирикающие»
строчки, гладенький, беззаботный  «раз-
морчик» -— как точно и выразительно
передает стих самим своим звучанием,
ритмом характер и облик этого безмятеж-
ного «лирика»!

Сатирическое стихотворение «Служака»

интонация,

Мелких дельцев
пару шор
он
надел

на глаза оба,

чтоб служилось
. хороню,
безмятежно,
узколобо.

Но вот в этот тихий и куцый мирок
«чиновничьих делячеств» врываетея могу-
uni голос самого поэта. И стих еразу же
преображается, резко меняется ритм, ело-
ва «разворачиваются» и строятся в ше-
ренги строк.

Не наши —
которые
времени в зад
уперли :
медь;
быть коммунистом —
значит дерзать,
думать,
_ хотеть,
сметь.

Невозможно оторвать ритм лучших сти-
хотворений Маяковского от общего замыс-
ла. от композиции, от всей системы 109-
тических средств, художественно  вопло-
шающей идею произведения. .

Существует ходячее представление 0
том, что в поисках новых ритмов Маяков-
ский попросту отбрасывал  наслехие рус-
ского классического стиха.

Сам Маяковский писал в статье «Как
лелать стихи»: «Новизна, конечно, He
предполагает постоянного изречения небы-
валых истин. Ямб, свободный стих, алли-
терация. ассонане создаются не каждый
день. Можно работать и над их продол-
жением. внедрением, раслерослоанением».

Маяковский — создатель подлинно нова-
торского стиха, вбирающего все CTHXOTBOD-
ное художественное  богалетво великих
предиюественников — Пушкина, Лермон®-
ва, Некрасова.

«Во весь голос» и многие другие стихи
Маяковского последнего периода — это не
«возвращение yo AMOY>, з гениальный сип-
тез. сплав классического русекото стиха
© новым стихом — «свободным и раскован-
ным». Но утрачивая своей свободы, гиб-
кости, разговорной ^ непринужденности,
стих Маяковского, развиваясь. стамовилея
все более ритмически ясным, организован-

ным, рельефным и вырадитльным,

ee
ie *

Глубокое единство связывает основные
положения статьи Маяковского «Как де-
лать стихи» с ето лучшими произведения-
MH, претворяющими их в поэтическую
ЖИЗНЬ. :

Маяковский разбивал вдребезги старую
формально-онисательную «теорию» — лите-
ратуры, ен боролся против формалистов,
псевдоученых, чьи иселехования походили
Ha опись поэтического имущества писале-
ля. на каталог отдельных  самоценных
приемов.

Он стремился раскрыть вое «тайны»
своего поэтического производства и требо-
вал от других поэтов, чтобы они «не уно-
сили < собой в гроб секреты своего ре-
месла». .

«Безобразие халтуры He поборешь в
одиночку, — писал Маяковский, -— необ-
ходимо помочь кадрам начинающих пиеа-
телей разбираться в собственном  произ-
водетве, воспитать в cede чувство отбора,
знать, при каких условиях стихотворный
выстрел достигает цели, попахает в цель»,

Как делать стихи, как писать романы,
пьесы, сценарии, — это волнует сегодня
тысячи людей, начинающих поэтов, писа-
телей, учителей, читателей. Обсуждая и
решая эти вопросы, нельзя пройти мимо

лучших статей Маяковского, полных па-

фоса мастерства, непрерывной, в полном
смысле самоотверженной писательской ра-
боты над качеством произведения. Нельзя
пройти мимо всего его поэтического опыта,
который до сих пор не явился предметом
живого. глубокого, конкретного анализа.
Налпи маститые «маякововеды» не дали
еще ни одной полноценной книги © поэ-
тике, 0 мастерстве, о художественной
«силе слов» Маяковского.

ВБоряеь 69 своими литературными про-
тивниками — формалистами, псевдоучены-
ми, Маяковский писал:

Скрывает

ученейший их богослов

в туман вдохновения радугу слов,.

как чаши
скрывают
церковные.

Ая

раскрываю

мастером кованную.

Читатель нетерпеливо и требовалельно.
ждет новых книг о Маяковеком, о пюэти-
ческом «ремесле», о трудной и радостной
работе поэта-мастера.

В первом выпуске романа

мое ремесло,
как радость,   яростно ведетея против французской ком-

партии.
i

Мих. МАТУСОВСКИЙ

СОЛДАТЫ МИРА

Пять лет тому назад вместе с первыми
демобилизованными воинами возвращалась
домой из Германии небольшая группа, со-
ветских писателей. Воинский эшелон шел
ужю по родной земле, и в широко открытые
двери теплушек вливалея запах о горьких
трав и степного. дыма. Один за другим по-
кидали обжитой вагон старые спутники —
в Бресте сошли завтрлиние железнодорож-
ники, в Минске — строители, в Смолен-
ск — будущие хлеборобы. Начиналась вол-
нующая, незабываемая пора возвращения,
о которой напиеано столько книг и сложе-
но столько песен, Й тома в полупуетом,
погромыхивающем на стыках вагоне, втля-
дываясь в очертания приближающейся сто-`
лицы, один из бойцов сказал: «Вам,
товарищи писатели, отпуска не будет, вре-
мя теперь не такое!».

Он не ошибея, этот солдат: отиуска не
было и не будет. С тех самых дней, как
только-только пробились на весенней земле
первые всходы нашей Победы, вееь совет-
ский народ, и певцы его в том числе, встал
на защиту этих молодых ростков и побегов.
Советская литература, призванная служить
простым трудовым людям, ворашенная и
воспитанная на идеях мира н справедливо-

CTH, заняла свой почетный участек на ли-
нии нового Фронта — фронта борьбы за
мир. Статьи Ильи Эренбурга и стихи Алек-
сея Суркова, баллады Мирзо Турсун-заде и
стихи Миколы Бажана, сатира С. Маршака
и лирика Сулеймана Рустама, новая пьеса
Б. Лавренева и международные гимны
Л. Отанина — все это страницы великой
книги 0 борьбе за дело мира.

На всеемирных конгрессах и сессиях, по-
всюду, ме только может пробиться слово
правлы, звучат ясные голоса советских пи-
сателей. Мы часто читаем Ha четвертой
полосе газеты короткие сообщения: «в та-
кую-то страну выехала делегация совет-
ских писателей». Нет, это совсем не легко
отрываться от страниц недописанной кни-
ги, снова ехать в чужие и подчае неуют-
ные края и снова спокойно и мужественно
подниматься на трибуну, сплошь и рядом
окруженную со всех сторон собачьей сво-
рой буржуазных репортеров. Но советские
писатели едут туда, куда посылает их на-
род и совесть, едут так, как ездил котда-то
Маяковский, всетда чувствуя 3a спиной
 свею Родину, & у сердца драгоценный co-
ветский паспорт. И перенесший суровое
время голодной ленинградской блокады,
участник обороны города Денина, солдат
четырех войн, поэт Николай Тихонов ста-
новится председателем Советского комитета
защиты мира. И Александр Фадеев, как
посланец своего народа, поднимается на
трибуны мира.

Кому не были известны в годы войны
пламенные статьи Ильи Эренбурга? С каж-
дым свежим номером газеты Эренбург яв-
пялея в землянку к солдату, как друг и
собеседник. Он умел находить такие слова,
которые равно были нужны и солдату и
генералу. g

«3a Mup!l»>.— так называется новая
книга статей Илья Эренбурга, В этой: кни-
те писатель снова выступает, как настоя-
щий боец, как неутомимый поборник прав-
ды и мира на земле. 910 — книгь одной
идеи, каждое слово в ней посвящено, борьбе
за мир и дышит верой в победу дела мира.
Только советский писатель может говорить
© такой тревогой и любовью о путях наро-
дов, о судьбах человеческой культуры, о
молодых липах, которые должны раецве-
сти, о детях, которые должны вырасти сча-
стливыми. С

Хорошо знакома налему читателю и пуб-
лицистика Леонида Леонова. Собранные в
отдельную книгу под названием «В наши
тоды» статьи Леонова представляют собой
как бы естественное продолжение его худо-
жественного творчества. Многие мыкли и
образы, встречающиеся в этих статьях,
можно услышать и узнать в пьесах и кни-
гах писателя. В книг Леонова 00-
ращает на себя внимание письмо «Неиз-.
вестному американскому другу», датиро-
ванное августом 1942 года. В своем
«Письме» Леонов говорит не только о
победном ‹ завершении второй — мировой
войны, — он размышляет © TOM, как
«истребить и самый микроб войны», при-
чину всех кровавых бедствий на земле. Как
и статьи Эренбурга, публицистика Леонова
воодушевлена твердой верой в то, что воля

народов восторжествует, что никому не да-!

но поймать в силки белоснежную крыма-
тую птицу мира.

Горячее участие в битве народов за мив
принимает и боевая советокая поэзия. Во-
семьдесят три поэта’ выступают в сборнике
«В защиту мира!», вышедием недавно в
издательстве «Советекий писатель». Стро-
гий кованый щит изобразил художник Ha
обложке этой катиги. Не надо проводить бес-
плодных дискуссий о значении Маяковеко-
го в наши дни —— раскройте сборник стихов
«В защиту мира!» и вы увидите, что тра-
диции нашего великого запевалы живут и
торжествуют в советской поэзии. Это от-
звуки его голоса и поступи слышны в сти-
хах Михаила Луконина и Семена Вир”ано-
ва, казахского поэта Халижана Бекхолжина
и латышской поэтессы Мирдзы Бемпе. Это
его пристрастным и воевидящим взглядом
смотрят на капиталистический мир в своих
«заграничных» стихах поэты Микола
Бажан и М. Турсун-зале. Политическая
острота и гражданский пафос, свойственные
лучшим произведениям советских поэтов,
большевистекая зоркость и этот широкий
жест, словно охватывающий весь мир, —
разве это не черты живого Маяковского?

На головы недругов, поджиталелей но-
вой войны, всемирных гангстеров и бан-
хитов обрушивают свой гнев советские
поэты. Грозный, предостерегающий голос
народа слышен в стихах русского поэта
Александра Твардовского и украинокоро
поэта Макеима Рыльского, в строках каза:
ха Касыма Аманжолова и белоруссь Мак-
сима Танка, ;

Пишут советские поэты о наших дру-
‘зьях, о верных патриотах и борцах за
мир, о людях, для которых свобоха mpe-
выше всего. Здесь вы прочтете стихи 0
]Олиусе Фучике и Поле Робсоне, о метал-
лургах Шеффильда, хранящих портрет
товарища Сталина, и о героических горня-
ках Франции, отстамвавлтих свои шахты
< глыбой утля в руках против вооружен-
ных молодчиков Жюля Мока; стихи 9
славном китайском соллате и полвеком ра-
  бочем, стихи о Морисе Торезе и о болгар-
ском делегате, впервые проходящем по
широким гостеприимным улицам Москвы.

Каждая строка, написанная  созет-
скими писателями, как эхо, отзывается в
сердцах миллионов людей. Вот ках говорит
о значении советской книги для свобод
ного болгарекого народа газета «Отечест-
вен фронт»: «Каждая ‘из советских ЕНиР
является для Hac живым примером вдох-
новения и воли в борьбе во имя победы
великого дела социализма. Советская BHH-
га — наш учитель и воспитатель, Hall
близкий друг и товарищ».

Высокую оценку трудам и борьбе со-
ветеких писателей дает болгарская газете
«Литературен фронт»: «У них мы учимся
бороться с врагами человечества, учимея
ценить человека -— творца нового мира».
С каким восторгом и благодарностью от-
зываются протрессивные писатели и кри-
тики мира о произведениях советской лите-
ратуры. Рецензент Рене Летрильяр посвя-
щает свою статью в журнале «Эроп» ро-
ману Ванды Вастлевокой «Когда загорит-
ся свет»: «Закончив чтение, — говорит
юн, чувствуешь, что загоревигиеся с егни.
города и счастье жизни, обретенное Алек-_
сеем и Людмилой, долго еще будут осве-
щать мрак, бороться © которым нужно
повседневно, если не теряешь веры в лю-
дей». Правильный вывод сделал француз-
ский критик из книги советской писа-
тельницы!

..Вютда я кончал Эту статью, была уже
совсем глубокая ночь. Ярко горели огни
весенней Москвы, где-то далеко на желез-
нодорожной станции перфекликалиеь гою-
са паровозов. Рядом в комнате тихо спала
MOM пятилетняя девочка и два красных
бантика висели на. ее кровати. Ветер раз-
дувал занавеску нз открытом окне, еловно
на идущем вперед пароходе. В этот миг я
еще раз < новой силой почувствовал, что
и эта весенняя типтина, и эти ночные опни
столицы, и мирный сон моей дочери так
SCHBL спокойны потому, что где-то ©0-
всем недалеко за кремлевской стеной не
спит и трулитея сейчас великий Сталин,
потому, что весь советский народ, и в том
числе его певны, все свободолюбивые на-
роды мира ведут грозную и благородную, .
святую и праведную борьбу sa Map и
правду, труд и счастье на всей земле.

Mancen Кашен о новом романе Луи Арагона

В марте этого года во Франции вышла
третья книга романа Луи Арагона «Ком-
мунисты». Этот роман задуман автором
как многотомное произведение, охваты-
вающее историю Франции с кануна вто-
рой мировой войны до наших дней.

Новому роману Арагона посвятил две
свои статьи редактор «Юманите» Марсель
и Мы нечатаем выдержки из этих
статей.

вышли перуью выпуски его нового мното-
томното романа «Воммунисты».
Крупнейший французский писалель на-
его времени. Луи Арагон отдает свое
художественное мастерство, вею силу свое-
ro выдающегося таланта французской ком
мунистической партии, членом которой он
является. В обеих своих последних KHH-
тах, обращаясь к своим современникам.
писалель прямо и решительно говорит о
том. что безраздельно связал свою судьбу
‹ компартией Франции и нашел в ее ря-
дах свое место в борьбе за дело француз-
ского народа. Подлинный мастер художе-
ственного слова, Луи Афатон не ототра-
няется от общественной борьбы. Раз и на-
всегда Арагон сделал свой выбор— он за-
няя свой боевой пост писателя в рядах
лучниих сыновей налиего народа. Луи Ара-
тон воетда и прежде всего — паютийный
деятель.
«Вюммуни-
etn dyn Aparon ¢ потрясающей реали“

отичвокой силой воссозлает жизнь Фран-

ции в месяцы, предпествовавшие началу
второй мировой войны. Эта смелая книга
является ответом на гнусную кампанию
лжи и клеветы, которая уже давно и
добросовестно,

Честно, не опу-

Последние произведения yn Aparona
носят названия, полные глубокого емыела
и значения. В 1946 году он написал кни-
гу «Меловек-коммунист». В 1949 roxy

Гоше Aragon. «Les communistes». Tomes
1, H, 1, Paris. 1949—1950.
Луи Арагон. «Коммунисты». Книги 1-я,

2-я, 3-я. Париж. 1949—1950.

ская ни малейшей детали, восстанавливает
Аратон подлинные ‚ исторические факты и
показывает. какой грубой ложью является
все то. что враги нмней партии говорят
о событиях августа 1939 года.

Читая роман «Аоммунисты», мы все
время чувствуем, что эта книга принадле-
жит перу борца, перу партийного деятеля.
Ее французские читалели не забыли о TOM,
что Луи Арагон был активным участни-
ком описываемых им событий. Газета «Се
суар», редактором которой он был в 1939
году и которой он с честью продолжает
руководить, заняла в то тяжелое время
твердую и непримиримую позицию Tepes
лицом чудовищной антикоммунистической
кампании, разрязанной силами реакции...

...В недавно вышедшем третьем выпуске
«Коммунистов» Луи Арагон подвергает
анализу события, происходившие во Фран-
ции и в Европе в ноябре 1939 гола и в
иерзые месяцы 1940 года. Он описывает
начало войны между Германией и Фран-
цией, Он воскрешает некоторые эпизоды
военного конфликта между СССР и Фин-
ляндией.

Эти исторические события систематиче-
ски фальсифицировались агентами  фран-
пузской и международной реакции. Задача
Арагона состояла в Том, чтобы восстано-°
вить их со всей исторической точностью.
Одним ударом разрушает он ложные мифы,
превратные толкования фактов и гнуеную
клевету, которую распространяют рьяные:
защитники капиталистичеекого. строя, 05-.
лепленные ненавистью к трудящимся, не-
навиетью к коммунизму. }

В этом блестящем разоблачении фальси-
фикаторов истории, предателей Франции,
предателей дела мира — большая заслуга
нового произвеления Арагона.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 38 3

it