Хорошая книга для детей

В повести А. Кононова «У Железного
ручья» рассказывается о борьбе крестьян,
русских и латышей, со своими  утне-
тателями — помещиками и немецками 6а-
‚ фонами, Время лействия — 1906 год, ме-

сто действия — Латвия. тот ее’ край. Лат-
_ талия, где © давних пор латышекие дерев-
ни соседствовали © русскими. В б6рьбе
‘участвуют и лети: два мальчика — Гри-
``Ша Шумов и Ян Редаль-терои повести.
Она написана для детей и облалает ка
чеством,  отличающии художественные
произведения детской литературы: ‘автор
как бы глядит на мир глазами своих юных
тероев. Писатель умеет передать особенно-
сти детского восприятия, сделать прюйз-
ведение  доходчивым, понятным уму и
`сердцу ребенка. При этом А. Кононову
хдаелся едва ли не самое трудное: pac-
сказывать о событиях ‘ясно, не упрошая
смысла жизненных явлений, сущности 0б-
°пественных отношений. :
На крестьянских сходках, ‘пол красным
знаменем— рядом латыши и русские: им
олинаково невозможно жить без земли,
” одинаково невыносим помещичий гнет. 13-
`тышекая боевая дружина помогает бежать
своему товарищу Ивану — солдату; учи-

тель Шизковский, русский, — помогаег
дружине — «лееным братьям», в ее рядах
Петр Сметков — пропагандист  ленин-

ских идей. Повесть дает молодому читате-
лю представление о том, как глубоки кор-
ни дружбы народов нашей Родины.

После поражения декабрьского восстания
1905 г. рабочие и крестьяне отступали ©
боями, всячески сопротивляясь свирепому
`натиску реакции. Борьба принимала самые
разнообразные формы; олной из них
была партизанская война. Это сложнейшее
-в первой русской революции явление Во-
нонов описывает исторически правдиво,
``документально точно; ‘нет в повести ни
олного сколько-нибудь значительного эпи-
зола борьбы. не основанного на историче-
‘ских фактах.

На Тизенгаузенов «целое войско» TOA:
нялось, говорит Гриша ПГумов. Женшины-
‘крестьянки составляют его  «интендант-
ство». снабжают продовольствием «лесных
братьев». Многие в деревнях знают тайну
их деятельности, но не выдают; напротив,
глубоко сочувствуют. 8

В повести много героев — смелых уча-
стников вооруженной борьбы:  Кейнин,
Иван-солдат, Вирюшка Комлев, славные
латышские парни. обезоружившие охрану
Тизенгаузена. Такое изображение истори-
чески верно и очень ценно в повести для
детей, оно учит понимать силу массы —
коллектива.

Автор рисует разных Участников ABA-
жения: и вожаков-революционеров. и тех,
кто. сочуветвуя. отступает перед  реши-
тельным лействием.

Петр Сметков — слесарь рижевого 3a-
вола «Феникс». Он принес в далеко от-
стоявшие от промышленных центров ‘ле-
ревни Латгалии илей революционной борь-
бы. Со страниц книги звучат незабывае-
мые слова работы В. И. Ленина «Что
`лелать?». они вошли в повесть в пере-
сказе, понятном детскому восприятию:
«Гость говорил о кучке людей, идущих

А. Кононов. «У Железного ручья». Детгиз.

1849. 110 стр.

ПАМЯТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО БЕЛОРУССКОГО ПОЭТА

Недалеко от селения Кушляны,  Моло-
течненской области, на опушке леса лежит
огромный валун, — своеобразный  памят-
ник. который поставили жители Кушлян
своему олносельчанину-поэту. Грубым рез-
TOM высечена на камне надпись:

«Памяти Мапея Бурачка».

Пол этим псевдонимом в 1891 году в
Ерзкове была излана «Дулка белорус-
ская» — первая Книга стихов замечатель-

- ного белорусского поэта-демократа  Фран-
цишека Богушевича.

0 бесправии народа, о его ненависти &
угнетателям и эксплоататорам писал зачи-

`я. может, сам буду иекать его».

>
М. ЮНОВИЧ
4 < Г

по обрывисмему-и тесному пути... Идут-
они, крепко взявшись за руки. Они окру-
жены со всех сторон врагами и илут под
их огнем»,

_ «Видел ты когда-нибудь, Иван Ивано
вич, — говорит Сметков, — бурлит ручей,
только что разлился. ему бы шире проби-
вать себе дорогу. а нёт; смотришь, ушел
под. землю, не видать его. Проиал? Нет!
Настанет ‘время, выйдет тот`ручей наверх
полноводной могучей рекой!»

Эти проникнутые убежденностью и ве
рой слова. пробуждают живой отклик в ду-
ше мальчика. «Я все понял... говорит
он.—...Вы тут про ручей... про Железный
ручей толковали. Я давно про него знаю,
Гриша,
разумеется, не знает, о чем ведет речь
Петр Сметков, но всем сердцем чувствует
справедливость и благородство его дела.

Стремясь широко, как того требует ис-
торическая правда, охватить действитель-
ность, автор не достиг, однако, необходи-
мой полноты в изображении многих дей-
ствующих лиц, Отдельные персонажи —
Кириля Комлев. помещина  Перфильевна,
Дамберг ‘обрисованы так скупо, сжато,
что лаконизм — это прекрасное качество
искусства — превращается подчас в недо-
статов: произведение приобретает сухо-
ватость рисунка.

А. Кононов, вили№мо, хотел избежать ди-

дактизма и морализирования, которые
часто встречаются в детской литературе и
портят ее. Дидактизма и морализи-

рования Кононов избежал, но и воплоше-
ние своего замысла несколько  обеднил.
Говорят: дети не любят рассуждений. Вер-
но, наши дети в высшей степени чувстви-
тельны Ко всякой фальши в искусстве, не
любят пошло-сентиментальных  рабеужде-
ний, но горячее, умное слово, разъяоняю-
щее цели народной борьбы, будет ими глу-
боко воспринято. j

В повести дети продолжают дело и друж-
бу отцов: Гриша Шумов и Ян Редаль —
верные друзья. Вогла мальчиков жестоко
наказывают за сломанную барекую игруш-

ку, они в беле вепоминают: Гриша-—про

Железный ручей, Ян— про «лесных бра-
тьев». «Уйлем к лесным братьям...

С недавних пор в усадьбе часто говори-
ли про лесных братьев и всеа вполго-
лоба. оглядываясь. А 10 и шопотом. И
все-таки Гриша словно видел их: идут
братья по лесу, высокие, кудрявые, похо-
жие друг на друга. И за поясом у ка-
ждого — острый топор. Идут братья по
лесу, никого не боятся».

Так. представления, основанные на ка-
ких-то смутных. но все же реальных свё-
дениях, незаметно приобретают фантасти-
ческие черты, овеянные поэзией сказок.
Смешение реального и фантастики. на-
тлядность возникающих образов — игра
могучего детского ‘воображения — харак-
терная черта детской психологии; она и
запечатлень в повести.

Гриша и Ян-—— живые, верные образы

: NAN НН

Ф. Богушевич был учеником великих
русских  революционеров-демократов  Ве-
линского, Чернышевского, Некрасова,
Салтыкова-Шедрина. Он был  подлин-
но. национальным поэтом. Иногда,
правда, Богушевич  илеализировал исто-
рическое прошлое Белоруссии, но опреде-
ляет его творчество не это, а та демокра-
тическая позиция, с которой он выступал
в защиту прав своего народа. Нод его не-
посредственным влиянием начали свою
литературную деятельноеть Янка Купала,
Якуб Колас и Тетка.

натель критического реализма в белорус- Царская цензура жестоко  преслеловалта
ской литературе Ф. Богупевич. ^_^ творчество поэта. В -1908 тоду на две
В. ОГНЕВ

О любител

ьстве в критике

Критика поэзии в областных журналах и альманахах

Что можно сказать TO поводу таких
«образов» из стихотворения петрозавод-

‚ окого поэта В. Аристова: «звон сосен»,
«гулкие брызги», «мрак столетий», «звон
промерзшей землих? > - :
Вряд ли следует приходить в восхи-
щенье от их «яркости». Нначе думают об
этом критики Б. Михайловский и Л. Пзв-
лов. В статье «Голоса мололхых» («На ру-

_ беже», № 3, 1949 год. Карело-Финская’

ССР) они пишут о В. Арвотове:

— Чрезвычайно ценно, что поэт имеет
свой ‹«голес». «Часто ето зрительные и
слуховые образы . красочны,  рельефны,
скульптурны». «Таких ярких деталей, —
пишут они далее, — в стихотворениях
В. Аристова немало: Перед нами несомнен-
но одаренный поэт». Оптимизм критиков
может только умилить читателя. Трудно
поверить в яркость тажих деталей. как
«мрак столетия», мудрено почувствовать
«скульттурноеть» в: «елуховом образе».
Особенно зосторгаются ` критики тем, что
В. Аристов «иногда (!)... проявляет. стрем-

ление «увязать» свою абетражтно-романти-’

ческую лирику с современностью». И это
товорится серьезным тоном.  ^.

А вот другому поэту — Г. Вавинову не
повезло. «Чем здесь любуется, что вепо-
минает, чему поклоняется поат?», — строго
вопрошают критики, «Овины и светлые
хаты», «столбы верстовые», «синь озера»,
«узкие тропы B OBCe>, как уверяют
критики, являются непремёнными `атри-
бутами  эстетекой (7) повзии». Почему

эстетской? Просто критикам попались на

тлаза слабые подражательные стихи, сви-
делельствующие

° идет от книг, & не от действительности,
- окружающей. его.

Дилетант — человек, занимающийся

искусством или наукой ^без достаточной

0 том, что молодой поэт

Ибдтотовки и без стремления к их основа.
тельному изучению, — говорится в эн-
циклопедии. Дилетантетво — дитя празд-
ности, пережиток барского пренебрежения
к труду. А в наши дни — потеря ответ-
отвенности перед коллективом, создателем
материальных и духовных ценностей. Ди-
летантетво, «любительство». противно ©8-
мому духу нашего общества, жизненная
основа ‘которого =—— труд.

Талант, ум, знание жизни, мастерство —
качества, без которых нельзя себе пред-
ставить писателя, — необходимы в такой
же мере и критику.

«Тюбительство» — это. не определение
того, вто пишет, з определение того, как
пишут. Нередки случаи, когда по глубине
й меткости оценок художественных произ-
ведений читатели оставляют далеко позади
иных профессиональных критиков. Рост
культурности народа вызвал  пирокое
«вмешательство» читателя в дела лите-
ратуры.. Это явление глубоко отрадное.
Оно вызывает, в свою. очередь, повыше-
низ  требовательности к качеству
критических выступлений. Будь то кри-
тика профессиональная. будь то печатный
отзыв читателя — задачи их © каждым
днем становятся всё. ответственней и се-
рьезней:

Профессиональная критика не имеет
права плестись в хвосте! Ee задача a K-
  тивно формировать художественные вку-
сы народа, неустанно совершенствуя при
этом мастерство анализа явлений жизни и
художественных произведений.

Борьба за повышение илейно-художе-
ственного качества поэзии тесно связана
Co степенью квалификации критиков, при-
званных воспитывать и направлять 1под-
тов. К ебжалению, просматривая комплев-
  ты областных журналов и альманахов за

‚ ребят. Их до езмозабвения увлекает дёре-

вянный конь, они и драчуны, и любитёли
ярмарочных лакомств. умеют, когда нуж-
но, перехитрить противника в игре в коз-.
ла, —— славные ребята, с душой, откры-
той всем впечатлениям бытия. Им прису-
щи и мальчишеекая жажда приключений,
м жажда необыкновенного, подвигов. По-
ставленные в условия трудовой жизни,
они’ растут наблюдательными, смелыми,

й   самостоятельными в мыслях и поступках.

Как не похожи Гриша и Ян на Евла-
шу — сына прасола Лешова. Евлаша на-
бражя от своего «папашки» торгашеско-
то духа лжи и обмана; Евлаша чванлив,
труслив потому, что привык надеяться на
силу отца. j

Гриша и Ян втягиваются в революци-
онную борьбу. Ветреча с Иваном-солда-
том привела мальчиков в отряд «лееных
братьев». Они пришли сюда сначала по
безотчетному. сердечному ‘сочуветвию за-
щитникам справедливости, & более веего—
по влечению к деятельности. Эту последнюю
черту А. Кононов вылелил в образах своих
юных героев. И правильно сделал: дети—
люди прямого действия. Приобщившиеь к
революционной борьбе, ребята проявляют
себя настоящими помощниками взрослых.
`Они, конечно, готовы играть «в козла», но
игра не отвлекает их от взятого Ha 6е0я
обязательства; они беспокоятся © судьбе
Ивана-соллата. толково вымолняют ег по-
рученяе, строго хранят его тайну. Вак ни
хочетея тассказать о ней, — молчат.

Гриша Шумов. умеющий сохранить Чу-
wy тайну. — это уже не тот Гришутка,
которому страстно захотелось прокатиться
разок на великолепном деревянном коне.

Хороши в повести описания природы:
их немного, они не задерживают хода ©0-
бытий: это — чудесные миниатюры, да1о-
шие возможность вновь и ‘вновь увидеть
и почувствовать ненаглядную красоту ми-
ра. Они не только хороши сами по себе,
они связаны с жизнью детей, входят в
общий строй детских поэтических  пред-
ставлений о мире.

Образы Гриши и Яна привлекают своей
жизненностью; в них ярче всего сказа-
лось присущее писалелю уменье отбирать
черты и детали, казалось бы, непримет-
‚ные, невыдающиеся. a Ha самом деле —

красноречивые и выразительные. Но и
здесь односторонняя приверженность К
строгому  лаконивму порой портит взы-

скательную, серьезную работу художника;
переживания ‘детей, ставших участизками
народной борьбы, те чувства, что уже
пробудились в их душе, — справедливого
негодования, сострадания к  крестьян-
кам — слабо переданы.

Повесть «У Железного ручья» отвечает
многим требованиям  коммунистического
воспитания: она знакомит читателя © ис-
торией революционной борьбы; проник-
нутая чуветвама дружбы и братства
наролов, она учит пролетарскому интерна-
пионализму,  деятельному отношению к
жизни; она поэтична и заставит читателей
полюбить юных героев, примкнувитих к 06-
вободительной борьбе. Следует `пожелать
автору успеха в его работе над второй
частью книги.

книги стихов — «Дудка белорусская» и
«Смычок белорусский» был наложен арест.
  На-днях общественность Белоруссии от-
 метила пятидесятилетие ‘со дня смерти
©. Богушевича. В Минске состоялся вечер,
посвященный памяти писателя. На ето ро-
дине, в Молодечненской области, проведе-
ны читательские конференции и литера-
турные вечера. В селе Кушляны  состоя-
лась научная сессия Молодечненскаго учи-
  тельского института, посвященная памяти
поэта. Крестьяне деревни Жупраны, Ош-
MAHCKOTO района, назвали свой КОЛХОЗ
именем Ф. Богушевича.

П. ГЛЕБКА

побледние два тода, нередко приходится
читать статьи, которые не только не по-
могают поэтам в  совершенствовании
мастерства, но порой и тормозят  разви-
тие поэзии, сбивают © толку. поэтическую
молодежь.

Остановимся на некоторых общих, на
наш взгляд, нодостатках в критике поэзии
в областных журналах и альманахах.

Теоретический уровень ряда статей
крайне низок.

Вит. Попелов в № 7 «Звезды Восто-
Ка» за 1948 год, справедливо критикуя
безидейные стихи А. Иванова, в то же
время походя расправляется с Жанром
пейзажной лирики, делает сомнительный,
HO категорический вывод 0 том, что к фор-
мализму приводит поэта.» описательность.

С. Говберг и А. Малин («Крым» № 2,
1948 г.), говоря о лирике, которая «нам
нужна», прибегают к туманной метафоре:
«стремительный, могучий поток», а не
«журчащий в глуши ручеек». Ясно, что
подобные образы не в состояния выразить
ни сущности социалистической лирики,
ни ее отличия от лирики прошлого.

Вот статья А. Костанова под многообе-
щающим заголовком «0 дорогах верных и
ложных» («Дон» № 12, 1948 г.). В этой
‘статье есть ^ хорошее стремление 9606-
щить творческий опыт поэтов Ростова.
Но, к сожалению, в ней немало и путаных
рассуждений, свидетельствующих о том,
что А. Востанов неясно представляет се-
бе роль и место художника в советском
обществе. Автор, напутствуя поэтов, то я
дело цитирует Маяковского, но, переходя
к анализу стихов А. Гарнакерьяна, вдруг
пишет; «Чувство меры и просто элемен-
тарное чувство такта настолько  утрачи-
ваются А. Гарнакерьяном, что он He мо-
жет забыть о себе даже в произведениях,
посвященных большим общественно-поли-
тическим темам». Но именно Маяковский
писал:

A

себя i
под Лениным чищу,
чтобы плыть
в резолюцию. дальше,

`дующей

В Комитете по Сталинским премиям
в области литературы и искусства

В связи с предложениями общественных
организаций Азербайджана  Бомитет по
Сталинским премиям в области литерату-
ры и. искусства обсудил вопрое 0 книге

Гейдара Гусейнова «Из “историй  обще-
ственной и философской мысли в Азер-

байджане ХХ века» и признал, опибоч-
ным свое прежнее решение © выдвиже-
нии_этой книги на Сталанскую. премию
3-й степени за 1949 год. _

Комитет отметил, что книга Г. Гусей-
нова написана.с неправильных политиче-
ских и теоретических позиций изв 060-
бешности извращает характер движения
мюридизма и Шамиля, представляя их как
якобы прогресбивные национально-06в0бо-
дительные и демократические ‘явления.

Так, Гусейнов пишет, что’ Шамиль

«всячески стремился помочь борьбе азер-
байджанских крестьян противо царизма»
(стр. 61). Гусейнов расематривает движе-
ние горцев, возглавляемое Шамилем, как
освоболительное и присоединяетея в сле-
апологетической характеристике
Шамиля, данной буржуазным ‘историком
М. Казом-Беком: «В имени Шамиля скры-
вается много мыслей исторических и пат-
рлотических... он герой и создатель  ге-
рсев». Гусейнов соглашается также © Ва-
зем-Беком, писавшим о том, что Шамиль
был «избранником народа» и что. движе-
ние горцев, возглавляемое Шамилем, было
народно-освободительным. Г, Гусейнов пи-
met: «Kak социальное движение, мюри-
дизм был направлен против колониального
гнета царизма, а также и против  азер-
байлжанских феодалов» (стр. 230. 230,
238). :

Подобная опенка Шамиля и мюридизма
является антимаркоистекой, противоречит
историческим фактам и в корне извращает
действительный смысл этого движения,
которое являлось реакционным, _национа-
листическим и находилось на службе у
английското капитализма и турецкого сул-
тана. При этом Гусейнов игнорирует пря-
мые высказывания передовых мыслителей
и писателей Азербайджана ХГХ века Мирза
Фатали Ахундова и других, которые кри-
тиковали мюридизм, как резкционное дви-
жение, ориентировавшееся на Турцию.

В противозес утверждениям Гусейнова
6 <«нарололюбии» и «патриотизме» Шами-

ля, Шамиль говорил: -«Я управлял Н2ро-  рых доходчивых
JOM скверных, разбойнихами, которые Т0-   красная и благодарная.

гла только сделают что-нибудь доброе, ко-

Георгий ГУЛИА

НОВЫЙ
КУРНАЛ

Показать нашу Родину в ярких, правди-
образах — миссия пре-
Этой цели и слу-

жит журнан «Советский Союз», первые

гла увидят, что над их головами ВИСИТ у; номера которого вышли из. печати.

тталгка, уже срубившая несколько го-
лов...» (Акты, собранны Кавказской ap-
хеографической комиссией, т. XII, emp.
1524, Tudanc, 1904 r.). . .

Г. Гусейнов обошел прямые высказыва-

ния Маркса и Энгельса о Том, Что ТОРЦЫ,   здания-велаканы,
были союзняками   скими ЛЮДЬМИ.
Россий   цветное фото верно пер
и что Шамиль стремился согласовать свои строгую деловитость С
англичзн   Союза.

руководимые Шамилем,
турок и англичан в борьбе против

действия @ действиями турок и
(Марке—Эигелье, Cou, 7. IX, emp. 410,
556).

Шамиль вел переписку с турецким сул-
таном, Шамилю был обещен, по взятии
Тифлиса, тлтул короля закавказокого, Шо-
миль официально получил от Порты зва-
ние тенералиссимуса черкесской и гру-
зинской армий ‘(Марко-—Энтельс, Cou,
т. Х, сть. 124). Марке писал, чт ан-
глийская эскадра под командованием
контр-адмирал  Лайонса. должна была
ветупить в езязь © черкесами, в особенно-
сти с их вождем Шамилем. Турецкий же
флот должен был доставить черкесам пред-
меты. вооружения (Марке-—Энтельс, Соч.,
т. Х, стр: 39—40).

Мюридизм ориентировалея на Турцию и
Англию и ставил своей задачей подчине-
ние движения горцев, возглавляемого Ша-
милем, захватническим интересам  Тур-
ции и Англии на Вавказе.

Идеализация мюридизма в книге Г. Гу-
сейнова по существу является отражением
буржуазно-националистических колебаний
и должна быть решительно. осуждена.

В связи с вышеизложенным Комитет по
Сталинским премиям в области иокусства
и литературы вошел © ‚ ходатайством в
Совет Министров СССР of отмене решения
о присуждении Гейдару Гусейнову Сталин-
ской премии за книгу «Йз истории обще-
байджане ХХ века». :

В Совете Министров СССР

Совет Министров СССР удовлетворил

ходатайство Комитета mo Сталинским

премиям в области искусётва и литературы при Совете Министров СССР 0б отмене
прежнего решения о присуждении Сталинской премии третьей степени за 1949 г.
по разделу «Литературная критика и иску сствоведение» Гейлару Гусейнову за книгу
«Из историй общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века».

ЗНАЛИ

«КАК БУДЕТ УГОДНО...

В номере от 10 мая 1950 года «Лите-
ратурная газета» опубликовала статью
А. Калинина «Как «Учительская газета»
з& кустами не увидела леса». В ней осу-

ждалась оценка книги М. Никулина
«Жизнь впереди», данная «Учительской

газетой», которая тенденциюзно  подобра-
ла четыре читательских. отзыва 0 позестя
(см. номер от 22. марта 1950 года).

13 мая 1950 года «Учительская тазе-
та» снова выступйла с прострачной  по-
лемической статьей, которую нельзя рас-
ценить иначе, как попытку затемнить со-
вершенно ясный вопрос. Hes

«Учительсжая тасета», по существу, от-
казалась от своей первоначальной оценки
повести. Но у редакции нехватило муже-
ства сделать это открыто. «Шроизведение
это не нужно  «зачеркивать», в стрем-
ленийи к чему нае тщетно старается «ули-
чить» тов. А. Калинин», — пишет она.

А вот что писала газета 22 марта:
«Тема важная... увы, это’ единственное,
9% заслуживает похвалы...» «Повесть
М. Никулина н® имеет ничего общего с
социалистическим реализмом. Все персона-
жи оглуплены автором, и все в книге, как

То, что лирическое «я» А. Гарнакерь-
яна не сливается достаточно органически
с содержанием его поэмы, говорит He
о сбестактности» поэта, & о недостат-
ке мастерства. Не ясно ли, что неуме-
ние отличить правильный принцит
поэзии Маяковского от частной ошибки
поэта Гарнакерьяна не есть достоинство
критика? По «верной» ли «дороге» по-
сылает А. Костанов поэта?

_ Но может это обмолвка? Нет. На сле-
дующей странице А. Костанов,  анализи-
руя стихи Л. Шемшелевича и В. Жака,
заявляет: «Однако, так внимательно при-
сматриваяеь к малейшим движениям своей
души... наши поэты, к сожалению, ста-
новятся поразительно невнимательными и
нечуткими, как только дело доходит до
изображения героев нашего времени, со-
ветских людей». Понимает ли критик, что
такое лирика? Понимает ли он, что поэт—
это такой же советский человек, 6
такими же, a не особенными чувствами?

Очевидно, недостаток стихов Л. Шем-
шелевича и В. Жака вовсе не в том, что
они «внимательно вематриваются» в дви-
жение своей души, а в том, что это
их «движение души» отражает мирок су-
губо личный и мелкий. ;

Серьезным недосталком ряда  критиче-
ских статей, опубликованных в областных
альманахах, является  тажже отсутствие
в них конкретно-исторического подхода к
явлениям литературы.

Так, например, Б. Михайловский и
Л. Павлов в статье «Голоса молодых»
(«На рубеже» № 3, 1949 г., Карело-Фин-
ская ССР) считают исходным моментом
современной поэтической практики —
«умение правильно воспринять и вопло-
тить в поэтические произвеления  «Фоци-
альный заказ». Стоит ли говорить 0 TOM,
что само понятие «социального заказа»,
дает вульгарное, упрощенное предетавле-
ние 96 отношении писателя к обществу.

«Обтекаемость» стиля -— еще одна чер-
та плохой критики. Примером такого
рода бессодержательной рецензии может
служить критика Ал. Смородиным  сбор-

в кривом зеркале,
рикатуру, чем на подланяую нашу
ветокую действительность».

Нтак, повесль, в которой едимственно   28
что заслуживает внимания —— это замы-

ced, повесть, ничего общего не имеющая
с социалистическим реализмом, повесть—
‘карикатура ‘на’ советекую  действитель-
ность. Разве это ме зачеркивание повести?

Что же касается «развязно пренебрежи-
тельных поучений», якобы
«Йитературной газете» в

ждения о литератур не сбивали его
толку.

И последнее. Постоянный оборот: «Как

будет угодно «Литературной газете»,

свойственных
отношении к
письмам читателей, тд’ можем только до-
бавить: именно потому, что «Литературная
газета» ценит общественное ‘мнение, мы и
хотим. чтобы’ случайные и пПутаные су-
С

Красочная обложка с первого же ий
привлекает к себе внимание читателя, На
обложке первого номера изображен Москов-
ский Кремль, ставший символом могущест-
ра и славы нашей Родины. Вдали — новые

построенные = совет-
Прекрасно исполненное
сдает и величие и
толицы Советского

Первый номер журнала открывается
спимками, рассказывающими о торжестве
советской демократии. В нем помещены
снимки, посвященные всенародным выбо-
рам в Верховный Совет СССР. Первым де-
путатом народ избрал Иосифа Виссарноно-
рича Сталина. Мы видим на страницах
журнала п волнующую картину выдвиже-
ния рабочими Московского элетрозавода
И. В. Сталина кандидатом в депутаты п
товариша Сталина, голосующего в памят-
ный день 12 мофта 1950 хода.

Bo втором номере журнала помещен
большой очерк .06 избранниках народа —
депутатах Верховного Совета CCCP.

Советский Союз — великии, борец
мир н демократию. Журнал показывает чи-
тателю момент подписания Договора 0
дружбе, союзе и взаимной помощи между
СССР и Китайской народной республикой,

Прием делегации Постоянного комитета
Всемирного конгресса сторонников мира
председателями палат Верховного Совета
СССР — одна из тем журнала.

Наша Родина — могучая  индустриалъ-
ная держава, страна социалистического
сельского хозяйства. Объективы фотокор-
респондентов переносят нас в цехи москов-
ского станкостроительного завода «Крас-
ный пролетарий», Горьковского автомо-
бильного завода, к вышкам нефтяного Баку.

Угольщикам Донбасса посвящен очерк
«Это видели шотландские горняки» во вто-
ром номере журнала, Наши шахты — са-
мые механизированные в мире. Шотланд-
ских горняков поразили и чудесные под-
земные машины и социалистический быт
торняков, окруженных большой заботой.

Тистаем страницы журнала... Перед на-
ми Киев, торный Алтай, Грузия, горы Ce-
верного Кавказа, Киргизии, социалистиче-
ская Тува... Мы как бы сами присутет-

вуем на сборе зеленого чайного листа; бе-

седуем с отдыхающими в алтайском санз-

тории  Чемал; видим чудесную новинку в

горах Кавказа — приемо-передаточную ра-

диостанцию на службе у пастухов; словно
побывали и в Вневе, и в Латвия, па паст-
бищах Киргизии...

Отлично воспроизведены во втором HO-

больше похоже на ка- Мере «Советского Союза» дорогие для всех
©0-  трудящихся подмосковные места — Горки

Тенинские, связайные с жизнью Владими-
Ильича Ленина.

Московский метрополитен —— ‘гордость
всей страны. Новые станции, подземные
дворцы — выдающиеся произведения 0о-
ветской архитектуры. Цветные фото выра-
зительно передают красоту этих сооружен
ний сталинской эпохи.

Очень интересен фотоочерк, прослежи-
зающий десятилетний путь девятнадцати
школьных друзей из города Тушино.

Просматривая номера журнала, снова
убеждаешься в его настоятельной необхо-
хнмости. Невольно рождается и ряд поже-
ланий, обращенных к редакции журнала:

В «Советеком Союзе» участвуют неко
торые писатели, работники советских Ti-
зет. Мне кажется, что журнал выиграет,

_ 30   если в нем примут более активное участие
«Учительская газета» пе станет», и т. д.

Hann лучшие писатели, Браткие, по яркие,

и т. п,—-производит весьма странтое впе-   выразительные подписи рядом с отличны
чатление. Но как и чтб. «угодно» «Учи-  ми фотографиями усиливают  воздейстот

тельской» или «Литературной газете»,

чтоб отвечает интеросам советского натода,
интересам советской литературы — только

так стоит вопрос.

ORLA RRL LL LLL ALLL LEAL LLL ALA ALL PLA AL ARAL NLA AL AL AL AL ALO AL AL ALD AL AL AL AL ALA APA AAA IAA AA AA AIL ADA AAA AA ASA RRL Noy

ника КЮ. Гордиенко
(«Сибирские огни»,

можно понять Из невнятных

«Звезды на касках»
№ 1, 1949). Что ‘небольшие стихи. Короткий, богато иллюст-
утверж-   рированный очерк должен быть частых

а  журнала. Например, статья «Успехи co-

ветской экономики», с точки зрения №4-
стерства изложения, могла бы быть яч,
Хотелось бы, чтобы более живым, образных
языком было рассказано о крупнейшем
предприятии советского автомобилестрое-
ния — Горьковском автозаводе,

Очень бы украсили страницы журналу

дений, ежеминутно самоопровергаемых, вро-   гостем в журнале. Можно было бы привот-

де: «стихотворения...
перепевом, хотя и на свой голос (?!) зна-

комых... мотивов. Ной в этих стихотво-

рениях... есть его собственное — отноше-
ние... А взятые вместе, эти стихи, хотя
и с недостаточной ссамостоятельностью,

воссоздают...» и т; д.

В некоторых альманахах авторы кри-
тических статей о поэзии вообще не рис-
куют иметь дело с ‹ поэтическим

‘материалом. Безопаснее переложить стихи!

на прозу и говорить о них, как, скажем,
06 инструкции по агротехнике. Tar,
С. Павлов («Забайкалье», № 3, 1949),
разбирая поэму «Семена. победы» А. Фро-
лова, сделал вывод, TO: <главней-
шим» из «серьезных недостатков» поэмы
является тот, что «автор не показывает...
благодаря каким агротехническим ириемам
колхозники  вызели  высокоурожайный
сорт пненипы»,

**

#

Качество критических выступлений в
областных журналах и альманахах вызы-
вает серьезную тревогу. Журналы и аль-
манахи, Kak правило, не имеют  постоян-
ных критических кадров. Редакции Ma-
ло привлекают новые имена из следы прё-
подавателей литературы местных вузоз,
аспирантов, студентов-литераторов, из сре-
ды журналистов и широкого круга совет-
ских людей — образованных, культурных,
кровно интересующихся вопросами литера-
туры.

Критика поэзин будет только тогда
на высоте, когда оценивать  идейно-ху-
дожественные достоинства стихов будут

люди, теоретически подготовленные, 05-
ладающие художественным вкусом, лю-
ди, умеющие найтя место  каждото от-

дельного явления в общем потоке литера-
туры и в 10 же время обладающие способ-
ностью индивидуально-творческого подхода
к автору.

могут показаться...

ствовать и появление небольшого рассказа;
географически «привязанного» к тем пли
иным районам страны,

ЧВурнал «Советский Союз» — журнал
иллюстрированный. Любая фотография, на-
печатанная в нем, должна быть произведе-
  наем мастера. В первом номере, например,

немало контрастов: рядом с блестящими
снимками -— слабые. Снамок, изображаю-
ший беседу в кабинете директора Горьков-
ского автозавода, получился тусклым, в TO

водского цеха. Не может удовлетворить чи-
тателя посредственный снимок, изображаю:.
щий самоходные комбайны, прибывшие в
Молдавию. То же самое можно сказать по
снимке во втором номэре, показывающем
заплыв пловца на Москве-реке.
Советские писатели приветствуют выход
нового журнала «Советский Союз», желают
ему творческих успехов в большом п 0т-
ветственном деле ознакомления миллионов
читателей в Советском Союзе, д также и
за рубежом, с жизнью великой страны 69-

циализма.

По следам выступлений
«Литературной газеты»
ааа ome ee ен

«ВМЕСТО ПОЛНОГО —
РАЗРОЗНЕННОЕ»

` Под таким заголовком в № 29 «Лите-
ратурной газеты» от 8 апреля с. г. была
опубликована заметка, в которой указыва-
лось, что. Гослитиздат не выполняет своих
обязательств перед подписчиками. Отлель-
ные томы начатых до войны изданий клас-
CHKOB до сих пор не разослаты многим
подтясчикам.

Заместитель начальника Главполитраф-
издата тов. А. Котеленец сообщил релак-
ции, что Гослитиздату дано указание 0
выпуске дополнительным тиражом поо-
данных подписчикам томов. Кроме того, в
этом году выйдут 1-й и. 9-Й томы собра-
ния сочинений Салтыкова-ШЩедриня, 6-Й
том сочинений Шекспира и 1-й, 2-Й 3-й

е

и 4-Й томы сочимений Мопассама,

за 4

_

время как рядом — великолепное фото Ba ,