ве полках? Личная шпага Суворова, его

‚ славмого русского оружия.

_ неизвестна.

А. К СУВОРОВ Рис, худ. А. nee

THITAL A I OJIK  (

Лет двалиаль назад в одной из новго-
родских деревень встретились и разгово-
рились два солдата: один — пехотинец,
‘начал службу еще в лейб-гвардии Семе-
‚новском полку, другой— казак, полный ге-
‘оргиевский кавалер, в гражданскую войну:
команлир в частях Красной конницы. До
службы казак работал. на железной доро-
ге маляром. В село ero послала ле-
нинградекая партийная организация —
подходил год великого социалистиче-
ского переустройства деревни.  Переез-
жая из села в село, в свободный час он
расспрашивал о старине. любопытствовал
по поводу всяких находок в. бывших бар-
ских имениях; всё его занимало — книги,
портреты, а. особенно старинное оружие.

Бывший семеновец рассказал ему. как
однажды, незадолго до германской войны,
ем вызвал К себе командир полка и ве-
лел сделать витрину для полкового музея.
Витрину он сделал. Что же хранилось на

Всеволод и.
После. окончания. войны Грусланов Bo3-
вратился в Ленинград, в свой Историче-
екий музей, попрежнему сотрудником.

Ero не’ было в годе — те ли Ko-
пал он землю под. Измаилом,  отыскивая

ровских вотчинах под Пензой беселовал с
колхозниками и разбирал архивы, когда в
музей явился  чернобородый  незнакомеп,
старик со свертком полмышкой. Посетитель
оставил сверток на имя Груславова. оста-
вил записку,

Однако. когда Грусланов вернулся в
Ленинград, записка оказалась затерян-_
ной, Он развернул сверток. В его руках
был большой обрывок старинного знамени:
Шелк истлел, однако он @разу узнал это.
Знамя  — суворовских времен, лейб-гвардии
Семеновского полка.
` Никто не знал фамилии посетителя, RTO
он, откуда. Сторожиха припомнила одно:
ухоля он сказал. что торопится к поезду.
Вечером он принимает больных. Й будто
`бы-он из Порхова, или из Пскова, пли из
Колпино. Высокий крепкий старик с Чер-
ной, почти без проседи боролой.

Найтя этого человека нужно было во
что бы то ни стало. От него тянулся тот
след, Который Грусланов разыскивал без
малого два десятилетия. Историк обратился
в слелователя. — ему это было не впер-
вой. Розыски привели его в Колйино.

Долго бродил он среди обугленных, еще
не отетроенных домов городка, пока  на-
шел доктора Г. — посетителя со свертком.

Как попало к нему семеновское знамя?
Их ‘было лва брата и оба служили в Ce-
меновском полку офицерами. Брат врача до
поступления в полк окончил Академию ху-
ложеств, именно ему поручил командир
полка устроить полковой музей. Когда по-
сле революции полк уходил па фройт,
солдатский комитет попросил брата самое
‘пенное из музея взять К себе на кзартиру
и сохранить. Помнится, то ли немпы, то
ли Юденич наступал на тород, когда брат
пришел в нему, доктору Г., и заявил,
YTO дольше держать у себя такие ценно-
сти нельзя. Они не должны попасть во
вражеские руки. Й он секазал, что спря-
Tal знамя у себя, уложил в ящик
все суворовское оружие и’ бросил этот
ящик в пруд; здесь, в Колпино, возле дома,
в котором они жили прежде. «Вскоре пос-
16 этого, — сказал доктор Г., — брат мой
умер».

У Грусланова руки опустились, когда
он увидел пруд -— общирный, заросший
тиной. 3 ae

И тем не менее он знал, что ему делать.

Несколько лней спустя он сидел в гвар-
дейской казарме. в кабинете . командява
полка. «Тут нужен не приказ, — сказал
полковник, когда Грусланов рассказал
ему о своих поисках. — 060 всем этом вы
сами поговорите © солдатами».

Влуб был тесен, полю выстроилея пю-
среди казарменного двора. Грусланов го-
ворил о Суворове, о русской боевой славе,
о своем труле историка. о тайне старого
пруда срели колпинских развалин. Он
просил помощи у гвардейцев, у Tex, кло
по-суворовеви громил врага. Кома он
кончил, помогать ему вызвались все рядо-
вые и офицеры.

Целое подразделение приехало в Колпи-
но, и тотчас на берегу пруда выстроились
палатки. Сходился народ. Появились ве-
дра, багры, ручные помпы. Соседний кол-
х0з прислал в помошь лдвалцать человек.

Качали воду и прошупывали darpamu
дно. Едва сошла вода, люди по колено вхо-
дили в зловонный ил, черпали ведрами
трясину. и мало-помалу досада овладевала
всеми: ящика с драгоценной суворовской
шиагой не было.

Вое нужно было начинать сначала.
Вместе с доктором Грусланов перебрал
всех родных и знакомых его брата, всех,
Koro любил. всех, с кем дружил покойный
офипер-хуложник. У братьев Г. оказалась
еще сестра, ленинградка, к ней и решил
Грусланов прежде всего обратиться.

боевой кремневый пистолет, семеновское’
знамя TeX времен и некоторые. Berlin,
принадлежавшие великому полководцу. Ву-
да вее это потом подевалось, старый семе-
новец понятия не имел. вачалакъь война —
он ушел воевать.

__ Ираезжий из Ленинграда мм —
‘фамилия его Грусланов — все это выелу-
шал е волнением. Еще в детстве увилел
он в книге портрет Суворова и прочитал
рассказ о его боевой славе. Суворов стал
его любимым героем. Суверовские заветы,
мечта о собственных  полвигах, которая
потом привела двадцатилетнего юношу до-
бровольшем в казачью часть, слились в
нем с неутолимой страстью в истории

Шли roan. В исторических музеях
Тенинграда появился новый <отрулник. —
коммунист. бывший фронтовик. ‹ без уни-
верситетского диплома. Но © талантом ий
опытом подлинного исследователя. Счет
собранных им экепонатов уже исчислялея
тысячами. Грусланов передал в Музей ре-
волюции свыше двадпати знамен, под ко-
чорыми громили в 1919 голу петроградпы
белобандитов Юденича. Он разыскал брау-
нинги. с которыми дружинники Москвы
дрались в 1905 году на баррикалах Пресии.

Но попрежнему, как в детстве, его по-
мыслов не покидал любимый герой —
Суворов, горлость русской военной мысли,
русского боевого луха. И попрежнему от
слова ло слова помнился рассказ старого
гвардейца-семеновца о суворовекой птаге
под стеклом, в витрине, Seana’ его с0б-
ственными руками.

Справки (Грусланов навел их тогла же,
вернувшись в Денинград) подтверждали:
действительно. в музее Семеновского полка.
хранилась богатейшая коллекция личного
Суворовского оружия и его вещей, Но в
годы гражданской войны музей перестал
существовать. Сокровища потерялись, мо-
жет быть, были похищены ити погибли.

Грусланов разыскал в Фенинграле пра-
правнучку великого полководца. Древняя
старуха, она тоже подтвердила: да, из
поколения в поколение переходила в их .
семье эта шпага, она даже помнит нал-
пись: «Виват Екатерина Вторая — Bory,
Отечеству! »; и зазубрину на клинке. И
emo был палаш петровских времен, & так-
же пистолет работы тульских оружейни-
ков © клеймом и датой «1789». За не-
сколько лней ло первой мировой войны
семья еб ‘передала эти сокровища в Семе-
“новский полк, дальнейшая судьба их была

‚ В 1941 году историк и музейный ра-
ботник Грусланов вновь сделалея воином,
заместителем командира полка по политча-
сти. В его землянке, у Невской Дубровки,
висел портрет Суворова с надписью ка-
рандацом; «Смерть бежит от сабли и
штыка храброго». On показывал этот
портрет бойпам. Бессмертная суворовская
доблесть через столетия . вошла. в нрав-
ственный арсенал советских воинов и под-
нимала их в б0й  Так было на Неве, &
четыре года спустя, в лымящемся после
боя Берлине Грусланов одним’ из первых
входил в имперскую канцелярию, в каби-
нет Гитлера.

слелы суворовского штурма. то ли в суво-.

пришлось побывать

18 MAS-—150

; oo ¢
В. САЯНОВ

ПУТЬ
СЛАВЫ

Зима сорок первого... враг под
Москвой,
Он яростно рвется к столике,
И ночью и днем нестихающий бой
` На западных подступах длится.

Мы помним ту зиму, орудий раскат,
Снега подмосковных просторов,
С плаката глядел на советских солдат
 Скакавший по снегу Суворов.

Когда-то на запад, к чужой етороне,
Где бури давно бушевали,
Спешил он,-— и Альпы дымились

3 в огне,
И воды Люцерна пылали,

В поля, где метель, не стихая, метет,
К нам голос его доносило
Былое столетье

: с кремнистых высот
Пылающих стен Измаила.

И в мирные годы дороги страны
Уходят в бескрайние шири.

У скольких героев великой войны
Сияет на старом мундире

Суворова орден, `вручевный в те дни,
Когда, наводя переправы,”

С родными полками шагали они
Путями суворовской славы!

oo 9

Студентка медицинского института, дочь
хозяйки, показала ему семейные реликвии.
Он знал о существовании некоторых из
них, именно тех, которые также  храни-
лись в Семеновском полку. Но старое ору-
Rue — пистолет, палаш. шпага? Оружия
девушка никогда. не видела в своей семье.

Уже прощаясь, Грусланов обратил вни-
мание на эскизы тезтральных декораций,
висевшие по стенам. Девушка сказала, —
эскизы эти делал ев покойный дядя, ху-
дожник Г. Стало быть, он ри п для
сцены?

Грусланов пересмотрел все репертуарные
книги с 1914 по 1920 год, пудовые со-
брания старых афиш. Фамилия художника,
нигле не встречалась. Но мысль ем— тут
действовала догадка исследователя—упор-
HO возвращалаеь в театру.

Эти поиски затянулись на месяцы, по-
том’на годы, перемежаемые другой работой
и разъезлами по ‘стране.  Грусланову
в Очакове, Бахчиса-
рае, Юйске, под Пензой и. Владимиром,
всюду. где только остался след жизни
прославленного repos. Колхозники 13
деревень, расположенных окрест Кон-
чанского, передавали исследователю книги
из собственной суворовокой библиотеки,
сбереженные ими. Какой-то новгородский
‘фельдшер сообщал, что у него есть кресло
Суворова — стоит дома, перевязанное лен-
точкой. чтобы никто не смел сесть. Сотни,
тысячи простых русских людей были xpa-
нителями суворовской славы, и когда Грус-
ланов вновь и вновь вспоминал пропав-
шую шпагу полководца, он не верил, что
драгоценность эт» могла исчезнуть бес-
слелно. ^^.

Итак, м Он лобилея доступа во все
пенингралекие театральные мастерские и
бутафорские склалы. 060606 внимание
Грусланова привлек Tak называемый «По-
темкинский гардероб» театра имени С. М.
Кирова. Здесь хранилась подлинная ста-
рина. костюмы екалерининских времен. a
главное, там был театральный арсенал—
богатейшее хранилище старого оружия. Он
входил туда с трепетом. разбегались глаза
от обилия копий, сабель, курковых ружей
и. пистолетов. :

Ему попался старинный пистолет, Ha
котором было вычеканено: «Тула. 1789»—
тот самый год. что и на личном—суворов-
ском! Он заставил себя быть спокойным,
неповторимой была только суворовевая
шпага, а пистолет — это могло быть пу-
стое совпаление. Шаг за шагом перебирал
он сваленные на полках кривые турецкие
ятаганы и запорожские сабли, оружие ва-
лялось ржавое, запыленное, захламленное
всяким старьем.

Й вот тут он увидел ее. Он увидел cHa-
чала только трехгранный кончик шпаги,
высовывавшийся из-под груды театраль-
ного тряйья, но опытным взглядом сразу
определил: восемналнатый век.’ Потом он
разгреб хлам. Коротенькая легкая шпага
лежала у него в руке и по клинку ее шла
надпись: «Виват Екатерина Вторая—Богу,
Отечеству!». Посредине явственно видие-
лась зазубрина.

А рядом висел палаш, кирасирский па-
лали вкатерининских времен, такой же,
какой по описанию хранился в музее вме-
ст6 с этой шпагой. И кома в поисках
новых и новых доказательств ^ Грусланов
принялся разбирать кипу старых бумаг,
большая папка попалась ему В руки. В
левом ве углу стояла подпись художника Г.
и печать лейб-гвардии Семеновского полка.

’Сомнений больше не было и ие. могло
быть. Он нашел шнагу Суворова, хранив-
шуюся тридцать лет в театральном подва-
ле! Ту самую шпагу, которая указывала
суворовпам путь через вершины Аль.

„.Еще в лесах обрушенные вражеской
бомбой стены Суворовского. музея B de-
нинграле, Но недалек тот день, когда ди-
ректор музея, советский офицер и историк
В. Н, Грусланов разложит под стеклом
полуистлевтее гварлейское знамя, крем-
невый пистолет и шпагу, такую легкую в
руке. Из гола в гол, из поколения в поко-
ление благоговейно будут подходить к ней
тысячи. людей, простых советеких людей,
У ком любовь к славе былых времен
неотделима от их общего порыва вперед,
для кого священны слова: Родина. Му-
жество. Победа.

AET «CO

ДНЯ СМЕРТИ А. В. СУВОРОВА

Борис ИЗ H3IOMCKHA

СУ

Виктору исполнилось десять лет, когда
от рук фашистов  погибля ero отец и
мать. Ненависть мальчика к убийцам бы-
ла беспредельной. e

Когда позднее Витя поступил в суво-
ровское училище, воспитатель в первый
же день заметил и не по-детски серьезный
взгляд больших темных глаз и какую-то
внутреннюю ожесточенность мальчика.

В училише Виктора отогрели, он ско-
ро почувствовал, что здесь —= родной дом,
близкие, любящие его люди. Однако замк-
нутость долго He покидала его. Мальчик
редко улыбался, и если вдруг появлялась
на его бледных губах улыбка, то, каза-
лось, ей только на секунду позволено про-
‚рваться сквозь тучки суровости и ocBe-
тить лицо. Но время, хорошие  товари-
щи, атмосфера дружды, царящая в учи-
лище, делали свое: Виктор все больше
и больше «оттаивал»,

Однажды, во время просмотра кинокар-
таны, мальчику случилось сидеть рядом
с офицером-воспитателем. На экране 10-
явились вереницы слающихся в плен гит-
леровцев. Виктор с ненавистью сказал,
впиваясь пальцами в ручки кресла:

Я бы их всех... до одного!..

Воспитатель  успокаивающе положил
свою руку на руку Вити. После киносе-
анеа офицер пошел с мальчиком погулять
в парк. Они присели. на скамейку, и здесь
воспитатель рассказал своему питомцу 0
том, как за день до окончания войны со-
ветский соржант, у которого фашисты т0-
же погубили семью, сожгли дом, как этит
сержант, прошедший сквозь огонь Сталин-
града, награжденный многими орденами,
полз по берлинской улице спасать ребен-
ка. Тот лежал среди развалин «ничейной
земли», бешено обстреливаемой немцами.

Виктор слушал с напряжением.

— Вот, — продолжал воспитатель, —
этот сталинский воин в  поверженной
вражеской столипе полз, чтобы ‘ спа-
сти немецкого ребенка. Сержанта тяжело
ранило... Почему, Виктор, он так посту-
пил? Да потому, что наша великая ар-
мия-освободительница, борясь с фашиз-
мом, спасала весь мир, все человеческое...

Мальчик, бледный и решительный, вид-.

но, преодолевая в себе большое внутреннее
сопротивление, сказал твердо, глядя в
лицо офицеру:

— Я бы тоже... так людей спасал... и
в Берлине...

Илеть сталинского гуманизма  пронизы-
вают работу воспитателей суворовцев:

С самых ранних лет будущему офицеру
внушают в училище: ты вырастешь и
станешь другом трудящихся, защитником
мира; от твоёго воинского умения, от Твоей
преданности трудящемуся человеку, от си-
лы ненависти к врагам трудящихея зави-
сит счастье человечества.  Сделавшиеь
офицером самой могучей и справедливой
армии мира, ты буденть нести ответетвен-
ность за продление ее славных традиций.
Й помни: ты должен быть не только уме-
лым BOBHOM, страстным патриотом своей
Родины, хорошим гражданином, но и чело-
векам большого п чиетого сердца.

Маленькие суворовпы любят, когла пе-

ред самым отбоем к ним в спальню при-
холит кто-либо из воспитателей и на сон
грядущий рассказывает о недавно прочи-
танной книге, об. интересной встрече или
что-нибудь о себе. В такие минуты самые
сильные душевные токи соединяют в3зрос-
лых и детей.

Майор Л., зайдя в спальню незадолго до
отбоя, присел возле кровати.

— Вчера я встретил моего товарища-
журналиста, — начал майор,
притихли. — Он мне рассказал о своей не-
давней поездке в Италию. Много  инте-
ресного услышал я, но об этом в другой
раз. Хочу передать только один эпизод.
Недалеко от Рима, в небольшой деревушке,

товариш мой увидел на придорожном кам-

не надпись: «Здесь похоронен Саша из
Ростова-на-Дону». От жителей деревни он
узнал; что герой Саша — это ‘военноплен-

ный. который организовал в Италии пар-

TH3aHe KA отряд и, уничтожая гитлеров-
цев, помогал трудовому народу.
Вот такие, как Саша, — заключил
майор, — ле бы они ни находились, —
всегда помнят, что они — русские, совет-
ские люди, защитники всего человеческо-
о,  правдивого... «Мы — русские», — с
гордостью говаривал еще Суворов...
Приглушенно прозвучал сигнал
Офицер. поднялся.
— Спокойной ночи! — пожелал он де-

отбоя.

oo ><

Последние дни учебы в суворов-
ском училище. Последние... В этом
слове. есть что-то особое, отчего
произносится оно с каким-то оттен-
ком грусти. И в самом деле: ne-
сколько лет сплоченной семьей жи-
ли суворовцы.

Но вот наступил срок выпуска,
Скоро вручат аттестаты зрелости, и
вчерашние воспитанники © алыми
погонами станут курсантами офицер-
ского училища: }

Сколько неизведанного,  интерес-
ного впереди!
„ Николай Мищенко, воспитанник

войсковой части, участник Великой
Отечественной войны, награждеённый
медалью «За боевые заслуги», и
Виллен Григорьев мечтают поступить
в артиллерийское училище.

Накануне экзаменов на аттестат
зрелости Николай Мищенко и Вил-
лен Григорьев в час отдыха пришли
на берег Волги, как говорят они,
помечтать о будущем, подумать о
предстоящем выпуске, о расставании
с любимыми воспитателями, коман-
дирами, товарищами.

НА СНИМКЕ: воспитанники Ка-
лининского  суворовского военного
училища-—выпускники Николай Ми-
щенко (слева) и Виллен Григорьев
в городском парке.

Фото Е. ТИХАНОВА

и реа ии рее на ии Кио поте и сини нь поели ани вине жачежне:

$хФ>®

Tits conte ac enccmemdevensaiv cdpmacdeuboncwas,

и, ребята’

обвии носа ув оное чур ору ово ночное низко зи ие июн зрав ана ни ор ио о ижяни иль

ОРОВЦЫ

THM и подошел к одной из коек поправить

одеяло.

— Товарищ майор, Саша, кав Данко! —
взволнованно сказал мальчик, приподни-
маясь на постели,

— Верно, Ваня, — также тихо ответил
майор, — каждый сталинский войн должен
иметь горячее сердце.., отдавать всего се-
бя народу... Ну, спи, спи, родной... —
Выключив свет и осторожно прикрыв
дверь, офицер вышел,

ae

У суворовцев возникла прекрасная тра“
диция: выпускники Teper отъездом в
офицерокое ‘училище прощаются со зна-
менем,

Нз плапу выстраиваются все роты.

Знаменосцы торжественно выносят знамя.
Каждый из отъезжающих подходит к 3Ha-
мени, становится на колено и целует край
алого полотнища, давая мысленно клятву
верности, Это клятва Отчизне, своему род=
исму училищу, клятва памяти  велизого
русского полководпа, клятва священным
принципам советского гуманизма,  Блятва
быть советским воином-гражданином в
самом высоком смысле этого слова.

% 4

*

Куприн в рассказе «На переломе»
говорит. © праве физической . силы. и
ненависти к воспитателям, KAR о 3a-
конах, паривших в кадетових  кор-
пусах царской России. Какая пропасть
лежит между этими волчьими законами и
основами жизни суворовцев! Старшие су-
воровцы заботливо опекают малышей. Вос-
питанники поверяют ‘своим воспитателям
самые сокровенные мысли. Окончив учи-
лище, питомцы его пишут офицерам сы-
нивние письма, часто приезжают в учи-
лище, ставшее для них родным домом.

«Суворовский дух» — храбрость, . бод-
рость, честность, энергия, умение, воля,
готовность преодолевать трудности,  по-

стоянное стремление к знаниям — господ-
ствует в училищах.

Почитайте сочинения суворовцев, по-
смотрите их рисунки, послушайте высту-
пления на комсомольских собраниях —
и сквозь незрелые строфы, сквозь взвол-
нованную речь вы увидите облик нового,
крагивого человека.

Недавно мне принес свое стихотворение
суворовен Коля Копанев. Вот оно:

— Что такое счастье? — у меня
спросили.
Я ответил сразу, гордость не тая:
— Счастье =— это наша славная Россия,
Что стоит в сиянье ярких звезд Кремля.
Нет стравы счастливей, чем моя
Отчизна,
Радостно, свобода мой народ живет,
Счастье —— это Сталин, знамя нашей
жизни,
Он к заветной цели нас вперед ведет.

Добавлю: счастье и в том, что растет
вот такая молодежь — бодрая, ожизнера-
достная, не боящаяся трудностей. Деви-
зом суворовцев стали слова великого пол-
ководца: «Солдат и в мирное время на
войне», «Тяжело в’ учении — легко в по-
ходе». И вели во время стрельб в поле на-
чинается дождь, суворовцы просят офице-
ра: «Разрешите дострелять». Й если на
учебном марше им становится трудно, они,
только стиснув плотнее зубы,  продол-
жают свой путь.

ыы

Недавно в Новочеркасекое  суворовекое
военное училище приезжали гости -—
группа сельских учителей. Их радушно
приняли офицеры. Учителя присутствовали
на уроках, побывали в учебных квабине-
тах, спальнях, на плапу. Пытливо  при-
глядывалиеь к суворовцам, словно прики-
дывали: «Такие ли вы, какими мы хотели
вас увидеть?», и в глазах гостей можло
было прочитать удовлетворенность.

Пожилая учительница с двумя орденами
Ленина на груди сказала мне, прошаясь:

— Понимаю, есть У вас и свои. особен-
ные, военные задачи воспитания, но все
же делаем мы с вами одно дело — прежде
веего растим настоящих советских  лю-
лей...

Kea года назад  суворовские училища
дали первые вынуски. Военные Школы
получили замечательное пополнение.

В этом году впервые лягут на плечи
бывших суворовцев офицерские погоны.
Корпус советских офицеров пополнится но-
вым строем сталинских питомцев — уме-

лых и верных защитников трудящихся.

НОВОЧЕРКАССК

И И РИ И ИН

я

‚напоминающие о тех далеких временах,

сонное н ив вони ино ноня ронон сони ново ни виола на тинани,

Гордость Hy
колхозной Тимановки

Слава хлеборобов Тимановки давно epee!
шагнула границы Тульчинского района, —
0б их трудовой доблести знает Bot Baas)
  ницкая область. Колхоз «Красный Октябрьх ‚.
из года в год выращивает обильный уроз
жай: У него большие и высокопродуктив-
ныё животноводческие фермы; колхозники
доброчно выполнили пятилетний план печ
образования природы.

Но есть еще одно обстоятельство, кото+
рым гордятся колхозники Тимановка: в
этом селе некогда жил и обучал свои вой-
ска гениальный русский полководец Алех
всандр Васильевич Суворов. и

„Вот и двухэтажный дом © колоннами, .
который занимал Суворов `в 1796 Tory.
Весной этого года Александр Васильевич
прибыл в Тульчин, тде и расположил mrad
юго-западной армии. ъ i

В Тульчине; в Тимановке и в других!
близлежащих селах Суворов обучал.
своих воинов искусству победы над вра-
rom. Еще и до сих пор на полях Тиманов- _
ки сохранились следы сооружений суворов-
ских солдат -—— редутов, рвов, волчьих яму
высоких валов, колодцев. Еще и теперь
холхозники находят ядра, штыки, картечь; i

когда здесь проходили службу ветераны
суворовских походов.

В конце 1796 года Суворов жил в тима-
HOBCROM домике с колоннами. Он всё тот
же, этот домик. Изменилось разве только
его окружение, —теперь он утопает в.
зелени колхозного сада.

Когда гитлеровцы вторглись B пределы
нашей Родины, на борьбу поднялась BCH
Тимановка. Ушел на фронт и председатель i
колхоза «Красный Октябрь» Филипп Алек:   Г
сеевич Желюк. Во фронтовой землянке.
слушал он реяь товарища Сталина 7 Hoa
ря 1941 года. Глубоко в душу солдата 3a-

пали слова великого вождя:

«Пусть вдохновляет вас в этой война
мужественный образ наших великих пред
Бов — Александра Невского, Димитрия.
Донского, Кузьмы Минина, Димитрия По-’
жарского, Александра Суворова, Михаила
Кутузова! Пусть овенит вас победоносное

р

¥

SIS ee

знамя великого Ленина!» i
С победой вернулся в родной колхоз 60-
ветокий воин старший лейтенант Филишт
Желюк. Ордена и медали, украшавитие его
грудь, без слов говорили односельчанам о \
том, как воевал председатель колхоза. Увез
ренно повел он колхоз вперед. р

Желюк и секретарь колхозной парторга
низации Василий Передерко задумались,
как увековечить память Александра Ba-
сильевича Суворова. Родилась мысль орга»
низовать музей в его домике.

..Волхозники горячо ‘поддержали ини-
циативу партийной организации и правлез
НИЯ колхоза.  .

Когла дом-музей был отремонтирован, B
его директору учителю В. Швепу стали
приходить люди. приносившие различные
экспонаты. Ученик Толя Горобец. передал
музею найденные им два штыка от ружей
суворовских солдат. Петр Стародуб — мо-
неты тех времен, Григорий Орлан -— ядра,
которые он откопал на позициях суворов-
ских батарей. Колхозник Филипи Група
подарил старинные ордена и медали рус-
кой армии, комсомолец Валентин Думан
сделал альбом, рассказывающий о жизни
‚и деятельности великого полководца.

Приезжавший в  Тимановку директор
Суворовского музея в Ленинграде привез
для колхозного музея оружие и обмундиро-
вание суворовских солдат и MHOTO КНИГ,
посвященных великому полководду. Ар-
тиллерийский музей в Ленинграле передал
ROIXO3HOMY музею CYBOPOBCRMe пуШви,
Московский Исторический музей — ордена
и медали суворовских солдат.

Se

Музей А. В. Суворова, созданный в кол-
х0зе «Красный Октябрь»; теперь посещают
тысячи трудящихся Тульчинского района.

В день юбилея в Тимановке будет тор-
жественно открыт памятник Суворову, вы-
полненный на средства колхоза.

Волхозники украинского ‘села, как и
весь народ страны социализма, свято чтут

память великих» предков, которые умножа-
ли славу русского оружия и возвеличива-
зп нашу Родину.

Николай ЗАРУД НЫЙ,
Константин МИХАЙЛОВ’

Село ТИМАНОВКА, Винницкая област
Украинской ССР

та
ии очами нана очи нано чан чан паванонччачния во бае в очаа нии наи очи чца чая Янис ице вая ио оная ака ни полок оз овочо ния щевои во оньзаичанакии 8.

aces,

A AeA Aeon een eee +

Pateeaseasesane,

ое вр чечоу вонаяьью