САМЫЙ МАССОВЫЙ И САМЫЙ, ЗАБРОШЕННЫЙ ВИД. СПОРТА.

Сотня тысяч людей, особенно молодежь, .
мечтают путепествовать по родной земле в
дни летнего отдыха. Что и говорить, —мно-
го. интересных и красивых мест у нас в
стране! Маленький домик в Гори, великий
город Москва, в котором стремится побы-
вать каждый советский человек, столицы
республик. заповедники. сибирская тайга,
древние города, широкие русские реки.
Как сумеют слелать доступным. для туристов
все это богатетво те организации, которые
призваны обеспечить разумный. дешевый
. и полезный отдых советскому человеку,
как справляются Туристеко-экскурсионное
управление ВЦСПС и Вомитет по де-
лам физкультуры и спорта при Co-
вете Министров СССР < возложенной на
них залачей,—вот в чем вопрос. a

Ode организации < каким-то подчеркну-
тым разнолушием относятся к одному из
популярнейших видов спорта — в туриз-
MY.

Помнится. лет`пятналцать назал в Ал-
тае. на берегу бурной Ватуни, существо-
вала маленькая база Аскат. Мне рас-
сказывали. Kak под крышей добротного
деревянного лома собирались  новосибир-
пы. москвичи, харьковчане и ленинграл-
пы. люли разных возрастов и профессий.
Всех их объединяли изумительные по кра-
сое прогулки верхом.

Выносливыв местные лошадки.  при-
ученные карабкаться по крутым тропам,
увозили своих селоков через поляны, по-
крытые пионами. к горному озеру Вара-
кол. к пенистым порогам Тильдекпень. .

Ехали на рассвете по горной ‚гряде, топ-
ча розовые ромашки необычайной  вели-
чины -

— Он’ прошел, — говорил проводник,
местный китель, поглядывая на свеже-
примятую траву, на только. что разворо-
ченный ‘муравейник в лесу, — медведь
прошел... :

Вто живет с тех пор на Аскатекой ба-
за? Ето любуется неповторимой красотой
Алтая. воспоминание о которой многие
участники прогулов пронесут — как
знать! — может быть. через всю жизнь?

+

Ло 1936 гола сушествовало Всесоюзное
общество пролетарского. туризма и эквскур-
сий — ОПТЭ. Оно насчитывало 750 тысяч
членов. Были предприятия, в ~ Ko-
торых 80 процентов рабочих и служащих
участвовали в туристеких путешествиях.

После ликвидации ОПТЭ правительство
обязало все общественные  оргавизаити
закаматься туристской  ралотой и в93л0-
жило на ВИСПС и. профсоюзные: организа-
ции непосрелственное организационное ру-
коволетво массовым туризмом. а на Вее-
союзный. комитет по делам физкультуры и
спорта — контроль нал этой работой.

С тех пор ВИОПС и Всесоюзный коми-
тет. передавая руководство туризмом (из
рук в руки. по существу. от него отказы-
ваютея. Туризм свелен к узким  рамкам
путевочного, «планового. мероприятия».

«Пзановым» туризмом ‘занимается ис-

Библиотека Николая Сысоева

Кимрская районная газета напечатала не-
давно интересный снимок личной библи-
отеки старшего кололочника обувной фаб-
раки «Красная звезла» Николая Степано-
saya Сысоева. У него одно из крупнейших
в городе частное‘ собрание книг и большой
круг постоянных читателей.

Восемнадцать лет собирает он свою биб-
лиотеку. В больших шкафах, вмонтирован-
ных в стену,— около двух тысяч книг. Заа-
комясь в ними, можно заметить, что Нико-
лай Сысоев приобретает книги по опреде-
ленному плану.

— Я могу смело заявить, что книга —
мой лучший друг,—рассказывает Сысоев.—
Мне 44 года. В революцию едва умел чи-
тать и писать. Уже в советское время,
учась в вечерней школе, получил среднее
образование. Тогда и начал дружить с кни-
гой. Первые книги ‘в моей библиотеке были
политические, это когда я решил в партию

Проф. Л.

ИЗ

туризма?

©.
П. ВЕРШИГОРА
=

включительно Туристско-эксвуренонное. уп-
равление. ВИСНС. Оно распространяет. пу-
тевки на 14 линейных маршрутов,
дающих возможность последовательно зна-
комиться с рядом городов, и на 18 —
радиальных, связанных с одной базой
и ее окрестностями. В нынешнем голу шесть,
этих маршрутов будут  иепользо-
ваны. как зачетные (здесь под руковод-
ством инструкторов можно слать нормы на.
значок «Турист CCCP»). Это, пока все до-
стижения, которыми могут похвалиться
организаторы туризма:

Можно, впрочем. еще отнести к «ло-
стижениям» постройку гостиницы для ту-
ристов в Москве. Но в ней вот уже много
лет благополучно проживают работники
аппарата ВЦСПС...

Ни Туристско-экекуреионное — управле-
ние ВЦСПС, ни Всесоюзный комитет по
делам физкультуры и спорта не занимают-
ся исследованием и описанием новых ту-
ристеких районов и маршрутов. A ведь
занимались ло войны!

До сих пор «плановый туризм» сводит
все вилы путешествий к пешим переходам
и автомобильным переездам от пункта к
ПУНКТУ.

Из-за недостатка инвентаря. баз и под-
готовленных инструвторов находится
ва ущербе водный. лыжный и велосипед-
ный туризм. Даже базы на озере Селигер
и в Лисипах. располагающие  лодочными
станциями. к туристекому сезону не гото-
вы: нехватает лодок.

Кав заманчиво © наступлением лета
взять рюкзак, котелок. палатку и в хо-
рошей кожпании пуститься в путь. Но-
вые места, новые люди... Сколько песен

можно спеть у Еостра. помешивая  по-
хлебку в котелке. сколько интересных
рассказов переслушать Tol моросящий

дожль. сидя в палатке!

Но беда в том. что туристекое снаряже-
ние приобрести негле. Нет его в магази-
нах, нет и на туристеких базах.

Лет двадцать назад существовали мага-
зины. гле можно было запрос ЕУПИТЬ
палатку. горные ботинки. байдарку и Т. д.
Теперь же. чтобы получить эти нехитрые
веши, нужны утомительные хлопоты.

Как же велется пропаганда массового
Из рук вон нлохо. Географгиз
никакой литературы по этим вопросам не
излает. Его привлекает только альпинизм.
Излательство «Физкультура и спорт» за
прошлый год выпустило лишь инструкцию
по туризму, а в 1950  голу — одну книгу.
He интересуется этой темой и издатель-
ство «Мололая гварлия». Газета «Совет-
ский спорт» помешает обширные материд-
лы по всем вилам спорта... кроме туризма.

Если & ЭТОМУ прибавить. что путевки
распределяются неумело. что  подавляю-
шее их большинство расходится лишь в

: TIUILUUNEUUUEREOAERDNLE EAL R= —

вступать. С тех пор подбираю библиотеку
трулов классиков марксизма-ленинизма. Ко-
нечно, подписался я на Сочинения
Ленина и Сталина... Вот и биографии на-
ших великих вождей.

В библиотеке Сысоева много художест-
венной литературы. Здесь--пушкинский ше-
ститомник, горьковские томики, почти все
романы JI. Толстого, ‘стихи Лермонто-
ва, Некрасова, произведения Лескова, Тур-
генева,‚ Чернышевского, Шевченко, Сал-
тыкова-Шелрина, Алишера’ Навои, три то-
ма пьес Островского...

В’ советском отделе можно увидеть кни-
ги Горького, Маяковского, Н. Островского и
почти все произведения выдающихся сов-
ременных советских писателей — Фадее-
ва, Шолохова, Эренбурга, Полевого, Гор-
батова, Первенцева, Федина. Подобрано и
неплохое собрание лучших произведений
западных классиков.

ЗИМАН

_ ЖУРНАЛ БЕЗ ЛИЦА

Географический научно-популярный и
литературно-художественный журнал «Во-
круг света» адресован к советской молоде-
жи. Чтобы удовлетворить своего любозна-
тельного читателя, журнал должен под-
ностью осуществить обещанные им на
титульном листе — научность, понуляр-
ность. художественность. x

Перед нами двенадпать номеров журнала
за 1949 год. На пестрых обложках изобра-
жены реки, протекающие в горных ущель-
ях, китобой, охотящийся за китом, рыбак
в зюйд-вестке, палатка в тайге. А вокруг—
повторяющаяся из номера в номер, увен-
чанная глобусом рамка из плывущих корад-
лей, мчащихся паровозов, песчаных пу-
стынь, мрачных пещер, ледяных скал. Все
это обешает увлекательные путешествия,
раскрывающие пытливому воображению то,
что происходит в нашей необъятной етра-
не-и за ее пределами.

Сбудутся ли наши ожидания?

В журнале можно прочитать хорошие
очерки. Доклор медицинских наук Ф. Талы-
зин ездил в страны Среднего Востока лля
борьбы с чумой и другими острозаразными
заболеваниями. Его очерк—не созерцатель-
ные записки туриста, & заметки советекого
человека — врача, приехавшего в чужие
края, чтобы выполнить трудное и опасное
задание. Этим и определяется динамичность
повествования Ф. Талызина, яркость er
зарисовок. Читатель запоминает пейзаж,
начало пути от Астары до Решта, с инте-
ресом узнает о борьбе экспедиции Талызи-
на с песками пустыни. Автор показывает
ненависть народов Ирана и. Ирака к анг-
лийским и американским империалиетам.
Живые, волнующие сцены запечатлевают

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 №41,

любовь трудящихся этих стран в советеко-
му народу и Советекому Союзу.

Хорошо написана глава «По оазисам и
пустынях» (№ 10) из новой книги
Н. Михайлова, посвященная советским
республикам Средней Азии.

Олнако таких очерков в журнале немно-
го. Значительная часть публикуемых в
нем материалов носит на себе печать 6е3-
различия и равнодушия, читать их попро-
сту скучно.

Доктор биологических наук ПТ. Воронин
был послан в командировку. в Эфиопию за
обезьянами для Сухумекого питомника.
Самолет опустился в Аддис-Абебе. Столице
Эфиопии, = государства, которое яви-
лось одним из первых объектов фашист-
ской агрессии, посвящены следующие рав-
нодушно-информанионные строки: «Адлис-
Абеба расположена на высоте 2.500—
2.700 метров над уровнем моря. Самая вы-
сокоторная столица мира, она основана
всего около 50 лет тому назад». 06 ‘англо-
американских империалистах, наложивших
свою хищную лапу на богатетва этой
страны, повествуется в таком же тоне.

Говоря о сельском хозяйстве Эфиопии,
Л. Воронин пишет: «Почва в этих местах
плодородная, но крестьяне находятся в за-
висимости от знатных эфиопов,, от церкви
и военачальников, у которых они арендуют
землю». Раскрыть бы здесь социальные
причины отсталости Эфиопии или по край-
ней мере привести яркие и убедительные
примеры, которые сами натолкнут читате-
ля на необходимый вывод! Но этого не
сделано.

Многие очерки авторов, совершавитих
путешествия по Советскому Союзу, написа-
ны по шаблону равнодушной рукой.
Ю. Промптов проехал на лодке и на пароходе

` Моекве, что только; небольшое количество
` продается в Ленинграде

„шествиям. ‘Но в 1949 году туристекими

‘предстанет вся

и в нескольвих
других центрах, то. станет. ясно, сколькя_
причин мешает туризму стать действитель-
но массовым, 1

Огромна тяга советских людей к путе-

путевками смогли воспользоватьея лишь
32 тысячи человек. В текущем году прел-
положено реализовать 50 тысяч путевок.
Сравните эти ничтожные для нашей стра-
вы цифры етой. . например... которую мы.
помним по 1935 году. когда туризмом за-
нималось три четверти миллиона  чело-
век, — и перед нами. как на ладони,
«плодотворная» работа
Туристско-экскурсионного управлепия и
Всесоюзного комитета по делам физкуль-
туры и спорта. ;

Что и говорить: самодеятельность может
и должна стать основной формой массово-
го советского туризма. Межлу тем его
организацией никто в стране до по-
следнего времени не занимался.

«Если к нам обрашаются за  какими-
либо консультациями. мы © удовольствием
отвечаем. хотя в нашем штате консуль-
танты и не утверждены», — сказали нам
в Туриетско-экскурсионном управлении.
Итак: полный и узаконенный самотек,

В марте этого. года еозлан Московский
влуб туристов -—— он призван оказывать
помошь самодеятельному туризму. Влубу.
естественно. нужно было бы опираться из
первичные труппы туристов, но о су-
шествовании таких групп известно мало—
и опять’ потому, что не объединены уси-
лия мощных организаций, которым пору-
чено ведать этим делом, имеющим обще-
народное эначение.

А между тем миллионы Школьников и
взрослых советских людей хотят занимать-
ся туризмом. Но никто не подскажет им
маршрута. не опишет остроумно, занима-
тельно и толково уже проведенные походы.
‚ Благодаря страстным любителям этого
вида спорта и отдыха. на местах — Ha
предприятиях, в институтах и учреждени-
ях — все же сушествуют и кое-где раз-
виваются групны туристов. Конечно, раз-
общенные группы не в силах организо-
вать массовый самодеятельный туризм.
Йх работа кустарна. часто стихийна, но
в ней есть живое зерно. то самое живое
зерно, которого. нет ни в работе ТЭУ
ВЦСПС, ни в работе Всесоюзного комитета
по делам физкультуры и спорта.

Вывод один: пора бы руководству
ВЦСПС (секретарю ВЦСПС тов. В. С. Вуз-
неповой, в чьем подчинении находится Ту-
ристеко-экекурсионное управление) и ру-
ководетву Комитета по делам физкультуры
и спорта (председателю комитета тов. А. Н.

‘Аполлонову) объединить. наконец, усилия

и разработать конкретные меры для широ-
кого развития туризма.
Нужно превратить туризм в массовый

вид спорта, доступный миллионам трудя-

щихся нашей Родины. _

>

— А вот новая полка— писатели стран
народной демократии,— показывает Сысоев.

Сысоевы — потомственные обувщики. На
«Красной звезде» двадпать лет работала
жена Николая Степановича; теперь ве мес-
то заняла дочь. Обувшиком стал племян:
ник Николая Степановича, воспитывающий-
ся у Hero. Только сын Станислав избрал
другую профессию, электромонтера. К сло-
ву, и у Станислава подобралась уже своя
небольшая библиотека:

Книги этой семейной библиотеки  перечи-
таны всеми Сысоевыми. И не только ими.
Николай Степанович не из тех, кто прячет
книги. Их читают мастер механического за-
вода Д. Кудрявцев, комсомолец А. Исаев,
обувщица А. Трофимова, бухгалтер В. Ро-
гунова и многие другие.

Ал. КУЛИКОВ
КИМРЫ, Калининская область

по Днестру от Хотина до Бендер. Он фикси-
рует мелочные подробности поездки: «Мы
погрузили на грузовую машину свои рюк-
заки.. попрощались с толпой пришедших
нас проводить детей... Мы сделали останов-
ку, чтобы закупить свежие продукты».
Эти, видимо, по мнению автора, весьма
ценные сообщения перемежаются физико-
географическими и историческими справ-
ками, переписанными из старых путеводи-
телей. Тут приведены случайные сведения
о римском императоре Траяне и о построй-
ке турками крепости Хотин, но ни слова
ве сказано о героических делах, которые
были совершены на Днестре советскими
людьми в дни Великой Отечественной вой-
ны, никак не отражено то, что происхо-
дит на Днестре сейчас. 0 встрече co знат-
ным днестровским капитаном Н. Кругли-
ковым автор замечает: «Он много инте-
ресного рассказал нам о своих рейсах»,
но что рассказал капитан, читателю уз-
нать не суждено. Познавательная  цен-
ность этого очерка очень невелика.
Печатзет журнал и рассказы. Причем
на его страницах преобладает  научно-
фантастический жанр. Некоторые pac-
сказы удачны To замыслу. Таков рас-
сказ В. Сапарина «Новая планета»
(№ 4). Молодой специалист по меж-
планетным сообщениям приносит своему
дяде, старому преподавателю истории и
любителю астрономии, фотографию нэведо-
мой планеты, которая сделана © близка
подлетевшего к ней ракетоплана. Тщетно
пытается герой рассказа отгадать по дета-
IAM енимка, о какой планете идет речь.
Чишь в конце он узнает, что это фотогра-
фия земли. Запечатленные на ней резуль-
таты выполнения сталинского плана пре-
образования природы столь величественны,
что они вызвали изменение привычнога
облика нашей планеты. Показать читателю,
какими будут через тридпать лет лесные
полосы, для которых он сам сегодня соби-
рает жолуди,— неплохой замысел. Однако
выполнение рассказа значительно ниже
замыела. Описание полета первых межила-
нетных путешественников на луну, их по-
садка напоминают уже десятки раз читан-

Размьииления   Читатель продолжает paziocop

у телевизора

Телевидение быбтро и прочно входит в
быт советских лодей. Еще в’ середине
прошлого Кода наши конетрукторы и ин-
женеры сдали в эксплоатанию: лучший в
мире телевизяонный передатчик. По каче-
ству изображения советское ‚телевидение
находится впереди английского и амери-
канского. Herb уже и не плохие по вон-
струкнии телеприемники, ^^ выпускаемые
советской промышленностью. Но...

Ecrh, к сожалению, несколько «но», сви-
детельствуюнщиих 0 TOM, что большое дело
развития телевидения кой‘для кого важет-
ся «поеожиданной» и беспокойной обязан-
HOCTHIO. .

Заводы. Министерства . промышленности
средств связи никав пе удовлетворяют все
возрастающий спрос на телевизоры. Jame
такую простую деталь, как увеличитель-
ная линза, заводы МИСС не выпускают в
достаточном количестве, ;

Ё производству телевизоров в Миниетер-
стве промышленности средств связи отно-
сятея небрежно. Этим делом занималось
носколько главков  министеротва, и Все

они посильно доказывали правильность по-

говорки о том, что у семи нянек дитя 663
глаза...

Пишущему эти строки повезло — его
аппарат «ВВН-49» оказалея удачным. А
вот из установленных в Москве в Первом

квартале этого года значительная часть
потребовала ремонта. Ясно, что производ-
ство телевизоров попало в руБи безответ-
ственных людей, а минислерство не суме-
ло навести порядок на предприятиях. Еше
в 1947 году министерство должно было
представить на утверждение новые типы
телевизоров. Это не сдолано до сих пор.
После того как аппарат установлен, не-
обхолимо систематическое обслуживание
его. Этим занимаелея подчиненное Мини-
стерству связи Московское  телевизяюнное
злелье. Ежедневно ателье принимает не-
скллько сот заявок на ремонт телевизоров.
Но ° если заявка Ha ремонт и подана,
техник придет лишь ` через  неделю-дру-
гую. Так дискредитируется телевидение.
Последнее «но» касается самой програм-
мы телевизионного радиовещания. Надо
сказать, что, в отличие от производства те-

левизоров, вещанием занимаются  энту-
зиасты, которые. многое делают, чтобы
улучшить программу. Удачно › проведены

первые экспериментальные передачи не-
посредственно из театров и даже со ста-
диона «Динамо». Заметны поиски новых
форм студийных передач (тележурнал «0о-
волекое искусство» и др.). Но почему. на-
пример, кинокартины показывают с боль-
пгим опозданием после их выхода на экра-
ны? Товорят, работники  кинопрока-
та делают это умышленно, из смехотвор-
ных опасений, что показ картины по’ те-
левилению якобы подорвет сборы в
московских кинотеатрах.

Хорошо, что дирекция стадиона «Дина-
мо» He следует заразительному. примеру
финансистов из кинопроката и не запре-
шает перолачу по телевидению  футболь-
ных матчей из опасения, что. опустеют
трибуны стадиона...

Сейчас теловещание проводится четыре
раза в неделю. Почему не каждый день?

Хочется посоветовать Министерству свя-
зи, Комитету по радиоинформалии и Ми-
нистеретву промышленности средств связи
совместно еобрать авторитетное совеща-
Hie и решить, наконет, вое насущные и
неотложные вопросы развития советекого

телевидения.
т. Вас. АРДАМАТСКИЙ

a eR

«Флора Западной Сибири»

Томск. В местном издательстве вышел
в свет одиннадцатый, заключительный том
капитального произведения известного бо-
таника П. Крылова «Флора Западной Си-
бири». После смерти П. Крылова всю ра-
боту по составлению последних пяти то-
MOB взяли на себя его ‘ученики и соавто-
ры — член-корреспондент Академии наук
СССР Б. Шишкин и доцент Томского уни-
верситета Л. Сергиевская.

Объем всего труда — 3.070 страниц. В
нем дано описание и- подробнейшее  гео-
графическое распределение почти трех

тысяч видов растений, произрастающих на
территории от Ледовитого океана до Се-
верного Казахстана, от Урала до Красно-
ярского края.

ные места из давно
фэнтастических романов.

Повторение шаблонов научно-фантастиче-
ской беллетристики — основной недостаток
и повести В. Немцова «Рекорд высоты»,
печатавшейся в нескольких номерах жур-
нала. Повесть предетавляет собою нагро-
мождление случайностей. Случайно двое
техников, Багрецов и Бабкин, попадают в
новый летательный аппарат—автоматиче-
скую метеостанцию перед ес отлетом. Сау-
чайно 0б этом никто не знает. Один из ге-
роев случайно падает из метеостанции ©
большой высоты и случайно остается жив.
Он сообщает на аэродром о судьбе товари-
ща,— таким образом, все приходит к бла-
гополучному концу. Отрывочные научные
сведения о строении атмосферы, о космиче-
ских лучах, сообщаемые среди потока не-
правдоподобных случайностей, пересталот
внушать доверие.

Отсутствие высокой  требовательности,
снисходительность редакции к недостаткам
художественного мастерства отразилиеь на
многих рассказах, опубликованных в
журнале. Хотя их действие, как правило,
происходит в тех местах Советского Союза,
которые отличаются богатством природы,
красотой и разнообразием пейзажей, все
это обычно изображается бледно, a люди —
и того бледнее.

В журнале есть отдел библиографии.
Статьи и заметки, публикуемые в нем, но
только но дают верного направления гео-
графическому чтению молодежи, но подчас
просто дезориентируют ее. В журнале пуб-
ликуютея одни хвалебные рецензяи. Жни-
га 0, Бытового «Камчатекие встречи», на
недостатки и слабости которой справедли-

во указывалось в печати, в «Вокруг cBe-
Ta» получила, по существу, безоговорочно
высокую оценку: Расхвалена здесь оши-
бочная книга Вл. Себряковекого  «Молда-
вия».

Серьезный недостаток журнала — отсут-

Пятнышико тунци, нанесенное „. м
еп

холодной

Около двух лет назад в «Литературной
тазете» была напечатана статья «Человек
н город». Эту статью написала побывав-
maa в Донбассе бригада писателей под
руководством ВБ. Горбатова, В статье
очень правильно H резко ставился вопрос
в неполадках в жилищном строительстве
и благоустройстве лонецких городов. Наши
гости писали: «Нужно всерьез и оеновл-
тельно поговорить © том, что и вто ме-
шавт советскому ‘человеку-труженику бла-
тоустроить быт; налалить жизнь в городе,
построенном его же руками. Прославленном
его героическим трулом».

Мы не случайно вспоминаем сегодня,
по прошествии двух лет, эту Koppeciion-
денцию. Многое сделано в Донбассе: дви-
нуто вперед и жилищное и‹ культурное
строительство. Однако. есть еще в строи-
тельном леле «застарелые болезни», о ко-
торых сегодня приходится говорить так
же, как и два года назад.

Bor, & примеру, неплохой сам по себе
тородок работников металлургического за-
вола имени Сталина в городе Сталино.
Этот городок, выражаясь языком проекти-
ровщиков, «посажен» у пыльного 1ю0ссе,
на отвалах горелых пород и обращен в
сторону господствующих ветров, несущих
дым и копоть с завода.

Новые поселки шахт № 19 и 3-3-бис
близ города, Чистяково вынесены на солн-
цепек. зажаты в тееном треугольнике меж-
ду железной и грунтовыми дорогами, хотя
поблизости есть большие лесные махивы,

Три* рабочих ‘поселка
Горловка —
Енакиево также вллот-

Е 3
ную притиснуты к шос-
рукои... 66. по которому прохо-
дят ежедневно сотни

машин. А между тем в этом районе есть
замечательные площадки с’ зелеными. на-
сажлениями, как бы ‘утотованные для п9»
стройки жилых лемов.

В чем тут дело?
Почему, . когда на. долю архитевтороз

выпадает проектирование. рабочего поселка
(скажем откровенно: поручается это обыч-
но наименее опытным мастерам). на гено-

ральном плане шахты или завода бездум-

но отыскивают свободное место, делают ва
нем пятно тушью: и.:. Поселок Начинает

расти? =.

‚ Наши советские люди с кажлым толом
строят себе все

более добротные и про-
сторные жилища.
получить не просто дом.
красивый и Удобно расположенный дом.
Давно уже пора отказаться OT «пятнышка
туши», нанесенного холодной рукой ремес-
‚ленника от архитектуры.
Определение места для каждого нового
поселка должно. контролироваться также и
общественностью. А мы не знаем случая,
чтобы Академия архитектуры CCCP или
(Союз советских архитекторов помогли шах-
терам в деле строительства жили. Не
чувствуется и’ заботливой, направ-
ляющей руки профсоюзных  организа-
ций угольщиков и Металлургов. Большей
помощи ждут донбассовцы и от Министер-
ства городском строительства CCCP.
Донбас ждет, чтобы ему оказали дей-
ственную помощь в создании прекрасных
городов и поселков, достойных нашего вез

ликого времени. `А. НАУГОЛЬНОВ
гор. СТАЛИНО

Цвести садам в Башкирии!

После долгих лет жизни в Ярославской
области я переехал в Башкирию. Я полю-
бил этот край, хотя порой в душе вопо-
минаю места, тле родился. И невольно
мно приходит в голову мысль: ‘почему в
деревнях Йрославской области около ломов
разводят CAME, а здесь на приусалебных
участках сажают лишь овощи, хотя В
Вашкирии живут те же советские люди?

Пора уже яблоням. грушам и вишням
цвести в башкирских селах. На здешней
‘блатолатной земле можно выращивать Bee
эти культуры без больших затрат.

Летом столина Башкирии — Ya yro-
пает в зелени. а стоит только выйти за
черту города, не встретишь ни одного Ca-
Да — ни старого, ни молодого; все под-

Еще о студенческом быте

Есть такой неправильный педагогиче-   А ведь студенческое время,

ский прием: ставить провинивиихся детей
в угол. Это считается наказанием. Мини-
`стерство высшего образования СССР еже-
годно посылает в «Углы» сотни и тысячи
ни в чем не повинных взрослых людей —
студентов высших ‘учебных заведений.

Что же такое «угол»?

Обычно это небольшая комната, снимае-
мая институтом у частных лиц. В ней жи-
вут часто по 6—8 человек. Sie

Я учусь в Московском автомеханическо
институте пятый год. Й за 90 время
никто из работников министерства ни ра-
зу не поинтересовался студенческим бы-
TOM. :

Многие студенты Московского автоме-
ханического института живут, под. Москвой,
в поселке Томилино. Это — дачное место,
и некоторые хозяева «углов» © наступле-
нием весны, предчувслвуя наплыв дачни-
ков, изыекивают самые различные пути
для расторжения договоров с институтом.
Понятно, что эти «изыскания» идут по
линии притеснения жильцов.

Что и говорить: очень неудобно жить
в «углу» — далеко от института, библио-
теки, столовой, спортивного зала, медпунк-

тен случай, когда академику Т. Д; Лывен-
ко пришлось на страницах «Правды» про-
тестовать против очерка М. Григорьева
«Люди. мичуринской. науки», как в корне
извралцающего содержание руководимой им
работы. И странно, что редакция ухитри-
лась обойти молчанием это письмо акаде-
мика Лысевко. : .
Диву даешься, как могло на страницах
географического журнала появиться стран-
ное утверждение, что: «При слове «парал-
лель» у нас привычно возникает предетав-
ление о широтах, близких к экватору, или,
наоборот, к полюсу». Приведем и другие
небрежности, замеченные в двух последних
номерах журнала. Здесь говорится, что «от
Черновода... Дунай делает поворот к морю»,
тогда как в действительности Дунай тут

резко поворачивает к северу. 9 Мамьчжу-
рии говорится, что она  хараклери-
зуется «чрезвычайно сухим  клима-
Tom», хотя в Мукдене больше осадков,

чем в Москве. 0 Великой китайской стене
сказано, что она строилась в 214—213 юо-
дах до нашей эры, то-есть всего два
года (?!).

Известно, что в пропаганде географиче-
ских знаний показ не менее важен, чем
рассказ. Иллюстрации журнала  остав-
ляют желать много лучшего. Зачастую на
фотографиях ничего нельзя Тазобрать и
только подписи объясняют, Uo Blech
изображено: «300-тысячный митинг на
площади имени Кошута» или «Бухарест
© самолета». В очерку «Заоблачные высо-
ты» (№ 9) помещен рисунок В. Ванидина.
„Угадать, чтозна нем изображено, невозмож-
но. Очень плохи карты, к тому же их
крайне мало, что в географическом журна-
ле совершенно недопустимо. ,

«Вокруг света» должен стать журналом,
по-настоящему увлекательным и интерес-

ными сведениями, расширяющими полити-

ствие тщательного и квалифицированного
научного редактирования. Эт приводит к

лодежи, должен найти свое лицо. .

сослнух As подсолнух..:

Сейчас весна. Цветет
родная земля.
вспомнилось, так хорошо написал 00
этом писатель. П. Извленко в № 69
«Литературной газеты» за 1949 г. В своей
статью автор упрекал красноярских писал
телей. которые. если бы хотели, «проелаз
вили бы цветение родной земли с большим
знанием. дела, чем любой приезжий лите-
ратор». Такой же упрек заслужили и
башкирские  писалели и
Обидно, что вопрос о садах по-настоящему
не волнует и министра сельского хозяй-
ства Башкирии тов. Набиуллина. }

А ведь край. можно превратить в воз
тущий сад! mg

Механик цеха П. МАКАРОВ

ЧЕРНИКОВСК, Башкирская АССР

На одни разъезды
наши студенты тратят
ежедневно 3—A data,
`особенно #

Ta.

экзаменационную пору, ‘очень дорого.
` Думается мне, что если бы Министерство
высшего образования СССР всерьез” заня-
лось ‘улучшением студенческого быта, те
миллионы рублей, ежегодно тасходуемые
на наем углов». нашли бы: более целесо=
образное применение. Эти средства, отпусч
каемыю тосударством, должны быть образ
щены ‘На To, чтобы строить общежития!
Заместитель директора нашего институ-
та тов. Дикарев уверяет, что’ неоднократно
перед Министерством высшего образования
СССР ставилея вопрос о необходимости
строительства общежития. Однако каждый
раз институту в этом отказывали, Почему?
Вопрос об улучшении студенческого бы
та, поставленный «Литературной газетой»
в корреспонденции «Отудент и ето хом»,
волнует вузовокую молодежь. Нас боспоко-
ит‘ молчание Министерства высшего обра
зования СССР: прошло немало времени со
дня опубликования этой корреспонденции;
но мы еще не знаем о том, что намерено
нредпринять министерство для ликвидации
студенческих «углов».

К. БАГАЕВ,
председатель студенческого совета
общежития Московского автомеха-
нического института

мото LLL

знакомых научно- лы изобилуют грубыми ошибками. Памя-  каждой области, района творчески вносит

что-то самобытное, 06060е в соответствии с
условиями своего исторического прошлого;
природы, национального быта. Отразить
многообразие условий и форм социалистиче-
ского строительства, показать его особен-
ности в разных Частях нашей необъятной
страны —— одна из основных задач журна-
ла. Чтобы полнее и ярче рассказать 060
всем этом, следовало бы постоянно привлеч
кать в качестве авторов крупных писатез
лей, мастеров очерка, местную писательз
скую молодежь, Участников различных
экспедиций,   i

В соответствии со своим названием —
«Вокруг света» — журнал лолжен больше
места отводить показу жизни зарубежных
стран, Особенно интересуют советскую мо-
лодежь  народно-демократические страны
Запада и Востока. Ее не удовлетворяет об
щее представление o6 ocnopax их общеста
венного строя. Читатель хочет знать коня
кретно и детально экономику, культуру,
быт, природу, чувствовать биение пульса
жизни, видеть Те трудности, которые приз
ходится преодолевать этим государствам и
народам на их пути в социализму. i

Советская молодежь живо интересуется
и жизнью капиталистических стран; Этот
интересе широк и многообразен, ето нельзя
удовлетворить дешевой экзотикой, фикси-
рованием внимания на необычных пустяз
ках. Читателю хочется прежде всего знать;
как живут трудящиеся различных стран;
как борются они за свою свободу и незаз
висимость. Журнал должен помочь моло+
дежи приобрести эти знания.

Статьи и очерки о жизни зарубежных
стран будут иметь большое  воспитательз
ное значение для mame  мололежи,
которая сможет еще ярче ощутить. великие

ным, насышенным пенными познаватель-   Преимущества социалистического строя.

Наконец необходимо решительно улуча

ческий и культурный кругозор нашей мо-   шить научное и литературное редактироваз

ние журнала, позаботиться об оформлении

В общее движение к коммунизму каж-  и высокой
Е полиграфической к
тому, что публикуемые в журнале материа- дый народ наших республик, население го издания. о

Но шахтер хочет сегодня
но обязательно *

журналисты.

Б-Р