Великий
русский народ

Пять лет назад, в дни, когла все прогрес-
сивное человечество торжествовало победу
Hal германским фацизмом. великий творец
Победы поднял тост за наш советский народ
и прежде всего. за великий русский народ,
являющийся наиболее выдающейся нацией
из всех наций Советского Союза.

Незабываемы заслуги русского народа
перел человечеством. Стойко преодолевая
самые тяжкие испытания, неутомимо от-
стаивая в боях против многочисленных
врагов свое национально достоинство и
честь, русский народ внес огромный вклад
в дело развития мировой цивилизации,
культуры, прогресса. Он дал образцы воин-
ской доблести, и не однажды народы Запад-
ной Европы были обязаны ему спасением
евоей национальной пезависимости, Народ-
воин,  народ-строитель, си выковывал в
своем историческом развитии замечательные
национальные черты — ясный ум, стойкий
характер и терпение.

Эти национальные черты сказывались и
в проявления государственной инициативы
у простых рядовых людей нации, в народ-
ной воле к созданию великой державы, и в
том. как на протяжении многих десятков и
сотен лет русский нарол вел непримиримую
борьбу за свою страну с экеплоа-
таторским строем, сковывавитим его твор-
ческие силы.

Напиональные черты наложили неизгла-
химый отпечаток и’на созданные им науку
и искусство. Русская наука в лице свонх
великих представителей выступала Kak
каука активная, преобразующая, служащая
народу.

Русская литература, русское искусство,
возникигие с бурной  стремительностью и
силой таланта, за какое-нибудь столетие
вышля на первое место в мире и поведали
всему человечеству 0 величии родного Ha-
рода, его свободолюбии, могуществе и кра-
соте, Пламенный патриотизм — сила рус-
ской литературы. тот поллинный патрио-
тизм, душой которое являются страстная
любовь к наролу, забота о счастье и свобо-
де его, неутолимая ненависть к произволу
и угнетению.

Русский народ выдвинул блестящую
плеяду замечательных революционно-демо-
кратических мыслителей и борпов-——Белин-
ского, Герцена, Чернышевского, Дэбролюбо-
за. В недрах старого капиталистического
строя русский пролетариат создал могучую
партию большевиков, партию самоотвержен-
пых борцов за булушее, которая возглавила
народы России и повела их на решитель-
ный штурм паризма и помепитчье-буржуаз-
ного общества. Под руководством партии
Ленина—Сталина экономически  отеталая,
нищая Россия преобразовалась в могуше-
ственное социалистическое  гохударство,
Русский народ помог всем братским наро-
дам Советского Союза построить и развить
свою культуру. напиональную по форме,
сониалистическую по содоржанию.

Величайшая преобразующая теория —
ленинизм — явилась высшим достижением
русской культуры. В этом наша напиональ-
ная гордость!

Наролы советской Ролины видят в рус-
ском пароле пример для себя. ошущают
неустанное внимание и заботу с его сторо.
ны 0 развитии и процветании всех сопиа-
листическах наций. В этом источник их
братской любви к нему.

В юлы Великой Отечественной войны
слово русский снова прозвучало на весь
NEP, Kak символ непоколебимой твердости,

АЛИК

верности патриотическо-
му долгу. ЯЛеный ум,
стойкий характер. тер-
цение русекого народа
выявились © такой си-
Лой. какая могла быть
достигнута только сво-
бодным нарохом в условиях сопиалистиче-
ского общества. В лни суровых испытаний,
в моменты. ROTA положение становилось
критическим, русский народ проявил не-
поколебимую веру в правильность полити-
ки своего родного Советского правитель-
ства, которому он вручил свою судьбу.
«И это ловерие русского народа Советско-
му правительству. — сказал товарищ
Сталин, — оказалось той решающей силой,
которая обеспечила историческую победу
нал врагом человечества.-— над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это
ховерие!»

С новой силой благородный облик рус-
ского народа проявляется в послевоенную
эпоху. В строительстве коммунизма в на-
шей стране, в деле борьбы за мир, за де-
мократию, возглавляемую народами Совет-
ского Союза, русскому народу по праву
принадлежит руковолящая роль.

Русский созидательный гений с небыва-
лым блеском проявляется во всех областях
коммуниетического строительства, в неви-
данных темпах экономического развития, в
неустанном новаторстве и повышений про-
изволительности труда, в творческом с0-
дружестве передовой агрономической науки
с сельским хозяйством. в новом подъеме
науки. искусства, литературы.

В лучших произведениях русской совет-
ской литературы послевоенного времени
писатели раскрывают черты национального
характера нашего народа в условиях строя-
тельства коммунизма. Создавая образы ге-
роев социалистической эпохи, писатели

‚  запечатлевают облак народа, историческая

деятельность и государственный опыт ко-
торого указывают человечеству его  завт-
ралиний лень. Опыт советской русской ли-
тературы помогает писателям братских рес-
публик нашей страны запечатлеть лучигие
черты национального характера своих
народов, внести свой вклад в дело форми-
рования луховного облика человека камму-
нистического общества. а
Непоколебимое доверие русского нарола
к Советскому правительству, к великой
партии Ленина-—Сталина является той ре-
шающей силой, которая обеспечивает успе-
хи его внутренней политики и его внешней
политики мира. Врагам советской страны и
иростых люлей мира следует помнить, что у
русского народа стойкий характер, cnocoi-
ный выдержать и преодолеть любые испы-
тания, что он в любых условиях сохраняет
силу воли и трезвость вэгаяла, что у него
яеный ум. позволяющий
распознавать в кликушеских вопзях ела-
бость своих противников, историческую

обреченноеть их злодейских замыслов и qe-

ловеконенавистническях планов.
Старшим братом признают ныне русский

народ не только народы советской страны, HHA.

но и все напии. которые благоларя победе
советекого народа в войне против гитлеров-
ской реаклии приступили к строительству
своей жизни на новых началах подлинной
демократии и социализма. :

В памятную годовшину торжественной
здравицы любимого вождя за великий рус-
ский народ серлце каждого советекого че-
ловека устремлено к тому, кто вместе ©
великим Лениным вывел русский народ и с
ним все народы Hamel Родины к свету но-
вой жизни, ко полнял наш зарод Ha
небывалую высоту и всеми своими трудами
способствует его непреходящей славе —
тениальному учителю и другу, товарищу
Сталину!

ПРИВЕТ ДРУЗЬЯМ!

Вчера в Колонном зале Дома союзов oT-
врылась лекала эстонской литературы.
K этой дежале писатели республики пришли
с серьезными лостиженияхя, За последние
толы они созлали ряд произведений, отра-
жаюшиз современную жизнь молодой совет-
ской республики.

Пронессы переустройства общественных
отношений и социалистического строятель-
ства. творческая жизнь. ключом бьющая в
республике, вдохновляют эстонских писа-
телей в их труде.

Эстонекая литература имеет славное на-
слелство. Писатели ХЁХ века Юхан units,
Элуард Вильле, Эрнест Сяргава, Антан Таму-
сааре и другие еще не видели выхола из
мира социальной несправедливости. Нь они
ненавилели гнет феодальных отношений,
сковывавший силы эстонского народа в
ХХ и в. начале ХХ века. и правдиво рас-
сказали о судьбе человека в том страшном
мире. }

Советские писатели Эстонии, развивая
демократические традиции эетонской лите-
фатуры прошлого, вместе с тем с любовью
обранаютея в опыту русской влалсической
и современной советской литературы,
успенгно овладевая методом социалиетиче-
ского реализма. у

Многонациональный зритель нашей стра-
ны хорошо знает пьесы Аутуста Якобсона.
Повесть Ганса Леберехта «Свет в Воорди»,
повесть Рудольфа Сирге «Решающий пово-
рот», роман Освальда Тооминга «Зеленов
золото» свидетельствуют, что эстонская
проза стоит на верном и  пПлодотворном
пути.

Несомненны успехи советской эстонской
поэзии. Поэты Юхан Шмуул, Пауль Руммо,
Март Раул, Дебора Вааранли, Айра Казль,
Ральф Парве. Феликс Вотта черпают свое
влохновение в действительности, оттачива-
ЮТ свое мастерство на материале, который
ласт Halla современность. Наиболее
сильные произведения эстонской поэзин
последних лет — поэмы Юхана Шмуула
«Эстонская поэма» и «Бригада парней из

Ярвесуу», поз» Марта Рауда «Деревня
растет».

` Поэма М, Рауда заканчивается искренни-
ми строками:

Страна растет. Как ярко светит солнце!
Бежит мгновений светлых черела.
Подумал Сталин о земле эстонча
И счастье дал эстонцам навсегда.

Этой же теме -— росту нового — посвя-
mena <«Эетонекая поэма» Юхана Шмуула.
Поэтом показаны народ, пейзаж новой
Эстонии, чуветво братской ‘дружбы с дру-
гими народами советской страны:

Налево путь: колхоз «Свобода»,
«Путь ленинцев», «Свет Октября»,
Направо: «Правда», «Труд наролаз,
«Таммсааре», «Жданов» и «Заря».

Перечисляю горделиво:

«Сын бури», «Партизан», «Кавказ»,
Вот имя Вильде, имя Лийва
Обрадуют и тронут нас.

Товарищ Сталин! Ваше имя
Мы в этом новом узнаем
За всеми встречами своими
На нынешнем пути своем.

Для нас, русских писателей, встречи с
писателями братских республик являются
не только праздником творческой дружбы,
HO и обменом литературным опытом,
серьезным и большим разговором @ разви-
тии нашей многонациональной литературы.
Декалы литератур бралеких национально-
стей стали прекрасной традицией нашей
вультурной жизни. Дни общения эстонских
писателей с русским читателем я русской
писательской общественностью помогут и
творческому росту писателей Эстонии я

ознакомлению москвичей с произведениями,

эстонского искусства и литературы.
Добро пожаловать, дорогие друзья!
; А. СОФРОНОВ

‚Комсомольской правде“

Любимой газете советской молодежи, ее верному другу и воспитателю — «Ком-

сомольской правде» привет в день двалцатипятилетия,

Рольшевиетская идейность, комсомольская страстность
старому, отжизающему,

бе за новое в жизни, непримиримость к

п лнипиативность в борь-
многосторонняя связь

с читателем слелали «Комсомальскую правду» действенным средством борьбы. за в0с-

питание молодежи в духе илей партии

правды» — славная летопись жизни и борьбы нескольких поколений советс

лодежи за Родину, за коммунизм.

Желаем юбиляру новых больших успехов.
Пусть все новые и новые поколения ее
смелыми, благородными людьми, патриотами

Ленина— Сталина. Страницы’ «Комсомольской

ROH MO0-

читателей вырастают образованными,
советской Ролины, безгранично 11е-

данными делу большевистской партии, активными защитниками дела мпра, дела

счастья всего человечества.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»

проницательно.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ,.

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 42 (2633)

Я думаю, что советских писателей и
всех читателей «Литературной газеты»
должны заинтересовать некоторые обстоя-
тельства, связанные е решением Верховно-
го суда Соединенных Штатов от 10 апреля
этого года. на основании которого должны
быть брошены в тюрьму Джон Говард 49у-
сон и Дальтон Трумбо. Это решение дает
право властям в ближайшем будущем раз-
делаться таким же образом © десятками
других представителей американской ин-
теллигенции.

Джон Говард Лоусон и Дальтон Трумб—
не только два лучших, но и самых храб-
рых и принциниальных писателя Америки.
Они поистине сильны и благородны, и их
деятельность на протяжении многих послед-
них лет заставляет испытывать чувство
TOPIOCTH 3a то, что носишь высокое звание
литератора.

Лоусон и Трумбо стойко и непоколебимо
стояли на стороне народного дела. Они
внесли в гнилую и грязную атмосферу аме-
риканской кинопромышленности дыхание
жизни и бодрости, какого там никогда рань-
ше не было. Вот это и явилось их пре-
ступлением,

«Преступление» Джона Говарда Лоусона
заключается в том, что он написал кино-
спенарий о борьбе испанских республикан-
пев, а «преступление» Дальтона  Трум-
бо— в создании сценария, защищающего
подлинную американскую демократию.

За эту деятельность они предстали пе-
ред нашей. имеющей постыдную славу
комиссией по расследованию антиамерикан-
ской деятельности, Считая, что они обла-
дают драгоценным правом говорять о своей
политической приверженности не по пра-
нуждению, а лишь по велению собственной

Ваше письмо нельзя читать без волне-
Нас разделяют огромные пространст-
ва. но Ваш голос услышан здесь, в Mo-
скве.

В старину на Руси били в колокола,
созывая народ гасить пожар. Ныне по
всей земле гремит набат — лучшие сыны
народов созывают сторонников Мира И
друзей свободы гасить пламя преетунной
войны. вновь раздуваемой поджигателями,

ae eee a nae RO Rr

защиту друзей свободы и мира!

Среда, 24 мая 1950 г.

Бы

o
Тисьмо Говарда Фаста

советскил писателям

}

©

совести, оба литератора отказались отве-
тять на вопрос, являются ли они коммуни-
стами. И каждого из них приговорили к
тюремному заключению сроком на год за
«неуважение» к конгрессу.

На таких же ‹основаниях» сейчас еще
двадцати пяти людям угрожает тюрьма.
Министерство юстиции, кроме того, публич-
HO заявило о своих намерениях учинить
суд над двенадцатью тысячами коммуни-
сетов в 1951 году.

Так в Америке вырисовываются черты
фашизма. Ужасный мрак этой последней
ночи  монополистического ‚ капчтализма
начинает спускаться на нашу прекрасную
землю и на наш народ.

Это борьба, в которой мы надеемся не
уларить в грязь лицом. Это борьба, на ко-
торую мы идем без страха, ибо знаем, что
с нами многие миллионы миролюбивых
народов. во всем мире и в нашей собетвен-
ной стране. Мы не страшиимся ее, так каб
убеждены: победа этих сил. победа наро-
да неизбежна.

Но в TO же время очень важно, чтобы
весь мир знал о подлой и трусливой низо-
сти людей. брсающих в тюрьму двух луч-
ших представителей американского народа.

Лоусон и Трумбо пойдут в тюрьму вслед
за Юлжином Леннисом, секретарем комму-
нистической партии США. посвятивигим
  всю свою жизнь защите демократичесвих

Своболу тем, кто ее

&

Llucemo coeemicnux
писателей
_ Говарду Фасту

=>

`Многие из нас и наших товарищей не   осуществлено». По знаменательной иронии

раз присутствовали на конгрессах и конфе-
реннциях сторонников мира. Мы слышали мо-
гучий голое миллионов борцов за мир. Мы
видели грандиозный размах, мощь и Be~
личие движения сторонников мира, твер-
ло решивших остановить преступных под-
жигателей новой войны.

От имени миллионов, построивитих но-
вый мир, от имени народа, вышедшего на
просторы социализма, пизатели Советеко-
то Союза гневно протестуют против завлю-
чения в тюрьму одного из лучших пред-
славителей прогрессивной Америки— Юлжи-

‘судьбы фашистский бандит и американский
конгрессмен Томас ныне сидит в тюрьме
за воровство, за мошенничество, за гряз-
ные подлоги.

Но его хозяева, те, кому необходимы
услуги  проституированных политиков, —
те пока на свободе. Они не оставляют по-

пыток задушить правду руками других
поллепов.
Найдется  продажный судья, который

подпитет любой приговор, — линь бы за-
платили. Найдется тюремшик, который на-
денет кандалы на руки человека, работав-

на Денниса, против утвержления Верхов-} шего ля счастья народа. Найдется мер-

ным сулом CITA приговора бориам
мир — писателям-еценаристам Джону
зарду Лоусону и Дальтону Трумбо.

То. чо прожюходит сейчас в США,
не ново. Палачи всех времен — от гряз-
ной собаки Тьера, расстреливавшего ком-
мунаров Парижа. до бесноватото фюре-
ра. сгноившего в Лахау и Бухенвальде
многих смелых н честных сынов  Герм“-
нии, — всегда старались обезглавить народ,
лишить его лучших умов и лучщих сер-
деп. спрятать в тюрьмы самую душу Ha-
‘рода, его совесть. разум и честь.

Но еще никому не удавалось осущест-
‚ вить эту бредовую затею. У выролков, 1о-
  хобных Гитлеру, нет даже могилы на зем-
  ле. П народы презирают их позорные име-
  па. А слава парижеких RoMMyHapoB и
  Тельмана. слава Олега Кошевого и Зои
  Космодемъянской будет (жить века.

Таков  беспошадно справедливый cya
истории. Слишком торопятся позабыть ев
уроки некоторые госпола из Вашингтона и
Нью-Йорка.

Мы знаем, что представляет собой таб
  называемая «комиссия по расследованию
антиамериканской леятельности». Мы пом-
ним омерзительные слова недавнего Фюре-
ра этой комиссии Лж. Парнелла Томаса,
произнесенные лва года назад: «В настоя-
ший момент мы не можем посадить 8B
тюрьму человека за то, что он коммунист,
но возможно, что завтра это уже будет

38   завеп. который произнесет по этому пово-
9-   ху очередную фашистскую речь. Найдутся

пюди, которые поверят лжи.

Ho правла всегда принадлежит народу.
Она проникает не только сквозь решетки
тюрем, но и сквозь страницы желтых га-
зет,. и сквозь трескучие речи сенаторов,
конгрессменов, купленных 10 сходной
цене.

Правда всегда проста. Мар, а не война!
Демократия, а не фашизм! Свобода, a- He
пасплие! Так говорит народ. Так говорят
сотни миллионов простых людей во всем
мире.

Пауки с Уолл-стрита не хотят счи-
таться © волей народов. Они протянуля
нити своей паутины по всей земле. Про-
повелуя войну «холодную», «горячую»,
«атомную», «сверхатомную», они пытают
ся запугать трудовое человечество,

Но они иснытывают страх. Они сами
трепещут. предчувствуя позор своего пос-
леднего падения. Тот, кто выступает про-
тив народов, — тот обрекает на гибель себя!

Or Берлина ло Кантона, от Чукотки хо
Софии раскинулись могучие страны, не
подвластные ни чужой валюте, ни чужой
воле. К Советекому Союзу, к странам на-
родной демократии тянутся симпатии всех
передовых людей земного шара. В мире
есть Москва, и у Вашего письма, Говарл
Фаст, верный, надежный адрес, — это пу-

АОИ Ем

Цена 40 коп.

и гражданских прав американского народа и
борьбеза мир. Его лишили свободы потому,
что Дж. Парнелл Томас и вся ero бес-
честная компания нашли нужным сфабри-
ковать против него и против других демо-
кратов обвинение.

Сегодня Дж. ПШарнела Томас — один из
тлаварей комиссии по рассоледовапию анти-

американской деятельности — сидит в he-
деральной тюрьме. Этот отъявленвый мел-
кий негодяй крал жалование свойх собет-
венных служащих.

За свое преступление Парнелл Томас
мог получить ю 32 лет тюрьмы. Однако
он получил только 8 месяцев.

Максимальное накаважие за то, в чем
реакция террористически обвиняет Юджи-
на Ленниса, Джона Говарда Лоусона и
Дальтона Трумбо, — один год заключения.
  Каждый из них получил этот год сполна.

Храбрый и честный человек, мой хоро-
ттий друг Карл Марцани был отправлен в
тюрьму на три года за т0, что он сделал
разоблачительный фильм о «Юнайтед элекл-
рикал уоркерс». Когда настало время от-
пустить Марцани под честное слово, ему
в этом было отказано. А вот Дж. Парнелл
Томас — презренное существо — такое пра-
во получит!

Все это немногие факты, говорящие 05
ужасных вещах, которые происходят Y
нас здесь, в Америке,

Я обращаюсь к вам, как в коллегам-
писателям. Прошу вас поднять свой голос
в защиту жертв неслыханного наступления
компании Трумэн-—Ачесон, наступления,
пелью которого является превращение ци-
вилизованного мира в атомную пустыню,

Говард ФАСТ
НЬЮ-ЙОРК

защищает!

тает насмерть повых тюремшиков новых
Дахау...

Поджигатели войны торопятея. Они 3a-
ключили в тюрьму Денниса, готовят 3a-
стенки для Лоусона и Трумбо. Они поспеш-
но составляют” списки. Сегодня — это
пять. шесть, двенадцать тысяч лучших
сынов Америки. Завтра будут сотни тысяч,
и нехватит тюрем.

Но наступит день, когда для нынешних
тюремщиков не найдется места в Амери-
Re...

Для нае, советских люжей, Ваше пись-
мо — голосе подлинной Америки, гневно
протестующей против открытого вторжения
фашизма на американекий континент. Мы
верим и знаем, что народ США против
войны. Й каждый из нас всем сердцем с
Вами. се Вашими горлыми и сильными
друзьями, с Вашим народом. Пусть наша
солидарность выразится не только в креп-
  ком братеком рукопожатии, — ему не 0-
мешают разделяющие нас пространства.
Наша солидарность — в том, что, ` как
торящий факел, мы перелаем вам, пере-
довым американским писателям, бесценное
плейное наслелие великой русской лятера-
туры. увидевшей осуществление лучиих
илезлов человечества. Мы знаем, что иро-
грессивные литераторы США по-горьков-
ски будут разить поджигателей новой
войны. :

Настоящий писатель тесно. связан CO
сволм народом. Лоусон и Трумбо — оба
могут этим гордиться. Й мы тордимся за
них, за наших товарищей по работе, за
наших собратьев по борьбе за мир. Мы
говерим сегодня:

— Руки прочь от Денниса!

— Руки прочь от Лоусона и Трумбо!

Мы требуем свободы для тех, кто ee
зашищает. Мы протестуем против  поли-
цейского суда США. Пусть знают трус-
тивые гангстеры от политики и HOBOAB-
ленные  гестаповцы из ФБР: счет их
преступлениям начат! Народы мира не
простят. У народов — твердая память. А
тюремщикам из Вашингтона напомним 0
петле Нюрнберга, в которой кончили
жизнь их духовные отцы,

Руки прочь от друзей мира и свободы!
Вс. ВИШНЕВСКИЙ, Георгий ГУЛИА,
Александр ДОВЖЕНКО, Всеволод
ИВАНОВ, Валентин КАТАЕВ, Борис
ЛАВРЕНЕВ, Самуил МАРШАК, Кон-
стантин СИМОНОВ, Анатолий СОФ-
РОНОВ, Алексей СУРКОВ, Анатолий
СУРОВ, Николай ТИХОНОВ, Михаил
ЧИАУРЕЛИ

СТУДЕНТЫ-ПЕРЕВОДЧИКИ

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Узпедгиз
‘выпустил в свет переведенный на коряк-
ский язык студентом Хабаровского педа-
гогического училища Ю. Яткуниным рас-
  сказ Т. Семушкина «Талеко и его храбрый
Лилит». Несколько ранее эта книга была
издана на эвенкийском и чукотском языках.

В 1950 году на языках народов Севера
издаются десятки произведений  художе-
ственной литературы К работе вад пере
волами привлечена большая группа севе-
рян — студентов ленинградских учебных
заведений. Выпускник Ленинградского уни-
им. А. А. Жданова нанай Су-

верситета
лунгу Оненко перевел на родной ЯязЗыЕ
книгу Л. Савельева «Штурм Зимнего»,

пьесу С. Маршака «Двенадцать месяцев»
и рял других. Студент северного отлеле-
ния Педагогического института им. А; И.
Герцена нанай А. Бельды перевел сбор-
ник русских народных сказок.

Готовится издание богато иллюстриро-
ванной фольклорной серии «Сказки наро-

дов Крайнего Севера». Уже вышел сбор-

ник на ненецком языке, готовятся к печа-
ти сборники на эвенкийском и нанайском
языках. :

Открытие декады эстонской литературы

Первый вечер декады эстонской лите-
ратуры в Москве открылся торжественно
и празднично. В. Колонном зале Дома с0-
зов собрались литераторы, представители
предприятий, интеллигенция, студенты.
В презитиуме- прибывшие павануне пи-
сатели Эстонии. русские писатели.

Вечер отЕзыхл заместитель генерального
cerpotaps Союза советских писателей
СССР А. Сурков. %

Доклал 06 эстонской советской литера-
ту сделал Ганс Леберехт.

Залем выступили эстонские писатели
Юхан Шмуул, Март Рауд, Ральф Парве и
народная сказительнипа Лайне Мозикяпи.

Поэты-переволчики Taper  Антоколь-
ский. Михаил Дудин. Павел Железнов, Ве-
ра Звягинцева читали перэводы эстонских

стихов.
Вечер закончился большим концертом.

#.*

*
В беседе с корреспондентом «Литератур-
ной газеты» заместитель  прелседателя

Союза советских писателей Эстонии. Эду-

ард Мянник сказал:

—- Мы ралы приветствовать трудящих-
ся Москвы в эти полные для нас боль-
лютго значения дни. Мы хотим показать
свои новые произведения. продемонстриро-
вать успехи, но больше — выслутать
товарищескую критику, получить творче-
скую помощь. Это первая декала нашей
литературы в Москве, поэтому’ естествен-
но волнение, © которым мы приступили
& показу нашей работы.

Всего в Москву приехало 28 эстонских
писателей. Кроме тех. которые. выступили
сегодня на вечере, в декале примут yua-
стие Освальл Тооминг, Оскар Ургарт. Маг-
nyc Maas, Пауль Руммо, Айри Бааль, Де-
бора Вааранди, Феликс Котт, критик Маке
Лаоссон. мололые поэты Влалимир Беэк-
mann, Валерия Вилланди, Манивальд Ке-
самаа и другие.

Мы ‘ралы поблагодарить через «Литера-
турную газету» общественность столицы и
московских писателей за радушный. дру-
жеский прием, оказанный нам при первой
встрече.

Заявление
Советского комитета
защиты мира

- Советский комитет защиты мира выра“
жает глубокое возмущение преследования-
ми. которым подвергаелся со стороны фрач-
цузского правительства председалель Поз
стоянного комитета Всемирного конгресс
сторонников мира, лауреат Нобелевской
премии, академик Фредерик Жолио-Кюри.

Величайший гуманист и мужественный
борец за мир во воем миро Жолио-Кюри
на протяжении многих лет своей научной
деятельности неоднократно заявлял, что
использование атомной энергии в мирных
пелях откроет перед человечеством преч
краснейшие перспективы. .

— Мы глубоко уверены, — говорит
он. — что мирное использование атомной
энергии имело бы решающее значение для
повышения благосостояния человечества,

Когла поджигатели войны стали ис*
пользовать открытия аломной физики в
преступных целях подготовки новой вой-
ны. Жолио-Кюри как‘ подлинно передовой
ученый нашего времени понял, что он
«должен сражаться в рядах TEX, RTO хо“
чет, чтобы достижения науки были ис-
пользованы в мирных целях, а не в ко-
рыестных целях хищников, не для разжи-
гания войны».

( трибуны сессии Постоянного комитета

Всемирного конгресса сторонников мира в

Стокгольме он потребовал запрещения

атомного оружия и объявления военным

преступником того правительства, которое
перрым применит это оружие. Толио-Вюри
выразил в этой речи мысли и чаяния
всех прогрессивных людей мирз.

Жолио-Кюри первый
тольмекое воззвание, обращенное к людям
доброй воли всего мира.

Эти выступления мужественного бори&
за мир послужили причиной  отстразения
французским правительством великого уче=

ного от изыеканий в области атомно
энергии. +
Поджигатели войны этим актом лишний

раз продемонстрировали, что для них хо-
роша и приемлема лишь та наука и ’ та
ученые, которые служат делу смерти, делу
разрушения.

Советский комитет защиты мира шлет
Жолио-Кюри — выдающемуся ученому.
натних дней, активному пюборнику мирам

самый горячий сердечный привет и выра=

жает восхищение его непреклонной perm
мостью бороться за предотвращение угро>
зы новой кровавой бойни.

Сторонники мира Советского Союза заз
являют решительный протест против пре-
следований Жолио-Вюри, лучшего сына
французекого народа, великого ученого,
отважного борца за мир.

Президиум Советского комитета
защиты мира:

Н. ТИХОНОВ Н.. МИХАЙЛОВ
А. ФАДЕЕВ Н. ПОПОВА
С. ВАВИЛОВ Т. ЕРШОВА
Б. ГРЕКОВ А. СУРКОВ
А. КОРНЕЙЧУК С. ГЕРАСИМОВ
К. СИМОНОВ

Ce

Черты нового

АЛБАНИЯ

ПО ПРИМЕРУ СТАХАНОВЦЕВ

Еще несколько лет назад на уроках в
школе учителя говорили: «Албания един-
ственная страна в Европе, не имеющая жез
лезных дорог». Сегодня гудки паровозов
эхом отдаются в горах республики. Силами
самоотверженной албанской молодежи по-
строены три железнодорожные магистрали:
Нелавно началось сооружение четвертой,
которая свяжет Петин с Эльбасаном.

Вся Албания — в строительных лесах.

Воздвигнуты стены первого в стране TeR<
стильного комбината имени И. В. Сталина
близ Тираны.
_ Ткачихь Роза Хили из Шкодер» одна
из первых в Албании, по примеру совет-
ских текстильщин, перешла на обелужива-
ние нескольких станков. Строители тек-
каменщики Никола Нэгри и Ристо Марну,
изучив опыт работы советских стаханов-
цев. стали перевыполнять норму в UATE
< половиной раз.

Лучших из лучших представителей’ ге-
роической армии труда албанский народ
посылает в свои высшие органы власти.
Среди кандидатов в депутаты, которые бу-
дут баллотироваться на выборах в Народ-
ное собрание 28 мая, — Роза Хили, шах=
тер Мехмет Дервиш и другие.

oo Oo

КИТАЙ

ЖИЗНЬ НА ЭКРАНЕ

Жизнь китайского народа — героическая
и созвлательная -— врывается на экраны
кино. Изк призраки мрачной  гомянданов-
ской ночи, исчезают из кинотеатров аме-
риканекие боевики — сеятели мистики,
бандитизма и фашистской идеологии. YRpA-
ны засияли светом бессмертных подвигов
китайских партизан, которым посвящен
национальный фильм «Дочь Китая», славз
ной деятельности передовиков труда, показ
занных в кинокартине «Мост».

Киноискусство демократического Китая
зародилось в 1946 году в’ ранее 06воз
божденных районах северо-востока страны:
Оно получило широкое развитие после
освобождения веего Китая. В этом году
киностудии республики выпустят 12
экраны 44 художественных фильма и 48
документальных. Будут дублированы для
хемонстрапии на экранах Еитая 40 cos
ветских фильмов.

——ИИИИиНи ии -————

С. МАРШАК
ЧАН КАЙ-ШИ ГРОЗИТ...

Как сообщает агентство ‘Ассошиэйтед
пресс ‚ Чан Кай-ши поклялся покончить
жизнь самоубийством, если не удастся
удержать Формозу.

Стремясь растрогать Уолл-стрит,
В бессильи проливая слёзы,

Он пулю в лоб пустить грозит
И не уйти живым с Формозы,

Пусть не мечтают торгаши
Надолго удержать Формозу,
Боюсь, придется Чан Кай-ши
Осуществить свою угрозу!

Беглец, предвидя свой конец,

Бесплодным занялся витийством.
Но разве может он — мертвец —
Покончить жизнь самоубийством?

подписал  ОтЕз-