Jimreparypa эетонекого на

Декада эстонской советской литературы
свидетельствует о расцвете культуры сво-
бодного эстонского народа. национальной
по форме, социалистической по содержз-
нию, Тесная историческая дружба с вели-
ким русским народом помогла эстонскому
народу — освободиться от капиталисти-
ческого ярма и прочно вотать на путь
строительства социализма ‘и коммунизма.

В этом году эстонский народ празднует
десятилетие советской власти в Эстонии.

Вступление в Советский Союз открыло

А. КЕЛЬБЕРГ,
секретарь ЦК КП(б) Эстонии
` >

Андрезена и им подобных. Статьи Кинги-
сеппа — образец большевистской публици-
стики. близкой и понятной народу.
Виктор Вингисепи беспощадно разобла-
чал младоэстонцев. как буржуазных наияо-
налистов и субъективных идеалистов, KOTO-
рые, прикрываясь лживыми фразами, сду-
жили классовым интересам эстонской бур-

новые перспективы развития культуры
эстонского народа и его литературы. Для
писателей установление советской власти
и вотупление Эстонии в Советский Союз прав. Илеологи  группы” «Ноор-Эести» в го-
ды y б )
о означало раскрытие огромных творческих Ate ee Niels ee
SORMOBHOC TEA, расниарение -EPyrowopa’ И рабочего! клас. Они в, а
тематики, Ко’ RABI С г
а о в о в рей ле победы советского строя в Эетонии и
и о si! а. пытались лишь замаскировать свои буржу-
ree une ae as азно-националиетические взгляды внешней
ыы м С ПиСа-   зполитичностью. Густав Суйтсе бежал от
’ sepa . гневь своего народа ‘и
Сецизлистический реализм, нарохность   эмигрантом. а ем. а pe
eae характерными чертами  MOAOTOW   saxoren da yous Govercnof -Buacta напи-
совелской эстонской литературы Sigg :
р : сать ни одного литературного  произведе-
Эстонская литература в прошлом разви-  ния, а ограничился pat race А
валась в ожесточенной борьйе прогресеив-   б ¥
я очных п в у
ного и реакционного течений. В начале И Си oe ay, phi lati ad
второй половины Х1Х века, когла фактиче-   вперед своей пкесой «Мурранг» («Пе
ски началея пропесс формирования эстон- ieee) eat dan а Бы Baber
* : ь ‘Oe

ской нанпии и эстонского литературного прошлого творчества и допушенных в со-

языка, И деятели Ф. Крейц-   ветекое время отайок. кооый покиволи
В те Rie к у   = a ть
ыы кобсон и др. стремились большой вред эстонскому народу.

вырвать эстонскую культуру из-под влия- Поль Пон паи на вы
ния немецких баронов и перковников И лающимся пролетарским писателем был
созлать подлинную национальную литера-   Иоханнес Лауристин-—Мадарик СТО
туру. Они вели борьбу с реакционны- ествии первый председатель и Народ:
‚ми силами молодой эстонской буржуазии,   пых Комиссаров Эстонской СОР Лауристин
возглавляемыми И. Яннееном иЯ. Хуртом.   более 14 лет сидел в буржуазной тюрьме
‚Именно в этот период Ф. Феэльман, а За-  но и в эти тяжелые голы он сумел В
тем, главным образом, Ф. Крейцвальд на-  ссать романы «Республика» и «Ниспровер-
_чали работу по исследованию и ©бору 9с-  гатели» и целый ряд рассказов и сталей.
тонского фольклора, в результате чего   Кроме Лауристина. в голы буржуазной лик-
увилело свет такое выдающееся произве- татуры активно выступали  Поэты-—демо-

ление народного творчества. как «Калеви-  краты и антифатисты Иоханнес Барбарус,
поэг», отражающее оптимизм эстонского   Ян Кярнер и Аугуст Алле

жуазии и предавали интересы народа.
Вожль эстонского пролетариата оказался

нарола, его веру в свои силы и оконча- Ярким представителем критического реа-
тельное освобождение от  эксплоатации  лизма в период двадцатых-трилцатых  го-
хрепостников-баронов. Передовые  эстон-  дов был Антон Таммсааре, который в своих

ские писатели того времени —Ирейцвальд произведениях выражал протест. против
и Барл Роберт Якобсон — воспитывались буржуазного строя. хотя и не верил B
под непосредственным влиянием идеи рус-   возможность пролетарской революции В
ских революционных демократов Белин- Эстонии. В эти же голы начал свою ли-
ского и Чернышевского и под ВЛИЯНИеМ   тературную деятельность Аугуст Якобсон,
передовой русской ‘литературы. писатель-демократ. который под влиянием
Уже в 70-х тодах на эстонский язык   русской литературы вырос ныне в круп-
стали переводиться произведения Пушкина   нейшего представителя социалистического
и Гоголя, несколько позлнее Салтыкова-   реализма.
Щедрина. Толстого и Тургенева. Русская Пъесы А. Якобеона «Жизнь в цитадели»,
литература оказала большое влияние на  «Лва лагеря» и лругие помогли лучшей
формирование представителей критического   части старой интеллигенции понять свои
реализма в эстонской литературе — Юхана   ошибки, отрешитьея от’ аполитичности п
Лийва. Аугуста Кинберга. и особенно Эду-  ухола в свои «питалели» и включиться в
арда Вильде. Огромное значение для разви-   социзлистическую стройку,  охватизшую
тия эстонской реалистической литературы! сейчас ве отрасли жизни республики.
имели произведения Горького. Решаютую роль в Переломе на илеоло-
В начале ХХ века в эстонской литера-  гическом фронте сыграли исторические pe-
‘туре шла острая борьба межлу прелставите- шения ПЕ ВКП(б) по плеологическим  во-
лями ‘еще молодой пролетарской литерату-  просам. которые помогли эстонскому наро-
ры в липе Отто Мюнтера. Юхана Лилиен- лу и его интеллигенции разоблачить кос-
‘6axa, Виллема Бука-Сараника и др.,  иополитов и буржуазных националистов,
и реакционной буржуазно-националистиче-   дали правильное направление развитию на-
ской литературной группой  «Ноор-Эести»   шей литературы, искусства и музыки.
(«Молодая Эстония»). которую возглавляли   Мулрые указания партии помогли  боль-
` “Густав `Суйте. Фридеберт Туглас,  И. Сем:   шипетву писателей ‘республики добиться
пер. Если пролетадские писатели боролись   новых успехов в своем творчестве.
за реалистическую, революционную ли- Из молодых писателей. глубоко oco-
нию, за народность эстонской литературы   знавших задачи, стоящие петрел советской

и ее исторические связи © русской  про-
грессивной литературой. то младоэетонпы
отрипали значение и необходимость этих
связей. преклонялись перед западным де-

`каданеом и проповедовали — искусство,
«свободное от политики», искусство для
избранных.

Для развития эстонской пролетарской и
демократической литературы 060б0е значе-
‘ние имели публинистические статьи Вик-
тора Кингисепиа. которые позлнее вышли

сборникамя «Кому независимость, кому
иго» и «Под игом независимости».
Кингисепп  разоблачал  прелательскую

политику эстонской буржуазии и ТАБ Ha-
зываемых «социалистов» вроде Врууза,

литературой. особенно хочется  отуетить
Элуарла Мянника и Освальла Тооминга.
Элуарл Мянник выбрал основной темой
своих произведений борьбу советского нато-
ла с неменко-фашистекими захватчиками В
Реликой Отечественной войне. Этой теме в
основном посвящены сборники его расска-
зов: «Испытание  серлеп».  «Пятнадиать
тпагов» и «Борьба продолжается». В них
Мянник развивает тему советекого патрио-
тизма и пожлепия нового человека в огне
  войны. которая стала для многих тысяч
войнов-эетониев лучшей школой совет-
ского патриотизма. укрепила в них чув-
ство коллективизма и братской дружбы
между народами. :

MMM

“Oy

pia

ода

Освальд Тооминг начал свою  деятель-
ность как журналист-очеркист. За послед-
ние годы он выпустил романы «В годы
коричневой чумы» и «Зеленое золото».
Роман «В годы коричневой чумы» посвя-
щен борьбе народа против фашизма во
время оккупации. В «Зеленом золоте», вы-
шедшем весной 1950 гэжа, Тооминг подня-
маст важнейшую для республики тему
проведения в жизнь сталинского плана
преобразования природы. Герои. романа
коммунисты — лесничий Реммельгас, пред-
седатель колхоза Тамм, мастер лесопункта
Хельми Киркма, председатель сельсовета
Рястас — это новые люди сегодняшнего
дня, вдохновленные одной идеей — отвое-
вать земли у реки \уллиару и сушить
непроходимое болото Дюмату. Эта задата
под силу только советским людям. на по-
мощь которым приходят партия и государ-
ство. Тооминг сумел показать широкие
перспективы проведения в жизнь плана
мелиоративных работ в республике.

Гане Леберехт, который уже своей пер-
вой повестью «Свет в Коорди» заслужен-
но завоевал себе имя писателя молодой
колхозной деревни, работает сейчас над
продолжением этого произведения, кото-
рое должно показать укрепление  колхоз-
ного строя,

Кроме этих крупных прозаических про-
изведений, на декале будут представлены
сборник очерков «Новые люли». где дамы
рассказы писателей о новых явлениях и
люлях нашей республики. и еборник «Бое-
вое слово». объединяющий произведения
молодых авторов. прозаиков и поэтов, из
которых 06060 надо отметить рассказ Маг-
нуса Мялька «Эльмар меняет оружие» и
стихи поэта Манивальда Recamaa.-

Талантливый поэт Юхан Шмуул написал
ряд ярких произведений: «Бригада парней
из Ярвесуу». «Я комсомолец». «Эетонская
поэма» и др. Сила Шиуула—в его тесной
связи < жизнью. Задумав поэму «Бригада
парней из Ярвесуу». Шмуул поехал Ha
комсомольскую стройку электростанции
Лееваку, сам работал как простой рабочий,
испытал восторг коллективного творческо-
то труда. Язык Шмуула прост, народен.

В «Эстонской поэме» Шмуулу удалось
показать любовь эстонского народа к вели-
кому Сталину и благоларность народа вож-
дю за новую жизнь.

Поэт сумел понять душу своего народу
и отразить его переживания в Великой
Отечественной войне, и когда пришла
победа, он нашел для нее слова, действи-
тельно идущие от сердца:

И все материки земные,
Все города, все корабли
Два слова — «Сталин» и, «Россия»
Признательне произнесли.

На декаде будут представлены щюизве-
дения Марта Раула, Деботы  Вааранди,
Ральфа Парве и других поэтов республики,
а также новый сборник стихов Валентин
Рушкиса «Утро Эстонии».

Слабым местом эстонской литературы
попрежнему остается критика.  Исключе-
нием здесь является хорошая статья
М. Лаоссона «Некоторые вопросы эстонеко-
то литературоведения и литературной кри-
тики». напечатанная в журналах «Эетон-
ский большевик» и «Лооминг».

Главным недостатком критики является
ee отставание от развития литературы, не-
достаточная острота и боевитость. Критики
мало помогают писателям во-время векрыть
нелостатки их произведений. Они высту-
пают обыкновенно © большам запозданием
с 00зорными статьями. в которых недоста-
точно анализируются хуложественные 060-
бенности произведений. Занимается крити-
кой небольнюй круг профессиональных
критиков и журналистов. & сами писатели
ве выступают с критическими статьями.

Декада эстонской литературы в Москве
является творческим отчетом эстонских пи-
сателей перед литературной  общественно-
стью нашей столицы. Обсуждение произве-
дений. несомненно, поможет всему дальней-
шему развитию эстонской советской лите-
ратуры.

Обсуждение работы правления ССП Татарии

Секретариат Союза советских писателей ,

СССР обсудил. состояние татарской совет-
ской литературы и работу правления
Союза советских ‘писателей Татарии. -

За последние годы в Татарии появились
значительные повести и романы, поэти-
ческие и драматургические произведения
на современные темы. Однако в работе пи-
сательской организации Татарской респуб-
лики существуют серьезные недостатки.

В СС Татария плохо поставлена
илейно-воспитательная работа, не слеланы
должные выволы из постановлений Ц
ВКП(б) по идеологическим вопросам и
постановления Татарского обкома партии о
работе Союза писателей Татарии, ©лабо
развернута критика и самокритика. Серь-
езнейший недостаток современной татар-
ской литературы — отеутетвие ярких про-
извелений на произволственные темы, на
темы колхозной жизни, роста Новой Cco-
ветской интеллигенции. не использованы
и другие важные темы, отображающие
успехи народа на его пути к коммунизму.

К сожалению. эти вопросы не получили
освещения в локладе А. Ерикеева: Его ло-
клад носил узко информационный харак-
тер и. естественно, не мог уловлетворить
собравшихся. А. Ерикеев отчитывалея В
работе правления Союза писателей Тата-

рии, даже не сочтя нужным обсудить
предварительно свой доклад © членами
правления. Как правильно подчеркнул

председательствовавитий на заседаний
А. Сурков, докладчик не только не опи-
фалея на постановление обкома партии 0
работе татарских писателей. по, наюборот,
пытался по сушеству оспорить ряд оце-
нок, содержавшихея в этом  постаповле-
нии. В. Кожевников справедливо упрекал
А. Ерикеева в том, что в его докладе He
чувствовалось заботы о новых успехах та-
тарских писателей, _ Перечисляя больной
сиисок произвелений татарских писателей,
А. Ерикеев таже не слелал попытки оеве-
тить сушественнейшие пробелы тазвития
Татарской литературы. векрыть Причины,
мешающие ea росту, u B TOM числе
плохую работу ССП. а выетупившие в
прениях. члены итавления Союза  татар-
ских писателей С. Валиди и Г. Ваш-

>
mad не нашли в себе мужества поправить
й дополнить‘ докладчика, не проявили
должной самокритики в оценке работы
правления.
С. Евгенов указывал Ha отсутствие

коллегиальности и оперативности в рабо-
те писательской организации. Правление
  оторвано 6т коллектива писателей, не уде-
  ляет внимания главному — творческим во-
просам. С 1948 г. не было проведено ни
одного собрания писателей. Итоги ХИТ пае-
нума правления ССП СССР до сих пор не
обсуждались. Не было доведено до сведения
писателей и постановление обкома ВЕП(б)
Татарии о работе Союза писателей рес-
публики.

Правление союза равнолушио к работе
< литературной молодежью. Застой в ра-
боте по воспитанию молодых литераторов
привел к Тому. что в союз почти прекра-
тилея приток свежих литературных сил.

— Налнему правлению, — сказал Г. Ба-
пгиров. —— нехватает инициативы, энер-
гии. авторитета. оно выносит много резо-
люций, порой обрашается в писателям с
пиркулярными письмами, но очень редко
руководители беселуют с писателями лич-
но. Ни замыслами их, ни процессом ра-
боты руковолетво не интересуется.

Ш. Маннуров, касаясь работы секции
поэзии, отметил, что А. Ерикеев, как поэт
и руковолитель союза, не выдвинул на 0б-
суждение ни одпого творческого вопроса.
Работа секили шла самотеком.

Х. Хуслинова и Ш. Мударрисов также
критиковали правление ССП Татаряй и от-
лельных его членов за инертность, кос-
ность. за отсутствие подлинной заинтере-
сованности в работе писателей, за отрыв
от писательской общественяости.

Касаясь работы местной печати, Х. Ху-
сайнова отметила, что многие произведе-
ния татарских писалелей ве получают
опенки в газетах, а иногда публикуются
поверхностные и вредные репензии. Так,
одно из лучших произведений татарской

литературы — «Честь» Г. Багирова — пол-
верглось в газете «Красная Татария» ни-
чем не оправданному разносу. Правление
ССП Татарии ‘не защитило писателя от
явно заушательской статья.

М. Максулов рассказал об издании влас-
сиков Татарской литературы и переводов
на татарский язык произведений русской
классической и советской литературы. Ou
отметил низкое качество многих предис-
ловий. в частности, предисловия к про-
изведениям Ш. Камала.  возмутительную
«редакцию» переводов книг Толстого и
Пушкина. а также критиковал €0103, KO-
торый не следит за работой переводчиков,
пе организует их деятельность.

К. Наджми напомнил о том, что рус-
ские писатели всегда проявляли истинную
заботу о напиональных литературах. Каж-
лая наша творческая удача, сказал он,
носит слелы благотворного влияния рус-
ских писателей. Олнако за последнее вре-
мя эта творческая связь ослабла. Видные

московские писатели и переводчики дав-`

но уже не выезжали в Татарию. Секре-
тариат ССП СССР недостаточно руководил
работой ССП Татарии.

В ходе обсуждения многие выступавшие
анализировали произведения = татарских
писателей. Н. Тихонов  1пазобрал позмы
ПШ. Мударрисова «Пять минут» и С. Ха-
кима «Песня степей». А. Сурков говорял
о послелних поэмах ©. Баттала и 3. Нури,
отметив, что в этих вешах поэты не. про-
явили достаточной требовательности к себэ,
А. Софронов проанализировал. содержание
п построение пьее А. Файзи и Т. Гизза-

та, В. Кожевников критиковал рассказы
[. Галеева.
В прениях приняли участие также

А. Лоев. П. Шубин, Н. Чертова, И. Скосы-
рев, А. Карцев, Л. Климович и другие.

По локлалу о состоянии татарекой ©о-
ветекой литературы и работы правления
ССП Татарии секретариат Союза coper-
ских писателей СОСР принял развернутое
решение.

Открывающийся на-днях второй съезд
татарских писателей должен пройти под
знаком развернутой критики и самокри-

тии ТУТ.

В журнале «Знамя» опубликован новый
роман Бориса Полевого «Золото».  Хочет-
ся вовязи сэтим взглянуть на весь путь,
пройденный писателем, посмотреть, как
развивается его дарование, поговорить о
том, какое место в его творчестве занима-
ет последняя его книга.

Чуть ли не в каждой критической ста-
тье о Б. Полевом вы найдете ссылку на
то, что он — журналист и произведения
свои строит обычно на фактической осно-
BC, взятой непосредетвенно из жизни. H
TO и другое, конечно, верно, Но непра-
Вильно, котла именно на этом делают уда-
рение, говоря 0 нисательском облике
Б. Полевого. Ценя сложный и ответетвен-
ный, требующий высокого мастерства труд
журналиста, нужно в TO же время видеть
и разницу между этим видом литератур-
ного труда и работой художника  елова
над романом, над повестью, над книгой
рассказов. Упорно вносить журнализм
Полевого, как чуть ли не главное, в ха-
рактеристику ето, как писателя, —это зна-
чит снижать значимость его писа-
тельской работы, умалять ее творче-

ТЯ

ло предела, — одна из отличительных 0с0- поэтому прибегает г таким литературным

бенностей творчества писателя. ВБ. Поле-
вого, как художника, интересуют в пер-
вую очередь такие положения, такие си-
туации, в которых героическая сущность
характера советских людей раскрывается
с наибольшей полнотой и яркостью. Празв-
да, есть в его творчестве и другая линия

— попытки изобразить индустриальные
«будни» (повести «Горячий цех», «Вер-
нулся»), но она выражена у него пока

что менее отчетливо.
В. Нолевого

приемам, которые идут вразрез ¢ ero ©0б-
ственными ‹ твоческими‘ устремлениями.
Книги Б. Полевого насыщены действием,

они остро сожетны. Полевой не боится.
ставить своих героев в исключительные
условия, потому чт всегда перед ним —

прежде всего человек, его внутренний мир.
Как «Повесть о настоящем человеке», так
и лучшие страницы «Золота», на наш
взгляд, показывают тот верный путь, Ha)
котором советский художник. верный прин-

ский характер. Между тем Б. Поле-
вой является автором замечательных ху-
дожественных книг, признанных читате-
лем, и о его писательской манере, сяеци-
фических е@ 060бенностях, о задачах, ко-
торые он перед собой ставит, как худож-
ник, следует говорить в полный голос.

Не должно этому мешать и то обстоя-
тельство, ч10. у героев лучших KHHT
Б. Полевого имеются реальные прототипы.

Не изжито еще мнение, будто творче-
ская сила непременно выше у того писа-
теля, который рисует вымышленные пер-
сонажи, & не исходит из фактов жизни и
деятельности живых, реально существую-
щих людей. Мнение это идет вразрез ©
творческой практикой ряда виднейших на-
ших писателей. Метод социалистического
реализма требует от художника, чтобы он
изучал жизнь, чтобы он образно воспро-
изводил правду жизни, но не ограничива-
ет его в выборе средств и способов худо-
жественного обобщения.

Использование прототипов-—это  обыч-
ное и нормальное явление в литературе.
Но удачно найти прототин сумеет, понят-
но, только тот писатель, у которого име-
елся широкое поле для наблюдений, кото-
рый не. довольствуется случайными,  по-
верхностными впечатлениями. Творчество
Б. Полевого подтверждает это.

Во вступлении к книге «Мы — совет-
ские люди» Б. Полевой пишет, что в ней
  «HOT вымыела», что «каждый действую-
 ший в ней человек живет или жил». Нет
  оснований сомневаться в точности этого
заявления автора. Однако отсюда не вы-
текает, что он «просто» записывал виден-
ное и слышанное и что ему незачем было
поэтому прибегать к творческому вообра-
жению.

Две стороны следует различать в таких
книгах, как «Мы — советские люди». С
одной стороны, строгий и целеустремлен-
ный отбор фактов, диктуемый илей-
но-художественным замыслом, отделение
существенного oT несущественно. 06
этом в статьях о ВБ. Полевом пишут ‘хо-
вольно часто. Но нельзя обойти молчанием
и друе— роль художественного
домысла, который необходим как раз
для того, чтобы глубоко и полно воспроиз-
вести тот илн иной имевший место в дей-
ствительности факт.

Взять. в примеру, рассказ Б. Полевого
«Редут Таракуля». В нем речь идет об од-
ном из эпизодов Оталингралекой битвы, о
пулеметчиках Таракуле и Начинкине, ко-
торые в течение нескольких дней вдвоем
против батальона удерживали — и
улержали — превращенный в развалины
дом. Рассказ этот был бы, несомненно, ин-
тересен, лаже если бы в нем описывался
лишь внешний ход событий. Но содержа-
ние его неизмеримо богаче. Писатель по-
следовательно передает переживания, мыс-
ли и чувства своих героев. Перед нами
вырисовывается духовный мир ABYX, COB-
сем не похожих один на другого людей.
Мог ли писатель 0бо всем этом узнать из
одних лишь «показаний очевидцев», не
прибегнув к помощи творческого  во0бра-
жения? Безусловно, нет.

Eme выше, разумеется. роль художест-
венного домыела в «Повести о настоящем
человеке». где, как указывает сам ABTOD,
ему много пришлось долумывать, допол-
НЯТЬ.

Отказываясь от вымышленных переона-
жей. писатель, следовательно, не замыка-
ется в рамки узко понимаемой  локумен-
тальной достоверности. И он прав, так
как произвеление искусства, хотя бы оно
и изображало реально существующих лю-
дей, не должно и не может замыкатьея
в эти рамки.

Так именно и обстоит дело в основных
произведениях Б. Полевого.

#*
3%

Обыкновенные советские люди,  совер-
тающие необыкновенное, — такова, в He-
мпогих словах, главная тема Бориса По-
левого. В стремлении выявить, как про-
является и проверяется характер совет-
ского человека в условиях, когда все его
физические п духовные силы напряжены

«Знамя», №№ 1, 12 за 1949 г. №№ Ъ 2 за
1950 г. i

Архив Демьяна Бедно1о

Завтра-—пятилетие со дня смерти Демья-
на Бедного. Литератусная общественность
отмечает его память‘ болышим вечером,
ортанизуемым Союзом советских писате-
лей СССР. Днем на могиле поэта состоится
траурный митинг. Гослитиздат выпускает
сборник избранных стихов Демьяна Бед-
ного, издательство «Советский писатель»—
книгу политических эпиграмм и фелье-
тонов. :

поэта, переданный после ero
Инстятуту мировой литературы
представляет боль-

Архив
смерти
имени А. М. Горького,
mon интерес.

Архив несколько необычен. Демьян
Велный, за релкими псключениями, унич-
тожал все черновики уже опубликованных
в печати рукописей и бережно сохранял
только оригиналы ранних своих произве-
дений, особенно, початавшихся в «Звезде»

тики и содействовать перестройке работы
писателей Татарии.

и п «Правде» в 1911—1912 гг.
Поэтому в архиве, помимо «пятка полу-

ципам социалистического реализма, может
создать произведение, построенное на ост-
рых сюжетных ситуациях. И когда неко-
торые «теоретики» обязательно связывают
приключенчество с легковесностью,—опро-
вергая их, можно указать на лучшие стра-
ницы нового романа Полевого. р

Но именно потому, что своих героев!
Б. Полевой ставит перед лицом ‘серьезных

Художественное дарование
сказывается в том, ‘что за событием
он умеет видеть. человека. Внимание
его. приковывает к себе не только и даже
не столько подвиг, сколько герой,
его облик, ето путь к подвигу, мотивы,
объясняющие и делающие ясными для нас
его поступки, Понятно, что, изображая та-
ких людей. как Мересьев, Таракуль и

другие, писатель ставит перед собой очень! испытаний, он должен избежать
сложную и трудную задачу, лля разреше- нарочитого нагнетания всяческих
ния которой требуется незаурядный психо-  Ужасов. В его книгах He может He

быть множества приключений, но само-
стоятельного значения они у него.
получать не должны. Олнако от соблазна

логический и художнический такт.
Когла писатель показывает, как побеж-

дают люди в положении Мересъева или \
Таракуля, ему угрожает немалая опас- ЭТОГО он иногда не может удержаться.
ность «сорваться», взять неверный тон. Это очень ощущается в «Золоте»,.

особенно во второй книге ромама, где при-
ключение зачастую становится самоцелью, \
& не средством раскрытия образа человека.
Вот пример. Муся уже попала в отряд
Рудакова, Рудаков сообщает о золоте на’
Большую Землю; откуда за золотом выле-
тает самолет. Но когда самолет, наконец
прибывает, Муся... остается © сокровищем!
до следующего рейса (мотивировка —<слер-
ва должны полететь тяжело раненые и _
беспартийные). Однако вторично тризем- о
литься самолет не может, так каЕ начи- —
наелся наступление врага. Повествование, _
таким образом, искусственно затягивается.

Надуманный этот эпизод явно преднал
значен JIA того, чтобы  нагромоздить Ha
пути Муси побольше препятствий. Но, вдо-
бавок, он в крайне невыгодном свете ри-
сует героев романа, которым приписыва-
ются совсем не присущие им легкомыслие
и нодисциплинированноеть. «Последний
приказ гласит: доставить ценности, — TH
ворит Мусе Рудаков. — Мы с тобой mepe-  ,
оценили возможность, оплошали, не улете-  .
ли © первым самолетом. Теперь надо исч
правлять ошибку...» Все это звучит, коз
нечно, не очень серьезно.

Муся снова отправляется в странство=
вание, на этот раз с партизанами из ру*
даковского отряда—Николаем и подростком.
Толей. Рудаков приказывает Николаю «лю-
бой ценой доставить через фронт пен.
ности». Что же делает в пути Николай?
Чтобы отметить годовщину Октября, он ре-
шает организовать нападение на немецкую
машину. Николай и Муся оставляют с 30-5
лотом Толю, а сами идут в засалу. Самое
любопытное, что при этом Николай сознает:
преступление в такой обстановке оста“  )
вить ценности на одного подростка. Героям
опять приписаны не присущие им легко-’
мыслие и недиспиплинированность. Ясно,
что погоня еще за одним, и лишним, сю-
жетным ходом, вопреки намерениям. авто-
ра, здесь не помогла, а помешала ему
правдиво обрисовать действующих лиц.

В романе дана «предистория» Николая—*
и его жизнь до войны и в партизанском —
отряде ло путешествия с Мусей: очень’

Нетрудно, с одной стороны, приуменьшить
преграды, которые встают на пути героя,
недооценить ту мобилизацию  веех его
физических и нравственных сил, без кото-
рой никакой подвиг вообще невозможен. С
другой стороны, можно впасть и в проти-
воположную крайность — искусственно
возлвигать перед героем все новые и но-
вые препятствия, теряя при этом чувство
меры. В обоих случаях доверия к пи-
сателю. к образам, которые он рисует,
разумеется, не будет. i

Б. Полевому почти на всем протяжении
«Повести о настоящем человеке» и в луч-
гих рассказах «Мы — советские люди»
безотказно веришь потому, что им векры-
та внутренняя необходимость
поступков и помыслов героев в тех тяже-
лейших условиях, в каких они оказыва-
ются. Убеждает логика развития образа.
А это значит, что действенность и убеди-
тельность произведений 6. Полевого 3a-
ключается не просто в том жизненном ма-
териале, который он находит, — действен-
ность и убедительность их в самой образ-
ной ткани его книг, в мыслях и чувствах,
которые они возбуждают.

+m
#

Новый роман Б. Молевого «Золото» раз-
вивает основную, ведущую тему его TBOD-
чества.

В романе этом рассказывается об огром-
ных государственных ценностях, о золоте,
которое в силу обстоятельств военного
времени может попасть к врагам. Золото
спасают советские люди, передавая его из
рук в руки, как своеобразную. «эстафету».

Сперва ответственность за судьбу золо-
та принимают на себя двое скромных бан-
ROBCKAX служащих — старший кассир Ми-
трофан Ильяч Корецкий и мащинистка
Муся Волкова, шестидесятилетний старик
и восемнадцатилетняя девушка, которым
не удается эвакуироваться из города пе-
ред приходом гитлеровцев.

Хотя ник им этом не поручал, Ro-

репкий и Муся решают переправить 3019-
то-за линию фронта, спасти для государ-
ства принадлежащие ему богатства. Долог
и невероятно труден путь по оккупирован-
ному краю, в который пускаются герои;
он изобилует всевозможными опасностями.
Митрофан Ильич по дороге умирает, но
Муся е помощью других советских пат-
риотов выполняет последнюю волю стари-
ка, доставляет золото «по назначению».

Сюжет романа как нельзя лучше соот-
ветствует творческим интересам Б. Поле-
вого. гармонирует ¢ илейно-художествен-
ными установками ето писательской рабо-
ты. Снова 5. Нолевой изображает простых,
рялевых советских людей, которые попа-
дают в положение. тле от них требуются
величайшая самоотверженность и героизм.

В. Полевой создал убелительный образ
непартийного большевика Коренкого, пре-
танного родине. верного своему граждан-
скому лолгу. Хоропю использованы для
характеристики старого кассира его про-
фессиональные навыки. Вполне мотивиро-
вано в романе и то, что Корецкий, опа-
саясь даже «одного процента риска», из-
бегает в пути не только чужих, но и CBO-
их, тшалельно обходя жилые места. .

Муся, с детства воспитанная в духе
коллективизма, подчас возмущается Upes-
мерной осторожностью Корецкого. _Она счи-
тает, что советского человека и в немец-
ком ‚тылу обходить не надо. Этот спор ге-
роев романа способствует и развертыванию
сюжета книги и обрисовке ее действую-
щих лип. Рядом интересных черт наделе-
ны и другие герои, включаемые автором в
«эстафету». в частности. знатная живут
новолка Матрена Никитична и её свекор
Игнат Рубцов. Участники эстафеты — ря-
довые советские люди — 9TO H есть на-

стояшее золото.

В основе своей, как видим, «Золото» —
произведение реалистическое. Однако, на
наш взгляд, кое-где Б. Полевой отступает
в нем от основного направления своего
творчества. Иногда кажется, что Полевой

словно не доверяет силе своих образов и большей взыскательности.

забытых басен» и других стихотворений,
составлявших для автора’ автобиографиче-.
скую ценность, много «заготовок» — 3а-
меток, выписок из разных современных и
старинных книг и тшательно системати-
зированные газетные подборки под соот-
вететвенными рубриками: «Белая эмиг-
рантигина», «Борьба с кулачеством», «Пя-
тилетка», «Международное», «0 литерату-
ре» ит. д.

В архиве сохранились также наброски,

планы, отрывки и черновые записи про-
заических произведений Демьяна Бедного,
ео статей и речей.
‚ Среди неопубликованного литературного
наследства Д. Бедного примечательно сти-
хотворное переложение «Уральских  ска-
зов» П. Бажова. i

В архиве сохранились также некоторые

та. Не своевременно ли секции критики

интересна. А дальше, когда начинается
основное, из-за чего, собственно, Николай
введен в роман, вдруг становится скучно,
Получается так потому, что события,
участником которых является юноша, не
влияют на его развитие, не ведут в 060-
тащению образа.

Роман В. Полевого без всякой налобно-
ети затянут. В нем много повторений, ге-
рои все время холят по лесу, — и все это,
в конце концов, утомляет, так что и «за-
нимательные» лесные пожары помочь не
могут. Писателю нехватает. настоящего}
мастерства, которое всегда предполагает,
умение сконцентрировать действие. Вообще!
замыюеел «Золота» — это о скорее замысел!
повести, и напрасно автор. превратил. его a}
многочастный роман. Хотелось бы, чтобы!

писалель еще раз вернулея Е своему к

изведению, изъяв из него все лишнее, и!
чтобы. вместе с тем, такие герои, как тот
же Николай, существовали н6. только в fe
экспозиции, но и раскрывались в ходе)
движения романа. Тогла, кстати, роман.
станет сюжетно не менее, & более 0ст-\
рым.

Финал романа сильно воздействует Ha)
наши чувства правдивым изображением
красоты и благородства души советских Е
подей. Сила самоотвержения рялового 03!
ветского человека во имя Родины и сила!
сталинской заботы 0 рядовом советском
человеке тармонично и как-то особение
сердечно показаны на последних страни-
цах романа.

Ho до этих страниц читатель добирается
утомленным растянутыми главами второй
книги романа, многочисленными повторо-
ниями, целым рядом ненужных сюжетных
нагромождений. ; ty

И жаль, woromy что всего этого
вполне можно было бы избежать.

Борис Полевой — крупный художник:
Следует прямо сказать о тех неровностях;
о вполне преодолимых, о но ‘еще далеко.
не преодоленных им препятствиях, которые
встречаются на его писательском пути, и
пожелать ему в дальнейшем значительно,

плакаты, выходившие в годы Великой
Отечественной войны CoO стихотворными
подписями Демьяна Бедного. Свыше двух-
сот маленьких стихотворений — героиче-
ских и сатирических — было написано им.
для «Окон ТАСС».

Сохранились в архиве и остроумные

‘дружеские шаржи художников — друзей
поэта.
Все эти материалы могут оказаться

полезными при составлении биографии поз

Союза советеких писателей СССР позабо-.
титься о создании такой биографии.
В. Р.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 42 3

——

=