За боевой _

научный
журнал

. Не так давно советский физик проф.
В. Аркадьзв обнаружил, что созданный ич
еще 15 лет назад метод фиксация радио-
волн самым бессовестным образом приевост
неким американцем Ямсом, выступившим
© сообщением о своем мнимом открытии в
журнале «КСА Review», В. Аркадьев обра-
тился в редакдию. американского жур-
нала € письмом, требуя восстановить
истину. Не высказав ни единого возраже-
ния по существу, ибо возражать было
просто. невозможно, редакция «RCA Re-
\Че\» отказалась поместить письмо совет-
ского ученого, мотивируя тем, что, дескать,
«содержание журнала ограничивается ма-
териалом, доставляемым служащими Аме-
риканской  радиокорпорации и ве фи:
лиалов» (?!). Получив столь наглый ответ,
В. Аркадьев переслал ‘эту  перепиеву в
«Журнал экспериментальной и теоретиче-
ской физики». i

Было бы естественным ожидать, что ре-
хакция советского научного журнала ре-
шительно BCTAHeT на защиту законных
прав своего соотечественника и использует
этот случай, чтобы показать деятелям ‘со-
ветекой науки нечиетоплотность «любите-
лей чужою» в среде американских уче-
ных. Но редакция ограничилась равнодут-
HOH рогистрацией этого возмутительного
факта, опубликовав без веяких коммен-
тариев 00% письма среди третьестепенных
материалов.

Влияния «объективизма» и аполитич-
HOCTH до сих пор еще сильно сказывают-
ся та облике многих наших научных жур-
налов. А между тем роль этих журналов
в развитии советской передовой науки
огромна,

В налшей стране выходит около тысячи
зучных периодических изданий. В них,
как в зеркале, отражены многогралитость
и размах творчества советских ученых.
‚Научная периодика издается не только
на русском языке, не только в Москве и
Ленинграде, но и на ‘языках народов почти
всех союзных республик, по всей стране.

До Великой Октябрьской революции
издание научных журналов в Казахотане
могло показаться  беспочвенной  фанта-
зией: ведь казахский народ не только не
имел своей научной интеллигенции, но
был почти сплошь неграмотным. А сейчас
мы, как о самом обычном факте, говорим о
деятельности Казахской Академии науки
ее многочисленных институтов, 06 изда-

ваемых ими «Известиях», «Докладах», в
которых печатаются труды казахевих уче-
ных — геологов, физиков, биологов...

Перелистайте  страчицы комплектов
научных журналов, «Ученых записок», и
вы увидите, как формировались и крепли
в нашей стране самобытные научные шщо-

лы Губкина, Курнакова, Черняева и
многие другие. Из года в год мысль со-
ветских ученых, ‘перед. которыми‘ созет-

ская власть открыла Широкие возмож-
ности для научного творчества, вс. дерано-
зеннее прокладывает новые пути ю зна-
нию, которые привели ссзетекую науку К
небывалому расцвету, сделали ео самой
передовой в мире. :

Достижения советских ученых находят
свое ‘отражение, в первую очередь; Ha
страницах периодических научных журна-
лов. В них было опубликовано большое
число первоклассных научных работ, мно-
гие из которых удостоены Сталинской
премии. ;

Задача научных журналов — не толь-
хо регистрировать то, что выходит из ин-
ститутов и лабораторий, а быть пропаган-
листами передовых идей. борцами против
KOCHOCTH, против чуждых идейных влия-
ний, бороться за приоритет отечественной
науки. «..наши журналы, являются ли
они научными или художественными, ие
могут быть аполитичными», говорится B
постановлении ЦК ВКП(б) о журналах
«Звезда» в «Ленинград». Политическое ли-
Ho журнала физического, биологического,
химического-—еказывается прежде веего в
том, какое направление он поддерживает,
какое мировоззрение он защищает и про-
пагандирует. Ленин писал в одном из
своих писем А. М. Горькому: «Журнал без
направления — вещь неленая, незуразная,
скандальная и вредная».

Недавние события на / биологическом
фронте, острая идейная борьба, которая
происходит сейчас в физике, химии, меди-
цине. показывают, ках сильшы еще пере-
жатки старого, отживающего в науке. Co-
ветский научный журнал He может
стоять в сторонесот этой борьбы.

Вепомним. какую  неприглядную ‹ Толь
играли некоторые  нанги биологические
журналы в жестокой борьбе между мичу-
ринцами и морганистами-вейсманистами.
Так. журнал «Советская  атрономия?,

заняв позицию. «равно-
правности» и «paBHo-
ценности» веех ваправ-
лений в науке, в тоды
этой принципиальной
борьбы действовал ko
правилу: «Вход всем
открыт», Зато, к чести
журнала «Агробиоло-
тия», можно сказать,
‘uno в борьбе мичуринского направления
\ против морганизма этот журнал был до
конца принцициален. Страстно и поеледо-
вательно вел OH разоблачение аполотетов
вейсманизма-морганизма,.

История достижений  мичуринской тео-
рии, процесе накопления ее сил, нараста-
ние и укрепление ее связи с производством
нашли разностороннее отражение на стра-
ницах «Агробиологии».

Ленин пихал: «..дорога прежде всем и
больше всего в каждом органе печати его
принципиальность». А вот как раз прич-
цитиальности и выеокой илейности, к со-
жалению, все еще недостает иным науч-
ным журналам. Только этим и можно
объяснить появление в «Бюллетене Москов-
ского общества испытателей природы»
лженаучной статьи проф. Вобозева, пы-
тазиегося механически приложить теорию
веклорню-броуновских процессов к явае-
ниям. свойственным живым  организмам,
или же появление в «Журнале общей хи-
мии» ‘и других химических журналах ета-.
тей проф. Я. Сыркина и проф. М. Дятки-
ной; пропаганхирующих  идезлистическую
«теорию резонанса». Только этим можно
объяенить и то, что журнал  «Почвоведе-
ние», вместо того, чтобы пропагандировать
и развивать передовые идеи Вильямса,
долгое время не только игнорировал вильям-
совское наследство, но допускал ча своих
страницах выступления, направленные про-
тив передового атробиологического почвове-
дения.

Некоторые нални научные журналы не-
достаточно настойчиво борютея © влияни-
ем чуждых идей, слабо разоблачают реак-
 ционную, антинародную сущность буржу-
азной науки. А это их первейшая обязан-
ность! Буржуазный объективизм должен
быть изгнан. со страниц журналов; обязан-
ность каждого из них — активно участво-
вать в формировании марксистеко-ленин-
ского мировоззрения научных кадров.

В ряде журналов появляются острые,
боевые материалы. Так, в журнале «Успехи
физических наук» в 1949 году были опу-
бликованы несколько статей, направленных
на разоблачение идеализма в совремелной
физике, ряд рецензий, вскрывающих ме-
тодологические оппибки отдельных наших
ученых. Опубликованы ценные статьи по
истории отечественной науки в «Успехах
химии», «Журнале общей химии», «Журна-
  ле прикладной химии» и др. Однако сде-
лазиого еще далеко не достаточно. Редак-
ции многих научных журналов ограничи-
вают свою  деятельноель  регистрадией
научных илей и факлов, не выражают сой-
ственного мнения по спорным вопросам
науки.

Творческие дискуссии — явление в на-
ших журчалах весьма ^ редкое. В тех же
случаях, когда они возникают, —а это про-
исходит болышей частью самотеком и не
веегда по ‘основным проблемам, — редак-
ции стыяливо замалчивают свое мнение по
обсуждаемым вопросам. Так ‘обстояло дело
с дискусснями в «Журяале физической хи-
мии», «Журнале технической физики»,
«Журнале прикладной химии».

Именно этим и можно объяснить TOT
печальный факт, что редакции MHOTO-
  численных медицинских журналов вамо-
  устранилиеь от обсуждения острых вопро-
сов современной медицинской науки. Они
не воли и не ведут борьбы с пережитка-
ми реакционного  вирховианетва. недоста-
точно борютея за утверждение принцинов
павловского учения во всех областях
медипины. Прошло уже несколько ме-
сяев после выхода в свет  кнаги
«0 природе вирусов й микробов»
Г. Бошьяна, выступившего © Новой
оригинальной теорией. Однако ни один
биологический и медицинский журнал не
улосужилея высказать свою точку зрения
Ha вопросы, поставленные в этой клиге.

Мы почти не встретим на страницах
журналов философекого обобщения  науч-
ных достижений. Ве отражают еще журна-
 лы в должной мере и основной черты на-
‘шей науки — ее тесной связи © жизнью,
< производством. В журналах редко можно
встретить статью, в которой ученый ста-
вил бы вопрос о внедрении его новых л0-
стижений в практику народного хозяйства.

Но самым крупным недостатком боль-
шинства научных журналов является почти
полное отсутствие принципиальной крити-
хи научных работ. Нет сомнения, что раз-
  вертывание такой критики будет  содей-
‘ствовать прогрессу нашей науки. i

Президиум Академии наук CCCP, пре-
  зидиумы республиканских и отраслевых
академий. их  редакционно-издательские
советы должны больше внимания уделять
своим научным журналам и направлять
пх работу так, чтобы они стали настоя-
шими боевыми органами, борцами 3a пе-
реловую науку! Г

ОЕ.

Декада эетонекой литературы

Москвичи радушно принимают эстонских
писателей и деятелей искусств. За время,
минувшее со дня открытия декады, состоя-
лись три встречи гостей с московскими
читателями. .

24 мая состоялся вечер эстонской лите.
ратуры во Дворце культуры машинострой-
тельного завода. Зал дворца, вмещающий
около полутора тысяч человек, был запол-
нен доотказа. На следующий день эстон-
ские литераторы . были приглашены. в
Военно-политическую академию имени
В. И Ленина, а вчера--в Академию об-
щественных наук при ЦК BKII(6).

25 мая открылась выставка эстонской
книги и книжной графики в выставочном
зале Союза. советских художников CECP.
Новые и древние издания, иллюстрации,
‘выполненные художниками республики,
диаграммы роста тиражей и количества
книг, выпущенных за годы сюветокой вла-
сти, показывают небывалый расцвет духов
ной жизни народа в новых, социалистиче-
ских условиях.

Более двух миллионов экземпляров тру-
лов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина
вышло на эстонском языке за десять лет
советской власти. На выставке  экспочи-
руются первые эстонские издания «Мапи-
°феста Коммунистической партии» и «Ка-
питала». Большой ‘интерес ‘представляют

легальные и подлольные издания компар-
тии Эстонии, выходившие в годы бур-
листовки.

жуазно-фашистского режима:

газета «Коммунист», один из номеров га-
зеты политзаключенных «Тюремный луч»
и другие.

Эстонский народный эпос «Калевипоэг»,
собранный и обработанный известным
поэтом и знатоком. фольклора Ф. Крейц-
вальдом, выдержал 22 издания. На выстав-
ке экспонируются ` первое издание эпоса,
вышелшиее при жизни Ф. Крейцвальда, и
последнее, выпущенное на русском языке
к декаде эстонской литературы в Москве.

`Внимание привлекают отлично оформлен-
ные издания художественной литературы.
Республиканское государственное издатель-
ство выпустило на эстонском языке с 1944
по. 1950 год 245 книг русских писателен
и 42 произведения писателей братских рэс-
публик. На выставке также. представлены
‚произведения эстонских писателей на рус-
ском языке. „

В последних залах выставки размещены
самые старинные издания-

В проведении прошедших вечеров лека-
ды наряду < эстонскими писателями Эря-
стом Хийром, Паулем Руммо, Феликсом
Колта, Деборой Вааранди, Айрой Kaan,
Юханом Шмуулом, Манивальдом Кесамаа,
Валерией Вилланди, Максом Лаосссном,
Владимиром Беэкманном и другими участ-
вовали литераторы Москвы и поэты -пере-
водчики: Н. Грибачез, М. Дудин, П. Же-
лезнов. В. Звягинцева, Б. Кежун, В. Ко:
жевников, Л. Софронов, А. Твардовский и

другие.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!

А. ПИСЬМЕННЫЙ

чающем мире, гле родился’ и рос Эрих
Цаулюс. Молодчики с томными лицами и
щегольскими перетнями на пальцах про-
жигали жизнь в ночных рестофанах и ка-
баре; финансовые‘ воротилы  накапливали
в сейфах ценные бумаги;  бездельничали
на курортах упитанные туристы. А’ стра-
на прозябзла в нищете, в материальном
и духовном ничтожестве. Прилавки книж-
ных магазинов  затопляла литература,
героями которой были банкиры,  велико-
светские сутенеры, бандиты, сыщики й
проститутки; промышленность  пробавля-
лась случайными заказами; перед каждым
рабочим постоянно маячила угроза черного
  дня — болезнь или безработица.

Такой была жизнь в буржузаной 9с-
тонии, маленькой, несчастной, нищей стра-
не, для которой утгодливые писаки приду-
мали ласкательное имя —— «бутербродная
рестублика».

Превращенная з свиноферму великодер-
жавного Лондона, она в буквальном смы-
сле слова зависела от аппетита британских
колонизаторов. Жирный боров стал ее не-
официальной тосударетвенной эмблемой.

Закрывались, мельчали, расслаивались
на серию кустарных мастерских  пред-
приятия, доставииеся Эстонии в наслед-
ство от царской России, ибо мизерные
масштабы страны и угодническая, низко-
поклонствующая политика  Нятсовской
клики, отлавией страну зарубежным мо-
нополистам, парализовали. национальную
люмышхенность. В цехах  крупнейнего

полагались мыловаренные, < кондитерок”,
слесарные заведения. В цехах машинострои-
тельного завода «Ильмарине» обосновался
мукомольный бизнес. Завод, выпускающий
воломеры © эстонской фирменной маркой
«Хелиос», за все время отое  суще-
ствования не’ произвел ни одной де-
тали, а только собирал приборы из при-
возных частей; их везли сюда даже из
Америки... ;

`В мастерскую тосподина Пинкуша «Ве-
та». — изготовление и ремонт (главным
образом, ремонт) базарных вв —
Эрих Паулюс пришел юнцом, не стыдясь
того, что он не знает и сотой’ доли секре-
тов мастерства. которыми владели его отец
H ero дед. В обществе; где человек челове-
ку — волк, даже отец боялел, чтобы сып
не выступил раньше времени его. конку-
фентом на Рынке труда или, ‘ме дай бог,
не посвятил бы кото-нибуль в секреты его
мастерства. И Эрих Наулюс — тот самый,
который сейчас говорит со мною, человек
с тяжелыми. выюазительными руками ма-
стера и молодым оживленным лицом, один
из лучших слесарей нашей Советокой 96-
тонии, стахановец, выполнивзиий свыше
двадцати годовых норм, девять фаз награ-
жденный почетными грамотами Верховно-
го Совета, — Эрих Паулюе через замоч-
ную скважину подглядывал когда-то за
отном. выполнявшим у BepcTaka дешевые
заказы таллинских горожан.

Эрих был настойчивым юношей. В оди-

ночку, без чьей-либо помощи, ощунью,
недосыпая по ночам, овладевал он  ма-
стерством и в конце концов стал слеса-

рем высшего разряда, слесарем микронных
точностей, слесарем совершенных измеря-
тельных приборов. .

Однажды Эрих явился к хозяину. Давно
уже мололой слесарь  задумывалея над
тем, как ускорить трудоемкий процесс на-
сечки балансов для весов. По вечерам он
разрабатывал дома свой проект, делал чер-
тежи. Теперь все было готово. Господина
Пинкуша, владельца «Веги», очень обра-

САР — пограничное село на юге Ад-
жарской АОСР: Резко. рассечено оно на
две чаети государственной границей. И

ной речушки Тыбаши; слева будут ла-
чуги захолустного турецкого поселения,
справа — дома богатого советского колхоза,
имени. Орджоникидзе. До чето не похожи
друг на лруга эти две половины одного
лазского селения, находящегося на стыке
двух миров!

‚ Лазы — народ, нахелявший в древности
Волхиду. В турецкой энциклонедии напи-
сано: «Лазы живут на юго-восточном по-
бережье Черного моря, в Трапезундеком
вилайете... считаются кавказеким народом
и имеют родство с трузинами... Даже
внешность их товорит 06 их кавказском
происхождении и расе». Пожалуй, все в
этой характеристике справедливо, за  ис-
ключением одного: теперь уже. нужно пи-
  сать: «лазы жили на юто-восточном
побережье Черного моря». Турецкое пра-
вительство переселило их © лучших 3e-
мель. возделанных дедами и прадедами, на,
болотистыю окраины Анатолии. Здесь, в
пограничном © СССР районе, лазы .ocTa-
лись только в турецкой части Сарпи, кап
вывеска на опустевшем и ограбленномдо-
уе. Й. конечно, не по забывчивости мини-
стра внутренних дел, а для обмана миро;
вого общественного мнения.

Мы въехали в Сарпи в полдень, оста-
вив лозади крутую, прорубленную в 1-
рах, дорогу. Неожиданно. как и сама де-
ревня, появились у скалистого подножья
бирюзовое море и’ заграница, — старые ры-
бацкие лодки пох драным навесом, мечеть
без минарета. больше похожая на <клад-
ское помещение, ‘единственный побеленный
  просторный дом, принадлежащий местному
; богатею.

За узеньким ручейком, В Нескольких
‚ шагах от нас -— Турция. охраняемая низ-
  корослым аскером в обмундирэвании, ши-
‘том по американскому образцу. в пилогко
1и матерчатых крагах. Прижимая приклад

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

БОЛЬШОЙ

Bee было зыбко и тревожно в том удру-  довало предложение юноши: заказ на ме-  смывалась водой, проходящей через при-

электротехнического завода «Вольта» рас-

если стать лицом к морю по течению гор-;

для другой половины Сарпи. ввергнутой в

WIEIPAN УРАЙ

H Avo’

Суббота, 27 мая 1950 г.

WAY

Цена 40 коп. _

МИР

дицинекие весы можно выполнить скорее   бор.
и себестоимость их будет гораздо ниже. Рабочие таллинского завода написали
— Продолжайте в том же духе, — ска-   письмо ленинградцам с просьбой помочь.
зал ‘он, похлопывая Эриха по плечу, и... Приехала совсем еще молодая девушка
снизил рабочим расценки на те детали,   стахановка Мария Ларионова. . Кое-кто из
которые по предложению слесаря можно   эстонцев, проработавших на производстве
было изготовлять быстрее и дешевле. не один десяток лет, с недоверием встре-
Bee было зыбко и изменчиво в Ma-  TH  ленинградюу, —— откуда у такой мо-
ленькой Эстонии тех лет. Господин Пинку-   10д0й девушки может быть надлежащий
ша не долго владел «Вей». Он кинулся Опыт? Но Маруся кроме практической име-
в какие-то биржевые манипуляции, а /Ла теоретическую подготовку. Она обна-
«Вегу» продал. Новому  влалельцу Эрих   РУжила причины неудач: на таллинском
Паулюе предложил свое очередное изобре-   388046 неточно выдерживали режим 3а-
тение: весы оригинальной конструкции,   БАЛКИ эмали.
удобные, точные и недорогие. Гири в них По предложению ленинградских  стаха-
были заменены передвижным балансом.   Новцев и пользуясь их опытом, таллин-
Новый владелец отказалея от этого изоб-  ский завод заменил бронзу для корпусов
фетения. Гнаться за дешевизной и каче-   водомеров ковким ‘чутуном. Экономия —
ством? Разве в Эетонии найдешь этому   около ста тонн бронзы в год. Но для того
приличный сбыт? Делать качеством  по-   чтобы предохранить чугунный корпусе от
лучше, ценою подешевле — попросту не! ржавчины, надо покрывать его противо-
выгодно! На этом разговор закончился. А   коррозийным составом. На ленинградеком
хогла Эриха призвали в армию, хозяин   заводе применяли для этого алюминиевую
потихоньку запатентовал ето изобретение,   краску. Эстонцы пришли к выводу, что
как’ свое. С какой целью? Нет, он не со-   еще лучше, оправдывает себя эстонский
биралея изготовлять весы. Он запатенто-  лак, получаемый при переработке. сланцев.
вал их на всякий случай; патент — это   Опытом таллинских  приборостроителей,
всегда калтитал. в свою очередь, воспользовались  ленин-
Новая. система человеческих отношений,   ГРадцы.
возможноеть творческого труда открылись   Ha завод «Вега-—Хелиос» поступили из
Эриху Паулюсу, когда его производетвен-   РОФОР новые строгальные и шлифоваль-
ному стажу шел восемнадцатый год: Это   ные станки, которых никогда раньне He
ее.
были и наладчики, инструкторы. ‹ Й. вот

мир. Е
Ha заводе «Хелиос», объехиненном н О И о:
д , ДИН Ы  за технически совершенный станок. Осво-

не в одно предприятие с «Вегой», выпуск

водомеров увеличился за короткий срок у т Па то

больше чем в’ сто раз. Но дело было не   ИЗ\енить весь процесс изготовления ба-
лансов для весов.

только в количестве и не только в том, Pye da
что лишь теперь завод по-настоящему Раньше матрицы для штамповки ‘ба-
стал заводом, а не сборочной мастерской.   лансов делались вручную, с помощью
Главное состояло в том, что люди на за-  Напильника и зубила. Теперь Эрих Паулюс
воде <«Хелиос» перестали чувствовать, с®-  Стал делать их на станке, Вроме того, он
бя одиночками. получил возможность,  усоверщенствовать

те рационализаторские предложения, с

Эстонские рабочие вошли в братскую 6a >
семью народов Советского Союза и с пер-  КОТОРЫМИ оезрезультатно обращался в ста-
рым хозяевам, и воплотить их в жизнь. On

вых же дней` почувствовали крепкую 00- po.” ют ^ Новых рационализаторсклх
щественную, политическую и производ- i а : tetas reer
ИВО   предложений. Во всем этом теперь была

ственную  связь/ с русскими’ рабочими. и:
Опыт каждого стал теперь опытом всех. Не А О о,
мечтать не могли прежние ‘владельцы.

через замочную скважину, 4 В ОТКРЫТУЮ те
могли знакомиться эстонцы _е методами   `ТебоВались и количество, и качество, и
дешевизна. ee

труда лучних русских стахановдев; в т
свою очередь, и эстонские рабочие стали В давно ‘прошедитие времена Эрих Пау-
делиться можду собой техническими до- Люс; поступив. на работу, два гола был на

побегушках. Так он учился. Так училивь

стижениями.
В прежние времена завод «Хелиос» все   TOMA Bee.
‚ Сейчаю он, слесарь высшего ° разряда,

детали получал из-за границы, и в завод-
ской конторе не ‘существовало ни черте-  снова принялся за учебу. Hs далекого
жей, ши технической документации. Зна-  Орехово-буева он получил письмо, в ко-

тором ето коллеги, русские стахановпы,

чит, все пришлось начинать заново. Один

нзучно-иеследовательский институт помог   давали ему интересные производственные

разработать теоретические расчеты и co-   COBETHI. Как же было ими не воспользо-
ваться? А у себя на заводе, пользуясь

ставить чертежи, другой — занялея про-
блемой смазки. А это сложная проблема:   преверенными, родными советекими мето-

механизм воломера работает все время в
воде, рецептура смазки должна быть безу-
пречной. - *

Долго не удавалось наладить изтотовле-
ние пиферблатов, Черные деления на цифер-
блате емывались водой, Тогда заволская-ад-
министрация  ‘напразила в Ленинград
своих работников — механика Кескла и
инструментального мастера Россманн. Боль-  экономике советская власть. Но с еще
ше месяца они учились у лучаних ленинтрад- большей отчетливостью проступает вели-
ских стахановцев и добились хороних 06- чие сопиалистических идей, когда, срав-
На ee   нивая прошлое е настоящим,  коснешься
abe ралский опыт, р ИС onan   человеческих отношений. Братство, содру-
da Тогсжи ‘материалы’ быши хругими, то   890180 Советавих. ниродов» которое Мы на-

блюдаем повсеместно, общность интересов

ли производственные ‘условия  разнились
от ленинградских, — ‘черная краска на   Трудящихся, общность их судеб есть. залог

белых эмалевых циферолатах попрежнему   нашего будущего,

зарищами. Он обучил свыше. пятидесяти
человек, и такие его бывшие ученики, как
Юло Рюндва, Калью Аванурм, стали одни-
ми из лучших в Эстонии произволетвен-
ников.

Наглядны и ощутимы те грандиозные
перемены, которые принесла эстонской

_В селе Сарпи
Семен  УДЗЕНКО,

специальный корреспоядент
«Литературной газеты»

°

мыло. спички — дратоцен-
ные вещи для турецкой
окраины. Только у Hero
‘имеется катер, на котором
можно доехать до Tpane-
зунла; закупив там това-

винтовки к пыльному бап-
маку, OH стоит, чересчур
широко раздвинув носки
ног. как человек, страдаю-
щий плобкостопием. Аске-
ру явно не по ‹ебе: против ;
него неторопливо беседуют капитан-погра-
ничник и двое штатских — приезжие. По-
хоже, турок боится, как бы мы не увидели
все. что творится за его спиной, — Стамбул,
наводненный американскими советниками
и инструкторами, тюремную камеру Назы-
ма Хиймета, непреклонного борца и вели-
koro писателя. Да, здесь начинаются. мар-
шаллизованная Турция.
Над границей — тишина. Шуршит, пе-
ребирая и перемывая камешки, Тыбаши;
Ha той етороне реки перекликаются дере-
венские ребятишки. Они ждут, когда 03а-
pares советский берег огнями колхозной
электростанции и радио принесет на. ту-
рецкую CTOPOHY лазсекие народные песни.
›—— Свет! Свет! Сейчас булет свет! —
уричат дети, хлопая в ладоши.
`Й вспыхивает свет, разгораясь все ярче
и ярче. Вот уже и радио гремит в горном
ущелье, и слова знакомой всем жителям
Сарни песни доносятся до малых домиков
на турецком ‘берегу. Там, лишь плотно за-
крыв окна и двери, могут говорить и петь
лазы на родном языке.
Электричество колхозу имени Орджо-
пикилзе дает собственная  гидростанция,
рыетроенная после войны на одном из
миогочиеленных горных потоков. Энергии занятых под посадки тунга’—из него вы-
вполне хватает для всех нужд неболышо-  рабатываетея ценное масло для, лаков.
ro совотекого сола. ‘’Хватило бы евета и! Председатель колхоза М. Мамилтиши  рас-
сказывает, как возникла артель, как труд-
но было в торном малоземельном о рэйоне
создавать передовое  высокопродуктивное
хозяйстро; как впервые стали разводить в

односельчанам. !

Вупец торгует, ходжа  молихя и
врачует, есть еще в селе четырехклассная
школа, гле учат лазских детей турецкому
языку. И это все, чем облатгодетельство-
вала Анкара жителей Сарпи. .

За тридцать лет пю ту сторону границы
выстроен всего’ один дом, да и тот отдан
под казарму  аюкерам.. нас вырос-
ли тридцать новых крестьянских домов из

здания: амбулатория, где-есть врач, фельд-
шер и две медсестры; сельмаг, полный
товаров; школа-восьмилетка, в которой
преподают семеро педагогов, в том числе
супруги Тандилава, уроженцы. Сарпи, за-
кончивитие Батумский педагогический ин-
ститут. Роть в Сарпи библиотека, дома
ралиофицированы. И все ^ это кажется
несчастным беднякам с левого берега Ты-
баши чутесной сказкой. ;

Мы обхолим колхозные владения: девят-
наднать тектаров чайных плантаций, дав-
ших в прошлом году 76 тонн чайного ли-
ста; семьсот шесть гектаров цитрусовых
садов, которые приносят’ колхозу большие
доходы” и славятся своими сочными и ду-
шиетыми плодами; четырнадиать гектаров,

`кроменную тьму. Там до сих пор чадяР
коптилки с дельфиньим жиром и только
купец Али Вайли-оглы может позволить,

Сарпи чайные кусты, улучшать 909тз
апельсинов и AMMONCB.

х4бе такую роскошь. как керосиновая
лампа, Только у него есть керосин, соль,

дами, и сам Паулюс делился опытом © т9-

ПРАЗДНИК КНИГИ

Василий Иванович Прокопов, Герой Со=
циалистического Труда, знатный поохолчик
шахты имени Орджоникидзе, пришел как-
10 в редакцию газеты «Макеевский рабо-
чий» < жалобой:

— Что же это такое, товахищи? Я лол-
жен ехать в город, чтобы найти нужную
книгу. Разве это дело? Плохо у нас на
шахте торгуют книгами, плохо!

Так возникла идея— провести на пахте,
им. Орджоникидзе книжный базар, 0-
танизовать праздник книги. Идея вотрети-
ла горячую поддержку шахтной партортга-

низащии. На праздник были. приглашены.

областные книготоргующие организации,
работники Сталинской областной библиоте-
ки имени Н. №. Крупской, мастера художе-
ственного слова, донецкие прозаики и поэ-
ты. Не были забыты и соседи — горняки
ближайших шахт: «Ново-Бутовка» №:6-14;
«Чайкино» и «Щегловка» №1.
Праздник начался ранним’ утром, пере
первой сменой. На шахтном“лворе, где бы-
ли установлены книжные ‘прилавки, co-

бралоеь около тысячи торняков, их eH,

детей. Возник митинг. Горячю, страстны®
говорили выступавшие горняки о литера»
туре, ее значении в жизни и труде с»
ветских людей.

Попросил слова шахтер тов. Зимин, ин-
валид войны, работающий сейчае воепита-
телем в’ молодежном шахтерском общежие
тии. Он рассказал о том, как после тяже-
лого ранения, став инвалидом, пал одно
время духом. Будущее рисовалось тусклым
и безрахостным. И вот в руки попала ему
книга П. Павленко «Счаетье».

— Воропаев напомнил мне xpyroro repost
— Павла Корчагина из книги «Как зака-
ляласъ сталь» Николая Островежото, пре-
красную жизнь самого автора этой книги, —
говорил Зимин. — И я сказал себе: «Нет!
Хватит у меня сил, способностей, воли,
чтобы служить своей Родине!».

„Посае митинга открылся книжный базар.
За несколько часов было продано на десять
тысяч рублей литературы. .

Перед спуском в шахту второй смены
состоялся еще один митинт. А котла cry-
стились сумерки, в клубе началея литера,
турный вечер. Выступали мастера художе-
ственного чтения, писатели.

Макеевский горком партии одобрил эту
инициативу. Было признано необходимым
провести подобные праздники на всех шах-
тах и прелприятиях района. Праздники
книги состоялись уже на шахте № 13-бие,
на динасовом заводе имени В; Марка, в
шахтерском городке Моспино и других. .

А. НАУГОЛЬНОВ
(По телефону)
БФ

СТАЛИНО.

Токарь участвует в обсуждении
диссертации

Ученый совет Московского станкоинстру-
ментального института обсуждал кандидат-
скую диссертацию ассистента Н. Киселева,
посвященную исследованию деформации
чугуна при резании. Тема диссертации бы-
ла близка токарю Б. Кулагину, пригла-
шенному на заседание совета. И он под-
держал идею диссертанта, который’ теоре-
тически и экспериментально доказал, что
хрупкость. чугуна—это не, свойство, а его
состояние.

_-- Правильность вызодов, изложенных в
диссертации, подтверждает практика, — за-
явил в своем выступлении токарь.

В доказательство Кулагин познакомил
Ученый совет со своими методами сксро-
стной обработки чугуна и продемонстриро-
вал чугунную стружку, которая по своей
форме напоминает стальную.

Выступление стахановца помогло  пра-
велЬно оценить труд диссертанта.

На-днях токарь Московского
шлифовальных станков Б. Кулагин ‘снова
побывал в институте. На этот раз он чи-
тал лекцию студентам третьего курса.

Лекции передовых стахановцев и ихак-
тивное участие в научно-педагогической

институте, Перед сту-
мастер стахановского
участка завода «Калибр» Н. Российский,
токарь-скоростник Московского = завода
шлифовальных станков П. Быков, мастер
скоростного участка  станкостроительного
завода имени С. Орджоникидзе А. Гончаров,
мастер завода «Красный  пролетарий»
И. Белов и другие. Их лекции включены
в. учебный план института, а материал
лекций—в экзаменационные билеты.

В ближайшие недели в институте нач-
нется защита дипломных проектов. Для
участия в заседаниях государственных эк-
заменационных комиссий будут приглаше-
ны московские стахановцы, поддерясиваю-

инструментальном
дентами выступают

ры, купец продает их втридорога своим.

крепкого каштанового дерева и каменные

щие. постоянную связь с институтом. .
Н. НИКИТУШКИН

PPL OLD

— Там остались наши лучигие земли —-
показывает М. Мамишиши за реку. — Они
пустуют, пропадают под кукурузой. кото-
рой беднякам даже нехватает на весь год.

Там не разводят чай, не интересуются
цитрусовыми, потому что вупцы в село
заезжают редко. И случается, что тниют
  под деревьями чудесные плоды, зимние
  дожди смывают в море апельсины и лимо-
‘ны, на которые так и не нашлось поку-
палеля в Хопе или Трапезунде. Госухар-
  ству нет’ дела до бедняков из Сарпи, и бед-
няки, чтобы не помереть © голода. мало
сажают чай и цитрусовые,  нредночитая
HM обыкновенную кукурузу. Там даже у
ъупца Али Вайли-отлы нехватит денег
на такое рискованное и необычное для
турецкого. Лазистана предприятие, как по-
сылка детей на учебу в Стамбул или Ан-
тару. А у нас Автандил Наракилзе, сын

Одесский инженерно-строительный инети-
тут) дошел до Берлина, а демобилизо8авшиев.
поступил в аспирантуру Института исто-
рии архитектуры и искусства Грузия.
Вончают медицинский институт его брат
й двое земляков, многие ‘учатся в’ техни-
кумах и институтах Батуми, Вее ‹арпин-
цы © семилетнего возраста ходят в школу
родного села. Есть лазы учителя и врачи,
офицеры и строители, партийные и совет-
ские работники.

_ № нам подходит труппа колхозников.
На том Oepery живут у некоторых родные.
Болхозники смотрят на чужой флаг с по-
лумеслцем, воткнутый у мостка через
Тыбаши, на оборванных крестьян, ©оору-
жающих плетень, на цитрусовые деревья
с обрубленными ветками. Стоят сады ©
культяпками вместо’ опупенных белым
цветом ветвей, сады, не приносящие даже
в самые урожайные годы счастья своим
владельцам. Там у людей нет надежды. Вся
их страна, как сад с обрубленными ветка-
ми, изнывает под гнетом ‘помещиков и
KYDILOB.

Село САРПИ, Аджарская АССР

завода’

работе стали обычным явлением в станко-

рядового колхозника, закончил ее ло войны

р

;

i ae ET ie A Lae ety Dear ee as A Sho Me ео