(

т:

Народная минциатива и государственный план)

Цна впадает в Мовшу, Мокша-в Оку,
Оха — в Волгу. Готовясь & экзаменам,
школьники повторяют: Цна приток Мок-
ши, Мокша — Оки...

На Тамбовщине я слышал эту фразу ча-
сто, HO не только от школьников. Pafo-
чие, колхозники, партийные и советские
работники предлагали мне взглянуть Ha
карту с тем, чтобы лишний раз удостове-
риться: по Тамбовской области, пересекая
ее с 04 на север,  вьея — 10-
лубаля жилка. Это— Цна. На севере,
уже в пределах Рязанской области, Цна
впадает в Мокшу, а Мокша в Оку. Ия
замечал, что взгляд моего собеседника,
устремленный на карту, становился теплее.

Приезжему советуют: «Добирайтесь
от Тамбова до Моршанека водой по Нне».
В этих словах легко можно уловить
и любовь к своей реке и гордость. Так
уж повелось? горьковчане гордятся Волгой,
ленинтралцы —^ Невой. Но никто не станет
подчеркивать, ‘что из Горького можно спу-
ститьея вниз по Волге до Астрахани, a
из Финского залива попасть в Ладожекое
osepo. Здесь, на Тамбоващине, любовь кв
своей реке особого рода.

Цна из языке древних обитателей ее
побережья означает ил. Испокон веков
Цна была илиста, мелководна. И лишь от
Mopmancna, и притом только весной, по
полой воде,  самоходом уходили суда в
Оку и Волгу, а осенью порожняк подни-
мали вверх бурлаки. Нелегкое дело. Гав-
pmax Романович Державин, в бытность
свою губернатором Тамбова, мечтал орга-
низовать судоходство и написал «Мнение
9 сулоходетве в Тамбовской губернии по
реке Пне». И в приплом веке пытались
наладить судоходство, но ничего не вышло.

Первая удачная понытка освоить ny
как транспортный путь была сделана в
дни Великой Отечественной ‘войны: Го-
рода Тамбовской области оказались в
желом положении с топливом. На одном из
совещаний специалистов в обкоме ВЕП(б)
прямо был поставлен вопрос:.

— Можно ли поднять уровень реки
тем, чтобы возить дрова водным путем?

— Можно, — отвечали специалисты, —
но слишком тяжелы перекаты. Цну надо
илюзовать. Требуется много рабочих рук.

— А мы спросим народ, — сказал се-
кретарь обкома тов. Волков. — Думал,
что народ нас подлержит.

Идею освоения Цны трудящиеся Тамбов-
ской области не только: поддержали, но и
оботатили. Колхозники говорили Ha своих
собраниях, что если уж браться за дело,
то всю ИЦну надо шлюзовать, сделать реку
сулоходной. на всем протяжении..

— И не только в транепорте дело, —
говорила на колхозном собрании председа-
тель сельсовета Всения Васильевна 3a-
харова. — Нам нужно электричество. Цна
даст дешевую энергию. Даст воду для opo-
шения полей. Река, должна служить варо-
ду. Пишите в Москву, товарищи из’ обкома!

Советское правительство одобрило идею
тамбовчан. Из Москвы приехали крупные
специалисты. Инженеры и гидротехники,
плановики и экономисты вели изыскания
и готовили расчеты будущих гидротехни-
ческих сооружений. Появился проект шлю-
зования Цны. на протяжении 400 кило-
метров. Заводы Тамбова — «Комсомолец»
и «Ревтруд» и завод имени Левина в
Мичуринске стали в плановом порядке
выполнять заказы для народной стройки.

В плановом порядке!

Нормы. План... Эти простые, бухнич-
ные, привычные слова окрыляли горо-
man uw колхозников. Слова эти означали
признание. Существует план —— святая
овятых социалистического = строитель-
ства, установлены нормы, — значит, го-
сударство признало ценной и важной
инициативу. тамбовчан. Й нормы люди
считали своим долгом  перевыполнять.
Колхоз соревновался © колхозом, бригада
с бригадой, стахановец со стахановнем. В
торжественной обстановке лучшим вруча-
ли Красное знамя. Словом, было так, ках
бывает, когда советские люди большим

с

Л. СИМОНОВСКАЯ

©

Aa. PO3EH
oe

коллективом Gepytca за большое - дело.

В 1946 тоду сессия Верховного Совета
СССР приняла закон о пятилетнем илаие
восстановления и развития народного хо-
зяйства СОСР на 1946—1950 тг. В этом
величественном ‘ сталинском документе
было сказано: «Повсеместио развернуть в
союзных республиках транспортное 0свое-
ние малых фею для местных перевозок..,»,
Народная инициатива, получив свое отра-
жение в государственном плане, стала
законом.

‚.Следуя советам тамбовчан, я отка-
зался от машины и катером проехал по
Цне. Несмотря на заверения всех учебни-
ков географии о том, что река Цна не cy-
доходна в верхнем своем течении, следом
за нами шла целая флотилия.

Навигация открыта!

В селе Отъяееы я познакомился с пред-
седателем сельского совет» Ксенией Ba-
сильевной Захаровой, той самой, которая,
выстуная на колхозном собрании, сказала,
что надо поставить Цну на службу народу.
Что же дала Цна колхозникам Отъяссовеко-
то сельсовета?

Турбина в 150 киловатт работает на
межколхозной Мамонтовской ГЭС. Гидро-
электростанция освещает дома колхозни-
ков, школу. колхозные фермы, приводит в
движение элеклромолотилки и’ дает элек-
троэнергию для пунктов кормоприготовле-
ния. Элеклоифицированы мельницы и
просорушки. Циркулярные = электропилы
режут шалики для газогенераторных трах-
торов, дрова для нужд колхозников. Кол-
хоз имеет три оросительные станции и,
таким образом. застрахован от случайно-
стей погоды. Энергия живой ЦШны позво-
пила сельсовету оборудовать

киностационар и два фадиоузла. В сель-

ской больнице — ультрафиолетовые лучи,

кварцевые ламлы.
—- Все, что вы видели, дает нам тур-
бина в 150 киловаля. Но ведь мы на этом

He yctloxonmes,—crasana Ёсения Василь-
евна. — Сейчас ставим еще одну турби-
ну — в.80 киловатт. Увеличиваем мош-

ность на 50 процентов. Давайте-ка,  по-
считаем.

Давайте, посчитаем! Ксения Васильевна
не первая на Тамбовщине, которая пред-
ложила мне посчитать, что дало освоение
реки Цны. Колхозники не вслепую yua-
ствовали в народной стройке, не велепую
затрачивали трудодни. Они твердо знали,
что река принесет им большие экономиче-
ские выгоды. Двадцать колхозов эти вы-
годы уже получили. Тридцать нять колхо-
зов получат после окончания строительства
двух новых гидроузлов.

— Отсеемся и сразу начнем массовую
стройку, — рассказывал мне  сокретать
Моршанского ceanc.oro райкома BRII(6)
тов. Окулов. и:

Разговариваль мы. поздно вечером.
Окулов только что приехал из кол-
х03а, в котором провел. ‘целый день.
Телефон на столе звонил беспрерывно: сев
в. разгаре. ; .

~— Br B Bypce, как это изменит эко-
номику Hamero paliona?—enpocna Oxy-
nop. — Давайте посчитаем. Турбину мы
ставим в 314 киловатт. —— Шозвонил те-
лефон, Окулов взял трубку, затем подо-
двинул мне блокнот и тихо сказал: —
Считайте, считайте.

В городе Моршанеке я случайно позна-
комилея с супругами Лмитриевыми. 0ба
они работают на махорочной фабрике. Oda
уроженцы Моршанска и очень любят свой
город. Разговор шел весьма лирический о
том, что городекой пейзаж станет еще жи-
вописнее, когда уровень Цны повысится,
А ло этого осталось два-три месяца, не
больше. На том бы мы и расстались, но
Дмитриев вдруг спросилт :

— А вы знаете, сколько мы выиграли
благодаря народной стройке? Пейзаж пей-

Русские

исследователи Китая

` хозяйства Тамбовокой области. Мой опут-

1 супругов Дмитриевых, ‘секретаря Mop-

постоянный.

Историческая победа героического китай-
ского народа, который сбросил © себя око-
вы ‘империалистического гнета, открыта
невиданные перспективы для развития со-
ветско-китайской дружбы.

Связи между двумя великими соседя-
ми — русским и китайским народами в03-
никли еще издавна.

В ХУП в. русекие казаки и купцы уже
отправлялись в дальний путь из Сибири
з Китай и посещали его столицу Пекин.
В Москве и на Ирбитской ярмарке на
Урале появились китайские товары. В
Пекин стали приезжать русские поеольетва.

Олнако завоевание Китая маньчжурами
во второй половине ХУП в. помешало ус-
танозлению более тесных взаимоотнопю-
ний. Несмотря на  дотоверы,  заклю-
ценные между Россией и Китаем,
маньчжуры запретили китайцам выезжать
в Россию. Из русеках они’ разрешали
жить `в Пекине только ‘членам духовной
MUCCHI® 1a BPEMH OT BPEMEHH приезжать

купцам © ‘торговыми караванами,  Есте-
ственно, ‘что при таких ограничениях
лишь довольно скудные сведения Могли

просачиваться из Витая.

И тем не менее в Россиив ХУП-—ХУШ вв.
появиловь ‹ немало работ, созданных
русскими людьми. побывавшими в Пекине
В составе миссий и хорошо изучивигими
китайский язык. Здесь были переводы на

русский язык китайских законов, трудов  -

по сельскому хозяйству, древних класси-
ческих книг. географических и прочих
описаний Китайской империи. Эти книги
хранились в библиотеках передовых лю-
дой России. Многие из них были представ-
лены в библиотеке А. С. Пушкина.
Особенно много для изучения Китая бы-
ло слелано в первой половине XIX века
русским китаюведом, членом-корреспондлен-
там Академии наук Н. Я. Бичуриным

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГА

2 № 43

—

(1777—1853).
вине, Бичурин ‘искренне полюбил китай-
ский народ, его культуру.
Став блестящим знатоком не только раз-
товорной речи, но и трудного ниеьменно-

ЗЕТА

Проведя 14 лет` в. По-

его страну.

неведомые им области знаний. Очень по-
хробно и тщательно осветил Бичурин co-
стояние китайской экономики,
ный и государственный строй, классовую
структуру. Он освещал
истории. философии и религии Витая.
были собраны богатейшие материалы по
истории внешних сношений, этнографии,
географии. Витая,
КИТАЙСКОГО Языка,

социаль-

также вопросы

Им

составлены учебники

В своих трудах Бичурин решительно

опровергал ложные и предвзятые сужде-
ния o Китае. проникавшие в Россию из
Западной Европы, и резко критиковал тру-
ды католических миссионеров и буржуаз-
ных ученых, породивиеих множество вред-
ных заблуждений о Китае. Чуждый рели-
пиозных
правдиво рассказывал
опровергая суждения
тов», свысока смотревших
народы и отрицавших китайскую цивили-
-защию.

предрассудков, он
о Китае, фактами
«ученых авторите-
на восточные

и расовых

Бичурин доказал древность происхожде-
ния китайского народа и высокий уровень
развития его культуры. Он опроверг кле-
вету 06 извечной застойности и отеталости
китайского общества, o Tom, что Витай
якобы никогда не желал иметь связей с
другими народами.

Переведя на русский язык никем не пе-
реведенные ранее древние летописи, Бичу-
фин доказал, что они являются более до-
стоверным и полным источником для изу-
чения истории народов Средней Азии, чем
греко-римские источники.

Труды Бичурина пользовались больной

популярностью, & книги быстро раскупа-’

зажем, а тридцать пять тысяч кубометров
леса мы уже привезли в Моршанок водой.
Взять, к примеру, нашу фабрику: нужна
дощечка для ящиков. И только благодаря
Ine mur снизили себестоимость. Есть ‚У
вас блокнот? Давайте, посчитаем...

И только в одном-единственном месте
мне не предложили посчитать экономиче-
ские выгоды. Это место — He горд и
не село, а учреждение. И называется это
учреждение... облплан. Сюда ял пришел
вместе со старейшим работником «Цни-
строя» инженером Лупоносовым.

Заместитель начальника облилана тов.
Кузьмин — человек вежливый, с прият-
ной улыбкой. Вежливо улыбаясь, 0не00б-
щил мне, ‘что освоение Цны н6 входит DB
государственный Филан развития народного

ник побледнел.
—— Давайте, посчитаем, — предложил я,
вспомнив Кеению Васильевну Захарову,

шанского райкома ВКП(б) Окулова и мно-
гих рядовых колхозников. — `Посчитаем,
Kak изменило экономику ‘области освоение
малой реки! Транспорт? Орошение? Элек-
трификажия?

Нет ответа.

Тогла я стал приводить цифры, кото-
рые мне’ известны. За пять лет грузомере-
возки по Пне увеличилиеь более чем в
полтора раза. Стоимость перевозок снизи-
лась более чем в два раза. Появилось
3.500 новых световых точек... Тов. Кузь-
мин слушал и вежливо улыбался. Заведую-
щий промышленным сектором  облилана
разводил руками. Вее это выглядело стран-
но и уживительно.

Это тем более странно, что на следую-
щий день мы обнаружили вое же в тексте
пятилетнего плана развития народного хо-
зяйства Тамбовской области рубрику «0с-
воение малых рек». Мало того, сам обл-
план получает и распределяет лесомате-
риалы, горючее, технику для ‘народной
стройки. Но, занимаясь всем этим, работ-
ники облплана не заинтересовалиюь, что
же лало освоение малой реки  эвеномике
области. Текушие дела заслонили- главное.

Народная инициатива находит отра-
жение в государственном плане’ Совет-
ского Союза. Иначе и быть не может.
Социалистическое хозяйство —— хозяйство
плановое. На сессии Верховного» ‘Совета
РСФСР, когда утверждали. пятилетний
план республики, депутаты выеоко’ оцени-
ли смелый почин тамбовчан. Прошло че-
тыре тода. Народное творчество оботати-
ло план. Тамбовчане перевыполнили план,
тот план, который вызвала к жизни их
инициатива. А впереди — новая

“Ha.

Л. Кауфмана?

TATH-

И. БЕЛОВ

Универсальный токарный станок «ДИП-
200» давно знают токари Советского Сою-
за. В свое ‘время создание этого станка
было блистательной победой советского
станкостроения, и не случайно ему дали
название «Догнать и перегнать»...

Мы увидели этот станов на выетавке
новинок советского станкдстроения 1950 го-
Каждый день у станка неизменно
толпились посетители.

Чем же привлек к себе всеобщее вни-
мание старый «ДИН»? Почему, ознако-
мившись с ето работой, все так горячо
поздравляли стоявшего у станка инженера

Вот один из посетителей выставки на-
‘брасывает, на листке несколько цифр,
обозначающих размеры и формы детали,
которую он хочет получить. Инженер
Л. Кауфман открывает крышку  установ-
ленной на станке небольшой коробки и,
сверяясь с поданным ему листком,  вра-
щает находящиеся в коробке диски. Мень-
ше чем в минуту он «набирает» заданный
режим обработки, причем делается это с
той же простотой, © какой вы набираете
на диске автоматического телефона нуж-
ный вам номер, Нажим кнопки,—и станок
без участия человека  выточил заказан-
ную ему сложную деталь. Токарь может
«командовать» группой станков, как тка-
чиха-многостаночниц,

«Автоматический токарь»! Маштиностро-
ители всего мира безуспешно пытались
разрешить проблему автоматического уп-
равления универсальным станком.

Поздравим же от всего сердца  талант-

ливого конструктора и пройдем в другие
залы выставки. Входим в главный зал...
_ Позвольте, что же это такое? Перед
нами еше один «ДИП», и он оборудован
таким же аппаратом, как и тот, которым
мы только что восхищались.

Первая радостная мыель: в большой ее-
мье советских станкостроителей нашелся
еще один талантливый конструктор, кото-
рый, не зная’о работе Л. Кауфмана, при-
готовил к выставке свой славный подарок.
Но кто же автор аипарата-близнеца? Что
означают эти буквы на аппарате — «АТ»? .

Инженер, демонстрирующий аппарат,
почему-то смущенно отвечает:

— Буквы означают: автомат токарный,

— А кто автор?
— Ну, как вам сказать, — запинается
инженер... — это сделал... наш завод...

«Красный пролетарий». ‘

— Не весь же завод вычерчивая KOH-
струкцию? Ето именно?
Как кто?.. Ну, инженеры, ученые...
Представитель завода явно“ уклонялея

летка. 0 ней думает народ. Что же запи-
шет Тамбовский облплан на будущее в
разделе «Освоение малых per»? Ничего
путного не запишет, если не увидит свою
область такой, как она есть, вели во-вре-
мя не подечитает, что уже сделано и чго
надо сделать в булущем пятилетии!

В Тамбове и в Конотопе, в Ленинграде
и вбуйбышеве — во всех городах и селах,
во всех утолках нашей необъятной Роди-
ны ежедневно и ежечасно рождается на-
родная инициатива. Народ знает, что пар-
тия и правительство полдхватят инициати-
ву и организующидело так, чтобы эта ини-
циатива воплотилась в реальное: дело.

И так же, как малые реки, впадая В
большую. образуют один могучий водный
путь, так и народная ининиатива, возни-
кая в разных местах Hamel аны, влн-
вается в единый государственный план,

У тамбовчан на очереди освоение реки
Вороны. “Десять новых гидростанций по-
лучат колхозники Тамбовской области. Во-
рона станет судоходной. А ведь, Ворона
впадает в Хопер. а Хопер, в свою очередь,
впадает в Дон. Фразу эту можно ветретать
в учебнике географии. Но на Тамбовщине
эту фразу все чаше и чаще вы услыштите
от людей взрослых — рабочих и колхоз-
ников, партийных и советеких работников.
A oro, как я здесь понял, признаю хоро-
ший.

высокую цену. Ero
статьи печатались ро многих журналах
Москвы и Петербурга, и среди них-—в «Co-
временнике». «Северном Архиве», «Отече-
ственных записках». Пушкин внимательно
следил за научными трудами Бичурина и
воспринял от него уважение к китайской

лись, несмотря на

культуре. Ценили ученого и сеыльные де-

кабристы, с которыми он подружился BO
время своих поездок в Сибирь,

Тоды кипучей деятельности Бичурина
совпали с началом колониальных войн,
которые вели Англия и Франция за пора-
бощение Китая, Английские суда топили

го языка. изучив множество китайских   китайские джонки, английская артилле-
произведений, он перевел, написал и на-  рия обетреливала древние города Ки-
печатал ряд ценнейших трудов, омело   тая, английские солдаты убивали и
открывая русским читалелям совершенно   грабили мирных жителей, В эю же

время поклонники колониальных захватов
в Западной Европе пели дифирамбы в
честь «носителей цивилизации» и всяче-
сви унижали китайский народ и его
культуру. Бичурин, который продолжал
писать труды. полные сочувствия’ китай-
скому народу, подвергся с их стороны’ же-
стоким нападкам. Ето обвиняли в’ прекло-
нении перех` китайским, в искажении фак-
тов в «пользу нежно любимых им китай-
ues», Некоторые писаки начали  ожеето-
ченную травлю выдающегося китаеведа.

Жизнь и деятельность Бичурина проте-
кали в трудных условиях. За равлодущие
в лелам релипии он был осужден духовным
судом на ссылку. Вернувшись в Петер-
бург, он продолжал находиться под надзо-
ром церкви, и Николай Т отказал ему’ в
снятии монапеского сана. ae

Заслуги Бичурина в области  распро-
странения знаний о Китае огромны. Вла-
годаря сто трудам русское  китдеведение
далеко опередило западноевропейское. Де-
мократический характер усской — обще-
ственной мыели, се освободительные по-
рывы нашли свое отражение в деятель-
ности Бичурина, горячо протестовавшего
против угнетения Китая сильнейшими
державами.

Русские китаеведы, преемники Бичури-
Ha, продолжили глубокое изучение Ки-
тайских источников. Китаевед И; И. 3a-
харов (1814—1885) создал труды по
истории земельных отношений и истори-
ческое обозрение народонаселения в Ви-
тае. Эти работы содержали Огромный
фактический материал и были первым в
Европо исследованием по истории народ-

‚ образца

Е хозяйства Китая, Друтой видный ки-

oT прямого ответа.

Мы решили все-таки выяснить Имя
скромного. конструктора, который пожелал
остаться неизвестным, и выяснили нечто
другое; o чем сеойчае с негодованием и
расскажем нашим читателям...

Десять лет разрабатывал инженер
Л. Кауфман свой аппарат,  Вычерченная
на бумаге схема автоматического токаря
была настолько необычной, что вызывала
вначале у экспертов сочувственно-состра-
дательные улыбки, Но изобретатель ока-
залея настойчивым, -—= свойми руками он.
построил работающую модель аппарата.

В 1947 ‘году заработал первый в мире.
советский «автоматический токарь»,
Весть 0 замечательном изобретении  рас-
пространилаеь среди станкостроителей,

Заказ на изготовление промышленного
получил завод «Арасный
пролетарий». Под непосредственным
руководетвом Л. Кауфмана здесь и был
создан промьпиленный образец автомата.
Вот как 00 этом с гордостью писала в те
дни заводская газета «Двигатель»: «Впер-
вые в мире создан подобный аппарат.
Можно тордиться тем, что первый «АК»
изготовлен на нашем заводе».

Министерство  станкостроения отдало
распоряжение выпустить к августу 1948
тода первую серию аппаратов.

Но... ни в ‘августе 1948 года, ни в
августе 1949 года серийный выпуех ап-.

таовед, П. И. Кафаров (1817—1878),
много лет проведший в Китае, написал
ряд работ по истории и. идеологии Китая.
Немало внимания Кафаров уделил изуче-
нию и описанию сухопутных и морских
путей китайской торговли. а также исто-
рии русско-китайских отношений. Этому
же вопросу’ были посвящены труды дру-
гих ученых. Среди них обращает на себя
внимание книга Н. Бантыш-Ваменского
«Дипломатическое. собрание дел между
Российским и Китайским государствами ©
1619 тю 1792 г.», составленная на 0с-
новании ценнейших документов русских
архивов. Она часто цитируется в трудах
современных китайских ученых.

В ХХ в. жил и трудилея выдающийся
русский. китаевед академик В. П. Васильев
(1818—1900). Получив в Казани специ-
альное образование, он провел несколько
лет в Китае и затем посвятил свою жизнь
изучению этой страны ин . преподаванию
китаеведения. Его исследования внесли
много нового в область изучения идеоло-
тии и философии Китая. На их основе
Н. А. Добролюбов напечатал в «Современ-
нике» (1858 г.) статью о буддизме. Для
улучшения преподавания в петербургском
и казанском университетах Васильев ¢o3-
дал пособия по изучению китайского язы-
ка, хрестоматии, курсы лекций, . очерки,
ценнейшие описания письменных  памят-
ников. китайской литературы.

Современник Васильева С. М. Георгиев-
ский (1851—1893) занимался почти ис-
‘ключительно вопросами древней истории
и. философии Китая. Этому ученому уда-
лось локазать, что иероглифическая пиеь-
менноеть дает богатейший материзл Для
историй китайского народа. Георгиевский
резко критиковал Гегеля. Канта. Вебера и
других буржуазных ученых, искажавших
роль Востока в истории человечества и
принижавших значение культуры Китая.

Великий путепественник Н. М. Прже-
вальский исследовал и описал не изучен-
ные ранее части территории Китая.

Другие выдающиеся русские исследова-
тели и <реди них Г. Е. Грум-Гржимайло
(1860—1936) продолжали его начинания.
Им удалось снять многие «белые пятна»
c карты Западного Витая и открыть 0б-
ласти, дотоле не известные миру. Грум-
Гржимайло оставил не только ценное гео-
графическое описание своих путешествий,

‚боты велись за его спиной, в

_ Случай на выставие

парата «АК» не был налажен, Возникло
не предвиденное оеложнение. Инженеры
«Краеного  пролетария» Б. Щукарев,
В. Зверьков и Э. Залит, ознакомисшись $
апаратом Кауфмана, пришли к выводу,
то его можно усовериенствовать. Против
этого никто не возражал — интересы дела
прежде всето!

И вот начались печальные странности...
Упомянутые инженеры  «Врасного пшроле-
тария» стали скрывать свои технические
идеи от изобретателя. Все разговоры и ра-
большом се-
крете, Автор изобретения был отлетранен от
работы по ‘усовершенствовалитю собствен-
ного автомата.

Глубоко обиженный изобретатель Те-
шил уйти с завода. Его никто и не удер-
живал. Он перешел в мастерские учебно-
механического цеха Станкоинструменталь-
ного института имени И. В. Сталина. Там
он и выпустил еще один алпарат— третий
по счету, получивигий всеобщее признлитие
не только на выставке. Еще раныпе изо-
бретателю была присвоена ученая степень
кандилата технических наук, за защиту
диссертации о созданном им аппарате.

Так постепенно мы выяснили, что ат-
парат «АТ» веть не что иное, как а“
пафат Кауфмана, построенный на «Брасном
пролетарии» и усовершенствованный ШЩу-
каревым, Зверьковым и Залитом.

Почему же они скрыли на выставке свое
авторство? Может быть, заговорило благо-
родное чувство скромности? Нет, совсем
дтное заставило их стушеваться. Ознако-
мившись на выставке © прибором Кауф-
мава «АК-3», они, как и все посетители,
вынуждены были убедиться, что «АТ»
работает хуже, чем «АБ-3». По отзывам
авторитетных специалистов, в автоматиче-
ском аппарате, изготовленном в инети-
туте, вдвое меньше  электроалетарату-
ры, он удобнее в экоплоатации, меньше
по размерам, его наладка производится В
несколько раз быстрее...

Министерство станкостроения СССР во
всяком случае сразу же после закрытия
выставки заказало  инотитуту  болышую
серию новых аппаратов.

И все же не далыне как 6 апреля в
«Московской правде» черным по белому
было напечатано, что нз московеком заво-

до. «Красный пролетарий» создан новый

высокопроизводительный токарный станок
с автоматическим управлением и что его
сконструировали главный технолог Б. Щу-
карев, инженеры ВБ. Зверьков и 9. Залит.

Факт невероятный! К мог решиться
в нашей стране так открыто присвоить
чужие идеи, чужой труд? Руководители
завода «Красный пролетарий» вынуждены
были послать в «Московскую правду»
опровержение, восстанавливающее приори-
тет Клуфмана. Но может ли опроверже-
ние. к тому же нео напечатанное, исчер-
пать этот печальный ‘инцидент, восстано-
вить истину? :

Два года работники завода «мудрили»
над оригинальным автоматическим апа-
ратом, ничего прогрессивного не внесли в
него, и всо же переименовали изобретение,
лишь бы вычеркнуть фамилию автора,

лишь бы оставить для себя свободу дей-

Ne

ий в дальнейшем.
Можно ли представить себе, что дири-
жер. внеся свою тракловку в исмол-
нение. какой-либо симфонии, выдаст
себя за автора этой симфонии? Мож-
но ли представить такое положение, когда
редактор, проделав даже очень большую
работу над оригинальным литературным
произведением, вычеркнет на титульном
листе книги фамилию автора? Нет, и та-
кого быть не может! :

Иные, может быть, скажут: в конце
концов не важно, какие буквы стоят на
станке. Важно, что станок работает!.:

Нет! В нашей стране всенародного
творческого труда нет места нивелировке.
Имя талантливого творца — будь то
академик или рабочий — неотделимо от
дела, рожденного его трудом.

ии ии LLL их

но и собрал разнообразные сведения о на-
родонаселении, флоре и фауне, & также по
археологии и истории.

В первое десятилетие ХХ в. начали
свою деятельность тажие ученые, Kak
проф. Н. В. Вюнер, написавший ряд ис-
следований по истории, географии и исто-
рии материальной культуры Китая с древ-
нейшего времени, а также академик В. М.
Алексеев, первым посвятивигий свой труд
изучению китайской феодальной поэзии.

Русские ученые-китаеведы перевели
древнейшие трактаты, летопяем, проиоведе-
ния художественной литературы, мемуары,
своды законов и различные исследования
китайских ученых. Даже некоторые воз-
звания повстанцев — тайнин были напе-
чатаны в русских журналах. Высокое ис-
кусство китайского земледелия, сельско-
хозяйственные орудия, шелководетво и
шелкоткачество, изделия из фарфора и
различные виды ремесла получили в их
трудах подробное описание. Были созданы
исследования по истории военной органи-
зации, развитию астрономических знаний,
китайской медицине, истории искусства
и пр.

Страдая общими пороками буржуазной
науки, русские китаеведы смогли все же
быть более объекливными, чем буржуав-
ные китаеведы Запада. В своих работах
они подчеркивали отромное значение этой
страны и с любовью изучали ее культуру.
Олнако их исследования, не отвечавшие
интересам колониальной политики цариз-
ма. были лишены богатых заказчиков и
спроса.

Многие m3 этих многолетних и co-
вершенно оригинальных трудов либо вовсе
но увидели света и погибли. либо сохра-
нились только в рукописи или в литогра-
фированных изданиях.

Только после Великой Октябрьской ‹0-
циалистической революции открылись Ши-
рокие возможности для изучения историй
и культуры народов Востока,

‚ Изучение Китая в советской страже,
ликвидировавией колониальный гнет ца-
ризма и строго придерживающейся прин-
ципов дружбы и равноправия в отноше-
нии стран Востока, стало коренным обра-
зом отличаться от прежнего. Базируясь на
самой передовой  марксистеко-ленинской
теории, оно открыло новые страницы в
исследовании Китая и его многовековой
вультуры. ai

+

Владимир КОЗИН
Владимир К.

ЖИЗНЬ В ПАПКЕ

Пустыня разнообразиа и богата. Самое
ценное богатотво ее — каракуль, Her ка-
ракулевода — от чабана до ученого, Kos
торый ме стремился бы улучшить полез
ный и прекрасный каракульский смушек.

Чабаны и зоотехники давею подметили,
что возраст животных влияет на вачесть
смушка япнят — чем старше родительские
пары, тем хуже смушек.

Зоотехник С. Поспелов фешил  чзучно
проверить наблюдения  практиков-овцевоь
дов. © 1939 года он начал ставить отыты
в харакулеводческих хозяйствах Средной
Азии. Зависямость между возрастом фроди-
тельских пар и качеством омушка их ят-
нят была установлена. Кандидатская рабо»
та С. Поспелова на эту тему была высом
оценена Ученым советом Сельскохозяйстя
венной академий имени Тимирязева.

Кандидат  сельскохозяйственных Bays
С. Поспелов разработал метод возрастноо
подбора каражульских овец и баранов, во-
торый, по многим данным, заметно удуч-
шает качество смушка.

Вазалось On, or
крыта еще одна возможность  улучиения
ценного меха. Оставалось претворить ее в
жизнь. Вместо этого возникла... падра,
Плотная панка материалов, в которых от-
ражены злоключения исследователя за по.
следние годы.

В 1944 году заинтересованные в раэви-
тии отечественного каракулеводетва утреж-
дения предложили С. Поспелову тозерить
данные его OdLbrpoB. С. Поспелов проверм
их в узбекских совхозах Мубатек п №-
шан, Целесообразность возрастного подбора
родительских пар была подтверждена,

В 1946 году С. Поспелову опять иуу-
ложили «повторить и проверить». @н по-
вторил и проверил опыты в узбекском соз-
хозе Карнаб. Прежние данные подтверди-
лись повторно. }

В 1948 году Зоотехнический совет ”Ми-
нистерства сельского хозяйства СССР, от-
метив теоретическое и прахтическое значе-
ние опытов С. Поспелова, снова предложил
ему «повторить их и проверить». С. По-
спелов свюва повторил и проверил теперь
уже в колхозе «Бзыл чарводар» Самар-
кандокой области,

В январе 1950 года Зоотехнический ‹9-
вет Министеротва сельского хозяйства CCCP
no wacrosumio ©. Mocienona pent eme pas
заслушать его доклад. Суждение по этому,
уже поседевшему вопросу родилось толь-
KO... B Mae.

Чо ж, думаете легко решить его? Ведь
надо прямо ответить: пользоваться мет-
дом Поспелова или отвергнуть сто. Шума
ли! То десять лет  ‘проверяли-проверяли,
з теперь, как говорят, вынь да положь
окончательное решение.

Думали-думали в министерстве и по-
стамовили... рекомендовать С. Постелову
продолжать опытную работу.

Папка пополнилась еще одним довумен-
TOM.

Время ‘уходит. Тосударетвенные день,
на постановку вое новых повторных опытоз
тоже уходят, А надо бы положить конел,
ja поскорее. И это должны сделать Мини-
стеротво сельюжого хозяйства СССР, №.
союзный научно-исследовательский инсти
тут каракулеводства и Министерство con:
хозов ‚ СССР. «Дело» С. Поспелова; ли
00 этого действительно заслуллизает, Jor
HO Зыйти из заношенной папки и столь
полезным для страны.

ФФ ———

_ Шкатулка
Арины Родионовны

В Домике няни, в селе Михайловском, по-
явилась на-днях ценнейшая реликвия пуш:
кинских времен — шкатулка Арины Po
дионовны. Это единственная, сохранившаяся
вещь. принадлежавшая. няне поэта.

Шкатулка прямоугольной формы, из ду-
ба, отделана красным деревом. У не
откидная крышка, имеющая небольшое

отверстие, подобное отверстию у копилбк,
Открыв шкатулку, можно увидеть пожел-
тевшую от времени бумажную наклейку с
надписью: «Для чорного дня...» А ниже
«Зделан сей ящик 1826-го Года Июля
15-го дня». У шкатулки замок «со звоном».

О существовании шкатулки  сотруд-
ники заповедника случайно узнали В
прошлом году от одного посетителя, при
ехавшего из Новгорода. Он рассказал, что
еще до войны в Новгороде говорили, будто
одна учительница хранит старинную шка-
тулку Арины Родионовны, что эта учитель-
ница — далекий потомок поэта пушкинского
времени Н. М. Языкова.

Начались поиски. Выяснилось, что до
войны в Новгороде действительно жила Ан
на Дмитриевна Языкова. Но перед захва
том города немцами она эвакуировалась в
Владимирскую . область, ‘где скончалась
в возрасте 96 лет. Среди ее вещей дей
ствительно находилась старинная шкатул-
ка, которая досталась ее близкой знако-
мой — местной учительнице.

Запросили учительницу, хранится ли у
нее старинная шкатулка пушкинских вре-
мен, рассказывала ли что-либо о шкатулке
Анна Дмитриевна Языкова и не согласится
ли учительница передать эту ценную релик:
вию Домику няни?

Ответ пришел скоро — шкатулка сохрани?
лась, она действительно принадлежала
Арине Родионовне. Учительница писала, что
шкатулка, по рассказам Анны Дмитриевны,
была привезена Н. М. Языковым из Ми:
хайловского.. Н. М. Языков хранил в ней
одну из рукописей Пушкина, переданную в
1938 году Государственному литературно-
му музею в Москве.

Так шкатулка Арины Родионовны внов5
оказалась в ее светелке. Посетители Пуш
кинского заповедника смогут увидеть ее при
посещении Домика няни,

ме

Колхозный ансамбль

ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш корр,). За:
мечательный ансамбль певцов и танцоров
существует в колхозе имени Чкалова, Ho-
во-Московского района, Среди его участ-
ников. двенадцать Героев  Социалистиче
ского Труда.

Руководит ансамблем
вич Бронский из областного Дома народе
ного творчества. Чкаловцы побывали в
Киеве, куда были приглашены на респуб-
ликанский смотр художественной самодея“
тельности. Ездили в Киев Герои Социали-
стического Труда Мария Куца, Максим

Феофан Василь

Pees, Анна Карнова, Надя’, Кухарь,
Наталья Зеленская, Иван Гунько, Надя
Зубаненко, Анна Хоришко и другие, Вы“

ступали с большим успехом. Ансамбль 34
нял второе место в украинском смотре.

Ныне чкаловцы, готовясь к всесоюэноз
му смотру, к поездке -в Москву, пополня”
ют репертуар.

И

x0
бо:
60!

x

И
С:

aol
ap
un
Bal
т
НЯ
Ta
Pen
Hite
MM
Rol

BO,

I

Dag]
Eure
Tol
how

yor

AA
№

mi

ni

р

fl
у

al

a

ЕВЕ

В они ki na