Для детей
мира

На-днях я побывала нА книжной фаб-
рике Детгиза: Хотелось посмотреть, kak
делаются миллионы, десятки миллионов
книг для детей, .

Только у нас, в стране сониализма, мо-
жет быть такая книжная фабрика, co
множеством цехов, со множеством слож-
ных машин. —фаорика, продукция кото-
рей целиком предназначена для детей!
В красном уголке после смены собралась
молодежь — мастера глубокой, многокра-
сочной печати. линотиписты, наборщики,
цинкографы, брошировщики, . цереплетчи-
ки. Я беседовала с ними — это не просто
люди, делающие книгу. это вдохновен-
ные её творцы и созидатели. Многие де-
вушки, держа в руках сырые, только что
вышедигие из машины листы моей княги

«Повесть 0 306 и Шуре», спрашивали
меня:

— Неужели мир, лобытый ценой жиз-
ни миллионов, может быть вновь нару-

шен?

Her, друзья мои. не будет этого. мы
этого не допустим! Мир — это надежда
всех женщин и матерей земли. Ни деги,
ни матери ни в одной стране земного ша-
pa He хотят войны. Для дела мира, для
счастья и радости мирного созилательното
труда воспитываются миллионы детей в
Советском Союзе, в странах народной де-
мократии.

В нашей стране перед люльми © детства
открыта ‘дорога к счастливой и радостной
жизни, к вершинам знаний. ко всем кра-
сотам искусства. Для малышей создано
восемнадцать © половиной тысяч  яслей.
Для них оборудовано множество детских
садов. на один миллион двести семьдесят
тысяч мест. Для детей 8B OTHOM лишь
1949 году  отпечатаню 3” миллионов
книг. Для детей готовятся  радиопереда-
чи. Для них организуютея  специаль-
ные театры. Для них существует больше
тысячи дворцов” и домов пионеров. Для
них оборудованы 400 станций юных тех-
ников, сотни станций юных натуралистов,
десятки детских. железных дорог. Для
них——солнечный Артек и несчетное мно-
жество летних пионерских лагерей.

То, что нами добыто и завоевзно для
наших детей, мы не позволим разрушить
‚ никогда!

В школе, в семье, всюлу мы учили и
учим ‘летей наших безгранично ‘любить
свою Родину, любить и уважать все ми-
Толюбивые народы. ненавидеть и прези-
рать поработителей.

Наши дети — горячие. патриоты совет-
ской страны; именно поэтому им чужды
расовые и: напионалистические предрас-
судки. Так их воспитывает страна. Рус-
ские и украинцы. белоруссы и азербайд-
жанцы, чуваши и таджики, киргизы и ка-
барлинцы—все равны перед лицом Сталин-
ской Конституции. Сотни миллионов руб-
лей затрачиваются ежегодно на просвеще-
ние в каждой из наших национальных
республик.  Июогла маленький украинец,
таджик; трузин’ ^ приезжают ‘учиться в
школу другой братской реслублики. их
ралушно встречают, окружая любовью и
вниманием. ; ; cae.

В одной из школ Москвы учатся `внуч-
ки Поля Робсона. — как любят их сверст-
ницы, любит вся школа! А маленькие
испанцы, приехавшие к нам тринадцать
лет назад и превратившиеся ужо во стат-
ных и красивых, смуглых и смелых мо-
лодых людей! Разве CCCP для них не
вторая родина? С

Советский Союз — оплот и належда де-
тей и матерей всего мира. Я вспоминаю,
как в прошлом году в Париже, na Bee-
мирном конгрессе сторонников мира. в 34-
ле Плейель меня окружили женщины. По-
дошла индианка и, с любовью заглядывая
мне в глаза, зашентала: «Зоя, Зоя, 39я!».
Учительнииа из Уругвая обратилась ко
мне с просьбой:

— Напишите хоть десяток строк для
нашей газеты. Я хочу, чтобы мои дети
воспитывались такими, как дети вашей
страны. как ваши Зоя и Шура!

А недавно я получила письмо из штата
Массачусетсе. (США). Не назову имени сво-
ей корреспондентки, ибо знаю гангстер-
ские нравы «свободной» Америки и He
хочу подвергать риску жизнь этой чест-
ной и отважной женщины. Вот. что онз
мне написала: «Дети ваши погибли в
борьбе против фашизма, так же. как по-
тибли лва моих молодых брата. которые
знали. за что’ борются, чего нельзя сказать
про многих американских солдат. И вы
и я— мы сознаем, что борьфа елке не кон-
чена и что нало уничтожить фамизми, ко-
торый теперь процветает, к. сожалению,
особенно ‘в моей стране. Будучи матерью
лвух маленьких мальчиков, я чувствую
себя обязанной  перед ними и перел деть-
ми всего мира бороться за мир... Поста-
раюсь как следует работать срели жен-
щин, чтсбы противолействовать нелепым
законам,  излаваемым государственными
мужами моей страны, которые. повидимо-
му. очень стремятся к третьей мировой
войне... Американцам не пришлось испы-

ИННА HTN

‘

таль страданий от вой-
ны, как вашему наро-
ду, как народам Европы.
Поэтому они не пони-
мают, как велики эти
страдания, не понима-
ют, что повлечет за со-
бою третья мировая вой-
н& для всех народов. Я
надеюсь, что женщинам это удастся разъ-
яенить».

Я тоже Ha это твердо надеюсь, мой
дорогой друг из штата Массачусетс! Уве-
рена, что мы не допустим войны. Увере-
‚на также, что настанут времена, когда
в Соединенных Штатах будут учиться все
дети; когда бандиты не будут преследо-
вать юных школьниц-американок; когда
маленький негр и маленький белый сядут
за одну парту; когда в Англии и Америке
детеи не будут допускать к ночным рабо-
там; когда запретят пользоваться трудом
семилетних мальчиков-инхусов, ла ете на
вреднейшей работе по дублевию кожи. Я
верю, что нахтанут времена. когда в Аме-
рике, в Австралии, в Японии перестанут
прохавать детей в рабство.

В Париже мне довелось побывать на
одной выставке. Огромная карта земного
шара. И на ней — светящиеся точки. Тес-
Нясь GO BCEX концов света; эти точка
плотным кольцом окружают территоряю
Советекого Союза и стран народной лемо-
кратии. Эти точки——военные базы совре-
менных каннибалов, поджигателей войны.

Я смотрела на карту и мысленно ви-
дела другие картины-—картины движения
борьбы за мир. В рядах борцов за мир
сотни миллионов простых людей всех по-
колений, всех национальностей. Они по
всей земле. Это миллионы рабочих. мил-
лионы  женщин-матерей. Это  пионеры-
ленинцы счастливой советской страны.
Это пионеры демократической Германии.
Это юные «Отважные» Франции. Это «Мо-!
лодогвардейцы» Австрии. Это демократи-
ческая молодежь и подрастающее поколе-
ние веего мира, Миллионы сердец-—чест-
ных и храбрых — сильнее всех атомных
и сверхатомных бомб на’ свете!

Французские лети. преподнесли мне
свои альбомы, В наивных и несовершен-
ных рисунках —— чаяния, надежды, воля
маленьких французов.

Вот мирная картина. Зеленеющее по-
ле... Простор... Тишина... И подпись:

«Мы хотим, чтобы всегда было так!»

Перелистываю страницу. Отрашные раз-
рущения. Развалины домов после бомбеж-
ku... И подпись:

«Мы не хотим, чтобы было так!».

А вот еще рисунок. Вечер. Счастливая
семья; Отец. мать. лети — все за столом.
Все хорошо. Подпись гласит:

«Мы не хотим, чтобы наши папы ухо-
дили Ha войну! ;

Мы не хотим, чтобы наши мамы пла-
кали!

Мы не хотим быть сиротами!»

Гол назад. в апреле 1949 года, в.Па-
риже, па стадионе Буффало, проиехолил
грандиозный парал борцов за мир. Беско-
нечными колоннами шли шахтеры. моря-
ки. ‘ткачи, крестьяне. Женщины-матери
несли полотнища: «Матери Франпии нви-
когда не отдадут своих сыновей для вой-
ны против Советского Союза!». А Kori
появились дети с плакатами—«Мы хотим
мира!». «Мы хотим жить!» —© трибуны

раздался взволнованный . голос  американ-

ского прогрессивного’ писателя
Факта: a

— Вы будете жить. потому что есть
на свете Советский Cows!

Да. мы. совелекие люди. знаем, что та-
кое война, и знаем цену жизни. На чер-
ном мраморе’ памятника моей 306 высе-
чены слова Николая Островского, которые
‘она так любила: «Самое дорогое у чело-
века——это жизнь...». За жизнь налиих де-
тей. за светлое и свободное их будущее,
с именем Советского Союза, с именем
Сталина на устах соединяются в могучие
колонны рялы защитников мира.

По призыву матерей. по призыву всех
демократических сил земного шара день
первого июня объявлен Международным
детским днем. oy

В этом — глубокий смысл и большая
правда. Простым людям не нужна война.
Они борютея за мир во имя счастья, ра-
дости, во имя жизни своих детей.

В Международный детский лень простые
люди маршаллизованных стран Европы,
люди трумэановской Америки, люли, угне-
таемые империалистическими хищниками
в колониях Востока и Юга, поднимут свой
спокойный и властный голое подлинных
хозяев земли.

Они потребуют: _

сократить военные расходы;

запретить летекий труд;

ввести вееобщее сбязательное и 0ес-
платное начальное обучение;

покончить с растлевающей детей pa-
систской, — милитаристской пропагандой
через кино, ралио и книги.

Простые люли — борцы за мир — вый-
дут в этот день на улицы и площади сво-
их горолов, с надеждой. и любовью обра-
lad свои взоры к нашей, Советской
стране.

Й мне хочется горячо пожать эти мил-
лионы трудовых рук. Мне хочется сказать
всем нашим зарубежным друзьям словами
своей лочери:

— Боритесь!
Сталин!

Говарда

He бойтеь. C Hann

Любовь КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ

ДЕКАДА ЭСТОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

За последние дни
эстонской литературы выступили на не-
скольких ‘литературных вечерах, перед ра-
диозрителями в Московском  телевизион-
ном центре и встретились для творческих
обсуждений, состоявшихся в Союзе совет-

участники декады

ских писателей СССР, с литераторами
Москвы. .
Тепло и радушно встретили эстонских

тостей металлурги завода «Серп и молот»,
коллектив‘ ‘Министерства нефтяной ‘про-
мышленности СССР, слушатели Академии
общественных наук при ЦК ВКП(б) и сту-
денты Московского областного педагоги-
ческого института. На этих вечерах, после
докладов о состоянии эстонской литера-
туры, писатели Эстонии знакомили москви-
чей со своими произведениями, а арти-
сты —с музыкальным и хореографическим
искусством ‘республики.

Вчера участники декады были приняты
руководством Государственного издатель-
ства художественной литературы, Состоя-

лось собеседование об изданиях и перево-
дах лучших произведений эстонских писа-
телей. .

На творческих обсуждениях в Союзе co-
ветских писателей обстоятельному анализу
подверглись Наиболее крупные произведе-
ния эстонской прозы, драматургии и поэ-
зии, развитие и состояние которых были
освещены в докладах Г. Леберехта, О. Ур-
гарта, А. Кааль. В прениях по этим до-
клалам приняли участие Н. Тихонов,
А. Сурков, С. Щипачев, П. Антокольский,

Н. Панов, 5B. Лавренев, О. Леонидов,
А. ‚Крон, А. Глебов, В. Кожевников,
В. Друзин, С. Кирьянов, 3. Кедрина,

Е Книпович, П. Скосырев, секретарь ЦК
КП(б) Эстонии А. Кельберг, писатели
Э. Хийр, А. Хинт, А. Алле и др.
Сегодня эстонские писатели выступят ‘в
Доме культуры имени Ленина перед ра-
ботниками комбината  Трехгорной ай

фактуры.

О АЕ И Е о ен ий

№ 44 (2635)

В этом голу ранняя и стремительная
была весна. Я встретил ее за городом.
Чудесен был ее приход.

Маленькие упрямые моюрозцы-заморозки
еще пытались воевать © теплом и солн-
цем. По ночам упрямо стучали © землю
их маленькие серебряные кулачки. На-
таявшая за день вода застывала в лун-
ках под яблонями, но утренний лед был
по-весеннему хрустален и ломок.

Солнце с каждым днем поднималось
все выше и выше. Целые сугробы снега
истаивали на глазах.

Весна пришла в одну ночь и пролилась
теплым великолепным дождем. Земля вы-
лезла на свет, как медведь из берлоги,
в лысой шкуре прошлогодней травы и
прелых листьев. $

Я проснулея ночью и сразу услышал
весну: как далекие пионерские барабаны,
стучала ® карнизы капель...

Сейчае еще доцветают в лесу ландыши
и незабудки. Могучей живетворящей ©и-
лой дышит земля. Агрономы заботливо
оглядывают зеленя и лесничие не выходят
из лесу. Наступает пора великой провер-
ки, пора возмужания и зрелости в при-
роде.

А в школах советской страны идут эк-
замены. и в старших классах ‘дети пере-
стают быть детьми: завтра им тоже вру-
чат аттестаты Зрелости, и я не делаю
оптибки, когла пишу слово Зрелость с
большой буквы.

Миллионы юношей и девушек вступа-
ют сегодня в превосходную. должность
взрослого советского человека. Это наши
сыновья и наши дочери. Взглянем на них.
Проверим себя. Не в первый раз нам
сравнивать плоды воспитания коммунисти-
ческого и капиталистического мира.

Наша школа дает молодежи не только
основы знаний, но и уменье вырабаты-
вать самим коммунистические взгляды.
Она прививает учащимся любовь к реди-
не, к родной литературе, к величествен-
ной и елавной истории родной страны.

Потому. очевилно. так часто и мель-
кают повсюду в сочинениях и мужских и
женских классов бессмертные строчки
Пушкина:

„.Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

В сельмой мужской школе Ленинского
района города Москвы выпускное сочине-
ние десятикласеник начинает словами:
«Вее прогрессивные силы мира борются
сейчас за мир»... и несколькими строчка-
ми ниже цитирует Маяковского:

Я счастлив,
что. я :
этой силы частица...

Когла в этой школе на экзаменах на-
зывают имена Героев Советского Союза, то
рядом < именами Зои Космодемьянской,
Александра Матросова. летчика Маресьева
произносился имя Леопольда Некрасова,
Героя Советокого Союза, бывшего ученика
этой же школы, павието. смертью храбрых
на поле боя. é

Светлана . MaxcuMenno, выпускница
43-й школы. пишет в работе о Пушкине:
«В нашей советской действительности во-
плошен идеал великого поэта. Взошиа
«заря пленительного счастья». Ей вторит
Татьяна Макарова: «Наши замечательные
поэты и писатели— Лермонтов, Некрасов,
Чернышевский, едрин —- продолжали
свободолюбивые традиции Пушкина. Они,

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

MATTPTEOAN TY TP TRTAN.
ГАЗИ.

Среда, 31 мая 1950 г.

e

Борис ЕМЕЛЬЯНОВ
©

по выражению Шедрина, любили Россию
«до сердечной боли»...

Олин за другим выходят они на трибу-
ну в дни своих последних школьных эк-
заменов. Как часто звучит у ребят
на устах любимое стихотворение—«Слово
 6 товарищу Сталину» М. Исаковского:

Оно пришло, не ожидая зова,
Пришло само,—и не сдержать его...
Позвольте ж мне сказать Вам это
слово,
Простое слово сердца моего.

Тот день настал. Исполнилися сроки.
Земля опять покой свой обрела.
„Спасибо ж Вам за подвиг Ваш

НЕ высокий,
За Ваши многотрудные дела...

.

Советские писалели, мно кажется, еще
не осознали во всей полноте, как велика
их популярность у молодежи, в народе и,
стало быть. как велика их ответствен-
] ность перед народом. Всем бы нам надо
в эти дни’ бывать в школах м учиться,
учиться и еще раз учиться у молодости.

Огромное ловерие советской литературе
высказано миллионами ребят, маленьких
й больших. Вот лежит передо мною вы-
пускное сочинение десятиклассника Льва
Калакуцкого. Тема: «0браз молодого че-
ловека сталинской эпохи в советской ли-
тературе». Эпиграф из доклада А. А.
Жданова: «Мы уже не те русские, каки-
ми были до 1917 года...».

_В этой работе, серьезной и обстоятель-
ной, с пряложенным к ней настоящим
рабочим черновиком, которому позавидова-
ли бы многие из Hac, не перечислены, a
с умом разобраны и «Зоя» Алигер, и
«Мужество» Кетлинекой, и «Повесть о нА-
стоящем человеке» Полевого, и «Молодая
тварлия» Фадеева. и «Далеко от Москвы»
Ажаева. и «Белая береза»  Бубеннова, и
«Счастье» Павленко, и уж, конечно, «Как
закалялась сталь» Островского.

Вот. чо пишет юноша, размышляя 0
почетном долге’ писателей.

«Вместе со всем советским народом. в
ногу с ним и впереди него, показывая
путь остальным, идут советские писате-
ли—инденеры человеческих луш. Задзяз
писателей в том, чтобы увилеть в нашей
жизни то новое, что в ней появилось ‹е-
POA и что должно стать в ней главным
и определяющим завтра. Не только’ уви-
деть самим. но и рассказать 06 увиден-
ном всему народу».

Подумаем 06 этих словах сегодня. По-
  TOMY что вот оп стоят перел нами, всту-
пающий в жизнь юныиа © комоомольским
значком нз груди. и вместе с Маякозским
заявляет: ;

Слова,
у. нас,
до важного самото,
в привычку входят,
‚  ветшают, как
Хочу :
сиять заставить заново
величественнейшее слово —
партия.

платье.

Да, на выпускном экзамене он читает
именно эти строки. и мне радостно хумать
и <ознавать, что я живу на Земле настоя-

щих людей,

А как люди становятея настоящими?

Совсем недавно мне пришлось прочитать

АННИНО

‚ Цена 40 коп.

Будущее принадлежит им!

несколько писем к писателям от студентов
Московского университета. Я позволю се-
бе привести выдержки из одного такого
письуа. Думаю, что автор простит мне не-
скромность. Он лучше, чем я, умеет от-
ветить на трудный вопрос, хотя и сам
задает его писателям.

«...Вели сможете, скажите, каким дол-
жен быть первый шаг на пути к настоя-
\ щему человеку?

Как хочется жить во всю силу. Сейчас
я довольна: много занимаюсь, работаю в
профкоме, помогаю дома, устаю, но на-
строение прекрасное. бодрое.

Поем мы с нашей групюй в любую
свободную от лекций минуту. А’ ведь все
много занимаются, мало отдыхают... Очень-
очень мне хочетя все знать. прочесть,
увидеть. И, знаете, с каждым семестром,
€ каждым днем все больше увлекаюсь и
жизнью, и специальностью и ве больше
начинаю чувствовать. как мало знаю.

Но как же быть. если «необъятного ке
объять»? Значит, никогла в жизни ты не

нью. никогда не добьешься всего, чего
хочешь?” Значит, никогла He найдешь
счастья в жизни? Некоторые мудрые лю-
ди говорят, что «ечастье—в поисках его,
борьбе за него». Приходится с ними со-
глашаться. тем более, что они. наверное,
правы. Ведь ‹ейчас я чувствую себя
очень счастливой и, пожалуй, именно п-
тому, что много работаю, все время в KOJ-
лективе (это великая вещь-—-коллектив!).
  4 это по-настоящему лишь в институте
поняла. Знаете, когда я выхожу в 11.30
вечера (т. ©. после закрытия читальни)
из университета, то появляется даже
(правда. на время лишь) чувство уловле-
творения собой (за прошедший день толь-
ко). А илешь—еле. ноги. волочишь.” Вее=
таки я не «титаниха». как меня шутливо
называют в группе. Это звание «титани-
хи» осталось з» мной с лета. Летом мы
работали нз стройке МГУ, на Ленинских
горах. Вот, пожалуй. мое самое счастливое
время жизни, вот когда я по-настоящему
узнала силу коллектива и радость труда.
Мы (бригала. № 1-— титанов») ‘работали
на самом трудном участке (филологам все-
ria
траншеи.

Так я больше никогла в жизни не уста-
гала. Й никогль больше в. жизни я не
слышала столько смеха. песен. и никогда
я не была так счастлива, как тогла. Мы —
т. е наша бригада «титанов» и «тиТа-
них» —— были самыми дружными и весе-
лыми люльми на стройке. Й как-то полу-
чалось само с000й, что мы все время лер-
жали первое место по факультету. Вот
именно тотла я поняла, как это замеча-
тельня, что есть коллектиз и молодость...»

Зы

Пожалуй, мне нечего добавить к эт9му
письму. Вот такими и растут наши совет-
  ские дети.

Человек на нашей советской земле пре-
красен, и земля ero прекрасна, и дей-
  ствительно, «превосхолная должность» —
быть на земле человеком. _
Превосходная, но трудная должность.
Потому, что в долларсвых загонах Звери
воспитывают Зверей, и нужно много му-
яюства. трула и любви к Люлям, чтобы
  остановить готовящееся истребление чело-

вечества.
Наши дети, наша молодежь растут, го-
  тевясь к этой героической борьбе. Но всей
стране крепнут бригады юных” строителей
Боммунизма.
Будущее принадлежит их, и оно пре-
; красно. =

Л. БЕЛОЗЕРСКАЯ С В О Е с. TA С Tb EF

«...Я в лететве только в окно могла
увидеть, как радуются и веселятся дети.
Окна фабриканта всегда были ярко осве-
щены, и я < завистью смотрела в них на
чужое счастье...»

Так вепоминает далекое прошлое ткачи-
ха с «Трехгорви» А. И. Маркова, которая
теперь на своих детях испытала всю 3а-
боту советского государства. р

Даже в суровые годы гражданской вой-
ны советская‘ власть заботилась © детях.
В общественных столовых. яслях, детских
садах В. И. Ленин видел ростки комму-
HH3Ma.

«..вот те простые, будничные, ничего
пышного, велеречивого, торжественного не
предполагающие средства, — писал Ленин.
— которые на деле способны 0C BO-
бодить женщину, на деле способны
уменьшить и уничтожить ее неравенство
с мужчиной, по ее роли в общественном
производстве и в общественной жизни».

Как бы ни была привяззна работница к
производству. сколько бы сил она ему ни
отдавала, женщина остается матерью. Тка-
чихи говорят: «Сердце спокойней — руки
проворней».

Летские сады глубоко вошли в быт ра-
ботнип Трехгорной мануфактуры. Многие
родители знают интересы сада так ie, X0-
‘AMI

pollo, Kak интересы своего цеха.
бывшие воспитанники детского сала, сни
часто приводят своих детей к снакомым

с детства руководителям.

«Милая Марья Никитична! Дофотая те-
тя. Маня! — пишет своей старой руково-
дительнице бывший воспитанник. — Я сам
холил к вам в детекий сад, а сейчае с
радостью привожу своего ребенка, котеро-
му там предоставлено все, что только мо-
жет пожелать счастливый сын нашей co-
веткой страны...» Целое поколение семей
Никчтиных и Розамовых  воспитывалось
в детеком саду. :

Так поколение сменяет поколение,

основной костяк вослитателей детоких са-
дов —— уже тронутая сединой старзя гвар-
дия — остается‘ на своем почетном посту.

..На тихой улице о Заморенова — дет-
ский дом комбината. Тюлевые занавески,
уютные комнаты, приветливые лица пер-
сонала. Злесь 54 ребенка: 44 из них —
икольники, остальные-—малыши. Детский
Дом предназначен для круглых сирот, для
детей многосемейных работниц, для детей
матерей-одимочек. Дети хорошо питаются,
занимаются спортом, старательно учатся...

При комбинате Трехгорной мануфакту-
ры — детский дом, пять детских садов,
из них два санаторного типа: олин — под
Москвой, а другой — в Евпатории. Два
миллиона семьсот тысяч рублей в год от-

пускается из средств государственного
бюджета на содержание этих детей.
+=

*

Полторы тысячи юных трехгорцев раз-
ных возрастов сегодня, как и вчера, как
и в последующие дни, придут в свой дет-
ский Лом культуры им. Павлика Морозо-
ва: кто в кружки, кто на лекции, кто в
репетиторскую группу,
библиотеку, в пионерский кабинет, а ве-
чером  прибегут в кино. Каждый найдет
свое дело и место:

По ининиативе комсомольцев Трехгорки
сомнадцать лет тому назад был открыт
этот детский Дом культуры. Сейчас в нем
работают восемь разделов: политико-массо-
вый, пионерский кабинет,  хулдожествен-
ная самодеятельность, технический, физ-
культурный, игротека, библиотека с
двалцатитысячным книжным фондом,  ко-
топая обслуживает 3 тысячи детей, и раз-
дел юных натуралистов. В 23 кружках
дома занимается 1334 ребенка. Молодожь
увлекается спортом. При Доме культуры
работают  легкоатлетическая, футбольнля,
волейбольная, городошная секдиийи и сек-

нэ! ция плавания.

иные заглянут в,

Программа культурной работы дома ofi-
ширна: тематические вечера, лекции, до-
клады,  диепуты, вечера для старших
школьников, утренники для младизих, ор-
ганизации выставок, еатектакли, экокур-
спи.

За прошлое лето 1895 детей всех в03-
растов отлохнули в лагерях под Москвой
ив Евпатории, в своей собственной здраз-
нице на берегу моря, строительство кото-
рой стоило около двух миллионов рублей.

Под Москвой, в очень ктасизом месте, бу-!

дет построен пионерский лагерь фабрики.
Для тех детей, которые остаются летом в
гороле, Дом культуры организует 0310p0-
вительные пионерские площадки 60 JBO-
pax жилых домов, экскурсии, <дачу спор-
THRHBIX HODM.

На один ‹ лишь летний отдых юных
трехгорцев обком профсоюза текстильши-
ков отпустил из средетв социального стра-
хования в 1949 году 456.000 рублей.

При Доме культуры создан бесплатный
профилакторий для детей с ослабленным
злоровьем. Ежедневно 100 школьников
приходят сюла отдыхать и готовить уро-
ки. Их вкусно и сытно кормят. Дети по-
лучают Масло, яйца, сметану, Фрукты,
витамины. Они пользуются светолечением.
За ними наблюдают врач и сестры. Школь-
ник проходит кух оздоровительной про-
филактики в Телоние двух месяцев...

Показывает ли. родителям ребенок свой
Дом культуры, взвешивает ли в юннат-
  ском кабинете белку, мастерит ли
авиамолель, — он знает, что воз. здесь
причаллежит ему, сделано для нем, и ни-
кто не укралет его детства, как оно был
укралено у миллионов. детей Bo времена
фабрикантов Прохоровых.

Советским детям не надо смотреть в  ок-
но на чужое счастье. Своего собственного

будешь вполне доволен собой. самой жиз-.

Симона ТЕРИ

В гостях.
у венгерских пионеров

Ниже мы печатаем страничку из венз
терских путевых записок французской
прогрессивной писательницы Симоны Тери.
Она рассказывает о своем посещении вен-
терскотго детского санатория «Республика
пионеров», построенного по образцу все-
союзной здравницы советских детей —
пионерского лагеря «Артек».

Маленькая девочка. начальник вокзалзь,
говорит, обращаясь ко мне: «Ни в одной

страпе мира, кроме Советского Союза, нет.

другой такой железной дороги, как наша».
Она произносит эти слов» с нарочитой
небрежностью, однако все ее детское ли-
чико так и сияет от гордости.
Девочка поднимает жезл, давая сигнал
к отправке поезда. Поезд вздрагивает, и
я кричу из окна вагона, махая рукой:
«Ло свидания, товарити начальник!». Без-
укоризненно четким движением  «това-
PHIL начальник» прикладывает руку &
козырьку фуражки. Однако на этот pas
маленькой железнодорожнице не удается
сохранить свою серьезность, и на ее лиз
це. еще секунду тому назад столь «OHA
циально суровом», сияет самая ослепич
тольная, самая счастливая,

детевкая улызка.

Я сижу в ватоне поезда, кужирующега
по железной дороге будапештской «Pecnyb-
лики пионеров». Железная дорога отояя
сывает всю республику, ее длина—8 ки+
лометров. Ee строили добровольческие мо-
лодежные бригады,
тельство в мае 1948 года.» Все «служаз
шие» четырех вокзалов дороги, все про+
водники и контролеры — мальчики и дез
вочки в возрасте от 12 до 14 лет.

ного места, где бы дети могли поиграть.
и порезвиться...». Теперь при заводах и

созданы прекоаено оборудованные детские
площадки. Олнако «Республика пионез
ров», расположенная но горо Свободы, в
окрестностях Будапешта, —носомневно, са=

везет) — копали в мокрой глине

мый замечательный подарок, сделанный
народной властью венгерским детям.
Представьте себе высокую. гору, у под+

завернившие  строи-.

настоящая

Мне вспоминаются слова товариша Ра+
коши: «Раньше в городе не было ни 94+.

фабриках. в рабочих поселках Будапешта.

ножья которой протекает Дунай; по ©кло+ о
нам горы спускаются чудесные сосновые

и дубовые рощи. 125 гектаров леса!
Здесь — царство детей.

тателями. Во время школьных каникул
4.500 мальчиков и девочек приезжают
сюла. чтобы провести здесь незабываемые:
три недели.

Законы, этог®
царства установлены его маленькими оби-

Ребята живут в прекрасных домах. В

их распоряжении два театра. зимний п
летний. площадки для игр,

лаборатории лля юных натуралистов.

лепные газоны. В стороне от домов, в
сосновой роше — большой пруд, где мож-
но чудесно выкупаться.

Нетрудно представить себе. как хорошо
отдыхают и как поправляются дети в та-
кой обстановке!

Во вгемя моего посещения этой сказочз
ной страны детского счастья у меня не
раз сжималось серлце при мыели о блед=
ных и худосочных парижских детях, коз
торые проводят свои летняе каникулы;
играя в пыли во дворах около своих до-
мВ. =: :

Потерпите. малыши! Ваши отцы и-ма=
тери добьются победы в своей нелегкой
борьбе, ‘они построят и для вас в
Фонтенбло прекрасную «рестублику фран-

цузсках пионеров»! =
ЕН

Переписка друзей

КИЕВ. (Наш корр.). На голубом кон?
верте старательным детским почерком выч
веден адрес: Киев, 44-я средняя школа,
учевицам 5-го. класса Это письмо. пришло
из чехословацкого города Брандис. _

«Дорогие. ребята, — писали. чехословац-
кие школьницы, — шлем вам сердечный
привет в вашу чудесную страну. У себя
в школе мы очень часто слышим о ваз
шей прекрасной и великой родине, кото-
рую по всему свету не называют сейчас
иначе, как оплотом мира и дружбы наро-
дов... Наша учительница часто рассказы-
вает о Советском Союзе. Мы второй год
изучаем русский язык, умеем хорошю чи-
тать и немножко разговаривать по-русски.
Мы знаем русски стихи и песни. Часто-
часто вспоминаем мы ваших бойцов, кото:
рые в 1945 году освободили нас от фа+
шистской неволи...»

Девочки из Чехословакии описывают
свой родной город, в который однажды
ранней весной вместе < солдатами Совет-
ской Армии пришло счастье... я

Авторам письма очень хотелось поде-
литься своими успехами в овладении рус-
ским языком. ИМ они в конце письма не-
сколько строк дописали по-русски: «Ми-
лые подружки! Посылаем вам хороший
привет. Мы любим СССР и вашего вели-
кого Сталина. Мы знаем, что вы нас осво-
бодили, и за это мы вам. очень блатодар-
вы, Ваши подружки из 5-го класса на-
чальной школы. Город’ Брандис».

Так стал близок украинским ребятам ма-
ленький чехословацкий городок.

Ответное письмо писали коллективно.
Украинские пионерки поделились своими
успехами в учебе, рассказали о’ великой
созидательной работе. советского народа.
«Родина окружила нас заботой, и мы ста-
раемся отлично учиться, чтобы вырасти
достойной сменой наших отцов».

Вместе < письмом в Чехословакию по-
сланы подарки — несколько альбомов с
фотоснимками, много художественной ли-
тературы.

ратур я.

‘счастья на их долю отпущено полной ме-
рой.

Дом детской книги
в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Ленинград-
ские школьники и педагоги получили з3-
мечательный подарок. В их распоряжение
передан просторный трехэтажный особняк
в центре города, на берегу Невы. Здесь
оборудуется ленинградский филиал Цент-
рального дома детской книги — научно-
методический центр, обслуживающий’ пя-
сателей, художников, педагогов и детских
библиотекарей.

Здесь будут изучаться требования юных
читателей и научно разрабатываться проб-
лемы создания и полиграфического  оформ-
ления детской книги. В доме откроются
каучные кабинеты: критики; теории и
истории детской литературы, изучения
интересов и запросов читателей, полигра-
фического оформления книг. Организуются
две баблиотеки-—для детей всех возрастов
и для писателей, редакторов, педагогов.

Дом намечено открыть к началу учеб-
ного года. :

специальные
Bos
круг злачия клумбы с цветами и велико-