_ ДРАМАТУРГИЯ ПРАВДЫ И БОРЬБЫ

_ B зрительном зале воцаряется тишина, и
хажется, что слышно биение человеческого
сердца. Такая тишина наступает редко и
наступает только тогда, когда зритель. ув-
леченный происходящим на сцене, зады-
вает 060 всем постороннем и следит, не от-
рывая глаз, за драматическим о столкно-
вениву. т

Это та дратопенная тишина, после кото-
рой не всегда следует игквал  анлодиемен-
тов; уже зажгли свет, а зритель молчит,
глубоко потрясенный пережитым.

Й такая тишина — самая большая на-
града художнику за ем труд и талант.

Иногяа можно предеказать момент  на-
ступления этой тишины, ещо читая пьесу.

Когла читаешь цьесу Аугуста Якобеона
«Борьба без линии фронта». невольно оста-.
навливаешься на отдельных  странинах;
останавливаеться, ясно представляя себе
их зрительно -— в сценичееком действии и
ощущая, что именно это меето захватит и
заставит притихнуть весь зрительный зал.

Й это лостигаетея не при помоши эф-
фектных сценических положений, а подга-
товляется естественным ходом событий,
всей страстной и напряженной борьбой.

А. Якобсон вазвал свою пьесу драмати-
ческой повестью. Время действия ее-—два-
дцатые годы в эстонской буржуазной pec-
публике. В центре внимания автора —
социальная тема. Он не уходит от нее в
сторону, не отвлекается разработкой по-
бочных линий. Главное в пьесе—етолкно-
зение влалельна лесопильни Тийта Вои-
Дора с рабочими ‹воего предприятия. cpe-
ди которых находятся и его собственные
братья Петер» и Сийм. По мере обостре-
ния этого конфликта нарастает и напря-
жение действия. Характеры людей разви-
ваются в поступках органичных и пси-
хологически мотивированных. Якобсон
экономен в выборе выразительных средств.
Его герои суровы и немногословны, но 34
этой немногословноетью угадывается как
б:: все многообразие жизни человека.

В ньесе «Борьба без линии фронта» дра-
матург беспошално сорвал все покровы с
буржуазной легенды о «классовом мире». о
«вровном братстве нации», которые якобы
парили в старой капиталистической Эсто-
ний. Пьеса показывала величие победы,
увенчавшей лолголетнюю борьбу эстонского
рабочего класса, и тем самым  помогаль
каждому рабочему ошутить себя полным
и безразлельным хозяином своего завода,
своей земли, своей судьбы.

Эта пьеса свидетельствует о влиянии
Горького ва Якобсона; ona напоминает
«Врагов», напомикзет не сходством сю-
` жета, 2 всем внутренним строем, мужест-
венной интонапией и напряженным пафо-
сом борьбы с врагом.

Для А. Якобсона следовать творческой
трахиции Горького — значило утверждать в
сБоей драматургии образ нового человека,
человека, активно вторгающегося в жизнь,
жаждущего видеть мир преображенным и
улучшенным. Для ЯЛкобсона следовать
творческой традиции Горького — значило
бороться с тубительным влиянием  «тео-
рии» аполитичноети науки и культуры на
эстонскую интеллигенцию.

«Борьба без линии фронта» — вторая
пьеса Аугуста Якобсона. Широкие круги
советских зрителей узнали Якобсона. как
драматурга, по первой его пьесе «Жизнь в
цитадели». Пьеса «Жизнь в цитадели»
гневно и страстно говорила с том. 9710 в
обстановке нашей борьбы не может быть
никакой политической ° «нейтральности».
Стремление быть «нейтральным» неизбежно
приволит во вражеский стан. Эта тема бы-
ла чрезвычайно важна для Эстонии первых
послевоенных лет. И то, что драматург от-
кликнулея именно на эту тему и именно
в то время. когла значительная часть э-
тонекой интеллигенции решала вопросе 0
своем месте в борьбе, — наилучшим обра-
зом показывает, как велико у Якобсона по-
литическое чутье советского писателя:

Поднятые в пьесе вопросы были акту
альны не только для Эстонии. Они волно-
вали советского зрителя за пределами рес-
публики. Пишущему эти строки да:

I

видеть несколько представлений этой дра-
мы в разных тезтрах е более и менее улач-

PRPs

хх
3. АГРАНЕНКО
«<

ными исполнителями нентральных pose,
но вне зависимости от этого я наблюдал ту
тишину, о которой уже говорилось, Тиши-
ну. вызванную интересом и увлечением
происходящим. Да, интересом! Мы, к ©0-
жалению. часто еше  пренебрегаем этим
немаловажным обстоятельством: пьесу дол-
жно быть интересно смотреть и читать.

В тот самый момент, когда англо-амери-
канский империализм, стремясь к порабо-
щению народов ни. уничтожению сувереви-
тета пелых гобударств, использовал от-
равленное оружие  космополитизма, Ау-
туст Якобсон написал пьесу «Два лаге-
ря». разоблачающую истинное лима кос-
мополитствующих  человеконенавистников.

показал, что декадентокая философия,
гнилое упадочное искусство—вся буржуаз-
ная так называемая культура служит
сегодня врагам человечества. B среде
эстонской интеллигенции наследие дека-
дентоких философов и поэтов не утратило
в ту пору ‘влияния и продолжало оказы-
вать растлевающюе действие, тормозя раз-
витие нового социалистичеекого искусства.
И снова, так же Kak и первые две пье-
сы, новое произведение драматурга  про-
звучало выступлением смелого  писате-
ля-бойца.

Эти три пьесы представляют, по сути,
трилогию. Они связаны единой темой —
темой борьбы © еилами внутренней и внеш-
ней реакции. 3& свободный труд, за ©ча-
отье, за социализм. Маленький эстонский
город служит местом действия всех трех
пьес. Мы понимаем. что это один и TOT
же горол. показанный драматургом на трех
исторических этапах последнего тридцати-
летия.

Силы нового и старого мира предетают
BO всех этих трех пьесах в ожесточенной
схватке, и сущность этой схватки определе-
на влохновенными словами. которые прои:-
носит в последнем акте завершающей три-
логию пъесы «Два лагеря» врач Петер Лла-
гус:

«..евобола, за которую боремся мы... это
свобода и счастье для миллионов тружени-
ков и профилактическая изоляция ANIA от-
дельных хищников. И во имя этой свободы
мы устраняем на своем пути все препят-
етвия...»

В трилогии с большой силой раскрылся
блестящий лраматический талант А. Якоб-
сона. талант. в котором глубина и острота
политической мысли сочетались с тонким
мастерством художника, умеющего ‘вопло-
тить илею произвеления в живые и полны?
подлинного драматизма положения. Персона-
жи освещены ярким светом правды, в ко-
тором отчетливо предстает неизмеримое Mpe-
восходетво нового, советского человека пе-
ред людьми буржуазного мира. Именно. по-
этому его пьесы обладают большой зажи-
гающей силой.

Четвертая пьеса А. Якобсона «Три капя-
тана» знаменует в0бою приход драматурга
Е НОВОЙ для нето теме сопиалистического
труда в мололой советской. республике. Мы
видим в ней люлей  сетодняиней Эстония,
вдохновенных строителей социализма.

В их среде также происходит борьба,
напряженная и трудная. Но природа этой
борьбы совершенно иная. :

«На старое, отжившее, нало наступать
безжалостно, — говорит один из героев
этой пьесы,—все равно, гнездится 080 в
нас самих или в наших близких. возна-
тельно ли оно проявляется или бессозна-
тельно».

На какое же именно «соталое» наступает
в этой евоей пьесе драматург А. Якобсон?

На простых и ярких примерах хоказы-
вает он. пагубность старых методов
руководства. Руководитель, которому
ловерен олин из участков великой коммуни-
стической стройки. сможет направить в
единое русло творческий трул людей тользв
в том случае, вели он будет чутко прислу-
шиваться в их голосу, вникать в. их мне-
ния, корректировать свои решения единой
волей коллектива. :

М. СВЕТЛОВ

Человеческая должность

Я хочу рассказать не о герое, совер-
шившем охнажды подвиг, а о человеке
повселневного благородного поведения.

Судя по тому, что мне о нем говорили,
я представлял еебе. что увижу пожилого
мужчину. много пережившего, а поэтому
хорошо понимающего чужое горе и ра-
дость. А прело мной предетал -мололой че-
лозек 1921 года рождения, се тихим голо-
сом, задумчивым взглядом, скромными ма-
нерами.

Коммунист Михаил Ильич  Брызгалов
пришел с фронта без трех пальцев на. пра-
вой руке. Ленингралекий отдел социально-
го обеспечения направил его на работу в
злановский райсобес. }

Брызгалова назначили иненектором по
трудовому и бытовому устройству пенеио-

неров. Он понял. какое большое и ответ-
етвенное лело поручалось ему. Новая pa-
бота  обязывала ef быть  олицетворе-
нием той огромной и мудрой заботы, того
чуткого и неустанного внимания, с сото-
рыми отноеилея советское государство к
‚ больным и престарелым гражданам, К
семьям погибших воинов.

Брызгалов лолжен был хорошо знать
вее нужлы. затруднения, потребности лю-
дей. о которых ему предстояло заботиться.
Оч лолжен был уметь помочь этим людям
словом дружеского совета и участия, он
должен был уметь помочь им делом, пред-
ставляя и защищая их интересы.

У иненектора райсобеса много обязан-
ностей. И это нелегкие обязанности. С ни-
ми можно саравиться только TOTAAL ROTA
работником руководит чувство гражлан-
ckoro и чпловеческого долга. Ина-
че обязанноеть превращается в пустую
формальность.

Ла. инспектор лолжен знать, как живут
«полвелометвенные» ему люли. Но Брыз-
талову было известно. что некоторые то-
рарищи обычно узнают 06 этом, сидя за
своим служебным столом, полжидая, когда
к нам обратятел за помощью.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 41

ee

Брызгалов тоже мог бы зккуратно от-
бывать службу и тешить себя мыслью о
пользе, им приносимой. № ‘сожаленяю,
этим довольствуются многие...

Но Михаил Ильич поступил иначе. В
первый же лень ‘он начало обход евоего
участка и продолжал этот обход все поеле-
дующие хни, пока лично не познакомился
со ‘всеми пенсионерами. Он обнаружил
много несправедливости, нечуткоети, рав-
нолуния. On увидел, что некоторые
руководители учреждений забыли o TOM,
yTO помошь пенсионерам не  блатот-
ворительность. а выполнение государством
долга перед советским гражданином, что
инвалид — не выброшенный 3a борт че-
ловек.. а полноправный член общества.
Нужно было налюмнить 06 этом, а такие
напоминания иногла требуют большой за-
траты сил, времени, энергии.

Это тоже было обязанностью инепекто-
ра. Михаил Ильич знал. что многие ин-
спекторы, не успевая выполнять эту обя-
занность. не находят ничего л ero, как
просто жаловаться на нехватку времени и
сил.

Брызгалов относился к делу иначе и
поэтому скоро пришел к простой мыеля—
Halo создать актив. Внимательно  при-

сматривалея он к людям, много и часто
беседовал с ними. Внимательно слушали
его. Главное, чем были проникнуты ело-
ва этих людей, —— тоска по работе.

— Я не работаю и вряд ли когда-ни-
будь булу работать. Значит, я бесполез-
ный член общества, — грустно сказал 6ез-
ногий ивзвалил Анатолий Иванович Mon-

сеев.— А между тем. я опытный ста-
рый мастер.
— Ч10-нибуль придумаем, = ответил

Брызгалов.

Н на этот раз Muxana Ильич серьезно
залумался. Часто получалось так, что ква-
лифицированный человек. потерявитяй но-
гу или руку. навеегла прощался © преж-
ней профессией, п ето устраивали на «лег-

кую» работу. Почему-то считалось, что
устроить такого человека сторожем или
вахтером — это и значит выполнить свою

обязанность,

С большой остротой ставит  драматуфт
один из самых насущных вопросов нынеш-
него дня Советской Эстонии: он Учит по-
советски, по-сталински PYKOBOLATL TPYICM
строителей, работающих во имя народа.

..В портовом городе после войны ветре-
тились три друга, три капитана дальнего
плавания: Ионн Мальм, Якоб Лийвак и
Тоомас Поткае. Мальм работает начальни-
KOM порта, Лийвак — его заместитель, a
Коткас прислан ЦА эстонской коммуни-
стической пабтий в помошь восстанови-

т телям порта,

Тоомас Коткас — это Петер Кондор сегот-
няшних дней. Это сформировавшийся, зре-
лый. умудренный житейским опытом квом-
мунист. Он ведет борьбу за освобождение
сознания советского человека, от пережиткев
капитализма,

Восстановлению порта мешает Monn
Мальм. Это кажется! ‘невероятным Якобу
Дийваку. Но это правда! Мальм  мешзат
тем, что противопоставляет себя коллекти-
ву, Тем, что игнорирует советы рабочих,
тем, что не по-большевиетеки руководит...

Якобу Лийваку — секретарю  партгруя-
пы порта — многое не нравилось в Маль-
ме. Но Лийвак мирился с недостатками на-
чальника, потому что считал его честным
и преданным работником. А кроме того, сн,
Лийвак, обязан Мальму,-— Мальм в годы
оккупации спас ему жизнь.

Иначе ведет себя Коткас. Когда он убеж-
дается, что никагие ловохы не действуют
на начальника порта,— он настаивает па
рептительных мерсх. Его старый друг Мальм
отстраняется от занимаемой должности.

«— Ты часто говорил о дисциплине, —
объясняет ему Коткас, — но ты забываешь
при этом главное: не нужна нам всякая
дисциплина. а нужна советская, то-есть
сознательная дисциплина! И нужны вам
поэтому не надемотршики, а люди, умею-
щие воспитывать массу». :

Старый капитан  разбущевалея. Ему
обидно. Он оскорблен. Он оказался не у
дел. Но слова Котвась запали в душу Маль-
ма, и он не смог долго оставаться в сторо-
не. Опо многом передумал и мнотое перз-
оценил в бессонные ночи и снова пришел
в управление порта к Коткасу, как бы вы-
здоровевшим от душевиого недуга.

Из троих капитанов наиболее удался
Якобсону противоречивый и сложный обпаз
Иснна Мальма. Это по-настоящему драма-
тическая роль. В менее выгодном положе-
нии окажелея будущий исполнитель роли
Коткаса. Коткас порой излишне риторичен
и многословен- А :

Пьеса поначалу развивается как бы за-
медленно, и лишь исподволь начинаете вы
ощущать. как все более пружинистой ста-
новится ее мускулатура. убыстряется темп,
усложняется борьба.

А. Якобсон не принадлежит к числу дра-
матургов. которые создают конфликт при
помоши внешних сюжетных  хитросплет®-
ний. Острый и вложный конфликт в важ-
Joi из его пьес возникает в результате
столкновения яено очерченных характеров
й взаимоисключающих убеждений. Пьесы
его — в лучшем. смысле этого слова — aru.
тационны и публициетичны:

Страстный темперамент борца-коммуни-
ста находит свое выражение в диалогах и
мыслях героев. Поэтому каждая из глубока
реалистических, умных пьес А. Якобосна
становится действенным оружием в арсена-
ле нашей борьбы. :

Ipama <..лолжна быть актуальна, сю-
жетна, насыщена действием», — учит
А. М. Горький. И Якобсон намел путь в
сердцу зрителя и быстро завоевал. его
симпатии.

Талант Аугуста Якобсона, в расцвете. Мы
ждем от него новых пьес, посвященных
острейштим проблемам современности, пьес
боевых, наступательных и страстных.

Якобсон пишет по-эстонеки. Его герои—
эстонпы. Но он прежде всего советекай
драматург, и он алдресует драматические
произвеления пгирокой зулитории советевих
театров. Это лишний раз свялетельствует о
богатстве налией многонапиональной лнтэ-
ратуры. делающей одно общее, великое
лело. — литературы, помогающей
коммунизм!

Брызгалов и здесь поступил так,
подсказал ему его человеческий долг.

В тот же лень он пошел на металлурги-
ческий завод к начальнику отдела кадров
Георгию Михайловичу Горелеву.  Посове-
шавшись, оба приняли следующее реше-
ние: надо сделать так, чтобы за станком
можно было не только стоять, но и си-
деть. Й хотя заволекая практика не знает
случая. чтобы станки были снабжены «ме-
белью». был все же сконструирован ©с9-
бый стул, сидя на котором. Моисеев те-
перь выполняет норму на 200 процен-
тов — производит вдвое больше, чем’ тре-
буелся от злорового человека!

А когда Моисеев однажлы заболел и
пролежал в госпитале свыше двух меся-
цев. врач завода Раиса ‘Александровна
Лобырева, которую Брызгалов вдохновил
своим энтузиазмом, добилась того, чтобы

Rak

Моисеера по выздоровлении отнравили в
санаторий. ,
— Итак. нае уже трое. Актив начи-

нает сколачиваться. Надо продолжать, —

решил Брызталов.

Он обратил внимание на пожилую пен-
сионерку Анну Романовну Якушеву. Раз-
говорилея с. ней. И, видимо, было B ero
словах что-то располагающее, внушающее
доверие. Якушева рассказала молодому че-
ловеку о том, чего он не’ вилел в своей
жизни, — © чуловишной эксплоатации, ко-
Topol подвергалась в молодости. о нужде
и горе, кажущихся нашей молодежи поч-
ти Неверолтными. 4

— И теперь, котда я вижу какую-
нибудь несправедливоеть, я прямо беше-
ной становлюсь... — закончила она, улы-
баясь. — Включайте меня в свой актив.
Я свою пользу принесу.

Но ведь вам трудно ходить?

— Не беспокойтесь. Кула надо, дойду.

И она с мололой энергией погрузилась в
заботу о порученных ей людях.

— He то нынче время, не моя нынче
молодость!

Она лобивалаевь всего, в чем нуждались
пенспонеры; —= путевки, пособия, устрой-
ства на работу, квартиры.

— Бюрократы боятся ее, как отня, —
сказал мне Брызгалов, смеясь, и добавил
уже COBCCM военным языком; — Анна Po-
мановна яростно вклинявается в их 060ро-
ну и не успокаивается до тех пор, пока
не вырвется на оперативный простор.

Велед за ней в актиз вошла молодая

строить.

Научные.
корреспонденты

ЦЕННОЕ НАЧИНАНИЕ
АКАДЕМИИ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР

В Грузии при институтах республикан-
ской Акалемии наук создается сеть на-
учных корреспондентов из числа передо-
вых производственников, имеющих  BBIC-
шее образование. ;

Это нововведение имеет своей  пелью
дальнейшее укрепление’ связи науки с
промышленностью; транспортом и колхоз-
ным хозяйством.

Научные корреспонденты получают по-
мошь ученых и возможность работать B
лабораториях институтов, публиковать
свои труды. в академических ° <борниках.
В свою очередь, корреспонденты знако-
мят свои предприятия © работой инсти-
тутов и информируют ученых © важней-
ших  произвохотвенных достижениях и
усовершенствованиях,

Сеть научных корреспондентов BOSHH-
кает при многих институтах — етроитель-
ном. металла и горного лела. энергетики,
виноградарства и виноделия и других.
При строительном институте имеется уже
16 научных корреспондентов. Эт — ин-
женеры, работающие на новостройках ив
проектных организациях. При содействии
института научный корреспондент, инже-
нер «Грузпищепроекта» Я. Гогоберилзе
провел важное исследование по изучению
пологих каменных междуэтажных  1®ре-
крытий. Его иселедование было одобрено
Ученым советом института и нашло ши-
pores применение на’ новостройках.

Инициатива грузинской Академии ‘на-
ук получила широкую поддержку  науч-
ной общественности республики.

Президент Академии наув СССР вкале-
мик ©. Вавилов на просьбу корреспонден-
та «Литературной газеты» высказаться
по поводу создания в Грузии сети науч-
ных корреспондентов ответил;

«Начинание Акалемии наук Грузинской
CCP можно приветствовать. Надо надеять-
ся. что оно принесет полезные резуль-

таты». ure
on

МОЛДАВСКИЙ ФОЛЬКЛОР

КИШИНЕВ. (Наш корр.). За последние
четыре года сотрудники Института исто-
рии языка и литературы Молдавской ССР
собрали и записали в селах республики 6o-
лее 3.500 произведений молдавского фольк-
лора. В них рассказывается о многовеко-
вой борьбе молдавского народа за свою
свободу и независимость, о братской по-
мощи и дружбе русского народа, о совет-
ской власти и коммунистической партии,
воссоединивших молдавскую землю в еди-
ное социалистическое государство.

Устное народное ‘творчество Молдавии
богато и разнообразно. Но сбор, обработка
и издание этого творчества поставлены
крайне неудовлетворительно. Кроме Ичсти-
тута истории языка и литературы, сбором
фольклора занимаются консерватория, пе-
дагогический институт и несколько поэтов.
Никто их работу не объединяет и He Ha-
правляет. Союз писателей несколько раз
принимал решения о сборе и записи фольк-
лора, но дальше деклараний дело не по-
шло. Не торопится с изданиями записей
устного народного творчества и республи-
канское издательство.

ET

По следам выступлений

«Литературной газеты»
Ц

<О тех, кто не любит книгу»

Пол таким заголовком 25 февраля с. г,
была опубликована в <Литературной га-
зете» корреспонденция, в которой говори-
лось, что в Харькове, Артемовеке и Одессе
книжные магазины выселяются с чем,
чтобы освоболивитиеся помещения были пе-
реданы под торговлю культурными това-
рами,

По этому поволу заместители предоеда-
телей Харьковского, Сталинского и Одес-
ского облисполкомов сообщают, что кНиЖ-
ные магазины в Харькове и Одессе остав-
лены в прежних помешениях, а в Арте-
морске под книжную торговлю отведено
новое помещение в центре города.

женщина — инвалид Отечественной войны
Любовь Павловна Вересова. Забота о лю-
дях сделала ее веселой и жизнералостной.
Хоть раз в неделю она обязательно долж-
на побывать у’ каждого из своих. подопеч-
ных и оказать им посильную помощь.

Я хоть и сама на пенсии и не в со-
стоянии работать. — сказала она мне, —
но у меня замечательная человеческая
должность.

Брызгалов продолжал расширять актив.
В него входило уже 38. человек. При мпо-
гих домоуправлениях ‘были созданы епе-
циальные комиссии содействия  обелужи-
ванию пенсионеров. na предприятиях —
комиссии по трудоустройству. Партийные
и профсоюзные работники’ представители
алминиотрации, врачи, инженеры,  рабо-
чие. сами пенсионеры работают в этих
комиссиях.

Я не берусь рассказать о всем том пре-
красном: что делают эти люли.

Нельзя рассказать 060 всех, но надо
упомянуть еще о пенсионере по бтаро-
сти —— Анне Леонарловне Руновой. ,

—-. Обязательно напишите о ней. Ona
замечательный человек!

— А вы?

— Ну, что я... — улыбнулея Брызга-
JOB,

Выполнение высокого гражданского лол-
га воегла приносит прежде всего творче-
ское уловлетворение. Брызгалов ститает
своим долгом и дружески поддержать
утомленного недугом человека, и бороться
с бюрократами, и отправить детей погиб-
ших воинов в Пионерские лагери. и 1о-
мочь инвалиду найти свое боевое место в
рядах строителей коммунизма. Много х0-
роттего, полезного, нужного делает чело-
Bek, вели он настоящий коммунист, если
он пастоящий советский человех!

Мы часто называем друзьями людей,
которые к нам хорошо относятся. Этого
мало для дружбы. Нужно еще их высокое
отношение не только к тебе. но и к лу-

гим людям, в делу, к идее, которой
они служат.

Bor таких людей я и встретил в
Ленинграде. в Жлановеком райсобесе. —

Не только товавишей по padare, Ho и боль-
IHX. преланных лрузей организованных в
стиный коллектив  Михатлом  Ильтчйм
Боригаловым. скромвым ппепектором рай-
eoseca, прекоаено исполняющим эту че-
ловеческую должность.

Коротко

Советские люди мно-
ЕК го читают. Каждый че-
ШРИФТАХ ловек прочитывает в

год десятки и сотни
миллионов печатных зваков. Можно 3Ha-
чительно облегчить утомительную для Гла-
за работу правильным подбором шрифтов.

Об этом, оказывается, уже давно поза-
ботились, Свыше, трех . лет о назад,  B
1946 году утвержден ГОСТ 3489-46, опре-
деляющий ассортимент советбких книж-
ных шрифтов, тут и «школьный» шрифт,
и обыкновенный новый», и «новый книж-
ный», и «журнальный», и много-много дру-
гих. Но шрифты эти оказались своеобраз-
но «засекреченными». До сих пор из-за
отсутствия новых шрифтов не напечатан да-
же самый стандарт шрифтов. Есть лишь не-
сколько экземпляров, изготовленных ‹вруч-
ную?>. Почти ни один из новых шрифтов в
типографии не поступил, и те попрежнему
обхолятся «латинской гарнитурой».

Может. быть, у нас после войны никак
не наладится производство шрифтов? Ни-
чего подобного! Организации, ‹ занимаю-
щиеся шрифтами, — Отдел новых шрифтов и
матричный завод Министерства  машино-
строения и приборостроения СССР, шриф-
толитейные заводы Главполиграфиздата
СССР —= ежегодно рапортуют o перевыпол-
нении планов!

Кэк же это получается?

Новые шрифты создаются в Министер-
стве машиностроения и приборостроения
СССР. Здесь изготовляют рисунки, черте-
жи для всех шрифтов и матрицы для ма-
шинного набора. Но изготовление самих
шрифтов и производство матриц для руч-
ного набора сосредоточено на заводах
Главполиграфиздата СССР. К тому же в
Министерстве машиностроения и приборо-
строения смотрят на производство  шриф-
тов, как на о дело случайное, ° малосу-
щшественное.

Матричный завод этого министерства и
шрифтолитейные заводы Главполиграфизда-
та вовсе не заинтересованы в освоении но-
вых шрифтов. План матричного завода
измеряется общим числом комплектов из-
готовленных ‘матриц, планы шрифтолитей-
ных заводов — общим количеством тонн
отлитого шрифта. Понятно для каждого,
что такие планы легче всего выполнять и
перевыполнять при небольшом, ограничен-
ном ассортименте шрифтов.

Вот и получается, что нянек в шрифто-

-  вом деле много, а о глазах советского чи-

тателя все же по-настоящему не заботятся.

o 9 9
В НАДЕЖДЕ Наступает лето. У
ея нарядных витрин и

НА «ДЕДА МОРОЗА» прилавков многолюд-
И т но  Трехкратвоетени-
жение цен заметно оживило торговлю. Со-
ветский покупатель требует все больше
мяса, жиров, молочных продуктов. Скла-
ды и базы обильно пополняются продо-
вольствием. ь }

Как разместить, как организовать хра-
нение этих продуктов?

Выступая перед избирателями Ереван-
ского—Сталинского избирательного округа
18 марта 1950 года. тов. А. Микоян, ‚Ка-
саясь вопросов снабжения населения,
говорил: «..задача в 1950 голу ..оснастить
проловольственные магазины и склады
холодильными установками, без которых
невозможно сохранить качество продук-
ции и обеспечить нормальную торговлю».

Правительство обязало ряд министерств
й промкооперацию обеспечить в кратчай-
ший срок торговую сеть холодильными
установкамя.

„.Министерство лесной и бумажной про-
мышленности СССР еще полгода назад
приказало «Главлесосбыту»  органазовать
производство холодильников. Спустя че-
тыре месяца’ начальник  «Главлесосбы-
та» тов. К, Пантин «откликнулся» на
ирнказ и распределил задание по за-
водам. Директоры заволов, челолго раз-
мышляя, сообщили потребителям  холо-
ДИЛЬНИКОР, что ввиду отсутствия матери-
алов и чертежей выполнение заказов откла-
дывается. Некоторые заводы заключили

А. САДОВСКИЙ

Эту историю можно изложить совзем
коротко.

Новатор создал ценное изобретение. Тю-
ди, призванные внедрить его в жизнь,
сделали все, чтобы не делать этого. Но-
  затора поддержали партийная организация,
  производственники, люди науки, — он
одержал победу.

Есть осложняющие обстоятельства.

Новатор — доцент В. Петров — скоя-

струировал электропечь для плавки ивет-
  НЫХ металлов и влез в «чужую» область.
Это — область треста «Электропечь», назя-
зывающего всем громоздкие печи непрерыв-
ного действия, palm которых пришлось бы
перестраивать нехи, оборудовать отдельные
подотанции и расширять штаты.

ЗАВНАААНАНАНИА

_ Зависть

: множеством формул, также

} КОВ,

посмотреть, как они испытывают печь.
Проблему решает лопент Петров. Вилные

дотоворы на поставку... на второе полуа
толие. Что и говорить, договор © гаран-
тией! Если он и не будет выполнен, вы»
ручит «дед Мороз».

По поручению Министерства местной
промышленности РСФСР холодильные
шкафы должны изготовлять предприятия
местной промышленности Саратова, Сла-
линграда, ‘Челябинска 4 Горького. Как
стало нам ‘известно, там все еще произ.
водятся. «разработка документации и за.
готовка сырья».

i зами и в

Так приказы сменяются прикз
Управлении промкобперащии при Совете Ми.
нистров РСФСР. Задание перебрасывается
с одного предприятия на другое. А времл
идет.

Сотни тонн высококачественных продук-
топ пол угрозой. А три ведомства, воз
хлавляемые  товаришами Г. Орловым,
Д. Алехиным и С. Ломакиным, продол,
жают вести хладнокровную переписку,

ф$ю®х>®
Почти во всех ми:
СРЕДНЕЕ. нистерствах = имеется
ОТНОШЕНИЕ управление с загадоч-
———— ным = наименованием:
УУуЗ. Это управление учебными  заведе-

ниями. УУЗам! подчинены институты.
Но кроме институтов УУЗам подчинены
и техникумы. Техникумов гораздо больше,
чем институтов. Техникумы — средние учеб-
ные заведения, и отношение к ним УУЗоз
тоже какое-то «среднее», неопределенное,
Между тем, учителя начальных школ я
фельдшеры, зоотехники, лесоводы и элек»
тромонтеры -- все это питомцы специаль-
ных средних учебных заведений. >
Казалось бы, УУЗы обязаны уделять им
внимание: заниматься строительством, слез
дить за правильным прохождением учеб:
ных программ, заботиться о преподавателях
и студентах.
В городе Волжске, Марийской АССР, пяз
тый год принимаются строить помещение

для пеллюлозно-бумажного техникума.
Связь техникума с управлением учебными
заведениями Министерства лесной и бумаж-

ной промышленности налажена неплохо, с
чем свидетельствуют частые директивы ми:
нистерства с благими пожеланиями и пред
начертаниями, но дальше дело не идет,

УУЗ Министерства угольной промышз
ленности вообще не любит заглядывать
в далекие места, В городе Кзыл-Кия, Кир-
гизской ССР, угорного техникума отобрали
единственного инженера, в результате чето
на всех курсах внезапно прекратилось пре.
подавание маркшейдерских дисциплин, а
УУЗ «и в ус не дует».

Упомянутые и ряд неупомянутых ми:
нистерств почему-то считают, что вверен:
ные им средние учебные заведения играют
второстепенную роль.

Примерно так же смотрит на техникумы н
Министерство высшего образования. Ею
Главное управление техникумов, обязанное
осуществлять общий контроль над всеми
техникумами всех ведомств, из года в год
задерживает разработку ин Утверждение
учебных программ, не контролирует вы*
полнения учебных планов, плохо и медлен-
но репгает вопросы капитального строи.
тельства учебных корпусов и общежитий
для техникумов.

Преподаватели техникумов находятся в
затруднительном положении. «Учительская
газета» отвечает на их письма, что она
занимается только педагогическими тех»
никумами. Журналы «Советская  педа?
гогика», «Физика в школе», «Матемзтика в
школе» принадлежат также Министерству
просвещения и в техникумы не попадают.
Никаких пособий для преподавателей тех-
никумов не издается. { ЕН

Не пора ли усилить внимание к специ?
альным средвим учебным заведениям? И,
прежде всего, техникумы вправе этого
ждать от Министерства высшего образо
вания.

работники других учреждений — №Ю. Ти-

минский и Я. Шабашев. Высокая коми-
сия составила акт. В акте доказывалоеь,
что. предприятие... не в состоянии  п0-
строить печь своими силами. Это после
того, как железнодорожники уже построи-
ли нечь!

Далее писалось, что эксплоатация печи
задача колоссальной трудности. Это после
того, как три рядовых плавильщика отлич-
но справлялись со своей работой у пети!

Прочие пункты хотя и оснащались
рассыпались
от первого же соприкосновения с практи-
кой. Особенно возмутило железводорожии-
что комиссия не потрудидась дажо

Но печь Петрова уже нашла широкое

ученые — член-корреспонлент Акалемин   применение. Таков закон советской жизни:

наук М. Шалелен, профессора С. Тельный,

. у   новаторы всегда побеждают консерваторов!
И. Щербаков, С. Проее с похвалой отзыва-   : у 7

После смелого опыта  железнодорожников

ются о его печи, отмечая ec орипиналь-   такие же печи были построены на друмх

ность, неприхотливость, прочность, эконо-
МИЧНОСТЬ. Заводы и железнодорожные депо

ленинградских
сейчас строятся в Вологле,

в Pare,
Подмосковье,

предприятиях,

могут получить то, чего они давно невали:   Двинске, Аибаве и в ряде желеднодорож-
небольшую печь прерывного действия, ко-  ных лено страны.

торая работает от общей силовой сети.

Работникам треста следовало только по-
радоваться новинке. Но изобретатель чи-
тает лекции в Ленинградеком плановом
институте. Он-—«чужой»! Главный метал-
лург треста «Электропечь» Ю. Байчер за-
явил, что работа Петрова «является шагом
назад в области электронечестроения».

Е счастью, работники железнодорожно-
№ депо  Ленинграл — Витебек-Сортитю-
вочная пренебрегли оценкой Ю. Байчера,
Ознакомившись с положительными отзыва-
ми ученых и чертежами, они’ решили
строить печь. В депо ее любовно пазвали
«малыиткои».

Печь построили своими руками, пустили
в эксплоатацию, и пропесс плавки брон-
зы для трушихся деталей ускорился в
нестолько раз. Условия труда плавильщи-
ков резко улучшились. Новая печь рабо-
тала от общей сети, сулила депо сжетод-
ную экономию в несколько сот тысяч
рублей.

Конструкция Петрова вошла в жизнь
вапреки тресту «Электропечь». Казалось,
теперь-то уж могли успокоиться работни-
ки треста.

Но они еше раз публично локазали,
что действия их проливтованы чем угодно,
только не интересами производства. Уз-
нав, что печь уже построена, они Nocnem-
но сколотили комиссию и... Впрочем, бу-
дем точны: это была комиссия металлур-
гической секции  ленингралекого Дома
ученых. Удивительное совпадение! —
членами ее оказаляесь штатные конеуль-
танты треста «Электропечь» В. Струнский
и Б. Марфавович и связанные с трестом

Мы рассказали злееь историло болезни,
но еще не назвали се. Пе назвала ее и
последняя авторитетная комиссия, созван-
ная ленинградскими организалиями. Новая’
комиссия изучила печь Петрова в работе,
снова подчоркнула ее новизну, простоту,
эвономичность. дала ей высокую опеяку,
но не дала опенки деятелям, которые чо
тыре гола мемали внедрить новинку, ко-
торые пыталнеь  загрязнить,  опорочить
полезную вещь. Сказано, что решение пер-
вой комиссии неверно. И только.

очную характориетику болезни pa-
ботциков треста «Электронечь». столь 2
crapo и опасной, как бюрократизм п
косность, мы. находим в. словах тозарища
Сталина:

«У нас имеются сотни и тысячи м0-
лодых способных людей, поторые воем
силами стараются пробиться снизу взерх,

для того, чтобы внести свою лепту в
вощую сокровищнику нашего  стреитель-
ства. Но их попытки часто остаются

тщетными, так как их енлошь и рядом 34-
глушают самомнение... «имен», бютокра-
тизм и бездущие некоторых найтих орга-
низаций, наконец, зазисть (которая еще
не перешла в соревнование) сверстников
и сверстнииц».

висть, которая еще не па , a
ревнование! Зависть людей. О Ta
сумели создать печь нужного тина. к ч2-
ловеку, который сумел ее создать. Завлеть
К творческому успеху товариша, B KOTO-
ром работники треста видели соперника.

Uns: и
и болезнь зависти мешает нашему

ЛЕНИНГРАД