Вит. ВАСИЛЕВСКИН

В журнале «Звезда» напочатан новый
роман Алексея Кожевникова «Живая во-

да». Тема романа — преображение при-
роды Хакасони, борьба советских людей
под руководством партии большевиков

против засухи и суховеев.

Раксвазано в романе о том, как дирек-
тор Бонного завода Лутонин в поелевоен-
ные, годы. опираясь на помощь ученых
из! Хакасской опытной станции орошаемо-
го земледелия, приступил к полной, под-
линно поваторской перестройке заводского
хозяйства. «Хорошее копеводетво требует
хорошего полеводства» — вот во что уве-
ровал Лутонин, вот какая идея вдохнови-
ла его на труловой подвиг. В романе на-
TIMAHO показано, как много настойчиво-
сти, самопожертвования, силы воли потре-
бовало воплощение этого замысла и от
Лутонина и от других героев книги... Лу-
тонин начал строить плотины на реках
Биже и Камышовке, чтобы орошать поля
и луга. Много неудач было на его пути.
Творческая сила заводского коллектива,
помошь партии, мужество Лутонина пре-
возмотли все препятствия.

Таково коротко содержание романа. В
книге собран. большой познавательный
материал, доселе совершенно не’ известный
широким кругам читалелей. Наши знания
о безбрежной советской земле  обогали-
лись. В этом заслуга А. Кожевникова.

С большой симпалией изобразил автор
верного друга Лутонина — жену его Нину
Григорьевну, uapropra завола Jlomny Bo-
рисовну, ирригаторов Ивана Титыча и
Мишу Кокова. Улались Кожевникову обра-
зы хакассов: студентки Иртэн, страстно
любящей свои родимые, пока еше суровые
степи, веряшей, что силой разума, силой
науки и труда можно пробразить  пу-
стынную. знойную Хакассию в благосло-
венный край, полный прохлалы и свеже-
ети; мудрого табунщика Урсанаха, дочери
ero Аннычах, гордого, замкнутого ‘Эпчелея.
Читатель полюбит смелую Аннычах. пове-
рит, что она сумеет найти в жизни свою
самостоятельную сульбу, Свое счастье,

Немало удач в романе Кожевникова, и
несомненно, что призначие читателей воз-
наградит автора за многолетнюю работу.

#*
*

Но, ла будет позволено мне, помнящему
давний превосходный роман А. Кожевни-
кова «Брат Океана», тде замысел автора
достиг полноценного выполнения, пого-
ворить всерьсз е писателем о его творче-
ской манере. о сильных и слабых
сторонах ето нового произведения, о ег
художественных неудачах и причинах,
породивитих эти неудачи. Этому разговору
благоприятствует то, что творческая исто-
рия романа не скрыта в рукописях, Kak
это бывает обычно.

Еше в 1948 году в первом номере
«Сибирских огней» был напечатан очерк
А. Кожевникова «Живая вода»; было в
TOM очерке’ два печатных листа. текста.
Журнал «Звезда» не успел обнароловать
целиком роман «Живая вола», как из-
дательство «Советский писатель» уже вы-
пустило отдельное издание этого произве-
дения. Объем романа в отлельном издании
почти 24 листа, журнальный вариант за-
нимает примерно 14—15 листов.

Таким образом. перел нами три различ-
ных варианта одного произвеления. i

Наиболее отчётливо тема «Живой во-
лы» выражена в первом очерковом вари-
ante. А. Кожевников в «Сибирских or
нях» просто, без ухишрений. рассказал о
том, как директор совхоза Лепеха начал
стройть в Хакассяи пруды, орошать луга,

насаждать сады и лесополосы.
Эта тема развертывается и в рюма-
re. Степан Прокофъевич Лепеха,  прав-

да. превратилея в Степана Прокофъевича
Тутонина. а овцеводческий с08х03 — В
конный завод, но, конечно. ничего п070ч-
ного в этом нет. Можно логалаться. что
Кожевникову писать о хакасоких конях
было интереснее, тем более, что жиропи-
сует он коней превосходно.

Алексей Кожевников. «Живая вода», «Си-
бирские огниь № 1, 1948 г. «Звезда» №№ 1, 2
1950 г, «Советский писатель», 1950 г, 511 стр.

И. АНИСИМОВ

ТЕМА С ВАР!

Плохо. однако. что тема очерка в ро-
мане илейно и художественно не обогаще-
на. Дело не в том, что многие очерковые
куски перенесены в роман без изменения,
а в том. что в окончалельном вихе роман
не прлобрел идейной глубины, что первые
наблюдения автора,  запечатленные в
очерке. не получили в романе художест-
венного обобщения. ,

Сказывается это прежде всего в обра-
зв главного героя Степана Прокофьевич
Лепехи—Лутонина. Двойная фамилия, про-
извольно  созланная мною.  закономерна,
ибо герой очерка и герой романа — су-
mue лвойники. В «Сибирских огнях» ли-
ректор был изображен так: «Коренастый,
невысокий, очень смуглый и черноволо-
сый человек лет сорока. одетый, как боль-
принетво советских хозяйственников, pa-
ботающих на периферии: сапоги. брюки и
гимнастерка  по-военному. © подворотнич-
ком». Вполне возможлю. что для очерка
такой внеиний портрет и достаточен, хо-
тя и от очеркиста А. Кожевникова, Kak
и от любого очеркиста, мы вправе бы по-
требовать более глубокого изображения.
Но что. произошаю © героем в романе?
«Коренастый. плечистый, , птирокотрудый,
с большой крутолобой головой, с муеку-
листым лицом и сухим горбоватым носом,
Лутонин казался сильным человеком. Что
положить на его плечи?»  Редаклюр  от-
дельного издания №, Герасимов” лазже снял
тактично поставленное автором слово
«казался». В окончательном варианте
сказано: «Сильный человек». Перед нами
опять внешнее изображение repos. При
всей моей многолетней приверженности к
очерку, я полагаю. что в романе герой
должен быть показан более тлубоко, мно-
тосложно. более психологично, чем в ко-
ротеньком очерке, UTA психологическая,

условно говоря, стереоскопичность героя—

обязательное качество романа. А в poMa-
не Кожевникова Степан Прокофъевич так
ий зашатал от первого до 24-го листа «еиль-
ным человеком». Читателю совертенно не
ясен интеллектуальный облик Лепехи —
Лутонина.

Вилимо. догадываясь, Что директор по-
казан слишком прямолинейно, автор еще
в первом варианте поведал нам, что была
у Степана Прокофьевича и ео жены дав-
няя мечта о прекрасном. зеленоптумном то-
поло как символе счастья. душевной гар-
монии. Из очерка А. Кожевников этот
тополь пересадил в роман, как пересажи-
вают взрослые  леревья из леса на мо-
ковские улицы. Рассказано о тополе тро-
тательно, поэтично, -— только BCA Эта
история = своеобразное психологическое
укратение героев, но никак не проникно-
вение писателя в их лушевную жизнь.

Читатель первого варианта мирилея ©
беглыми характеристиками Нины Иванов-
ны, Ивана Титыча, Миши Кокова. Что
поделаешь: очерк небольшой. всего два
листа... В романе Нина Ивановна стала
Ниной Григорьевной. Иван Титыч и Миша
Коков сохранили прежние имена. Разу-
меется. эти герои в огромном романе бо-
лее многословны. более активны, подробно
изложены автором их деловые. служебные
функции, но развития, обогащения харак-
теров не произошло. Это утверждение ни-
как не относится к образу Аннычах, жи-

муся в концу романа.
He
Eo

В первом варианле «Живой воды» пе
было никаких жизненных противоречий.
Там событля развивались благополучно,
плазно, Работая над реалистическим po-
маном, Кожевников, конечно, понял, что
показывать советскую действительность
надо посерьезнее. Жизнь подсказала писа-
телю новое, кула более глубокое, более
верное и сложное решение темы.

Дело в том. что существовали лве на-
учные теории развития производительных
сил Хаквассии: скотоводческая и вомплекс-
ная. 066 теорий имели страстных привер-

женцев, шли ожесточенные дискуссии.
Победила комплекеная теория: Хакассия
должна быть областью  высокоразвитого

Американский

поход против Культуры

Pi

Претензии американского империализма
па установление мирового господства рас-
пространяются и на область культуры.
Излатель весьма подлых журналов B
США гослолин Генри Люс провозглашает
американское «право ва руководство че
повечеством»: ему вторит сенатор Роллу-
ин: наконец. сам президент Трумэн Вы-
сказывает тверлую уверенность в том. что
свсемогуший бог» поможет США в pea-
лиза иии империалистическвих замыелов.
Устами полобных деятелей Соединенные
ТИтаты заявляют о своем намерении быть
учателями и наютавниками человечества.

Уолл-стрит предиринимает шумный й
шелре финансируемый поход шютяв всех
печностей подлинной культуры, Повелите-
ли «империи доллара» рассчитывают,
уничтожая культуру. разоружить челове-
чество и загнать 670 в кабалу «амери-
канекого образа жизни», Имея уже не-
малый опыт па части растления KYABTY~
pu y ecém B Wrarax, где поошряются 0a-
мые ‘гнуоные формы человеконенавистни-
чества. разнузланноети и Мерзкого озве-
рения. гле реакционные литература mw Hee
кусство уже нахолятея в состоянии само-
ro отвратительного маразма. американские
пмпериалисты принялись за пругие стра-
пы. и в первую очередь — за подверг-
шиеся маршаллизапии страны Европы,

Весьма словоохотливый госполин Билл,
бывший министр юстилий США, написал
целую книгу < очень претенпиозным На-
званием «Лучшая надежла мира». в ко-
Торой постарался предетавить  уолл-стри-
тозские намерения в наиболее ралужном
свелё. «И вот теперь,/—пишет автор, —
когла мы нахолимея в полном pacilpere
наших сил, что особенно броедется В Гла-
за па фоне обнищания всего остального
мира. нас просят (2!) взять на себя от-
вотственность зы этот носчастный мир,
просят помощи и руководства». Сколько

стопроцентного цинизма и лжи может
уместиться в нескольких жалких строчках!

В этом отношении рассуждения госпо-
дина Биллла совершенно типичны. Аме-
риканские империалисты не жалеют уси-
лий в своем стремлении облагодетельство-
вать «уставшие, одряхлевшие и зачах-
шие» (по уверению Билдла) страны Евро-
пы не только вооружением. которое отка-
зываютсея разгружаль мужественные доке-
ры европейских портов. и не только ле-
жалыми товарами. но и своей растленной
плоологией. Еше олин Болдуин (на этот
раз небезызвестный обозреватель Хэнсон
Болдуин) выражает‘ совершенно наглую
претензию поставить на службу  поджи-
тателям войны «культурные традиции Гре-
пии и Рима. Франции и Англии, Серван-
теса и Шекспира, Гете и Мильтона».

Эти мракобесы. эти темные невежды C
беспримерной пазвязностью твердят о TOM,
что им  «прелначертана роль руководите-
лей всего мпра». что в их руки «перешел

светоч ‘западной цивилизации», и т. д.

ит. п.
Обнаглевитие атенты Уолл-стрита неред-

ко выражают недовольство темпами

колонизации стран. находящихся в петле
американской «помощи».

Находяеь в состоянии раздражения, эти
барышники высказываются © полной 97-
кловенноетью, без всяких оговорок. Tan
поступает. например, один из фаттиствую-
ших  «итеологов»  американизма некий
Баггз. Этот приказчик монополий напоча-
тал нелавно статью. ‘в которой объявил:
«Американизм требует сбыта». Он осытает
упреками агентов Уолл-стрита в Европе за
то. что они «оказались слабы в деле само-
рекламы за границей». что. научившись
«сбывать холодильники». они недостаточ-
но справляются со сбытом «американизма».

Окончательно потеряв. видимо, само0б-
лалание и будучи обеспокоен тем. что пи-
как ие удается вовлечь ряд стран «в 9р-
биту... американского образа жизни», го-

полеволотва на орошаемых зэмлях и кулЬ-
турного скотоводства.

этом драматическом конфликте автор?
Скучно. бегло. Противником Лутонина, &
следователыю, и полеводческой  теорпи,

ста Рубиевич. Он показан приемами Ra-

точно пережевывая

заст. Ла есть ли у Hero вообще-то 3& ду-

состоятельной в итоге творческой дискус-

Как рассказал 06

выступают в романе уполномоченный Tpe-

рикатуры из юмористическото

журнала.
«Говорил он,

сильно двигая челюстями,
неловаренное . мясо».
«Рубиевич захохотал,  векочил, сильно
перегнулея через стол к Степану Проео-
фьевичу и. оборвав смех. прохрицел». У
автомобиля Рубцевича —- «3106.  осиное
жужжание». Никаких приннинов ©ското-
водческой теории. Рубцевич не orenan-

шой какие-либо принципы?

Весспорно, скотоводческая ‘ теория не-
правильна. но ведь она была признана He-

сии, как узнаем мы об этом в романе, бы-
ла побеждена плодотворной практикой, но-
BaTOPCTBOM Ученых, колхозников. таких
спениалистов. как директор Лепеха. Ееля
же автор «передоверил» защиту этой тео-
рии такому бюрократу. трусу; глуповатому
человечку, как Рубцевич, то он ‹ам, ©во-
ей рукой снял весь конфликт.

+
a

Реалистическая проза неизменно onu-
раетя на подробности. на летали. на 30р-
кие наблюдения писателя над жизнью.
В ромаке Кожевникова таких  драгоцен-
ных, обогашающих читателя деталей мно-
го. Например. хакасские кони изображены
рукой зрелого хуложника. Но как еще
давным-давно говорил Марк Твэн: «...Хоро-
ший конь хорош Ao тех пор, пока не за-
кусил ухила».

Кони в романе закусили удила и мчат-
ся из главы в главу, не слушая веадни-
ка. Рассказано о том, как дерутся жереб-
пы, как лошади отбивают нападение вол-
ков. как появляется на свет жеребенок,
как выхолят табуны на летнее пастбище,
как ставят лошалям тавро ит. д. и OD.
Еели бы вынуть эти главы из романа, TO

лежи открылея 27 мая

массовые митинги. Ироводы делегатов пре-

П. ПАВЛЕНКО,

специальный корресповдент
«Литературной газеты»

Официально Общегерманекий слет моло-
конгрессом моло-
дых борцов за мир. Фактически он начал-
вя намного раньше.

Специальные поезда и автобусы © деле

татами. полходили к Берлину уже дня 2a}.
два — 3a три. На землях Германской xe-

мократической республики  происхолили
вращались в стихийные демонстрации.
Деятельно шла кампания по сбору пол-
писей за запрещение атомного оружия, и
ко дню открытия конгресса. было собрано
уже восемь миллиюнов подисей.

24 мая в Вульхайде раскинулись па-
латки  гитантекой ‘«пионережой респуб-
лики», Tre собралось восемнадцать тысяч
полроетков из всех уголков Германии, в
TOM числе и запалных зон. Спешно закан-
чивалось строительство новых театров,
стадионов, спортявных залов. Более 150 ты-
сяч молодых людей было занчято только
в олном Верлине сооружением стадиона
на 70 тысяч мест, летних театров Ha
16 тысяч мест и расчиеткой улиц:

Началея конгресс раныше срока и в
западных зонах Германии. Там уже дней
пять пройсходили непрерывные аресты
молодежи. 38a толубую блузу— форму
члена Союза свободной немецкой Moxoxe-
жи — сажали в тюрьмы даже ребят. Де-
легации из земель Гессен. Северный
Рейн — Вестфалия. из Шлезвиг-Гольштей-
на, Баварии и [Рура нелегально  про-
брались на территорию Германекой демо-
кратической республяки. Они прибывали
в Берлин днем и ночью. Шуточное ли
дело разместить в одном только восточ-
ном секторе германской столицы полмил-
лиона приезжих! Для них отводили шко-
лы и заводские клубы. Шла широкая
кампания по размещению прибывающих
на частных квартирах. 35 тысяч о жите-
лей Западного Берлина, где строжайше
запрещены любые приготовления к слету,
выразили желание разместить У себя де-
легалов. Однако: чтобы не подводить и
квартирохозяек и UX гостей, от предложе-

Берлин в

ОБЩЕГЕРМАНСКИЙ СЛЕТ МОЛОДЕЖИ, Президент Терманской демократической
о республики Вильгельм Пик, президент Всемирной федерации демократической моло-
дежи Ти де Буассон, секретарь ЦК ВЛЕСМ В. Кочемасов и другие приветствуюх

проходящих демонстрантов. Передано из Берлина по фототелеграфу.
о г -
вполне естественно, что дни конгресса, к здравствует. мир!» — кажутся сегодня

злесь такими естественными! Забываешь,
что ты в Германии, которая еще пять лет
назад была носительницей агрессии.
Заседание конгресса, начавшись в 7 ча-
сов утра, продолжалось до часу Ночи.
Между тем © восьми часов вечера в зда-
нии Оперного театра ждут выступления
ансамбля народного Tanna CCCP под ру-

тому же совпавшие с праздником Троицы,
котла закрыты учреждения и магазины,
превратились в общенародвое торжество.
Кроме полумиллиона организованной моло-
дежи, в Берлин съехалось не меньше 100
rt одиночек всех возрастов и соетоя-
НИЙ.

27 мая вонгресе состоялся в помеще-
нии нового спортивного зал» Ha аллее
имени Ленина. Ha нем присутствовало
10 тысяч. юношей и девушек. Большего
количества зал не мог, к сожалению, вме-
СТИТЬ.

Я ле пересказываю программы конгрес-
са. Она известна. Не перечиеляю ино-
странных гостей. Они также известны. Я

театру почти немыелимо. Десятки тысяч
людей, приезжих и берлинцев, плотной
сленой стоят na Фридрихштрассе, в квар-
талах, ближайших к театру. Машину пре-
зилента Вильгельма Пика встречают ова-
циями, машину Макса Реймана встречают
овациями. Невозможно понять. как уда-
ось так быстро проникнуть в теалр де-

ководетвом Игоря Моисеева. Пробраться ®`

ния жителей. западного Берлина пришлось
отказаться. ]

В канун открытия конгресса восточная
часть Берляна приняла торжественный
вил. Казалось, что город заселен одной
молодежью. Темноголубые,  василькового
цвета блузы делегатов заполняли улицы,
кинотеатры, парки. В городе все помоло-
дело, все примкнуло к молодежному пра-
злнику. В трамваях и автобусах, в ва-
гонах электрички н метро только и раз-
говоров. что о конгресее и слете. © при-
езжающих иностранных  делегациях — из
Советекото Союза, Китая; Норвегии, Ан-
rom, Болгарии, Австралии. Въетнама и
хругих стран. Двести человек прибыло из
Рура. Сделать это было не легче, чем до-
браться из Австралии. Прелставители за-
падногерманских земель легко  узнаются
по проявляющейся инотла манере  осто-
рожно держаться при виде полиции. хотя
они отлично понимают — бояться здесь им
нечего.

появился бы самостоятельный хуложест-
венный очерк «Конй Хакасии». \

В первом варианте мы читали: «В
беллетристике почему-то не принято поль-
зоваться цифрами, но цифра иной раз
бывают выразительней слова, и я хочу от-
ступить от этом правила». Й лалее идут
цифры настрига шерсти, приплода ягнят,
прибыли. В очерке пифры вполне уме-
стны. Но когда в романе читаем: «Сев про-
водили новым способом. Сначала сделали
предпосевной полив, затем по каналам,
кроме магистральном. пустили  канаво-
зарыватель. Он завалил их, и поле, раз-
дробленное на маленькие участки, обрати-
лось в цельный массив», — то невольно
возникает вопрос: зачем эти подробности?
В эпилоге московский корреспонлент 55-
матривает конезавод. Когда в «Сибирских
огнях» сам автор был корреспондентом,
то это было вполне уместно для путевого
очерка. Появление корреспонхента B poMa-

расскажу 0б атмосфере, полной необыкно-
венного подъема и вхохновения, B KOTO-
рой проходит конгресс. Я вглядываюсь в
лица делегатов, в простые лица немецких
подростков из Бранденбурга и Саксонил,
из Тюрингни и Баварии. в лица юношей
ий девушек. которым сегодня 16—20 лет,
и читаю в них одно — они твердо хотят
мира. решительно будут за него бороться.
Это не маменькины сынки и дочки. У них
крепкие плечи. мускулистые руки. Они
собрались на слет, как на боевой смотр.
Когда они встречают овацией Вильгельма
Пика или Отто Гротеволя. они говорят
этим. что юная лемократическая Германия
живет одной жизнью < правительством.
Программа, которая здесь предложена
молодежи. рассчитана на лучшие мораль-
но-политические качества подрастающего
демократического поколения. В Берлине
сегодня обилие  тазвлечений и удоволь-
ствий. Молодежь поет‘и пляшет на ули-
пах. Делегаты из запалных зон Фасеказы-

пегации советекой молодежи и презиленту
Всемирной федерации демократической мо-
полежи Ги де Буассону. Если бы их за-
благовременно заметили, то в зал им вряд
ли удалось бы скоро попасть, — долго н0-
сили бы на руках.
` Хотя спектакль  оБончилея Довольно
поздно, улицы были попрежнему забиты
народом. Пока советские артисты повазы-
звали свое искусство в театре, на площади
перед театром выступал самодеятельный
ансамбль берлинской демократической по-
лиции. Полицейские.  угошающие  моло-
хежь концертом! Это поистине ошеломило
представителей Запалной Германии.

При выходе из театра Ги ле Буассена
толпа подхватила ето на Руки.

Конгрессе в спортивном зале заврылел,
чтобы завтог продолжаться в колоннах...

Молодежь Германии с открытым сердцем
идет навстречу миру; a не войне. Ha eae-
дующий день полмиллиона. юношей и де-

пристрастное сравнение
«Живой воды». Нехватило талантливому,
опытному писателю А. Кожевникову стро-

вому. мнотосложному, заметно изменивше-

не лишено смыела и приводит лишь в на-
громождению новых подробностей.
4 tok
at
Вот к каким выводам приводит бес-
трех вариантов

готи к 068. не завершена еше работа
над сюжетом, над композицией произведе-
Hua.

Редакция «Звезлы» поступила правиль-
но. что решительно сократила роман за
счет подробностей, которыми безмерно пе-
регружено отдельное издание. — Сейчас
журнальный вариант «Живой воды» нал-
более приемлем для читателя.

И последнее: почему бы нашим писа-
телям не работать нал вариантом свойх
произвелений в рукописи? Й печатать бы
этя варианты на пишущей машинке за
свой счет, & не в журналах за счет госу-
дарства? Я не упомянул. что у «Живой
воды» был еще вариант и в журнале
«Дружные ребята».

сподин Бэггз выбалтывает и малую толи-
ку правды. Вот его невольные признания:
«Мы. идеологи, бесславно провалились со
сбытом своей лемократин немцам, китай-
цам и наролам Балкан». И далее: «Весьма
прискорбно, что американокие солдаты,
служившие в Ивроне ив Азии, Так плохо
справляются © ролью посланцев демокра-
тической Америки. Рядовой янки стяжал
бебе ереди других народов репутацию хва-
cryHa...>

Тут вполне можно согласиться ¢ Hesa-
дачливым ‘экспортером ‹американизма».

Общеизвестно, каких размеров. лостигает
вывоз империалистической отравы в стра-
ны. ставшие сателлитами США. Журна-
лы, начиная с «Ридере дайджест», детек-
тивные и безнраветвенные книжонки, пощ-
лые фильмы голливудекого производства,
радиопередачи, разносящие по свету гнуса-
вый «Голос Америки», — Bee 9
вторжение «культуры доллара», обильно
финансируемое поджигателями войны, рас-
считано Ha TO, чтобы убить в народах нз-
пиональное самосознание, одурманить и
сбить с толку миллионы простых атодей.
Однако «плановые предположения» opra-
низаторов «холодной войны» потер-
пели провал. Именно поэтому всякого рода
бэггзы сейчас вынуждены заниматься «Ca-
мокритикой». Собравшиеь в поход, амери-
канские колонизаторы Европы не приняли
в расчет одного важнейшего  оботоятель-
ства: в марталлизованных странах обита-
ют не только подлецы, чедавио лизавшие
сапог Гитлера, а ныне составившие «аме-
риканекую партию», но и миллионы чест-
ных простых людей, которых не взять ни
«пряником» американских полачек, ни
«кнутом» американских угроз. Народное
сопротивление американской кабале все
более разрастается. И поджигателям вой-
ны всех рантов и масштабов сете прел-
стоит немало неожиданностей-—почва го-
рит у них пол ногами,

Американские империалисты, глубоко
увязшие в бреловой авантюре установле-
ния своего мирового господетва, глушат и
в США поелелние остатки  демократиче-
ских свобод. Они стремятся убить Чест-
ную мысль, воспитать молодое поколение

Смелые юноши и левушки нелегально
перебрались через англо-американские за-
слоны и приняли участие в слете. С ними
председатель коммунистической партии За-
падной Германии Маке Рейман. Где бы он
ни появился: Берлин ветречает его ова-
ЦИЯМИ, :

В десятках мест состоялись  празд-
ничные соревнования своих и приеожих
ансамблей. Танповали и пели на эетра-
дах всех парков. В Фридрихштадт-паласте
выступал чехословацкий ансамбль. в Треп-
тов-парке — немецклй комсомольский ан-
самбль. на площали Люстгартен — венгер-
cru. Ha сталпопах готовились  спортив-
ные состязания. В канун конгресса. мно-
гочисленные молележные организации воз-
ложили венки к подножию памятника, с0-
ветским воинам. воздвигнутого в Трептов-
парке. Представители Союза свободной не-
менкой мололежи ветали в почетный ка-
раул вокруг кладбища героев-освободите-
лей Берлина.

Впервые Берлин явился  свилетелем
грандиознейшего молодежного праздника. и

в явно фашистеком духе. Вот как харак-
теризует создавшуюся обстановку  извест-
ный прогрессивный деятель Иоганнес
Стил: «Волна репресолвных мероприятий...
направлена против широчайших Mace аме-
риканского народа, против либеральной и
прогрессивной мысли в США в целом.
Эти законопроекты лишают американдев
права мыслить... Они призваны  завер-
шить пронесе превращения школы в ору-
дие официальной пропаганды с тем, чтобы
вырастить поколение американцев, лишен-
ное способности мыслить. поколение под-
дакиваюлщиих, поколение варваров».

Общеизвестно, что в змериканеких шко-
лах и университетах духовное растление
учащейся молодежи идет BO BCE Pat-
пгиряющемея маслитабе. И если. во главе
Гарварлекого университета стоит некий
Конант. пипично призывалощий америка
еких ученых «сыграть важнейшую роль В
«холодной войне» с Советеким. Союзом»,
то в Колумбийском университете делами
заправляет тенерал Эйзенхауэр, уже про-
изнесший на этом «педагогическом» посту
пе одну полжитательскую речь.

Недавно 06a этих малопочтенных дея-

теля на ниве образования и культуры ©0-

чинили совместный доклад, озаглавленный
«Американекое просвещение и, напряжен-
ность международной обсталювки»; доклад
spor является подробно ‹ разработанной
программой фапгизации эмериканской тпуко-
лы. Прогрессивно. мыслящие люли с пол-
ным основанием назвали  Гитлерх и Мус-
солини влохновителями этого антинародно-
ro документа, имеющего целью «введение
‘цензуры ‘нал мышлением педагогов и уча-
щихся» и обработку молодежи в. милита-
ристоком духе, превращение се в бесело-
весных и исполнительных роботов, стюсоб-
ных «носить форму и обслуживать ору-
Дия».

Так выглядит «культура доллара», пре-
тендующая на то, чтобы ее человеконена-
виетничество п мракобесие охватили весь
мир.

Еели мы из области народного образо-
вания, отлавного под команлу соллафонов
в мундирах и 053 оных, перойлем в 05-
ласть литературы, то увидим. что и здесь
тоже происходит нечто,

х.
заслуживающее! л.

вушек вышли на Унтер.ден Линден, что-
бы сказать 06 этом, еше раз. Утром, одно-
временно зо всех секторах Берлина, звубт
горна объявили о начале этой величест-
венной, нозабываемой манифестация.

После мигинта в Люстгартене, где от
имени полумиллиона участников слета под
бурную. долго не смолкающую овацию бы-
ло принято призетствие товарищу И. В.
Сталину, началась демонстрация молодых
борцов за мир. Стройными колоннами
юноши и девушки. проходили мимо три-
бун. Восемь часов длилась эта грандиоз-
ная лемонетрация...

Заключительные митинги участников
Общегеюманекого слета молодежи  состоя-
лись 29 мая. После митингов е факелами,
с пением лемократическах песен молодые
бориы за мир прошли по улинам Берлина.
Гранхиозный фейерверк знаменовал собой
окончание молодежного празлника..

Такой мотпной лемонстрании в залциту

вают на пабщалях 0 жизни там, за 1о-.
маркационной линией; Дети ‘Рура и Ce-
верного Рейна -—— прекрасные  агитаторы,
они искренни и правливы. Им нельзя He
верить. Ораторов, выступающих на этом
хонтрессе. зал то и дело прерывает анло-
дисментами и криками: «Дружба!». это
самый популярный сетолня лозунг. Друж-
ба. дружба навеки, и прежде воего с Co-
ветским С0ю30м.

Прерывая локладчика, возникает пес-
ня, начатая лесятками голосов. He mod-
хватывают тысячи людей в зале и ты-
сячи за пределами зала. бо конгресс
тознелируетея по ралио. В отдаленных от
злания конгресса парках люли встают,
поняв. что встали в зале конгресса. Та-
ким образом. в заседаниях конгресса уча-
ствуют ие тысячи люлей. д сотни тысяч.
В воздухе слышатся знакомые звуки гим-
Ha лемокоатической молодежи. Нал Bep-
лином звучит «Интернационал», «Широка
  страна моя родная». Возгласы «Да здрзв-
ствует нали Сталин!», «Ла  злраветвует
eae: с Советским Союзом навеки». «Ла

Германия еще не видела.
БЕРЛИН. (По телефону)

Г. Смиту, пытавшемуся поддержать «план»
Чемберлена и оклеветать Твэна, Драйзера
и других писателей-реалистов, якобы го-
воривтих неправду
Америке. Говарл Фаст написал полные
гнева строки: «Лаже продажному Голли-
вулу пе воегла улается скрыть ©в0® пре-
зрение к гоеполам с Уолл-стрита, да п
как иначе можно относиться в этим 05с-

Олин из мракобесов от литературной `совестным TODMAIAM, которые издеваются
критики — Джон Чемберлен выступил ©  Надо всем прекрасным и благородным B
программной статьей «Бизнесмен в ху20-  Истории человечества».
жественной литературе». 0 том. что eT) Baro реплияе Амертка
3a статья, верно сказал американоклй   yaaa отповель черным силам
публициет Макс Лернер: «Чемберлен па-
тетически призывает писателей верить
бизнесмена, изображая его как петочния
всех благолелний. как животворную кудь-
турную силу, как обаятельного семряниня
и общественно сознательного гражданина,
е которым так жестоко расправляются нэ-
благодарные романиесты».

Вот какими сочинениями собирается
осчастливить Мир американская  «вуль-
тура доллара»! «Инициатива» госполина
Чемберлена ^ булет подхвачена.  Бесслор-
Ho, найдутся продажные перья, ° кото-
рые настрочат романы,  «возвеличиваю-
шие» амеликанских дельцов. Ha страни-
цах журнала «Моссесе Энл Мейнстрим». в
статье ето редактора Силлена, дана ясная
и четкая оценка воех этих потуг” амери-
канских «культуртрегеров»: «Смысл всей
этой кампании ясен. С одной стороны, им-
перналисты стремятся предстать’ weper
американеким народом ‘и перед всем ое-
тальным миром в роли благодетелей. ©
другой стороны. ‘в «Позолоченном веке»,
в «Финаненсте». в «Сируте». в «Желез-
ной пяте», в «Гроздьях гнева», в «Тисич-
ках»* опи были показаны читателю. как
властолюбивые. развратные эгояеты, о жи-
вушие по законам джунглей. Ясно, что
эти высокотоставленные грабители и их
прислешниюи не могут назвать ни одного
крупного произвеления искусства, которое
показывало бы их B благоприятном све-

p eeppeanars внимания,  OOpymmmpasics в са-
  мымл яростными нападками на реалисти-
  ческую литературную традипию в Амерн-
ке, лучшие представители которой <пос0б-
ствовали разоблачению империализма, ре-
акционная критика выступает с планами
  создания литературы,  рекламирующей и
восхваляющей «американский образ жиз-.
НИ», :

трухящихся
пмпериали-
‚стической геавции, пытающимся заглу-
ить” голос честных американцев и 6л0-
ить сопротивление — нарола
планам порой войны, Эта перлика показы-

не имеют никакого праза говорить от им-
ня Америки. Они—лигть куплелные аген-
ты хищнических монополий, слуги Уолл
стрита.

Й если мы взглянем на ту Ерропу, в^-
торую невожествениые американекие  ко-

ряхлевшей», то мы увилим, ках там по-
всюду усиливается народное сопротивле-
ние амерлканской агрессии. Народы спла-
тиваются в зашиту своей  незавиоймости
п своболы, в зашиту культуры. на #ото-
рую посягают. безродные американские
авантюристы.

Все Жизнестособное, честное, передозое
в области литературы и культуры нахо-
дилея в лагере мпра’ и демократии. Пони-
мая. Что поишло время запитать вуль-
туру от грозящего войной империалистя-
ческого варварства, лучшие мастера куль-
туры принимают актионое участие в 00рь-
бе за мир и свободу. -

Byrymes культуры,

залог ee сохранно-

МНОГОсОТМиллиюнню ГО лагеря мира, во гал-

те», ве которого стоит Советский Союз, вели-
Отвечая одному из литературных атен- чайшая надежда человечества.
тов имперналистической реакции =

* Произведения Марка Твэона, Т. Драйзера,
Норриса, Д. Лондона, Д. Стейинбека,
Хеллман. (И. А.)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 44

Е 3

мира. как Общегерманевий слет молодежл,

о капиталиетической .

кровавым.

‘заст, что чемберлены, боллушны п емиты_

лонизатопы” имеют натлость назызать «6д- -

сти и процветания ——зв руках у могучего -