_ Стахановская

наука

побеждать

Токарь Павел Быков, депутат Верховно-
го Совета СССР, умно и поэтически образно
выразил свою мысль о машине: «Я смотрю
на свой станок, как на оружие ‘бойца, ко-
торое доверила мне моя страна». Необыч-
ное оружие! Оружие не войны; &-мира, не
разрушения, & созидания, ‘не нужды, а
изобилия, счастья, коммунизма.

Экономисты. и философы немало. томов.
написали. объясняя отношение рабочего” в
vane. В Англии в начале ХХ. века
«луиты» ломали мапгину, . безработные
современного американского «рая» и’ его:
маршаллизованных филиалов.‘ проклинают
ее.

В советской стране . недоверие и нена-,
висть простого человека к малтине уступи-
ли место заботе и. любви к ней. И для этой`
смены чувств и’ отношения. потребовалась
смена общественных систем, потребовалась
победа социализма, одержанная в нашей
стране блалодаря гению Ленина и Сталина.

Волею партии коммунизм вошел. в каз
лендарный план истории. Он овладел ума-
ми, сердцами миллионов, горячо желающих.
приблизить день его свершения. Неисся-
хаемый талант нашего народа породил не-
бывалое. разнообразие новых форм социали-
стического. труда. Каждый почин новато-
ров предполагает ‘лучшее овладение малти-
нами, разумное их использование.

Почетным стало слово  «екоростник».
Скоростники, мастера скоростных плавок,
. скоростной кладки, скоропроходчики. Так
называют лучших производственняков —-
токарей, фрезеровщиков,  сталеваров, ка-
менщиков, проходчиков.

Скорость и точность — стиль
HOBIICB,

Овладев этим стилем. П. Быков в тече-
ние четырех лет выработал норму четырех
пятилеток. Зналный  зуборезчик Урала
В. Пономарев, управляя несколькими стан-
ками одновременно, обязался дать 34a
пять лет тридцать годовых норм. Забой-
шик Подмосковного бассейна Л. Борискин,
применив свой метод проходки мттреков,
добился в одну из смен выполнения соро-
ка двух дневных заданий. Токарь Bopo-
нежского. завода имени Коминтерна А. Ела-
гин ловел скорость резания до 1605 мет-
ртов в минуту. Формовщик  Московокого
автозавода имени Сталина П. Гончаров за-
формовал за рабочий день свыше восьми-
сот опок.

Все эти рекорды, выросли на благодат-
ной почве массового движения стаханов-
цев-скоростников, на ‘основе массового тру-
дового подъема.

Имена  новаторов производства стали
известны стране наряду © именами госу-
дарственных деятелей, передовых людей
науки и культуры. Г. Борткевич и П. Вы-
ков стали популярными в народе тогда,
кола их рекорды вошли в будни пред-
приятий: Н. Российский известен как за-
чинатель коллективного стахановекого тру-
да. А. Чутких знают как создателя первой
бригахьг” отличного качества. В. Ворошин-—
инициатор борьбы за культуру рабочего ме-
ста. М. Рожнева и Jd. Кононенко ноказали
себя как бережливые хозяйки  производ-
ства. Л. Корабельникова и Ф. Кузнецов,
добившись комплексной экономии, работают
день-полтора в. месяц на <береженном ма-
териале.

Им нет числа, начинаниям новаторов!
Если изучить каждый из стахановеких пэ-
чинов, то станет очевидной органическая
их связь. Они дополняют друг друга, раз-
вивая и оботащая всенародный опыт х0-
зяйствования, ‘мастерства, опыт строитель-
ства нового мира.

Еще плохо изучена, слабо обобщена цен-
нейшая стахановская наука — наука по-
беждать: в труде! Но она помогает миллио-
нам одерживать новые и новые победы.
И действенность каждой новинки этой ня-
родной науки испытывается не в лабора-
ториях, а на предприятиях, не одиночка-
ми, а миллионами незамедлительно.

В своей работе «Очередные задачи (0-
ветской власти» В. Ленин писал, что в
новых советских условиях ведения хозяй-
ства «...сила примера впервые получает
возможность оказать свое массовое дей-
ствие. Образповые коммуны должны ‘елу-
жить и будут служить  воспитателями,
учителями,  подтягивателями отсталых
жоммун». Новое, рожденное в бригалах.
становится достоянием целых цехов и
предприятий, и они в свою очередь служат
примером другим. служат университетами
сотен и тысяч других предприятий.

Велед за участком Российского стаханов-
скими становятся цехи многих предприя-
‚ тий, пелые заводы — «Валибр», Карбю-
раторный. Примеру бригады Чутких следу-
ют тысячи других бригад, ° цехи,

eTaxa-

целые фабрики, завое-
вавшие звание отлично-
го качества, — Обухов-
* ская тонкосуконная фаб-
puka имени Ленина,
Московская  кардолент-
ная фабрика и т, д. Это
дают основание Чутких
заявить; <...завтра, я в
этом уверен, повсюду
вообще ‘отомрет понятие сортности, люди
забудут, что бывают еще кажие-либо сор-
та; кроме: нервов». `
0тличное качество и большое  количе-
ство. не’. смогут Уловлетворить” советского
труженика, если изделия, вышедшие 13
его. рук, нес будут становиться  денев-
ле из. месяца в месяц, изо дня \в- день;
Товарищ Сталин указывал, что «..,0CHOB-
ная линия, по которой должна пойти на-
‘ша индустрия, основная линия, которая

должна определять воё её дальнейшие ша-
пи— это: есть линия.‘ систематического
снижения себестоимости . ‘промыпитенной
продукции...». ‘ Е

..тахановец. радуется каждой копейке со-
кращенного расходь на изделие. Рачитель-
но  хозяйствуя, _ отаханюовец достигает
экономии путем улучшения ‘технологии,
сбережения материалов, совершенствования
мастерства. Он знает, что солидная _ доля
накопленных ‘им ‘от’ снижения. себестоимо-
CTH копеек и рублей вернется из государ-
ственной кассы к нему в виде выгод от
снижения. цен на товары. И если Рожневу
и Кононенко с ликованием встретили по-
становление правительства 00 очередном
снижении цен, от которого советский народ
выгадывает много десятков миллиардов
рублей, то они знают —в этих миллиар-
дах и те миллионы, которые дала за год
стране их родная Купавинская фабрика от
сверхплановых накоплений и пролукций.
изготовленной из сэкономленной шерсти.

Если мы читаем в сообщении Централь-
ного статистического управления, что В
прошлом году себестоимость продукции
снижена в промышленности на 7.3 про-
цента, что национальный доход превысил
на 17 процентов

да, это значит, славно поработали Матро-

сов, Угольков, Борискин. Пономарев, Чут-.

Борткевич и
народных

ких, Российский. Ворошин,
миллионы других множителей
богатетв.

В благотворной обстановке социали-
стического общественного строя небы-
вало  `распвела творческая инициатива
миллионов. Труд физический у активного
строителя нового мира стал трудом и
умственным. Стахановец является не толь-
KO создателем материальных ценностей, иб
и поборником новой науки, новых норм и
нормативов. ломающих старые предетавле-
ния о производительности труда.

Изучая стахановские показатели, пере-
довые советские ученые, инженеры пере-
сматривают учебники, обновляют машины,
создают более совершенные и мощные
станки. Стахановские скорости резания
рождают новое сопиалистическое  станко-
строение. В процессе непрерывной нова-
TOPCKOH деятельности  луховно растут со-
ветские труженики: Содружество ученых
и производственников стало новым  мас-
совым движением.

Профессора, допенты Днепропетровского
`металлургического института имени И. В.
Сталина читают на заводах Приднепровья
леклии, проводят консультации, ‘помогают
рабочим отрегулировать новое оборудование.
Уральские ученые участвуют в разработке
самых животрепенгуищих  производственно-
технических проблем заводов и. фабрик.
Часто ученые сами становятся слушателя-
ми, учась у стахановпев.

Ленинградский  разметчик Г. Пубинии
сделал в Москве доклад на одной из кафедр
Станкоинструментального института имени
И. В. Сталина. В том же институте токарь
завола шлифовальных станков Б. Кулагин
поставил перед учеными задачу создания
некрошащейся, сливной стружки чугуна,
что поможет намного ускорить обточку чу-
гунных деталей. Молодой сталевар завода,
«Серп. и молот» А. Субботин делал доклал
на научно-технической конференции of
обеспечении стойкости мартеновской печи
и длительности ее межремонтной службы.

Мы говорим: «Инициатива миллионов».
Это прежде всего свидетельствует
о расивете личности при социалистическом
строе. Каждая победа новатора  свиде-
тельствует об этом расцвете: Каждая та-
кая победа глубоко индивилуаль-
на.  своеобразна. Каждая такая  пю-
бела—тема для советской литературы,
тема, ожидающая писателя, требующая
полноценного художественного раскрытия.

Новатор.  умножающий благосостояние
своего народа. тосуларственно мыслящий,
представляющий то новое. поколение,
которое в условиях советской власти. по

образному выражению В. М. Молотова,
«начинает  расправлять свои  орлиные

крылья»,—основной терой нашего вре-
мени.

Показать этого героя во весь его бога-
тырокий рост средствами всех литератур-
ных жанров — самая почетная задача
для каждого советского писателя и для

всей нашей литературы.

пни онанона ния ро нано е енко овен иненнаеоват,

Фотомонтаж А. ЖИТОМИРСКОГО

—- Проклятый телевизор’ Двадцатый

a pce Ta me картина!

город включаю,

доход 1948 гола и на  рые по темам
36 процентов — последнего довоенного го-  Помимо всех других

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

TEPATY PHA
ГАЗЕТА

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 46 (2637)

Среда, 7 июня 1950 г..

Цена 40 коп.

раматург и его главная тема.

Группа передовиков ‘московской  про-
мышленности обратилась к нашим драма-
тургам с письмом: рабочие-новаторы, из-
вестные всей стране, совершенно спфавед-
ливо упрекают писалелей за то, что они
пренебрегают важнейшей темой всего на-
шего искусства и литературы — темой
социалистического ‘труда. Когда BAYyMBI-
ваешься в это письмо, испытываешь чув-
ство гордости за советских людей,  кото-
рым так близки советская литература, со-
ветский театр. Но я испытал при чте-
нии письма также и чуветво горечи, за
своих сотоварищей, за то, что писатели
напги, драматурги еще но понимают, как
важно, как жизненно необходимо показать
в своих произведениях творца новой жизни.

Представитель рабочего класса — ра-
бочий человек — еще не нашел  достой-
ного воплошения в нашей драматургии.
Обычно, даже в лучших пьесах, оч не
центральный образ произведения, а только
второстепенное действующее лицо при
главных героях — директорах, инженерах,
профессорах. Вспомним неудачные пъееы—
«Отненную реку» В. Кожевникова и
«Карьеру Бекетова» А. Софронова,  кото-
своим были очень важны.
недостатков, имею-
щихся в этих пьесах и уже итироко 0б-
суждавшихся,  существеннейший — недо-
CTaTOR их, мне кажется, состоит в том,
что рабочие люди, действующие в. них,
малоубедительны, рабочие не являются
там типами и’ характерами. Это произо-
ло оттого, что есть еще у напгих   дра-
матургов неверное представление, будто
«рабочий» — это некое среднее,  умозри-
тельное понятие. Поэтому-то у Вожевни-
кова его персонажи — и мастера. и рабо-
чиз — говорят искусственным языком.
часто писатели пытаются каламбурами и
провинциальными Течениями восполнить
недосталок достоверности в обрисовке ха-
раклтеров своих героев.

Надо сказать, что образ советского рабо-
чего не очень богато представлен и в на-
шей прозе и в нашей поэзии. Значительно
больше повезло человеку советской дерев-
ни. Начиная с «Поднятой целины». «Брус-
ков». в литературе 30-х годов и после-
военных лет создано немало произведений,
где крестьянин. и колхозник являются
центральными образами. В драматургии
образ колхозника также занимает более

почетное ° место, ‘чем образ рабочего.
У нас появились пьесы «Хлеб наш
насущный» Н. Вирты, «Калиновая po-

ща» А. Корнейчука. <«Отепь широкая» и
«Yama -pazoera» Н. Вяныикова. «Настя
Колосова» В. Овечкина, «Свадьба ¢ при-
даным» Н. Дьяконова. Но и этого, разу-
местся. еше мало. Тема интеллигенции
представлена в Леатре рядом пьес, знаме-
нующих некоторые успехи драматургии
(«Лва лагеря» А. Якобсона, «Великая ©и-
ла» В. Романюва, «Закон чести» А. Штей-
на). :

Почему же образ рабочего так неправь-
мерно отодвинут в`драматургии на третий
план? У некоторых писафелей есть ошибоч-
ное мнение, будто писать пьесы о рабочем
классе трудно, потому что получится екуч-
но. Думается, имеет значение и 1, что и
вообще-то в русской литературе ло 66с-
смертных произведений М. Горького 0браз
рабочего появлялея не часто. Опыт клаесси-
ческой литературы в изображении образов
крестьян и интеллигенции много богаче.
Значит. когда мы говорим о создании 96-
раза рабочего в драматургии. нам во мно-
том Halo поднимать целину. Это самая
важная. самая главная. ‘трудная. но. бла
голарная задача.

У нас много говорят о занимательности
пьесы. Конечно, пьеса должна быть инте-
ресной, но интересность ее состоит вовее
не в сюжетных хитросплетениях, в
острых, неожиданных поворотах интриги.
Пьесы Чехова и Горького, лишенные сю-
жетных ‘ухищрений, в репертуаре дер-
жатся десятилетиями. потому что в этих
пьесах мы попадаем в атмосферу больших
чувств, больших характеров, больших a
острых вопросов действительности. Эти ве-
ликоленные произведения привлекают 60-
талетвом духовного солержания; их содер-
жание таится внутри, в глубинах челове-
ческой личности.

Й мне кажелея, что неудачи в разра-
ботке темы рабочето класса в драматургии
и на театре происходят, главным 9бразом,
оттого, что наши храматурги. недостаточно
глубоко познали основные черты характера
человека эпохи строительства социализма;
они не познали еше советского человека во
всей его. красоте,
лектуальной яркости.

Хараклер. человека раскрывается Bd
всем — и в том, как он работает, думает,
творит новое, и в том, как он живет дома,
в ето отношениях с окружающими люльми,
е женой, с детьми. Вот этой простой Benin
‘и не учитывают наши писатели.
«Огоньке» недавно был нанечатан очерк
06 одном человеке из Горького, который из
рабочего вырос в изобретателя. В очерке
детально описано, чему ‘он учился, Буда
ездил, что изобрел. Есть в очерке и дру-
гая. параллельная линия — автор описы-
вает, какая у его героя жена, дочка, ках
она играет на’ пианино. Но эти две’ части
жизни человека оказались ‘никак не свя-
занными между с060й — быт вошел в
очерк лишь «для оживления», Но дело’ ве
только в этом. Плохо 10. что- читателю,
детально узнавшему, ‘°ч1тд делает ‘герой
очерка, неясно, почему он так делает,
почему он такой беспокойный, почему ие
спит по ночам, ночему, приехав-из москов-
ской командировки, он не остался обедать
с друзьями, а пошел на лекцию.

На все эти и подобные вопросы писа-
тель и драматург. должны дать ответы,
пбо, только ответив на них, можно
раскрыть характер человека и показать Te.

многообразии и интел-

Aa. CYPKOB
<>
огромные сдвиги, которые

психологии, в духовном мире рабочих лю-
дей за годы советской власти. Мы еше ие
подошли & этому. А если бы подошли, го
я уверен, что история Николая: Россий-
ского, показанная на сцене. захватывала
бы зрителя больше, чем. история короля
Макбета и его коварной жены; чем история
Шейлока или даже Калерины из «Грозы».
Захватывала бы больше потому, что. жизнь
советского человека богаче. чем. жизнь  гз-
роев, рожденных в недрах лосоциалистиче-
ского общества.

У советской драматургии огромные за-
дачи, и задачи эти вовсе не определяются
какими-то кампаниями. А между тем
кампанейское отношение к теме у нас
до сих пор существует. Так, было
время, когда одна за другой начали по-
являться пьесы, посвященные борьбе с
низкопокленством перед буржуазным Запа-
дом. Это актуальнейшая тема нашей дей-
ствительности, и лучшие из этих пьес бы-
ли тепло приняты ‘зрителем. Но беда в
том. что в болынинстве своем авторы этих
пьес не погружались’ глубоко B жизнь;
они пахали одинаково. на 15 сантиметров,
и каждая новая пьеса не отваливала но-
вый пласт, а шла на уровне  предылущих.

В последнее время появилось. немало
пъес, разоблачающих  англо-американский
империализм. Появление этой темы также
тлубоко закономерно в нашей драматургии.
Оно показывает. что советские драматурги
живут вместе со своим ‹ народом, чутко
улавливают то главное, что волнует. на-
ших людей. Но кола внимательно 1по-
смотришь, как же реализована эта тема,
TO видишь, что из восьми выстрелов лишь
один дает приблизительно точное попа-
дание. Мне кажетея, что, подойдя к изобра-
жению буржуазного Запада. некоторые дра-
матурги поили Tio привычным, ре-
месленным путям: в пьесах присутствует
элемент самодовлеющего сюжета, стремле-
ние к ложно понятой занимательности.
И более того, нередко в этих пьесах
вместо сурового, страстного обличения мирз
гангстеров наблюдаешь чрезмерный инте-
рес и чуть ли не. любование этими лихи-
ми гангстерами. Tak, например. главным
героем пьесы Н. Погодина «Миссурийскяй
вальс», — вероятно, вопреки желанию
автора, —стал._ не прогрессивный американец.
Фостер. а гантетер Гарготта. А постанов-
щих И исполнители-в театре’ им. Ермо-
ловой еще более усугубили этот недоста-
ток. ie

В решении темы борьбы против англо-
американского империализма еще непоча-
тый край ‘неиспользованных возможностей.
Мы слишком приблизительно ‘изображаем
наших врагов. Из тех пьес, которые мы
видим сегодня, иногда можно почерпнуть
лишь ту бесспорную, но далеко не исчер-
пывающую всей задачи мысль, что. враги
достойны презрения. А нам. надо врага
показать так. чтобы воспитать в зрителях
чувство ненависти ‘к нему, ненависти
активной и действенной, потому что на-
стоящие врати В жизни пиничнее и отвра-
тительнее тех элементарных мерзавцев,
которые мельтешат перед’ нами на сцене в
лице стандартных сенаторов, генералов в
оккупационных зонах или бессменных,
кочуюшщих из пьесы в пьесу шпионов-
журналистов. Эту тему нельзя решать рэ-
месленно. Она ставит перед писателями я
драматургами большие и чрезвычайно
серьезные задачи, ибо сегодняшняя борьйа
против поджигателей. войны — эта дело
всего человечества. которое будет длиться
10 TeX пор, пока мир капитализма не 6у-
дет окончательно побежден силами ‘прогрее-
са и демократии.

Надо полагать, именно. ремесленное ре-
шение многих тем приводит к утрате
многими драматургами чувства жанра. Birpo-
чем, есть У этого явления и еще одна при-
чина: отношение театральной критики в
некоторым жанрам драматургии. Особенно
не повезло в этом
Стоит только появиться комедии. как она
зачастую превращаются в мишень для бес-
конечного количества критических упраж-
нений на тему об «опошлении нашей дейст-
вительности». Вспомним,
доставалось такой комедии. как «Вас вы-
зывает Таймыр», в которой, несмотря на
ряд слабостей, в то же время много весело-
10, живого. & главное. верно нодмеченного
в характерах хороших советских люлей.

Некоторые наши критики придержи-
ваются странного мнения, будто комелия
должна быть шюежде всего серьезной. Мне
довелось, например, слышать, как на одном
из литературных собраний умный человек,
философ, Говоря 0б отделе юмора в жур-
нале, заметил, что юмор должен быть.
серьезным BO Что бы то ни стало.

Нам нужна настоящая веселая и сати-
рическая и лирическая комедия. Она: нуж-
‚на потому, что мы не соскоблили еще всю
трязь пережитков капитализма, не очисти-
ли всех закоулков быта.

Вполне естественно и правильно требо-
вание, предъявляемое в драматургам, в ка-
ком бы жанре они ни работали: локазы-
рать на сцене советского человека, раскры-
вать его характер прежде всего в труде.
Только так можно выявить тлавные, опре.
Деляющие “стороны  его.. жизни.» Однахи
жизнь — эм и быт людей. В налней
же драматургии герой в болыпинство
случаев. обособлен в ето общеетвенно-произ-
водственной среде, в его трудовой: и Поли-
тической деятельности. И зрители — люди,
у которых интересы самые разносторон-
ние,—илут иногла тула, где; идет. понло-
ватая иностранная оперетта’ ‘или незамы-

отношении комедии. .

например, как за прошедшие co дня постановления о ре-

где люди объясняются в любви, где как-то
`показан быт. Но ведь у нас-то быт совсем
другой. Наш советский быт находится в
состоянии такого же революционного пере-
создания, как вбе остальные стороны на-

произошли в шей жизни. Так почему же драматурги не

показывают в свбих пьесах этот новый
быт, почему забывают они о том, что зри-
тели хотят получить множество советов и
ответов н в этой области жизни?!..
Жизнь советских людей — рабочих, кол-
хозников, интеллигенции — вот главная
сфера, питающая наше искусетво, вот к
чему должно быть приковано внимание

драматургов и театров: Вспомним еще раз

постановление ЦК ВКП(б) 0 репертуаре
драматических театров. Там ясно сказано,
что каждый театр должен показывать в
тод по две-три новые. пьесы на совремея-
ную советскую тему. Но вель это требо-
вание не выполняется. Окинем взором нро-

линовую рощу» и «Тайную. войну». Хуло-
жественный — «Илью Головина» и «Чу-
жую тень», театр’ им. Моссовета——«Чалгу
радости» и <0собое мнение». А ‘обтальные
московские театры? В лучшем случае, они
лали по одному спектаклю, & Такие, ска-
жем, как театр Ермоловой, Центральный
театр Красной Армии. Центральный” театр
‘транспорта. не поставили ни одной пьесы
о людях, сегодня строящих коммунизм.
Почему же это так мало тревожит на-

Комитет по делам искусств и Союз писа-
телей, наконец, нашу театральную крити-
ку? Ведь со дня ностановления Централь-
ного Комитета прошла почти пятилетка. За
нятилетку мы восстановили многое и MHO-
`тое из того, что было разруптено войной,
мы широко шагнули вперед во ‘всех об-
ластях жизни. А ‘в драматургии и театре
приходится все еще говорить о вопиющих
Hejobopax.
За последние тгеды в советской литера-
туре появилось множество“ новых имен.
А новых драматургов мало. Поишли
10. Чепурин. В. Собко, А. Борянов. Н. Вин-
ников и некоторые другие. Конечно.. это-
го далеко не достаточно. И понятно, что
за воспитание новых кадров. драматургов
прежде всего отвечает С010з писателей.
Значительную ‘роль в развитии” совет-
ской драматургин, воспитании молодых
кадров должна играть Комиссия по драма-
тургии Союза советских писателей. Вомис-
сия эта лолгое время совершенно не вы-
полняла своих задач, недаром работа ее
подвергалась столь резкой и справедливой

критике на ХШ пленуме: правления ССП.

Сейчас в. работе комисспи произошли из-
менения ‘к лучнему. В ней работают дра-
матурги, пользующиеся болыпим авторите-
том среди налией литературной и теалфаль-
ной общественности, однако впереди еще
‘огромная работа. Й заботливое выращива-
ние новых кадров драматургии; действен-
ная помощь молодым драматургам — важ-
нейшее звено этой работы. Комиссии пред-
стоит установить плолотворное творческое
содружество драматургов и театров. Ведь
только из такого содружества рождается
театральный спектакль.

Мы часто бываем очень пассивны по от-
‘ношению в работе ‘театров. Чем, как ne
отсутствием заботы о сульбах драматургия,
можно объяснить тот‘факт, что на обсужде-
нии итогов театрального сезона в Доме ли-
тераторов отсутствовали многие ведущие

сорняк чувствует себя ‘плохо.`Он разра
ставтся там, где образуется пустырь.
Когда наша драматургия оказывается :не-
‚ способной заполнить репертуарные планы
текущего сезона полноценными пъесами,
появляется такой пустырь. А занавес
должен открываться каждый день в 8 ча-
сов вечера, и пьесы должны итти, и если
нет хоропгих пьес, — театры поневоле ста-
вят пьесы похуже.
Действенной силой в формировании и
развитии нашей драматической литературы
И Театра должна являться театральная
критика. 06 этом нам со. всей четкостью
сказал Центральный Комитет партии. Но

пертуаре годы критика мало продвинулась
вперед. В свое время здесь свили себе
гнездо космополиты. В результате большой
работы партии и общественности, которая
была проведена в прошлом году, групиа
критиков-антипатриотов `разоблачена. Ho
‘Настоящей боевой. плодотворной — TeaT-
ральной критики. которая должна вырасти
на расчищенной почве, всё еще нет.

Еще очень мало пишут о театре и дра-
матургии наши журналы и газеты. «Со-
ветское искусство», «Литературная газе-
та», журнал «Тватр» далеко не достаточно
нитересуются: вопросами развития драмз-
тургии и театра, недостаточно остро и глу-
боко ставят важнейшие вопросы нашей
театральной и литературной жизни. В боль-
шом долгу перед зрителями и читателями
и наши большие общеполитические газе-
ты и наши «толстые» журналы.

В. области театральной критики необ-
ходим самый решительный поворот. Ориен-
тировать драматургию и театр на решение
важнейшей залачи нынешнего дня — на
‘создание ньес и спектаклей, посвященных
главной ‘теме советской лействительности, —

такова первая задача театральной критики.  .

Только в результате общих усилий дра-
матургов, деятелей ‘театра -и нашей. кри-
тики появятся: пьесы, которых. так. нетер-
пеливо. ждет советский, зритель, иъесы, в
которых в Полный, величественный рост
будут показаны люди нашего общества,

словатый водевиль, в котором: все глупо, но   уже увидевшие свет коммунизма. —

драматурги?

Только отсутствием этой заботы можно
объяснить появление всяческих. сорня-
  KOB, забивающих репертуар. Есть один
непреложный закон в сельском. хозяй-
стве: на хоропю обработанной почве

Международные
отклики

ЛИЦЕМЕРЫ ИЗ ЮНЕСКО

Открытие пятой генеральной конферен-
пии так называемой Просветительной на-
учной и культурной организации Объеди-
ненных наций (ЮНЕСКО), состоявшейся
22 мая во Флоренции, ` происходило в этом
оду с 0с0бой торжественностью.

Немало словесного тумана было напу-
шено и при подготовке этой конференции.
«...Моральной проблемой, которая будет
руководить дебатами во Флоренции, — Be-

‘ал тенеральный директор ЮНЕСКО Top-

проблема мира.
заключа-

pec `Бодет, — является
Смысл существования ЮНЕСЕО
ется в укреплении мира».

Справедливость требует отметить, что у
г. Бодета и его сподвижников были все 0с-
нования подновить вывеску  возглав-
ляемой ими организации. Слишком уж
откровенно госдепартамент СТА превратил
ее в один из-своих филиалов!

Накануне ныненгней конференции в KO-

‚миссии по делам ЮНЕСКО при госдепарта-

шедший сезон. Малый театр поставил «Ка-.

ших драматургов и руководителей театров,

менте. США (а она-то и сесть подлинный
руководящий орган этой якобы междуна-
родной организации) сенатор Бентон пот-
ребовал. чтобы ЮНЕСЕО выполняла лишь
американские задания.

Приказ хозяина — закон. И вот вслед
за Трумэном, окрестивитим свою «тоталь-
ную пропаганлу» кампанией по pacmpo-
страчению «иетины», и Тороес Бодет обЪъ-
являет, что мисоией ЮНЕСКО является..:
«постоянный крестовый поход BO HMA
истины и терпимости». В этот крестовый
похот включаются наряду с гоминданов-
екими призраками такие ревнители «исти-
ны и терпимости». как титовежая Ююм-
славия, марионеточные правительства Юж-
ной Кореи. Малайи и Транспордании,
спешно принятые в члены ЮНЕСКО. Под-
готовляетея прием ‘боннокого «правитель-
ства».

Однако в наши дни много лег-е повто-
рять американские лозунги, чем соблюдать
декорум международной «просветительной,
культурной и научной организации», He
имея на то достаточных оснований.

Чехословацкое правительство внесло н&’
обсуждение конференции резолюцию, тре-
бующую полного запрещения атомного ору-
UA, строгого контроля над этим мероприя-
тием и. объявления военным преступником
того правительства, которое первым ис-
пользует. атомное оружие. С

‘Это требование сотен миллионов лю-
дей лоброй воли, в том числе  веех
лучших деятелей просвещения,  KyAb-

туры и науки. Но именно зтого-то требо-
вания больше всего боятся г-н Торрес Бо-
дет. Джулиан Хаксли, Франсуа Моризк и
‚все- другие любители маскировать свое по-
собничество поджигателям войны сладкими
речами о «культурном сотрудничестве» в
лоне ЮНЕСКО. После недельного созерца-
ния чехословацкой резолюции бюро кон-
ференции решило «утопить» ее среди сот-
ни других предложений в «комитете по
вопросам программы», где, по признанию
самого Торреса Родета. собирается «кол-
лекция деклараций о бессилии».

Тем временем прибывший на конфе-
фенцию помощник государственного секре-
тая США Эдвард Баррет,  уполномо-
ченный координировать антисоветскую
пропаганлу стран атлантического блока,
развивает лихорадочную деятельность. Его
заместитель Сарджент, при автивной по-

мощи титовского ‹ хамелеона Рибникатра,
выработал `программу перестройки  дея-

тельности ЮНЕСКО. Пель- расколоть дви-
жение сторонников мира, противопоставив
ему деятельность  лжемиротворцев из
ЮНЕСКО.

Тщетные потуги! В наше время никто
не поверит «миротворцу». который oTKa-
‘зывается поллержать` требование  миллию-
ново полном запрещении атомного оружия.

А. ВАРШАВСКИЙ

45 лет со дня рождения’
С. В. Нейманна

5 июня чехословацкий народ отметил
75-ю годовщину со дня рождения. великого
чешского поэта №. Нейманна.

«Самым большим и самым мужествен-

ным поэтом» назвал Илемент  Готвальл
Станислава Костку Нейманна, основопо-
ложника социалистической поззии Чехо-
словакии.
. Heimann прошел большой и сложный
творческий путь. Он начал печататься в
яностых годах’ и отлал пятьдесят лет
жизни служению искусству своего на-
рода. Поэт смело отверг ‘эстетические
‘принципы буржуазной культуры и лице-
мерный мещанский гуманизм. «Рееобъем-
люшая любовь» — это лицемерие и пу-
стая фраз» мелкобуржуазной поэзии», —
нисал С. К. Нейманн.

Чюбовь поэта безраздельно принадле-
жала трулящимся. действительным. твор-
цам всего прекрасного на земле. Действен-
ный гуманизм привел Нейманна на пози-
цию пролетарской борьбы.

Уже в 20-х годах, когла было подавлено
революционное . наступление рабочего
класса, Нейманн предупреждал 0 возмож-
ности  мюнхенского  прелательства. B
1937 г. он смело разоблачил Андре Жида,
опубликовавшего клеветническую книгу о
Советском Союзе. Нейманн активно высту-
пал против фалтизма. И он же заклеймил
презрением поджигателя войны  ми-
стера Трумэна в стихотворении «Первый
май 1947». написанном за лва месяпа до
смерти. .

От имени своего нарола Нейманн одним
из первых приветствовал рождение госу-
далютва рабочих и крестьян в налей
стране. В 1920 г. он оттанизовал
издание книги Ленина на чешском языке—-
«Государство и революция». В журнале
Нейманна «Червен» появилось и перзое
стихотворение Маяковского. :

Вместе © народом. страдал он и paJo-
вался. И котла Советская Армия ocpoto-
дила Чехословакию. Нейманн вместе с на-
родом принее горячую благодарность (С0-
ветскому Союзу:

За ваши бесконечные дары,

За светоч тот, во тьме зажженный вами,
За ваши яркие походные костры
Пускай слова звучат колоколами,

От сердца миллионов отдаю

Вам благодарность вечную свою.

Поэтому так любим Нейманн народом.
Поэтому молодые чехословацкие поэты
считают его творчество образцом служения

народу. :
Нина НИКОЛАЕВА