Ив. СЕ

Самокпитика в цейтноте

_ Пять лет назад было опубликовано по-
становление Центрального Вомитета партии‘
«0 полиграфическом оформлении книг. ни
журналов». В качестве одного из многих
мероприятий, содействующих росту .куль-
туры издательского дела, ЦЕ ВЕП(5) пред-
ложил устраивать периодические выставей
книжной и журнальной продукции с Уча-
стием широких кругов художников, лите-,
раторов, полиграфистов.

Выставка книги. графики и плакала,
открывшаяся в Москве месяц тому назад,
явилась как бы своеобразным подведением
итогов пятилетней. работы, отчетом о том,
как выполняются указания Пентрального
Хомитета партии.

В выставке приняли Участие 90 изда-
тельств страны и около 350 художников.
Свыше четырех © половиной тысяч‘ книг и
более 1600 иллюстраций было предотав-
лено на ней. i

Итоги книжной пятилетки ощутимы и.
количественно и качественно. В’ 1945 году

Bee наши издательства выпустили 293
миллиона экземпляров книг; в 1949
ду — 683,5 миллиона экземпляров. ‘В

оформлению ‘книги привлечены ботни нэ-
вых художников. Число иллюстрированных
книг удвоилось.  Влдвое больше ‘издается
сейчае книг в переплетах. ‘Значительно
повысилось качество печати, иллюстраций,
внешнего оформления.

Мы увидели на выставке много  хоронго
оформленных книг, ‘много чудесных иллю-
страций (за исключением неудачных ри-
сунков.А. Герасимова к «Евгению Онеги-
ну»), прекрасные издания, любовно
отобранные для выставки. И прихэ-
хится согласиться с мнением провипатель-
ных посетителей, что именно ‘в этом от-
боре и заключается значительная ‘доля
успеха выставки.

Образны хорошей работы явно He стали

pile массовыми. так же как примеры
творческого содружества писателя, худож-
ника и полиграфиста — правилом. Й 970

особенно отчетливо” обнаружилось на с0-
стоявшейся недавно’ конферендии, созван-
ной после выставки Главполиграфиздатом
при Совете Министров СССР.

250 директоров и руководящих работни-
ков издательств Советского Союза! Taran
конференция созывается впервые... Ho...
ни сама конференция, ни ее итоги нео мог-
ли кого-либо удовлетворить:

Тлавполиграфиздат провел конференцию
под знаком «пейтнота», о чем ‘бесконечно
поминали делегаты в своих выступаениях.
Тон этот ‘был задан заместителем началь-
ника Главполиграфиздата А. Котеленцем;
который после полуторачасовой  вступи-
тельной речи заявил: i

— В связи с тем, что мое время ие-
текло. я позволю себе некоторые вопрозы
опустить.—и скороговоркой помянул о том,
что «недостатков в оформлении и иллюстри-
ровании было бы значительно меньше, вели
бы руководители Главполитрафиздата по-
вседневно, глубоко и лично. занимались
этим делом», что «Главполиграфиздат и его

_ ортаны на местах стоят в стороне. от идей-
ных вопросов искусства оформления». что
«коллегия Главполиграфиздата в течение
тола всего один раз обсуждала вопросы
оформления книг». Г
_ Этой самокритикой под занавес, само-
критикой, загнанной в «пейтнот», опредё-
лилея характер дальнейших выступленай
многих докладчиков и  солоклалчиков.
Н. Фомин слелал доклал «0 мерах по улуч-
шению качества полиграфического исполие-

_ ния книги» — доклад, по уровию ничем
не отличавшийся от выступления на плэ-
хом производственном совещании. М. С2-
кольников безуспешно пыталея сделать
нечто локлалообразное «об офорилений KRAUL
Республиканеких и областных излалщельств».
В. Тверловекий с пулеметной ‘ скоростью
читал локлал «05 оформлении пэлитиче-
ской литературы» и на протесты участни-
ков конференции заявил, что только пря
таких темпах он сможет уложиться во вре-
мени.

Директор Латвийского издательства
В. Шинковец, выступая в прениях. е [o-
речью указал на эти и многочисленные
другие «опечатки» конференции, на орга-

УТВЕРЖЛЕ!

В одном из своих обращений к колхоз-

` никам, в дни двадцатой годовшины Ок-

тября, старый ученьй-большевик Василий
Робертович Вильяме писал:

«Чем же вы отличаетесь от прежнего
дорзволюнционного крестьянства? Отличие
в перспективности двух поколений, разде-
ленных всего двумя десятилетиями. Ноза-`
ди бэенерепективчый и закабаленный крс-
стьянин-мужик. Впереди_гражлании-кол-
хозниз“. перед которым открыты все пер-
CHOKTUBED.

в Р. Рильяме с восхишением говорил
со мудрой сталинской политике партии в
области сельского хозяйства и звал граж-
дэнина-колхозника к осуществлению нау-
чной мечты всей жизни ученого — «траво-
польной системы в неразрызности ее -че-
тырех элементов: системы двух согласо-
ганных севооборотов полезого и кормово-
го. системы обработки почвы, системы
удобрения растений и системы культуры
лесных полос».

В нашей стране партия, народ превра-
тают в действительность самые смелые
научные дерзания великих умов. Огромное
удовлетворение испытывали советские лю-
ли в нынешнюю весну. когда им приходи-
лос видеть. как по сталинскому плану
гпреобразозания природы утверждается в
з«изни замечательный комплекс науч-
ных открытий, обобщенный в травополь-
ной системе -

О некоторых чертах этого
и говорят последующие заметки,

$ %>®

процесса

ОСОБОЕ
ЧУВСТВО

На скамейке перед. правлением колхоза
имени Хрушева сидит слепой. о Видно,
смерть близко походила около этого челэ-
века: глубокий шрам через вееь правый
висок продолжает ‘линию  омертвевших
тлаз. Около скамейки — костыли: у слепо-
те выше колена отнята правая Нога. По-
холила смерть близ ‘солдата, а сломить не
могла, прочь пошла.

Кругом весна, яркая зелень; из сала
поносптея запах цветущих яблонь. Ha вы-
соком. свежеобструганном столбе серебря-
ный колокольчик фепродуктора звенит,
посылая солдату задушевную мелодию:

Каким ты был,

таким остался. .

Орзл степной,

i казак лихой...
Е >
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

9 № 47

——

хей, необходимых для. красочной немати и

РГЕЕВ

низационные промахи’ 66 “устроителей:
«Пять лет мы ждали того дня, когда е093-
ремся вместе и ‘поговорим ‘по душам п
между ‘собой с Главполиграфиздатом», Но,
увы, для тажото важного ‚ разговора’ нехва-
тило времени. 06 этом же товорял.диревтор
Киргизекого государственного издательства
A. Ячник, :

Олин из делегатов выразил законное
недоумение. по. новолу ‘ото; что. в. конфе-
ренции не участвуют художники. Не было
здесь ни писателей, ни ученых. Их также
запамятовали пригласить, хотя ‘речь шла
06 оформлении книг этих писателей и yue-
ных. было о чем с писателями поговорить.

Содружество Михаила Шолохова с хумж-
ником А. Лаптевым, Константина Феди-
на— с молодым иллюетратором Мг Кляч-
ко, Бориса Полевого с И. Жуковым при-
несло пользу и художникам и писателям.
А читатель в результате этого содруже-
ства получил хорошо оформленные книги.

Если бы писатели присутствовали на
конференции, то там было бы. сказано
немало резких слов по поводу уныхо оформ-
ленной продукции издательства «Советский
писатель» / Но разве не от правления OCH,
не’ от самих писателей зависит повышение
качества работы этого издательства? с,

Точно также и писатели; живущие в
республиках, краях и областях, несомненно,
могли бы помочь излательствам и худож-
ниРам бороться за лучшее оформление RUA.
ги, Совместная работа писателя В. Косты-
лева © торьковской художницей В. Аверя-
ной над книгами «Питирим» и «Кузьма
Минин», изданными  Горьковским издатель-.
ством, к сожалению, является исключе-
нием.

”Тлавполиграфиздат рассчитывал, оче-

получилось. :

Директор Горьковского издательства
П. Хохрин заявил, что ни Тлавиолиграф-
издат. ни Росполиграфиздат, по существу,
не руководят издательствами “и не ‘помога-
ют улучшить их работу по оформлению
книг. Следующий оратор, директор Поли-
графизлата” Таджикской ССР М. Нурматов,
что Главполиграфиздат

говорил © том,

плохо руководит издательствами союзных

республик.

Работники республиканских и област-
ных издалельств критиковали” Не только
Главполиграфиздат. но и самих с60я. Дл,
опл прекрасно сознают, что даже в тех
трудных условиях, в которых некоторым
излательствам ‹прихолитея еще работать,
можно выпускать нага. более высокого
качества. В Латвии, Грузии, Азербайджа-
це, Сибири п на Дальнем Востоке уже вы-
ходят книги.—правла, их еше недостаточ-
но.—которые по. качеству, печати и оформ-
лепия мало уступают лучшим. изданиям
Москвы и Ленинграла. Значит, дело в том,
чтобы закрепить ‘достижения, превратить
их из «события» в повседневную практику.

Несомненно, союзным, республиканевим,
областным издательствам надо помогать
лучше, нежели им помогает, Главполиграф-
излат. Руководители его не лобиваютея ст
министра лесной и бумажной промытилен-
ности Г. Орлова выпелнения своих” обяза-
тельств по поставкам бумаги, точно так
ке, как не. добиваются они от _Минястерет-
ва ‘легкой промышленности уяеличения ас-
сортимента тканей для переплетов. а от
Министерства химической. промышлен-
вости-—бельшего разнообъазия нолиграфи-
ческих красителей: из 45 видов красите-
запланированных в, выпуску,
заводы дали 15.

Выставка книги и конференция пока-,
зали. что Главполиграфиздату ‘придется
отказаться от старого стиля работы.

Hama полиграфпя и наши. издательства
убедительно доказали, что: они MOFY?. pato-
тать на уровне тех требований, которые
предъяваяют к ним Центральный Комитот
‘партин п многомиллионный советекай чит1-
тель. Писатели. во своей стороны, несом-
ненно, приложат все усилия к тому, что-
бы наша советская книга была ^ лучшей
в мире це только по’ содержанию, но. и, по

внешнему облику.

химические

Александр МИХАЛЕВИЧ,
специальный корреспондевт
«Литературвой газеты»

хе

Слепой слушает. песню — и He Только
её: кажется, всей своей большой фигурой
он внимает тому, что делается в мире: вот
прирученная галка хлопнула крыльями ни
села рядом на костыль; из школьного дво-
ра донесся многоголосый ‘шум детворы;
тде-то вдруг гулко застрекотал Tpanrop...

Слепому` слышны наши шаги, он’ при-
поднимается, знакомится с нами. Завязы-
вается босела. Очень скоро мы убеждаемся
в том, что немногие в этом селе могли бы
так содержательно. интересно ‘рассказать о
колхозных лелах. Rak нашоновый знако-
мый Григорий Ивановач ‘Лысенко, кол-
хозный агитатор, коммунист. —

Лысенко все помнит, все знает (я, гово-
рит он, агитатор. какже мне без этого?):
когда, где, какая бригада начала сев..в ва-
кие сроки, какую культуру высеяли, кто
какое взял обязательство, какие призывы
написаны наз здании правления ‘колхоза.
Жизнь колхоза во вееми его радостями и
печалями — это его жизнь. Но, пожалуй,
самое драгоценное в этом. колхозном агита-
торе то, как он, физически слепой, зорко
видит движение этой жизни,

— Весна, сев, — негромко делится ево-
ими мыслями Григорий Иванович, — всегла
обновляют, будоражат человека. Но, ‘вы
знаете, в эту весну у меня какое-то новое,
особое чувство. Я еще и сам, может быть,
до конпа в вем не разобрался... Может
быть, это чувство от TOTO, что многое на.
перед делаем?” Ну, ‘посеяди хлеб,
как всегла, Но это же‘ теперь пе Bee. Ha-
ры хля булущег» урожая раньше обычного
пелняли. Опять не все. Ееть и посерьезнее
лела. Вот хубков чуть ли че тысячу гек-
таров по району посадили. Пятналиатилет-
ний плав волну весну выполнили. Это что
значит? Колхозы теперь вперед гля-
дят. Мы умрем — лес стоять будет...

видно, провести конференцию торжествен-
но, Но торжества с фанфарами явно ве

у

ТИЕ СИСТЕМЫ

Победы ирригаторов

За четыре с лишним тысячи километ-
ров от Москвы, в. Сибири, в. Хакассии,
небольшой коллектив опытной станции
орошаемого” ‘землелелия разработал чо:
вый метод ирригации, ‘в ‘корне меняю-
щий всею,
практику. Хакасские ` новаторы  разре-
шили проблему громадного государ-
ственного значения: >.

Напг корреспондент обратился’ в хирек-
‘Тору Хакаеской опытной станции” Анато»
лию Яковлевичу Нантелееву © просьбой
рассказать об этом открытии и © работе
руководимого .им. коллектива.

— Мы в вевотором роде именанникя,
начал свой рассказ Анатолий Яковлевич. —
Чистосердечно говоря, мы сами не ожида-
ли, что наше начинание вызовет такой
интерес. Еще совеем недавно’ мы были У
себя в.Хакасени, вели свою обычную ра-
боту, но вот прилетел за нами самолет, и
МЫ (инженер-гидротехник Александт
Георгиевич  Турбия — работник Пашей
станции, инженер-мелиоратор Иван Ми-
 хайлович Смердов — заведующий отделом
сельского хозяйства Хакасского обкома
партии — и я) летим в Врасноярск; a за-
тем. прямо в Москву,

Здесь мы с первого же дня убедились,
что о ‘скромной нашей работе знают в сто-
лице, что делом большой важности ипри-
знано ‘предложение Хакасской опытной
станции орошаемого земледетия. i

— 06 этом. просьба рассказать попо-
дробнее. i

— Тогда‘ мне придется начать ¢ reo-
трафии... Сибирь в представлении  мно-
гих — край непроходимых лесов и снегов.
Но в таком случае наша Хакасеия совсем
не ‘«спбирна», если можно так выразить-
ся. Есть и у нас богатая тайга, но значи-
тельная часть области — голая степь. В
пюне’ температура близ почвы достигает
50 градусов; а зимой морозы в 50 градусов
да «хиусы»-—свирепые ветры, уносящие

веёь слег, нередко вместе с почвой. Чело-.

век в пургу заходит в дом, и вы видите
на нем вместо белого снега черную грязь.

География и климат давно уже застави-
ли Хакассию вплотную. заняться вопроса-
ми орошения. Kak же. ороталиеь прежде
наши поля? № полям подводили ‘матист-
ральный‘ канал, ‘от’ него шел‘ распредели-
тель, & затем вея площадь прорезывалась
строга параллельными «картовыми ороси-
телями» — постоянными каналами,  до-
ставлявшими воду непосредственно к уча-
сткам. Расстояние между ними 60—80—
100. самое большее-—200 метров. А дли-
па участка-карты ло километра. Получа-
лась длинная, узкая лента земли.

На такой «карте», разумеется, не ис-.
пользуешь ‘ни мощных машин, ни дости-
жений передовой агротехники. Каналы
стали своего рода межами. Такое’ располо-
жение сети противоречило механизации.

Постоянные  картовые оросители зани-
мали, кроме того, от 8 xo 12 процентов’
орошаемой земли. Жалко. А сколько они
стоили, как долго и трудно строплнсь!
Добавьте еще, что сами каналы были рас-
садниками сорняков: 70 процентов всех
сорных трав шли “на поля именно отсюда.

В любом хакасском колхозе, на любом
поле наглядно ошушаляеь ‘экономические
потери, возникавшие от всех этих недо-
статков существующей системы орошения.

— Что это означало в масштабах всей
Xanacenn? is :

— Простой расчет. У нас 57 Tureau
гектаров орошаемых земель, а инженерной
сетью покрыто всего 9 тысяч. Остальная
земля—48 тысяч гектаров-хотя и под-
команлна магистральным ‘каналам; но по-
пучала влагу «диким ‘напуеком», когда.
поливаетсея далеко не вся площадь, нерав-
номерно увлажняется почва, затягиваются
сроки ‘сева и орошение, по сути, теряет
свой, смысл:

Далее” Полив в Хакассни — это прове-
рено— средство гарантированного удвое-
ния ‘урожая. Значит, с 48 тысяч гек-
таров мы не добпрали миллионы пудов.

Мы не могли мириться с такими поте-
ряхи. Областной комитет партни ‘наетой-
чиво ‘ставил перед’ нами’ задачу: помочь
колхозам взять ‘У’ земли’ эти дополнитель-
ные миллионы, Конечно. проще было бы

Tlar, может быть, это чувство от взаимо-

‚ хействня?.Я человек военный и вижу, что

теперь в колхозах налаживается хорошее
ЕЗаимодейетвие Beex отраслей. Животнь-
водетво помогает полеводетву и наоборог.
По Вильямсу, говорите? Я. простите,

Вильямса еше ‘не читал. но замечаю, что
товариш Сталин в сельском хозяйстве TY
же линию. проводит, что и в военном деле.
Там без взаимодействия — ни шагу. Те-
перь и в колхозе такой порядок заводится.

Прежде посевная — значит, 060 воем
забывай, паши только и сей. Теперь по-
севная: — значит, 060 всем помни. Пахать
под яровые нечего, все вепахано раньша,
Выходит, канва есть. вышивай только
нужный узор! Но умей вышить! Сеешь,
скажем, кормовые культуры, сей с умом.
так, чтобы зеленый конвейер для скота
получился. Сей. а вуме держи все хозяй-
ство. Вот за что теперь идет агитация.
Сеешь подсолнух, — думай и 0 пчелах,
сколько ульев есть, сколько надо, чтобы
пчелы добавочное опыление подсолнечнику
сдёлали и сами вловоль нектара напились.

Вы приглядитесь, и соревнование Te-
перь стало иное. Раньше какие были взаи-
мопроверки? Приедет комиссия, похмотрит,
нет ли огрехов, как инвентарь, Bee ли на
работу выходят. А до корней хозяйства ие
хобираются. Теперь иное. Иредеедатель у
нас —с довоенным стажем, а п наше-
му предеедателю недавно сильно красветь
пришлось. Приехали знающие люди, х9-
AAT, Ha стенклх днаграмиы налего роста
рассматривают и обязательства колхоза
велух произносят. Дошли до кукурузы. А
потом вцепились: почему. товарищ Ефи-
мов, 50 пентнеров с гектара намечаете?
Не маловато ли для вашего колхоза. Ну,
председатель отогутиться хочет. А те сво:
У вас ведь звеньевые и по 90. центие-
ров собирали. да и в колхозе средний уро-
жай 10 51 пентвера доходил. Молчит наш
Ефимов. А я-то насквозь его вижу —
молчит и лумает: и пятьдесят неплоха,
люли и меньше берут, а возьмем ббльше—-
й то наше булет. Тогда приезжие в другаго
боку Ефимова атакуют: сколько у вас сва-
нефериа в прошлом тоду дохода дада,

существовавшую доныне.

<>
Беседа: с директором
Хакасской опытной станции
порошаемого земледелия
А. Я. Пантелеевым
eS
дождаться, пока лет через 10—15 все
земли получат постоянные картовые оро-
сители. Но мы не могли, не хотели ждать,
Тем более; uTo Bee недостатки прежней
системы орошения ставили перед нами BOo-
прос: нужно ли сегодня строить капалы,

‚мешающие применять широкую механиза-

цию? Колхозникл ‘требовали, создать такую
оросптельную карту, где бы тракторы и
комбайны чувствовали себя просторно.

— Анатолий Яковлевич, известно, что
этот наболевоий вопрос пытались решить.
Предлагали, в частности, увеличить раз-
мер поливной карты за счет ликвидации
части постоянкых картовых оросителей—
через один-лва. В чем отличие ‘предложе-
ния Хакасской опытной станции?

—= Принципяальное отличие очень про-
стое: не через один, не через два, a ликК-.
видировать все постоянные оросители.
Создать единый массив. .

Когда идея эта достаточно выкристал-
лизовалась, обросла расчетами, экопери-
ментальными  ланными, когда мы изгото-
вили в кузнице специальные орудия, мы
поили в колхозы. Вот как. это выглядело.

Поде колхоза «Красная заря»—59 гек-
таров. К нему подведен магистральный ка-
нал. Сети мелких каналов нет. Но выез-
жает трактор ‘с нехитрым орудием—<бо-
роздоделом». Ero смонтировал на раме
обычного четырехкорпуеного плуга наш
инженер-гидротехник А. Турбин. Два-три
часа — и все поле покрыто временными
оросителями. Можно поливать! А ‘после
полива на ноле приходит другое столь же
нехитрове  орудие—«борозлозаравниватель»
— и убирает, «ематывает» все борозды.
Поле готово к севу— продольному, попереч-
ному, перекрестному, какого бы ни тре-
бовала передовая мичуринская наука.

— Простите, а как же с дальнейшими
вегетапионными поливами? Поле-то ведь
засеяно, а поливать еще пе раз придется.

— Всех интересует этот вопрос, —про-
износит директор Хакасской станции и
решительно добавляет:—Учтено. Сразу же
после посева временные оросители вновь
нарезаются тем же бороздоделом. Потери
мизерные: теперь борта канала зарастают
хлебом, а не сорняками.

Наконец, уборка. Надо обкосить хлеб
влоль канала, затем убрать оросители и
после этого пуетить комбайны в любом на-
правлении. Первое время 5 0бкосу канала
мы, работники станции, подходили не-

сколько «по-деревенски» — косами  ска-
шивали. Ho потом  колхозники-хавассы
потеказали: «Пустите самоходный  ком-

байн,—посоветовали“ они,---хедер у Hero

впереди, значит, ‘ничего не помнет». Ис-

пробовали-—получилось.

Народ сразу опенил новитество. На поле
колхоза «Красная заря» побывали колхоз-
ники со всей округи. А когда окончились
испытания... борозходел исчез. Я могу те-
перь,—дело прошлое.— рассказать 0б. этом
довольно веобычвом проявлении энтузиаз-
ма. Александр Георгиевич Турбин кинулся
на поиски бороздодела, и оказалось. что
колхоз «Красная заря». одолжил его на
денек соседям... Догнал конструктор свое
детише уже, в четвертом колхозе. Бороздо-
дел работал там на полный хол.

Нехорошо, конечно, ‹ так о «подхваты-
вать» ноное; но мы были счастливы. Это
было настоящее признание, победа.

Однако были, ‘увы, и огорчения. Все
исследования за четыре года мы обобща-
ли в научных отчетах станции; отчеты
эти, как полагается, были оформлены под-
робнымя . выклалками, лиаграммами,  кри-
выми. Наши’ отчеты ‘ежегодно слушали в
Министерстве сельского хозяйства РСФСР,
в Управлении золного хозяйства. Говори-
ли, что работа интересная. перспективная.
Хвалили. Но стоило нам вернуться к себе
в Хакассию. как отчеты скаадывалиеь в.
папки, а папки — в шкафы...

Директор ВНИИГИМ — Всесоюзного на-
учно-иселедовательского ‘института гидро-

сколько на этот год доходу планируете?
А у нас по этой статье меньше ста тысяч
значится. Что ж. говорят, так мало? Вер-
но. свиней мало откармливаете. кукурузку
жалеете? Это в районе. который именем
Григория Ивановича” Котовского называет-
ся? А вы знаете, как Котовский наставлял

своих бойнов. котла они еще в дРалиатых

толах первую в районе сельхозкоммуну
организовали: «Самое главное, ‘нажимай на
свиней, свинья — это мапгина. Нужно сви-
ней на откорм ставить. Мы должны зава-
лить все рынки мясом». Эти слова Котов-
ского точно ‘в книжке записаны. Вот бы и
взять вашему колхозу перед всем миром
обязательство: кукурузы ‘на круг выра-
стим центнеров по 80, по 100 с гектара,
свиней откормим. столько-то, а денег на
трудолень булем давать рублей 8, а тои
10! Тут же цепочка, одно с другим свя-
зано.

Тотла, слышу, Ефимов говорит; —
— Ла это-то, правильно. Недодумали...
А приезжие подхватили это слово: —

—- Надо додумывать! Теперь глав-
ное — уметь додумать. Возможности у
всех выросли! Вто в. хозяйстве одно с дру-
гии лучше ‘свяжет; кто лучше доду-
мает, тот и в выигрыше!

Ну, обязательство по кукурузе мы, ко-
нечно, переписали. Да вы-то и сами. на-
верное. заметили по плантациям, за какие
показатели теперь бой идет.

..Олепому кажлый зрячий заменяет таа-
за. Григорий Иванович доверчиво подсажу-
вается поближе к нам и. показывая рукзй
‚вокруг, со страстной заинтересованноетью
в окружающем спрашивает: ^

— Ну, скажите, как тут. у нас — хоро-
шо, красиво?

Мы смотрим вокруг, чуветвуя. что иыз-
ли, слова слепого агитатора как-то обост-
рили наше зрение. сделали еще дороже и
значительнее все окружающее — и зеленое
пшеничное море. уходящее к горизонту, и
нежные розоватые листочки пробивших“я
всхолов булущих великанов лубов, и пе»-
вую волнуцот набежавшего ветра на ‘новом
колхозном пруду. И отвечаем:

— Ла, да, тут у вас очень хоротто...
И все растет, набирает силу, все — вза-
имодействует...

лне -— сорок шесть сортов

‚ Хакассии

техники из мелиорации — ТоВ.. Царевекий
любезно пригласил работников станции В
Москву для доклада. Приехал человек.
Опять хвалили. Было это еще в 1948 ro-
ду, а решения ВНИИРИМ по’ нашему 10-
клалу мы Так ине получили.

Эта позиция тем’ более непонятна для
пас. что нескольно одней назад, ‹ когда
предложение наше миновало, наконец,
глубины Водхоза и. хебри ВНИИГИМ, вил-
пейшие ученые страны одобрили aTy pa-
gory. На совешании идею замены постоян-
пых картовых оросителей временными под-
держали академик Т. IL. Лысенко, и
корреспондент Академии nays CCC
А. Н. Костяков и многие другие.

_— Расскажите, ‘пожалуйста, в заклю-
чение о новых творческих планах коллек-
rapa Хаклеской опытной станции. :

Анатолий Яковаевич Пантелеев улыб-
пулся в свою оклалиетую седую бороду и
после недолгой паузы ответил;

— Знаете. у нае сейчае кукушка ByY-
кует. В стелях, как известно, кукушки не
водятся. А ведь станния наша — В голой
ковыльной степи. Кукушка ‘сама к пам
прилетела: база для нее появилась — лес.
Il ecru говорить о далеких планах, то MBI
«запланировали»... соловья.

Верьте, прилетит к нам откуда-нибудь
пя-пол Курска пернатый певун. И чего пе
прилететь” У нас есть шестнадпатилетние
вязы, восемнадцатилетние клены, четыр-
надцатилетние уссурийские сливы. Взя-
длсь мы и 3А своих местных «дикарей»,
хотим перетянуть из тайги в степь лист-
венницу, соену, ель, кедр, пихту, березу.

Вопросами лесоразведения коллектив па-
ей станции занимается вплотную —— 16-
са, лесные полосы имеют огромное значе-
ние в наших краях. Долг всего нашего
коллектива — помогать колхозам в благо-
родном деле создания лесов.

Мы не решили еше другой задачи, ко-
торую поставили перед нами: превратить

Хакассию в область силолтного садоводства.

в 52
уже
пятьсот

Правда. наш пристанционный сад
тектара — сад-первенец — положил
начало хакасскому саловодству:

гектаров занято в колхозах области ‘под

садами. Но эта— только начало.

Земля в Хакаесии прекрасная. `Сол-
пынко хакасское щедро, и, как народ
наи! говорит, не растет в Хакассии лишь
то, что не посеяно. Особенно -хороша у нас
осень, Ясная ‘и тихая погода, под ногами
игуршат золотые листья. Й полное изоби-
одних яблок,
малина, ‘сморбдина, клубника, земляника
садовая. вишни. Хакасский арбуз — это
уже’ ве. фокус, не «чудо» на грядочке...
На колхозных полях зреют арбузы. He
очень крупные, зато краеные, сахаристые,
сочные... А кругом — ковыльная. степь.

Вы сирыпиваете: какие задачи стоят
перед нами? Всю Хакассию сделать цвету-
шим салом! Для этого еще выше поднять
культуру земледелия, освоить полностью
весь комплекс травопольной системы зем-
лелелия, с севооборотамн, травами, леены-
ми полосами. ‘И продолжать развивать,
внедрять то дело, ради которого мы при-
были в столицу, Работы непочатый край!

В созданий новой системы орошения
принимал дружное участие весь наш не-
бельшюй коллевтив. И я рад через, «Лите-
ратурную газету» передать своим друзь-
ям — старому сибирокому  агроному, мо-
ему заместителю Петру Фаддеевичу Фо-
мину, и нашему  почвоведу, секретарю
партийчей организации Николаю Ивано-
вичу Карнаухову, и заведующему отделом
агротехники Николаю Григорьевичу Мяс-
никову, ‘и пошему умелому  ирригатору
Ивану Титовичу Бурлаченко, всему код-
лективу станции, что ‘нас поддержали,
оказали большую помошь в оборудовании
и оснащении станции. Созданы условия
для углубления вашей научной работы.

Нам сказали: передовых всегда поддер-
жим. А это нае ко многому обязывает.

Слеланное пока—крупицы того. ITO MBI
обязаны слелать для нашей Родины. Вие-
реди предетоит большая работа.

На великую заботу парти, правитель-
ства; лично товарища. Сталина. коллектив
Хакасской опытной станции орошаемого
земледелия ответит беззаветной ‚работой.

«ЭЛЕМЕНТ
НОМЕР ОДИН»

Поезд оетановилея у Неродовки. Давно
бы переименовать эту станцию. ВБ самом
деле, какая же это Неродовка? Возхозы
здесь — района деятельности зпорной
Ульяновской МТС—из года в год увеличи-
вают урожайность: 11,1 — 12 — 12,4 —
16,5 —17 центнеров с тебтара — вт
цифры средних сборов зерна Ha землях,
обрабатываемых ульяновцами.

Это то, что, можно сказать, лежит ча
поверхности. За этими цифрами еше ряды
цифр. рассказывающих oO таких подепуд-
ных процессах, как накопление культуры
земледелия, начавшаяся переделка почв и
самого климата. :

Четыре-пять лет назах в palione дея-
тельности МТС было лишь несколько де-
сятков гектаров многолетних трав, & сей-
час — около двух тысяч; в каждом код-
х0зе своими семенами засеяли в этом голу
не меньше одного травяного поля. 153,
167. 210, 394 гектара — так в последние
годы в ульяновеких колхозах нарастает
площаль под лесопосадками. Вели срав-
нить @ 1947 годом, под ‘урожай нынео-
него голь внесено в пятнадцать раз боль-
ше минеральных и в шесть-семь раз боль-
ше местных удобрений. Еше четыре гола
назал вся пахота в ульяновеких колхозах
шла без предплужников. Теперь здесь вся
земля пашется в предплужниками; зябь,
пары полымаются в лучшие сроки, зь каж-
дым комбайном идут лущильники...

В Ульяновскую МТС часто приезжают
поучиться, перенять опыт,

—- Вы какие элементы травопольной си-
стемы знаете? — спрашивает иногда ли-
ректор МТС Гладков ` приезжих  товари-
щей. — Травы? Удобрения? Сорта? dec?
Прулы? Упускаете, друзья, упускаете, мож-
но сказать. загаавный алемент — челове-
ка. Тракторист, механизатор — вот KY
элемент номер один в системе. Без него
вся система булет мертва.

Глалков, так же, как и его тракториеты,
не мыслит сейчас своей жизни ‘без Tor,
чтабы не расширять и укреплять розную
МТС — передовое  инлуетриальное хозяй-
oTBO В СТРПИ. © JPCHTRAMA моторов. г раз-
нообразным, все более интересным набором

Письма
в редакцию
29° >®

«Простое» решение

Руза — старинный подмосковный Го:

род. родина Ивана Калиты, собирателя
земли русской.
Бережно хранились в Краовелческои

нузее интересные документы и экспонаты,
рассказывающие о прошлом Рузы. Нов
премя Великой Отечественной войны aya
ние музея и ° большая часть

были уничтожены оккупантами. Едва в г.
роде стала Налаживаться мирная жизнь,
работники музея начали восстанавливать
его. размещая  упелегииие  эксповаты в
двух небольших помнатах Дома пионеров,

Несколько лет назал райиеполком при-
няя тешение: построить здание для крае.
ведческого музея’ на прежнем месте, №
валу. названиом когда-то ружанами «о.
родком». На строительство были отпущены
средства, и Иа «Городок» перевезли сруб
бывшего заважего двора князя Лолгоруко-
го — памятник крепостной архитектуры,
Плотницкая бригала приступила № строн-
тельству. Но. вскоре работы прекратились
‚из-за отеутотвия материалов.

Кажлый тол Тайисполком принимал ре-
пения об окончании строительства музея,
п каждый раз опи не выполнялись,

Прелселатель исполкома городското coBe-
та тов. Ермаков и председатель исполкома

райсовета тов.’ Бочаров не интересуются
музеем. Не оказывает помоши музею п
районный отдел культиросветработы (зав

‘дующая тов. Николаева).

Когда 060 всем этом стало извести
отделу культиросветработы при испольоме
Мособлсовета, он решил... закрыть кра
ведческий музей из-за отсутствия подхо-
дяшего помещения, Кто же наказан таку
«проетым» решением? Нерадивые  «отщы
города» пли ружане, заинтересованные в
сохранении своего музея?
  С. ОСИПОВ

рРУЗА EL
Efe у —+ CE eam

Тревога за один дом

В рассказе <Тревоги одного дв
В. Г. Короленко, живший в нашем Jove,
№ 32 по Больничной улице, писал о бе
правной, трудной жизни  нажегорще»:
«Это была очень несчастная жизнь...»

У нае, горьковчан, у советеких люхей,
жизнь счастливая, содержательная, друге
интересы, другие тревоги. Изменился к
горол. ставший красивым и светлым.

Много новых домов выстроено, мно
старые отремонтированы, так что Tt He
узнать. И тем обиднее, что дом, ге жм
известный  писатель-демократ В. Г. №:
роленко и тле провел свои детские и ио-
шеские годы замечательный русский лет
чик Ц; Н. Неетеров, xapno cron ‘bea pe-
монта. разрушаетеях До ‘сих пор На ие
нет мемориальных досок.

Вот уже около 10 лет, как работник
горисполкома, посещая квартиры, в кп
рых жили выдающиеся соотечествевники,
говорят о необходимости поставить  мем0-
риальные доски, твердо обещают каше
тально отремонтировать этот дом и... 3
бывают ‘о своцх обещаниях.

Е. ПАВЛОВА

г. ГОРЬКИИ

От редакции. Это’ письмо было пере
слано нам депутатом Верховного. Сове
та СССР академиком А. А. Андрон
вым, который не раз обращался в гор
исполком ‚ Г. Горького с требовании
отремонтировать дом № 32.

Нас удивляет равнодушие работникоз
горисполкома к памяти В. Г. Короленко
ип. ‚Н.. Нестерова.

POPP

машин. Немаловажная черта хозяйства —
хороши здесь многие полевые станы тра*
торных бригал. В них все говорит об ув-
жении «к первому элементу системы», oe:
леные насаждения, отлично оборудованные
вагончики, помещения лля полевого ремон-
та. чистенькие кухоньки, ‘цветники, душ,
двухсторонняя радиосвязь...

..Шо полю, где линии всходов п0де0лНет-
ника так прямолинейны, как будто вычер-
чены на кальке рукой человека, илет трак-
тор с навесным культиватором. Тракторист,
хорото знающий мотор: вейчае озабочен
новой обязанностью — регулировкой куль“
тиваторных лап, Он аккуратно проволат
машину в межлуряльях. бережно минуя
растения и внимательно еледя за глубиной
произведенного рыхления,

— Вы замечаете, куда дело идет
говорит `товариш Гладков. — Отошел в
прошлое тракторист-извозчик, тракторист,
который только «нагонял гектары», №
всегда заботясь, что у него на крюк к
что ва поле. Сейчас у тракториста — Ips
мой разговор с растением, можно сказать,
без. посредников. Mano того, что Th
любишь машину. Имей вкус к растенаю!

На Укранне и за ее пределами мною
знают Ульяновскую МТС. как лидера 60:
ревнования за высокую выработку на тра-
тор. Хочется, чтобы быстрое узнали вею1у
00 одном новом факте из жизни ульяноз.
ских механизаторов. Недавно в тракторной
бригаде Николая Сертеевича Шинкаренко
было решено использовать прилегающие
полевому стану полгектара земли и 321-
жить здесь первый опытный. мичуринский
участок траклорной бригады по выраши-
ванию образцовой травосмеси многолетних
трав. «Сейчае тракторист должен стать
первым мичуринцем, — говорит Шинкарен-
ко. — Часто пишут о мичуринцах — звень-
евых. бригадирах. старых садоводах, оп
родниках... А разве тракторист не люб
растения? Почему не casmmo о трактори-
стах-мичуринцах? Это неправильно!»

Все умнее, разнообразнее, послушнее 9
ловеку становятся  сельекохозяйственные
малины, все полнее охватывают они р2б-
ты, на которые человек веками затрачивал
тяжелый трул. Ча наших глазах паотия
воплощает в жизнь мечту поколений

ОД ————

ОКОНЧАНИЕ CM. HA 3 CTP.

ORCMOHATOR /