. Волге, названный сталинеким

ВЕЛИКОЕ

В Большом Кремлевском дворце идут за-
седания первой сессии Верховного Совета
CCCP.

Са всех концов Советского государства
съехались в Москву сыновья народа и слу-

Кремлевского дворца, поднимаясь со своих
мест в едином душевном порыве, народные
посланцы © волнением, © горячим, от са-
мого сердца идущим чувством блатодарно-
сти и глубокого восхищения привететвуют
вождя народа и великого
товарища Сталина.

BI, советские люди, с гордым сыновним
чувством произносим простые и бесценные
слова: наш товарищ Сталин. Мы с гор-
достью думаем о правительстве Советского
Союза, которое . возглавляет товарищ
Сталин, мы вспоминаем то священное ме-
сто на советской земле, где родился наш
вождь, мы вспоминаем древний Кремль, где
он работает на благо нашей страны и вее-
вспоминаем город на
именем и
превращенный в крепость людьми сталин-
ской выучки; мы вспоминаем Сталинский
район, от которого депутатом в Верховный
Совет избран товарищ Сталин, мы окиды-
ваем духовным взором всю свою жизнь и
всю свою деятельность:
деятельности советских людей связано с
именем товарища Оталина, с осуществае-
нием его великих идей: ero планов.

„И когда эти слова «наш товарищ
Сталин» с волнением произносят горняки
Польши или крестьяне „Болгарии, — мы
понимаем их чуветва: люди, ветупившие
на путь социализма, говорят «наш
товарищ» о человеке, чья. великая  дея-
тельность открыла им этот путь.

И когда слова «наш товариш Сталин»
произносят французекие докеры или рево-
люннонные солдаты Вьетнама, — они го-
ворят «наш» о человеке, учение и дея-
тельность которого дает самое дорогое —
веру в лучшее, будущее, веру в победу.

Поэтому в минуту, когда депутаты Вер-
ховного Совета в зале Большого Времлев-
ского дворца в едином порыве встают,
приветствуя товарища Сталина, к 1го-
досу сердца народных избранников присо-
единяется не только толо& всего советеко-

го народа, но и голос сотен миллионов лю-
дей во всем мире; большая и лучшая
часть всего человечества приветствует то-
го, с кем связаны сейчас
благороднейшие надежды человечества.

сына народа

го человечества, мы

все в жизни и

ги народа —— депутаты. В зале Большого

все лучшие и,

ЕДИНСТВО

Депутаты Верховного Совета собрались
на сессию для обсуждения вопросов Жизни
своей страны, вопросов, связанных © на-
шим мирным созидательным трудом, с вы-

полнением сталинских планов, с ростом
нашего богатства и мощи.
Сейчас. когда наша страна, как не-

меркнущий маяк, освещает путь всему
передовому человечеству и, как несокру-
игимая скала, преграждает дорогу всем вра-
гам мира -—— чоловеконенавистникам и че-
ловекоубийцам, — нани внутренние дела
являются предметом внимания всего мира.
Налии успехи в выполнении сталинекого
плана великих ‚работ, наши еще более. ве-
ликие планы _на будущее являютея пред-
метом радости, восхищения и изучения на-
ших друзей во всем мире ив то же вре-
мя являются предметом ненависти, объек-
том нападок всех наших вратов.

Могучее единодушие, с которым совет-
ский народ проголосовал за канлидалов
сталинского блока коммунистов и беспар-
тийных. могучее единодушие, с которым
депутаты поддерживают сталинскую поли-
тику своего правительства,— это ‘великая
сила. И с ней волей-неволей приходится
считаться всем проповедникам «холодных»
и «горячах» войн, всем любителям погро-
мыхать оружием.

На сессию Верховного Совета собрались
представители великого и сильного народа.
Они съехались со всех концов громадного
и мощного тосударетва — мощного богат-
ствами своих недр, урожаями своих не-
объятных полей, продукцией своих ‘не-
иечислимых заводов, ленинско-сталинским
мировоззрением народа,  несокрушимым
сталинским единством своих граждан.

Ещке никогда ‘в истории человечества HH
один. народ не являл миру пример такого
непреоборимого единства, такой мощной,
спокойной перед лицом угроз, миролюбивой
ив 10 же время готовой постоять за себя
силы, такой веры в творимое собственны-
ми руками будущее, такого открытого
доброжелательства KO веем простым людям
на всем земном шаре.

Такие мысли о нашем советском народе
рождаются, когда посланцы этого народа в
Кремлевском дворце

. депутат Верховного Совета CCCP

В семье счастливых народов

Через несколько недель, 21 июля,
исполняется десятилетие вступления (С9-
ветской Латвии в Союз Советских Социа-
листических Реенублик. Сбылиеь мечты
пламенных борцов за освобождение лат-
вийского народа, самоотверженных  рева-
люционеров, отлававших все свои силы,
свою молодость и даже жизнь за 19, чтобы
вывести наш народ к счастью.

Сегодня на сессии Верховного Совета
СССР мы можем рассказать о новых круп-
ных достижениях свободного латышекого
народа.

Если посмотреть. с вершины этих лет,
то перед нами откроется новое, советехое
лицо страны. Исчез самый страшный кош-
мар, простиравший свои костлявые руки
над десятками тысяч семей  трудящих-
ся, — безработица, неизменный спутник
рабочего класса при буржуазном строе.
Ожили заводы, трубы которых еше с пер-
вой мировой войны служили гнездами во-
ронам и грачам, как, например, бывший
«Проводник». При помощи братских
республик, и прежде всего Российской
республики, мы восстановили все, разру-
пенное немецко-фашистскими захватчика-
ми, и построили новые заводы и фабрики.
Уже теперь выпуск промытиленной продуг-
ции в03рое более чем в два раза по
сравнению с довоенным.

Исторические перемены
латвийской деревне. Нет
хозяйств, где за кусок черствого хлеба
трудилея бесправный  батрак. Нет уже
бедняцких полосок. заросших сорняками;
их хозяевам некогла было обрабатывать
даже свой огород — надо было работать
на кулака. Латвийская деревня встала на
колхозный путь. Врестьяне. идя по этому
пути, учась на опыте старших советских
республик, уже в первые годы коллектив-
ного труда достигли замечательных Pe-
зульталов. Наши колхозники благодарны
рабочим братских народов за дружескую

произошли в
уже кулацких

Светлая судьба таджика

В Таджикистане есть высокая скала, на
которой высечена наднись; «Мизнь чело-

века, что слеза на кончике ресницы, —
миг и падает она вниз, разбивается на
мелкие брызги». Это — слова классика

таджикской поэзии Бедиля. И когда-то
для путника, пробиравшегоея мимо этой
скалы.  предостережением звучали строки
поэта. Такой была жизнь горного таджика,
каждую минуту рисковал он оступиться:
сорвется ли камень из-под ноги, поскольз-
нется ли человек — и полетит в пропасть,
разобьется насмерть. Мне, старому таджик-
скому писателю, вспомнились горькие стро-
ки Ведиля. Вспомнилось прошлое моего
народа. Что было ‘бы е нами, таджиками,
если бы не было на свете Москвы?.

Я приехая из Таджикистана, чтобы
вместе с друтими депутатами народа  pe-
wath госуларственные дела. Светел и ясен
день моей республики. Там, где недавно
извивались узкие горные тропы, пролегли
ныне шоссейные дороги. По автомобиль-
ной трассе’ бригадир колхоза на собствен-
ной «Победе» едет в соседний кишлак.
А над землей Таджикистана реют самоле-
ты, соединяя авиалиниями районы респуб-
ЛИКИ. у

Хлопок == тордость моего народа. Уже
три года наши урожаи нревыталот, довоен-
ные. Республика держит первенство по
высокой ‘урожайности этой культуры,
столь ценной для всего народа. Много лет
трудился русский
ков. выводя новые сорта хлопка Ha земле
Таджикистана. Он вырастил шелковистый,
драгоценный тонковолокниетый
хлопка. который превосходит все другие
сорта! Многолетние опыты оправдали се-
бя. Риервые в этом тоду в Вахшекой
долине перешли таджикские колхозники OT
опытных к массовым засевам полей тонко-

«Большевичка»
= 12 годовых норм. Мы тордим-

селекпионер В. Краеич-   Верховного

сорт
  му. С радостным сознанием этого иду

помошь, за технику, которую они присла-
ли нам.

Вместо хуторов возникают колхозные 10-
селки — в Зилуцеком районе, на пене-
лище деревни Аудрини, которую фашисты
сожгли дотла... Строятся межрайонные
гидростанции в Литене; Гулбенском райо-
не... Стираются грани между городом и де-
ревней.

Но самое замечательное завоевание на-
ine — новый человек, взращенный боль-
шевистской партией. Мы ‘гордимся таки-
‘ткачиха фабрики

Kak

MH ЛЮДЬМИ,

Эмилия Вагина, Которая
es слесарем завода «ВЭФ» Александрам
Грассом, выполнившим 16 годовых норм.
Они не одиночки, у нас уже тысячи аю-
дей работают в счет будущего.
Порабощенная прежде женщина стала
тосударственным. хозяйственным, научным
деятелем. Вот и сейчас в Москве живет
рядом .во мной в тостинице председатель
колхоза имени Первого мая депутат Вер-
ховного Совета СССР Марта Зиминь.
Тшетно пытались американские агрес-
`соры своей «летающей крепостью» напу-
гать наш народ. Мы не из пугливых, мы
уже не маленькая Латвия, — наша роди-
на теперь весь огромный Советский Союз.
Напрасно американские государственные
деятели пытаются доказать, что террито-
рия Латвии — это не советская террито-
рия, и только потому не советская, что
они, мол. ее такой не признают. Но и
мы, латыши. не признаем Bac, господа
агрессоры. своими наставниками. Мы без
вас избрали свой путь близкий нашему
серлцу,-—путь` социалистический. Мы идем
пути к счастливому будуще-
С нами  братекая
с нами могучая
с нами великяй
борец за

Анна САКСЕ,

депутат Верховного Совета СССР

по этому
му — к коммунизму...

семья советских народов,
большевистекая партия,
Сталин — зодчий коммунизма,
мир во всем мире.

волокнистым хлопком. Так великий рус-
ский народ помогает нам во всем, помо-
гает строить счастливую жизнь.
Зреют плоды в садах Вахшекой долины:
рядом © среднеазиатскими яблоками — суб-
тропические апельсины и лимоны, нали-
вается соками янтарный виноград.
Богатеют наши колхозы. Скажу только:
90 процентов колхозов Ленинабадской ‘до-
лины — миллионеры. И долину эту народ
по праву зовет «Долиной миллионеров».
На каждом шагу побеждает новое, берет
верх над старым, отживающим. Это видно
на примере таджикской деревни, некогда
нишей и темной. Быстро перестраиваются
кишлаки, расширяются улицы,  воздвига-
ются каменные здания, почти в каждом
колхозе строитея своя электростанция.
Электричество, радио, библиотека. вошли в
быт социалистической нации.
Создан и почти два года работает Тад-
жикский государсдвенный университет.
ведь еще не забыты времена, когда тад-
жик со средним образованием был редким
исключением. Выросла целая плеяда моло-
THX талантливых ученых — кандидатов и
докторов наук. 9т0.— дети прежних тад-
жикских бедняков! До десяти научных ин-
ститутов насчитывает Таджикский филиал
Акалемин наук СССР.
Я знаю, бюджет советской державы, ко-
  торый мы будем утверждать на сессии
Совета @ССР, — бюджет труда
и мирного созидания — даст и мови
республике замечательные возможности
для нового движения вперед, к коммуниз-
Я
на заседание сессии в Большой Кремлев-
севий дворец.
Садриддин АЙНИ,

встают, приветствуя
великого Сталина —— вождя и Учителя тру-
дящихея всего мира. 2
К. СИМОНОВ,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПОТТЕРА ИГУ

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

TAM

TANGA
RTA

Nt 48 (2639)

Cpena, 14 июня 1950 г.

\

Еее НАША СОВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ

Цена 40 коп.

`

КОЛХОЗзНЫЙ ГОРОД

На
Партизаны, Сталинской же-

небольшую станцию

лезной дороги, почти  не-
прерывно приходят грузы с
коротким адресом: «Колхо-
зу. Сталина». Из Москвы,
Киева и других промыш-
ленных центров идут стан-
ки, электрические моторы,
провода, гвозди. оконное
стекло, цемент, из Кры-
ма — аккуратно  распилен-
ные. блоки  ракушечника. ”
Колхоз имени Сталина
строит свой город.

Богат и Славен этот’ ук-
раинский колхоз. У него
пятнадцать тысяч гектаров
земли под хлебом и хлоп-
ком, цветущие сады и ви-
ноградники, двадцать ТЫ-
сяч овец и крупного рога-
того скота. Весь машинный
парк соседней МТС обслу-
живает исключительно кол-
хоз имени Сталина.

И только одно давно
уже не удовлетворяет кол-
хозников — живут они раз-
бросанно, на. пятнадцати
хуторах. Приходится  с93-
давать карликовые Школы,
клубы, библиотеки, в рас-
чете на пятьдесять-—сто жителей хуторка.

Съехаться всем в один населенный
пункт! Мысль эта возникла давно, но для
ее осуществления ‹ требовались солидные
расходы. Ведь в Колхозе одних трудоспо-
собных тысяча пятьсот Человек: строить
надо не село, а ‘город.

В прошлом году на колхозных собра-
ниях было вынесено решение: «Пора на-
чинать строить!» Украинское правительст-
во охотно пошло навстречу. Из Киева
приехала бригада архитекторов. ‹ экономи-
стов, инженеров-строителей. Составление
проекта заняло немало времени.

Жителям такого города придется ездить
на работу за 10—40 километров. Жак быть
с приусадебными участками? Какие типы
домов строить? Первую’ проблему разре-
шили так: на отдаленных‘ полях будут соз-
даны благоустроенные поселки — полевые
станы, куда колхозники будут переезжать
на время ‘полевых работ. Сложнее с при-
усадебными участками. Было подсчитано,
что для приусадебных участков прежних
размеров, на Улицы и. дороги. потребуется
1.300 гектаров земли. Город превратился бы
в разбросанное по огромной территории се-
ло. Поэтому решили около каждого дома
разбить сад, а огороды вынести за город

Наиболее горячие споры разгорелись во-
круг будущих жилых домов. Все соглаша-

В ОДЕССКОМ
ПОРТУ

«Встретил я его в одесской гавани, —
писал М. Горький об одном из своих Te-
poes, —..среди свиста _ пароходов и локо-
мотивов, звона цепей, криков рабочих в
бешено-нервной сутолоке` порта, охваты-
вавшей человека со всех сторон. Все люди
были озабочены, утомлены, все бегали в
пыли, в поту, кричали, ругались...» °

И вот мы идем. по той же самой одесской:
гавани, мимо тех же причалов, где шесть-
десят лет назад ходил молодой Горький:

Спокойно, неторопливо, уверенно рабэ-
тают люди. Над всей территорией порта
царит четкий, рассчитанный ритм, влз-
ствует горделивая уверенность человека,
управляющего механизмами. За последние
годы более чем вдвое сократилось количе-
ство грузчиков в Одесском порту и более
чем в четыре раза повысилась производи-
тельность их труда. Все, что надо пезе-
нести, переносится кранами. ‘Bee, что
надо перевезти, перевозится автотягача-
ми. Все, что надо уложить в штабеля,
укладывается автопогрузчиками, каждый
из которых заменил 30—40 рабочих.

Чем. меныше становится в порту грузчи-
ков, тем больше меняется их облик. Лю-
ди, еше недавно носившие груз. на спине,
стали крановщиками, мотористами, меха-
никами. Многие окончили средние и выс-
шие учебные заведения. Учатся все груз-
чики порта. Одни в технических кружках,
другие в общеобразовательных вечерних
школах, третьи № сети ‘политпросвещения,
четвертые на заочных отделениях высших
учебных заведений. = На

— Вот и отжило себя слово грузчик, —
говорит мне бригадир Василий Танишеву ве:.
большом роста о худощавый“ ‘человек: —>
Теперь требуется знание механизмов...

По ‘вечерам портовые’. механизаторы
(термин более точный, чем ‘слово грузчик)
собираются в своем клубе, небольшюм, двух-
этажном здании, расположенном У подно-
жия знаменитой гранитной! лестницы. До.
революции в этом доме была казенная: ноч-

лежка, где на голом цементном полу спали cd

портовые рабочие. Здесь’ ночевал и Горь-
кий. Не. узнать это здание, оно коренным
образом ‘перестроено. В’ большом концерт-

ном зале идут концерты, ‘выступают с. лек:  .

циями местные ученые, инжёнёры. ^.,

Один из старейших одесских’ грузчиков
Михаил Демьянович Кодубинский хорошо
помнит Горького. Он вспоминает, как’ при-
ходил ‘Горький ‘под эстакаду, в перерывах
между работой читал грузчикам книги.
С тех пор на всю жизнь полюбил Колу-
бинский литературу. : 1 Sens

Был я на квартире другого портового
рабочего, бригадира грузчиков Иосифа
Павловского, осматривал его библиотеку —
небольшую, но хорошо подобранную. На
книжных = полках — Ленин и_ Сталин,
Горький, Пушкин, Некрасов, Лермонтов,
Гончаров, Маяковский, Шолохов, Ажаев...
Мы едовали о ‘литературе,  0 «Молодой
гвардии» Ю. Мейтуса, которую Павлов-
ский считает одной из лучших советских
опер, и о многом другом.

‚.Из. окна квартиры Павловского видно
под крутым ‘обрывом ‘безбрежное море,
видны ‘порт, его причалы. По этим прича-
лам шестьлесят лет назад ходил высокий
молодой волжанин, в широкополой шляпе
и с грузчицкой лямкой за спиной. Он
мечтал видеть людей счастливыми. Мечты
эти стали’ действительностью..:

у = 5 TAP
ОДЕССА

носто процентов эстонских садов, у Раэда

Так будет выглядеть город колхоза имени

лись, что дома должны иметь
удобства: две-три комнаты, кухню, ванную,
водопровод, электричество.  Единодушно
было одобрено и предложение о строитель-
стве обязательно двухэтажных домов, вто-
рой этаж — под жилую мансарду. Но да-
лее мнения разделились. Архитекторы и
инженеры для удешевления строительства
предложили строить один дом на границе
двух участков, разделив здание глухой
стеной. Некоторым эта идея понравилась.
Другие стали возражать — им нужен от-
дельный дом, стоящий посредине усадьбы..
Третьи, многосемейные, заявили: трех ком-
нат мало! Архитекторы примирили всех,
создав проекты домов всех трех типов.

И вот мы стоим в центре будущего го-
рода. Бескрайняя степь расстилается во-
круг, ветер колышет созревающие хлеба.
Перед нами небольшой обелиск, сложен-
ный из кирпича. На обелиске надпись:
«В ознаменование 70-летия со дня рожде-
ния Иосифа Виссарионовича Сталина здесь
заложен фундамент и будет построен кол-
хозный город ордена Ленина колхоза име-
ни Сталина. 21 декабря 1949 года».

Инженер И. Бутенко, руководящий стреи-
тельством, рисует перед нами облик бу-
душего города:

— Вот здесь, на месте обелиска, мы
воздвигнем монументальную скульптуру

ОНО ия

Несколько дней назад знатного зубореза
Уралмашзавола Виктора Пономарева попро-
сили выступить по радио.

— В эти дни никак не могу,— сказал
он,—сдаю экзамены и заканчиваю двадцать
шестую годовую норму.

Пономарев в начале послевоенной пяти-
летки взял обещание выполнить 30 годо-
вых норм. В первый год он выполнил семь
норм, в 1947 г-—-еше семь, а ныне завер-
шает 96-ю годовую норму.

Много событий произошло в жизни
уральского зубореза за эти четыре © поло-
виною года. Оправдались ‘его расчеты о
возможности одновременной работы на пя-
ти зуборезных станках. Он. ввел несколько
новшеств, резко изменивших технологиче-
ский процесс обработки шестерен.

Об этих новшествах. Пономарев ‘написал
книгу: «За пятилетку — 30 годовых норм».
Она вышла тиражом в 25.000 экз. и вся
разошлась. О своих новаторских приемах
он дважды докладывал в Москве: на кол-
легии министерства и на стахановском
«вторнике» при редакции газеты «Труд».
Знатный зуборез был принят в действи-
тельные члены Общества по распростране-
нию политических и научных знаний. По
поручению общества он выступал с докла-
дами на уральских машиностроительных
заводах. В 1948 году, окончив вечернюю

школу, Пономарев сдал вступительные эк-

замены и был зачислен студентом . маши-
ностроительного техникума при Уралмаш-
заводе. `Нынегиний год был для него особо
знаменательным — за › передовые ‘методы
работы он’ удостоен“: Сталинской. премии:

Такова _пятилетка-. уральского’... рабочего
`Виктора..Нономарева, › одного из  ты-
‚яч передовых людей. нашей страны.

На, свердловском вокзале. мы увидели
группу. студентов Горно-металлургического
‘техникума им. ИИ: Ползунова. Студенты
провожали‘ своего товарища, известного на
Урале: ‘проходчика; лауреата Сталинской
премии—Ивана” Проничкина. Он. только что

В Харьюмааском ‘районе, в’колхозе «Койт»,
что в переводе на ‘русский’ язык означает
«Заря», ‘меня’ познакомили © 73-летним
Яном -Раэда’и показали“ созданный им сад.
Яблоки, груши; сливы, черешни, *

крыжовник — все есть в этом’ саду!

` Прежде чем стать садоводом, Раэда. был
народным учителем. Северная; ‘часть Эсто-
ний бедна садами, но в уездах, гле четверть
века учительствовал `Раэда; ‘’возле школы
неизменно ‘вырастали ‘плодовые . деревья.
Разведение садов’ было его жизненным
призванием, и садоводству он полностью
посвятил свою жизнь.

` Арендовав участок земли и посадив на
нем более четырехсот саженцев, Раэда по-
ставил перед собой задачу: найти новые
сорта плодовых деревьев и кустов, которые
уживались бы на суровой эстонской земле,
переносили бы и морозы и холодные ветры...

В тридцатых годах
ник Раэда узнал о-великом русском ученом
И. В. Мичурнне. Он выписал из Советского
Союза книги и журналы, рассказывающие
о мичуринских методах. Уездные власти
косились на беспокойного ‘садовода, полу-
чающего почтовые бандероли из Москвы.
Ho can Раэда обогащался. невиданныма
сортами плодов. Зимой 1939/40 года’
когда жестокие морозы уничтожили девя-,

городские.

ные экзамены сдала

BHLISH,

Сталина через пять лет.

Вокруг нее

товарища Сталина. создадим
городскую площадь. Площадь окаймят
здания, составляющие единый архитектур-
ный ансамбль. Здесь будут помещения
сельского совета, рядом — правления кол-
хоза, гостиницы, дома связи, комбината
бытового обслуживания. На запад протя-
нется сквер с фонтаном, который соединит
первую площадь со второй—с  памятни-
ком В. И. Ленина в центре. Вокруг
площади мы построим Дворец культуры,
кинотеатр, спортивные площадки, паркот-
дыха и искусственный водоем. С востока
город будет закрыт лесной полосой, кото-
рая остановит сухие ветры. Каждый квар-
тал, в свою. очередь, будет опоясан дере-
вьями быстрорастущих пород.

Не все рассказанное инженером является
только планом. Многое уже осуществляет-
ся, строится. Готовы складские . помещения
и общежития для рабочих. Роются ‘котло-
ваны под фундаменты. Строятся образцы
жилых домов. Все работы ведет подряд-
чик — машиностроительная станция,  впер-
вые созданная в нашей стране. Станция
механизирует все строительные работы.

Город будет сооружен в пять лет.
П. МАКРУШЕНКО
КОЛХОЗ им. СТАЛИНА

Черты
нового

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ

ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТЫ

Жители Пхеньяна справедливо гордятся
одним из красивейших” зданий города —
великолепным ‘пятиэтажным — корнусом
университета имени Ким Ир-Сена.

Расположенный на- возвышенности в ок-

‘рестностях Пхеньяна, он построен руками

народа. 73 тысячи жителей города добро-
вольно трудились на строительстве здания.
Сейчас в светлых и просторных аудиториях
университета учатся 2400 юношей и де-
вушек — детей рабочих и крестьян.

В старой Корее трудящейся молодежи
была закрыта дорога He только к выеше-
му, HO HH к среднему образованию.
В 1944 roxy в единственной средней
мужской школе Пхеньяна, в которую мог-
ли поступать корейцы, не было ни одного
подростка из рабочей семьи или семьи
крестьянина-бедняка.

(Сейчас в Северной Корее имеется 15
высших учебных заведений. От 80 до 100
процентов студентов — детей трудящихся
получают государственные стипендии. 06-
щее количество студентов высших учеб-
ных заведений в Северной Корее превы-
шает 10 тысяч человек. Уже’ выпущены
первые отряды корейской интеллигенции
из среды трудящихся.

Во время сорокалетней японской овку-
пации корейскому народу строго запреща-
лось изучение русского языка. Ныне в
Пхенвяне основан институт русского язы-
ка. Студенты е энтузиазмом изучают язык
передовой науки, техники и культуры —
язык великого русского народа.

х®Фхо

ЧЕХОСЛОВАКИЯ

ОТДЫХ ТРУДЯЩИХСЯ

Чехословакия славится целебными во-
дами. «Известный город — курорт Карло-
вы Вары, — пишет чехословацкая писа-
тельница Мария Майерова,—где пил це-
‘лебную воду из горячего «Вржидла» (ис-
точника) еще Петр Великий, замечатель-
‘но вылечивает внутренние болезни. Неда-
леко от него расположены курорты Маря-
анекие и Франтишковы хтазни, славящиеся
также своими источниками. Пользуется ми-
ровой славой и курорт Подебрады, излечи-
вающий сердечные болезни; Пиештяны в
Словакии совершают чудеса в лечении
ревматизма своими грязями. В Словакии, в
Герланах бьет единственный в Европе хо-
лодный гейзер. Он выбрасывает велико-
лепным столбом раз в 30 часов 800 гекто-
литров целебной воды».

Щедрыми дарами природы ранее пользо-
вались здесь только богачи. Лишь после
освобождения Чехословакии от титлеров-
ской оккупации и капиталистичесвого ре-
жима целебные источники и лучшие тости-
ницы в живописных горах и долинах рек
широко открыли свои двери для трудящих-
ся и их семей. В первый же тод после
освобождения Чехословакии на вурортах
страны лечилось и отдыхало 4.400 чехо-
словацких тружеников, а в прошлом году
количество курортников из среды трудя-
щихся составляло уже более 200 тысяч.
В этом тоду в Чехословакии будет выдано

Генического района УССР

т ШГ

сдал успешно экзамены, перешел на тре-
тий курс и теперь уезжал на свой родной
бокситовый рудник, что на севере Урала,
к своему другу, также  сталинскому
лауреату, проходчику Нигмаджану Минза-
рипову. :

Дружба между ними вачалась с первого
года послевоенной пятилетки. Проничкину
тогда было 20 лет, Минзарипову — 40. Они
вели скоростную проходку по новой,
совместно ` разработанной циклограмме. Р®е-
зультаты их скоростной проходки поразилиу
всех горняков Урала. В 1947 году Нигмад-
жану Минзарипову`и Ивану Проничкину
присвоили звание лауреатов Сталинской
премии. После. этого друзья продолжали
еще работать вместе, совершенствуя свой
метод скоростной проходки, обучая других.
В 1948 году Проничкин уехал учиться в
Свердловск, решив получить среднее тех-
ническое образование. :

В последний раз Проничкин виделся со
своим другом в августе прошлого года на
Всесоюзной конференции сторонников. мира
в Москве. Они условились, что на прак-
тику Проничкин приедет на свой бокеито-
вый рудник.

— Вы слышали о новом достижении
Нигмаджана?— спросил меня Проничкин.—
За месяц он’ прошел 258,4 метра. Такой
проходки на Урале еще не видели. Мы с
ним давали в месяц 170—180 метров. Свет:
лая голова у Нигмаджана. :

В эти дни в свердловских учебных за-
ведениях слают государственные экзамены
студенты, занимающиеся без отрыва от
‘произволства: В Марте ‘22 ‘студента машино-
  строительного’. ‘техникума’ Уралмашзавода
закончили вечернее отлеление и защитили
дипломные работы. „.Сейчас. . государствен-

другая группа стаха-
новцев. Е : Е а:

В начале’ пятилетки всё эти стахановны—
студенты» и техники — были. рабочими.

E tS `В. СТАРИКОВ
‚ СВЕРДЛОВСК =: У т

H ETO CA д:

& 4. eras. J +3, 5

погибло * только. четыре процента деревьев.
„ Нов буржуазной Эстонии мало кому бы-
ли известны. успешные ‘опыты старого садо-
вода. Его ‘плоды даже на ‘выставках, кото-
рые устраивались для «поощрения сельско-
го’ хозяйства», ни разу не были отмечены.

_ В-рабочей комнате Раэда на столе разло-
жены тетради и папки с записями, которыз
он ведет Ha протяжении’ тридцати 1 лет.
В одной из папок — письма, полученные
эстонским мичуринцем из разных республик
страныфот научных учреждений и салово-
дов-практиков. Время от времени, выполняя
просьбу своих корреспондентов, Раэда бе-
режно упаковывает семена и’отправляет и
на Урал, Алтай, в Поволжье. i

Мы приехали в колхоз «Койт» вместе с
представителями эстонских общественныя
организаций, Академии наук ‘и Минвистер-

ства сельско ii :
крестьянин-опыт:   го хозяйства ЭССР. Вместе с

Раэла обсуждали они вопросы, связанные
с. передачей сада в ведение о республикан-
ского научно-исследовательского института
сельского хозяйства, созданияйздесь мичу-
ринской базы академии. :

Научным ‘сотрудником этой мичуринской
базы будет работать 73-летний ‹ колхозник-
садовод Ян Раэда. 1

Б. РЕСТ
ТАЛЛИН .

250.000 путевок на курорты, а к концу

нятилетки — уже 480.000

oOo °
РУМЫНИЯ

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ
НАЦИОНАЛЬНЫХ
МЕНЬШИНСТВ

{
Конституция Румынской народной рес-

публики гарантировала всем румынским
гражданам, без различия расы и нацио-
нальности, право выбирать и быть избран-
‘ными, право на труд, отдых и образование.

В народной Румынии расцвела культур-
ная жизнь национальных меньнтинств. Вен-
герское население в Румынии, например,
располагает более чем двумя тысячами на-
чальных школ, 112 средними и 90 -про-
фессиональными школами, = венгерским
университетом в луже с восемью фа-
культетами, тремя институтами...

В стране работают сербекие, хорватские,
татарские, болгарские, неменкие и дру-
тие школы. Только в прошлом  тоду
для этих школ было издано на родных
языках 1.600.000 учебников. В стране
выходят на языках национальных мень-
шинств газеты и литературно-художествен-
ные журналы.

В антологии новой румынской поэзии
появились стихи, а в театрах — драматур-
тические и музыкальные произведения
писателей и композиторов разных ‘нацио-
нальностей, полнявшихся к творчеству в
‚новой Румынии.

После освобождения страны до начала
этого года на языках национальных мень-
тинств Румынни издано 2.200 книг 05-
щим тиражом в 11 млн. экземпляров.

®

С. МАРШАК

Еще одна трагедия
° Шекспира

Одно из американских издательств вы-
пускает пьесы ТМекспира в виде цвет-
ных картинок с коротким текстом. Будет
выпущен. «Юлий Цезарь», затем «Гам-
лет» и другие трагедии. Текст печа-
тается рядом с изображенными  персо-
нажами, как это принято в так называе-

мой серии «комикс».
газет)

é (Из
«Шекспир — и несть ему конца}
Воскликнул Гёте. Но на рынок
Загнать великого певца
Спешат издатели картинок.

Какой-то денежный мешок
Удешевить решил Шекспира —
Стереть в яичный порошок
«Ромео», «Цезаря» и «Лира».

Шекспира янки взяли в плен,
Как всю Британскую империю.
Включил «Отелло» бизнесмен
В свою комическую серию.

Оставив в пьесе имена,
Делец над ней напишет смело:
«О том, как белая жена
Убита ниггером Отелло».

Слепой торгаш, несущий тьму,
Послал борцов за дело мира —
Живых писателей — в тюрьму
И осквернил труды Шекспира.

Bi
bt

едите eae

oo eae

od
\