i

ipa

Kn
op)

ony

в
po

Бюджет

мира.

’Пройдя пб омытым летним дождем ши-
роким улицам Москвы, депутаты Верхов-
ного Совета СССР — представители всех
народов, всех социалистических наций,
населяющих нашу великую советскую
землю, выходят на прекрасную и величе-
ственную Красную площадь. Здесь центр
мира и счастья всего человечества. Здесь
в мавзолее покоится Ленин. Здесь, в дни
всенародных торжеств, великий Сталин
доброй улыбкой, взмахом руки отечески
приветствует строителей коммунизма.

Депутаты Верховного Совета СССР пе-
ресекают площадь п, войдя в Кремль, на-
правляются в Большой зал Кремлевского
дворца — на заседание сессии.

Первая сессия Верховного Совета ново-
то созыва посвящена вопросам мира и с0-
зидания! Большое счастье — участвовать в
ее работах, большая ответетвенность воз-
ложена народом на депутатов. И избран-
ники народа — рабочие, колхозники, ни-
сатели и ученые, люди всевозможных про-
фессий и специальностей, разного возра-
ста и разного опыта — все чувствуют
свою высокую ответственность. Они зна-
ют: сюда, к светлому Кремлевскому двор-
цу — цитадели нерушимого братства на-
родов, устремлены в эти дни взоры чело-
вечества.

С трепетным биением сердца ждали де-
путаты счастливой и торжественной ми-
нуты — встречи е вождем. И вот в зал
входит товарищ Сталин.

Все поднимаются с мест. Долго длится

овацпия, раздаются восторженные возгласы,
крики «ура!». Это народ, это многие мил-
лионы избирателей выражают бесконеч-
ную любовь и безграничное доверие вели-
кому вождю и любимому учителю.
.° Сталин — счастье народов, знамя сво-
боды и мира, объединяющее сердца, волю
и чаяния сотен миллионов людей на зем-
ном шаре. Могучий его тений и бессмерт-
ные идеи превратили Советскую державу
в несокрушимый оплот мира во всем ми-
ре. Под руководством Сталина ведет ги-
тантскую созидательную, творческую ра-
боту двухсотмиллионный советский народ.
Под водительством Сталина советские лю-
ди творят чудеса на бескрайних просто-
pax Родины — от востока до запада, от
севера до юга. Имя Оталина-—знакя борь-
бы трудовых людей всех стран за мир, за
демократию, за социализм!

Сессия Верховного Совета СССР обсуж-
дает Государственный бюджет нашей Ро-
дины на 1950 год. Торжественным тим-
ном, воспевающим нашу мощь, звучат с
трибуны цифры и статьи бюджета. В них
запечатлены славный созидательный труд
народа, замечательные. подвити его сынов
и дочерей, непреклонная воля советских
людей к миру.

Я вслушиваюсь в цифры бюджета. Вот
результат мудрой политики партии боль-
шевиков, ев поистине титанической рабо-
ты. Вот результат нашей борьбы за до-
срочное выполнение послевоенной сталин-
ской пятилетки. Подтем, подъем, неуклон-
ный и мощный, во всех областях нашего
хозяйства и культуры!

Докладывает министр финансов, ‘высту“
пают депутаты. Докладчик называет циф-
ры: в четвертом квартале прошлого года
среднемесячный выпуск промышленной
продукции на 53 процента превысил до-
военный уровень. Пятьдесят три процен-
та! Ия вижу за этой цифрой моих брать-
ев — бакинских нефтяников и машино-
строителей, моряков и рыбаков Каспия,
ткачей Кировабада. Это их труд, это горя-
чий радостный труд всей страны!

Я слышу другие цифры: валовой ур9-
жай зерновых культур в 1949 году соста-
впл 7 миллиардов 600 миллионов пудов.
Урожай, который превысил урожай до-
военного 1940 года и почти достиг разме-
ров, предусмотренных  пятилеткой на
1950 год. И я вижу бескрайние поля Ву-
бани и Алтая, я слышу шум тракторов и
комбайнов в долинах моего родного Азер-
байджана, л думаю о том, как работают
колхозники всей страны, соревнуясь 3a
высокие сталинские урожаи.

С трибуны звучат новые цифры — они
свидетельствуют о неуклонном росте ма-
териального благосостояния и культурного
уровня советского народа.

Растут доходы рабочих, служащих, кол-
хозников; увеличивается чиело икол, клу-
бов, здравниц, инетитутов, театров. 3a
четыре года пятилетки построены и вос-
становлены в городах жилые дома пло-
щадью в 72 миллиона квадратных. метров,
в селах сооружено 2,3 миллиона домов.

Я вспоминаю новые светлые дома на
улинах Баку и в поселках нефтяников,
Дворцы культуры в колхозах, больницы
в горных селениях, библиотеки в «глу-
хих» углах. Вспоминаю новые промыш-
ленные центры — Мингечаур и Дашке-
сан. Сколько таких центров выросло по
воле большевиков на просторах нашен
Родины! Сколько строится, сколько за-
планпировано, — они’ пока еще на кальке

ЗАНАНАННИНАИЧАААИАИИ

в мастерской проектиров-
Iuka, HO они. 0бяза-
тельно будут А сколь-
хо новоселий отпраздно-
вали наши люди и
CHOABRO еще  отпразд-
нуют!

Bor on, наш бюджет,
тлубоко народный по
своему характеру, выражающий  не-
устанную сталинскую заботу 0 благю-
состоянии советского человека, свидетель-
ствующий о великой жизненной силе на-
шего общества. Нет у партии нашей ни у
правительства интересов выше, чем ин-
тересы народа!

Докладывает министр финансов: Ou
предлагает депутатам Верховного Совета
утвердить на 1950 год расходную часть
Государственного бюджета CCCP, rye ac-
сигнования на народное хозяйство и куль-
туру составят две трети всех расходов го-
сударства.

В этих цифрах, как в зеркале, отраже-
но миролюбие нашей страны, ее великий
творческий труд; ее движение вперед,
& коммунизму. ‘

Сравните: две трети расходов нашего
бюджета на 1950 год— это расходы на на-
родное хозяйство и социально-культурные
нужды народа; три четверти расходов
бюджета США—расходы военные. Вот на-
глядная, всему миру ясная картина.

Их бюджет — антинародный, агрессив-
ный, военный. Наш бюджет — народный,
прогрессивный, мирный.

И когда на сессии депутаты говорят о
посадке лесов или о <тройке школ, о про-
кладке дорог или 0б издании книг, — ду-
мы их, как думы всего нашего народа,
обращены к мирному созиданию, к строи-
тельству, к борьбе з& дальнейший расцвет
Родины. .

Мы знаем — мощь страны, счастье нз-
рода, мир во всем мире создаются трудом.

Труд умножает нашу силу. Нефть, ко-
торую добывает мой друг на промысле
острова Артема, хлопок, который выращи-
вает колхозник, опыт ученого и книга
писателя — вот наша сила, сила нашей
страны, знаменосца мира и прогресса.

После доклада министра финансов, в
перерыве, депутаты делились друг с дру-
TOM своими мыслями. Азербайджанец Ру-
стам Алиев, Герой Социзлистического
Труда, председатель колхоза «Красный
Октябрь», Сафаралиевского района, ска-
зал мне:

— В этом году мы должны во что бы
то ни стало повысить урожай хлопка в
колхозе!

Будущее своего колхоза; его борьбу з&
высокие урожаи Рустам Алиев связывает
с судьбой мира во всем мире.

— Пусть  империалисты кричат 00
атомной бомбе, этим криком они могут
испугать разве что малых детей. А мы
увеличим урожай хлопка и усилим свет
своей электростанции. Пусть лопнут от
зависти!

Те же мысли выразил Маил Джафаров,

высокий, широкоплечий председатель сель-
совета Яныклы, Таузского района. Район,
в котором родился и живет Маил Джафа-
ров, извечно страдал от засухи и наводне-
ний. Быстрая речка Дзегам во время ве-
сеннего половодья смывала целые дерев-
ни, на месяцы отделяла одно село от дру-
гого. Теперь на ‘этой реке заканчивают
строительство большого моста и мощной
электростанции.
Когла я смотрел на товарища
Сталина, — говорил Джафарев; — мне
казалось, что он спрашивает меня: скажи,
Джафаров, котла ты думаешь пустить
электростанцию? И я повторял: как вер-
нусь домой, товарищ Сталин, как только
вернусь, так н пуетим электростанцию!
Можете быть уверены! Не подведем!

Так и каждый, кто прослушал на сес-
спи величественные цифры Государствен-
ного бюджета, задумался над огромными

™,,

задачами, стоящими перед страной Сове-

тов в 1950 году, естественно, обращался
к конкретным своим делам, определял. до-
лю своей работы, свои обязательства пе-
ред Родиной.

Мысли депутатов; как и мысли всего
нашего народа, как и вся его деятель-
ность, направлены на укрепление фронта
мира. Государственный бюджет СССР от-
ражает эти мысли, дела и стремления. По-
этому он является подлинным бюджетом
мира. Он обеспечивает дальнейший подъем
всех республик, входящих в состав вели-
кой Советекой державы, он предусматри-
вает дальнейший расцвет экономики и
культуры Украины и Грузии, Белоруссии
и Армении, Азербайджана и Эстонии, всех
других республик. -

Борьба нашего народа за справедливость
и свободу, за мир и общественное спокой-
ствие неразрывно связана с подлинно гу-
манистической природой нашего строя. Й
чем кренче наше социалистическое госу-
дарство, тем сильнее позиции всех борцов
за мир, против империалистической агрес-
сии, против поджигателей войны. Их
вдохновляют успехи народов нашей страны.

Теронческий советский народ, ведомый
гением великого Сталина, выполнит пда-
ны своей созидательной работы и этим
еще более укрепит фронт мира.

Мирза ИБРАГИМОВ,
депутат Верховного Совета СССР

_ Сокровищницы изобразительного искусства

Две новые картинные галереи создают-
ся Комитетом по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР для Крыма и
Южного Урала.

СССР — первая страна в мире, которая
сделала доступным обозрение националь-
ных художественных богатств самыми шч-
рокими слоями населения, вне зависимости
от того, где они живут.

— Мы стремимся всемерно расигирить
сеть картинных галерей и музеев, а так-
же организуемых ими передвижных выста-
вок, — заявил корреспонденту «Лите-
ратурной газеты» тов. В. Руднев, началь-
ник Управления учреждений изобразитель-
ных искусств Комитета по лелам искусств
при Совете Министров РСФСР. —Картинные
галереи и художественные музеи созданы
в таких отдаленных автономных республи-
ках, как Якутская, Бурят-Монгольская. Мы
стремимся, чтобы в каждом таком выста-
вочном центре были представлены полотна
крупнейших мастеров. Картины Репина
можно увидеть почти во всех крупных
музеях и картинных галереях. В 30 му-
зеях и картинных галереях выставле-
ны полотна Шишкина, в шестнадца-
ти — Серова, и так ‘далее. Полотна Сурико-
ва, например, наиболее полно представле-
ны на его родине в Красноярске, где в
прошлом году открыт мемориальный му-
зей, и в то же время — во многих других

городах. Творчество Айвазовского, оста-
вившего около 6.000 полотен, наиболее
полно можно изучить в Феодосии, Но нет,
пожалуй, такого музея или картинной га-
лереи, где не было бы морского пейзажа,
принадлежащего его кисти. Триста картин
И. Бродского находятся в Днепропетровске,
и здесь же выставлены полотна Левитана,
Шишкина, Айвазовского, многих советских
художников..

Одесский художественный музей, отме-
тивший в прошлом году пятидесятилетие
своего существования, до 1918 года имел
всего 175 экспонатов. А за годы советской
власти он получил около двух тысяч про-
изведений живописи и скульптуры.

Так из небольших собраний и част-
ных коллекций возникли крупные со-
кровишницы изобразительного искусства
во всех республиканских и многих област-
ных центрах. Каждое такое собрание вклю-
чает произведения. живописи, скульптуры,
графики русских и западных классиков,
современных советских мастеров, а также
произведения народного и прикладного
искусства.

° Экспозиции и фонды музеев непрерывно
пополняются. В 1949 г. местным музеям
было послано только через Комитеты по
искусства при Советах Министров

дела
СССР и РСФСР пять тысяч картин и
скульптур.

ПРОЛЕТАРИИ_ВСЕХ_ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 49 (2640)

КАМНИ ЕВРОПЫ

steeeececescusnssccassusnorascnssauasssscuscsusnccessssoaseassa€)

Надписи появляются ночью.

Кто писал эти слова?

eaawces

Nee nnnd tacenecearsesenenconnsnens

«Здесь не было никого

пись: «Уходите домой, в США!»
Кто написал это? Написала
миру, свободе и демократии.

Американский солдат по приказу своего командования за-
мазывает эту надпись краской. Она появится снова. Потому

что нельзя заставить молчать народы.

Этот плакат водружен на’ стену конди-
терской фабрики Нейсе и К° в Bene
днем, при солнечном свете, под объективом
фотоаппарата. Рабочие фабрики заявляют
во всеуслышание: «Наше предприятие еди-

ным фронтом выступает в -борьбе за мир»:

Такие надписи встречаются в Вене все
чаще и чаще.

Тщетно пытается австрийское правитель-
ство и поддерживающая его челядь раз-
ношерстных реакционеров сорвать в стра-
не движение против войны. Несмотря - на
угрозу канцлера Фигля считать «предя-
тельством по отношению к жизненным ин-
тересам австрийского народа» каждую пюд-
пись под ьвоззванием стокгольмской сессии,
армия борцов за мир непрерывно растет.

На одном из перекрестков тихого французского
Маноск полицейский дежурит лишь днем.
ночью? Ведь в городке никогда ничего не случается.

Но, явившись утром на пост, полицейский видит, что ас-
фальт вокруг его островка со всех четырех сторон покрыт

надписями:

— Долой налоги! Долой войну с Вьетнамом! Долой атом-

ную бомбу! Да здравствует мир!

«Кто же был здесь? — думает полицейский. — Здесь не

было никого чужого!»

Это мысли и чаяния сегодняшней Европы пламенеют на

старых ее камнях,

Еще накануне вечером камень стены был безмолвен и
гладок,. а наутро он кричит, покрытый торопливо. нанесен-
ными размашистыми буквами гневных слов.

Полиция снует по окрестным домикам, допытывается,
< nese sesanaeesd>

чужого», — сказали
ищейкам обитатели домов, расположенных у этого моста в
городе Штутгарте (американская зона оккупации Германии).

Однако ночью на парапете моста появилась большая над-

Германия, стремящаяся к

Суббота, 17 июня 1950 г.

ицет свидетелей. В ответ на вопросы полицейских люди
только пожимают плечами: «Кто знает? Мы здесь не ви-
дели никого чужого...

Кто же писал слова, исполненные гнева против’ поджй“

гателей войны?

Их писала Европа, — честные люди труда, стремящиеся

к миру и счастью.
®

полицейским

альная вывеска на

ВЗЫВАЮТ О

Цена 40 коп.

МИРЕ

я ачо озона ии оночиюние ная

„изкнажа нии а ао зюо ино тчео и оужена ани

»

миннонь ен иво оюв нов ана к

Чиновники испанского посольства в Копенгагене увидели
однажды утром на ограде посольского особняка надпись, ко-
торая была гораздо красноречивее и правдивее, чем офици-

дверях. Датчане нарисовали на камне

свастику — истинный герб франкистской клики. Рядом напи-

сано по-датски: «Долой Франко!»

Эту надпись тоже можно замазать. Но не искоренить в

этом Франко и его
oo ¢

сердцах датчан чувства пролетарской солидарности с борю-
щимися сынами свободолюбивой Испании. Пусть помнят об

заокеанские покровители!

- городка покидали заводские

Что тут Делать там трудятся.

Ho вот однажды
надписи закричали:

она рассказала.

ты «Ланд ог Фольк»,

изгородью. Рабочим,

Снимки из немецкой газеты «Берлинер

Тайна окружила здания цехов, скрытые за этой каменной

которые проходили поутру в ворота и
‚корпуса после конца смены, приказано

было молчать о том, что происходит в Цехах, над чем они

стена выдала тайну. Огромные буквы
«Здесь производят летающие снаряды».

«Знайте, — предупреждала надпись французов, — здесь го-
товят войну! Будьте на страже!»
Надпись стерли. Но сторонники мира запомнили то, о чем

цейтунг», датской газе-
австрийского журнала «Вельт-иллюстрирте»,

французских газет «Юманите» и «Либерасьон».

Черты

HOBOTO

КИТАЙ

НОВЫЕ ХОЗЯЕВА
В «ЗАПРЕТНОМ ГОРОДЕ»

Древний «Запретный -город» Пекина.

Ворота этого города наглухо запиралиев
для простого человека, как только он 06в50-
бождал от лесов построенные его руками,
сверкающие дорогой отделкой дворцы. здесь
обитала маньчжурская императорская  ди-
настия, высшая феодальная знать.

Сегодня в «Запретный Topol» пришли
его истинные хозяева — рабочие Пекина.
Недавно в роскошном здании Дай Мяо,
представлявшем собой часть дворцового му-
зея, открылся первый в столице свободного
Витая рабочий Дворец культуры.

В богатых залах и пристройках Дворпь
культуры разместились комнаты отдыха,
читальня, лекционные аудитории, выставки
народного творчества. Работники Централь-
ной демократической академии и пекинеко-
то Народного художественного театра осу-
ществляют шефство над музыкальными и
хореографичеекими кружками, организовач-
ными при клубе. Среди вековых  кипари-
сов, окружающих Дай Мяо, устроен откры-
тый театр на 3.000 мест. Вблизи создает-
ся стадион. Ей

Пекинский Лворец культуры — это тре-
тий крупный культурный центр в Север-
ном Китае. Два других созданы в городах
Шицзячжуал и Тяньцзин,

Тяньцаинекий рабочий Дворец культу-
ры занимает огромное четырехэтажное
здание бывшего игорного дома, гле прожи-
гали жизнь богатые бездельники.

За первые три месяца работы тяньцзин-
ский Дворец культуры провел десятки вы-
ступлений драматических и музыкальных
самодеятельных кружков, лекции на науч-
ные и культурные темы, физкультурные
состязания заводских спортивных комант.
Клубные кружки художественной самодея-
тельности и киноперелвижка  системати-
чески выезжают на предприятия города,
обслуживают рабочих.

Дворцы культуры нового Китая ежеднев-
но переполнены. Трудящиеся и их семьи
находят злесь вое необходимое для удовле-
творения своих духовных потребностей.

Фх®>
ВЕНГРИЯ

ПРОФЕССОРА
СТАХАНОВСКОЙ НАУКИ

Прошло не так много времени с тех ‘пор,
хак на ткацкой фабрике в Кебаня произс-
шла встреча гостившей в Венгрии совет-
ской прядильщицы Ананьевой с местной
текстильщицей Паньи Ференциэ. Но как
замечательны последствия этой встречи!

Ференцнэ переняла производственный
опыт Ананьевой, стала многостаночницей,
удостоилась почетной премии Кошута и
сейчас уже третий месяц работает в ечет
1951 года. Еще более замечательно то,
что наука стахановского труда, освоенная
Паньи Ференцно, стала распространяться
далеко за пределы Кебаня. Она. привлекла
внимание и передовых вентерских ученых.
Профессора Высшего технического учили-
ща в Будапеште стали, например, частыз
ми гостями промышленных предприятий;
Tle они знакомятея с достижениями нова-
торов производства, обсуждают с рабочими
и инженерами возникающие технические
проблемы. В свою очередь новаторы прм-
изводства стали  желанными гостями
Высшего технического училища.

Впервые в истории венгерской высшей
школы на кафедрах технического училища
появились простые рабочие, выдающиеся
последователи Паньи  Ференцнэ, — ткач
Вильмонг Дедов и прядильцик Фодор Фе-
ренциэ. Ilo приглашению училища, этя
стахановцы ‘читали студентам лекции о
рациональных методах использования тех-
ники в TERCTHABHOM  промышленноети,
сопровождая их показом методов своей
работы в университетских учебных мазтер-
ских.

Текции стахановцев, вызывающие жиз
вейший интерес у будущих кадров вен-
герской технической интеллигенции, прочно
входят в учебную практику Выешего тех-
нического училища в Будапеште. 5

НАША СОВЕТСКАЯ Ж

Леса,
_ иревращенные в сады

Пояс леса, примыкающий к Нальчику —
столице Кабарды, превращается в гигант-
ский плодовый сад.

Моньный лесной массив покрывает север-
ные склоны Кавказского хребта. Это—цар-
ство ‘диких плодовых деревьев: груши,
яблони. сливы: Издавна пытался человек
облагородить их. И сейчае в Алыгее
сохранились  груши-гиганты co следами
прививок культурных плодов.

Но только в наше время осуществилась
эта мечта. Лет десять назад были расчи-
щены первые шестьсот гектаров леса и
проведены массовые прививки благородных
сортов яблок, груш и сливы.

Много лет отдает садовод выращиванию
плодового дерева, терпеливо ожидая pe
зультатов своего труда. Дикое же дерево—
сильное, стойкое, закаленное годами дол-
гой жизни, с могучими.: крепкими корнями—
дает плолы уже на четвертый-пятый год
после прививки и плодоносит непрерывно
каждый год.

Садоволы мечтают о превращении в пло-
довый сад всего зеленогорного пояса Ка-
барды. На языке цифр это означало бы
ежегодный дополнительный сбор примерно
двух миллионов пудов фруктов!

Облагораживание дикорастущих — только
одно из средств в борьбе за переделку
природы Кабарды. Мичуринцы ставят пе-
ред собой новые, более смелые и сложные
задачи. Опытная плодоягодная станция в
Нальчике выводит новые плоды, новые
комбинации растений, неотступно и любовно
создает ‘свой северокавказский улучшен:
ный сорт груши и яблони.

Теперь речь идет и о персиках! Нежный
питомец знойного юга, болезненно пере-
носящий резкую смену температуры и
капризы зимы, характерные для этих мест,
водворяется на жительство в кабардинские
сады. А за персиком потянется и абрикос,
за ним — инжир, чай; я видел в Кабардин-
ском плодоягодном совхозе плантацию, где
чайные всходы уже пробиваются под те-
невой защитой широких листьев фасоли.

М. ЛАЗАРЕВ

НАЛЬЧИК

От корреспондентов «Литературной газеты»

Над

Цемесской бухтой

Тяжелый взрыв потрясает горы. Когда
громкое эхо укатывается за перевал, воз-
никает гул моторов. Заработали экскава-
торы. Со стуком посыпалась в кузовы ка-
менистая порода — мергель. ИМ вот уже
первая машина, чуть покачиваясь под тя-
жестью груза, появляется на повороте бе-
тонированной автострады.

Мы находимся в карьере — в первом це-
хе новороссийского цементного завода
«Октябрь».

Не было когда-то более тяжелой рабо-
ты, чем добыча мергеля. Десятки ломщи-
ков кирками разбивали тлыбы породы.
Грузчики вручную нагружали вагонетки.
Откатчики отвозили их к бремебергу —
железной дороге, которую обслуживали
мотористы, путейщики, бремсберговые.

Теперь о рабочих этих специальностей
можно услышать лишь в рассказах старых
рабочих. В карьере работают одни экска-
ваторщики ‘и шоферы. Рука рабочего не
прикасается к породе. Не прикасается она
и к клинкеру — полуфабрикату цемента—и
к готовому цементу.

Из карьера мы направились к бункеру
крупного дробления. Здесь стальные рото-

ры, напоминающие корабельные ‘винты,
дробили глыбы  мергеля, заменяя сотни
рабочих рук.

В просторном вытянутом цехе враща-

лись лве гигантские стопятидесятиметро-
вые трубы — вращающиеся печи, в кото-
рых обжигается клинкер. Их обслуживает
всего восемь человек. Здесь также исчез-
ли старые профессии — грузчиков, под-
возчиков, дробильщиков, отвозчиков клин-

кера.
Ю. ЯКОВЛЕВ
НОВОРОССИЙСК

Переселение

Флоры

Из разных районов Дальнего Востока на
запад идут в эти лни, самолетами и по же-
лезной дороге. необычные грузы — будущие
леса, упакованные в ящики.

Много таких ящиков, больших и малых,
пересылаются на Каспий, Кубань, в Ря-
зань, Пензу, Подмосковье.

Милуринская наука, научившая людей
переделывать приролу растений, приучать
их к новым условиям жизни, помогла орга-
низовать это переселение дальневосточных
деревьев в европейскую часть страны.

Более трех тонн семян знаменитого
амурского бархатного дерева — соперника
алжирского пробкового дерева — отправле-
но в Молдавию, Подмосковье, Рязанскую,
Ленингралскую области, чтобы  превра-
титься здесь в сотни гектаров отборного леса.

Для другой цели перекочевывает с се-
вера Охотского побережья в район каспий-
ских песков кедровый стланик, некази-
стый < виду карликовый хвойный кустар-
ник. Он обладает поистине исполинской
силой, заключенной в его корневой систе-
ме. Длина корней стланика — полтора-
два метра. Словно клеши, схватывают они
зыбучие пески пустыни, опутывают их,
останавливают, не дают двигаться дальше.
Триста килограммов семян этого  удиви-
тельного кустарника, отправленных на
Каспий, хватит на то, чтобы остановить
пески на плошади в тысячу гектаров.

В степные районы страны, в адрес госу-
дарственных полезащитных полос идут се-
мена маньчжурского ясеня и ‘амурской
Липы.

Большой путь совершает. дальневосточ-
ный лимонник, красные плоды которого по
их тонирующим качествам могут поспорить
< чудодейственным” жень-шенем. Лимон-
ник перекочевал уже на Украину, но его
требуют и многие другие республики.

В южные районы Амура и в степные. по-
лосы Западной Сибири продолжает пере-

ИЗНЬ.

селяться монгольский дуб, более крепкий,
чем европейский; он оживит сухие степи
Омской области.

Каждый день увозят самолеты и поезда
на запад семена, тонны семян амурской
акации и амурского винограда, вьющейся
активиди, десятков других представителей
дальневосточной флоры, поставленных на
службу человеку учением великого Ми-

чурина.
у С. БЫТОВОЙ ^
ХАБАРОВСК

oOo 9

Труд
Максима Севастьянова

Среди цветуших яблоневых садов, ого-
роженных растянутыми на кольях старыми
рыбацкими сетями, в домике, полускры-
том плюшом, познакомился я недавно ©
Максимом Фомичем Севастьяновым; брига-
диром колхоза «Слободка». Он известен на
побережье Финского ‘залива тем, что. ни
разу не возвращался без богатого улова.

Максим Фомич принадлежит к числу
‚новаторов рыболовецкого дела. Вот уже
много лет он интересуется ‘биологией

рыб, знаком с трудами советских ихтио-
логов, систематически следит за научными
статьями в журнале «Рыбное хозяйство».
Много лег ведет он научные наблюдения,
изучает условия лова в Финском заливе,
особенности и привычки рыб. Максим Фо-
мич безошибочно определит вам по годич»
ным наслоениям чешуи возраст салаки,
укажет, где она нерестится, и т. д.

Свои наблюдения рыбак-новатор изло-
жил в нескольких толстых тетрадях. В них
много чертежей, схем, рисунков, сделан-
ных пером и тушью. Это — будушая кни-
га: «Описание мест лова в водах Финско-
го залива». »Незавершенный рукописный
труд уже стал ценным справочником для
рыбаков Кингисеппского района.

Так появляется новый тип колхозного
рыбака, так же мало похожего на рыбака
старых времен, как мало похожи наши
колхозники на крестьян-единоличников.

П. БАХМУТСКИЙ
КИНГИСЕПП

Be
= EZ.

В
Я

—=——=—=—=ы=—=ы=щы=

Pg