———№-

——

Леснил ГУРУНИ

ITwenuua 6 10pax

Свознравна природа Карабаха. Старин-
ная логенда рассказывает, как отряд ино-
земных всадников’ в. бурках поднимался” по
крутизнамл Нагорного Карабаха; воадники
попали пол нроливной дождь, отоыревиие
буркя вытянулись, стали даиннее. Хваля
щедрую здепьною природу, ‘иноземцы п-
резали бурки и стили шалки; но вот оия
перевалили через горный кряж и сразу очу-
тились на солнпепеке, — бурки  укороти-
лись. шапки стали тесны. и всадники про-
кляли коварную природу Карабаха.

Вряд ли тде еше так переменчива погода,
так капризен климат. В Карабахе не менее
шести климатических зон. Исключительно
пеетр и ночвенный состав. Частые ливни
смывают зерхний слой почвы, богатый ин-
тательными веществами, оставляя крестья-
нину мертвую подпочву.

Пепокон века хлеб здесь родилея с тру-
дом, родился редко. Вот почему в торах
Зарабаха воно в обычай так ценить хле5.

Улебом здесь ветречают, хлебом прово-
жают. хлобом  клянутен.  Блатоговейное
отношение к хлебу вошло в поговорку:
«Переломив с человеком хлеб, становииь-
ся его молочным братом».

а

В Карабахе названия селам дают е
толком. Вели село называется Схтороше-
пом * то, будьте уверены, ие от хоро-
пей жизни ему Jano такое названия:
когха-то его жители но бедности ели пре-
ичущественно чеснок.

Мы се вами в Гюне-Чертазе. Гюне
означает темень: понятно, о какой темени
тут идет речь: само наименование говорит
о бывшей здесь некогда бедности.

Учитель неполной средней школы Гюне-
Чертаза Сурен Адамян обнес изгородью не-
большой пустырь’ перед школой. Участок
он разбил нь клетки и засеял ‘разными
злаками. Люди. нроходя мимо, снисходи-
тельно улыбались. Чертазевая земля ску-
ла, как кремень, лучшие участки были
нод виноградниками, 8 C каменистых
склонов что возьмешь!

Не человек за изгоролью работал неуто-
имо. Иногда после уроков он отправлялся
з районный центр, в агролабораторию,
В его карманах — мешочки с землей.

Часто чертазцы вихели з& школьной
изгородью невысокого, загорелого, в оспи-
нах. человека — старшего агронома района
Арама Нуриджанова.

Эю имя хорошо известно в Карабахе.
Ha толом камне, у селения  Cxropomien,
раскинулея фруктовый сад -— его насадил
Нуриджанов. Виноградники вдвое увеличи-
ли урожай —— этому помог Нуриджанов.
Эспарцет и ‘люцерна завоевали почетное
место в хозяйстве колхоза —— и здесь ска-
залась забота Нурилжанова. С этим знат-
ным агрономом района, Адамян завел корот-
кую дружбу. Он хорошо знал жизнь род-
ного села, и печалилея тем. Что хлеба
здесь растут слабые, низкие; обидно было
Аламяну, что чертазские хлеборобы и ви-
поградари вынуждены  прирабалывать на
стороне. «Позор!— товорил on.— Вто по-
верит, что чертазская земля бессильна
прокормить своих тружеников...»

Слова  Аламяна . подтверждал клочок
земли возле колы, окруженный высоким
частоколом. Это крохотное поле радовало
людей наливньйми, тяжелыми
Часто у этих тучных хлебов останавливал
гоня секретарь райкома партии Антот Бах-
шиян.

Гюне-чертазцы видели, что учитель лю-
бит и понимает землю; они единодущие
избрали 6то председателем колхоза имени
Тульских рабочих. ;

Аламян теперь и ночей не спал. Олпо
Тело — неболыная полоска возле школы,
другое — общтирное артельное хозяйство,
Он знал: главное. чего от него ждут, это
борьбы за хлеб. ‘за высокие урожаи.

Ето окружали искусные мастера земли,
снимавитие на @воих участках высокие тля
здешних мест урожаи -—— по 5 и 6 центне-
ров зерна с гектара. Особенно вниматель-
ным был Аламян к старому, очень онытно-
му бригадиру Гукасу  Аванесяну, аз
участке которого урожай достигал даже
8 центнеров © гектара.

* Схтор — чеснок. Схторошен — чесночное
село, село, где живут едоки чеснока.

Ирина СНЕГОВА,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

— И как это вы управляетесь, Любовь
Владимировна? — удивлялись соседи, гля-
дя на механика по ремонту комбайнов
Егоровской МТС Барзенкову. Да и было
чему удивляться. Хорошо, не уступая лю-
бому механику-мужчине, владела Барзен-
кова своей специальностью, не хуже дру-
гих хозяек вела дом, воспитывала четве-
рых детей. И хоть порой трудновато при-
ходилось, никто не видал ее унывающей.

Но однажды директор МТС объявил ей,
что она переводится в комбайнеры и ей
надлежит немедленно отправиться в 0т-
даленный от станции колхоз.

— А как же дети? — возразила Бар-
зенкова, — ведь младший у меня грудной,
двухмесячный, ведь от него далеко нель-
зя уехать?!.

Никакие доводы не помогли. «За отказ
выехать в колхоз» Барзенкова была уво-
лена с работы. Начальник областного
управления сельского хозяйства  скрепил
приказ директора МТС. Начались трудные
дни в жизни Барзенковой.

Она хороню знала, что не могут отне-
стись так в нашей стране к женщине-
матери. Должны помочь ей. Один из TO-
варишей посоветовал:

— Обратись-ка ты к прокурору, он по-
может. :

Чем ближе подходила Любовь Владими-
ровна к городу Болотное, тем сильнее ох-
затывали ее сомнения.

«Прокурор — и слово такое строгое...»
Перед ней почему-то вознякало худоша-
вое лицо пожилого  сердитого человека.
Как еще он отнесется к ней? Может, и не
ходить вовсе, вернуться?.. Но на пригорке
уже показался районный центр.

Волнуяеь, подошла Барзенкова к двух-
этажному дому. Прочла: «Прокурор Болот-
нинското района Новосибирской области».

В приемной компате было много наро-
да. Барзенкова села в уголок и стала до-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

——

KRODOCH AME.   -

Бывший учитель детально изучал опыт
передовиков колхоза, учился, крестьянской
смекалке. Но агротехника колхозников
была все же примитивной, Адамян же
mearad 06 ‘урбжаях, не снизшихея чи

‘одному карабахцу!

Он уже узнал преобразующую силу 09-
BOTCROM науки, и осторожно, исподволь ве
3a гобой колхозников ны прястуц; — уро-
жаи  гюне-чертазекого колхоза должны
положить конец. недоброй славе карабах-
ской земли. )

Трудно было Адамяну. Отарые хле00р5-
бы уважали своего вожака, но онй при-
выкли К дедовским о приемам обработки
земли и не хотели отступаться. Адамян
многому научился у Гукаса Аванесяна, но
их отношения разладились.

Стояла горячая порз сева пропашных
культур. Адамян с утра до вечерних звезд
проводил в поле, обходил‘ бригады, прове-
рял ‘качество семян, глубиду заделки, pa-
боту трактора. Он строго, неумолимо точ-
но следил за соблюдением агротехники.

Люди верили новому председателю, де-
лали все, как он велел, и только маститый
Гукас Аванесян попрежнему держался су-
хо в бывшим учителем. :

Как-то после вечернего совещания
бригадиров Адамян захотел поговорить co
стариком. :

— 0 чем со мной говорить? — ответил
Аванесян. — Ты’ «старше», тебе виднее.

— Чем ты недоволен, Гукас?

— Ас чего мне быть довольным? По-
чему  соменами  «каравлчык» = засеяли
участки на  Дава-бле, а на Цувен-арге
засеяли «гюргани»? Спокон веков мы де-
лали обратное, é

Адамян мягко возразил, — многое в бы-
лые голы делалось не так. И он положил
перед  Гукасом синюю папку:

— Гляди, Гухас! Перед тобой показате-
ли атролаборатории. Анализы точны, и
что поделать, если они не сходятся 60
стариною, если они против прежнего раз-
мещения сортов! «Гюргани» — позднеспе-
лая пшеница, колонение наступает Toria,
котла почва уже сухх я не может более
питать колос. Другое дело «караклчык».

Анализы говорят 0 том, что сорта надо
переместить. ых
— А что. эт» самая  агроладоратория

лучше нас знает нашу землю? — хмуро, но
< любопытством осведомился Аванесян. ‚

Так же, как старый Гукас, думали и ие-
которые работннки райсельхозотдела. Они
по-старинке назначали сроки полевых ра-
бот: Адамян и с ними не соглашался.

Сурен Адамян победил. Первый же уро-
жай выдался на-славу; 20 центнеров с
тектара. а на иных участках я больше.

00 Алдамяне заговорили в округе.

Котла началась подготовка к севу, Гукае
Аванесян предложил своей бригаде непре-
MeHHO взять с разных ROHIOB поля He-
сколько преб и послать в агролабораторию.
Провожея молодого колхозника в дорогу,
он несколько раз повторил:

— Пусть скажут, каких удобрений не-
хватает земле! Нусть все скажут...

Парень слушал налутетвие бригадира, и

молодые ето глаза лукаво светились: 19-
бежден и старый Гукал!..
Е.
Е *
Пяти  перодовым  колхозникам села

Гюне-Чертаз было присвоено звание Героев
Социалистического Труда. Так прославилоя
колхоз имени Тульских рабочих. В списке
удостоенных высокого звамия мы видим
Гукаса Аванесян и Сурена Адамяна.

Побела гюне-чертазцев воодушевила кол-
хозников Нагорного Карабаха. Повеюду
здесь идет ныве борьба за высокие уро-
sean, Воля колхозников — сильней упрям-
ства природы.

«Скудная природа, во всем и всегда ди-
кая природа!» — так в старину говорили
о Карабахе.

Теперь каменистые горы Карабаха по-
крыты не только изумрудными побегами
винограда и бархатом плодородных садов,
но и золотым панцырем хлебов. Таким Ка-
рабах сделали руки советских людей, вол-
хозников, новаторов.

НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

жидаться своей очереди. Люди вполголоса
переговаривалиеь друг с другом, расека-
зывали о своих делах. Неподалеку от нее,
у окна, молодой парнишка, счетовод одно-
го из колхозов, в котором ей приходилось
работать, звонким голосом товорил 0 TOM,
что соседний колхоз вырубил лес на отве-
денной его колхозу делянке. Искреннее
возмущение, видимо, так переполняло сче-
товода, что он то и дело, забываясь, вста-
вал со стула и, обращаясь к присутетвую-
щим, так громко и нелестно выражался по
адресу председателя соседнего колхоза, что
девушка-секретарь в воторый раз укориз-
ненно говорила ему:

— Тише, тише, ну что у вас за голос,
на самом деле!

Возле двери, подремывая, сидел стари-
WOK B шинели, сторож конторы  Потреб-
союза, который пришел е просъбой помочь
получить невыплаченные ему. за  сверх-
урочную работу деньги. Лица многих дру-
тих людей, сидевших в конторе, тоже по-
казались Барзенковой знакомыми. 0тто-
го, что все они так запросто пришли к
прокурору CO своими заботами, вол-
нение Барзенковой мало-помалу прешло.
Й когла ona, войдя в кабинет с белыми
занавесками на окнах, увидела за столом

1 человека лет тридцати пяти, с добрыми,

внимательными глазами, — это не удиви-
ло ве.

— Ну, что скажете? — спросил on.
И Барзенкова спокойно рассказала ему 060
всех своих торестях. Чем дальше слушал
ее Дмитрий Никитич Борисов, тем  яенев
становилось ему, что несправедливо, неза-
конно поступили с матерью четверых де-
тей.

Изучив материалы, прокурор предъявил
МТС иск о возмещении Л. В. Барзенковой
материального убытка за вынужденный
прогул. Народный суд иск удовлетворил.
Л. В.. Барзенкова была восстановлена на
работе.

eR
*

«Малейшее беззаконие, — писал

№ 49 (Ленин, — малейшее нарушение советско-

aura, извращающая идеи

В 1948 г. вышла в свет книга проф.
В. Ефимова «Возрастная физиояогия». Ти-
раз ее (причем немалый) довольно быстро
разошелся по стране. И это вполне естест-
венно, так как книга о физиологических
особенностях детей и подростков представ-
ляет большой интерес для врачей и неда-
гогов. Вскоре, однако, обнаружилось, что
книга эта содержит еерьезные идейно-ме-
тодологические и фактические ошибки.

Научный коллектив Инстятута физиче-
ского воспитания и школьной гигиены,
где работает проф. Ефимов, на сиециаль-
ном заседании подверг резкой критике его
труд. указав на ODIMOOUHOCTD MHOTHX
утверждений автора. Руководетву инетиту-
та приилось признаться, Что оно от-
неслось несерьезно к выпуску этой книги.
Резкой критике подверглась она и на с9-
брания Акалемии педагогических наук.
Однако критика Эта но выпила за преде-
лы стен академии.

Специальные научные журналы («Co-:
perekad  педетотика»,  «Физиолотический
журнал CCCP» и другие) прошли. мимо
этой книжки. замолчали ее серьезные по-
рокл; а сам проф. Ефимов пе пожелал
выступить в печати с разбором и призна-
нием своих ошибок. Но. однако, чита-
тель сам увидел их. И в адресе института,
стали поступать резкие протесты против
книги проф. Ефимова, извраштаютщей науч-
ные взгляды великого Извлова.

Чем же порочен труд wpod. Ефимова?

Наиболее серьезные методологические
ошибки содержатся в главе, посвященной
высшей нервной деятельности у животных
и ребенка. Автор здесь грубо искажает и
дискредитирует учение И. П. Чавлова.

Великий русский физиолог-матерналист
представлен В. Ефимовым как убежден-
ный механист. Целиком солидаризируясь
с путаными и враждебными по отноше-
нию К И. Н. Павлову высказываниями не-
которых «критиков», осужденными совет-
ской научной общественностью, автор
утверждает, что, как ученый-мыелитель,
Павлов, сформировавшись 60 лет назад под
влиянием механистической материалисти-
ческой философии, оставалея механистом
yo конца своих дней. Павлов, как и Сече-
нов, по мнению Ефимова, якобы был убеж-
ден, что поведенческая деятельность чо-
ловека и животных протекает по таким

Бергсон отрицает участие коры головного

же. физическим законам, Kan работа лю-
бой машины. Но, как известно, ни Сече-
нов, ни Павлов никогда не отождествляли
сложнейшие акты поведения человека ©
«автоматическими ` оефлекторными реак-
циями». И Сеченов и Пазлов говорили
линь 0 детерминированности (обусловлен-
ности) любой психической реакции, какой
бы сложной она ни была. :
Проф. В. Ефимов находит «еходство» В
учении воинствующего матерналиста Пав-
лова и ‘махрового пдеалиста Бергсона, хо“
тя общеизвестно, что Павлов считал мозг
материальной ‘осповой мылмения, Для
Пергоона же мышиение происходит Bue,
помимо мозга, и на долю последнего он
оставляет лишь передачу возбуждения.

мозга в развитии психических явлений.

Рассматривая вонрос о приложении дан-
TUX по условно-рефлекторной деятельно-
‘CTH животных к поведению ‘ребенка и
взрослого человека, ‘проф. В. Ефимов
приводит слова И. И. Павлова © той ве-
личайнюй осторожности. которую надо
при этом проявлять. По уже на следую-
щей странице, допуская странную забыв-
чивость, он ‘обвиняет Павлова в грубом
применении метода рефлексологии к пси-
хологий и социологии. «Для нас яено, —
пинет проф. Ефимов, — что метод чистой
рефлексологии (физиологии), примененный.
к психологии и социологии, не мог не дать
серьезной осечки (1). что действительно и
произошло с акад. Павловым и его шко-
ной (!)».

Накогла пи И. Ц. Павлов, ни его со-
трудники (исключая А. Савича, который
был своевременно разоблачен как вульга-
ризатор павловских идей) не пытались
применять физиологические методы к с0-
циологии. И о какой «осечке» Павлова
говорит автор, — неизвестно!

Проф. В. Ефимов утверждает также, что
для великого ‘ученого не существовало
проблемы целого, зависимости вомпонен-
тов от особенностей полого, скрывая от
читателей, что И. П. Павлов неоднократно
и решительно подчеркивает связь «компо-
нентов и целого» («Лекнии о работе боль-
ших полутарий головного мозга»). ‘

Автор упрекает павловскую Школу в
«пренебреженин к психологии», между
тем как И. П. Павлов не раз высказывал

ЗАЛА

ОИ ОА ИН ЕР Е ЕЕ А И ci eden menses

Е Зоо ен аби ое

cpoe убеждение в том, что «рано или позд-
во физиологи с их изучением первной сп-
стемы и психологи должны будут соеди-
ниться в тесной дружной работе».

В. Ефимов считает задачеи. физподогии
изучение центральной нервной системы ©
помощью психологии. Павлов же ставия
перед физпологами цель подвести матери
альную основу под исихические проиессы,
дать материальную основу мышления.

Совершенно естественно было бы ожи-
лать в книге 0 возрастной Физиология
освошения вопроса о возрастных осо0ен-
ностях физпологии высшей нервной дея-
тельности человека, хотя бы в основных
чертах, тем более. что существуют работы
учеников И. И. Павлова в этой области.
Тенленциозность и предвзятость автора В
освещении работ этих ученых настолько
очевилна. ‘что заставаяет предположить
нарочитое искажение им истории и совре-
менного соетояния учения 0 высшей норв-
ной деятельности человека.

Проф. В. Ефимов пишет, например:
«Ученики и последователи Павлова (Крас-
ногорский, Иванов-Смоленский,
Протопонов, Фролов), применяя к челове-
ку те же самые методы образования Ус
лозно-рефлекторных связей, что и на жи-
вотных, заключают, что у человека услов-
ные рефлексы вырабатываются при тех
же условпях, что и у собаки». Между
тем последние достижения Павлова и его
пеколы в области исследования второй сиг-
палЛьной системы, в том числе методика
речевого подкрепления, разработанная
проф. А. Г. Ивановым-Смоленским, гово-
рят о качественных особенностях иссле-
дований высшей нервной деятельности и
повека. Что же дало основание проф.
В. Ефимову утверждать, будто бы ученики
И. ПН. Павлова «приравнивают» (стр. 237)
человека к собаке?

Книга В. Ефимова — путаная, ошибоч-
ная и вредная. 06 этом давно уже во все-
услышание должна была сказать наша
научная печать. Тем самым она оградила
бы тысячи читателей книги от восприя-
тия вредных идей и помогла бы автору
разобраться в его ошибках.

А.. КАБАНОВ,
доктор медицинских наук

Л. БОГАЧЕНКО,

кандидат медицинских наук

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ОДНОЙ ЛЕГЕНДЫ

ел 1837 год. Из сибирской каторж-
ной ссылки декабрист Н. Бестужев писал
своему брату: «Говоря © ходе просвеще-
ния. нельзя также не упомянуть... © не-
которой гордостью, ЧТо по части физиче-
ских применений (техники. — А. иГ.) мы,
русские, во многих случаях опереживали
других евронейцев; чугунные дороги ve
новы, они существуют на многих желез-
ных заводах для перевозки руды, бог знает
с которой поры». 4

Ав эт время зв Петербурге Фаддей
Булгарин, захлебываясь от восторга, опи-
сывал в &Северной пчеле» первые поезд-
кя по Царскосельской железной дорого и,
отвешивея низкий поклон иностранному
концесспонеру инженеру Герстнеру, вос-
хлинал: «Слава господину  Герстнеру!..
Честь почтенным покровителям его. пред-
приятия!». 2 :

Насквозь лживая версия 06 «отце» рус-
ского железнодорожного транспорта ино-
странице Герстнере, об иностранном проис-
хождении русского железнодорожного
транспорта широко распространилась В
дореволюционной литературе. Огромные за-
слуги русских людей — инженеров и кре-
постных механиков — были умышленно и
надолго забыты. {

‚ Между тем патриотическая гордость де-
кабриета Н. Бестужева была вполне 0505-
нована. К тому времени, когда в Петер-
буре пышно отмечали открытие Царско-
сельской дворповой дороги «из столицы в
кабак», на многих русских заводах же-

В. С. Виргинский. «Возникновение желез-
ных дорог в России. До начала 40-х годов
XIX века», Москва. Государственное транс-
портяое железнодорожное издательство. 1949 г.

272 стр. Тираж 5.090 экз.

ПРОКУРОР. РАЙОНА

eS я у ;
го порядка есть уже дыра, которую не-
медленно используют враги трудящихся...»
По инициативе Ленина в 1922 году для
надзора за соблюдением советских  зако-
нов, законов самых справедливых, была
создана советская ‘прокуратура.

Десятки людей проходят ежедневно пе-
ред внимательными глазами районного
прокурора. И только тогда может он каж-
дого из них понять, предостеречь, каждо-
му помочь, когда сам он — плоть от пло-
ти своего народа, живет ого жизнью, ин-
тересами, стремлениями.

Дмитрию Никитичу Борисову оттого и
легко. работать, что сам он прошел боль-
woh трудовой путь. Нятнадцати лет ушел
он из родной деревни в Москву —
учиться! Училя в школе @3V, за-
тем семь лет работал токарем. Одно-
временно он учился на табфаке и че
оставлял мечты of учебе в  институ-
те. В 1938 году Борисов был принят в
Московский юридический институт. В бур-
ном киненин пятилеток, в неудержимем
стремлении к знанию прошла его юность,
совнавшая с ючостью страны. Благород-

ной, напряженной работе прокурора  по-
свящает он свою зрелость.
Подчеркивая важность  единообразного

понимания законности, Денин возлагал на
прокурора ответетвенность за то, чтобы

ни одно решение местных органов власти

не расходилось с законом.

Прокурор в районе — это большой 06-
щественный деятель. Посевную и у00роч-
ную встречает он в поле, и первые
всходы, как и первые 0600зы ‘© зерном,
радуют его не меньше, чем самих колхоз-
ников. Приехав как-то в один из колхозов
района, Дмитрий Никитич заметил, что
на одном поле всхожесть ниже, чем Ha
других. Если на соседних уже поднялась
густая зеленая шетинка, то на этом участ-
ке нестройно пробивались робкие и мало-
кровные всходы.

Долго и несвязно пытался оправдаться
работавший на этом участке  сеяльщик
тем, что «земле не прикажешь: где хоро-

„Го колхозного зерна.

лезные дероти существовали уже десятки
лет. Они успешно перевозили грузы и лю-
дей. Русские новаторы техники  значи-
тельно опередили почти вое страны в ©0-
зданши рельсового транспорта. .

Еще во времена mapa Алексея: Михай-
повича нз медных рудниках ‘Урала име-
лись лежиневые дороги (с. колеей из высту-
нающих продольных, деревянных брусьев).
В 60-х годах ХУПЕ века более усовершен-
ствованные внутризаводекие  механизиро“
ванные пути проклалывал замечательный
алтайский тидротехник Козьма Дмитриевич
Фролов. Повозки на его путях приводились
в лвижение канатной тягой от водяного
колеса. В 1788 г. когла ни в Западной
Евроне (кроме Англии), ни в Америке и
мыели не было о железных дорогах, по
инициативе выдающегося русского  нова-

да ло постройки Царскосельской
«Татильскую железную дорогу».

0 строителях первых тусеких железных
дорог и последующей борьбе передовых
ученых и инженеров за железные дороги
обстоятельно и. интереено рассказывает
недавно вышедтиая в свет книга COBETCRO-
то исследователя В. С. Виргинского. Ha-
писанная ‘в’ результате  мнотолетних
архивных изыеканий, книга содержит bo-
татый документальный материал, убеди-
тельно опровергающтий лживые утвержде-
ния 06 иностраяном происхождении pys-
ского железнодорожного транспорта.

Перед читателем раскрывается картина
общественной ‘борьбы, развернувшейся в
30-х и 40-х годах прошлого века вокруг
вошоеса о строительство железных дорог
в России. Хорошо показана в книге н&-

ЛИНИЙ,

тора техники и администратора Аникиты
Сергеевича ‘Ярцова, на’ Александровском
чугунолитейном заводе была построена
первая известная нам  «чугунка». В
1806—1810 гг. инженер Колывано-Вос-
кобсенских заводов на Алтае Петр Козь-
мич Фролов соорудил конную ‘чугунную
дорогу почти двухкилометрового протяже-
ния. Он разработал новую конструкцию
рельсов, построил железнодорожный мост
через реку Корбалиху и другие искусствен-
ные сооружения, не известные в то время
ни в одной стране мира.

Переход от конных железных дорог к
паровым осуществили талантливые само-
учки— крепостные механики Демпдовских
заводов в Нижнем Тагиле—отец и сын Че-
репановы. Сконструировав и построив па-
ровоз. превосхоливший во многих отноше-
ниях знаменитую «Ракету»  Стефенсона,
Черепановы открыли в 1834 г., за три го-

шо уродит, а где — и He взыщите!..» Но
Борисов сказал: — Взыщем! —и начал
следствие по делу о расхищении посевно-

При обыске в ломе сеяльцика не’ было
обнаружено ничего примечательного. Но
осмотр двора дал уже более интересные
результаты: в огороде, на грядках, было
обнаружено несколько зерен пшеницы.

После кропотливых поисков и наблюде-
ний недалеко от трядок, на дне колодца,
были обнаружены мешки с зерном. .

«Революционная законность нашего
времени, — говорил  товарии Сталин, —
направлена своим острием... против воров
и вредителей в общественном хозяйстве,
против хулиганов и расхитителей обще-
ственной собственности».

Оттого таким гневом и непримиримостью

стойчивость и последовательность передо-
вых русских людей в их борьбе против
низкопоклонства перед Западом. Имена
ученых и инженеров той эпохи — Н. С.
Мордвинова. Н. П. Шеглова, М; С. Волко-

за, Н. И. Зимань Д. И. Журавокого,
Tl. П. Мельникова, заложивитих основы
самобытной русской железнодорожной

науки, заслуженно войдут в историю. раз-
вития науки и техники.

Впервые в нашей научной литературе
дан такой широкий показ истории возник-
новения в России железнодорожного транс-
порта. Внига В. С. Виргинском — значи:
тельный вклал в важное и патриотическое
дело созлания истории отечественной тех-
ники. Простота и доступность изложения
делают книгу интересной для самых ши-
роких читательских кругов,

А. АВГУСТЫНЮК,
a 9. ГЕРМАЙЗЕ

“хх et

роли матери, об ответственности перед Ро-
Диной за воспитание достойного граждани-
на, 0 TOM позоре, которым на всю жизнь
покрывает женщину лишенае прав мате-
ринства.

Дети Басаловы остались сиротами. На
фронте Отечественной войны погиб их
отец. От тяжелой болезни умерла мать.
Сироты были помещены в детский дом,
который взял на себя все заботы по вос-
питанию ребят. Велед за этим нашлись
ретивые хозяйственники, которые «расно-
рядились» оставшимся после родителей
имуществом сирот. Дом забрал горкомхоз,
корову заприходовал себе детдом.

По заявлению соседей, в дело вмешался

прокурор. Он обратился в райисполком с
представлением, опфотестовывающим дей-

звучала речь прокурора, блюстителя ре-
волюционной законности, когда на суде по
делу о хищении колхозного зерна он го-
ворил:

— Я требую суровой, беспощадной ка-
ры расхитителю общественного богатства,
злостному врагу нашего государства!

xe

В нашей прекрасной действительности
еще нет-нет да. и всплывают на поверх-
ноеть пережитки того уродливого наслед-
ства, которое оставил нам. капитализм. И
ночетная роль в борьбе с пережитками
старого мира, в воспитании нового, со-
ветского человека принадлежит прокурору.

Олнажлы к Борисову пришла женщина
й рассказала о том, что ее сестра — ин-
женер-диспетчер ст. ‚Болотная гражданка
Лысак, разойдясь с мужем, He захотела
сама растить свою восьмилетнюю дочку, а
отдала девочку в семью сестры на воспи-
тание. Сначала Лысак приносила часть
своей зарплаты и алименты, присылаемые
отцом девочки, но вскоре совсем перестала
помогать сестре и вообще интересоваться
ребенком.

Защита интересов ребенка — одна из
благороднейних обязанностей прокурора.
Много времени пришлось потратить Дмит-
рию Никитичу на т, чтобы разъяснить
гражданке Лысак забытые ею обязан-

ности, напомнить о великой и благородной

ствие горкомхоза. Решением райисполкома
имущество было признано собственностью
детей Басаловых. Теперь дом сдан съем-
щикам, а средства за него переводятся на
лицевой счет детей, куда внесена и стои-
мость коровы. Эти деньги Басаловы по-
лучат, когда достигнут совершеннолетия.
Ha страже детства стоит самый справедаи-
вый в мире советский закон!
“*

Мы пишем книги, поэмы об ученых,
героях труда, но мало знаем о благородной
и важной работе человека, которого назы-
ваем. строгим именем «прокурор». А между
тем, есть в нем что-то общее с опытным
зесоводом, который идет по зеленым про-
сторам и зорким глазом видит пошатнув-
нееся деревио, нуждающееся в поддержке;
куст, теснимый большими стволами, кото-
рому надо помочь расти; засохшую ветку,
что нужно срезать, чтобы спасти дерево;
растение, которое необходимо вырвать с
корнем, если оно грозит заразить своей
уродливой хворью молодую весеннюю по-
pocab.

Это-то и называл М. Горький творче-
ской энергией пролетарекого гуманизма.
«Впервые за всю историю человечества, —
писал он, — организуется, как творческая
сила, подлинное человеколюбие...»

`БОЛОТНОЕ, Новосибирской области

a.

п. ПОДЛЯШУК
п. подляшук

Ющенко, .

3 подлежит!

ФЕЛЬЕТОН

He 6 добрый час

Гости пришли вдвоем и долго молча
осматривали помещение. Укоризненно‘ кд-
чали головами, обнаружив разбитое. стекло,
сосредоточенно пытались отколупнуть ra:
ну. проверяя, крепко ли обмазаны печки:.,

Потом последовал краткий обмен мно-
HMMM:

—- Hy, xan?

— Да, вроде, ничего...

} из гостей; тот, что пониже ростол,
но а осанкой, неодобрительно пр-
молвил, обращаясь & хозяевам:

— Тесловато живете. Неуютно, и окно

азбито...
Poe вскоре ушли, оставив хозяев в
недоумении —- К Чему бы это, зачем пожа-
ловали? Видно, ие в добрый Час.

Итак, дело было в селе Камызяк, район:
ном центре Астраханской области, В OK
qgaope  mpommoro “Toda домик районной
библиотеки посетили председатель  рай-
исполкома Зимнухов и его заместитель Ca.
фонов. Осмотрели накоротке, сделали оъ-
ческое внушение заведующей райбиблиоте.
кой Филииповой, другой заведующей —
детской библиотекой — Савельевой и Yi
Венето действие перенеслось в кабинет
Зимнухова, Гонец срочно доставил 90а
Филиппову. 1

Й вот стоят ona
стола, стоит, слушает.

ва металл: .
— Нехорошо, дорогой товарящ, получает

ся. Тесно живут библиотеки. Неудобно,
Два rola не был. Недоглядел. Теперь —
доглядел. Нет. таю нельзя. Очати культури
веб-таки.. Одним словом, выезжать и
освобождать! В двадцать четыре watal.,

Purmuiopa растерялась: куда выезжать?
зачем освобождать? Дом-то ведь наш, иско-
ни библиотеке принадлежит. =

Зимнухов был непреклонен:

— В двадцать четыре часа! В помеще-
ние районного Дома хультуры. Там том.
ната, где кружки какие-то занимаются.
Решение окончательное, обжалованию нд

у председательском
А в голосе Зимнухо-

Помедлив минутку, он добавил:

— Спорить не советую. Не со-ве-ту-к!

Утром у ворот стояли телеги, запряжен-
ные добрыми райисполкомовскими ROHS,
Возчики быстро навалили . RUMI, шкафы,

карточки — все немудрое имущество б-
блиотеки. Быстро перевезли, — Кое-что
кое-что  поломали, 3a

растеряли в пути,
кто там спраливает,— Известно, спешка!
Интересы читателей, взрослых и малень-
ких, удобства библиотеки, — все побоку:
Скорее, скорее освобождать помещение

А ге будут работать кружки самоден-
тельности Лема культуры? Репетиция,
слевки, занятия — все пустяки. Скорее,
скорбе — выезжать!

Так «переехали» камызякские библии
ки, районная и детская, из 080619 co.
ственного дома в чужое, неудобное мя
них помещение. -

Дом их притлянулея TOR. Сафовову, з1-
местителю прелседалеля райисполкома, №.
кие же могут быть разговоры?

Втъехал Сафонов в библиотечный дом.
С чадами я домочадцами.

И ютятся библиотеки в плохих кома
тушках. И свернули работу самодеятельные
ВрУЖКи, а

А ломик стоит в эти летние дни © 34-
крытымя ставнями. От жары закрывается
тов. Сафонов. Или; быть может, не хоче,
ч10бы граждане  Камызяка, проходя по
улице, заглядывали в окна... библиотеки,
т1е стоят теперь не шкафы © книгами, а
домашняя утварь зампред рика-

Вольютно ему живется. Кто важнее (4-
фонова в Камызякском районе? Нет фи-
туры зажнее. Разве что тольк см
пред. тов. Зимнухов!

Не советовал он библиотекарям спорить п

жаловаться, HO шила. в мешке He
утаишь! — узнали 00 этой истории в
Астрахани,

Отдел культурно-просветительной работы
обратился в облисполком: призовите к по-
рялку Зимнухова с Сафоновым.

В Астраханеком областном иополнител»-
MOM комитете’ не оставили сигнал 063 вни-
мания: безобразие, конечно, культуру по-
пирают, № тому же случай с библиотекой
—случай вопиющий» но не единственный:
Вот и книжный магазин в Камызяке was
луетея-—негле книги держать, и Дом кудьз
туры не ремонтируют, даже крылью, 1
то починить не могут.

Посыпались из Астрахани в тТайонный
центр ‘письма, олно внуиительнее другом.

«Освободить библиотечный дом!»-— мае
область грозные предписания.

Заместитель прелселателя  облислолкомз
тов. Пузанков приезжал в Камызяк. Уве
щевал, требовал, объяенаял.

Председатель облисполкома тов. Петров
по телефону звонил в Камызяк. Он уже но
увещевал, а приказывал: «Немедленно вер-
нуть библиотеке дом!» ‚

Осень прошла, зима. весна миновали;
июнь на дворе — все в той же позиция
твердокаменный Зимнухов, все так же на-
слаждается уютом Сафонов.

...Вечером Зимнухов, неторопливо пере-
бирая бумаги на своем председательскох
столе, находит письмо из области. Пед
седатель райисполкома устало вздыхаот:

— Опять про эту, про библиотеку пишут.
Ну как им там оне надоест...

acer ЕО СБ

„По следам выступлений
«Литературной газеты»

<«ЦЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА!»

В статье писателя В. Закруткина «Пе-
нить человека!» («Литературная газета»
№ 26 от 29 марта) критиковались руково
дители колхоза «Победа», «Красный Дон»
и «Врасный рыбак» Семикаракорекого рай:
она Ростовской области.

Председатели колхозов плохо заботились
о вловах фронтовиков, инвалидах войны,
престарелых колхозниках. Долгое время
они не оборудовали родильный дом.

Секретарь — Семикаракорского — райкома
BRIN(6) тов. К. Румянцева сообщила редак-
ция, что статья была обсуждена на coBe-
anna актива Кочетовского сельсовета:
Вритика признана правильной.

Правления колхозов решили для ORadI-
ния помощи престарелым кодхозникам во-
зобновить работу Race взаимопомощи.

Правление колхоза «Красный Дон» уже
оказало помошь в ремонте кваутир двух
престарелым колхозникам.

Ремонт межколхозного родильного дома
будет закончен к концу июня 1950 года