кий тодовщинЕ со дня

СМЕРТИ М. ГОРЬКОГО
И ен обе

В 1896 roxy Горький сотрудничал в
«Нижегородском листке» и «Одесских
новостях» — больших провинциальных га-
зетах того времени. В центре внимания
стояла тогда «Всероссийская промышлен-
ная и художественная выставка», откры-
вавшаяся в Нижнем-Новгороде.

90-6 годы известны в истории России,
как голы промышленного подъема. Вы-
ставка должна была, по замыслу ее учре-
дителей во главе с Витте,  продемонстрие
ровать силу русского капитализма. В дей-
ствительности же, она продемонстрировала
капиталистическую  анархию, отсталость
русского купечества, бездарность цареких
чиновников и превратилась в <универ-
сальную лавочку», по меткому выражению
Горького.

Горький писал корреспонденции с вы-
ставки, работая, ках работал всю жизнь,
с неукротимой энергией. Он был в то вре-
Ma CHG молодым автором рассказов и
очерков — «Макар Чудра», «Вмельян Пи-
ляй», «Челкаш», «Цесня о Соколе», «Ста-
руха Изергиль».

1895-й год он проработал в «Самар-
ской газете», в которой почти ежедневно,
помимо рассказов, очерков, обзоров печа-
TH, появлялись его фельетоны, посвящен-
ные текущему. моменту, злобе дня.

Эта работа была школой Горького-пуб-
лициста; она заставляла вникать в. «мело-
чи жизни», в Ce подноготную, в практи-
ческие дела и заботы разных слоев насе-
ления, что Горький и делал, обнажая
болышой смысл мелких фактов,  обличая
хозяев — самарских  куицов, предприни-
мателей, «отцов торода».

С таким онытом  литературно-газетной
работы Горький вернулся в родной город
в 1896 году; с мая по октябрь в тазетах
появилось более ста его фельетонов, вс6-
сторонние освещавших выставку; павильо-
ны крупной промышленности, ‘различных
се отраслей, разных областей и городов
России, кустарные промысла, художест-
венные отделы, конкуренцию фирм, работу
тогда же собравшегося _ торгово-промыш-
ленного съезда.

Горький не просто’ «описывал» выстав-
ку, —он ставил болышие социальные во-
просы, насколько позволяла подцензурная
печать, писал о положенци рабочих:

Корреспонденции молодого писателя сви-
детельствуют о прекрасном знании еостоя-
ния русской промьииленности, в частно-
сти = кустарных промыслов. Горький с
сожалением отмечал, что промыслам этим
не уделяется того внимания, какого они
заслуживают, — не по значению своему в
хозяйстве страны, а но качеству продук-
ций: He представлен труд’ балахнинских
кружевниц, слесарей из Горбатова, игру-
шечников из Семенова, гармонщиков-вяти-
чей, кавказских оружейников и многих
других. «самобытников-мастеров», между
тем UX труд давно эксилоатируется боль-
шими торговыми фирмами.

Горький обратил внимание на тот факт,
что в крупной промышленности Россий, —
например, в машиностроении, в добыче
нефти, — хозяевами предприятяй в боль-
шинетве случаев. являются. иностранцы;
французы, немцы, бельгийцы. Они — ro-
спода положения. «Подождите года два-
три, — иронически, с чувством искренне-
то возмущения писал Горький, — и вы
услышите, как с шиком истого евроцеизма
и во воеоружий новейшей промышленной
и обрабатывающей техники по тайгам Си-
бири пойдут бельгийцы. Я видел, как куч-
ки этих корректных, солидных и серьез-
вых людей ехали через Самару в Омск,
все осматривая, обнюхивая по дороге, обо
вом справляясь через переводчика, и
слышал, как они локупали лесные име-
пия в Томской и соседних  губерниях» .

Горький тогда же утверждал, что при-
чины, затрудняющие самостоятельное раз-
витие промышленноети в Россини, заклю-
чаются не в спепиальных условиях про-
изводетва, а «в общих неблагоприятных
условиях, среди которых главным являет-
ca TO, что во главе наших. преддриятий
стоят в подавляющем болынинстве иност-
ранцы, продолжающие сохранять связь. с
производителями машин за границей и
выписывающие машины оттуда... при чем
часто  выписываются такие машины, ко-
торые исполняются у нас совершеннев и
дешевле... :

А года два тому назад в Сормово приез-
жал из Бирмингама директор одного из
тамолтях заводов поучиться перекаливать
сталь»:

Таков итог первых, глубоко верных на-
блюдений писателя над экономикой  цар-
ской Россини. Известно, что в 90-х годах
прошлого века иностранный капитал играл
се более возрастающую роль ‹ в крупной
промышленности России. В наблюдениях
Горького верно и то, что иностранные хо-
зяева, связанные с зарубежным производ-
ством, по существу, тормозили развитие
русского’ машиностроения, металлургии,
горной, нефтяной промышленности, исполь-
зуя в то же время за границей в своих
корыстных интересах достижения русской
пауки и техники, скрывая имена их твор-
IO.

Отметим попутно, что, начиная в очер-
ков о промышленности на выставке 1896
года, кончая очерками «По Союзу Сове-

1 «Одесские новости», 1896 г., 6 августа.
? Одесские новости», 1896 г., 6 августа.

Конкурс на короткий рассказ

Редакция журнала «Крестьянка» объ-
явила открытый конкурс на короткий рас-
сказ.

Рассказы могут быть написаны на’ лю-
бую тему по выбору авторов, но наиболее
желателен рассказ на темы о советском
патриотизме, жизни и труде советских лю-

дей, укреплении семьи, воспитании нового

человека, борьбе с пережитками капита-
лизма в сознании людей. За лучитие рас-
сказы установлены премии: первая —
7.000 рублей, две вторые- по 5.000 руб-
лей, две третьи — по 3.000 рублей.

В состав жюри ковкурса входят: М. Ере-
меева (председатель), М. Шагинян, А. Ка-
раваева, М. Будбеннов и Г. Медынский.
Произведения,  отобраиные жюри, булут
опубликованы в Журнале. Срок представ:
ления рукописей по 1 ноября 1950 года.

‚ской агрессии,

М. Горький в
с империвлистической ‘азрессией

тов», послехней кчигой «Жизия © щие цель намеченной програу-
Клима Самгина», последними м. юнович мы. Горький писал 0 Том, что
лублициетическими статьями, . порабошение России  пнозем-
все творчество Горького отля- aed ными канпиталистами  совер-

чает превосходное знание эко-
номики —— основы социального бытия,

Вопрос о зависимости страны от инозем-
ного. золота встал перед Горьким. особенно
полно в 1906 году, когда французские,
английские, немецкие, бельгийские хозяе-
ва русских предприятий, опасаясь за евон
капиталовложения, в страхе перед рус-
ской революцией, грозившей перекинуться
за рубеж, помогли царбкому правительству
подавить революцию. Банкиры Франция
предоставили царю миллиардный заем.
«Твонм золотом — прольется снова кровь
русского народа», — неголуя писал по
этому поводу Горький. Вею силу тневного
слова ом обрушил на заимодавцев царя,
На весь мир зазвучал его голос: «Не да-
вайте денег русскому правительству!».
Убежденный, что рабочие понимают, что
несет с собою подчинение страны  инозем-
ному капиталу, Горький в обращении к
английскому пролетариату разоблачал пре-
ступную политику царизма, в частности,
Витте, «Говорят, — писал Горький, — что
европейская и. американская  буожуазия
ечитает его (Витте. —М. Ю.)\ великим госу-
дарзтвенным деятелем... Й считаю, чм
его проект отдачи наших железных дорог
под залог иностранным — каатиталистам
может быть назван турецкой политикой, В
России ‚ этот проект не может одобрить
даже последний. кретин»“.

Это разоблачение Витте, его политики
подчинения страны иностранному капита-

лу, не случайно дано в воззвании, пафос,

которого — вера в. победу революции, в
международную = пролетарскую
ность. —

В одновременно появившемся  «Воззва-
нии к французским рабочим» Горький пи-
сал: «Первым отрядом всемирной армии
двинулся в битву русский рабочий... Он
уже нанес славные удары, но враг еще
силен и впереди у русских — много битв.

Чем скорее грянет ближайшая битва,
тем скорее се гром пронесетсея по всей
земле, и если русский рабочий победит —
рабочие всей Европы, всего света почерн-
нут в этой победе вдохновение и силу, и
уроки для с6бя...>5.

Эти строки писались летом 1906 года,
т. е. после подавления декабрьекого вос-
стания, когда меньшевики сетовали: «не
надо было браться за оружие», а царизм
перешел в наступление. :

Горький боролся в рядах большевиет-
ской партии; потому его воззвания, напи-
санные почти полстолетия тому назад, и
поныне живы, отвечают  стремлениям и
чаяниям современного международного про-
летариата.

Горьковская агитация против займа на
подавление революции — образец  полити-
чеекой борьбы, кавую мог вести своим
оружием — действенным — словом — проле-
тарский писатель против империалистиче-
против вторжения нност-
ранного капитала, несущего в собою со-
циальное и национальное угнетение.

Летом 1906 года Горъкий жил в Аме-
puke, кула приехал по поручению боль-
шеристекой партии. Встреченный  пере-
довыми людьми Америки с небывалым эн-
тузиазмом, Торький вскоре же после при-
езлаА подвергся бешеной травле со стороны
буржуазной повесъе.

«Расскажу, кратко, о скандале... — пи-
сал он по этому поводу В. П. Пятницко-
му. — Подняла ero rasera «World» по
поручению российского посольства,  под-
хватили уличные газеты и -—— пошла пи-
вать Америка! Я подогрел дело, послав в
Колорадо телеграмму безвинно и незаконно
арестованным двум социалистам, которых
правительство очень желает повесить. Это
обидело Рузвельта, который желал видеть
меня в Белом доме. Обилелиеь и бур-
ya» 8,

Сейчас, по совокупности всех сведений,
можно утверждать, что буржуа, во главе с
Теодором Рузвельтом, вдохновителем аме-
риканского империализма, «обидела» не
только защита Горьким американских со-
циалистов, — очень «обидела» их также и
агитация против займа. Американские ка-
питалисты и царское правительство объ-
единилиеь в травле великого писателя —
представителя революционной России.

В толы между первой русской  револю-
цией и первой мировой войной Горький
внимательно отмечал в статьях, в пере-
писке события мировой политики, свиде-
тельствовавиие 0б агрессии  «воинетвую-
щего капитализма», гле бы агрессия эта
ни проявлялась, -—— на Востоке ли, на Бал-
канах, или в политике русского, немецко-
го, англо-французского, японского импс-
риализма. В 1912—13 тг. Горький пы-
тался реорганизовать журнал  «Современ-
ник», набросал программу некоторых ero
отделов, в одном из них он предполагал
освещать такие явления, как характер
деятельности, рост и роль иностразного
капитала в России.

А в переписке Горького тех лет есть
замечательные высказывания, разъясняю-

М. Горький. «Ранняя революционная пуб-
лицйстика». 1938 г., стр. 31.

+ Там же, стр. 43.

$ М. Горький. «Ранняя революционная пуб-
лицистика». 1938 г., стр, 44—45.
’в Архив Горького. Письмо от апреля 1906 г:

шаетея при покровительстве
царских министров. при солействии оте-
чественной буржуазии, под’ прикрытием

лжи и клеветы на русский нарол,

В письме к А. Н. Тихонову Горький
рассказывал, как усердствуют «весьма
интеллигентные» немцы и изеды, изобра-
жая русских  «чернорабочими» Европы.
Он указывал, Чо Tema Sta — ecte-
CTBOHHBIit отзвук бысто — растущего
империализма, творимого капиталем,
котрый вовсе He так уж  интерна-
ционален там, ге sro CMY требуется.

Едва ли пужно доказывать проницатель-
ность этого суждения, высказанного в яи-
варе 1913 тода. Империалистическая экс-
панеия — источник ажи и клеветы па
русский народ. В ее целях европейские
«мошенники пера и разбойники печати»
обрабатывали общественное мнение, в чем
им усерлно помогали  «холопы русского
правительства». 9то слова Горького, он
так и писал: «Русский народ, русский му-
жик совсем ине тот дикарь, о котором ев-
ропейцам рассказывали холопы русского
правительства... Любить Россию надо, она
Этого стоит, она богата великими силами
и чарующей красотой» 7,

Ямпериализм наступает — вот вывод из
горьковских паблюдений в годы, когда
над Евроной навис кровавый туман при-
ближавшейся войны. В наступлении этом,
в дьявольской игре, которую ведут магна-
ты капитала, промышленники, банкиры,
дипломаты и «идеологи», участвует и цар-

АНТЕННА ИАА ИННА

ская Россия, причем ee зависимость от

COMHAAD-   иностранного капитала все усиливается.

Расспрашивая В. И. Анучина, общест
венного деятеля Сибири, о том, что ду-
мают в Сибири по вопросам внешней по-
литики, касающимся непосредственно ee,
Горький писал в декабре 1912 г.: «Далеко
все это? Ничего, надо учиться смотреть
и в даль. Жизнь дана надолго и не только
для нас, а и для потомков наших. жизнь
развивается все быстрей, и то, что вчера
было далеко, завтра может подкатиться
под бок нам... И мы должны 0бо всем ду-

мать сами, ежели не желаем, чтобы Hac
слопал европейский капитал» 3.

0 чем же следует. думать, чтобы «не
слонал иностранный капитал»?

Ленин и Сталин доказали, что Защита
национальной независимости, значит, и.
экономической независимости отечества,
неотделима от демократического и социа-

листичеехого движения, что каждый ис-
тинный патриот своей родины и. носледо-
вательный интернационалиет должен итти
с рабочим классом, должен верить в его
силы, в торжество его дела.

«..Русские маркснеты,—писал товарц
Сталин в 1913 тоду, — связывают во-
1096 0 «свободе национальностей» с веро-
ятным коренным изменением, с демокра-
тически-освободитольным движением, He
имея основания рассчитывать на. рефор-
МЫ».

«Национальный вопрос есть часть 0б-
щего вопроса о пролетарской революции,
часть вопроса 0 диктатуре  пролетариа-
та», — все значение этого классического
сталинского ‘положения Горький понял
тотда, когда с корнем вырвал  заблужде-
ния, отдалившие его в 1917—1918 гг. от
партии, когла признал ее великую право-

Тогда Горький вновь вернулся к теме,
которая, его издавна глубоко занимала.
В статье «Десять лет» Горький в раду
‘достижений Октябрьской ревозюции и co-
вотской власти отмечает, что Октябрьская
революция, партия, ee  возглавившая,
спасли Россию от гибели, от превращения
в полуколониальную страпу.

«Если-б в 17-м году, — цисал в другой
статье Горький, — рабочал масса не поня-
ла правды Ленина, правды большевиков, —
богатейшая наша страна попала бы в жад-
ные лапы каниталистов Европы, и они
драли бы шкуру © нее, как дерут с Витая,
Африки, Индии» 9. 5

Эта мысль полно и глубоко соединилась
у Горькото с гордым сознанием всемирно-
исторического значения октябрьских побед,
воемирно-исторической мисени Советского
государства.

«К чему все это?» — так Горький пред-
полагал назвать книгу о буржуазном п
социалистическом хозяйстве. Он набросал
ее план: буржуазия строит хозяйство с
расчетом «всестороннего укрепления вла-
сти своей над рабочим народом» — укрен-
ления наемного и колониального ` рабетва;
в социалистическом хозяйстве все усилия,
весь труд направлены к достижению одной
цели — независимости советской Родины,
свободы и счастья ее народов. `

В плане этом Горький снова, особым
тезисом, отмечает зависимость царской Рос-
сии от иноземного золота. «...На этом фак-
те, — пишет он, — остаповиться  подроб-
ней, он объясняет мотивы интервенции. В
архиве министерства фянансов есть дан-

7 Письмо Н. Е. Буренину. Архив Горького.

8 М. Горький, Письма в Сибирь, 1946, стр. 56.

* М. Горький. Письмо стахановцам ПЛенин-
традской бумажной фабрики. «Правда», 30 ян-
варя 1936 г. A

«Первопечатный Радищев»

На-днях исполнилось 160 лет со времени
выхола книги Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву». В Москве в связи
с этой датой состоялась сессия Ученого ©о-
peta Государственного литературного музея,
на которой было заслушано сообщение о
судьбе одного из редчайших экземпляров
первого издания. «Путешествия».

Этот экземпляр, один из тринадцати
сохранившихся ло наших дней, можно уви-
деть на выставке, открытой в Москве, в
связн с 200-летием ©о дня ‘рождения Ра-
дищева, Государственным литературным
музеем. Есть поеллеложение, что. это лич-
ный ‘экзембляр автора Дело в том, что
«первопечатный Ралишев», приобретенный
музеем в 1946 году, принадлежал. раныле
племянчине великого писателя-лемократа —
Александре Степановяе Ралищевой, прожи*
вавшей в Верхнем Аблязове,

На радищевской выставке можно уви-

деть и фотокопии отдельных страниц уни-
кальных списков книги (список С. Валуева,
список собрания Колобова). Судя по этим
спискам, Радищев не сразу пришел к окон-
чательному заглавию книги: «Путешествие
из Петербурга в Москву». Первоначаль-
ными вариантами заглавия книги были:
«Обозревающшей Гражданин», «Проницаю-
шей Гражданин, или Путешествие из
Санкт-Петербурга в Москву».

Там же выставлены номера новикорского
«Живописца», где в 1772—1773 тг. был
напечатан «Отрывок путешествия в Bt**
И*** Т+**», напоминающий по содержанию
и по стилю «Путешествие из Петербурга
в Москву» Кто был автором «Отрывка»?
Можно предположить, что молодой Ралишев
уже тогла начал. писать наброски лля сво-
его главного произведения, олним из кото-
рых и был «Отрывок», напечатанный в
HOBHKOBCKHX «листах».

борьбе

ные 0б участия иностранного капитала в
текстильной промышленности... “Попытка
фабрикантов и помещиков продать страну
и ее трудовой народ капиталистам Евро-
пы, своим компаньонам. Роль реформистов
в этой торговле трудовым народом, роль
большевиков; Организация большевиками
сопротивления прелателям» 10.

Runry о буржуазном и социалистиче-
ском хозяйстве Горький пе успел написать,
но ее пдеи включены в публицистику, в
очерки «По Союзу Советов», в последнее
художествениое произведение писателя —
четвертый том «Жизни Влима  Самги-
на». Книга эта -—— ни с чем не сравнимое
в мировой литературе произведение по си-
ле п глубине образного воплощения  «ме-
ханики» монополистичеекого капитализма.

Рост трестов и банков, спекуляции, су-
лащие фантастические прибыли, инионаж
п подкуп, «распродажа России»  англий-
скому и французскому капиталу, описания
роскошных улиц Парижа с ux «парадом»
кокоток — как символа госуларетва, «тор-
гующего деньгами», т. е. вывозящего. ка-
питал, — вое это вошло в свободные рам-
ки романа. С изумительным искусством в
картинах огромной наглядности отражены
коренные черты, характернейшие детали
действительности монополистического  ка-
питализма, вилоть до выступлений  ми-
нистров-социалистов, ратующих за воен-
ные бюджеты.

Кажетея, что действительность отрази-
лась, как в зеркально-чистом потоке, в
романе-хронике. Искусство писателя осно-
вано на превосходном знании экопомиче-
ских и политических основ жизни той по-
ры, на глубоком проникновении в уче-
ние Ленина—Сталина о империализме.

В четвертой книге «Алима Самгина»
хана картина той России, которую това-
рищ Сталин охарактеризовал, как узловой
пункт противоречий империализма.

лицетворением империалистической
русской. буржуазии является в романе
Бердников. Он — мастер грандиозных спе-
куляпий, он знает цену керосину, ситцу,
сахару в Средней Азии и отлично нажи-
вается на войне. Суть его «идеологии»
и политики вот в чем: «Надобно всыпать в
пангу* страну большие миллиарды франков,
марок, фунтов, дабы хозявва золота в
опасный момент встали на заниту его...»

Бердников — «последний», он — пред-
ставитель тех, кто призвал интервенцию,
кто действовал заодно с нею и кого вместе
с нею уничтожила победоносная социали-
стическая революция. . А рядом с Берднико-
вым-—Влим Самгин, инженер Попов, сии с
ним, «как рубль е тривенником», по ядо-
витому замечанию Бердникова. Если «no-
следний» полагает, что нужно всыпать
в Россню миллиарды франков, марок, фун-
тов, то инженер Нопов вздыхает о социал-
демократии немецкого образца.

«Надо. брать пример c немцев, — гово-
put Попов, — у них рост социализма идет
нормально, путем отбора лучших из рабо-
чего класса ‘и включения их в правя-
щий класе...». 950 циничное признание как
нельзя лучше характеризует сущность
русских оппортуниетов и их стремление
включиться в «правящий класс» и их
преклонение перед иностранщиной.

И, разумеется, не случайно инженер
Попов дан в романе, как родня и слуга
Бердникова, — это образное
социального родства, взаимосвязи империа-
листической буржуазни и социал-рефор-
мизма.

Торького, как пролетарского писателя,
бориа против имнериализма, отличает глу-
бокое, жгучее, беспощадное обличение рус-
ското и международного реформизма. Горь-
ковская сатира сорвала с. реформистов все
покровы и маски, и они предстали как
лакеи империализма во всех своих отно-
шениях к миру, к Родине.

В публицистике советской эпохи Горь-
кий co всей силой убеждения развивал
мысли о том, что партия Ленина—Сталина
указывает путь борьбы против империл-
листического господства, . обеспечивает с0-
циальные и национальные интересы наро-
дов; о том, что исторические судьбы Роди-
ны неразделимо связаны е борьбою ком-
мунистов. Партия Леннна—-Сталина учила
и учит любить Родину истинной, деятель-
ной любовью. И если в прошлом, до. Ок-
тябрьской революции, лучшие люди России,
среди них и Горький, говорили о «тоскую-
щей» любви к Родине, то в советскую
эпоху Горький выразил чувство счастля-
вой любви к Отчизне. «Радостно жить и
бороться в стране, — писал Горький, —где
великая мудрость партии и железная во-
ля ее вождя Иосифа Сталина . навсегда
освобождает человека от проклятых на-
выков и предрассудков прошлого... Люби-
те вашу вторую мать, могучую социали-
стическую нашу Родину» И.

Архив Горького.
и Приветствие к десятилетию Болшевской
коммуны, «Правда», 1935 г,, № 159, 11 июня.

Памятник А. И. Полежаеву

ГРОЗНЫЙ. (Наш корр.). Памятник Алек-
сандру Ивановичу Полежаеву открыт не-
давно в одном из городских скверов. На

высоком постаменте установлен полутора-]

метровый бюст поэта работы местного
скульптора А. Сафронова.

А. И. Полежаев, как известно, за поэму
«Сашка», в которой беспошадно бичевал
царское самодержавие, был отдан в 1826
году в солдаты и в течение четырех лет
служил в Московском пехотном полку,
расквартированном в крепости.  Грозной.
Здесь им были написаны лучшие стихи и
поэмы о Кавказе.

Грозненцы чтут память талантливого.
русского поэта. Имя его присвоено скверу.
в котором установлен памятник, и одной
из центральных улиц.

воплощение.

Г. ГАЙДОВСКИЙ

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

%2:0 в нашу пользу» В. Полякова в Государственном центральном театре кукол

Каждая новая ра-
бота Государетвенно-
го центрального теат-
ра кукол под худо-
жоственным руковод-
ством народного ар-
тиста РОФСР С. 06-
разцева = привлекает
своей талантливостью
и неисчерпаемой изоб-
ретательностью заме-
чательного актерского
коллектива.

Убедительное сви-
детельетво все расни-
ряющихся творческих
возможностей Tea-
тра — показанные им
за последние годы
снектакли для в3рос-
лых зрителей. Заслу-
женный интересе вы*
звал спектакль «Обык-
новенный концерт»,
в котором было убийственно высмеяно все
то дурное, что еще бытует на нашей
эстраде. Тратикомедией «Под шорох твоих

ресниц» театр принял участие в деле
разоблачения истинной сушности  пре-
словутого «американского образа жиз-
ни». Наконец, последний спектакль —

«2:0 B нашу пользу»,
медия-волериль В. Полякова, — наметил
новый поворот в работе театра. ›

В этой постановке сказочные и сатири-
чески гротескные персонажи уступили на
сцене театра место действующим лицам,
взятым из нашей повседневной жизни. На
сцене: научный работник Виктор Платоно-
вич Нешеряков, его бабушка Ксения’ Пет-
ровна. доктор Ребров, профессор астроно-
мии Федор Сидорович Поднебескин, сту-
дент-медик Егор Загогулин, мастер спорта
Вера Петрова, ученнцы 3-го класса, про-
давщина мороженого, мальчишки на кат-
ке... Рассказывается смешная; но в общем
не содержащая в. себе ничего необыкно-
венного история: мнительный и мнимо 6бо-
лезненный молодой научный работник Пе-
щеряков, полюбив спортеменку, сам увле-
кается спортом, меняет свой образ жизни,
делается сильным, здоровым, спортивным
юношей.

Возникало сомнемие: не будут ли кук-
лы в этом спектакле карикатурами, емо-
жет ли кувла «сыграть» чувства простые
и человеческие? Сам ‘Образцов на протя-
жении ряда лет сомнезалея в возможно-
эти показать на сцене кукольного театра
современного положительного тероя. Имен-
но поэтому постановка пьесы «2: 0 в на-
цгу пользу» приобретает принципиальное
значение,

Образцов нобедил. Ему удалось преодо-
леть и собственные сомнения и немалые
трудности жанра. Театру принесла успех
четкая и точная работа Hal характером
каждого образа. Зритель живо следит за
развивающимся перед. пим действием, не
уставая восторгаться поистине виртуозной
п глубоко продуманной работой исполни-
телей этого спектакля. Так, перед намн
возникают остроумные, остро характерные
И В 10 же время жизненные и глубоко
снупатичные образы научного работника
Пенюерякова (в исполнении артиста И. Ди-
вова), его бабушки Исенин Петровны (ар-
тистка Л. Казьмина), профессора Подне-
бескина (артпет С. Самодур); сторожа Ост-
роухова (артист М. Петров).

Особенно удачен герой пьесы Пещеря-
ков. Отлично переданы его порывиетый,
увлекающийся характер, его душевная чи-
стота и непосредетвенноеть. Вдобавок к
этому режиссер изобретательно нашел
множество остроумных кеталей, чтобы сле-
лать этот образ предельно живым на спе-
не. Пешеряков краснеет, бледнеет, сни-
мает и надевает пижаму, дышит, перели-
стывает страницы журнала, набирает но-

современная в50-”

Сцена из пьесы «2:0 в нашу пользу».

‘  ВСЯКОМ

Заболевшего Пещерякова
(справа) навежают Вера Петрова и профессор Поднебескин
ото С. ГУРАРИЙ

мер автоматического телефова, выполняет
замысловатые движения на турнике..: Все
это и многое другое сделано с подлинным
мастеретвом, потребовавшим кропотливого
творческого труда. Достаточно сказать, что
на сцене во время действия незаметно для

зрителя сменяются тринадцать кукол,
изображающих Пещерякова. 2
Неудача постигла театр с героиней

пьесы — мастером спорта Верой Петровой
(артистка А. Воскобойникова). И неудача
эта не случайна. В этом образе, в проти-
воположность. образу героя—Пещерякова;
отсутствуют и смешное и трогательное.
Образ не найден ни драматургом, ни теат-,
ром. Так называемые «голубые роли», на-
деленные в основном блатими намерения-
ми, но лишенные автором характера и жи-
вых поступков, портят спектакли во вся-
ком театре, тем более в кукольном, так
как сама природа кукольного театра Oe3-
‘оговорочно требует краткой, точной и
остроумной характеристики каждого из
действующих лиц.

В заключение несколько слов о драмач
тургни, о пьесах для кукольного TeaTpa,
которые и здесь, несмотря на все особен-
ности кукольного представления, как и во
тезтре, являются определяющей
основой спектакля.

Пьеса Е. Сперанского «Под шорох твоих
ресниц», названная «трагикомедией», при
несомненных ее достоинствах, все же вы-
звала ряд законных возражений. Во мно-
гих ее сценах создавалось впечатление;
что не пьеса определяет ход. спектакля, &
бурная фантазия режиссера Образцова
подчиняет себе ход пьесы, делает сюжет-
пую канву ее лишь поводом для обыгры-
вания той илн иной блестящей режиссер-
ской находки.

«2:0 в нашу пользу» — это неслож-
ный, но веселый водевиль (зачем-то не
кстати названный в афише «романом-ко-
медией»). Его автор В. Поляков в общем
справилея с0 своей задачей в пределах
возможностей, отпущенных ему театром.
Однако чувствуется, что эти возможности
во многом. искусственно ограничены, п сю-

ветная незамысловатость кое-где начинаят

переходить зв  примитив. Думается, чо
0. Образцов недооценивает того значения,
Которое имеет в спектакле сама пьеса, сам
ве текст, а поэтому и недостаточно требо-
вательно относится к драматургическому
материалу, над которым работает его
театр, и, прежде всего, к разработке с®-
жета и качеству диалога.

Театр создал интересный спектакль RB
новом для свбя жанре. Спектакль не 0ез-
ошибочен. Тем не менее его следует рас-
ценить как удачу театра, ибо это не
просто талантливое представление, — это
открытие нового пути. новых ‘интерееней-
щих возможностей. & советский зритель
высоко ценит живые поиски нового в
искусстве. :

ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА

Номер 24 журнала «Огонек» представ-
ляет незаурядный интерес. Большинство
его материалов составляют статьи, pac-
сказы, стихи, фотографии, освещающие
жизнь\ новой Венгрии.

Вступительная статья кратко повествует
0б истории страны, о коренных изменениях
жнзни народа, вызванных тем, что Венгрия
вступила на путь демократии и социализ-
ма. О рабочих чепельского завода имени

Ракоши рассказывается в очерке Тибора
Тардоша «Стахановцы», ©  крестьянах
Решпуста,  организовавших  земледельче-

скую кооперацию, — в очерке Имре Добо-
зи «Хозяева жизни». Науке, творящей на
благо народа, посвящена статья презнден-
та Венгерской академии наук Иштвана
Русняка, венгерской музыке — статья од-
ного из виднейших дирижеров ‘республики
Ласло Шомоди.

В стихах Петера Куцка, Ференца Юха-
са; Дьюло Тота [ переводе Л. Мартыно-
ва), Лайоша Коня (в переводе А. Жарова)
воспет сегодчяшний день страны, который
«в грядущее уходит, желаний много в явь
превращено». Волнует рассказ  Дьердя
Дьери «Новая служба». Автору удалось
убедительно, нарисовать переживания свое-
го героя — вчерашнего рабочего, призван-
ного родиной на ответственный  государ-
ственный пост.

Фотохроника «Венгрия сегодня», «Ново-
стройки Венгерской республики», цветные
фото Д. Каспия дают возможность  зри-
тельно представить, как работают, учатся,
отдыхают люди свободной Венгрии.

Читатель будет благодарен редакции
журнала «Огонек» за ценное начинание.
Как известно, несколько ранее’ редакция
«Огонька» выпустила номер (21), по-
священный Чехословакии. Инициатива ре-
дакции, идущей навстречу запросам совет-
ских читателей, глубоко интересующихся
жизнью стран народной демократии, за-
служивает одобрения и поддержки. Номер,
посвяшенный Чехословакии, ‘был еще бо-
лее содержательным и многосторонним; В
нем были опубликованы выступления госу-
дарственных. деятелей республики, богаче
представлены литературные силы, помеще-
ны интересные заметки о спортивной жуз-
НИ. у

Думается, что к созданию таких номеров
следует шире привлекать наших писателей.
И в Чехословакии и в Венгрии бывали
неоднократно известные советбкие литера-
торы, и отсутствие их материалов в журна-
ле — серьезный недостаток. Хотелось. бы
видеть в нем и рассказы наших стаханов-
цев, побывавших в этих странах. К перево-
дам стихов (которых, ‘кстати,  ’ публикуется
мало) должен привлекаться больший круг

поэтов. Из пяти чешених ‘стихотворений
три переведены А. Кудрейко, из четырех
венгерских —три Л. Мартыновым.  Хоте-
лось бы, чтобы в переводе стихов приняли
участие и такие мастера, как М. Исаков-
ский (уже переводивший венгерские на-
родные песни), Н. Тихонов, А. Твардов-
ский, и другие поэты.

Начинание журнала «Огонек» порадует
самые широкие ‘круги советского читателя,
й писателям следует помочь редакции как
можно более широко и красочно отобра-
зить кипучую, созилательную жизнь стран,
вступивших на путь социализма:

А. МАКАРОВ
es
Е
Вышла из печати шестая (июньская)
книга журнала «Знамя». В ней привле-

кает внимание интересный раздел «Фронт
мира», в который вошли статьи писателей
В. Инбер, В. Величко, композитора Дм.
Шостаковича, шофера Чугуевской лесоза-
щитной станции Ф. Любжина, бригадира
обувной фабрики «Парижская Коммуна»
JI. Корабельниковой. В этих коротких,
страстных выступлениях слышен голос
советского народа, илущего впереди Gop-
цов за мир во всем мире. «Я работаю на
Белгородском направленин, — пишет быв-
ший танкист Ф. Любжин. — Семь лет
назад здесь советские люди разгромили
захватчиков. Сегодня здесь сажают леса.
И мы никому не позволим помешать на-
шему труду».

В номере публикуются продолжение ро-
мана Г. Николаевой «Жатва», заключи-
тельные главы записок Б. Борисова «Под-
виг Севастополя». Поэзия представлена
стихами В. Луговского и В. Бершадского,
посвященными сегодняшнему дню севасто-
польцев, и поэмой С. Шиначева «Павлик
Моровов».

В отделе публицистики напечатано пись-
мо прогрессивного индийского деятеля
Ш. Р. Д-а «Индия сегодня».

В разделе критики и. библиографии —
статьи о Горьком и о новом издании его
произведений, рецензии на журнал «Сто-
ронники мира» и стихи немецкого поэта
И. Бехера. К сожалению, о новых произ-
ведениях современной советской литерату-
ры редакция дала только одну рецензию —
на роман А. Рыбакова «Водители». И это
при ‘огромном потоке новых книг!

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 49 3