Доминика ДЕЗАНТИ

Я живу в одном из самых старинных
кварталов Парижа. на левом берегу Сены.
Когда-то в старину этот район занимала
аристократия, п до сих пор ов хранит еле-
ды былого величия. Здесь находятся Фран-
цузский институт, Монетный двор, сохра-
нились лома вдоль набережной Вольтера,
Здесь родился и жил Анатоль Франс. Шо-
прежнему просторные квартиры заняты
теперь крупными буржуа да разбогатев-
шими «на моде» торговцами картин. Ка-
кая-нибуль вдова или шестидесятилетняя
чета занимает квартиру в 10—12 громад-
ных комнат, в то время как в жилищном
управлении лежат двести пятьдесят ты-
сят заявлений с просьбами о предоставле-
нии жилья, поданных  многосемейными
зителями Парижа.

Париж не был разрушен бомбардировка-
ми, да и население по сравнению с  довоен-
ным ‘выросло незначительно. Все’ дело в
TOM, что жилищное строительство мало до-
хохно, и потому предприниматели не строят
домов.

Ha параллельных набережной узких
уличках, весьма заманчивых для прогулок
и значительно менее заманчивых для
жилья, расположены состоящие из крошеч-
ных квартирок ветхие дома с темными и
вонючими лестницами. Здесь вперемежку
живут представители самых различных
слоев  населения,— явление совершенно
новое и вызванное квартирным кризисом в
Париже, не дающим возможности даже
разбогатевиим семьям продвинуться ва
запад, в новые строения районов Пасси и
Отей.

Напротив нас — разваливающийся дом
ХУЙ века, переделанный под меблирован-
ные комнаты. На самом верху, в крошеч-

. ной мансарле, живут муж с женой и четве-
ро детей. Обед они готовят тут же, & 3&
водой ходят на улицу. За эту «меблирован-
ную» трушобу они платят 4.000 франкзв
в ‘месяц. Дети, живя в мансарде, вечно
болеют.

Лом, тде я живу, тоже представляет
собой поразительное смешение населения,
порожденное квартирным кризисом.

Во втором этаже, самом темном, обитз-
ут двое служащих и слесарь. Жена одного
из служащих работала. в парикмахерской,
но после падения франка безработица уве-
тичилась, и вот уже год, как ей не удает-
ся найти работу.

Весь день она непрерывно жалуется:

— Мы втроем (у них двенадиатилетняя
хевочка) никак не можем жить на деньги,
которые зарабатывает мой муж. Олна едз
требует больше, чем мы имеем. Мясо. мы
покупаем только по воскресеньям, Б вино
не ходим. Каждая пара обуви — это тра-
тический вопрос: где выкроить нужные
деньги? А ведь служащий должен быть
прилично одет. В этом году мужу нужно
купить новый костюм. Но где взять
10.000 франков? Не говоря уже о том, что
на эту сумму можно купить лишь плохой
костюм. E

Напротив них живут кассир с женой и
двумя детьми. Считается, что он в приви-
летированном положении. Недавно, ветре-
тив меня на лестнице. кассир сказал:

— Вее считают, что я в лучшем, чем
другие, положении. Но ведь на деле мэя
преимущества оплачиваются из моего же
кармана. Во-первых, в нас много вычитает
наниматель, во-вторых, под тем предлогом,

_ что «социальное обеспечение дорого обхо-
длится государству», Hac облатают больши-
_ ми налогами.

— В странах социализма, — ответила
ему я,— трудящиеся вообще не платят 33
социальное обеспечение: все оплачивается
нанимателем, то-есть государством.

Он сразу насторожился, как будто я
собиралась одолжить у него деньги, и ска-
зал:

— При социалистическом строе люди
не свободны. —

Откуда он почерпнул эти сведения?
«Радио. газеты»,— так он объяснил. Что

М. ПАПАВА
mnanass  3

3. Тени старого мира

\ старый мир, он находился рядом. Он
замыкал Албанию в кольцо. С севера, во-
стока и юга лежали границы этого ста-

° рого мира.

Я видел зубчатые, заснеженные верши-
пы Граммоса, ставшие символом неукроти-
мого духа свобололюбивых греческих пат-
риотов. С берегов синего Охридекого озера
я видел ютославский берег, где выстроены
дачи фашистских  сатрапов Тито. Видел
в тумане моря огни этого чужого мира на
греческом острове Ворфу.

Дорога вилась ереди холмов вдоль бере-

‚ та реки. Буки я клены мелькали по сто-
ронам, В полдневной тишине где-то в кам-
нях шуршали ящерицы.

Й вот узкий каменный мост. И если
пройти по нему, вы попадете в царство
прошлого. И это было, как в страшной
сказке. Там — заповедник старого мира.
Там — Греция Зерваса и Цалдариса, Гре-
ция тюрем и казней, демократический рай
«по-американски».

На последнем пролете моста надпись:

° «Ла здравствует Зервас!» Это звучит, как
«Ла здравствует смерть!» Албанский по-
граничник, сопровождавитий нас. смеясь,
показывает на эту наднись. В свое время
он видел, как греческий офицер, похлопы-
вая стэком по начищенным сапогам, вы-
тнал солдат из караулки, и те, ползая по
мосту, вывели эту надпись. Энтузиазм
«по-американски»!

Я видел звериные законы этого мира в
` действии. Я был в Билишти, маленьком
албанском городке у греческой границы, и
вилел злесь разрушенные во время грече-
ской провокации в августе 1949 года и
теперь восстанавливаемые” дома.

Тосподин Ачесон,  обеспокоенный паде-
нием своего престижа, разъезжает по Аме-
рике и изворачивается и лжет. Я сожа-
лею, что нб могу положить в его холодную

См. «Литературную газету» №№ 47 и 48.

«Литературная газета» выходит два раза
неделю: по средам и субботам.

ители одного дома

© этого, в газете печатаются. воспоминания
‘ гувернантки английской принцессы Елиза-
Письмо из Франции веты и любовные романы, в которых дей-
в ствуют либо графини, либо гангстеры. Я

показала парикмахерше газету, издаваем ую
прогрессивным Союзом французских  жеч-
IaH...

Верхние этажи дома заняты офиперами
в отставке и бывшими лавочниками, На
четвертом этаже. в двух соединенных квар-
тирах живет уполномоченный Центральну-
то рынка. Он покупает у крестьян масло,
сыр, яйца, привозит их в Париж и перз-
продает лавочникам. Как-то я услышала,
что он, выходя из машины, говорил своему
другу:

— Мы собирались заплатить дв» мил-
лиона отступных, чтобы получить «настоя-
шую» квартиру, но люди перестали поку-
пать. В прошлом месяце я еле выгнал
пятьсот тысяч франков. И у меня нет свэ-
бодных денег.

Он жадно скупает старинную мебель и
картины. Он поставил у себя невиданную
в этом доме вещь — ванну.

Если сложить вместе заработки всех ос-
тальных двенадцати жильцов дома, то ве
равно не получится сумма в полмиллиона
франков. А этот мародер жалуется на «плэ-
хой месяц». Й платит он такую же квар-
тирную плату. как и остальные жильцы,
тот же квартирный налог. При объявлении
дохода он может свободно сжульничаль,
уменьшив пифру оборота. Что касается рз-

он называет бытв свободным? «Делать, что
вздумается», — был его ответ.

Каждое утро, ровно в 8 чае. 15 мин., он
веовываст свою карточку в машину, ко-
торая отмечает час его прибытия из рабо-
ту. В 12 час. 15 мин. он уходит, в
часов возвращается и снова отмечает свою
карточку. Окончательно уходит он в
чае. 30 минут. Такая «свободная жизнь»
длится уже пятнадцать лет. Вак-то он 69-
зналея мне. что каждое утро вместе с 0д-
ним сослуживцем отмечает на специаль-
ном календаре, сколько еще осталось
месяцев Jo пенсии, полагающейся 10710
30 лет службы. Это его единственная пер-
спективз, единственная надежда. Ему So
лет, он ничем He интересуется, считая,
что может улучшить свою судьбу только
одним путем — выиграть по лотерейному
билету. Даже очень медленное повышение
по службе целиком зависит от каприза на-
чальника. Ero работа ему «смертельно
надоела», как он сам говорит, и развле-
кается он чтением уголовных романов.
С тех пор, как у него родилась дочь, эн
не был ни разу в театре, никогда не бы-
вал ни на концерте, ни в музее. Отец его
был «кассиром и доверенным лицом» B

банке. У него самого уже тоже согнутая
= х 4 бочих и служащих, то если бы они даже

a рые а и захотели скрыть свои доходы, то сделать

ретьим жителем этого эт   этого не смогли бы: сумма их заработка

слесарь. Он не-состойт в партии, н0 г949-  объявляется предпринимателем.

сует за коммунистов. Ему тоже тридпать

пять лет. Работает он всего 36 часов в не- Bae Sie peli pregplonl nage ALS
Ч   в

делю, потому что маленькое предприятие, говори  жена слесаря. es

Tle он служит, не имеет заказов. У него
pe и более половины трудяшихея

есть ребенок одиннадцати лет и жена, кэ-
a is подрабатывает шитьем. Семья © зарабатывают меньше самого скромного,

большим трудом кое-как сводит концы 6
концами.

Будучи активным и убежденным сторон-
ником профсоюзного движения, он Всеглз
носит с собой разные листовки и, коммеп-
тируя, показывает их мне:

—В 1938 году, — говорит он, — зар-
плата составляла 45 процентов государ-
ственного бюджета. Не так уж богато!
теперь всего 34 процента. В 1938 году в
руки капиталистов попадало 29 процентов
государственного дохода, а теперь они при-
сваивают 50,5 процента, иными словами,
больше половины. Вы не находите, что эти
цифры говорят больше, чем очень многиь
речи?

(Слесарь со всеми охотно вступает в раз-
говор. Он пробует убедить служащего стра-
хового общества и кассира, что они должны
выйти из социал-реформистекого профсою-
за и вступить в ВАТ.

— Что из того, что Бенуа Фрашон —
коммунист, важно, что он борется за нас.
А вот Жуо, хоть и был в конплагере в ка-
честве почетного заключенного (как и Леон
Влюм). теперь занимает хорошее местечко

В Риме состоялась десятитысячная демон-
страция инвалидов войны. На снимке; де-
монстранты несут плакат: «Пуеть прави-
тельство поможет нам жить, а не умереть!»

’(Снимок из итальянского еженедельника
«Лаворо»).
О

Подписи a

американских солдат

Камизния но сбору в США пяти мил-
лнонов подписей под стокгольмским в03-
званием охватила буквально все слои
населения. В ‘течение последних недель
150 тысяч американских рабочих потре-
бовали запрещения атомной бомбы.

Тайно от офицеров ставят свои подписи
под призывом Постоянного комитета сол-
даты американских оккупационных войск
в Западной Германии. Так, большое коли-
чество подписей американских солдат со-
брано в-Майнце, Баварии, Гессене.

Под воззванием ‚сторонников мира под-
писались также два сотрудника американ-
ского посольства во Франции. Характерно,
что, боясь репрессий правительства, они
просилн не оглашать их имена. ;

o¢o ¢

толодного прожиточного минимума. А бога-
чи их упрекают в том, что они бастуют.
Надо, наконец, чтобы все изменилось!

Недавно ко мне зашел слесарь. Он был
очень взволнован.

— Вы лома? А я испугался, — мне по-
казалось, что вас вчера зрестовали во вре-
ия демонстрации у здания реакжионной гз-
зеты «Фигаро». Вы не представляете себе,
что произошлю с кассиром.

Его банк находится на Елисейских по-
лях. Вчера он, как обычно, вышел из 5ad-
ка и пошел к автобусной остановке. Вто-
то рядом с ним закричал: «Фашистекий
«Фигаро», «Эсэсовский «Фигаро». И вдруг
он увидел, как жандармы в касках несут-
ся в его сторону. Через несколько секунд
его ударили дубинкой по голове. Сегодня

утром он отправился в участок, чтобы по-
жаловаться, и там полицейские чуть его

Вести из Испании

Еровавый фа-
пиестекий  тер-
рор Франко не
смог подавить
стремления сво-
б одолюби-
вого народа
Испании в ми-

не избили! Он вернулся в полном возму-
щении, позвонил Ко мне в квартиру и
сказал:

— Знаете, я считаю. что они определен-
но переборщили! Если так обращаются те-
перь с таким служащим, как я, которого

в профсоюзах, поддерживающих «План начальники всегда ставили в пример. ко- тии. Недавно
Маршалла». _ в 5 торый никогда не бастовал и не нарушал Постоянный ко-
Служащий страхового общества бЫл  порядка, то я протестую! Я вступаю в митет Всемир-

сильно подавлен в тот день, когда судеб-
ный следовалель пришел описывать его ме-
бель за неуплату налогов. Он плакал и
говорил: у Е

— Отец утверждал, что у честного чело-
века всегда есть сбережения и никотда нет
долгов. А у меня это не получается.

Ему пришлось два дня хлопотать, потом
снести в ломбарл веши. чтобы внести из-
вестную сумму и получить отсрочку пла-
Tema.

Безработная парикмахерша показала мне
женский еженедельник «Эль», стоящий 30
франков. Две машинистки, сослуживицы ее
мужа, покупают эту газету в складчину.
В газете печатаются снимки новейших мэ-
делей платьев «на все случаи жизни»:
«костюм для прогулок», «платье-пальто
для завтрака в ресторане»; «платье для
коктейля», «платье для театра и неболь-
птото званого ужина». Каждое из них стоит
‘or 40.000 франков до 100.000. Помимо

ВЕТ.

_ — Мольер показал, что девушки стан-
вятся разумными, когда их запирают, —
ответила, я слесарю. — Есть, очевилно, по-
ложения, когда становятся разумными н
кассиры и дети кассиров.

Всю неделю мы вместе со слесарем хо-
дили по кварталам нашей улицы, собирая
подписи под стокгольмеким  воззванием.   борцы за мир.
Полковник нам ответил: «Эта история с   Потребовалось полтора Месяца, чтобы она
миром — козни коммунистов». Вдова чя-! дошла по’ адресу.
новника сказала: «Я жду указаний генера- «Трудящиеся порта Аликанте, — гово-
ла ле Голля». а уполномоченный Цент-   РАЯ в ЭТОМ. послании, —— приветствуют
рального рынка возразил нам: «Оттого, деятельность Постоянного комитета стороч-
что запретят атомную бомбу, дела не по-   НИКОВ ‚мира. Они сообщают ему о своей
правятся». Все остальные жители ‘улицы   ТВеРЛОИ решимости потребовать  бэзуслов-
подписались. : ного запрещения атомного оружия в

Девяносто семь процентов жителей одной соответствии со стокгольмеким воззванием,

объяв ИМ
из улиц аристократического района Елисей- аж а и то
ских полей подписали воззвание...   ре ВИ, Пет

это оружие.
ПАРИЖ. Июнь Да здравствует республика!»

ного конгресса
сторонников ми-
ра получил. ве-
сточку из фран-
кистекой Hemna-
нии. Ee отпра-
вили трудящие-
ся Аликанте —

«Испанский народ никогда
не будет воевать против
Советского Союза!», — эти
слова пишут по ночам ис-
панские патриоты на сте-

нах городских зданий.

(Рисунок художника Се-
бальос из испанской газе-
ты «Мундо Обреро»

ру и и

Teun ТОМАС

Американск

Ниже мы публикуем письмо Твина
А © заключении в тю

Письмо это было гдресовано В Америку И

<Фастом за несколько дией до его ареста.
Твин Томас — молодой английский пи
тебе изменяет»,

повествует о мужественной борьбе рабочих-лите

решения Верховного суда си
Америки,

последним романом «Все
в Англии в 30-х годах MIX Beka.

сколь встревожены

Не могу выразить, ¢
живущие в Уэльсе,

и огорчены были мы, у
когла узнали о том, что Верховный cyl
США отклонил апелляции Голливудских
писателей. Это—новая, вызывающая боль-
ие опасения стадия камнании, направ-
ленной на изгнание разума и доверия ИЗ
нашей общественной жизни и создание ат-
мосферы всеобщего страха Н безудержного
ужаез перед новой смертельной угрозой.

Ныне защита наших товаришей, бро-
шенных в мрак тюрьмы и обреченных На
молчание и жалкое прозябание изуверами,
восстановившими в Америке инквизицию,
стала для писателей более важным делом,
чем творчество.

ели нашим друзьям и Коллегам в раз-
ных странах прикажут писать лишь То,
что радует божков жадности и нетерпимо-
ети; если их лишат права ставить нод
сомнение «мудрость» расистских измыш-

лений и кастового высокомерия, высту-
пать против военного психоза, — тогда
каждый из пас будет находиться под по-

стоянной угрозой. Все человечество долж
но протестовать против этой презренной
цензуры над идеями, вершимой людьми,
которые боятся идей и ненавидят их!
Когда тысячам художников и мыслите-
лей угрожает дубина репрессий, чтобы за-
ставить их либо обратиться в бегство, ли-
бо хранить позорное молчание в услови-

ме инквизиторы

в котором он протестует против
рьмУу прогрессивных деятелей
переслано нам Говардом

Томаса,

сатель — известен, главным образом, своим

изданным в Англии в 1949 году, Его роман
царившей

уациков против реакции,

ях террора;  разжигаемого слабоумныхй
фанатиками и негодяями,—Тотда обществу
наносится смертельная pala,

Мы внесем огромный вклад в дело мира,
если сможем отетоять свободу тех писате-
лей Америкл, которые были осуждены
комнесней по расследованию антиамери-
канской деятельности. Эти передовые пи-
сатели, стремящиеся сказать свое правди-
вое слово, стремяшиеся воспитать в лю
человеколюбие и. указать его возможны
пути, подвергаются преследованиям и Ha
казаниям. История сохранит горькую па
мять 06 этих позорных притеснениях!

Чуветво огромной гордости охватывает
пас при мысли 06 этих людях, отказы-
вающихея — пресмыкаться перед шайкой
Парнелла Томаса. Мы былая свидетелями
того, как возрастала армия преследуемых
деятелей искусства. Мы видели, как наши
братья в Греции и Испании погибали от
рук подлых палачей на собственной зем-
ле. Ликая травля заставила Пабло Неруду,
великого поэта, государственного деятеля,
покинуть свою родину —— Чили.

Угроза нависла над всеми нами. Мы —
не только писатели, мы еще и люда, и
если мы не пресечем это преследование
свободного интеллекта, мы не Выполним
нашей миссии и как писатели и вав люди,

АНГЛИЯ

новыЕ
книги

Долгие годы резкпионные историки VW
литературоведы, на все лады фальсифили-
ровавшие историю венгерского народа, ис-

eae образ великого поэта-революционе-

ра Шандора Петефи. В буржуззном лите-
ратуроведении долгое время бытовала ле-
тенла 0 «лобром  издателе» Имре Вахоте,
которому Шандор Петефи якобы обязан
своей известностью. Жизнь поэта рисова-
лась некоей идиллией. Факты сопротивле-
ния Петефи буржуазному строю замалчи-
вались илп объяенялиевь совершенно непра-
вильно. Любили писать о «буйном характе-
ре неуживчивого поэта», его «еклонности
к авантюрам». 0 Петефи-художнике отзы-
вались, как правило, надменно и пренебре-
жительно.

Как ни странно; но оценки подобного
рода можно встретить и сейчас. В «Пето-
рии венгерской литературы» Антала Серба,
переизданной в Будапеште ‘в 1947 тоду
массовым тиражом, ставится под сомнение”
истинная народность стихов Шандора Пе-
тефи: «Петефи совершал насилие над со-
бой, когда он был народным поэтом... По-
настоящему хороши вовсе не те его стихи,
что он написал в качестве народного
поэта»...

Вышедшая недавно монография А. Ги-
даша разоблачает легенды и досужие вы-
мыслы, связанные с именем поэта, п пока-
зывает подлинного ЦШетефи, какого помнит
и любит венгерский народ.

На фоне жизни и борьбы венгерского
народа автор рисует тернистый путь слаз-
ного сына Венгрии Шандора Петефи —
поэта, революнионера, борца. На ярких
примерах показывает автор, какие глубо-
кие корни имела ненависть поэта в дворя-
пам и как близок он был народу.

В книге хорошо обрисованы место и
роль Петефи в. венгерской революции
1848—1849 гг. Петефи был одним из са-
мых любимых и популярных вождей pe-

Анатоль Гида. «Манлор Петефи». Пере-
вод с венгерского Авны Красновой. Государ-
ственное издательство художественной лите-
ратуры. Москва, 1949 г,

Любимый поэт Венгрии

склонны были

волюции, он теснее всех был связан с мас-
сами трудового народа. И если одни вожди
к полумерам, к компромие-
сам с ненавистным народу дворянству, 3
другие хотели бороться только за. нацио-
пальную независимость Венгрии, не желал
ничего делать для освобождения трудл-
щихся от гнета крепостников, TO Петефи
энергично призывал ‘расправиться с внут
ренними врагами — эксплуататорами-кре-
постниками. Грозным предупреждением
звучали в годы революции строки 1п0эта:

Внешний враг, поверьте, там не страшен,
Где подохла внутренняя свора.

Петефи неустанно боролся за 10, чтобы
направить ход революции по пути борьбы
за жизненные интересы трудящихся.

В дни, когла шла неравная борьба хе.
жду остатками венгерской революционной
армии и. иноземныхи захватчиками, Пете-
фи был с народом, героически сражавших-
ся за свою свободу.

Интересная и пенная книга А. Гиза
не лишена, олнако, некоторых недостатков,
Подробно рассказывая, какой любовью
пользовался ПШетефи у венгерского и\ода
в прошлом, автор почти ничего не говорит
о популярности произведений Петефи се
тодня в народно-демократической Венгрит,
плушей по пути к сопиализму. Це вот
автор и о том, что произведения Шандора
Петефи нооднократно издавались в Coser
ском (Союзе, были переведены не толь
на русекий, но и на украинский, грузит
ский и другие языки, что советский чита-
тель по достоинству оценил наследие эт-
о замечательного поэта-трибуна.

К недостаткам книги следует также ок
нести излишнюю риторичносеть и напыщен

ность изложения, свойственные иногда
А. Гидашу.

Автору и редакции Государственного из.
дательства художественной — литературы
следовало бы обратить большее внимание
на стиль этой, безусловно, полезной
KHATH.

Г. КОРОТКЕВИЧ

PORE PLA PAO ALLL LAL ALLL ALA A LAL LLL ll lL
PPL

работают там бесплатно. Й, нарушая веко-
вые. традиции, с этими бригадами прихо-
дят из глухих горных сел девушки. Нод-
час оскорбленный, таким своеволием же-
них, присхав велед за невестой, сменяет
гнев на милость. Совершенно иные обще-
ственные отношения возникают перед гла-

албанской тетради.

и скользкую руку коммивояжерь новой Boll-
ны кусок синеватого металла, хранящийея
в Корчинском комитете албанской трудовой

сахарных заводов. Пытаясь . форсировать
добычу нефти в Кучеве, они категори-
чески возражали против постройки новых

партии. Это — осколок греческого снаря-   нефтеперегонных заводов. зами изумленного горца. Его конфликт ©
да, поднятый в палате билиштинской боль- Резолюция Информбюро  коммунистиче-   невестой становится предметом обществен-
ницы. Это — символ старого мира, окру- ских и рабочих партий, заклеймившая ного разбирательства на стройке. И когда

жающего Албанию. Это — зловещие плоды
американской «демократии», усиленно на-
саждаемой господами Трумэном и Ачесоном
в Грепии.

Миру до сих пор памятна трагедия ча-
мов — албанского меньшинства в Греции.
Мне пришлось. побывать в тех районах

клику Тито, оказала огромную помощь ал-
банскому народу и трудовой партии Алба-.
нии в разоблачении всех темных сил меж-
дународного империализма, под какой бы
маской они ни скрывались.

вечером, окончив работу, они идут за зна-
менем своей бригады, какие-то новые. и
прекрасные формы принимает их юная
любовь. °

Историческое прошлое часто напоминает
о себе в Албании. Мне приходилось переез-

жать стремительные горные потоки по

м rye живет греческое меньтин- +. Молодость древним каменным мостам, выстроенных

TBO. ельвине из двенадцати тысяч . еше венецианцами. Камни этих моетов ви-
> в г

жителей района — девять тысяч греков. древнеи страны дели средневековую конницу, закованную

Я был в домах греческих Е в тяжелые латы. А на железнодорожной

получивших землю после реформы. БЫЛ! р сегодняшней Албании часто наблю-   ТК Дуррес — Петин, этой народной

в школах, где занятия ведутся на грече-

стройке, есть новенький мост, на котором
ском языке. И директор Дельвинской гре-

даешь, как рядом с ростками нового ужи-
выбита надпись: «Бригада имени Вастрио-

ваются остатки прошлого. В Шкодере я

ческой семилетки Коста Вагани с гордо- Л
ии e о встретил на улице закрь чадрой жен   8». ИЗ Валоны». Пятьсот лет истории за-
говорил мне о том, что все греческие а у» ключены в этой надписи — ото времени
дети сейчас учатся в школе. щину, которая вела за руку сына © ПИо-   №. ne :

неровным THAGKYEON ‘Ва 0. бя ши в риота, возглавившего средневековую

Как вещественное доказательство нового
мира я мог бы положить перед лицом
строгих и нелипеприятных судей учебники
для школ греческого меньшинства,  изда-
ваемые в Албании. Ла, в этой стране, за-
нятой восстановлением и развитием своего
хозяйства, издаются учебники для грече-
ских школ.

Что ж. господин Ачесон, может быть, по-
желает подсчитать количество греческих
детей, которым доступна школа в их род-
ной стране, ставшей теперь вотчиной
Уолл-страта?

Будучи в Албании, я убедился в том,
что злесь с помошью Тито была задумана
в свое время банлитская диверсия. При-
крываясь социальной демагогией, югослав-
ские советники в период так называемой
«помоши» Албании всячески тормозили
развитие производительных сил молодой
республики. Албании готовилась роль
сырьевого придатка, колонии фашистской
Югославии.

Югославекие «советники», настаивая на
развитии новой культуры — сахарной све-
клы, категорически противились постройке

феодальную Албанию в ее борьбе с турка-
ми, до сегодняшних дней народной рес-
публики, когда внервые в стране разда-
лись гудки паровозов.

Я побывал в Берате — одном из ста-
риннеёйших городов Албании, раскинув-
шемся в ущелье по берегам реки Ocym.
Злесь, на воротах древней крепости; еше
сохранилея византийский терб Вомпенов.
Старуха  вязала чулок у стен крепости.
Каменное ядро, выпущенное лет пятьсот
назад, лежало у ее ног. Время, казалось,
остановило тут свой стремительный бег,
зажатое каменными бастионами.

Словно знак новой истории, ‘в городе
стоял дом, стены которого были испешре-
ны осколками немецких снарядов. Здесь в
годы освободительной войны было провоз-
глашено Временное народное правительство
демократической республики. В жаркий
поллневный час мы разговорились © одним
из горожан Берата, стариком-мусульмани-
ном Али Неджипом. С гордостью расеказы-
вал он 0 своих сыновьях-ударниках —
один из них тракторист в Кучеве, другой
работает в Шахтах Патоса.

дом, принадлежавший раньше богатому
турецкому купцу, сейчас там Дворец пио-
неров.

Пятисотлетнее владычество турок ска-
залось на быте. На горных дорогах Алба-
нии можно видеть, как пожилой крестья-
HHH, покуривая трубку, неторопливо едет
на осле, а сзади плетется ero жена-стару-
ха с огромным тюком на голове или моло-
пая невестка с ребенком в деревянной
люльке за спиной. Рядом, по той же до-
роге, шагает молодой крестьянин в Поли-
нявшей гимнастерке, сохранившейся со
времен освободительной борьбы. Он держит
3a повод мула, на котором сидит албанка
в праздничном наряде с ребенком на Ру-
ках. По мусульманским обычаям той ста-
рины, когда жену даже не называли пол-
ным пменем, — это позор для мужчины.
Но на груди крестьянина партизанская
медаль, и перед ней бессильны стариков-
ские обычаи.

Новое стремительно вторгается в быт.
Добровольные молодежные бригады из са-
мых различных уголков страны прибыва-
ют на народные стройки и по два месяца

2-й Обыденский пер., 14 (лля телеграмм — Москва, Литгазета).

Адрес редакции и издательства:” Телефоны:

внутренней жизни — Г 6-47-20,

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

секретариат — Г 6-47-41,
международной жизни — Г 6-43-62, науки — Г 6-39-20, информации — Г 6-44,-82, а on 6-38-60, корреспонлентской

м ры

Нелжип казался древним, Kak камни
Берата. Мы спросили, сколько ему лет.
Старик задумался и вдруг сказал:  «Де-
вять». Взглянув на наши недоумевающие
лица, Неджин засмеялся так, что задро-
жали все бесчисленные складки и морщи-
ны его лица, и добавил:

— Л считаю, что мне девять лет.
Столько, сколько лет. моей ` партии.
Остальное время я прожил бесполезно.

В шутке Али Неджипа была своя муд-
рая правда, Действительно, новая жизнь
изменяет в стране решительно все — на-
чиная от человеческого сознания и кончая
размерами окон домов.

В постановлениях районных властей
строго указаны размеры окон для вновь

строящихся домов в долине Мати. Беско-
нечные войны в прошлом, феодальные
междоусобицы и обычай кровной. мести

привели к тому, что окна многих домов,
выстроенных из камня, превралались в
бойницы. Я был в одном из таких домов,
где в узкие прорези окон-бойнип чуть про-
никал свет солнечного дня. Хозяйка, заме-
шивая хлеб у старинного очага, рассказа-
ла мне, что ее муж, брат и старший сын
погибли, пав жертвами кровной мести. И
только младшему сыну,  светлоголовому
мальчонке, ученику сельской школы, сво-
болной Албании, не грозит такая же участь.

В окна новых домов Албании широким
потоком вливается свет ее сегодняшнего
дня. Отсвет этой новой истории я видел
на лице немолодой работницы  Икодер-
ской текстильной фабрики Садие Реджени.
Еще в 1946 году черное покрывало пада-
ло на ее лицо. А сейчас на ее груди крас-
ные нангивки уларнипы, — она обелужи-
вает несколько станков. :

Па огромной стройке текстильного ком-
бината близ албанской столицы работает
первая в Албании женщина-техник. окон-
чившая техникум в Тиране, — Измичи
Якобини из Сарандо. С одинаковой гордо-
стью говорили о ней и албанец—диреклор

Главный редактор К. СИМОНОВ.

строительства, и русский — инженер-кун-
сультант. Был час обеда; неся впереди
знамена своих бригад, шла молодежь Мир:
диты, Нешкопии, Тецелена, Аргирокастро-
на, работающая на стройке. И солние но-
вой истории освешало кумач их знамен,

По контрасту © этим солнечным днем
под Тираной я вспоминаю вечер в горах
Петрели, Мы сидим у старой крестьянки
Хамиды Челе. Невестка в белом платке
(знак траура в Албании) подает нам кофе
в маленьких чашечках. Со дня смерти сы“
на старуха не пьет кофе с сахаром. Он
рассказывает нам о днях партизанской
борьбы, о тайных встречах партизан в ®
домике, о том, как всей’ семьей уходили в
горы. Сейчас она — председатель женской
организации в деревне.

Разговор заходит о нынешней жизни, 0
Энвере Ходжа — руководителе албанское
народа, чрезвычайно популярном в стране,

Хамида Челе пододвигает ко мне орех! )

п блюдечко с медом.

— Вушай, сын  стравы Сталина! Ты
самый дорогой гость у меня, — и Хамида
осторожно и любовно поглаживает мою
руку.

Спускаясь вниз с горных круч, Ha Ke
торых расположена деревня, мы останаз
ливаемся перед огромной пещерой, BHI
ленной в горах Петрели. Здесь укрывались
от партизан немецкие эсэсовцы,  мечтав-
шие о покорении мира. Эта пещера в
Петрели — свидетельница бесславного Kol:
ца гитлеровских «еверхчеловеков». Пусть
помнят о ней поджигатели новой войны.

Это они, англо-американские империй“
листы, провоцировали католическую peak
пию хранить оружие в своих соборах для

борьбы с молодой Албанской республикой.

г
Это они руками своих резидентов органи“

зовывали диверсии и саботаж на народной

стройке по осушению болот Малика. 9%
они «авторы» бесконечных инцидентов 18

oe a Албании с Грецией и Югосла-

Редакиионная коллегия: Б. АГАПОВ, И. АТАРОВ, А. БАУЛИН. Н. ГРИБАЧЕВ
Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, А. КРИВИЦКИИ, Л. ЛЕОНОВ. ae МАКАРОВ,

Н. НОВИКОВ, Н. ПОГОДИН, Б. РЮРИКОВ

П. ФЕДОСЕЕВ.

Г 6-31-40, отделы:

литературы и искусства — Г 6-43.‘
сети — Г 6-44-48, издательство — Г т

(зам. главного редактора)

B—02401