Илья ЭРЕНБУРГ I 1

Вначале приезжему кажется, что ниче-
то не изменилось в этой небольшой тесной
стране, где возделан каждый  вершук

1. БЕЛЬГИЯ

земли, где трамвай идет из одного. города.

в друтой и где можно в трамвае пересечь
товударетвенную территорию. Ran много
лет назад, приезжего поражает емесь деля-
чества и мечтательности, банков и мона-
стырей, глухой провинции,  сохранившей
стародавние обычаи, и вполне современ-
ного зжиотажа всемирных рвачей, которые
на ступенях брюссельской биржи . выкри-
кивают: «Роял датч», «Мекоикан игл»,
«Рио-тинто»,  «Азтанга». Центральный
прослект Брюсселя жаждет походить на
Бродвей; мечутся и слепят прохожих нео-
новые буквы вывесок, прославляющих
тангстерские фильмы, бульон в кубиках и,
конечно же, «Вока-колу»; а в пяти ми-
нутах от этого проспекта цепенеют узень-
кие средневековые улички, по которым
медленно проходят старые женщины в чеп-
чиках. Много американских азтомобилей, и
здесь же грудастая собака тащит тележку
молочника. Как и прежде, B городишках
Фландрии скучающие сплетницы из глу-
бины комнат с помощью особых зеркальн
наблюдают за тем, что происходит на ули-
це, а заслуженные писари и отставные
почтальоны не спеша воеут гланяные труб-
ки, слушая, как звонарь на. городской баш
не вызванивает хвалу медленно ступаю-
щему времени.

Да, с первого взгляда может показаться,
что Бельгия осталась Бельгией, что нет
на свете ня Бенилюкса; ни «европейских
пигатов», широко рекламируемых штатным
(и заштатным) европейцем г. Спааком, и
что никто не помешает. маклерам  восхва-
лять акции «Рио-тинто», а звонарям зво-
нить нз вышках ратуш до самого сконча-
ния света. Однако это иллюзия: Бельгия
живет тревожно, даже ее сон, сон и ста-
ринных городков Фландрии, и прокопчен-
ных хмурых поселков Боринажа, и шумли-
вого Брюсселя наполнен грозными виде-
НИЯМИ. :

Несколько лет назад магазины Брюсселя
изумляли парижан изобилием товаров. Да
и теперь бельгийский франк смотрит свыео-
ка на своего французского собрата. Дело-
вые люди охотно ‘отмечают, ‘что Бельгия
пользуется особыми симпатиями дядюшки
Сэма. Дело, конечно, не в пристрастии аме-
риканиев к романтике старого Брютге или
к поэзии Метерлинка; для того, чтобы раз-
гадать природу нежности Вашингтона, луч-
ше всего направиться в музей’ Конго, на-
ходящийся недалеко от Брюсселя.

Осмотр этого музея поучителен. Рядом ¢
прекрасной  негритянской скульттурой
можно увидеть головы негров, изготовлен-

ные белокожими халтурщиками и снаб-
женные пояснительным  текетом: «Дефор-
мация черена туземца». Полотна  акаде-

миков прославляют блатодеяния колониза-
торов, а в витринах — дары богатейшего
края: золото, медь, олово, слоновая кость,
каучук. Сказочная Африка хорошо кормит
сотню брюссельских тунеядцев. Упомяну 06
одном: крупному сановнику министерства
иностранных дел, г. Франсу Леемансу,
принадлежат золотые прииски Кило-Мото,
подлинное государство, которое втрое
больше Бельгии, и ставленники г. Фран-
са Лееманса наказывают кнутом восемь-
десят пять тысяч верноподданных.

Проходя по пышным залам музея, ви-
дить все время то, что не выставлено:
кровь рабов. Золото и каучук начинают
казаться вещественными доказательствами
на грядущем процессе рабовладельцев.

Среди экспонатов имеетея один мало-
приметный: кусочек темного минерала.
Под ним значится: «Катанга Шинколобве.
Уран». Здесь объяснение американской
любви к Бельгии...

Над проблемой мирного
атомной энергии работает группа  бель-
тийсвих ученых во главе с профессором
Козенсом. Напраено бельгийские ученые
ждали от бельгийского правительства то-
лики бельгийского урана. Уран знал. до-
рогу, он торопился в Америку; OH  вель
предназначен не для научных работ, ко-
торые могут облагодетельствовать трудолю-
бивых бельгийцев, а для изготовления
смертоносного оружия.

Ло недавнего времени прииски, re
имеется уран, принадлежали бельгийским
и английским капиталистам. Во главе ак-
пионерного общества «Верхняя Катанга»
стоял г Блез, директор консорциума
<«Сосъете женераль де Бельжик». Помимо
приисков Конго в, руках  вездесущего
т. Блеза. угольные копи Монсо и брюссель-
ские трамваи, судоходные компании и
металлургические заводы. Гобокен, стеколь-
ные заводы Мариемон и страховые обще-
етва. Г-н Блез делил барыши с англича-
нином г. Гели-Готчисоном, возглавлявитим
фирму «Танганика», которая входила В
акционерное общество «Верхняя Ватан-
та». Американцам было предоставлено пра-
BO монопольно закупать уран. В 1948 году
дивиденды «Верхней Катанги» превысили
миллиард бельгийских франков, Остается
добавить, что на приисках работают шест-
надцать тысяч негров и что негр получает
в день шесть франков — двенадцать зме-
риканских копеек... з

Американцы, однако, не удовольствова-
MCh предоставленной им монополией, ови
решили завладеть приисками. Переговоры
были окружены тайной, и финансисты бы-
ли потрясены, что о сделке узнала. лоне
лонская газета «Дейли уоркер». Выяесни-
лось, что г. Гели-Готчисон продал амери-
канцам миллион шестьсот тысяч акций
«Танганики». Трест, купивший акции,
именуется лаконично «Группа A—B»; во
тлаве его стоят крупнейшие банкиры Co-

‚ елиненных ПШиатов Ландебург—Тельман. У
дядюшки, Сэма есть резоны, чтобы любить
Бельгию. Но трудно сказать, что хуже —
тнев или нежность этого заморского  род-
ственника...

использования

Бельгийские социалисты любят говорить’

© высоком стандарте жизни. Слов нет, по
сравнению с французским. рабочим бель-
тийский кажется облатодетельствованным.
Но за внешним благополучием скрыто не-
мало горя. Намюр очень живописный. го-
род с древней крепостью, с широкой ре-
кой; и плакаты зазывают туда туристов.
Там много старинных улиц возле реки. Для
туриста они живописны, для жителей —
страшны: дома в городе, который гордится
своей красотой, а числится своеобразным
курортом с игорным домом и прочими при-
манками, по всей справедливости должны

НЫ
«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам.

быть названы трушобами. Крыши проте-
кают, в каморках темно, хлюпает вода.
Эти. дома принадлежат людям, которые жи-
вут в других, менее «живописных», HO
более приспособленных для жизни кварта-
лах. Помовладельцы  едают трушобы бед-
някам -—— безработным, инвалидам, людям,
потерявшим силы в немецких лагерях.
Трушоба стоит в месяц двести пятьдесят—

триста франков. Турист, любуясь живопис-

ностью узких темных улиц, не знает,

сколько слез стоит эта экзотика:

Вступив в связь © дядюшкой Сэмом,
Бельгия прижила ребенка — безработицу.
В январе этого года по официальной ста-
тистике в Бельгии насчитывалось 308.968
безработных -—— свыше пятнадцати процен-
тов рабочего населения. «План Маршалла»
нарушил систему обмена между капитали-
стическими странами. Трудно назвать этот
«план» планом: он’ состоит из множества
комбинаций и махинаций, из жадной слю-
ны заморского хищника и клочьев евро-
пейской шерсти, из тысячи заплат триш-
киного кафтана, из мелких подачек, свя-
занных с крупными потрясениями. Перед
бельгийскими товарами закрылись двери
других стран; что касается внутреннего
рынка Бельгии, то он завалей товарами
американскими, немецкими, даже  япон-
CKHMH. :

Как ни мил дядюшке Сэму г. ван 3ее-
ланл, у него есть . опасный соперник:
г. Аденауэр, Бельгия для американцев это
только дорога войны, Западная Германия
для американцев — это сама война, ве ар-
сеналы, ее казармы. Неудивительно, что,
договариваясь с немецкими капиталиста-
ми, американцы меньше всего думают об
интересах маленькой Бельгии. Экономиче-
ский совет Валлонии отмечаёт, что в OT-
расли машиностроения немецкие изделия
также вытесняют бельгийские — заработ-
ная плата в Западной Германии на сорок
пять процентов ниже, чем в Бельгии.
Хлопчатобумажные изделия немецкой фир-
мы «Нейе Аугебургер  Ватун» наводнили
магазины Бельгии, и кризис в текстильной
промышленности растет.

Часть безработных берут для постройки
дорог. В бюджете. на текущий год расходы
по строительству дорог составляют изряд-
ную сумму в три миллиарда франков. Мне
привелось повидать новые дороги, поездить
по некоторым из них. Они хороши, даже
слишком хороши; и это вызывает некото-
рые подозрения: необычайно широкие бето-
нированные автострады вряд ли строятся
только для туристов; по ним легко могут
пройти колонны тяжелых танков. Причем
наиболее широкие и наиболее солидные
дороги соединяют порты Северного моря с
Западной Германией. Средний бельгиец
знает, что прежние дороги были плохими,
a газеты ему объясняют, что автострады
увеличат поток туристов, и он, бухгалтер
из Гента или арденнский фермер, не подо-
зревает, куда именно его приведут эти
супердороги... в. pe it

Средний бельгиец неё хочет задуматься и
над тем, почему строятся. новые аэродро-
мы. Я был на побережье; земля в примор-
ских районах славится травами, это луч-
шие пастбища Бельгии. Кусок земли здесь
в десять раз дороже, чем в Арденнах.
Однако огромные аэродромы, устроенные
во время войны, не только не уничтоже-
ны, а расширились за счет мирных лугов.
Средний бельгиец предпочитает об этом не
думать, он утешает себя, как в 1938 г.,
присказкой «все обойдется». Однако трево-
га закрадывается в его сердце; эта тревога
сказалась в страстности борьбы против
возвращения короля Леопольда. Не толь-
ко горняки Боринажа или металлурги вы-
сказались против Леопольда, с ними оказа-
лись интеллигенты. мелкие буржуа Брюс-
селя, Льзжа, Шарлеруа, Намюра. Разу-
имеется, в споре о том, кто должен занять
престол, много семейных интриг, соревно-
вания английских опекунов с американ-
скими, национализма фламандцев и вал-
лонов. Но средний. бельгиец, голосуя про-
тив короля, ‘думал прежде всего 06 опас-
ности войны: Леопольд, который «сотруд-
ничал» с фашистскими оккупантами и ко-
торый лелеет мечту о союзе ‘с Западной
Германией, — это идеальный  регулиров-
щик для грядущей дороги войны.

Поняв тревогу, закравшуюся. в сердие
народа, социалисты повели агитацию про-
тив Леопольда; особенно отличался г. Спа-
ак. Мне довелось увидеть этого тучного
парламентария, исполняющего роль народ-
ного трибуна. То было 1 мая. Мэр квар-
тала, где находится Северный  вок-
зал, сторонник короля, запретил социали-
стам демонстрировать на подвластной ему
площади. Вокзал оцепили, поставили про-
водочные заграждения, мобилизовали тьму
жанлармов. Социалисты объявили, что, не-
смотря ни на что, пройдут к вокзалу. Вие-
реди колонны шел г. Слаак. Дойдя до
первых жандармов, он взобралея на плечи
своих подручных и с букетом красных
роз в руке начал кричать: «Мы пройдем!
Мы пройдем!» Заграждения, однако, не
рухнули, и жандармы не разбежались.
Тогда г. Спаак спустился на землю и гор-
до пошел назал. Этот фарсовый эпизод хо-
рошо иллюстрирует поведение социали-
стов: они яростно протестовали против воз-
вращения Леопольда. чтобы месяц спустя
пойти на закулисные переговоры.

`Вельгия — не Франция, это перекресток
Европы, который смахивает на глухую
окраину. Здесь еще правит крестьянами
фанатичное духовенство.. Здесь большин-
ство рабочего класса еще не разгадало
истинной природы правых социалистов.
Здесь еше парят идеи и нравы захолустьля.
Передо мной брошюра, изданная кассацион-
ным трибуналом Льежа, автор — генераль-
‘ный прокурор г. Дельвальд. Его опус по-
священ доказательству того, что женщана
не может быть судьей. Приведу несколько
питат: «Прогресс женского. равноправия
это понижение деторождаемостя. Судебная
процедура —— извечная борьба, а для борь-
бы создан самец. никак не самка. Подчи-
нение женщин моде доказывает, что жен-

: Адрес редакции и издательства: 2-й OGpimenckHli nep.,

ATD CIPAH. =

тяжелые инциленты». To, что такой
вздор могут официально издавать, показы-
вает некоторую духовную отсталость, ко-
торая облегчает задачу американцев.

Люди, однако, начинают спрашивать се-
бя, что с ними станет, если «холодная вой-
на» превратится в просто войну. Каждому
ясно, что на войне дорога весьма
неуютное место, а Бельгии  предна-
значаетея именно роль дороги. Tycro
населенная страна особенно уязвима
для атомного оружия. Этим  объж-
няется выступление в Нью-Йорке бывшего
предеедателя бельгийского сената г. Анри
Роллена, который заявил, что Стокгольмекое
обралиение может стать базой для согла-
шения. Реседуя со мной, г. Анри Роллен
откровенно признался: «Пока Соединенные
Птаты обладали монополией атомного ору-
жия, я лично был сторонником атомной
бомбы, но теперь. поскольку такой моно-
полии нет, я считаю атомную бомбу 06з-
нравственной и бесчеловечной». Я не буду
останавливаться на человечности и нрав-
ственности аргументации г. Анри Роллена,
но если даже его потянуло на Стокгольм-
ское обращение, то что сказать об обык-
новенных честных бельгийцах?

До недавнего времени печать замалчи-
вала  Стокгольмское обращение, Газеты
с крупным тиражом ежедневно печатают
небылицы о «красной опасности»; они хо-
тят убедить среднего бельгийпа, что ero
разоряют не аугебургские фабриканты, 8
тамбовские агрономы и что ему угрожают
не американские аэродромы, & советские
школы. Люди Bee же начинают думать и
сомневаться. Мне пришлось выступить пе-
ред огромными аудиториями с ‘докладами
о культуре и мире в Брюсселе, в Антвер-
нене, в Льеже. Я видел тысячи и тысячи
людей, возмущенных подготовкой новой.
войны: литераторов и домашних хозяек,
директора Королевской библиотеки и адво-
катов-католиков, лучшего писателя Бель-
тии — Франса Элленса, лучшего её живо-
писца —— Пермэка, студентов и докеров.

Власти стараются помешалъь движению
за мир, причем низшие и высшие испол-
нители проявляют не только равную рья-
ность, но и равную глупость. После ‘моего
доклала в Льеже меня обступили любители
автографов. Я надписал несколько COT
книг. а когда книги иссякли. мне начали
совать карточки, листки бумаги, билеты.
Вдруг один рослый любитель автографов,
расталкивая девушек, прорвался ко мне и
тоже протянул карточку. Я чуть было ее
не подписал. но мнимый любитель авто-
графов во-время рявкнул: «Ваши докумен-
ты!» Оказалось, что он протягивал мне
удостоверение охранки: будучи `исправ-
ным полицейским, он решил проверить
личность  смутьяна, котрый в зале
филармонии  осмеливается открыто ‘To-
ворить, будто мир лучше войны. `Рек-,
тор  брюссельского университета  обра-
тился ко мне с просьбой рассказать
студентам о советской литературе. Я ука-
зал, что моя виза истекает и что я смогу
выполнить просьбу, только если мне про-
длят визу на один день. Человек полити-
чески умеренный и, следовательно, уве-

ренный в правильности существующего
судно.

строя, ректор ответил, что это очень легко
устроить. Действительно, соответствующее
министерство согласилось продлить визу,
но тогда в дело вмешался премьер г. ван
Зееланл. Мне объявили, что я должен уе-
хать. Студенты бурно протестовали про-
тив этого решения, жест г. ван Зееланда
оказался для них куда убедительнее, чем
десять докладов о литературе.

При мне разразилась патетическая 33-
бастовка докеров Антверпена, которые по-
мимо повышения зарплаты потребовали,
чтобы в их порту не выгружали амери-
канского оружия. Американское
тайно зашло в маленький порт Зее-Брюгге
и там выгрузило партию оружия. Претен-
лентам на мировое господетво приходится
поступать, как самым вульгарным контра-
банлистам.

Стачка в Антвернене особенно потря-
сает, потому что треть докеров — безработ-
ные. Как социалисты ни старались, «жел-
тых» они не нашли. Губернатор области,
сопиалист г, Деклер принял самое живое
участие в расправе с докерамя: против
забастовщиков двинули отряд жэндармов.
Арестовали половину стачечного комитета,
арестовали депутата парламента докера
Франса ван ден Брандена. Забастовка,
однако, не прекращалась. Ван ден Бранден
объявил голодовку, протестуя против неза-
конного ареста. Первого мая к тюрьме дви-
нулись манифестанты. Я встретился с ван
ден Бранденом («наш Фране», говорят 6
нем докеры) в тот самый день, когда его
освободили. Это очень рослый худой фла-
мандеп с горячими стойкими глазами. Он
говорил: «Корабли с американским оружи-
ем не придут в наш порт». И я видел, как
его слушали докеры...

Если для американских империалистов
Бельгия — дорога. то для бельгийцев Бель-
гия — родной дом. Нелегко было возде-
лать эту страну, на маленькбм простран-
стве найти кров и хлеб для восьми мил-
лионов. Издавна Бельгия была перекрест-
KOM, Ha котором разворачивались кровавые
битвы. Пчельник разоряли, и с великим
трудолюбием люди его заново отстраивали.
У этого народа прекрасная литература, и
если средний бельгиец теперь должен ло-
вольствоваться «Ридерс дайджест»; то мы
хорошо помним и страсть Уленииителя и
тревожный стих Верхарна. Нужно ли го-
ворить о живописном гении — от Ban-
Эйка и Мемлинта, от Брейгеля и Босха, от
Рубенса до изумительного Энсора, который
умер недавно глубоким стариком? Не для
войны эти полотна, эти музеи, древние
торода и шумные школы, не для вой-
ны тучные нивы Фландрии и уголь Бори-
нажа. Бельгийцы много раз показывали,
что они умеют отстаивать свободу, честь.
Напрасно американцы на них рассчитыва-
ют: дорога может оказаться отнюдь He
столбовой. Еще видны развалины и пепе-
лиша, еще не забыты могилы бельгийцев,
сражавшихся против захватчиков. Есть у
Шарля де Кослера чудесные слова: «Пепел
Клааса стучит в мое сердце». Пепел от-
важных партизан и невинных детей сту-
чит в сердце Бельгии. Пусть помнят 06
этом чужие и злые люди. Мало проложить

скому полу присуща жажда нравиться и! гладкую дорогу, нужно еще иметь возмож-
чужла критическая МЫСЛЬ. Если женщины   ность по ней проехать. Ав Бельгии Живут
будут посещать здание суда, сталкиваясь   не только г. ван Зееланд и г, Спаак, в
с судьями, вепыхнут страсти и произойдут’ Бельгии жирет народ...

Миллионы
голосуют за мир

Швейцария
«ПРОШУ ВЫСЛАТЬ БЮЛЛЕТЕНИ...»

Швейцарский комитет защиты мира
ежедневно получает сообщения из тородов
и горных селений страны 9 новых сотнях
и тысячах поднисей под воззванием сток-
тольмской сессии. Молодой сборщик подпи-
сей Руди Шниихигер собрал в Цюрихе
1020. подписей и заявил, что. в ближай-
ие’ дни он надеется собрать еще не Me-
нее. 1000 подписей. i

Газета  «Форверте» публикует MHOTO-
численные письма читателей, не’ указывая,
однако, их полного имени, так. как в
«нейтральной» Швейцария сторонники
мира подвергаются жестоким преследова-
нам. Рабочий И. М. из Цюриха пишет:
«Посылаю вам два бюллетеня с подпиеямн
под требованием о -. запрещении * атомной
бомбы. Не взышитв за то. что’ они ислач-
каны масляными отпечатками. цальцев,—
подписка производилась в 0860466 время».

Рабочий. Ф. А. из Аарау пишет следую-
‘ее: «Кто может гарантировать, что атом-
ная бомба минует маленькую Швейцарию?
Именно мы, молодежь призывного возраста,
должны решительно’ бороться против. мили-
таризма и войны. Le :

`Я решил включиться в кампанию по
«бору подписей пол воззванием о запреще-
нии атомного’ оружия и прошу выслать
мне несколько бюллетеней». =

и _ трешия. 0

_ 3A ЖИЗНЬ, ПРОТИВ‘ СМЕРТИ

`Нелегально созданный Вомитет борьбы
за мир обратился к греческому народу с
боевым призывом создать общенациональ-
ную организацию в защиту мира. Комитет
призвал всех честных треков подписать
стокгольмекое воззвание и отправить
подписи правительству и парламенту, ино-
странным посольствам и Постоянному ко-
митету Всемирного конгресса сторонников
мира.

Франция
СЛОВО МАТЕРИ

Охиннадцать де-
тей мадам Азулэ
живут под одной
крышей в 20-м
районе Парижа.

«Вы не можете
себе представить,

сколько труда и

бедствий нам при-

шлось пережить

для того, — что-

бы воспитать на-

ших детей!» —

говорит мамаша

тЫ Азулэ людям, при-

Молодежь Латинского А x ней
квартала — универси- © BOS3BaHHeM CTOK-
тетского центра Па- гольмской сессии
pIDKA —— NORNCPMOSAET Сторонников Мира.

Она держит ма-
лютку Николь на
руках, двое по-
‘старше уцепились
за ее передник.
Мадам Азулэ пла-
чет и раесказыва-
ет, как в гитле-
ровских лагерях

® смерти погибли ee
отец и: мать, дваднатитрехлетний брат и
двенадцатилетняя сестренка.

Нет; онз’не хочет третьей мировой вой-
ны; она приложит все свой силы для TOTO,
чтобы ‘стать активной участницей  борь-
бы за запрещение атомного оружия. Она
не только подпишет воззвание стокгольм-
ской сессии, но и сама будет собирать
подниси под’ призывом Постоянного коми-
TeTB. р A

у

ской сессии о запре-
жщении атомного ору-
жия. На фото: сту-
денты подписывают
воззвание Постоянно-
го комитета Bcemup-
ного конгресса  сто-
ронников мира. (Сни-
мок из французской
тазеты «Юманите»).

>

Е Алжир
СВЫШЕ 100 ТЫСЯЧ ПОДПИСЕЙ

Под призывом Постоянного комитета
уже собрано свыше 122 тысяч подписей
граждан страны. Алжирский комитет за-
щиты мира обязался собрать под Сток-
гольмским воззванием к открытию второго
Всемирного конгресса сторонников мира
один миллион подписей. Воззвание едино-
тгласно одобрили муниципалитеты пяти
городов Алжира.

Более 150 тысяч граждан США подли-
салось подо требованием о запрещении
атомной бомбы. Сторонники мира ставят
перед собою задачу собрать по крайней
мере 5 миллионов подписей американцев
под Стокгольмским воззванием.

На фото: сторонники мира в Нью-Йорке
подписывают петицию мира.

Снимок из итальянского журнала
«Омнибус».

Типография имени И. И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

‘Американские самолеты
над Восточной Терманией,

сбросили в

большом количестве колорадского жука
(Из газет)

— Американское главное
победить сельское хозяйство в

командование поставило перед вами почетную задачу
Германской демократической республике и доказать

абсолютное превосходство «свободной инициативы».

(Рисунок прогрессивного художника Бидстр

>

упа из датской газеты «Ланд ог фольк»)

>

Emm Букв Колорадские жуки

Есть в Америке штат Колорадо —
Для души и для глаза отрада
Синих гор вековая громада

И серебряный блеск водопада.

Все оттенки и. все колера
В. Колорадо найдешь для пера:

Там от зари

До вечернего света
Трудятся люди
Различного цвета.

`Можно найти в Колорадо
Зелень лесного наряда,
Синее пламя каскада,
Пастбищ степной простор,
Золота в сейфах гор,
Пустынные

Каньоны,

Звериные

Законы...

‚ Парки — чудесные цветники,
Фермы — коровы и батраки,
Необозримо растет картофель,

В каждой ботве — листоеды-жуки,

Банда богатых, пузатых
Мира извечных врагов

Вырастила полосатых

И завидущих жуков —

Вертких, желто-грязных
Алчных и бесстылных.
Трумэнообразных,
Ачесоновидных.

НИНА

Этот жук из Уолл-стрита
Близок крысам Хирохито,
Этот жук из Колорадо —
Брат чумной блохе Ямада,
И одна петля грозит им —
Уолл-стритам, хирохитам!

Многословен, многошумен,
Квакерский надев сюртук,
Говорит Европе Трумэн —
Колорадский жук:

«Я тебе пошлю бесплатно
Армию свою.

Не потребую обратно —
От души даю.

Просишь масла, просишь хлеба?
Слаше угощу:

Я на парашютах с неба

Всех жуков спущу.

Хороши мои солдаты,
Нет смирней ребят —
Острозубы, полосаты,
Всю тебя съедят!»

Нет! ‘

Пусть помнят носители яда,
Что судьба фашистов плоха,
Что сидит за решеткой Ямада,
Друг микадо — чумная блоха.

Что для мира живут народы,
Не желающие оков,
Очищая поля свободы
Ото всех колорадских жуков!
Перевел с молдавского
с. липкин

Рее ЛР На страже культуры

Мы покинули Москву и Советский (0юз

сердцем, преисполненным благодарности
з& оказанный нам горячий братский прием,
3а все внимание, оказанное нам ежеднев-
но, ежечасно. Нет страны более гостепри-
ниной, щедрой и просто человечной, чем
Советский (Союз. Мы смогли узнать русскай
народ, любовь и восхищение к которому
зоспиталя в нас история и литература. Мы
«потрогали руками» счастье, каким’ он
пользуется теперь, когда он создал социа-
листическое общество. Он живет в новом
мире и новой жизнью, уважая свои тради-
ции и дорожа сокровишами искусства, уна-
следованными от прошлого.

Всего за тридцать три года — за одно
поколение — его ‘руководители  действи-
тельно построили всемирную Родину Челэ-
века, создали Радость Труда, тесно связач-
ного с культурой. Для работников умствен-
ного труда, для писателя, художника ни-
что не может быть столь вдохновляющим,
как общение с зудиторней заводских клубов,
домов и дворцов культуры, в народными
массами в театрах, концертных и киноза-
wax.

Шарль Луи Перон, романист, уже про-
славившийся своими произведениями и 58
пределами Бельгии, подчеркнул в одном из
своих выступлений в Москве, как велик
интерес молодых бельгийских писателей к
произведениям современных больших рома-
нистов, поэтов и драматургов Советского
Союза.

Новое поколение наших писателей, чьи
произведения родились, так схазать, в гор-
ниле второй мировой войны, бесспорно, под-
вержено мощному влиянию советских писа-
телей. Этому влиянию подвержены у нс
не одни только современные авторы. Мож-
но утверждать, что это влияние, если гз-
ворить. о. русской литературе, традидионно.
Уже писатели моего поколения, илущего

Рене Лир — автор этой статьи, написанной
по просьбе «Литературной газеты», — видный
прогрессивный писатель и общественный дея-
тель Бельгии. Он является вице-президентом
бельтийского Союза борьбы за мир. В числе
книг Рене Лира есть также труд о творчестве
А, Пушкина. о

АННИНО,

вслед за поколением 1880 года, в cBOW
очередь. унаследовали огромный интерес к
русской литературе.

Я много раз писал, что мы обязаны ру
ским писателям обновлением наших взгля-
Зов и чувств, возвышением нашего хуха п
уроками в области мастерства. Мы им ия.
заны самым большим и лучишмям — паие-
ками образа истинного человека, простого я
скромного, изображенного в его реальной,
обыденной жизни. стремлением понять 1
отразить те великие прогрессивные идея,
какие провозглашали в своем творчестве
Толстой, Чехов, Горький.

Сегодня литература может явиться вели.
ким путем сближения между народами,
Весьма важно показать. что наши совре-
менные писалели нашли и узнали себя в
мощном проявлении русского гения. Ив
том, как любовно советский читатель
относится к де Востеру, автору «Уленшия-
теля», или Верхарну, бессмертному певлу
труда, я также вижу одно из выражений
этого духовного братства,

Творцы искусства находят в Советская
Союзе аудиторию, какой нет в настоящее
время нигде в мире. Избранниками у в4
являютбя представители самого народа, Все
таланты вышли из народа же на основ
дружеского соревнования, ведущегося пра
полном взаимопонимании и в обстановке
единства масс.

Великий урок — то новое, что я увожу
с с0б0й, —— именно в этом и состоит, Я
надеюсь, что мы сумеем довести ero 10
сознания наших народов м до сознания на-
ших собратьев по искусству.

Теперь, после двухнедельного  нребыва-
ния в СССР, мы болве, чем  когла-лям,
имеем основание заявить, что нашу дружбу
не разрушат никакие интриги и провока-
ции буржуазии. Нас объединяют основы

подлинной культуры, цивилизации, иску“

ства. Нас объелиняет призвание ума 1
сердца. Мы не изменим долгу, тем обязач-
HOCTAM, какие это призвание налагает ва
нас в области запиты пенностей культуры
от всех посягательств полжигателей войны.

В районе площади Грев Ведельс

«Если честный человек He собрал за
день ни одной подписи под Стоктольмеким
воззванием, — значит, -он пренебрег своим
долгом!» — эта формула распространена
среди сторонников мира в ‚Норвегии, Де-
сятки и сотни добровольных сборщиков
ежедневно обходят предприятия и дома,
обращаясь к Каждому встреченному ими
человеку. Вот’ рассказ. молодой норвежки,
напечатанный газетой «Фрихетен», выхо-
дяшей в 0610. {

— Старая пословица гласит, что ран-
ний < час приносит’ удачу. Это так п
есть! — Известно, что с 6 до 7 утра
много. людей ‘идет на „работу, а это
самое подходящее время для сбора подии-
сей. Я начала свой обход в районе площа-

А И а Нк

Главный редактор К. СИМОНОВ.

ди Грев  Ведельс, — продолжает она, —
Здесь я встретила нескольких портовых
рабочих. Они с большой охотой подписали
Стокгольмское воззвание.

Далее я встретила рабочих с предирия-
тия. «Ольсен и Борте». Они также посла-
BHIH свой подписи под воззванием.

В 8.30 я зашла в кафе на Toprr-
та; Злесь я собрала еще 30 norm
сей. Таким образом за несколько часов я
собрала 132 подписи, —заключает ова.—
В. ближайшее же время соберу еше 500

Такую же задачу поставили себе две

‚другие девушки -— Маргарета и Ойвина.

Они собрали
каждая,

‚уже свыше 300 подписей

+

Редакционная коллегия: Б. АГАПОВ, Н. АТАРОВ, А. БАУЛИ
Л № Н, Н. ГР ЧЕВ,
Г. ГУЛИА, А. КОРНЕИЧУК, А. КРИВИЦКИИ, Л, ЛЕОНОВ, А Maxstor

Н. НОВИКОВ, Н. ПОГОДИН, Б. РЮР

П. ФЕДОСЕЕВ.

14 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — Г 6-47-41, Г 6-31-40 ; ‚ г а
внутренней жизни — Г 6-47-20, международной жизни — Г.6-43-62, науки — Г 6-39-20, информации — Г 6-44,-82, пои Г 6-38-60, арок то искусства —Г 6-43-29,

ИКОВ (зам. главного редактора),

B—02404.

издательство — Г 6-45-45..

<