Вл. ДЫХОВИЧНЫЙ,

М. СЛОБОДСКОЙ

1. Фактически этого
не может быть,
но юридически это возможно

Странная формула, не правда ли? Вакое-
то нелепое схоластическое утверждение,
Ну кому, в самом деле, придет в голову
юридически обусловливать то, чего He бы-
вает и не может быть в действительности?

И тем не менее...

Можно ли представить себе, что сейчаг,
в 1950 году, у нас происходят такие
фантастические вещи:

безработный просит’ сохранить за собой
очередь на бирже труда

или

рабочий уходит с предприятия из-за то-
то, что его оскорбил хозяин или член
семьи хозяина

или .

в газете появляется объявление об ODp-
ганизации частного товарищества на паях

или...

Впрочем, довольно! Этого даже нельзя
себе представить. Это явный вздор. Этого
давно уже не может быть в нашей стране.
Фактически это совершенно невозможно;

“но юридически...

Попробуйте нолистать кодексы законов,
переизланные в 1948 году.

Черным по белому напечатаны в Водек-
ве законов о труде слова «безработный»,
«биржа труда», «частное предприятие» и
все статьи, связанные с этими давно
мертвыми для нас понятиями. В частно-.
сти, параграфы предусматривают  приведен-
ные выше, невозможные у нас ситуации,

Bee это происходит по простой причине.

Тражданский кодексе и Кодекс законов
0 труде составлены в 1922 году, Уголов-
ный годекс — в 1926 году.

И вот по некоторым их статьям и на-
раграфам до сих пор бродят бесплотные
тени прошлото——кулаки. заводчики, част-
ные скупщики и прочие привидения.

Статья пятая Гражданского кодекса го-
ворит о праве частных граждан организо-
вывать предприятия.

Песколько статей гласит о  стихийном
изменении рыночных цен, 0 товарище-
ствах на вере, на паях, с ограниченной
ответственностью... :

Конечно, статьи эти давно мертвы, Ёо-
нечно, судьи не пользуютея ими. Конеч-
но, новые взаимоотношения регулируются
новыми законодательными актами — ука-

зами правительства, ведомственными по-
становлениями и т. д...

Но кодекс остается кодексом, И отжив-
шие статьи продолжают действовать. Вер=
нее, бездействовать. Они засоряют Haine
самое живое и самое демократическое за-
конодательство.

Неудивительно, что за 25 лет кодексы
частично устарели. Удивительно то, что
ражная и ответственная работа по их пе-
реемотру еще не закончена и что до сих
пор они переиздаются в том же устарев-
шем виде.

Это неправильно и юридически и фак-
тически!

Не слишком логично выглядят в нал
время и некоторые расхождения респуб-
ливанских кодексов. Разумеется, св0е0б-
разие условий жизни той или иной рестуб-
ликисдлолжно найти отражение ив кодек-
сах этих республик. :

Нб почему минимальный ерок лишения

По следам выступлений
«Литературной газеты»

В № 31 <Литературной газеты» от
15 апреля ©. г. была помещена статья
О. Джигурлы «Второе письмо врача» о
плохой работе предприятий медицинской
промышленности,

Исполняющий ‘обязанности министра
здравоохранения СССР тов. А. Шабанов
сообщил редакции, что 19 мая с. г. колле-
гия министерства обсудила статью и при-
знала высказанные в ней замечания ‹пра-
ведливыми. 3

Автор, говорится в письме
ства, правильно указывает на

0 Jil

Естественно было бы ожидать, что 0б-
суждение на ХШ пленуме правления Сою-
за писателей вопросов литературной \кри-
таки должно было поднять уровень кри-
тики.

Безусловно, некоторое ° оживление про-
`изошло, но говорить о серьезном переломе
все еще не приходится. А некоторые фак-
ты подтверждают, что еще делаются по-
пытки возродить давно разбитые и, каза-
лось, похороненные теории.

Такой смысл имеет статья А. Белика «0
некоторых ошибках в литературоведении»,
опубликованная в журнале  «Овлябрь»
(№ 2, 1950 г.) уже после пленума и
‘прелетавляющая с000ю явление, нетерпимое
для нашей печати. Вреднейнияй , характер
этой статьи, вульгаризирующей вопрос о
сопиалистическом реализме, о роли клас-
енческого наследетва, был до конца векрыт
в статьях тазет «Правда», «Культура и
жизнь». «Литературная газета».

Неверно считать, что А. Белик — типи-
ческое явление для современной критики.
Нет, это исключение, пример до крайно-
сти одиозный, даже нротивосстественный;:
`ПНо нельзя не видеть, что некоторые из
установок Белика еше встречаются - порой
и в других критических выстунлениях,

Уже не раз критиковалиеь статьи
М. Шкерина, опубликованные в журнале
<Октябрь», проникнутые духом вульгари-
‚аторства и литературной групповщины.

Отрицательной оценки заслуживает вы-
‘эгунление В. Бутусова в журнале «Ок-

гябрь» (№ 3). Вышло в свет академиче-
кое собрание сочинений А. С. Пушкина.
то — большое событие в развитии напей
зультуры. Однако оно вызвало у В. Бу-
гусова одни лишь правоучительные упре-
3H п заушательские выпады.

Другой пример — статья Евг. Бранди-
1a «Растворение в обожествленном коемо-
е...». опубликованная в журнале «Звезда»
‘NM 3). Статья эта опошляет ответетвен-
ую задачу борьбы © космополитизмом.

Свалив в одну кучу учебные пособия и
’ фограммы по зарубежной литературе раз-

тых лет издания, Е. Брандие именует все
‘то не иначе, как «опусы», «поевдонауч-
‚тая стряпня». Читателям навязывается

р о ae auee
ПИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 ; № 51

министер-
неудовлет-

—--

ТЕ

свободы в РСФСР один год,. & в Грузии—
менее месяца?

Почему в РСФСР девушка имеет право
выйти замуж, начиная © восемнадцати
лет, & в УССР — с шестнадцати?

Получается так: шестнадцатилетняя де-
вушка, скажем, из Курска или Орла м0-
жет спокойно сесть в поезд, лоехать до
Харькова и там совершенно законно вый-
ти замуж.

То же с «давностью» долга. В РСФСР
давность установлена в три тодз, В
УССР — в один год. Это значит, что 5и-
евлянин, одолживший в Виеве некоторую
сумму у проезжего москвича, при жела-
нии уже через год может считать себя
свободным от всяких обязательств, в то
время как москвич еще два года спустя
будет спокойно ощущать себя обладателем
одолженных денег.

Можно было бы продолжить список ло-
гически неоправданных расхождений меж-
ду реенубликанскими кодексами.

Но стоит ли’ .

Ясно и так, что и в этой облаети мно-
гие статьи нуждаются в исправлении И
уточнении.

Народность, справедливость и кристаль-
ная логическая ясность — типичные чер-
ты советских 3akeHos. Hamm законополо-
жения не могут допускать разнотолков и
поводов для крючкотворотва — это чуж-
до самому характеру нашей жизни.

2. А жизнь
идет вперед...

То, что вчера еще было новым, завтра
может оказаться устаревшим. Физнь идет
вперед неуклонно и стремительно. И, ко-
нечно, никакое отставание от этого дви-
жения жизни не может быть признано
проетительным.

Плохо, что мертвые, отжившие статьи
засоряют кодексы законов.

Но во много раз хуже то, что сущеет-

вуют статьи и параграфы, применение ко-
торых к новым явлениям жизни не толь-
ко нелепо, но и может порой мешать жи-
вому делу.
_ Когда-то, в далекие дохозрасчетные вре-
мена, на заре развития нашей социали-
стической экономики, может быть, имел
положительный смысл пункт закона, что
лишь трест является юридическим лицом,
а предприятия — завод или фабрика, вхо-
длящие в трест, — могут действовать лишь
по доверенности треста.

Но ведь жизнь идет вперед. Уже много
лет предприятия самн отвечают за свои
сделки. Уже давно трест не отвечает 10
долгам своих предприятий. Уже давно хоз-
расчет укрепился настолько, что пред-
приятия стали полностью самостоятельны-
ми. 06 их самостоятельноети свидетель-
ствуют такие патриотические начинания,
как отказ OT государственных дотаций,
борьба за ускорение оборачиваемости 0бо-
ротных средств, за выпуск сверхилановой
продукции из сэкономленного сырья, и
многие другие прекрасные дела, доказы-
вающие, что сейчас именно предприятие—
завод, фабрика, Шахта -— есть основное
звено нашей промышленноети.

По основное звено, как это ни удиви-
тельно, ло сих пор лишено юридических
прав, оно не является юридичеевим лицом
п вынуждено действовать по доверенности
треста. ана :

ЗОНА АНА

«ВТОРОЕ ПИСЬМО

ворительное качество шприцев, некоторых
хирургических инструментов, отсутствие
запасных частей к отдельным медицинеким
приборам и аппаратам, низкое. качество ре-
эиновых изделий. Справедливы также за-
мечания автора об отсутствии’ во многих
аптеках отдельных видов санитарно-гигие-
нических изделий.

Жалобы на некачественность хирургиче-
ского инструментария объясняются тем, что
вследствие недостаточной гибкости товаро-
проводящей сети изделия выпуска прош-
лого и текущего года еще не поступили

АТ:

Е. КОВАЛЬЧИК

>

представление, что дело преподавания за-
рубежной литературы у Hac поставлено
прямо-таки безнадежно плохо. А ведь
только в нашей стране дается настоящее,
правильное толкование зарубежной лите-
ратуры. Е. Бранлис в категорической фор-
ме упрекает. веех авторов в космополитиз-
ме, но обвинения эти во многих случаях
остаются без каких-либо доказательств.
Подобного рода факты нетерпимы. Мы
обязаны JO конна изжить в критике от-
вратительный дух сектантетва.

и
*

За последнее время появился PAL WeH-

содержательных статей. Интересна
статья Ю. ЗВукова «Яд космополитизма»,
опубликованная в «Новом мире» (№ 3).
От многих других статей,  разоблачавших
растленную  буржуазную культуру, она
отличается серьезными достоинствами.
Главное — это умение автора  убеди-
тельно вскрыть политическое ‹ значение
космополитической идеологии в современ-
ных условиях. Ю. Жуков обнажает самые
корни коемополитичеекой идеологии, связь
сартров с долларовой политикой  СЛТА.

Фронт борьбы с глубоко враждебной нам
космополитической = идеологией должен
быть расширен и углублен в литературной
критике. Эта борьба — не кратковременная
кампания, а одна из сторон общей борьбы
за мир и демократию, против поджигате-
лей новых войн. Следует сказать, что
критика наша еще недостаточно мобили-
зовалась на борьбу за мир.

Улучигилось — освещение
етран народной демократии. В решений
этой политически важной темы впереди
идет журнал «Знамя». Здесь чаще, чем в
других журналах, можно ветретить статьи
о литературах стран народной демократии.

HBIX,

литературы

0 польской современвой прозе написал
П. Зяблов, о болгарском поэте Вапнаро-
ве — Л. Фойгельман, Хочется отметить

содержательную статью В. Книпович о 90-
манах чешекой писательницы Марии Пуй-
мановой («Знамя», № 5).

И все же в освещении проблем разви-
тия литератур стран народной демократии

Что же, кроме волокиты, кроме ненуж-
ной сложности, может вызвать это уста-
ревшее правило?

Или другой пример.

В свое время была издана инструкция,
разрешающая освобождать от работы жену
в связи с переводом мужа в другой район.

Ну, д если наоборот? Если переводят
жену? Кели не он, а она — радист в Арк-
ture? Еели именно она—военнослужащая
—врач или инженер, а он--муж военно-
служащей? Если она— директор железной
дороги?.. Еели она... Да надо ли перечи-
слять профессии, когда каждая советская
женщина имеет равные права © мужчи-
ной? Жизнь ушла вперед, и только ин-
струкция осталась где-то далеко позади со
своей однобокой точкой зрения на права
супругов.

Й уже совершенно недопустимым ана-
хронизмом является то, что в некоторых
случаях кодексе не отражает существова-
ния у нас колхозного строя.

Такие конфликты, как взаимоотношения
членов креетьянекого двора, то-есть в на-
ше время — отношения между членами
семьи  колхозника, регулируются  суда-
ми по статьям и параграфам, предуематри-
вающим конфликты креестьян-единолични-
ков. :

В старых земельных кодексах есть
пункт о том, что член крестьянского дво-
ра в случаю, если он ушел в город на за-
работки, сохраняет свои права в течение
двух севооборотов. Как это понимать?
Колхозник, усхавший в город на работу,
остается членом колхоза в течение 16—
18 лет, так, что ли?

Не ле времена и не те севообороты!
Раньше это была трехполка — три года, а
сейчас севообороты, Kak известно, восьми-
девятипольные...

Жизнь идет вперед. И во многих ста-
тьях кодексы далеко отстали от ее стре-
мительного движения.

Советское законодательство по духу И
существу своему — самое прогрессивное,
самое живое, самое мобильное и близкое
народу законодательство в мире. Чтобы
ликвидировать отставание, успеть за про-
грессивным движением нашей жизни, бы-
л0 издано много самостоятельных законов
и инструкций, исправляющих устаревшие
законоположения, приближающих их к
современным требованиям.

Но новых кодексов, в целом, у нас нет
более двадцати лет.

Мы прекрасно понимаем, что кодекс за-
конов — это не еженедельник, и создание
его требует длительного времени.

Мы знаем, что серьезная работа над
новыми кодексами ведется уже давно.
Очень давно.

И наступает момент, когда дальнейшая
затяжка становится недопустимой.

Едва ли можно оправдать сложностью
задачи пли другими причинами то, что,
скажем, комиссия по новому трудовому за-
конодательству бездействует в течение
двух лет.

Пришло время поставить перед Минн-
стеретвом юстиции СССР и соответствую-
щими комиссиями простой и ясный во-
прое:

когда же ’наконец, будут готовы новые
кодекеы законов?..

Это вполне законный вопрое.

ВРАЧА»

во все лечебные учреждения, которые про-
должают пользоваться инструментами уста-
релых образцов. По той же причине в ряде
аптек нет на местах некоторых медикамен-
тов, выпускаемых промышленностью в до-
статочном количестве.

Министерство принимает меры к ликви-
дации указанных в письме О, Джигурды
недостатков. Начальнику Главного аптеч-
ного управления Министерства здравоохра-
нения СССР тов. Н. Прокофьеву дано ука-
зание об улучшении работы товаропроводя-
‚щего аппарата аптечной, сети.

сделано пока еще очень мало, Литература

этих стран’ нуждается в более присталь-
юм внимании.

Положительно надо оценить предприня-
тый критиками пересмотр некоторых преж-
них литературных авторитетов. В «Новом
мире» (№ 1) такое значение имела статья
В. Важдаева «Проповедник космополитиз-
ма», убедительно  доказавшая  чуждость
идейных и творческих позиций А. Грина,
вскрывшая эстетекие заблуждения №. Па-
устовского, М, Слонимекого, Л. Борисова,
которые превозноеили А. Грина.

Более обширную задачу поставил перед
собой Ан. Тарасенков, выступивший В
журнале «Знамя» со статьей «0 нацио-
нальных традициях и буржуазном космо-
политизме» (№ 1; 1950 г.). Автор стре-
мится конкретно разобраться в том, что
такое национальная традиция в настоя-
щем своем значении и что из вультуры
прошлого неприемлемо для современности,
Первая часть статьи Ан, Тарасениова чи-
таетея с интересом, значительна по содер-

жанию, но вторая часть — о конкретных
проявлениях враждебных тенденций во
многом мельчит тему, сводит ев к отдель-

ным немногим и вдобавок не всегда доста-
точно убедительным примерам.

Боевой, наступательный тон отличает
статью Б. Соловьева «0 новаторстве и
традициях» («Знамя», №3), ставящую не-
которые вопросы теорий в связи в твор-
ческой практикой. Положительна общая
заостренность статьи против проявлений
формалистических тенденций. Но ряд при-
меров, приведенных в статье Б. Соловье-
ва,—0 И. Сельвинеком, переоценивитем сти-
хи Л. Озерова, о П. Антокольском и его
суждении о поэме С. Кирсанова «Небо над
Родиной» и др. — уже давно критически
оценены писательской общественностью, и
вряд ли стоило снова в ним возвращаться.
Самая интересная и паиболее  самостоя-
тельная часть этой работы ВБ. Соловъева
начинается с главы «0 стихе «классиче-
ском» и «вольном». Убедительно показа-
но автором, что так называемый «класен-
ческий» стих существует в современной
поэзии не в старом своем состоянии. Он
непрерывно тазвивается, и это развитие
обусловлено егб новым содержанием.

Положительной оценки заслуживают и
некоторые статьи последнего времени, по-

‘данное перед выходом из

Итак, наш рейсе завершен, После три-
днатидневного перехода по семи морям и
Атлантическому океану, после жестовой
борьбы со штормами мы ошвартовались,
наконец, в Новороссийском порту.

Всякий, кому случалось хотя бы на
короткое время покидать пределы нашей
страны, знает, что на ‘чужбине особенно
остро отутщаетть чувство любви к Родине.
Пе передать словами, какую испытываешь
радость, каким счастливым чувствуешь
себя. когда после долгой разлуки делаешь
первый War по родной советской земле.

Наш ‘рейс был стахановеким — так pe-
птил личный состав перегоняемых судов.
Развернувшееея социалистическое соревно-
‘зание в честь первой Сессии Верховного
Совета СССР помогло нам сдержать слово,
Валининграда.
(роки перехода были сокращены против
плана на десять суток. Все суда призеде-
ны в Черное море без аварий. Сэкономлен
не один десяток тонн горючего.

На пути нашем вставало немало пре-
пятетвий. Но все они были преодолены.
Скромные, трудолюбивые и смелые матро-
еы показали себя в Этом плаванье пла-
менными советскими патриотами.

Прежде всего необходимо заметить, что
в истории мореплавания это первый опыт
одновременного перегона десятков рыбо-
ловных судов. Из масштабов перегона вы-
текала Трудность заправки судов горючим,
трудность переборки механизмов. Все это
необходимо было производить на ходу, так
как остановки в портах одновременно
тридцати судов, их размещение, птвартов-
ка, а затем вывод из гавани, построение
в колонну и т. п. неизбежно затянули бы
рейс на много дней.

Нельзя забывать и о тоннаже судов.
В составе каравана насчитывалось десять
средних рыболовных тральщиков, осталь-
ные суда — сейнеры. Возникал вопрос:
смогут ли они выдержать удары океанских
волн в Атлантике. в печально знаменитом
среди всех моряков мира своими титорма-
ми Бискайском заливе? Оказалось, что B
умелых руках советских людей могут вы-
держать и выдержали.

Конечно, десятибалльный шторм, в ко-
торый мы попали в Бискайском и Кадик-
ском заливах, — не шутка для судов ма-
лого водоизмещения. И потрепало нас, на-
до сказать, крепко. Но бушующий океан
с его огромными волнами, перекатываю-

шимися через палубы низких рыболовных.

судов, не поколебал воли советских моря-
ков. Все оставались на своих местах. Все
действовали четко, согласованно и хлад-
нокровно.

Через Гибралтарский пролив мы вошли
в Съедиземное море, которое встретило
нас значительно ласковее, а затем через
Дарданеллы и Босфор попали в наше род-
ное советское Черное морё, вырвались па
чистый воздух советских просторов из
удушливой атмосферы военного угара 3a-
пала.

Каждый хоть немного смыслящий в мор-
ском леле наблюдатель легко определил
бы тип перегоняемых сулов. Нельзя спу-
тать грузовой пароход «Тамбов», служив-
птий каравану базой горючего, се линко-
ром, средний рыбачий траулер — с крей-
сером, а маленький сейнер — с подводной
лодкой, так же, как нельзя спутать дере-
янную неводную площадку на корме
сейнера с орулийной башней. И тем не
менее нашлись клеветники и провокаторы,
которые, вопреки здравому смыелу, попы-
талиеь рейс рыболовных
вить чуть ли не как военную операцию!

0 том; что нас «удостоила вниманием»
английская печать, мы узнали еще на
рейде Фальмута. Шоднявшиеь на борт
«Тамбова», английский таможенный чи-
новник сказал как бы между прочим:

— Ao ‘вас пишет газета «Дейли
Mei»...

Ho отвечать Ha вопрос, что же именно
пишет, он не стал:

Только в Гибралтаре, где мы брали го-
рючее; нам попалась на глаза одна ан-
тлийская газетенка, не помню уже се на-

священные анализу творчества наших пи-
сателей. Глубоко, с убедительными сопо-
ставлениями и выводами пишет 3. Кедри-
на о новой поэме А. Яшина «Алена Фоми-
на» («Знамя», № 3). В публицистиче-
ском плане’ показала А. Лаврентьева-Ёри-
вошеева достоинства романа Г. Мехынокого
«Марья», молодой критик В. Котов верно
оценил последние стихи Е. Долматовекого
(«Знамя»).

+ *
*

Некоторые писатели склонны  третиро-
вать нашу литературную критику вместо
делового рассмотрения ее успехов и недо-
статков. Такое отношение не на пользу
всей литературе, да оно и не оеневы-
вается на действительном положении. Как
и в других жанрах литературы, здесь на-
до различать, что хорошо, что плохо, оце-
нивать каждое выступление вполне кон-
кретно, а не «вообще». При таком квон-
кретном подходе скорее прояенитея и во-
прос о причинах отставания критики.

Одной из причин отетавания литератур-
ной критики является ее невысокий идей-
но-теоретический уровень.

Это сказывается, в частности, в том,
970 у нас мало обобщающих, проблемных
статей; многие вопросы конкретного раз-
вития жанров литературы, ee свозобразия
почти He разработаны. Большинство
публикуемых фецензий свидетельствует 0
высокой культуре советской библиографии.
Большое значение для подъема библиогра-
фии имело известное постановление ЦВ
ВЕП(б) «0 литературной критике и 6n0-
лиографии» 1940 года. Наша  библио-
трафия обращена к широким слоям чита-
телей, она просветительна в самом луч-
шем смысле этого слова, дает яеное и со-
держательное представление о книге. Если
бы к тому же наша библиография охва-
тывала большее количество явлений, эта
работа могла бы считаться  удовлетвори-
тельной.

Значительно хуже обстоит дело со
статьями  обобщающими, проблемными.
Хотя у нас и делаются попытки писать
обзоры литературы, однако до сих пор
они не удавались.

В журналах этого года публиковалиеь
статьи-обзоры. Это прежде всего статья
Б. Платонова «Литературное обозрение»
(«Звезда», №№ Ти 2). Б. Платонов ана-
лизпрует десять романов и повестей
1949 года. 0 некоторых из них говорится
интересно. Показаны слабости в творче-

судов  предета-,

SD vevenvanengersnereey

: Недавно трудящиеся Новороссийска ;
i тепло встретили участников беспример- ;
: ного в истории мореплавания перехода ;
: мелких и средних рыболовных судов во-
: круг Европы, вызваюшего дикий клевет-
нический вой английской буржуазной :
Суда перегонались из Балтийско- i
; го в Черное море для укрепления азово-
: черноморского рыболовного флота, на- ;
: встречу балтийским посланизм в море :
; вьииел расцвеченный флагами и лозунга- ;
}: ми сейнер «Академик Зернов». под звуки;
  оркестра, обмениваясь CO встречающими :
: приветственишми тудками, суда прибыев- :
‚ шей флотилии одно за другим вытяну-
: лись в гавани, На причалах порта состо- :
торжественный митинг — встреча
трудящимися го-;

} печати.

} ллея 1
: участников перехода с :
‚ рода. и }
Мы публикуем сегодня статью потом- }

: ственного рыболова - мурманчанина тов. :
: В. Шутова, участвовавиего в этом рейсе в :
i качестве помощника капитана грузового :
: парохода «Тамбов». i
:

аа ея руна ОИ

звания. Ее принес нам атент по снабже-
нию кораблей, Развернув емятый газет-
ный лиет, мы увидели набранный огром-
ными буквами заголовок во всю страни
«Что вы думаете об этом?» Под столь
«выразительным» заголовком был. поме-
щен снимок «Тамбова», сделанный с в03-

духа, и несколько интервью с какими-то эемин
отставке и даже   лиеь

лордами, адмиралами в
священниками.

Вее эти интервью не блистали
гинальностью, ни свежестью мысли.
в них было более чем достаточно провока-
ционных намеков и клеветнических  A0-
мыелов. Не трудно было догадаться, © кат
кой пелью напечатаны эти высказывания,
Они преследовали одну цель — смутить,
напугать обывателей, возбудить обще-

хорадочной гонке вооружений.

рей» выказывать столь явные
страха перед рыболовными судами.

BOX лишний раз возвести клевету Ha
ветекий Союз.

Провокациями не только

занималась
выкать), — провокациями на веем
нашего следования по Ламаншу
лись и английские вооруженные силы.

возле английского порта Фальмут. Здесь,
У самого выхода в океан, суда должны
были пополниться горючим и одной колон-
ной выйти в Атлантику.

Еще в Северном море, полходе к
пловучему маяку Галлопер, возле судов
первой группы появились два английских
сторожевых корабля. Вели они себя в 06-
шем довольно спокойно, и мы, признать-
ся, даже не обратили на них внимани
Плавают и плавают. Нас это не касается.

на

Вскоре, однако, нами заинтересовался BOo-
> Tt
енный шлюп, затем возле острова Узйт—

подводная лодка, долгое время нлававшая,
з  тать нас так же, как они пытаются запу-

рядом с нами сначала под периекопом,
потом в Ннадводном положении, и ториед-

ный катер, который, осветив наши суда   ХО Ц
о ночью), прошел   демонстрации их военных кораблей W ¢a-

a He:

прожектором (дело был

два раза вдоль кильватерного. отроя туда молетов вызвали лишь

и обратно.
Такая назойливость была мало понят-

пой. Истинные цели этого «любопытетва»   ловных судов,

нам открылись; однако, несколько позд-
нее, когда мы подходили к Фальму%у.
Здесь одну из групп встретили уже два

на море обычаям,
езмым хулиганским образом
строй колонны, пройдя на полном ходу в
четырех-пяти метрах от борта одного сей-
нера, ставя тем самым под угрозу жизнь
его экипажа. Мы ясно видели, что с эс-
минца нас все время фотографировали.
Этим же занимался во время бункеровки
наших судов в Фальмуте и английский
военный катер. Он сделал вокруг «Тамбо-

ских позициях В. Каверина (1-я часть ро-

Казалось бы, неудобно «владычице м0-  Не знаю,
признаки   ского или африканского (с
J 9,   либо испанского)
повидимому, английская буржуазная прес-   случае ясно, что машина прилетела пе из
са охотно поступается даже национальным   (ПИТА. «Крепость»
самолюбием, когда ей представляетея п0-   уалой высоте

английская печать (ей к этому не ПРИ:   те и другие самолеты, катеры,
кА Может быть, им хотелось узнать, чем мы
uae занимались, проходя uo Ламаншу?

эсминца. Олин из них, вопреки принятым нам у
не постеснялся даже   ли. И для нае лучшей
разрезать   лова рядового черноморского рыбака тов.

ва» по крайней мере пять кругов, снимая   графу).

мана «Открытая книга»), Шюанализирова-   ний, И в то же время

ЗАКОННЫЙ ВОПРОС  э-== те (Сквозь зону военного психоза

его со всех сторон, Английская морская
разведка лополняла свои архивы фотогра-
фиями..: советских рыболовных судов!
После того как мы снялись © внешнем
рейда Фальмута, ветер резго усилился,
Было решено укрыться на время в бухть
Мауптбей за мысом Лизарт. Не успели мы
еше бросить якоря,‚ Kak B бухту явилея
авианосец в сопровождении эсминца, Da.
мечу мимоходом, что тоннаж одного этот
авианосца был в несколько pas больше
тоннажа всех наших судов, вместе Bas
тых. С авнаноеца взлетели истребите-
ли, которые начали «учения» буквально
над нашими головами. Когла они убралиеь,
появился самолет полуспортивного типа, 6
которого также принялись усерлно фото-
графировать наши суда. Его сменили два
пикирующих бомбардировиика, Эти вели
себя уже совершенно нагло и явно прово-
кационно: пикировали на сейнеры и трау-
леры, проносились над мачтами на брею-

цу:   Щем полете, с ревом пролетали между cy-

дами над самой водой.

Когда мы стали сниматься © якоря, не
медленно енялись с якоря и авианосец с
пем, Мы уже думали, что они убра-
во-свояси, но выяснилось, что звид-

носец ждал нас у выхода из бухты, Tyr ae

ни ори-   оказался почему-то и другой корабль —
Зато   типа «Либерти», лежавший у нас по вур-

су в дрейфе. Мы только собрались ero
обогнуть, как вдруг «Либерти» внезапно
дал ход и ‘ушел вмосте с авизносцем,
Наконец, возле марокканского берега,
тде мы укрывались от жестокого  десяту-
балльного шторма, нас почтил вниманием

ственное мнение Англии против Советского   четырехмоторный бомбардировщик. «летаю-
Союза, а заодно найти «оправдание» лиИ-  щая крепость» с опознавательными знака»

ми американских военно-воздушных сил,
откуда он взлетел — с англий»
французекого
аэродрома. Во всяком
кружила над нами на

весьма * долго, видимо, ей

0-   очень хотелось что-то выемотреть.

Но что могли высмотреть американские
пилоты? И ‘чего вообще желали добиться
эсминцы?

Это не составляет тайны. На этот во-

Наши суда и ие прое, если бы он был задан, мы мо’ли бы
ее Lr ions ve ee голень тотчас ответить. Одни члены экипажа пос
ин между ними. р , ли обычную службу. Другие, свободные от

вахты, читали романы Горького, Толстого,
Бальзака, Диккенса (все эти книги име-
лись в наших судовых библиотечках), слу-
шали радноренортаж из Москвы о футболь-
ных матчах, устраивали шахматные тур-
ниры на первенство своих судов и даже
шахматные матчи между экипажами по ра-
дио, собирались по утрам на политинфор-

я.   Мации, где узнавали переданные по радио

новости -0 жизни в советской стране, о
международном положении. }

Этим ли интересовались господа британ-
цы? Или, может быть, им хотелось испу-

тивать своих соотечеетвенников? Наверно,
телось. Но не вышло. ’Пророкационные

презрение,
Этими исумными демонстрациями,
маленьких рыбо-
свои

страх.
направленными против
они лишь опозорили
вооруженные силы, флот, авиацию.

Напугать нае они не смогли, спровоци-
ровать -— также, отвлечь от порученного
дела —— тем более. Мы свое вышолни-
наградой были

Джевата, который на митинге в Новорос-
сийском порту поблагодарил участников
перегона за доставку пополнения для чер-
номорекого рыболовного флота и заверил
собравшихся в том, ‘что на этих прекрас-
ных судах рыбаки Черноморья в ближай-
шее время увеличат лов рыбы.
НОВОРОССИЙСК, 22 июня. (По теле-

А О ее  1

У критика много справедливых замеча-
нельзя не заме-

ны положительные стороны романа А. Воп-  тить, что Ан, Волков оставил 63 внимания

тяевой «Иван Иванович»,

много верного   жизненное, практическое

вы-

сказано о «Повести о детстве» Ф. Глалко-   ражение конфликта, которое как раз со-

ва, о «Весне на Одере» 9. Казажевича.
И все же «Литературное

ставляет силу этого романа. Он почти но

обозрение»   дает никакой оценки тому. как заблужде-

В. Платонова, как, ни стремился автор к  ния Тутаринова сказались на самой прак-

обобщениям, выводам, представляет

собой   тике жизни, на судьбе руководимых их

цепь рецензий, & не обзор. Платонову боль- людей. Ан. Волков обходит важный жиз-
ше удались тв страницы, где он анализи- ненный момент, хоропю показанный в 10-

рует отдельные произведения. Там же, где  мане,— критику
не-  народом. Вообще тема. народа оказывается

автор пытается обобщить явления,

снизу, осуществляемую

мало нелепостей, вроде пребловутого зайца   В статье забытой, между тем, в романе, в

из романа С. Бабаевекого, 0 котором писа-   соответствии ©

самой действительвостью,

ла «Правда» в заметке «Из последней поч-   она имеет Ramucliniee значение. Видимо

ты», Вначале автор. выспренно говорит о  37т0 получилось потому, WTO критик
ботажетво   Недостаточно знает действительность.

советекой литературе. «Какое
тем, идей! Сколько имен!.. Как сказочный

богатырь, сна растет и развиваетея не по   романа

дням, а по часам!>;  Нарисована

такая   уже «Литературном обозрелии»

гам

Еще хуже обстоит дело с анализом этого
С. Рабаевского в упоминавшемся
Б. Плато-

идиллия, столько в запасе у автора уми-   нова, Хотя основным для притика является

ления, что говорить

0 его заботе о развенчание

романтики и утверждение

развитии литературы уже не приходится.   действительности, но никакого сушествен-

А сразу после этого панегирика Б. Пла-

ного содержания ВБ. Платонов в понятие

тонов. бездоказательно заявляет, будто наш   действительности не вкладывает

книжный рынок заполнен всякого рода
макулатурой, к которой якобы относятся
терпимо и издатели, и писатели, и критикн.

В статье В. Платонова ‘нет стержня,

Ход рассуждений критика тавов: в
ремано «Вавалер Золотой Звезлы» Сергей
Тутаринов был не романтическим героем,
& реалиетическим. В романе «Свет над

принципа водящег ii ей я

ринципа, руководящего идейного начала. землей» Сергей Тутаринов стал романти-
Другой пример —= статья Сергея Ива-  ком, «начинает романтизировать жизнь»,

нова «Лучшие произведения художеетвен-   «отрывается от жизни». В. Платонов ви-

ной прозы 1949 года» («Октябрь», № 4).   дит заслугу С. Вабаевекого в том, что он

Напраено было бы искать в статье С. Ива-   показывает «романтизм Сергея», как

нова хоть какой-то искорки, хоть малей-
шего воодушевления,
сти. Одинаково

скучным, — равнодуш-

«не
типическую в нем черту», д «лишь этапом

заинтересованно- на пути индивидуального роста Сергея», И

делает вывод; что писатель не за роман-

ным елогом он пишет о разных произве-   ТИБУ. Рассуждения Б. Платонова узко-лите-
дениях, Вряд ли есть нужда печатать по-   Ратурные, книжные, не обогащенные опы-

добные уныло-равнодутные обозрения.

Неудача © обзорными. статьями свиде-
тельствует не только 0 слабости идей-
но-теоретического уровня критиков, но и о
плохом знании нами реальной
больнтинстве елучаев круг наблюдений
критиков узов, с, действительностью мы

жизни. В  30

том жизни. Свести все дело к выяенению
пользы или вреда романтики, как это сле-
лал Б. Платонов, это значит навязать пи-
сателю не свойственное ему пристрастие в
литературным спорам и забыть о
жизненном. содержании произведения.

Самый  рабпространенный в критике

знакомимся, главным образом, по книгам, способ завуалировать евое незнание жиз-

Статья Ан. Волкова «Воеснитание героя»
(«Знамя», № 2) — несомненно ценная
статья, ясная по мысли, доказательствам;
В центре внимания критика — характер
изображенного писателем конфликта: борь-
ба Кондратьева за Сертея Тутаринова. Вон-
фликт этот берется критиком в его полити-
ческом и психологическом содержании: ках
партия помогает расти людям, 06в0б0-
ждаться от пережитков прошлого,

кое множество. в

ни — это ©0600’ так называемых обобще-
ний, когда все конкретное, своеобразное,
что отражено в произведении, нейтрали-
зуетея, возводитея в план общих рассу-
ждений па тему борьбы нового со старым
моральных качеств  советекого человека
вообще и т. п. Примеров здесь — вели-

ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3 СТР.

Ао о ааа а о

=