<>

. =

Я

\

ТВ

# т = 1
3 vet

Сегодня в Москве открывается совмеет-
ная сессия Академии наук СССР и Акаде-
мии медицинских наук СССР. Эта сессия,
посвященная обсуждению проблем физиоло-
тического учения академика И. П. Павло-
ва — важное событие в научной. жизни
етраны.

‚ Имя и труды Ивана Петровича’ Павло-
ва — замечательного сына русского Ha-
рода, величайшего естествоиспытателя на-
шей эпохи — близки и понятны каждому
советскому человеку, для которого наука—
родное, жизненно важное дело. 06 этом сам
великий ученый говорил: «Раньше наука
была оторвана от жизни, была отчужде-
на от населения, а теперь я вижу иное:
цауку уважает и ценит весь народ».

Наш народ уважает и ценит материали-
етическое учение Павлова, потому, что оно
раскрыло действительную природу челове-
ческого сознания и вооружает практиче-
скую медицину знанием законов жизни
организма. Труды И. И. Павлова, книги
и брошюры о его научном творчестве,
огромными тиражами разошедшиеся по
советской стране, стали достоянием пиро-
ких кругов населения. В судьбе пав-
ловского наследства, в его дальнейшей
творческой разработке заинтересована вся
советская общественность.

Вею свою почти 65-летнюю кипучую и
неустанную = творческую деятельноеть
И. П. Павлов посвятил физиологии. Воспи-
танный на передовых идеях классиков

русской науки —— Чернышевского,  Tepne-
на, Добролюбова, Белинского, — И. Il.
Павлов стад подлинным  ‘революционе-
ром в одной из самых  неразработан-
ных областей естествознания. Так же,
как  Сеченов, Менделеев,  Тимирязев
и другие великие русские ученые и

мыслители ХХ века, он обогащал и раз-
вивал замечательные трахиционные черты
отечественной науки — ев новаторство,

демократизм, ясный  материалистический
взгляд на явления.
Дерзновенный тений Навлова охватил

все основные разделы физиологии и в ка-
HIB из них внес огромный, неоценимый

вклад... Таковы его исследования © KPOBO-
обращения и пищеварения, в которых
внервые была установлена целостность
сложного организма и его единства с

внешней средой, а также важнейшая роль

нервной системы ‘в регулировании дел-
. тельности различных органов и их резк-
‘ции на внешнее воздействие. Эти’ откры-
птия нанесли сокрушительный удар по ме-
эканистическим и илеалистическим пред-
‘ставлениям в физиологии и медицине:

8 Великим ‘достижением Павлова, подняв-

И оч человеческие знания на новую ету-

И ь, является созданная uM физиология
таовного мозга. Это было огромной пойз-

ЛО проникновением человека в «святая

Сбых» тайников природы. Его учение о
ут шей нервной деятельности дало ключ
37 глубокого постижения процессов, с0-

опающихея в толовном мозгу человека.

о М вель именно духовная, умственная дея-
\ 5 Бльность человека была и остается по
38 день объектом для мистических спе-
куляций различного рода мракобесое’ от
философии и естествознания.

На основе неопровержимых естественио-
научных фактов Павлов раскрыл матеря-
альную основу психической деятельности.
Веливий ученый-материалист — наголову
разбил взлорные лженаучные «теории» о
душе, «рувоводимой свыше». 0 «боже-
ственном начале» в психике. Материали-
стически ‘раскрывая действительный х8-
рактер умственной деятельности человека,
Павлов помогал науке итти вперед и но-
беждать в борьбе с отсталым, реакцион-
ным. Его работы имеют большое значение
лля философии, психологии, педагогики.
Особо важное значение имеют павловские
исследования. для медицины — они CO3Ta-
ди новую. подлинно научную ее теорети-
ческую основу. Его школа, его система
резко противостоят илезлистическому, лже-
научному вирховианскому направлению в
медицине.

Павлов придавал

$

тромадное значение
принципиальному направлению в науке,
TOMY. что он называл программными  во-
просами. На протяжении всей своей жиз-
ни он неизменно выступал, как. воин-
ствующий материалист, страстно борясь
против всех проявлений идеализма, миети-
ки, суеверий. Его непоколебимость в от-
стаивании  материалиетических идей, нэ-
примиримость к ложзым взглядам, косноети,
шаблону в научной работе—яркий пример
‚высокой приннициальности ученого.
Вклал Павлова в сокровишницу чело-
тзеческих знаний огромен. Особенно плоло-
таорной была его Деятельность в советские
годы. Если в дореволюционный  периох
взгляды Павлова шли вразрез с  офици-
альной идеологией. то д советскую эноху
они нашли опору в самой передовой, нова-
торской илеологин победившего марксизма.

Крупнейший теоретик, мыслитель, Нав-

лов никогла не лопускал существования
«наука лля науки». Он считал, что нау-
ка должна помогать человеку в решенин
важнейших практических залат. Ero teo-
ретические исследования всегда сочета-

орчееное развитие
павловеного наслелетва!

Ime ¢ экеперамен-
тальной разработкой
различных проблем
медицины. Начав
свои первые исследо-
вания в клинике эна-
менитого русекого
врача Боткина, ov
вновь  вернуля В
клинику, пройдя полувековой путь физио-
логического исследования.

Павлов. неоднократно указывал: «Толь-
KO тот может сказать, 4TO OH изучил
жизнь, кто сумеет вернуть нарушенный
ход ее к норме... Только это и есть по-
следняя проба полноты вашего физиолоти-
ческого знания и размеров вашей властн
над предметом». По-новому определял он
Поэтому и основную задачу медицины:
«Только познав все причины болезней;
настоящая медицина превращается в меди-
цину будущего... ».

В центре внимания великого ученого
всегда был человек. Именно для него, не
щадя сил, проводил он в своих лаборато-
риях огромную  экспериментальную  ра-
боту. иселелуя важнейшие закономерности
физиологических процессов, = совершаю-
щихся в организме под влиянием разнооб-
разных факторов внешней и внутренкей
вреды. Он шел’ здесь непроторенными пу-
тями. Восстав против. принятого зарубеж-
ной физиологией метода изучения жизнен-
ных функций организма, он создал новый
оригинальный метод, который максимально
приблизил исследователя к ‘условиям нор-
мального существования организма...

Дерзновенно разрушая  установившиеся
каноны науки, упорно добиваясь постав-
ленной цели, Павлов был необыкновенно
взыскателен и осторожен в обобщениях.
Он подвергал строжайшей проверке ка-
ждый добытый факт, был самым суровым
критиком своих собственных выводов. п0-.
ложений н требовал от своих сотрудников
и учеников того же.

Слепое преклонение перед авторитетами,
канонизация установившихся  ‘предетавле-
ний были чужды гениальному физиологу,
как и другим великим новаторам науки.
Они всегда своим примером призывали со-
поставлять и смело пересматривать на
основе новых, накопленных наукой фак-
тов ее установившиеся законы и положе-
ния. У советского ученого, настоящего
последователя великого Павлова, никогда
не должно угасать творческое горение,
стремление раскрыть еще одну AB
многочисленных тайн природы, обогатить
наследство своего учителя, отстаивать
ео от идейных противников,

На протяжении всей своей  деятельно-
сти И. П. Павлов опирался на коллек-
тивный труд, «коллективное  думание»
своих сотрудников. Он, как никто иной,
умел создавать такую обстановку в
лабораториях, которая вдохновляла и by-
дила энтузиазм научных работников в их.
искании подлинных законов жизни и уп-
равлении ими на пользу человека. Имен-
но поэтому ему удалоеь воздать многочи-

+ TEKH, невозможно представить себе суше-

сленный творческий коллектив, и он во-
шел в историю не’ только как величайший
новатор науки, но и как выдающийся се
организатор.

Советская наука находится сейчас на
новом полъеме. Свободные творческие Ane
куссии, ‘принципиальная критика ий само-
кригика яваяются могучим  ередством ев
дальнейшего прогресса. «Общепризнанно, —
указывает товариш Сталин, — что ника-
пая наука не может развиваться и преус-
певать 663 борьбы мнений, без свободы
критики». Шроисходящая на страницах
«Празды» дискуссия по вопросам языко-
знания служит образцом и примером раз-
вертывания творческого обсуждения науч-
ных проблем,

Громалной исторической важности тео-
Слалина

ретическая работа товарища
«Относительно марксизма в языкозна-
нии» имеет приннипиальное,  осново-

полагающее значение не только для этой
области знаний, но и для развития науки
в целом. ,

Великой гордостью за страну социализ-
ма, за положение науки в ней проникнуты
блестящие выступления Павлова. «Вы
слышали и видели, — обращался он
к иностранным делегатам, — какое ис-
ключительное благоприятное положение
занимает в моем отечестве наука».
В другом выступлении, разоблачая
империалистических поджигателей  вой-
ны, великий ученый подчеркивал, что

УНИИ AEINEULETTEETL

«..война по существу есть звериный спо-
соб решения жизненных трудностей, спо-
coo, не достойный человеческого ума с его
неизмеримыми ресурсами. Сейчас видно
почти всесветное желание и стремление из-
бежать войн... И я счастлив, что прави-
тельство моей могучей родины, борясь за-
мир, впервые в истории провозгласило:
«ни пяди чужой земли». В активном
участии в творческой, созилательной жизни
народа, в борьбе за народное счастье ви-
лел Павлов высокие и благородные задачи
науки.

Перед открывающейся сегодня сессией,
посвященной наследству великого Павлова,
стоят важные и ответственные задачи —
обсудить перспективы и пути развития
идей гениального русского физиолога. Нет
сомнения, что, руководствуясь интересами
народа, следуя мудрым. указаниям партии
0 задачах ‘передовой науки, советские
ученые внесут новый вклад в дело твор-
ческого развития материалистической фч-
зиологии.

ПОТОЧНЫЙ ВЫПУСК КНИГ

_ ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В типогра-
фии «Печатный Двор» имени А. М. Горь-

кого полностью пушена в эксплоатацию
новая, третья по счету, поточная линия
брошировочно-переплетного цеха, Теперь)

ленты не двух, а уже трех транспортеров
непрерывным потоком доставляют в экспе-
дицию «Печатного Двора» переплетенные и
упакованные книги.

В первый день на третьей поточной  ли-
нии переплетались новые тиражи «Кратко:
го курса истории ВКП(б)». В это же время
на лентах первых двух транспортеров мы
увидели очередной том собрания сочинений
Горького и арифметические задачники для
четвертого класса. Ha новой линии’ поточ-
ным методом будут обрабатываться ‘в сред-

нем 14.000 книг за смену. Производствен-
ные операции, начиная < шитва вн кончая
транспортировкой готовой книги в эксие-

дицию, займут восемь часов.
В числе агрегатов, которые установлены

поточной линии, — блокообрабаты-
выпущенная ле-

на этой
вающая машина «БО-2»,
нинградским заводом <«Линотип». За пол-
минуты она производит пять операций:
круглит корешюк, набирает фальш, наклеи-
вает на корешок марлю’ и т. д. Советская
блокообрабатывающая машина не только.
вдвое меньше по габаритам, чем аналогич-
ные американские агрегаты, но и значи-
тельно превышает их производительность.

Главный ивженер типографии «Печатный
Двор» А. Смирнов сообщил нам:

-- В нынешнем году мы предполагаем
ввести в эксплоатацию еще три поточные
линии переплетно-брошировочного цеха и
тем самым завершить полный переход на
поток всего переплетного отделения, не-
давно еще являвшегося узким участком
предприятия. После того, как будут пуще-
ны все шесть поточных линий, производи-
тельность ‘цеха достигнет одного миллнар-

да листов-оттисков в год. .

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

JWTEPATY PE
ГАЗЕТА

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТРАЕЙ СССР

№ 52 (2643)

еее но

да эти огни с новой силой запылали

работителями.

Хван, закончил работу над ней в мае
1945 год — год освобожления Кореи

РИ ТЕРЫ

Черная ночь — не увидишь ладонь,
глухо беззвездное небо темнеет.
Но полыхает на сопке огонь —
‘факел борьбы Партизанской Кореи.

В давние годы пиратской войны,
как повествуют легенды и книжки,
прадеды наши на сопках страны
ставили смело сигнальные вышки,

В час нападенья, ночною порой,
лишь появлялись враги на дороге —
всех созывала на яростный бой
красная песня сигналов тревоги.

НАША СОВЕТ

Ани,
помающие meoptiie

— Самый бесшумный и один из важней-
ших цехов нашего завода, — говорят рабст-
ники Кузнецкого металлургического комби-
ната им. Сталина о своей научно-техниче-
ской библиотеке.

Это сказано не для красного словца.
Знакомясь с повседневной работой библио-

ствование крупнейшего йа востоке страны!
металлургического предприятия без нее, —
так же, как, скажем. без мартеновского или
прокатного цеха.

Вы входите!в обширный читальный зал.
Над столами. освещенными настольными
лампами, склонились десятки людей. В ве-
черние часы здесь трудно найти свободное
место. А в комнатах, где выдаются к®иги
на дом. людно весь день. : $

В библиотеке свыше четверти миллиона
книг и журналов. У нее несколько ты-
сяч читателей. Самое замечательное эм ю-
gaeTCd B TOM, NTO кажлый второй,   кт:
тель — это рабочий! FUL SE

Что потянуло их в научно-технич\ кую
библиотеку? Вот слесарь-водопроволчик до-
менного цеха Ф. Рыбаков, бывший пито-
мец ремесленного училища. Поступив в цех,
OH увлекся техникой, технической литера-
турой; и это помогло ему получить высший
разряд. Другой читатель -— газовщик до-
менного цеха В. Шапошников. в прошлом
воспитанник детского дома. Он решил
стать инженером и Упорно идет к своей
цели. В 1949 году, окончив школу рабочей
молодежи, он поступил на вечернее отде-
ление Сибирского металлургического инсти-
тута р Сталинске. За первые пять месяцев
1950 года он взял по своему абонементу
19 книг. и среди них такие’ капитальные
труды, как «Металлургия чугуна» М. Пав-
лова. «Теплообмен в доменной печи» Б, Ки-
таева, и другие.

— Было время, — рассказывает заведую-
щая библиотекой Нина Лабеева, — когда
<читалось, что мы ‘должны обслуживать
лишь инженерно-технических работников.
Но вот развернулось стахановское движе-
ние. Круг читателей стал расти не по дням,
а по часам. Пришлось подумать о новых
методах работы,

С полок хранилищ книги начали «пере-
кочевывать»`в цехи: к настоящему времени
библиотека организовала 28 постоянных
филиалов в цехах и на рудниках. Первый.
из них был открыт в доменном цехе пят-
надцать лет назад. Сейчас каждый началь-
ник цеха требует: «Как хотите. а ‘филиал
подавайте!». Рабочие электросталеплавиль-
ного и котельного цехов включили в кол-
лективные договоры на 1950 год специаль-
ные пункты об открытии  филиалов.

Интересную работу велут эти отделения
библиотеки. Все новаторы производства
состоят на особом. учете. Их библиотечные
абонементы можно узнать по специальным
красным наклейкам. На обороте абонемен-
тов записано, над какими темами рабо-
тают их обладатели. Все технические но-
BHHKH по этой тематике тотчас же попа-
дают в руки новаторов.  Рапионализатор из
мартеновского цеха № 4 Г. Попов, создав-
WAH специальный контейнер ‘для подачи
кирпичей при ремонте мартеновской печи,
разрабатывая свое изобретение, исполь-
зовал ‘четыре. библиотечные книги по вопро-
сам подъемно-транспортного оборудования.

Постоянным вниманием работников  биб-
лиотеки пользуются и инженеры зазодла,
работающие над диссертациями на соиска-
ние ученой степенн.

Основой своей деятельности персонал
библиотеки считает справочно-библиографи-
ческую работу. Регулярно выпускаются
тематические рекомендательные списки всех.
поступающих новинок, рефераты отечест-
венной и переводной литературы, на собра-

ниях цеховых коллективов ‘обсуждаются
новые книги. у
В. РЕУТ
СТАЛИНСК
Фо
Встреча

врывался теплый
занавески,

Через открытое окно
летний ветерок. Он колыхал
шелестел бумагами на столе,

—- Вот я снова в родных местах, — ска-
зал профессор Штокало. — Хорошо здесь...

Скрипнула’ дверь. В комнату вошел кол-

хозник Иван Бич = низкого’ роста, худой,
с бледным лицом человека. страдающего
тяжелым недугом. Поздоровался, сел в
углу. .

Беседа продолжалась. Иосиф Захарьевич
Штокало рассказывал колхозникам о своей
научной работе, о деятельности львовских
учрежлений Академин наук УССР. }

— Смотрю я на вас, — неожиданно вма-
шался в разговор Иван Бич, —и думаю: 1

В самых ранних исторических хрониках Китая и Ко-
реи встречается упоминание о сигнальных факелах —
огненных глашатаях борьбы за свободу и независимость,
зажигаемых патриотами на горных вериинах. С 1946 го-

Южной Кореи, призывая народ на борьбу с новыми. по-
Поэма «Факел освобождения» (отрывок из которой мы

помещаем) ‘посвящена национально-освободительной борь-
бе в Южной Корее. Автор поэмы, известный поэт О Зан

застал О Зан Хвана в Сеуле. Японский

i
:
:
°

виднелась стальная

Среда, 28 июня 1950 г.

о зан хван ФАКЕЛ ОСВОБОЖДЕН ИЯ

сменился

на горах и сопках

Работа в

1949 года.
от японского ига—
террор вскоре

o¢o¢ >

Вышек сигнальных давно уже нет,
но н сейчас, как тогда, пламенеет
ночью над сопками факельный свет
освобождения Южной Кореи.

Сердце народа с надеждой стучит
в каждом селеньи, в каждом уезде:
трозно и гордо над югом горит
нашего освобозкденья созвездье.

Голос над нищей летит, стороной,
над городами и селами реет:

«Эй, просыпайтесь! Вставайте на бой,
все угнетенные люди Корен»

ПВИВАНИНОНАНТННАЕЧИННАЕНРИИАИОВУНАНАНИ
e

ОТ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
  «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»

будь проклята эта Америка. Отняла она у
меня и молодобть и здоровье.

— Он ведь «американец», —пояснил один
из колхозников, сидевший рядом со Што-
кало. — В Канаду за счастьем ездил.

— Ну и что, нашли?— повернулся Што-
кало к Бичу.

— Как же! —с горечью махнул рукой
Иван. — Недаром поговорка сложена: «Ка-
нада —— золотой край, колн немае грошей—
ложись та вмирай». Уехал я туда в 1913 го-
ду. За любую работу готов был взяться,
да работы не было. Голодал, мерз — вся-
кое бывало. За пятнадцать лет еле-еле де-
нег на обратный билет скопить удалось.

— Еще повезло, что’ вернуться смог, —
вставил кто-то слово. — А сколько наших
галичан там голову сложило — не счесть!

— Вот и все мое «счастье» американ-
ское, — продолжал Бич, — надорвался я там

на непосильной работе, д@ сих пор болею.

Н/окало
Там, за полем,
полоса Буга, а ‘еше
далыше, уже на польской земле, колыша-
щиеся вколной нивы;

— Одинаково мы с вами жизнь начина-
ли, — сказал профессор, продолжая смот-
реть в злойную синеватую даль, — а но-
разному судьба сложилась. Через два года
после вас и я покинул родное село. Толь-
ко отправился не на запад, ‘а туда, где
восходит солнце -- на восток, в Россию.
После революции начал учиться, поступил
в институт; Кончил его — остался в аспи-
рантуре. Защитил диссертацию на звание
кандидата физико-математических наук,
защитил и докторскую диссертацию. Таким
сделала меня советская власть.

Этот разговор происходил в деревне Cxo-
морохи, на Львовщине. Сын бедняка ‘из
Скоморох — доктор физико-математических
наук, профессор, член-корреспондент Ака-
демии наук Украинской ССР, Иосиф За-
харьевич Штокало приехал в родное село.
где не был 35 лет. Здесь он и встретился
с «американцем» Иваном Бич — своим зем-

ляком и сверстником.
Ю. УСЫЧЕНКО
ЛЬВОВ
oo 9

Г. ородок Иман

— Едете на денек в Иман? — спросил
‘мой случайный попутчик по поезду. — Как
же, знаю, жил лет сорок назад в этом го-
родишке. Знаменит онбыл опиокурильнями,
контрабандистами, искателями жень-шеня,
спиртоносами, — ведь у самой границы
Иман, — двумя ‘лесопильными’ заводами,
была одна школа для детей подрядчиков,
да две церквушки. Ну, что. же еще? Пом-
ню, что была маленькая библиотека, где
скучала библиотекарша, и хорошо помню—
нельзя было достать в Имане газет, их вы-
писывали Только несколько человек из
власть имущих. -

Мне захотелось провести параллель. мз-
жду прошлым и сегодняшним днем этого
маленького городка, мимо Которого курьер-
ский экспрессе Москва—Владивосток  про-
носится, не! замедляя хода. ‘ :

Кто ‘составляет сегодня основной костяк
населения Имана? В городском совете лали
мне ответ: работники трех крупных
предприятий: бондарного, лесного и кру-

В комнате наступила тишина,
встзл и подошел к окну:

позавода, сплавной конторы. И учащиеся:

восемь школ — средняя, две се-
пять начальных. °В этом году
строятся зооветтехникум, школа ФЗО и
еще две средние школы.

В городе уже не одна, а две библиоте-
ки — для взрослого читателя и для детей.
На их полках — 12.000. книг. Тринадцать
лет работает в городской библиотеке ee
заведующая Е. Ковальчук. (Она ©оздала
большой актив любителей и пропагандистов
книги. Актив помогает организовывать ли-
тературные диспуты, читательские конфе-
ренции, на которые всегда собирается мно-
жество слушателей. К слову, Tak же
многолюдно на’ лекциях, ‘организуемых  Me-
стным Обществом. по распространению по-
литических и научных знаний. У общества
более ста лекторов, все. без исключения—
представители городской ‘интеллигенции.
Много среди. лекторов учителей, партий-
ных и советских работников, есть лекто-
ры — врачи, инженеры, агрономы:

Не менее интересные ланные` сообщил
нам директор городской конторы Союзпе-
чати, Мы спросили его: ;

— Многие ли выписывают ‚газеты

—- Каждый второй житель Имана полу-
чает центральную или краевую газету, He
считая городской, — ответил он и доба-
вил. — И еще опять. тысяч ‘экземпляров
журналов: литературных, ‘партийных, науч-
ных, ‘Одни медицинские работники. вы-
писывают пятьсот экземпляров. журналов,
учителя — примерно столько же, агроно-
мы — двести.

в городе
милетки,

американо-лисынмановским.
смотря на тяжелую болезнь, уходит в подполье. Его стихи
против оккупантов и их клевретов снова, каки в годы
‚ японского владычества,
дружины, сформированные по приказу американского ге-
нерала Ходжа, включают поэта в список лиц, ‘подлежа-
щих уничтожению без суда и следствия.
подполье обострила
В ноябре 1947 г. его товарищи
ему перебраться в Северную Корею. Там
его заветная ‹ мечта — свободно
своего народа, во имя его объединения в едином Корей-
ском демократическом государстве.

Цена 40 коп.

О Зан Хван, не-

ходят в рукописях. Фашистские

болезнь поэта-борца.
по  подполью помогли
исполнилась

дышать и творить для

невиновен аи очен ином чение ната а

© pebeeveranaceace seeveenceneraeve ине ....... wpereenee

Это земли нераспаханной зов.

Это призыв незасеянных пашен:
«Цепи разбейте, гоните врагов
нашей чизны — Республики нашей!

Факел борьбы беззаветно зажжен
над побережьем, в туманы одетым;
Ярко и яростно высится он —

символ победы, предвестник рассвета.

Блещут огни на ‘высотах крутых.

‚ Молча, как месть, по тропинкам

1 туманным
В Южной Корее из хижин своих
смелые люди идут в партизаны.

1949 г.
Перевел,Я, СМЕЛЯКОВ

Я ЖИЗНЬ

Городок за советские времена и внешне
значительно изменился — отстроился, стал
чище, благоустроеннее. Строятся двухэтаж-
ные жилые дома, новая ‘городская боль-
ница, кинотеатр Ha : восемьсот мест, все,
что характерно и без чего немыслим любой
советский город. :

Маленький городок Приморья
большой, многогранной жизнью.

С. БЫТОВОЙ

живет

ИМАН,
Приморский край

хФ®
В совхозе
придцапие Героев

Машина вышла на пригорок, и
глазамн, совсем близко от реки, возникла
панорама совхоза «Караваево», родины ко-
стромской, лучшей в мире породы мясомо-
лочного скота. Это один из центров совет-
ского животноводства. Широко раскинулся
социалистический городок с красивыми до-
мами, строящимися новыми’ зданиями ‘дет:
ских яслей и больницы, школы, клуба,
гостиницы, с огромным парком. Неподале-
ку воздвигнут второй городок — животно-
водческих ферм.

Тридцати караваевцам присвоено звание
Героя Социалистического Труда. Так и на-
зывают «Караваево» — совхоз тридцати Ге-
роев. :

Шесть лет назад стадо костромской но-
роды насчитывало восемнадцать тысяч го-
лов, сегодня — сто тысяч! «Костромички»
акклиматизировались на Украине и в Кир-
гизии, под Владимиром и в Белоруссии, во
многих других районах страны.

Когда в «Караваеве» была выведена но-

вая порода скота, то возник вопрос, как
ее назвать. Одни предлагали—караваевской.
Но другие законно возражали: разве но-
вую породу ‘создали только в совхозе?
Ведь и колхоз «12-й Октябрь» внес свой
вклад в это болыное дело, и «Пятилетка»,
и артель имени Молотова, и многие другие.
Новую породу назвали костромской.
‚ Над дальнейшим улучшением KOCTPOM-
ской породы коров трудятся главный з00-
техник совхоза «Караваево», — лауреат
Сталинской премии Станислав Иванович
Штейман и Герои Социалистического Тру-
да заведующая фермой колхоза «12-й Ок-
тябрь» Прасковья Андреевна’ Малинина,
доярка совхоза Пелагея Федоровна Сусло-
ва и колхозница артели имени Молотова
Анна Николаевна Большакова.

Рядовые люди стали ассистентами уче-
ных зоотехников. Вот у бурной реки Ка-
сти пасется большое стадо колхоза «Пя-
тилетка». Пастбище разбито на клетки.
Пастьбу ведет колхозник Константин Алек-
сеевич Савельев. Через плечо у него —
лукошко. Пастух проводит опыт:  подса-
ливает траву и проверяет, насколько. скот
лучше. поедает ее, как отражается под-
солка на удое. :

В колхозе имени Молотова’ над другой
научной темой работает’ доярка Анна Ми-
хайловна Большакова. В практике кдлхо-
за было так: за два месяца перед отелом
корозам давали питание, не превышаю-
щее 6—7 кормовых единиц: Большакова
увеличила норму кормления коровы «Му-
хи» ‘до 12 единиц. Опыт блестяще себя
оправдал. Вот уже в течение шести меся-
цев корова каждый месяц дает от 750 до
800 литров молока. - . :

Станислав Иванович Штейман вел нас от
одного совхозного двора к лругому, ина
каждом шагу глазу открывалось нечто но-
вое, из ряда вон выходящее,

Я видел коров, которых доили одновре-
менно две доярки. Разве может одна до-
ярка управиться с массажем. вымени; кото-
рое имеет в окружности около двух
метров? Мне показали трех коров: бабуш-
ку, мать и внучку. В первом поколении
корова’ давала молоко жирностью в 3.7
процента, а в третьем — содержание жира
возросло до 4,5 процента. Я видел телят
здоровых, сильных, необыкновенно ‘ рос-
лых, которые, родившись зимой, воспитыва-
лись в холодных помещениях при двадцати-
градусных морозах. Станислав& Иванович
Штейман говорит: ” i

— Перспективы у. костромской породы
очень большие. Мы только в начале пути.
А что ждет нас впереди, можно видеть
даже сегодня. Удой коровы «Гроза»
14.220 килограммов. Если такой удой у от-

иметь его. у всего стада? Ведь мы начинали
создавать новую породу с аборигенок, да-
вавших тысячу—полторы тысячи литров.
Наука не знает преград, — наша советская
наука, в которой мысль ученого и труд,
практика неразрывны, ‘где человек творя
работает и работая творит.

Мих. ЖЕСТЕВ
КОСТРОМА ©

перед.

Алексей СУРКОВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

На съезде,

польских писателей

24 пюня Начал свои работы пятый
съезд польских писателей. № 10 часам
утра в просторном, светлом зале заседаний
Тосударственного Совета собрались участ-
ники съезда — писатели Варшавы, lipa~
Кова, Вроцлава и других. городов Польши.
В зале много гостей — представителей ин-
теллигенции, работников смежных  ис-
кусств. На первых скамьях гости съезда—
делегаты зарубежных литератур.

Председатель Союза польских писателей
Теон Кручковский, открывая съезд, сказал
в своем вступительном слове о больших
творческих и организационных задачах,
которые предстоит разрешить съезду.
Встреченный овацией председатель Совета
Министров Польши Юзеф Циранкевич пе-
редал съезду приветствие президента рес-
публики, правительства и сказал, что на-
род, созидающий социализм, ждет от лите-
ратуры больших произведений.

Один за другим поднимались на трибу-
HY зарубежные — гости — представители
Союза советских писателей СССР, писате-
ли Чехосаовакии, Венгрии, демократиче-
ской Германии, США, Бразилии. Они пере-
давали участникам съезда приветствия от
литератур, которые их послали на съезд.

Сегодня вечером после приема ‘у прези-
дента республики Болеслава Берута, после
‘большого интернационального вечера поз-
Зии, который должен быть в одном из са-
мых больших. залов Варшавы, съезд закон-
чит евои работы и изберет новое руковод-
ство союза.

Еще очень свежи непосредственные
впечатления от работы съезда, от дискус-
син. Еще с не совсем сложилось пред
ставление 06 общем направлении прений,
которые нам удалось прослушать, но одно
можно сказать твердо: этот съезд будет
немаловажной вехой в развитии Союза пи-
сателей Польши. Те большие проблемы,
которые стоят перед польскими писателями
в свете огромных, решаемых польским на-
родом, задач осуществления пятилетнего
плана строительства социализма, требуют
от всех литераторов повышения  ответ-
ственности перед народом за свою работу,
всемерного развертывания‘ критики и само-
критики. Необходимо смелее выдвигать но-
вых писателей из народа, нужно осваивать
новые темы в литературе, следует внлот-
ную подойти к разрешению задачи изобра-
жения в произведениях современной лите-
ратуры основной фигуры сегодняшней
Польши — польского рабочего,  строящего
новую социалистическую промышленность,
и польского крестьянина, делающего  нер-
вые шаги в сторону новых методов работы
в сельском хозяйстве.

Этими проблемами было  взволновано
‘большинство участников съезда, и не уди-
вительно, что во множестве выступлений
звучали голоса, призывающие к более тша-
тельному, глубокому и серъезному изуче-
нию опыта советских писателей, призы
вающие к установлению более тесной; по-‹
стоянной и илодотворной творческой связи
межлу Союзом советских писателей и Соз-
зом писателей Польнти. :

Докладами Адама Важика 6 состоянии
и задачах польской литературы и литера-
туроведа, профессора С. Жулкевского было
положено начало обсуждению основных
творческих проблем, волнующих польских
писателей. Три заседания шли прения по
этим вопросам. Сначала сдержанные. они,
чем дальше, тем больше, принимали харак-
тер оживленной дискуссия. Участники дис-
куссии, представители всех поколений
польской литературы, говорили 0 тех 32-
дачах, которые ставит перед литературой
действительность строящегося социализма.

Тромко прозвучал на съезде голос моло-
дых польских писателей. Они товорили о
росте писательской молодежи, о том, что она
требует внимания и помощи со стороны
старшего поколения литераторов. Они не
соглашались с тем, что среди польских пи-
сателей происходит борьба поколений, и
утверждали, что борьбы поколений нет, а
есть естественная. борьба разных классо-
вых тенденций в литературе.

Дискуссия, начатая по докладам А. Ва-
жика и С. Жулкевского, с новой силой
продолжалась после доклада председателя
с0103&а Леона Кручковского, посвященного
идеологической платформе и организацион-
ным ‘оеновам деятельности польских писа-
телей. Эта дискуссия не закончилась и
сейчас, когда я передаю вам свои заметки
о работе съезда.

По возвращении ‘в С0юз, когда уже
  будут закончены работы съезда, я поста-
раюсь более нолробно рассказать читате-
лям «Литературной тазеты» о характере
дискуссий, проходивших Ha съезде, и о
  круге проблем, которые подверглись обеуж-
Г дению.

ВАРШАВА, 27 июня. (По телефону)

ТВОРЕНИЯ
СВОБОДНОГО ТРУДА

На проходящих сейчас ярмарке в Була-
пеште п выставках в Брюсселе и Найроби
{Южная Африка) внимание посетителей
привлекают изделия чехословацкой поо-
мышленности. Они отличаются высоким
качеством и прекрасной отделкой.

Это. не только изделия легкой промыи-
ленности, но, главным образом, машины,
станки, различное оборудование, пронзвол-
ство которых получило широкий размах в
народно-демократической Чехословакии.

Еще в период дзухаетнего народнохо-
зяйственного плана предприятия Чехосло-
вакии выпустили 530 новых видов машин,
ранее не изготовлявшихея в стране. Среди
них: паровые турбины высокого давления,
турбокомпрессоры, — дизель-электролокомо-
тивы, различное горное ‘оборудование, ма-
шины для молочной. стекольной, кожевен-
ной и химической промьииленности, ком-

`байны для уборки свеклы и картофеля п
к   многие другие,
„дельной коровы, то почему мы не можем

Только в первой половине текущего го-

да чехословацкие изделия из металла бы-
ли представлены на 23 междунаротлных
ярмарках и выставках. До конца тода прэ-
дукция машиностроительной промьнилен-
ности будет представленя на ярмарках в
Иловдиве, Стокгольме, Цюрихе, Измире, в
Пакистане, а также на выставке авнаци-
онной промышленности в Париже,

aA RESIGN Ih низа te pS RE ei