ОПАСЕНИЕ.

В Париже основано при университете общество, назвавшее себя «Француз
ской лигой преподавания при помощи кинематографа». Цель этой лиги - со
здать, при помощи пропаганды, движе
ние в пользу введения Кинематографа в школу.
Лига возглавляется комитетом, который составлен из важнейших официальных лиц университета и поддерживается министром народного образования.
Жорж Шенневьер делает ряд заметок по поводу лиги.
«Намерения, - говорит он - конечно, очень похвальны, но одна деталь возбуждает подозрение - это состав коми
тета и внимание господина министра. Я боюсь, как бы этот официальный при
весок не повредил тому делу, которому лига себя посвящает, и мне хотелось бы, чтоб ее истинные цели были формулированы с большой точностью: кинема
тограф - опасное оружие. Палка о двух концах. Спрашивается, что если под предлогом «воспитания» детям будут демонстрировать сцены из «Великой войны», подвиги великих полководцев, и «немецкие зверства»?

г. ЛОС-АНХЕЛОС.

Центром кинематографического производства является г. Лос-Анхэлос в Америке. Ре
дакция издающегося в Берлине журнала Вощь - обещает поместить письмо Робэрта Хиля из Лос-Анхэлос, в котором будет сообщено о последних изобретениях в области кинематографической съемки.

В СЕРДЦЕ АФРИКИ.

Школьное преподавание уже не может обходиться без кинема
тографа. Касается ли это естественных наук или истории, этно
графии, все равно - кинематограф всюду становится необходимым вспомогательным средством.
Одна из последних фильм Гомона «В сердце Африки» лишний раз убеждает в этом.
Мы переносимся в сказочную страну: реки широкие, как море, леса высокие, как стрельчатые соборы, страшные негритянские племена, охота, слоны, бегемоты, вся экваториальная Африка развертывается перед нашими глазами.
Вот самый лучший способ преподавания географии.
Узенькие, синенькие полоски, крошечные разноцветные пятна, магические, чуждые названия, которые когда-то возбуждали наше воображение или утомляли нашу память,

Здесь

Заменяются самой природой живой,

движущейся,

разнообразной.

Такого рода фильмы заслуживают всяческого распространения.

Жорж. Ш.

«La Femme de pulh part».
Люис Дюлюк, автор нескольких книг о кинематографе и ре
дактор «Cinéma», занят теперь по
становкой фильмы «La Femme de pulh part», в которой
кинематограф

должен окончательно сбросить последнюю шелуху театра.

КИНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ.

- Иэльский Университет в Соедин. Штатах предпринял весьма интересную попытку организовать обучение истории с помощью кинематографа.
Сто катушек лент, изображающих американскую историю, заказаны новой фирме - «Общество Истории Америки в картинах», основанной специально для этой цели.
Все фильмы будут просмотрены Иэльским Унивверситетом и Джорджем Деу, президентом бюро печати Иэльского Университета, являющимся одновременно председателем новой кино-компании.
- Предварительные подготовления займут 2 года. Несколько тысяч фотогра
фий уже приобретены. Как материал используется изданная тем же Универ
ситетом «Американская Хроника» в 50 томах, представляющая полную Исто
рию Америки. При изготовлении фильм будут применены все новейшие достижения техники, современной фотографии и т. д.
Эти исторические фильмы не имеют ввиду вытеснить существующие методы обучения, а лишь помогать им.
Г.

КИНО-ДЕЛО и КИНО-ПИСАТЕЛЬ.

В последнее время вокруг кино-дела сконцентрировано много внимания и на Ф. К. О. Н. К. П. направлено много энергии... К сожалению, энергия эта, вместо дружеской помощи, направляется или по пути разрушения или разряжается безответственной критикой.
В первую очередь, сомкнутым строем, наступают всякого рода кино-дельцы. Им явно невыгоден курс, взятый новым Управлением Всероссийского Фото-Кино-Отдела. И вот на
чинается хождение по всем передним, нажимы всюду, где только возможно. Начинается закулисная игра, сложная и запутанная.
С другой стороны часть спецов организуется на капиталистических штаб-квартирах; за ними тянутся спецы «уязвленные»; за уязвленными - «недоуменные»... Подаются жа
лобы на новое Правление, - «сеющее-де экономическую контр-революцию (!)»... Жалобы летят одновременно: в СНК., в СТО, в ВЦИК, в ЦКРКП и в РКИ... Производится на
жим... на Профсоюз, на отдельных лиц... Все это, понятно,
ускользает из рук дельцов лакомый кусок, как же за него не бороться.
С нажимающими и «борющимися» движется и ряд партийных товарищей. Это непонятно, и требует протеста.
Ибо,-во имя чего идут они в ногу с группой дельцов и связанной с ними части спецов? По «недоумению»? По «уязвленности»? Ведь не по «заинтересованности»-же?
До сих пор я молчал.
Но всякому молчанию есть предел.
Кампания развернута «по всей линии» и отвечать нужно.
Нужно тем более, что она охватила и столбцы партийной прессы и кой-кем из профессионалистов рассматривается, как «партийная» точка зрения на кино-дело.
Правда, - сейчас работает по кино-делу Комиссия Ц. К. Рабиса; начала работать также полномочная Комиссия при ЦКРКП, которая, надеюсь, установит, кто прав и кто ви
новат во всей «кино-истории», превратившей «кино-дело» по реорганизации В. Ф. К. О.,-в «кино-трюк» по организации кампании против реорганизации. Но независимо от результатов работ комиссий я хочу ответить на статьи, помещенные в Партийной прессе. - Я говорю о статьях- «вни
мание к кинематографу» (Правда, от 14/VII), - и «не главк, а комитет и трест» - (Правда, 23/VII) - Николая Лебедева, автора и «доклада» и «письма» ко мне, ранее упомянутых.
Статьи эти - явно тенденциозны, но написаны так, что за ними можно предположить человека, действительно знающего, действительно глубоко изучившего кино-дело.
Увы, это далеко не так. В кино-деле т. Н. Лебедев работает ровно с того дня, как я привлек его в ВФКО, а именно, - не более 3-х месяцев. Раньше его работа в этой области сводилась... к паре статеек в театральных журна
лах, давших мне повод к его приглашению. И пришел т. Лебедев, по его заявлению, учиться кино-делу...
Научился он, однако, изумительно быстро. Много быстрее меня. И если я только администратирую, то он уже и «за
коны пишет»... Впрочем это понятно. Молодые всегда идут впереди старых. Где же мне, старику, угнаться за молодым и резвым товарищем... так усиленно рядом спецов инструктируемым.