Но подойдем по существу к статьям - тов. Лебедева. Чего он хочет? К чему стремится?
В своей первой статье: «внимание к кинематографу» - тов. Лебедев начинает «с заушений». Наркомпрос - самый заброшенный из Комиссариатов, а В. Ф. К- О.- самое забро
шенное из учреждений Наркомпроса, - говорит он. Балетной студии Н. К. П. уделяется больше внимания, чем всему Кино-Делу. В результате, аппарат разрушится, - а «мелкие кино-дельцы... потирают радостно руки, предлагая» обла
годетельствовать» (в ковычках) государство, взяв в аренду «кино-фабрики» и приступив к выпуску «отнюдь не агитационных фильм»...
Доходы с такой операции должны пойти в карманы кино-дельцов, конечно. «Частично эта филантропия уже и начинается, при благодушном спокойствии слабого коммерческими талантами Наркомпроса», - утверждает он.
Se non è vero è ben trovato, - говорят итальянцы: В переводе на русский язык это значит: хоть и не совсем правильно, зато сильно сказано. Не знаю, богат ли коммерче
скими талантами Н. К. П., но знаю, что за ряд неудачно и слишком поспешно заключенных договоров Н. К. П., в разрез со своим «благодушным спокойствием», - устранил преж
ний состав Управления В. Ф. К. О., а новый состав внес в Междуведомственную договорную Комиссию Н. К. П. все договоры, и комиссия признала их подлежащими аннулированию и все они пересматриваются... Не знать этого т. Н. Ле
бедев не мог, ибо об этом я сообщал на ячейке и на общем собрании служащих и рабочих В. Ф. К. О. Отсюда следует, что т. Лебедев сознательно передернул. Зачем? - На это ответит т. Н. Лебедев...
Что же он предлагает? Во-первых, - организацию смешанных О-в. Но это мы и без т. Лебедева знаем. Америки он здесь не открыл. Об организации смешанного О-ва шли переговоры еще до моего назначения. Ведутся они и сейчас. Именно на смешанных о-вах настаивал я в своих тези
сах в момент принятия В. Ф. К. О. Именно о них, говорил я в своем интервью с сотрудником «Театральной Москвы
еще в начале июня (№ 43 от 7 - 17 июня). «Выдвигается» - сказал я тогда, «восстановление кино-промышленности на началах смешанного капитала: государственного и частнопредпринимательского, русского и иностранного».
Как видите, Америка, открытая т. Лебедевым 14-го июля, была известна еще в начале июня. А открыта она была много ранее и не нам с т. Лебедевым принадлежит честь ее открытия.
Что предлагает тов. Лебедев далее? Вот во втором-то предложении и зарыта собака, как говорят немцы. Предлагает он, - «смену власти».
Организаторские силы (курсив Н. Л.) должна немедленно дать партия» - заявляет он, - ибо... «Немногие коммуни
сты, работающие сейчас в кинематографии, - справиться с тяжелейшей задачей восстановления кино-промышленности чувствуют себя не в силах».
Я не возражаю против «смены власти». Может быть это и хорошо и полезно. Может быть дело пойдет лучше, если партия направит в ВФКО ряд товарищей, солиднее подко
ванных в кино-деле, чем мы с тов. Лебедевым. Я возражаю только против одного: тов. Лебедев вправе признать свою
импотентность. Но зачем же за всех расписываться? Ведь полномочий-то, казалось бы, все мы коммунисты, работающие в В. Ф. К. О., тов. Лебедеву как будто и не давали?... Или, может быть, кроме меня все члены ячейки такие полномочия дали?
Такова первая статья тов. Лебедева. Во второй статье он расшифровывает свои организационные чаяния и мечты. Проанализируем их вкратце.
Прежде всего, - кивок «в сторону», конечно: «Кинематография дело весьма специфическое и никакие готовые рам
ки, заимствованные из других отраслей, к ней неприложимы» (курс. мой Л. Л.) - утверждает т. Лебедев - «нужны хо
тя бы элементарные познания в этой области для решения кардинального вопроса о Советской политике в отношении кино-промышленности и проката». А такие познания, види
те ли, - «в Советско-Партийном мнении распространены до сих пор не очень».
И вот тов. Лебедев, у коего эти элементарные познания успели уже накопиться, - решил подготовить Советско-Партийное мнение путем дачи ряда мудрых указаний, намеченных с видом знатока и спеца.
Н. К. П. вносит в Совнарком проект декрета о реорганизации Фото-Кино-Дела. Проект этот обсуждался в ряде Наркоматов, переработан после их отзывов, согласован с Р. К. И , обсуждался и принят в Коллегии Н. К. П. Но

КИНО-ПЕЧАТЬ.

Как ни скудны сведения, которые мы получаем с запада о кинематографии, все же можно уверенно сказать, что там кино растет с поразительной силой.

Это невольно сказывается на европейской печати.

Крупные французские и немецкие газеты завели постоянные отделы, посвященные кинематографу.
Журнал «Crapouillot» дал ряд статей специалистов и знатоков кинематографии, а также поместил фельетоны и заметки наиболее выдающихся критиков экрана.
В «Crapouillot» - Жан Бланшар вспоминает, с каким восторгом и надеждами был встречен кинематограф при своем появлении 20 лет назад. «С тех пор, спрашивает
этого тов. Лебедеву мало. Проект, видите ли, - «проводится путем исключительно бюрократическим». Он не выносился на обсуждение печати. И тов. Лебедев выносит его на обсуждение. Но, забыв его мудрое изречение, что «нужны хотя бы элементарные познания в этой области» и что «никакие готовые рамки» к кино-делу «не приложимы», - не только выносит на обсуждение, но и решает безапелляционно.
«Прежде всего, в области кинематографии нужно сразу и резко разграничить функции регулирующие, исклю
чительно правительственные, от функций производственных, заявляет он, - а новый проект этого не делает, транспортируя в будущий Главк «эту смесь функций».
Далее следует авторитетное заявление: «поскольку монополия проката и кино-театров (это тоже в проекте зна
чится тов. Лебедев?) - явная утопия и, поскольку у нас уже имеются частные кино-предприятия (а впредь их будет больше), - постольку в составе Н. К. П. должен быть спе
циальный комитет по делам кино (название впрочем не важно), регулирующий всю отрасль кинематографии и на
ходящийся на полном Госснабжении. Все же нынешние предприятия В. Ф. К. О. должны быть выделены в кинотрест, по типу прочих государственных трестов»!!).
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Вот тебе и неприложимость «готовых рамок» к «ультра-специфическому» фото
кино-делу! Вот тебе и еще одна «новыми путями» открытая «Новая Америка». Не Главк, объединяющий, регулирующий и производственный в одной из своих частей, не «комбинат», а... «Главный Комитет» и... «Кино-Трест по типу прочих государственных трестов».
Так и это называется идти новыми путями? Ах, тов. Лебедев, нельзя же так. Ведь этак можно, пожалуй, басню Крылова о квартете вспомнить. Помните, как это там: «А вы друзья, как ни садитесь»...
Нет, тов. Лебедев, не в том дело, что декрет пытаются проводить «бюрократически». И не в том оно, что не привлекли к обсуждению икса и игрека. Дело в том, что фото
кино - слишком лакомый кусок, что вокруг него слишком много переплетается частных интересов, слишком много вращается разных людей, лично заинтересованных. И не потому идет шум вокруг проекта, что мы утопией зани
маемся. Люди мы достаточно трезвые и тоже «со спецами советуемся». Шумят потому, что линия, намеченная Н. К. П., кое-кому из нэп манов не очень выгодна. Они и ведут кампанию, доезжая Н. К. П. и мытьем, и катаньем.
А вы, тов. Лебедев, и кое-кто с вами, - ловясь на удочку хороших слов, своими выступлениями делаете для Фо
то-Кино-плохое дело. И это жаль. Ибо никаких Америк вы не откроете, ничего нового шумом не создадите.

Лев Либерман.