ФОТО-СТЕРЕО-СИНТЕЗ.

Имя Люмьера снова появилось связанным с новым оптиче
ским открытием - способом воспроизведения телесности без применения обычных стереоскопических приемов.
Когда смотрят на человеческое лицо, то не все его части видны одинаково резко. Фокус глаза на
блюдателя может быть перемещен в различных направлениях. По
степенно можно иметь резкими нос, щеки, уши, словом то, на что будет в данный момент направ
лен глаз. Один из признаков те
лесности и находит свое объяснение в том, что глаз меняет фокус и как бы бегает по поверхности наблюдаемого предмета.
Люмьер делает 6 снимков с предмета.
В первом снимке резки конец носа и усы, тогда как все остальное нерезко.
На втором - плоскость резкости перемещается в область глаза и лба.
Черты лица, как спереди этой плоскости, так и сза
ди не резки. Таким обра
зом плоскость резкого зрения двигается по на
правлению от носа к уху. С этих 6 негативов полу
чается столько же пози
тивов, которые должны быть сильно прозрачны, чтобы при наложении их друг на друга дать слит
ное изображение, соответствующее нормально
му отпечатку. Эти 6 позитивов складываются вместе с определенными промежутками между ними и
сохраняют свою паралельность. Смотря на по
зитивы на достаточном расстоянии, мы получаем эффект рельефа.
Заметка эта была помещена в журнале «Натюр» от 2 апреля 1921 г. В России проф. Лившиц уже в прошлом году в феврале месяце демонстрировал свой способ рельефной фотографии осно
ванный на таком же принципе и требующий только два негатива. Им же делаются и попытки применить его в кинематографии. Таким образом приоритет изобре
тения сохраняется за Россией, Отсутствие долгое время печат
ного органа не давало возможности своевременно сообщать о новых работах наших ученых.

Н. Т.

СЮРПРИЗЫ ПЕРЕДЕРЖКИ.
В Франклиновском журнале в Вашингтоне (1922) опубликован способ известный около 20 лет и сообщенный проф. Нейфером в Вашингтонском Университете, который снова получает дальнейшее развитие. Применяя пла
стинку высокой чувствительности и экспонируя ее значительчое время (несколько часов) проф. Нейфер нашел, что изображение не только обращено, что общеизвестно, но что проявле
ние может происходить на полном свету и что при проявлении в темной комнате та же пластинка вуалируется.
Опыты Нейфера были повторены членами Фотографического Отделения Института в Филадельфии и результаты оказались совершенно тождественными. Быстро работающая пластинка, экспонированная в течении 4 1/2 часов была внесена для осмотра присутствующих в освещенную комнату и затем проявле
на при электрической лампочке в 16 свечей,
в то время как другая пластинка с таной же экспозицией, проявленная в темной комнате, была завуалирована. Пластинка, проявленная на свету, после фиксировония дала совершенно чистый негатив.
ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИ ПОЛНОМ СВЕТЕ.
Многие любители не имеют возможности работать с высокочувствительными и особенно с ортохроматически
ми и панхроматическими пластинками, благодаря отсутствию специальных по
мещений с неактивичным светом. Люппо-Крамер в Швейцарском журнале Фотографии описывает следующий спо
соб, при котором пластинки могут быть проявлены при достаточно сильном све
те без опасения получить вуаль. Он нашел, что сафранин имеет способ
ность уменьшать чувствительность в значительной степени. Если прибавить к одному из обычных проявителей очень слабый раствор фенолсафранина
(1:2000) в количестве 10 куб. см. на 100 гр. проявителя, и пластинку оставить в таком растворе в течении одной
минуты, то затем ее можно проявлять при ярком желтом свете. Ее можно вынимать из ванны для рассматрива
ния, т. к. действие краски является не только защитительным экраном во вре
мя нахождения ее в жидкости, но и
бромистое серебро слоя испытывает значительное изменение. Люппо-Крамер утверждает, что возможно вести проявление таким образом, что специ
альной темной комнаты не требуется. Пластинка погружается в течение од
ной минуты при полной темноте в краску, затем переносится в проявитель и непосредственно перед этим зажигается стеариновая свечка на рас
стоянии 100 см. от пластинки. При этих условиях освещения проявление даже панхроматических пластинок и автохромов происходит без вуали. Кро
ме того при нем возможно избежать и химической вуали, которая часто по является при сенсибилизации пластинок изо - цианином.
Приводя эту заметку, не можем не указать, что этот способ около 10 лет назад был впервые в России применен Ю. К. Ляуберт при демонстрации проф.
Лазаревым съемки рентген Пластинки до съемки вымачивались в сафранине и после высушивания непосредственно без кассеты выносились в аудиторию, Х-лучи конечно действовали на бромистое-серебро и проявление велось непосредственно на глазах зрителей тут-же.
Д-р Люппо Крамер выпустил вторым изданием книгу «Негативное про
явление при полном свете», (Сафраниновый процесс), Лейпциг, 1922, где он дает рецепты и указания работы с пластинками, пленками и автохромными пластинками. Из отзывов специалистов укажем на д-ра Траубе, пишущего в Ф. Индустр. 1920, стр. 837: «исследование сафранин. процесса подтвердилось вполне. Его следует особенно приветствовать, т. к. выяснилось что его метод допускает действительно прояв
ление (даже панхром. пластинок), при котором можно работать на полном све
те... Таким образом проявление стало одним удовольствием и цветная фото
графия при этом конечно приобретет новых друзей.
Еще раз проспали русские свое от
крытие... Н.Т.

Фотография как средство против лечения от заикания.

Проф. Д Арсонваль на заседании Парижской академии наук произвел очень интересный экспе
римент: он показал, что медицина обладает прекрасным сред
ством лечения от заикания при помощи фотографии, значение которой в этой области еще сов
сем не было известно. При лечении этого порока следует прежде всего выяснить больному дефекты его речи как можно на
гляднее и затем дать ему точное руководство правильных приемов произношения. В этом отношении наиболее подходящим являет
ся фотография, и ее снимки по результату значительно превос
ходят применявшуюся до сих пор методику лечения при помощи граммофона. Больной может ориентироватся по фотографии, фик
сирующей определенное положе
ние рта или соотвествующих мышц, гораздо лучше, чем при мимолетном звуке граммофона. Он может без всякого учителя совершенно один погрузиться в тренировку. С другой стороны фото-метод не так дорог и сложен, как музыкальный.