Ан. ВО

Изучение творчества  основоноложника
социалистического реализма А. М. Горько-
то — одна из важнейших задач советского
литературоведения. До настоящего: времени
еще не. создана. научная монография о
творческом пути великого писателя. Имен-
Но поэтому следует приветствовать воз0б-
новление Институтом мировой литературы
имени А, М. Горького издания сборников
«Горьковскяе чтения», в которых pac-
сматриваются отдельные стороны и пе-
риоды горьковского творчества, привлека-
ются неиспользованные источники и тем
самым закладываются основы будущей на-
учной монографии о творческом и жизнен-
ном пути писателя,

В первом разделе сборника выделяется
статья ВБ. Михайловского «Творческие
искания молодого Горького (Особенности
реализма раннего Горького)». Отвергая
установившийся ло традиции взгляд Ha
творчество Горького 90-х годов, как пре-
имущественно романтическое, Б. Михай-
ловский показывает, что творчество
пролетарского писателя, теснейшим обра-
з9м связанное с «движением самих масс»,
отражало глубокие социальные CABHIH,
происходившие в недрах народа, и разви-
валось как последовательно  реалистиче-
ское. По мысли Михайловского, совершен-
но ошибочна попытка представлять  ран-
него Горького как романтика, совермаю-
Mero нод влиянием революционных собы-
тий 1905 года резкий и’ неожидэнный поз
ворот к реализму. Б. Михайловекий спра-
ведливо отмечает, что в раннем творче-
стве Горького (как на то указывал и сам
писатель) реалистические рассказы с их
острой и тлубокой. критикой застойной ме-
щанской жизни, порочных общественных
отношений сочетаются с произвелениями,
насыщенными революционной романтикой.
Пронизанное ° революнионными идеями
творчество Горького 30-х гохов, показыва-
ет. Б. Михайловскай. подготовляло ис-
кусство сопналистического реализма, отра-
зившее массовую революционную борьбу.
за социализм.. :

Первый период. художественных  иска-
ний Горького завершается крупными эпи-,
ческими полотнами — романами «Фома
Тордеев» и «Трое». В. Ланина, разбирая в
своей работе образ Илья Лунева — героя
романа «Трое», не ограничивается трали-
Iie HEIM рассмотрением этого произведе-
ния. как полемичеспи заостренного против
пдей Достоевского. Автор приходит к 60-
лее широким выводам, оценивая это про-
изведение, как важнейший этап в раз-
BHING реалистического метода Горького.

Тем ке стремлением по-новому осветить
ряд вонросов в литературном ‘наследствет
Торького. отмечена . статья Ul. Белкиной
«Проблема положительного героя в авто-
биографической трилогии Горького». До
сих пор этот шедевр Горького. рассматри-
вали лишь. как произведение, разоблачаю-
ще и бичующее мещанство. Н. Белкина
заостряет внимание на другой важнейшей
стороне этой трилогии — показе идейного
формирования и. становления человека,
вышедшего из народа. Wes

Первый раздел. сборника. завершается
статьями Б. Михайловского и Н. Белкиной
о борьбе: Горького се  империалиестической
реакцией и упалочной культурой Залала.
Ныне, когла международная реакция, во3-
главляемая американским импернализмом,
ироко использует растленную буржуаз-
ную литературу для подготовки новой ми-
ровей бойни, необычайно актуально зву-
чат гневные выступления Горького пуотив
буржуазных анархистов и  ичдивидуали-
стов — оруженосцев и идеологов агрессив-
ного монополистического капитала.

Второй раздел сборника открывается
статьей А. Еголина «Горький и русская
литература». Проблема — Горький и клас-
сическое наследие — имеет животрепешу-
шее значение, особенно в свете последних

овая книга o

КОБ

вульгаризации в оценке русской класси-
ческой литературы. Эта общая проблема,
поставленная в статье А. Еголина, конкре-
тизируетея. в исследованиях ДЛ. ^ Блатого
«Пушкин в оценке Горького», Б. Михай-
ловского «Горький и Гоголь», Н. Bpsa-
ского «Горький о Лермонтове», Я. Эльс-
берга «Традиции Щедрина в творчестве
Горького» и Е. Тагерх «Горький и Чехов».

Горький творчески развивал и осваивал
наследие классиков. Он преодолевал тра-
диционный взгляд реалистической литера-
туры ХГХ века на человека как на су-
щество приниженное, подавленное  дей-
ствительностью. В творчестве Горького

чедовек с самого начала выступает. как

активный протестант, kak создатель и
владыка «неизмеримых сил и сокровищ
земли». В основе творческих разногласий
Горького и высокоценимого им последнего
великого’ представителя критического pea-
лизма — Чехова — также лежал различ-
ный взгляд на человека и  действитель-
ность. Эта мысль ясно и последовательно

Чехов».
Завершая рядом ярких портретов длин-
ную галлерею чеховских лишних людей,
Торький шел дальние и создавал образы
героев своего времени. Он призывал
и Чехова возвешать «новые  открове-
ния», но Чехов не мог переступить TOT
рубеж, который отделял его от Горького.
Этим рубежом являлась идея социазизма,
пролетарской революции.

Е сожалению, далеко не достаточное вни-
макие уделили авторы сборника вопросу
о вляянии эстетики революционных демо-
кратов на формирование `хуложественных
взглядов Горького. Липть статья Я. Эльс-
берга, непосредственно рассматривающая
воздействие традиций Шедрина на творче-
ство Горького, яваяется серьезным опытом
в этом направлении. А ведь только таким
путем можно правильно разрешить пробле-
му традиций и нозаторства в творчестве
Горького п проблему «Горький и социа-
листический реализм», к сожалению, лишь
мельком затронутую в сборнике.

Известно. какое неослабное ° вниманче
улелял Горький развитию  нацнональных
литератур, видя в них могучее средство
укрепления пролетарского интервационл-
лизма. Следуя основополагающим выступ-
лениям товариша Сталнна по’ националь-
ному вопросу, Горький указывал. что со-
ветская литература не является литерату-
рой только русского языка, что это — все-
союзная литература, Статьи третьего раз-
дела сборника посвящены вопросам’ влия-
ния Горького на украинскую,  азербай-
джанскую. армянокую и литовекую лите-
ратуры. Ё сожалению, эти статьи М. Пар-
хоменко, Мамеда Арифа, Гургена Овнана
и ЕВ. Умбрасаеа ‘носят в основном факто-
графический характер, в них нет углуб-
ленного анализа идейного и художестзен-
ного влияния Горького на творчество па-
циональных писателей. °

Такой тип издания, как «Горьковские
чтения», прежде всего должен соответетво-
вать требованию единства научного лите-
ратуроведения с живой, — критической
мыслью. Горьковские традиции’ находят
свое воплошение в практике советских
писателей, разрабатывающих ведущие те-
мы современности. Серьезный недостаток
сборника «Горьковекие чтения» состойт в
том, что авторы не показали,
традиции находят свое конкретное выра-
жение в творчестве советеких писателей,
например, в такой важнейшей теме,

вополагающих идей Горького о
живой практикой нашей литературы.

са о значении для нашей литературы
торьковеких традиций обличения гнилой
буржуазной культуры Запала. Эти тради-
ции ныне находят свое продолжение в
пьесах, повестях и романах советских пи-

выступлений партийной печати против

«горьковские чтения». 1347—1348. Под редак-
цией А, Еголина, Б. Михайловского, С; Пет-
рова. Изд-во Академии нзук СССР. 1949,
524 стр, =

FIRS

Создание книги для детей — благодар-
ный и радостный труд. Ведь цель каж-
лого писателя— воспитывать читателя, ве-
стп его, указывать ему путь. 06 этом
‘мечтает каждый советский литератор, как
9 высшем своем достижении. И когда мы
узнаем, что взрослые читатели начинают
говорить: «мы работаем  по-батмановски»,
‚или «берем пример с Мересъева», — ве
только В. Ажаев и Б. Полевой, все совет-
скиз писатели воспринимают это как еше
одну, общую нашу литературную победу.

Это присуще и детской литературе.
Енига А. Гайлара «Тимур и его команда»
подняла за собой целое общественное дви-
жение детей! И дело здесь не только в Ra-
честве превосходной книги А. Гайдара, но
И В 05060м свойстве юного читателя, ка-
торый, если книга «дошла» ло него, вос-
принимает ее как непосредственное ругхо-
водетво к действию, Bato если книга He
«доходит», то тут не подействуень ника-
кими разъяснениями и уговорами. Юный
читатель говорит: «екучно» и откладывает
книгу в сторону. Причем нередко отклаз
дывает книгу детскую, а берет «взрос-
ry», такую, например; как «Повесть о
настоящем человеке» и делает ео своей.

Естественно, что каждый детский писа-
тель стремится сделать свою книгу инте-
ресной. Но при этом иные писатели все-
цело возлагают свои надежды на увлека-
тельный ‘сюжет. Так строит И. Ликстанов
свой <«Зелен камень». Но это далеко не
всегда помогает. Приключенческий «Вор-
тик» A. Рыбакова дети читают ©
‘увлечением, а «Зелен камень» не при-
вимают вовсе, явно предпочитая ему лик-
становского же «Малышка», в котором нет
ни загадочных событий, ни головокружи-
тельных поворотов сюжета, а есть что-то
другое, привлекающее детей. Это «что-
т0о»=—живой п ясный характер героя про-
извеления, увлекающий ребят сплой сво-
ето положительного примера: Это не вна-
чит, что интересный сюжет не имеет зна-
чения. Отнюдь нет, но сюжет, построен-
ный в ущерб харайтерам, не достигает цели.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 Ne 56

——

сателей о буржуазном Западе. Будущие
сборники «Горьковских чтений» должны
быть теснее связаны с животрепешущими
вопросами соБетской литературы.

Среди детских пи-
сателей довольно рас-
пространен предрассу-
док, будто близким
юному читателю героем может стать толь-
ко персонаж как можно более. «обыкно-
венный», причем под «обыкновенностью»
понимается наличие слабостей и недостат-
ROB.

— Неинтересно ведь; если моя Наташа
будет просто хорошая девочка — горячая,
отзывчивая, хлопотунья, которая любит
все сама слелать, устроить так; чтобы
всем было весело, удобно, хорошо на све-
те.—Таким представляется ход мыелей ав-
тора, когда читаешь детскую повесть
С. Могилевской «Дом в Цибикнуре»,  по-
вествующую в жизни детского дома во
время войны. И вот, видимо, с пелью при-
ближения маленькой героини к юному чи-
тателю автор заставляет свою Наташу
быть неожиданно жестокой и грубой с но-
венькой девочкой Катей, которую привез-
ли в детский дом после того, как она по-
теряла мать во время эвакуации. «Ты мне
НЕ подходишь... Тихоня, размазня и тощая
какая-то...», — говорит Наташа.

Нужно ли говорить, как небиравданно
звучат эти жестокие слова в устах девочки,
которая так же оторвана от своей матё-
ри, находящейся па войне, так же тос-
кует о ней, как и обиженная ею Катя.
Разумеется, Наташа раскапвается. но сно-
ва совершает уже совсем плохой посту-
нок во время похода за грибами. Зпая.
что новенькая. Катя уходит «зря» в тем-
ную чашобу, где «нет ни одного опенка»,
но можно заблулиться. Наташа сначала
хочет остановить подружку, а потом ре-
maeT: «пусть делает, как хочет». И все
это для того, чтобы потом кинуться ис-
кать Катю и самой заблудиться. «Срывы»
Наташи не подготовлены ни логикой раз-
вития образа, ни логикой развития сюже-
та. Это расхолаживает ребят, которым
свойственио. пелостное, а не половинчатое
отношение в живым людям п литератур-
ным героям.

„Натата не делается им ближе оттого,
что груба, ‘так же, каки Мила из того же
«Дома в Цибикиуре» пе становится лоро-
же оттого, что красна и толета. (Еще

развивается в статье Е. Тагера «Горький и.

W

А. ШАРОВ

Труднее и позже, чем другие области
прозы, выходила приключенческая. лито-
ратура на широкую дорогу. Еще многие
писатели, работающие в этом жанре, воз-
тагали свои надежды на клады. на детек-
тивов, раскрывающих сложнейшие  пре-
ступления, на школьниц, становящихся
кинозвездами, когда появилась гайдаров-
ская повесть «Тимур и его команда».

Сюжет своего произведения Гайдар под-
смотрел в жизни. Ему не понадобилось со-
вершать путешествия 38 тысячи километ-
ров в фантастические страны; необычай-
ное находилось рядом, Нало было только
увидеть его и полюбить.

Спрятавшийся в зелени сада штаб ти-
муровской команды, откуда по всему дач-
ному поселку тянулись к колокольчикам
провода, как бы сигнализировал всем пи-
сателям, что так же, как меняется содер-
жание. игры советских детей, должны мс-
няться сюжеты и идейное содержание всей
литературы (в том числе и ириключенче-

ской), для детей прелназкаченной.

Приключенческая литература современ-
ного буржуазного Запада охотнее всего из-
бирает приключения, близкие к преступ-
лению. Это с предельной беззастенчиво-
стью проявляется в нынешней американ-
ской литературе для детей, ;

А. Гайдар показал, что советских ребят
может привлечь только приключение, близ-
кое к нодвигу.

Достоинство и несомненный интерес но-
вой приключенческой повести Вахтанга
Ананяна «Ha берегу Севана» в том, что
писатель, хотя и не всегда последователь-

но, пошел в этом произведении по нова-
торскому гайдаровскому пути.

Вы читаете эту увлекательную книгу,
п все время ловите себя на вопросе, не-
сколько странном при чтении приключев-

ческой повести: было ли то, о чем расекя-`

зывает Ананян, в действительности. прав-
да ли это пли художественный вымысел?
Вы подходите к карте и ищете на берегах
Севана село Личк. ¢ жителями которого
крепко подлружила книга.

Личка на карте нет, яо вы не знаете—
то ли это объясняется масштабами карты
(село ведь небольпюе). то ли тем, что
Личк и все жители его, маленькие a
взреслые, старый охотник Асатур вместе
с его «льватами»—пионерами села. с0з-
даны творческой фантазией автора. Впро-
чем, лаже если верно второе предноложе-
ние, вы понимаете, что”на берегу Севана,
каБ и на берегу Байкала или Белого мо-
ря. есть десятки сел. похожих на Личк,
тысячи ребят, подобных бмелому Камо
или маленькой благородной Асмик. Вы по-
нимаете, что автору надо было не выду-
мывать приключения. а выбирать из. под-
линных ребячьих подвигов.

Вы верите событиям, описанным писате-

Ran Эти

как   ший одно время преимущественно ‘очерхи,
тема труда. Еще не раскрыта связь осно-  ! в последних номерах стремится к ббльше-
труде с  МУ жанровому

}

{

Необходима научная разработка вопро- ре, как, впрочем, и

лем, хотя в книге его происходят  дейст-
вительно удивительные вещи, подлинные
приключения.

..Тянутся озера, поросшие камышом.
Это станции перелетных ‘птиц. Пеликаны,
губн, утки, лаже розовые фламинго отды-
хают или находят себе долгий приют в
этих гостеприимных местах. Узкие прото-
ки соединяют озерца. Из-за зарослей ка-
мыша, откуда-то с далеких озер время от
времени раздается
«болт... бо-олт... болт». Старый охотник

Вахтанг Ананян, «На берегу Севана». Дет-
гиз. 1950.

оглушительный ‘рев:

орьком   УАизиенные приключения

Асатур думает, что это ревет «водяной».
Но школьника Вамо и его друзей не уст-
раивает подобное объяснекие. Onn отправ-
ляютея в трудное путешествие по зарос-
шим камышами протокам. Две задачи. ста-
вят неред с0бой юные натуралисты Лич-
ка: разгадать тайну «водяного» и собрать
яйна диких птиц, живущих на озерах,
чтобы организовать в колхозе ферму ди-
ких птиц. В самом деле, прошли столетия
с той поры, когда человек приручил пред-
ков домашних гусей, кур и уток. Почему
не обогатить подвластно» нам парство пер-
натых?

Но сколько трудностей встает на пути
натуралиста, как интересно следить за
преодолением ребятамя и их взрослыми
друзьями этих трудностей, за тем, как
проявляются и формируются в борьбе их
характеры.

Ферма диких птин создана, Кряквы,
порекие курочки, дикие гуси сотнями вы-
водятся в колхозном инкубаторе. Решена
и вторая задача, которую поставили себе
ребята села Лич. Грозный рев «воляно-
го» объясняется тем. что из высокогорнэ-
то озера под землей мчится поток. Этот
поток впадает в 0зеро, лежащее у подно-

жья горы, и со дна вырывается на по-
верхность, выбрасывая гигантские воз-
душные пузыри, которые лопаются, изда-
вая этот таинственный рев. Ребята нахо-
дят следы’ древней оросительной системы,
разгадывают причины, заставившие поток
уйти некогда в глубь горы. Взорвав облом-
5н скалы, преграждаюриие путь потоку,
удается дать воду страдающим от засухи
колхозным полям Личка. ;

Умный, талантливый педагог Арам Ми-
хайлович умеет, подобно Макаренко, напра-
вить инициативу пионеров. И читатель с
искренним ‘интересом слелит за приклю-
чениями, самоотверженным и увлекатель-
ным трудом ребят. °

Автор одержал явную победу, но, к с0-
жалению, он He ло кониа верит в пра-
вильность избракного пути. На середине
кпиги ему начинает казаться, что в пове-
сти слишком мало событий. веобычайных
п таинственных происшествий. Тогда пи-
сатель вдруг открывает дорогу приемам из
старого арсенала приключенческой литера-
туры.

Старый Асатур находит неожиданно ко-
лоссальный клад — «несметное сокрови-
ше». Исправившегося хулигана, мальчика
Сэта отправляют в Тбилиси купить подар-
кн для пионеров.” но по дороге у Сэто кра-
дут доверенные ему деньги. Грабитель пры-
гает с поезда и погибает, а в селе дума-
ют. что это погиб Coro. События громоз-
дятся одно на другое, и эти традиционные
клады и тралинпонные преступления явно
заслоняют основную. свежую, увлекатель-
ную тему покорения природы, форинрова-
ния характера советского человека в борь-
бе с подлинными,
трудностями. é

Впрочем, лучшие страницы повести по-
казывают. что писатель в силах устранить
этот значительный недостаток в своей ра-
боте. Иля по гайларовскому пути, расска-
зывая 0 подлинных приключениях, под-
линных ‘подвигах наших ребят, писатель
сумеет создать хорошие приключенческие
книги, которые так нужны наптей летской
литературе. Талантливая «повесть «На бе-
регу Севана» заставляет. с интересом сле-
дить за творчеством Вахтанга Ананяна.

re

ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА

Вышел в свет пятый номер альманаха
«Гол тридцать третий». Альманах, печатав-

разнообразию. Правда, в
этом стремлении редколлегия ве BOOTH?
последовательна, Не печатая в пятом HOM<

в прелыдушем, ни
одного рассказа, редколлегия называет
рассказом отличный очерк В. Фоменко

«Элита», который, однако, не перестает от
этого быть очерком-

В номере напечатана первая книга ро-
мава И. Котенко «Колхозники». Первов
большое произведение заслуживает обстоя-
тельного разбора;

С большим интересом прочтет читатель
научно-популярную повесть А. Шарова
«Жизнь побеждает», посвященную героиче-

POURED ee aoe ss SN Sn SN SC

ской борьбе русских ученых Против чумы.
Документальная повесть С. Виноградской
«Градостроители» рассказывает о  строя-
тельстве социалистического горолка в Эм-
бинской пустыне в суровые голы Великой
Отечественной войны. ›

В альманахе напечатаны  пламенные
памфлеты безвременно ‘погибшего украин-
ского писателя Ярослава Галана. Короткая
вступительная статья В: Беляева воссоздает
облик воинствующего публициста, неустан-
но разоблачавшего фашистскую сущность
Ватикана,

В разделе «Записки новаторов» опубля-
кованы ‘записки Героя Социалистического
Труда — новатора животноводства Пра:
сковьи Малининой. :

Напрасно ‘перестал альманах печатать
стихи, ;

ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ

один способ «оживления» re-    > вочка, а не прописная добро-
роя — сделать его некраси- детель. Дети нередко пишут в
вым). Юному советскому, чело- 3. КЕДРИНА своих читательских письмах,
веку свойственно ясное o что они хотели бы видеть в
сознание того, что xopo-, книгах таких же обыкновен-
шее хорошо, а дурное дурно. Нет у ных школьников, как они сами.

него никакой раздвоенности. Он ишет в
книге указания, как жить и «куда ра-
сти», И поэтому из веёх героев повестя
М. Прилежаевой «С тобой товариши» ре-
бята вылеляют Юльку, прямую. честную,
горячую и вместе с тем настойчивую в
своем стремлении К высокой, чистой и
деятельной жизни. Она-—<самый яркий. жи-
вой и привлекательный герой книги
М. Прилежаевой. Образ Юльки, не булучи
ни романтизирован, ни «приподнят», раб-
крывает . ребятам простой и доступный
всем пример жизненного поведения. Твер-
дость п настойчивость в достижения на-
меченной пели — стать большим шахма-
тистом, чтобы прославить в далеком буду-
щем свою страну, а пока, в меру свозх
сил, — свою школу. Умная творческая
дружба с соперницей по  соревнованию.
Преданность товарищам, готовность всегла
откликнуться и помочь в любом общепо-
„лезном деле, поступившиеь при этом, если
пужно, своими интересами. Умение не
только горячо принимать к сердцу дела и
заботы друзей, но и помочь искренней
товарищеской критикой их ошибок. Имен-
HO эти добрые качества Юльки делают ее
образ таким обаятельным,

Пе значит ли это. что для детей нужно
создавать сухие и прямые, как линейка, по-
ложительные схемы, ходульные доброде-
тели. етоль высокие п непонятные в ево-
ем совершенстве, что до них п мыслью не
досягнуть?

Отнюдь нет! Абсолютно добролетельный
мальчик Боря Ключарев из. той же пове-
сти М. Прилежаевой столь же мало инте-
ресен, как и абсолютно «галкий» Леша.
Юный читатель не в меньшей степени,
чем взрослый. не’ приемлет лакированных
героев. Сила образа Юлькв пмевно в том,
что она——живая, горячо чувствующая де-

Эти детские пожелания дополняют тот
вывод, который можно сделать, изучая
интересы юного читателя, учитывая хотя
бы такие общеизвестные факты, как ти-
‚муровское движение, или огромную по-
пулярность среди детей таких «взрослых»
вниг. как «Повесть о настоящем челове-
ке» или «Молодая гварлия». Дети хотят
увидеть в вниге положительного терэя,
пример которого может стать для них 56-
разном жизненного поведения.

И вместе с тем юные читатели хотят,
чтобы высокое было раскрыто для них в
обыкновенном, доступном пониманию ха-
рактере. За то и любят  молодогвардей-
цев, что, став замечательными натриота-
ми, совершая героические подвиги, они
остаются простыми советскими юношами
и девушками, такими, каких много во-
круг, на месте которых можно вообразить
себя, примеру которых можно и должна
следовать.

Секрет успеха даровитого молодого пи-
сателя 10. Сотника, автора. сборника рас-
CKa30B «Невиданная птица». в том и за-
включается, что он, не ставя своих героев
на ходули псевлоромантизма, показывая
их обыкновенными советскими ребятами,
которые и шалят, и совершают веобду-
манные поступки, и увлекаются романти-
ческими замыслами, и многого еше просто
не знают, —— в то же время ясно показы-
вает ведущие, положительные черты ИХ
характеров. И не просто регистрирует на-
личие этих хороших чет ий добрых Ka-
честв, & раскрывает в становлении и раз-
ВИТИИ. »

Любопытно, что СРелн талантливых
рассказов Ю. Сотника папболее увлека-
тельными являются отнюль яе те. в ROTO-
рых развертывается остроумно закручен-
ный сюжет, как, например, в «Важном

В, ГОРОДИНСКИЙ

Несостоявшаяся встреча

Пнига Алексея Новикова «Рождение
музыканта» — первый опыт художествен-
но-биографического романа, героем которо-
TO является родоначальник новой русской
музыкальной культуры, один из самых
блистательных гениев в истории музыки
всех народов — Михаил Глинка. :

Роман А. Новикова охватывает самый
ранний период жизни композитора; его
детство, отрочество п. юность. Писатель
привлек много интересных  историко-
музыкальных документов,  опубликован-

‘ных советскими исследователями, © тех

русских песнях, которые слышал комно-
зитор в детстве и которые сыграли боль-
шую роль в его музыкальном воспитании,
06 окружении Глинки дома и в благород-
ном панспоне, где юноша общался с Вю-
хельбекером и другими будущими декабри-
стами. Юный Глинка показан на широком
историческом фоне.

Большое познавательное значение книги
для советского читателя несомненно.

Первые главы романа живо заинтересо-
вывают читателя. А. Новиков бесспорно
владеет мастерством. образной характери-
стики. Раннее детство Глияки как бы за-
ново оживает в книге А. Новикова. Нево-
торые сценки, как, например, сказывание
маленьким Мишей сказок своим  крохот-
ным сестренкам, посещение маленьким
Глинкой своего шмаковского ATK
Афанасия Андреевича. большого любителя
музыки, написаны превосходно. Глубоко
волнует своей искренностью, простотой и
жарким чувством рассказ о встрече дере-
венского священника-партизана;, отца
Стабровского, с фельдмаршалом Кутузовым.

Вообще тлавы, посвященные 181% году,
описанию партизанской войны на Смоленч-
шине -—— родине будущего композитора,
принадлежат к числу лучших в книге,
Автору удалось убедительно показать, ка-
кой неизгладимый след оставили в душе
рёбенка эти события.

П все же эти удачи, даже весьма зна-
чительные, не сглаживают чувства не-
уловаетворенности, с которым мы завры-
ваем книгу А. Новикова. Это чувство по-
является у читателя не. сразу, но делается
все сильнее и сильнее по мере того. как

а не вымышленнымя,

углубляешься в чтение. Олна из причин
необычайно вычурная. стилизованная, до-
нельзя искусственная манера письма
А. Новикова.

Это особенно тяжело отразилось на всех
без исключения рассуждениях и самого
автора н его героев о музыке. Уливитель-
ное дело! А. Новиков в своем романе очепь
много говорит о песне, но пееня у него
почти нигде и никогда не звучит. не зве-
нит, не поет. Она всегда и неизменно «хо-
дит», «бегает», «прыгает», даже «повора-
чивает», «заворачивает» и «приворачи-
вает».

А вот как автор романа повествует ‘о
впечатлениях маленького Миши от игры
оркестра. «Куда? Куда?» — наскочил нА
него гнусавый фагот и встал поперек пути.
«Куда?!»-—взревели вслед за фаготом тру-
бы, свиваясь в холодные блестящие коль-
па. Мишель отпрянул..., Но теперь перед
ним лесом поднялись смычки. И сами ко-
варные скрипки, забыв о нем, закружи-
лись в обнимку со стройным кларнетом.
Маленькая флейта бежала велед за ними
вприпрыжку, пассыпаясь мелкой печаль-
вой дробью: «Ву-да, ку-да, ку-да?..» Ведь
это скорее описание какого-то бреда, нэ-
жели впечатления гениального ребенка!

В конце концов вся эта  остетекая
вычурность ло такой степени надоедает,
что невольно стараешься пропускать те
места, где речь идет о музыке. Это в ро-
мане-то о великом музыканте!

Но все это еше полбелы. Беда в том,
что в романе неверно представлен слож-
ный процесс становления художника. .

На протяжении всей книги писатель
буквально навязывает юному Глинке рас-
суждения, которые невероятны для ребен-
ка и абсолютно нелепы для взрослого
композитора. Согласно этим  суждениям
русская народная песня представляет со-

А. Новиков. «Рождениё музыканта». «Со-
ветский писатель», 1950, 613 стр.

донесении». Это хо-
роший, веселый рас-
сказ, но увлекатель-
нее все же хругие, в
которых нарисованы живые характеры
ребят, такие, как «Невиланная птица»,
«Гадюка», «Про наши хела». Герой рас-
сказа «Невиданная птица»,  колхозный
паренек Вася. по оптибке сбил из отпов-
ского дробовика модель планера, приняв
его за огромную таинственную птицу.
Мальчик проявляет основные качества
своего характера — мужество, самоотвер-
женность,  пытливость, когда, усилием
воли преодолевая страх перед неведомым
пернатым, выхолит. с ним нз бой во имя
интересов науки. Автор приводит Васю и
его товарища Диму с полбитой молелью на
аэродром. Дима, который попросту стру-
сил во время ночного «боя» с птипей, в
юуористических тонах рассказывает о
«подвиге» Васи. но полковник. начальник
юных авизмолелистов, пресекает легкай
успех Димы-рассказчика. «Какое же ты
имеешь право смеяться над товарищем?
Ты вот сидел сложа руки да критиковал,
& он в 910 время действовал. Он-то был
уверен. что это какое-то живое чуловише,
и не побоялся выйти на него с дробови-
ком. Пусть он оптибался, но он был героем
в тот момент, отважным исследователем,
а ты кем был?» И этот вывод не звучит
как навязчивое морализирование, так как
он художественно подготовлен всей логи-
вой образов и событий,

Из отдельных черт и черточек, прису-
щих героям книжки Ю. Сотника, секлалы-
вается весьма привлекательный, действен-
ный образ советского школьника. › Это
пытливый. активный маленький человек,
готовый на трул п полвиг ве в силу сво-
их исключительных качеств, а благоларя
советской творческой основе своего харак-
тера и трудовой атмосфере созидания, ко-
торая отличает наше общество.

Олнако такие в общем хорошие расека-
зы, как рассказы 0. Сотника пли С. Геор-
гиевской, такие разнообразные по солер-
жанию, авторской манере, по-разному ин-
тересные книжки, как «Повесть о друж-

ребенок и подросток, изображен

бою какую-то изолированную и Lams
враждебную по отношению к профессио,
кальной музыке стихию. «Есть ид свёте
русское песенное царство, — размышляет
у А. Новикова Мишель. — Все в TON
царстве свое, нигде не занятое: каждый
златоверхий песенный теремок и каждая
былинка. А еще есть на свете. музыка: в
том заморском царстве властвует Tocnoxa
Гармония, а командует генерал-бас... Ho
зачем же генерал-бас на пееню войной
плет? Ла еще госпожу Гармонию к тому
же подбивает?».
русской народной песни  («лапотницы»,
как называет ее в другом месте A. Новп-
ков) профессиональной музыке писатель
настойчиво проводит через всю книгу,

Но. во-первых, почему музыка для юно-
то Глинки «заморское царство»? Когда
Глинка делал свои первые шаги, уже дав-
но’ существовала русская инотрументаль-
пая. в зачатках даже симфоническая My-
зыка, и при этом она совсем He чужда-
лась народной песни. А во-вторых, зачем
воскрешать в наши дн: реакционную 4де-
генду о том, что русская пароднал песня,
мол, по самой своей природе совершенно
оторвана от законов мировего музыкаль-
ного искусства? Более чем столетний опыт
созлания на русской народно-песенной ос-
нове опер, симфоний,  камерно-инотрумен-
тальной, сольно-инструментальной  музы-
кн, — словом, всего того, что в результз-
те образовало самую мощную музыкальную
культуру нового времени, —— решительно
опровергает все построения А. Новикова,

вкусов и впечатлений юного композитора
есть изобретение — романиста — самому
Глинке она была совершенно чуждои.

Мололой Глинка в томане «Рождение
музыканта» — это лишь тень той глуб-
кой п страстной натуры, которую мы уга-
дываем в «Записках» композитора, блед.
ная тень гиганта, которого мы непостедот-
венно созерцаем в его творчестве. Могут
сказать. что ведь это молохлой Глин:
ка, ele ne великый, еше не ‘зрелый. По
910 ж из этого? «По. когтям узнав
льва».—говорили древние. Но как узнать
льзенка. если ему незачем показывать
когти? Водь юноше Глинке остаетея толь-
ко нежитьеся в той идиллической сред;
которой окружает его автор.

Глинка был скуп на слова, п только ми:
мохолом оброненное сестрой композитора
Л. И. Шестаковой замечание, что он «в0з-
мущалея крепостным правом», CARAT
прямым свидетельством антикрепостнича-
ских настроений Глинки. Но если бы да.
же И. И. Шестакова ничего не сказала 0б
этом, мы безошибочно могли бы опреде
лить отношение Глинки к крепостному
праву. Художник, такой великой любовью
‘любивший свой наротл, лолжен был нена-
Видеть его цепи... В «Иване Сусанин»
пылает не только огонь 1812 года, нон
рылесвекое пламя.

He странно. ли, что А. Новиков;
пространно живописующий многие про-
блематичные любовные увлечения коу-
позитора,° пе находит возможным хоть
двумя-тремя штрихами раскрыть отиоше-
ние Глинки к «страшной язве». его вре-
мени или по крайней мере показать вле.
чатление, которое производили на Глияк/
ужасы крепостного театра и положегил
крепостных музыкантов? Однако, вели Ae
считать нескольких. брошенных вскользь
замечаний 0б эксплоатации крепостных,
А. Новиков рисует своего Глинку на фоне
сплошной крепостной идиллии, и это глав:
ная беда книги.

«Не в каждой гадальной колохе вых.
дит встреча с Михаилом Глинкой», =— го
ворится в романе А. Новикова. А. Нови
кову эта встреча пока не вышла. Глинка,
В Кии
интересно, а по. временам и прямо хорошо,
по Глинка-юноша нарисован тускло, ft
интересно и, главное, неверно.

Роман & TOMY же плохо отредактирован;
Многие сырые места, литературные нло
четы, грубые погрешности языка и сти
редактор Г. Шторм мог и должен but
устранить.

ных» И. Карнауховой,
ре» (С. Георгиевской, «Веегла вместе»
0. Хавкина, «Лети  горчичного ря
Н. Кальмы и другие, давая детям занима-
тельное чтение
вый материал, все же не могут у1082е-
творить их потребность в настоящем
большом положительном герое, в высому
образне для подражания, таком, как Павел
Корчагин, как настоящий человек №
ресъев, как молодогвардейпы. Могут. ека-
зать, что Павел Корчагин,
ресьев и молодогварлейны сложились ка
характеры в исключительных, геролчесит
обстоятельствах, что высота их подвига
обусловлена уже самой ситуацией.

Олнако, если мы примем po. внлмане
труловую основу героизма и Павла Kopi
гина (ведь основное в его образе то, 910
он. преодолевая страшный недуг. проби
ваетея в строй трудящихся), п Алексея
Мересьева (преололение трулом и Boll
Физического увечья во пыя возвращения
к любимой професепи, к выполнению BO
иНСкого долга), если мы правильно поймем
основной пафос героизма молодогварлейнев,
как пафос борьбы за советскую жизнь, 1
мы увидим, что создание большого, цель
ного характера положительного героя. лет
ской ‘литературы, действующего в усло
виях мирного строительства, — дело RO
только необходимое и вполне возможное:
но благодарное и Увлекательное.

Разве мало высокого и героического 8
нашей повеелневной жизни, жизни 101
строящих коммунизм? Трудовые подвиги
стахановцев, восстановление и невиланное
развитие народного хозяйства, борьба
мир во всем мире, строительство popoll
шволы, замечательные открытия mM 100°
оретения, невиданные успехи пашей н8у-
ки, промышленности и сельского хозяй
ства!

Нап. обыкновенный человек-—это отель
хороший передовой человек, растущий,
разносторонний.

Только тверло помня 0б этом, смоде
писатель сделать своего героя близким 6у*
лущему строителю коммунизма, юноху 604
ветскому читателю.

«Бабушкино No:

Это противопоставленае,

>

i
a Tiky

Нелепая «раздвоенность» музыкальных *

и большой познаватедь-

——

Алексей №] №

wt hs Ss

es.

>.

безо ae ae ae

eral   ala ian Ка eel ae