tt
ig

у’

vt

^

Г. БЕЛОВ,

народный артист РСФСР,
лауреат Сталинской премии

200 лет тому; назад наш великий co-
отечественник и земляк Фелор Волков со
своими друзьями при горячей поддержке

народа основал в Ярославле  перзый на
Pyca общедоступный — профессиональный
театр.

Начинание ярославцев ознаменовало со-.

бой значительнейшую  веху

в развитии
демократического

национального театра.
Волков, искусство которого  ролилось на
паолоносной почве народного творчества,
раздвинул узкие рамки придворного ари-
стократическо го любительского Театра и
прочно связал теалр с народом.

Демократические традиции русского
театрального искусства постоянно крепли
в борьбе против попыток превратить театр
в забаву аристократической верхушки.
Вглядываясь в тлубь веков, ми видим, как
традиции народного реалистического рус-
ского театра переходили, развиваясь и 060-
гашаясь, от Волкова и Дмитревекого — к
Яковлеву и Семеновой, Мочалову п Щенп-
вину, Садовскому и Ермоловой, Станиелав-
скому и Немировичу- Данченко.

Старейший русский театр прошел боль-
пой и сложный путь развития. В дореву-
зюционную пору он во многом разделял
почальную судьбу театральной провинции,
Однако и в то время передовые художии-
вл театра боролись 3a демократические
пдеи и правду в искусстве, стремилибь к
тому, чтобы театр играл активную роль в
развитии прогрессивных сил русского
общества. Ha ярославекой сцене шли
лучшие драматические пролзведения рус-
ской ц западноевропейской классики.

Ярославокий театр воспитал ряд вилных
хухмжников сцены. На его подмостках
впервые прозвучал голос вылающейся тра-
гической актрисы  Стрепетовой. Cora
пряезжали замечательные деятели русско-
го театра — Щепкин, Никулина-Косицкая,
Федотова, Савина, Ермолова, Ленскай,
Южин-Сумбатов, Варламов, Станиславский,
Комиссаржевская и другие.

После Великой Октябрьской
стической революции ‘неузнаваемо — изме-
нялся весь облик Ярославского театра.
Театр повел решительную борьбу. против
э°мелско-форуалистических тенденций на
сцене, за высокоидейное иравдивое искус-
сто, близкое народу и нужное нафоду.
Передовая созетская драматургия явилась
той основой, на которой развивалось и

социали-

Мзвиваетя искусство нашего театра.
GQ волнением вспоминаем мы первые
спектакли «Любови Яророй», «Шторма»,

«Разлома», «Бронепоезда 14-69», пьес По-
тидина. Рохашова, Корнейчука и других
советских драматургов. Особенно. важное
уесто в Творческой жизни назпего коллек-
тива занимала и занимает сейчас драма-
тургия Горького. В начале века на сцене
Прославокого театрз прошли «Мешане» и

«Ha Xue», Tearp первым в России поставил
«Варваров». ( тех пор почти все горь-
ковскле пьесы были сыграны на ярослав-
ской сцене, а к дням юбилея мы прихо-

дим с трёмя горьковскими спектаклями.
Это «Носледние», «Васса Железнова» и

поставленный к 200-летию тезтра «Егор
Булычев и другие».

Когда я думаю о нашем театре, о тезт-
рах многих и многих советеких горолов, TO
всегда с особенной радостью ощущаю; в
какое далекое и  невозвратное прошлое
УШло самое понятие «театральная ировин-
ция», Театр наш -— это дружный коллек-
тив советских художников, неразрывно
связанных со всем народом,

Именно в этой связи с народом. в том,
что у нас нет других интересов, кроме
интересов Hapola, видим мы источник
творчества, черпаем силы. для и
промахов и ошибок. Почему пьеса Н.
ты «Заговор обреченных» и С
нашей сцены, как страстный, политически
острый, правдивый спектакль; почему этот
спектакль был удостоен Сталинской прс-
мии? Потому что весь коллектив во главе с
главным режиссерюм II, Васильевым чув-
CTBOBAA, что, ставя эту пьесу, мы выра-
HOM волю и чаяния миллионов с30боло-
любивых людей, мы участвуем в борьбе

против поджигателей войны, за мир и
демократию BO воэм мире,

Показать со сцены современную совет-
скую жизнь, создать образы строителей
коммунизма — такова главная высокая
задача нантего искусства. Решая ее, мы по-
рой терпели неудачи, допускали ошибки.
Резкая и справедливая критика co cropo-
ны партийной печати, общественности го-
рода и области, критика и самокритика
внутри ‘театра —— вот что помогло нам
выйти на верный путь. В последнее вре-
мя театр показал ряд спектаклей о со-
ветской жизни, которые заслужили поло-
жительную оценку зрителей.

Было время, когда мы ждали пьес,
«апробированных» столицей. Убежден. что
это непразильно. Именно потому, что в на-
шей стране не стало «театральной провин-

ции». каждый советский театр может п
должен смело итти своим непроторенным
путем. «Настя Колосова» В. Овечкина и

«Студент третьего курса» А: Борозиной и
А. Дазилеона, впервые поставленные на
сцене `Ярославекого ^ театра, подтвердили
правильность этого пути. Спектакль «Настя
Колосова» попразилея  колхозникам обла-
сти и областному партийному активу, —
значит, недаром мы вместе с драматургоя
настойчиво ‘работали и продолжаем рабо-
тать над спектаклем,

Дружба между актерскими поколениями,
постоянное пополнение труппы свежими

АННИНО eee EE

силами — вот ‘что, мне кажется,

ДВА ВЕКА ТЕАТРА

стало
хорошей традицией нашего театра.

Ярославцы хоропю знают актеров, KOTO-
рые давно уже играют в театре, —
А. Чудинову, Г. Свободина, В. Соколова,
С. Ромоданова, И. Бросевича, 0. Иванову,
актеров, пришедиих несколько позднее, —
. Карташову, В. Незванову, В. Нельско-
го и др. Теперь они узпали совеем моло-
дых: всего лишь год назад $. Савченко,
А. Барышева, Ю. Бараев были учащимися
студии при нашем театре. Ныне они и
многие их товариши заняли видное поло-
жение в труппе. Вчерашний выпускник
Государственного института  тоатрального
искусства им. Луначарского, режиссер
Л. Щеглов самостоятельно поставил в Яро-
славле уже два спектакля.

Мы радостно встречаем юбилей своего
театра. Но в name стране ееть хороший
р-  обычай: в дни праздника быть особенно
строгими к себе, не успокаиваться на до-
стигнутом, а посмотреть, что еще не слела-
но, что надо изменить, улучшить.

Мы все еще недостаточно активны в
создании своего репертуара, мало связаны
с драматургами. А вель только на основе
такой крепчайшей связи можно полно
отразить советскую жизнь. В нашей твэр-
ческой работе подчас еще можно встретить
пережитки дурного вкуса, недостаточной
актерской культуры: нет-нет, и прозвучит
со сцены ложная лекламация вместо жиз-
ненной естественной речи, обнаружится,
что во имя «красивого» жеста актер можат
изменить жизненной правде. Короче гово-
ря, не изжиты еще актерские «штампы».
Против этих ренидивов дурной «театраль-
щины» мы решительно боремся, и я уве-
рен, что дружными усилиями преодолеем
этот недостаток.

Впереди много работы. В булущем сезо-
не мы должны показать пьесу о новато-
pax социалистического производства. Мы
прололжаем нашу дружбу с В. Овечкиным;
который обещает написать для нас новую
пьесу о колхазном селе.

До сих пор мы в долгу перед ярослав-
ским зрителем. На ‘сцене нет спектакля 0
первом русском актере, имя которого но-
сит тсатр. Такая пьеса сейчас готовится.

А в самом ближайшем будущем, в
августе этого года, — спектакли в Москве.
Каждый театр Советского Союза с волне-
нием ждет встречи с москвичами. Взвол-
нованы пределоцей встречей и мы. Выюо-
Roe положение и ответственность  старей-
шего русского театра, внимание к нам со-
ветской общественности требуют от каж.
Дого из нас напряжения всёх творческих
сил, ещю более строгого, критического отно-
шения к своему большому делу. В этоу—
залог движения вперед.

Председатель колхоза — агроном.

С Андреём и Кулишом я
познакомился в Краснодаре, в краевом
комитете партии, накануне несколько не-
обычного совещания колхозных вожаков:
в крайком были приглашены агрономы;
зоотехники и другие спепналисты, рабо-
тающие с6йчас председателями колхозов.
Необычным был’ и вопрос, обсуждавшийся
на совещании. Если в прошлом председа-
телей колхозов, как правило; собирали в
это время, чтобы поговорить о ходе про-
полки, о ремонте жаток н другого убороч-
ного очвентаря, то сейчас, в июне 1950
тода, колхозные вожаки говорили 0 TOM,
каким должен быть в современных услоэ-
влях предеедатель  сельскохозяйственной
артели.

Года два назал такое совещание, пожа-
луй, и нельзя было созвать, потому что
среди председателей колхозов почти не
было агрономов и зоотехников. А сегодня
только в олном Пашковском районе треть
председателей имеет дипломы 0б окопча-
нии высших в средних сельскохозяйствен-
ных учебных заведений. В иных перело-
вых колхозах Кубани можно встретить
двух, трех п даже пятерых специалистов.

Крупные многоотраслевые колхозы стре-
мятся иметь своего агронома, своего 300-
техника, своего ветеринарного врача.

Не так давно в станице Крымской на
вечере колхозной самодеятельности длевуш-
ка-колхозница читала «Урожайный марш»
Влалимира Маяковского:

Поля

пройдут науку
под ветром- игруном.
Даешь

на дружбу руку,
товарищ агроном!

С тех пор; как впервые были обнаро-

‘дованы эти строки, изменился облик сель-

ского хозяйства Кубани. Уже не просто
0 дружбе с агрономом сегодня идет речь.
Такая дружба налажена давно. Речь те-
перь идет о том; чтобы агрономы станови-
лись непосредствепными руководителями
многогранного холхозного производства,
которов настолько разрослось и усложни-
7106ь, что человеку с Одними лишь адми-
нистративными способностями и хозяйст-
венными навыками подчас не под силу им

руководить.

>

Передовой, высоколоходный  вубанский.
801503 =— это вбесторонне ‘развитое меха-
визированное хозяйство. где ‘наряду с ве-
душими отраслями — полеводетвом и жи-
BOTHOBOACTBOM -— развиваются хлопковод-
тво, овошеводство, бахчеводство, садовод-
ство, не считая многих подсобных пред-
приятий.

Баким же должен быть председатель та-
вого колхоза?

Й онытный колхозный вожак Захар Ви-
AMKO, чьи записки были опубликованы в
журнале «Новый мир», и председатели кол-
Хозов — агроном Вулиш. зоотехник  Хорин
высказались за то. чтобы во главе много-
отраслевого кубанского колхоза стояли
люди, знающие не только агрономяю, но
п з0отехнию, механизацию, умеющие хо-
ina разбираться в экономике п работать

С людьми,

2.

Надо отдать должное агроному Кулиту.
Отним из первых среди пашковских arpo-
номов согласился он пойти на постоянную
работу в колхоз и стал председателем ар-
тели «Заветы Ленина».

Празла, не все его товарищи по преж-
ней работе одобрили это решение.

>
Ал. ДУНАЕВСКИЙ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

$

нешь ты, Андрей Бапитонович, — говори-.
ди оня, — предсвдателем колхоза и пере-
станешь быть атгрономом. Текучка заест!
Придется. тебе всем заниматься: и финан-
сами. и запасными частями в машинам, п
диспиплиной, и начислением  трудодней.
Одним словом, пиши, брат, отходную агро-
номии! >

Выступая на совещании, Андрей Бу-
лиш подчеркнул: «Когда я шел на работу
в колхоз, я не хотел быть только советчи-
ком-агрономом, я хотел отвечать за прояз-
водство, отвечать п как агроном. и Bak
председатель артели»:

Кулиш начал © планирования. Нельзя,
чтобы большое, многоотраслевое хозяйство,
где счет ведется на десятки, сотни тысяч
пентнеров, на миллионы рублей, велось
наошунь, беснланово, И

Теперь в колхозе, «Заветы Ленина» не
ждут участкового агронома. Председатель-
агроном вместе с активом заблаговременно
разрабатывает план действий и доводит
его до сознания каждого колхозника. Важ-
дая производственная бригада ‘точно знает,
сколько сельскохозяйственной продукции
она должна получить с гектара пашни,
сколько трудодней затратить: на его обра-
ботку, какие агротехнические приемы осу-
ществить, чтобы в нынешнем и в буду-
щем году собирать высокие урожаи.

Андрей Кулиш сумел заинтересовать
колхозников достижениями мичуринской
науки.

Влияние председателя-агронома чувст-
вуется во всем: и в ровных, как стрела,
линиях воходов, будто вычерченных Ha
кальке, и в своевременном уходе за посе-
вами, и в первых опытах по возделыва-
нию новых для колхоза ‘ сельекохозяйст-
венных культур. ) ‘

Вулиша не заела <текучка». То, что
некоторые презрительно называли «текуч-
кой», обогатает его и как агронома п
как колхозного вожака. Кулиш не потерял
вкуса к агрономической науке. С тех пор,
как вн перестал быть только советчиком,
стал отвечать за производство; за науку
в колхозе, кругозор его расширился.

Нет. не написал Кулиш «отхолную» аг-
рономии, как не написали ее Сапрыкин,
Лазаревский, Хорин и другие. специали-
сты сельского хозяйства — участники со-
вещания, ставшие в наши дни предееда-
телями колхозов.

ae

Еще об одной, на перрый взгляд, незна-
чительной детали хочется рассказать. (Со-
вешание колхозных вожаков проходило в
пюне. в дни, когла на Кубани началась
уборка. Между тем никто из присутствую-
ших не высказывал беспокойства: «Что
делают колхозники в отсутствие предсела-
теля?» «Не сорвется ли начало уборки?»

Еше несколько лет вазал в такую страд-
ную пору лаже в районном центре опаса-
лись созывать совещания, — как бы дела
в колхоле не стали! А сейчас люли при-
схали издалека в краевой центр п спэ-
койны.

«Спокоййы лотому, что у нас в арте-
ли. как на хорошем заводе, — объяс-
нил председатель колхоза имени 14-й го-

Октябрьской революции arponom
ры ‘ ‘ P   He только изберут,

Лазаревский. — Хозяйство налажено, лю-

ди на своих местах, каждый знает свой,
«Ста-   обязанности, и председатель теперь может

былое

сповойно оторваться Ha день- другой»:

Правла, не все кубанские колхозы име-
ют такие руководящие кадры. как заводы
‚И фабрики. В этом смысле сельское хозяй-
ство отетало от промышленности. В Ерас-
ноларе трудно, например, найти лаже  н4-
больной завод; которым бы’ не-упраряял
‘инженер. А вот в многоотраслезых колхо-

зах, произволящих зерно, молоко, мя-
co, ‚овощи, — все еше мало руководи-
телей с высшим и средним  сельеко-

хозяйственным образованием.
ий говорили па бовещзнии.
cede вопрос. Может быть. в районах не-
хватает агрономов. зоотехников. способных
руководить колхозным произволетвом?

“ Как-то один районный работник. пол-
считывая  число специалистов в количо-
ство колхозов, пришел к так называемому
«срелнему» выводу: «У нас в районе 30
агрономов и примерно столько же колхо-
зов. Значит, мы можем поставить во гла-
ве каждого колхоза агронома»,

Что и говорить, стремление похвальное,
но торопиться здесь не следует. Нельзя
сбрасывать со счетов предсефателей кол-
хозов-—практиков. проявивших себя незау-
рядными организаторами, о которых здееь
называют «колхозными самородками».

В крайком на совещание было пригла-
шено песколько старых  пнрелеедателей-
практиков. Был среди них п Захар Осипо-
вич Кияшко, ‘двадцать. лет проработавший
поедселателем больного, многоотраслевого
Болхоза в станице Крымской, человек, ко-
торому всегла присуше чувство нового.

— Помните, в одной из кинокартин. —
сказал Захар Осипович, — были такие
слова: «Мысль летчика лолжна лететь!
быстрее самолета». Это и к нам, председа-
телям, имеет отношение, Для того, чтобы
наши колхозы изо дня в день росли, мы
с вами должны расти еще быстрее.

Захар Кияшко. Иван Буренков заявили
участникам совещания, что будут учиться
У агрономов, будут стремиться получить
среднее сельскохозяйственное образование
А председатели-агрономы высказали. твер-
дое желание перенять опыт. ‹ знания У
председателей-практиков и прежде всего
поучиться умению работать © люльми.

Не каждому агроному колхозники дове-
рят руководетво артелью, ла и Ae KAK-
дый агроном может быть настоящим кол-
хозным вожаком. Вот. например, эгроном
Макеев из Варениковской болыне гола про-
работал предселателем артели. И что же?
Руководить колхозом Макееву оказалось
не под силу. Он хорошо знал агротехнику,
но не облалал организаторскими способно-
стями п не умел, а может быть, и ие лю-
бил работать с люльма, Макеев все хотел
делать сам. Колхозники не раз указывали
предселателю на его недостатки. а он про-
должал стоять на своем. И когла люди
убедились. что Макеев не справляется с
работой, они его прокатили, что называет-
ся, на вороных, Нельзя, как правило, ре-
комендовать председателем колхоза челове-
Ka, недавно покинувшего студенческую
скамью и не’ янающего колхозного пройз-
водства. Пусть молодой специалист сна-
чала поработает в колх02е  агропомом.
Пусть колхозники оценят его способности,
j ero умение руководить не только нпройзвод-
CTBCHUBIMA пропессами, но и людьми, п
ееля он человек подхоляший, OHH, HecoM-
  ненно, изберут его прелселателем, как это
атрономами Василием  Дийровой,
Ильей Сапрыкиным, Андреем Кулицюм. И
но и будут горой стоять

Вот об этом

за. него,
КУБАНЬ

Леры. Переворот

dion задавали’

Штаб генерала Дугласа Макартура нз-
ходится в Токло в абсолютно современном
здании, напротив экзотического дворца его
«друга», военного преступника императора
Хирохито.

Портреты генерала встречаются в Япо-
НИИ Так же часто, как и портреты «6o-
жественного» микадо. Профиль этого даль-
HOBOCTOUHOTO кандидата в американские
цезари красуется на филинпинских моне-
тах. Он считает себя великим стратегом,
кокетливо разыгрывает роль простого сол-
дата и выгодно торгует в магазинах To-
Био таварами с фабричной маркой «Макар-
тур и К”. На его руках свежая кровь
корейских патриотов, в- его ‘карманах ак-
ции н дивиденды компаний и трестов,
дающих солидную прибыль, а в голове—
сумаебродные идеи подчинения всей Азии
амернканскому владычеству. Этот сухопа-
рый маньяк, как отощавший волк, мечет-
ся сейчас в злобе по аппартаментам своей
резиденции, бросая эскалры к Тайвану,
войска н «летающие крепости» в Корею.

Ето подчеркнуто грубая, здоровенная
трубка, сделанная не ‘то из куска дерева,
не то из кукурузного стебля, с остру-
ганной палкой вместо мундштука,  под-
черкнуто  небрежная форма, подчерк-
нуто грубоватая рубленая лающая
речь, Вс6 `это — театральная маска
недалекого демагога и честолюбца. Из
многих дел, которые он начинал в своей
жизни, ему лучше всего удавались самые
мвлкие и грязные. Ни одно из его много-
численных пророчеств He сбылось, ни
один план, выдвинутый им, не осуще-
ствился. Ero биография — это летопись
пышных деклараций п грязного двуруш-
ничества.

После окончания военной академии
Вест-Пойнт Макартур был направлен на
Филиппины. Когда началась руеско-япон-
ская война. Макартур вместе co своим
отцом — генералом — был послан в Япо-
нию. Военное министерство в Вашингтоне
заявляло тогда: «Макартуры — вет те два
наиболее подходящих человека в нашей
стране. которых надо послать в Японию».
Молодой лейтенант Макартур «оправдал»
доверие начальства. — он принял участие
в боях против русских войск под Мукле-
ном. Его усердие было вознаграждено —
президент Теодор Рузвельт сделал его сво-
им адъютантом.

В 1932 rosy Макартур «отличился»
тем, что разгромил демонстранию участ-
ников первой мировой войны. требовавших
выплаты пособий. Среди них. вероятно,
были и солдаты из 84-Й пехотной брига-
ды. которой он командовал во Франции в.
1918 году. Он прелал солдат, кровью Ko-
торых цементировал свою карьеру от
майора до генерала. В этом— весь
Макартур.

Несмотря на большие связи
(хостаточно сказать, что миллао-
Hep 9. Стотесбэри был его те-
стем) и быстрое продвижение по
военной. лестнице, Макартуру не
везло на политическом ринге
Америки. В 1935 г. он учаетво-
вал в подготовке. фапиистского пе-
реворота и был одним из трех
кандидатов в американские [nr-
не удался. Го-
Hepaly пришлось искать < для
приложения своих сил другую
сферу деятельности. Этой сферой
стала азия.

Начиная с 1936 года, Макар-
тур почти непрерывно находится
в Азии. Его слелали главой орга-
низации «папиональной обороны»
на Филиппинах, вслед за тем —
«фельдмаршалом»  филиппинскей
армий. Однако этот самоловоль-
ный любитель  стратегичееких
прогнозов. выдвинутый ча  бли-
жайшие к Японии позиции. про-
зевал начало японской агрессии.
Он проснулся от грохота бомб, па-
давших на Пирл-Харбор.

Весь мир насмешило
паническое  пегетво
CRUX «советников»,
туровских офицеров
Сувона в Корее. Они сожгли mrad,
пастеряли личные веши и прибыли в
Тэчжон промокшие, как крысы. Они по-
бежали, когла еще не было и намека на
атаку. И не удивительно — они только
копировали самого Макартура.

Этому «советнику филиппинского пра-
вительства», команлующему американски-
ми и филипоинскими войсками на Филип-
пинах. командующему американской ар-
иней на Дальнем Востоке, «командующему
  вооруженными силами ООН в Ворее». также
пришлось во время второй мировой войны
удирать со своим штабом е Филиппин в
Австралию. Сейчае Макартур собирается
провести расследование бегства своих под-
чиненных из Сувона, Но он так и «за-
был» провести расслелование причин соб-
ственного стремительного «кросса» на три
тысячи километров! Ныне Макартуру ие
нравится. что его советники благоразумно
стараются удалиться от фронта на двести
километров. Неизвестно. повлужит ли им
смягчающим обстоятельством то. что их
шеф сам вел войву против Японии, нахо-
seh #0 своим штабом на довольно при-
личном от нее расстоянии в шесть тысяч
километров! Очевилно, че случайно был
столь молниеносным и недавний полет
Макартура в Корею и в особенности ero
возвращение оттуда. Он и теперь не 34-
хотел полвергать опасности свою генераль-
скую персону двухдневным, как обещал
заранее. пребыванием не только в зоне
военных действий, но п вообще на полу-
остпове.

Ныне, в свете

недавнее
американ-
т. е. макар-
и генералов, ИЗ

исторических фактов,

т

«Человеколюбие» янки

Никогла еше на улипах и в метро Нью-
Йорка не было столько ниших, просяшях,
полаяния. сколько сейчас,
как сообщает английская газета «Пипл».
новый, чисто американекий бизнес. В Нью-
Йорке теперь продаются пачки карточек,

на которых напечатано: «Ваша история
меня тронула, Разрешите выразить ВАМ,
мое глубокое сочувствие», Нарядные 6ез-

дельники клалут такую карточку в. протя-
нутую 33 помошью руку п удаляются,
вполне удовлетворенные.

Это породило,   рошего урожая...

Н. ГРИБАЧЕВ
<

становится понятным очень многое в до-
статочно бёздарных действиях амеёрикан-
ского командования на Дальнем Востоке
против японцев, в особенности всюду, где
дело доходило до боев на суше. И еше
неизвестно, чем и когда все это кончилось
бы. если бы советские войска не сковы-
вали самую отборную и мощную Квантун-
скую армию японцев, если бы они не на-
несли решительного поражения японским
войскам в Маньчжурии и Корее. Не атом-
ные бомбы, сброшенные на японских мир-
вых жителей, а разгром японских сухо-
путных войск прежде всего предопределил
поражение Японии. Лавры Макартура 3a
победу над Японией — бумажные лавры,
заботливо сфабрикованные из реляций его
собственного штаба,

Макартур не скупился в годы войны на
эффектные изречения (за тридевять земель
от фронта это занятие не слишком опас-
ное). Он заявил, например, что  «един-
ственный путь для поражения Японии —
это разгром японской армий на ее соб-
ственной территории, а кратчайший путь
для того, чтобы достичь этой территории,
лежит через Китай и Коргю». Однако лю-
бому школьнику известно, что ближай-
ний нуть из Америки в Японию — это
прямой путь через Тихий океан.

Но Макартуру мерещился  друтой путь.
ибо он стремился не столько к разгрому
японцев, сколько к оккупации американ-.
цами Витая и Кореи. Уже тогда, сила в
Аветралии, он собирался помпезно ступить
на азиатский материк в качестве гаулей-
тера Уолл-стрита.

30 августа 1945 тода, после того,
советскими войсками
японские сухопутные силы, Макартур при-
был на аэродром Апуги, в Японию. Начал
он © того, что взял под свой контроль то-
кийскую радиостанцию, создал информа-
ционное бюро и излал приказ, по которо-
му американские военные имели право ре-
квизировать на территории Японии все, что
им заблагорассудится. Заметим, кстати,
что они. делали это. не дожидаясь приказа,
и делают до сих. пор. В своей политической
лдекларапия Макартур невнятно промямлил
что-то 0 «поопрении четырех свобод», HO
зато достаточно внятно возвестил, как о
величайшем благодеянии, что император
останется «ДУХОБНЫМ руководителем»
страны.

Вряд ли стоит подробно перечислять все
«подвиги» Макартура Ha японской земле.

как

Рис, Бор. ЕФИМ

Смелость его все возрастала по мере Тото,

как. отходили в прошлое страхи войны. Он
был сторонником «решительных действий»
в Китае. Он хвастливо заявлял. что «ком-
мунисты могут быть уничтожены при п9-
мощи 500 самолетов». Правда, спустя три
месяца ов вынужден был удвоить эту
цифру... Теперь Макартур говорил, что при
помощи 1000 американских бомбарлиров-
шиков и достаточного количества амери-
канского снаряжения «можно уничтожить
основные военные силы китайских комму-
нистов». История уже избавила нае сей-
час от необходимости комментировать эти
малограмотные бредни престарелого питом-
на Вест-Пойнта,

Тем не менее чванство генерала Макар-
тура. росло не по дням, а по часам.
В 1948 г. ов заявил, что готов стать аме-
риканским президентом, «если его призовет
американский нарол». Американцы, kaw
известно, пе обратили никакого внимания
на эту готовность Макартура, и он потер-
пел поражение уже на первичных выборах
в штате Висконсин, 47 студентов Гарвард-
ского университета. воевавтие под нача-
лом Макартура на Тяхом океане, ‘опубля-
вовали заявление; в котором говорилось,
что «ни олин ветеран войны He будет
голосовать за Макартура». Генерал нашел
утешение в Том, что; спустя двадпать’ лней
после скандального провала на выборах,
приобрел в Японии. в Киото. ид 300 мил-
лионов иен антикварных вешей, а заодно
скуцил аначительную Чаеть акций  япон-
ской компании «Нихон Юсен кабусияи
Кайса». И когда сейчас капрал Боб Симн-

АННИНО АОИ

HOB ce OO Be ead

были разгромлены

М акартур—«бледнолицый микадо»

сон, присланный воевать в Ворёю, грабит
местное население и хвастается ‘тем, что
«поймал 15 поросят», то сн действует
лишь как робкий полражатель своего на-
чальника -— Макартура.

Чем больше награбленного добра  скап-
ливалось у этого генерал-спекулянта, чем
больше прибылей приносила ему торговля,
чем крепче становились связи Макартура

с Уолл-стритом и правящей верхушкой
Америки, тем решительнее попирал он
потедамские решения, тем настойчивее

рвал союзные отношения, тем откровеннсе
принимал позу диктатора.

Известно, что. в агрессивных планах
США на Дальнем Востоке Японии отведе-
на роль форпоста. Главной заботой генера-
ла Макартура является поэтому милитари-
зация страны. Японии передаются 27 аме-
риканских кораблей, 50 тысяч офицеров и
матросов японцев пройдут военную пере-
подготовку. Макартур  покровительствует
уцелевшим старым фашистам H НЯНЬЧАГ
новых — в них он видит свою «опору».
Макартур досрочно освободил многих воен-
ных преступников. Одновременно он заса-
лил за решетку сроком на 15 лет шесть-
десят три японских прогрессивных дея-
теля.

Врат всего прогрессивного, Макартур с
явной злобой и тайным страхом относится
Kk японской компартии. Совсем недавно, в
годовщину принятия японской с конститу-
пий, он выразил сомнение, «можно ли счи-
тать в дальнейшем компартию «конститу-
ционно-признанным политическим  двп-
жением», п вслед за этим (не блистая;
правла, оригинальностью ‘и точно следуя
американским образпам) развязал дикую
травлю против коммунистической партии
Японии.

Таков этот «бледнолицый микадо», как
называют его некоторые иностранные кор-
респонленты. Его планы и приемы He
слишком отличаются от повадок Хирохито.
Полобно японским самураям, американский
тенерал мечтает проглотить всю Азию. Оп
объявил Китай и Южную Корею совокупно
с Японией «линией американской оборо-
ны», задолго ло последних событий призы-
вал к оккупапии Тайвана, являющегося
неотъемлемой частью территории  Витай-
ской народной, республики.

Генерал Макартур всерьез считает себя,
как 0б этом сообщает корреспондент одной
антлийской газеты, «символом американ-
ской власти и престижа не только в самой
Японии. но ‘и во всей Азии». Деятельноеть
в Японии он считает вершиной своей
«блестящей карьеры», «памятником, Ко-
торый обеспечит ему прочное место в исто-
рии». И чтобы не затруднять по-
TOMKOB. он милостиво разрешил
при жизни воздвигнуть себе ста-
тую на эспланаде императорского
двориа в Токио.

Макартур редко выбирается из
своей резиленпии, перещеголяв в
этом отношении самого  «боже-
ственного» японского императора.
Изредка он принимает там выс-
ших сановников и чиновников и,
разумеется; самого- микадо: 0 па-
роде, о ‘его нужлах и чаяняях он
имеет представление не больше,
чем черепаха © вершине’ Гима-
лаев. В своих «стратегическах
пасъянсах» он ‘учитывает само-
леты, танки и крейсеры, в. по-
мощью которых собирается завое-
вать Азию, но зайывает о полу-
миллиарле жителей Китая и Во-
pen. Baareckaonno разрешая  пе-
чатать миллионными  тиражаия
свой портреты в Япония, он 3a-
бывает. что портреты могут He
только висеть на стенах. но и
быть брошены в грязь под ноги
прохожих.

Имя Макартура все более ста-
HOBATCA зловешим символом вой-
пы, которую он уже спровони-
ровал в Ворее и которую готовит
для всей Азии. Грязный герой рае-
правы с ветеранами войны, незадачливый
кандилат в фашистские диктаторы Амери-
ки. проваливитийся канлидат в президенты,
генерал с весьма заурядными военными,
но зато с весьма  иезаурялными  прово-
каторскими способностями. Макартур сей-
час из кожи вон лезет, чтобы заслужить
одобрение Уолл-стрита.

Его намерения и взглялы более чем яс-

ы. Еще в июне 1949 года он выболтал
их в своей статье, напечатанной американ-
ским журналом «Форчун». Он писал:
«Япония фактически превратилась в боль-
шой концентрационный лагерь и продол-
жает оставаться таковым. поскольку
оккупапяонные (то-есть американские. —
Н. Г.) войска стали тюремщиками для 81
миллиона японцев». А велел за тем ой из-
ложил и пели этого конпентрациовного
лагеря: «Наша основная пель в области
экономики состонт в том, чтобы заложить
прочный фундамент для развития в Япо-
нии капиталистической системы».

В этом свете становятся новятными и
заявления Макартура о Корее. Китае по
Beet Asm вообще: он хотел бы превратить
весь великий континент в олен концен-
трационный американский лагерь, чтобы
спасти гибнуший капитализм.

Обагрив рукп кровью корейских жен-
щин и детей. пазвязав грязную войну из
Востоке. Макартур окончательно опреле-
лил свое месго на затзорках историй, Ме-
сто это-—свалка  гаулейтеров. Тула. в коп-
це концов. попадет п этот карикатурный
«наполеончик», замахнувшийся костлявой
рукой на великие народы Азил.

OBA

be

Угроза... хорошего урожая

Страптная угроза налвинулась было на
Совлиненные Штаты Америки —- угроза хо-
Правительственные чи-
нозники в тревоге полсчитывала, во сколь-
ко долларов обойдется уничтожение из-
лишков продовольствия, Но опасность, Ka-
жется. миновала. Корреспондент англий-
ской газеты «Манчестер гардиан» опуйли-
ковал успокапваютиее сообщение из США:

«В коние конпов и прирола бывает мя-
лостива. Палятий зной, песчаные суховеи
и сельскохозяйственные вредители... при-

a

шли на помощь... Урожай все-таки будет
на 15 процентов ниже. чем в 1949. году;

Воварная природа в ближайшие месяцы
может снова увеличить возможность выео-
кого урожая: но. ¢ другой стороны. сель-
скохозяйственные вредители и климат
сделают свое лело. По крайней мере. ми-
нистр финансов США надеется на это...»

ee

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 56 3

—— SS