П. КРАЙИНОВ

Обзор военных
в Корее

действий

На десятки километров тянется линил
фронта наступающей Корейской народной
армии. С каждым днем она передвигает-
Ch BCC дальше и дальше на юг. 10 пюля
линия фронта проходила по следующим
пунктам: начинаясь от Желтого моря в
районе южнее Чхонан (Тен Ан), который
был занят Народной армией 9 июля, она ие-
ресекала горы Чхярёнгеан, шла южнее го-
рода Чунчжу (юсю),  освобожденного
ночью 7 июля, далее на восток и через
Алмазные (Восточнокорейские) горы вы-
ходила к Янонскому морю между пункта-о
ми Иондок п Пхохан.

_Тяавное направление наступления на-
родных войск на правом фланге — меж-
дуречье Ханган и Кымган. Здесь, в тусте-
населенной долине и отрогах гор Чхярёнг-
сан, 9 июля произошло новое большое
сражение между Народной армией и ам2-
рикано-лисынмановскими войсками,  кото-
рое о продолжалось 20 часов. В 6%
участвовали американские танки, ‘посдер-
жанные массированными налетами aMe-
риканской авиации. В итоге боя Народная
армия, несмотря на обилие техники У
противника, снова потренала и потеснила
его. В районе Чхонан окружен и уничто-
жен батальон американцев, захвачены
большие трофеи и много нленных. —

Американские войска,  оседлавиие до-
рогу на Тайден (Тэчжон), вынуждены бы-
ли отступить. Народная армия прибли-
жастся к Тайдену, куда после падения
Сеула была перенесена столица марионе-
точного лисынмановского «государства», а
после падения Сувона-——и ставка американ-
ских и южнокорейских войск. Парижское
радио передает, что бои развертываются
около реки Кымган, в 13 километрах се-
вернее Тайдена. Токийский корреспондент
атентства Рейтер замечает, что создается
угроза окружения американских и южно-
корейских частей, действующих севернее
Тайдена. За два дня части Народной ар-
мии продвинулись в направлении на Тай-
лен на 50 километров. Американские и
лисынмановские войска пытаются создать
новый оборонительный рубеж на реке
Фымган.

Другая колонна войск Народной армия
eet’ наступление в юго-восточном на-
правлении и достигла района Таньян (се-
веро-западнее Андона). =

Олновременно Народная армия ведет
наступательные действия в районе Нон-
док, по низменности вдоль Японского мо-
ря. Это наступление в направлении HAA
Пусан (Фузан), крупнейший порт Юж-
ной Корен на берегу Корейского пролива,
проходит при активной поддержке парти-
зан. Как указывает печать, Народную ap-
мию в этом районе пытаются сдерживать
американские н английские корабли, про-
стреливающие побережье своей. артилле-

И. ВОЛК, В. КОРНИЛОВ,
А. ВАСИЛЬЕВ

Жаркя пюльские дни в Корее. Палящее
солнце нагревает воду. в походных флягах
солдат, делает. нетерпимо душным воздух
в танках, раскаляет и. без того горячие
стволы пулеметов и автоматов. Ночами ча-
сто выпалают дожди, но они не приносят
свежести; утром: воздух. кажется насыщечн-
ным горячим паром, а ноги вязнут в жид-
ком, размытом водой. красноземе.

Боевой путь Корейской Народной армии
пролегает через топкие рисовые поля и
‘екалистые ущелья, через труднопроходимые
места. :

На улинах Пхеньяна. на стенах домов
гисят карты, испешренные флажками.
Флажки отмечают победы Народной армии.
Освобожден Сеул. Во многих пунктах во-
точного побережья высадились морские
десанты, которые продвинулись почти к
самому Пусану (Фузану). В глубоком тылу
лисынмановцев. на самой южной оконеч-
цости полуострова, в провинциях Тайгу и
Твандю вспыхнули народные восстания
TIPOTUB режима змериканских марионеток.
Ti In Com Ман со своей женой-американ-
кой меняет уже третью резиденцию, спа-

саясь от наступающих „войск Народной.

армии.

‹ МАСТЕР
: ВОЗДУШНОГО. БОЯ
Над Пхеньяном тревожно завыли сире-

ны: очередная воздушная тревога. Jain
спешат в укрытия, ожидая очередного бан-

литского налета американских  бомбарди-
ровников,
Олнако небо над городом остается ‹чи-

етым, и только где-то далеко  слышатея
глухие взрывы. Через некоторое время ра-
дио сообщает, что угроза воздушного наиз-
дения миновала. А утром делается изве-
сетным, что дорогу к ПШхеньяну американ-
ским самолетам преградило звено молодого
корейского асса Со Дю Пхиля.

Со Лю°Пхиль п его друзья вступили в
розлушный бой с четырьмя трумэновскими
боубарлировшиками и двумя  сопровож-
лавшими пх истребителями. В воздушном
бою корейские летчики сбили один истре-
°битель и обратили в беготво остальные
американские самолеты.

Воздушные пираты, беспорялочно сбро-
сив бомбы в чистом поле, думали найти
спасение на паходившемея тогда еще в
руках лисынмановцев сувонском аэродро-
ме. Но звено Со Дю ПШхиля не прекратило
преследования врага и уничтожило UX ca-
молеты на земле аэродрома. Шесть машин
американских убийц уже никогла больше
не будут бомбить мирные города!

Это только один из многих славных
эпизолов боевой деятельности корейского
acca Со Дю Пхиля и летчиков его звена.

АМЕРИКАНСКИЕ
УБИЙЦЫ

У подножья живописной торы Моран-
бон раскинулись тихие улицы лревнего
Пхеньяна. Мирный горол... На. центральняя
‚проспекте торгуют многочисленные ла3-
YOURH и искрятея солнечных лучах

.

В

«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам,

рией. Береговые 6a-
тареи Народной ар-
мии подбили еще од-
но американское во-
енное судно и новре-
дили английский
крейсер «Ямайка»,
на крейсере имеются
убитые и раненые.

Иностранная  пе-

Gs

чать сообщает о боль-^ K DIMUOK червон В
ой концентрации — aL PViceH Sus. 5o-
частей Народной ар- ee РА анны =

мии на подступах к Е ар и.
Тайдену, где амери- — (Чему pho С. oN oleae ee
канским и лисынма-  7 Пженяхэке/ ЧУНЫЖу дёечен уран Е,
новским чаетям грэ- Чхонан мен ЕН 99 f
зит обхват с флан- a. \=Ченгажюд ploy — EI]
rop. B mraée Marap-   S Gyan ier) eyuoraaz —

тура царит нервоз- нунса\® кымчён «$ хохан

ность, 0 чем свиде- — Райг НЕЧУКУ =

тельствует тот факт,
чю опубликование
очередных сводок на
фронте стало задер-

живаться. Пессими-
стичёскими тонами
проникнуты и рас-

суждения корреспон-
дент агентства
Юнайтед Пресс Виль-
сона, который заяв-
ляет, что «североко-
рейцы почти уничто-
жили южнокорейские
вооруженные силы и неуклонно теснят
назад американские войска». Английская
газета «Санди таймс» 9 июля писала, что
«шансы на быстрое и успешное окончание
войны в Корее незначительны».

Американские интервенты перебрасы-
вают на корейский театр. военных деи-
ствий новые подкрепления. Корреспон-

дент агентства Юнайтед Прессе Диттмер
утверждает, что, по заявлению предста-
вителя военного министерств» США, в
Корею отправляются, вторая американская
пехотная дивизия и другие части 2, 3,.
и б армейских районов.

Видимо, американские агрессоры _ рас-
сматривают кровавую авантюру в Корее,
как пробу сил для развертывания «боль-
пой войны» на Дальнем Востоке. 0б этом
свидетельствуют визит командующего
7-м американским флотом Страбл на Тайван
(Формоза), военные приготовления США в
Формозеком проливе и в других районах
западной части Тихого океана и в Юго-
восточной Азии, а также визит начальника

КИТАИСКАЯ

НАРОДНАЯ
  РЕСПУБЛ

Pd

Саривон

Каанчжу / Чинчжу

ра ——чечжу

Ls — ©. Чечжудо

титаба американской армии Коллинса и на-
чальника штаба военно-воздушных сил
США Ванденберга в Токио ‘для переговоров
с генералом Макартуром.

Однако корреспондент газеты «Нью-

ОН

НАРОД СРАЖАЕТСЯ _

витрины больших государственных магази-
нов, наполненных пестрыми  шелками п
пахучими пряностями. Дымят трубы са-
харного завода и шелкоткажкой фабрики,
на берегу полноводной реки Тедонган гон-
чары раскладывают свои излелия — огром-
ные глиняные горшки дая сои и томата...

Новый Пхеньян... Всего несколько лет
назад здесь появились первый универти-

тет, построенный народом, различные
институты,  четырехэтажная больница,
просторные и светлые жилые дома иа

улицах. печально знаменитых ранее хи-
барками рабочих, которые гнули спину на
японских предприятиях. Во всех концах
города тянутся к небу леса новостроек —
нарол занят созидательным трудом.

(Сейчас. глядя на израненный американ-
скими бомбами Пхеньян, мы невольно
вспоминаем родной Минск таким, каклм
он был в июне 1941 года, когла принял
на себя первые удары фашистской авил-
ЦИИ,

Жертвой разбойничьето налета авиации
Трумэна стал талантливый девятнадцати-

летний художник Юн Чан Tam, com
крестьянина из села  Сопхари, Что в
уезде Кондон. Он любил свою страну,

вдохновенно воспроизводил на полотне ве
пейзажи. В пятилетию со лня освобожде-
ния Корен Советской Армией Юн Чан Гын
торопилея дописать новую картину, прэ-
славляющую мирный, созидательный труд
своего народа. Рука его перебита, ему уже
не прилется больше рисовать...

Сиуглый шестнадцатилетний почтальон
Лим Хан Чек с сумкой, наполненной
письмами и свежими газетами, привычно
обходил городские окраины. Он упал aa
мостовой. сраженный пулеметной очередью
с американского самолета, и ветер разнес
по опустевшей улице клочки газет и пи-
сем из его сумки... Лим Хан Чек еще не
знает приговора врачей — он больше не
сможет ходить. Этот юноша. почти ребе-
нок, навсегла остался калекой.

В центральной больнице ИШхеньяна мы
видели умирающего ребенка рабочего, де-
вятилетнего Ян Гун Нама. В тот час,
когла прилетели самолеты с опозлаватель-
нымн знаками военно-воздушных cna
США, маленький Ян Гун Нам и его
сверстники строили шалали у шелковичных
деревьев. Пулеметная пуля, выпущенная
пилотом истребителя «Мустанг», попала
мальчику в голову...

ВЕЛИКВИИ
ДИПЛОМАТОВ ТРУМЭНА

Перед нами номер выходящей в Пхенья-
не газеты «Нодон Синмун» от 8 июля.
Среди статей и снимков, рассказывающих
о героической борьбе корейского народа за
свою свободу, — четыре фотографии, при
взгляде на которые сердце замирает от
боли и гнева.

Ровная,  поросшая травой площадка у
подножья неболыних сопок. Ряд высоких
столбов. вкопанных в двух-трех метрах
один от другого, В каждому столбу привя-
зан человек. Несколько военных подошли
к привязанным A YTO-TO осматривают. Bro-
рой снимок рассказывает, чем именно интс-

иКА
ore

т

o—— SNycan
(Ф

же

Аза

Se a

a

beet т,

фон Ви-

энд Америкен»
что в некоторых кру-
вызывает
Хотя

Йорк джорнэл
танд утверждает,
гах США корейская авантюра
чувство тревоги. за ее последствия:
Соединенные Штаты и делают вид; 4T9
они действуют под флагом 00Н; указывает
фон Виганд, американское господство в

корейских делах облегчает возможность
«возбудить дело против США и агрессии
американских империалистов в Азии».

Американский обозреватель Рестон на
страницах газеты «Нью-Йорк таймс» при-
знает, что «полицейские действия» США
в Корее под. флагом OOH «наталкиваются
на сопротивление в. других странах»,
Рестон с разочарованием отмечает, что
«коалиция некоммунистических стран не
совсем едина во всех аспектах политики
США на Дальнем Востоке».

Эти «аспекты» мало чем отличаются
от тех. которые на Дальнем Востоке, п
особенно в Корее, в свое время проводили
японские империалисты. Даже бывший
главнокомандующий марионеточной южно-
корейской армией Сон Хо Сун, перешед-

ший на сторону Народной армии, не мо-

жет разобраться в вопросе: «Какая таз-
ница между американцами‘ сегодня и япон-
цами в прошлом? ».

ресуются военные: на груди y каждой
жертвы прикреплен квадратный лист бу-
маги © черным кружком в центре — это
минени, :

Так на обнесенных колючей проволокой
военных полигонах в окрестностях Сеула,
стреляя в живые мишени. готовились к
войне солдаты лисынмановской армян, ру-
ководимые американскими советниками!

Эти фотоснимки доставлены в. редакцию
«Hoion Синмун» из Сеула. Они были
обнаружены в американском посольстве, в
яшике стола. Убийцы с дипломатическими
паспортами разоблачили себя перед всем
миром как организаторы страшных пре-
ступлений на корейской земле.

МИРНЫЙ НАРОД
` СТАНОВИТСЯ ВОИНОМ

Илья ЭРЕНБУРГ

Газета «Дэйли ньыюс» недавно писала:
«Отгородивииеь oT западной культуры
железным занавесом и не обладая куль-
турными традициями, красная Чехослова-
ия окончательно” пала, жизнь B Heit
вызывает возмущение в каждом аме-
риканце». lem же  разгневали  нью-
Поркокого журналиста чехословаки? Mo-
жет быть, ему не нравятся aBTOMO-
били <Татра» или пильзенское пиво?
Может быть, он считает, что Прага —
уродливый город, что чехи неаккуратный
нарол, что словаки плохо, поют? Может
быть, он находит, что эта страна, разэ-
ренная гитлеровцами. не наладила хозяй-
ства, что чешские заводы работают хуже
французеких. что земля в Моравии менее
возделана, чем в Калабрии? Нет, развяз-
ного журналиста возмущает другое: он не

может примириться, Что в самом сердце
Европы существует страна, для которэи
Оклахома He идеал, которая живет по-

своему, не считаясь с тем, что сказал на
очередной пресс-конференции достопочтен-
ный г. Трумэн.

Прага, очень старый город; все здесь
папоминает о длинной и бурной‘ жизни:
тотические балини, фасады ренессанса, ба-
рочные статуи; Это каменная летопись
Европы, которой не перечеркнуть всем
мудрецам Колумбийского университета. Не
знаю, товорят ли американским мальчи-
кам, что они должны относиться с уваже-
нием к старшим; но не. ныю-йоркским
зыюкочкам учить чехов. Пражекий
верситет — один из древнейших. В ХШ ве-
ке, когда дикие звери (четвероногие) еще
рыскали на берегах Гудсона и Потомака,
гремела слава чешского города Кутна гора;
там тогда работали шестьдесят тысяч ра-
бочих — они добывали серебро и чеканили
монеты. Пусть американский журналист не
обижается, но имя божества, которому он
поклоняется, —— доллара произошло от тех
самых талеров, которые когда-то чеканили
в Кутной горе.

В истории чешюкого и словацкого наро-
дов много черных страниц: войны, на-
шествия, чужестранное иго; австрияки ме-
тодично онемечивали, мадьяры насаждали
свою речь, свои нравы; исчезали we
только основы независимости, но порой и
письменность. ‘Только огромное упорство,
патриотизм, трудолюбие и швейковская
ирония, которая издавна была самозащи-
той чехов. позволили им сохранить свое
лицо, остаться островом в немецком море.
Огромная империя . Габобургов умела и
убивать и подкупать. Вместе с буржуаз-
ной пивилизацией пришли немецкие нра-
вы, немецкая культура, немецкий язык.
Однако в творчестве чехов всегда сохра-
нялись 0606ые черты, присущие только
им; говоря это, я думаю о позэтах-роман-
тиках, о превосходной живописи XIX Be-
ка, о Сметане и Дворжаке, наконец, 0
тех патриотах, которые, пробудив народ,
подготовили возрождение самостоятельного
государства.

Это государство, однако, не стало само-
стоятельным. Конечно, чехи и словаки ра-
довались, что могут по-своему судить и
PAINTS; но тексты, выдаваемые за ориги-
нальные, слишком часто напоминали пе-
ревод. В 1925 году по пражскому Приш-
ROMY шел’ сноб с раскрытым зонтиком, а
день был погожий. солнечный. Заметив
уливление прохожих, `©ноб пояснил:
«В Лондоне сейчас идет дождь»... Верхуш-
ка Чехословакии жила тогда. отраженной
жизнью: одни смотрели на Лондон, другие—
на Париж, третьи — на далекую Америку.
Причуда человека с зонтиком была не-
винной; люди, управлявшие страной. де-
лали лела похуже: они порой превращали
молодую республику в рядового жандарма
Антанты, они сажали в тюрьмы комму-
HECTOR и воспитывали молодежь в #е-
приязни к братской Росспи, они унижали,
да и притесняли словахов. Военный атта-
ше Франции, банкир из Сити, американец
полусенатор-пюлукоммивояжер чувствовали
себя в Праге, как дома. Легко понять, по-
чему они теперь  сердятся — нет больше
былых привилегий, ^ нет и сноба с зонти-
ком — чехословаки сами делают погоду.

Напраено нью-йоркский журналист уве-

За три дня бомбардировок американские
самолеты сбросили на Пхеньян ‘более по-
лутора тысяч бомб разного веса — от пя-

тидесяти до пятисот килограммов. Но огонь
жестоких испытаний лишь - закалил и
укрепил волю корейцев к сопротивлению,
их мужество в борьбе.

— Мы выстоим, несмотря ни на какие
испытания! Американцам не быть в Ko-
рее! За нас все честные люди земли...

На имя Вим Ир Сена поступило более
трехсот тысяч заявлений от молодых
патриотов Кореи с просьбой. принять их в
армию. Ёто эти люди? Среди них, напри-
мер, молодые крестьяне уезда Ans, BLE

ряет, будто Чехословакия  отгородилась
«железным занавесом» от западной куль-
туры: на самом деле, Чехословакия отго-
родилась от западных хищников и дивер-
сантов. Зато в Праге можно увидеть уче-
ных и писателей Западной Европы. Еже-

голно в Марианских Фазнях происходят
международные кинофестивали.  Устраи-
ваютя выставки;  пражане, например,

знакомы с послевоенным искусством Фран-
ции. Выходит много переводных книг,
В витринах я вилел романы Арагона, Кол-
дуэла, Фаста, Tomaca Манна, Шансона,
Зегер, Олдлинтгтона. Фейхтвангера, Верко-
ра, Карло Леви, Шевалье, Амаду; Вюрисе-
pa, многих других западных авторов. Сле-

380 студентов медицинского инетитута в
Хамхыне, рабочие металлургического заво-
да в Мампхо. В Хядю — городе, располо-
женном на самой 38-й параллели, — 0 же-
ланин вступить в армию заявили четыре
тысячи молодых рабочих. Bee студентки
медипинского  инетитута в  Пхеньяне
отправились на фронт в качестве санита.-
рок. В своем заявлении они писали: «Мы
не хотим быть американскими рабынями.
На пылаюших развалинах домов Пхеньяна
мы познали, что такое американская ци-
вилизация». :

Почти через каждые три час» в Пхенья-
не воют сирены, возвешая 0 воздушной
тревоге. Но едва раздается отбой, каждый
человек спешит продолжить  прерванное
дело.

Рабочие-строители готовят горд Е
15 августа — великому празднику пяти-
летия освобождения Кореи Советской
Армией. Асфальтируется огромная площаль
перед зданием городского Народного коми-
тета, расширяются улипы, прокладывается
новая магистраль. На второй день после
начала войны строители обязались доероч-
но закончить работы, и теперь кажлый
каменщик, землекоп, асфальтировщик
ежедневно, несмотря на бомбарлировки,
выполняет по лве-три нормы.

Империалиеты принудили народ-стреи-

тель стать  народом-воином. Строя одной
рукой, другой рукой корейский народ за-
шищает тот дом, который он возводит.
Отличный строитель. оп так же отлично
воюет, защищая честь п евободу своей
родины от посягательств  амераканских
а.гресгоров. и их пригпешников.
ПХЕНЬЯН, 11  чюля. (По телеграфу)

довательно, дело не в том, что новая Чехо-
словакия  отгораживаемя от западной
культуры. Нью-йоркекого журналиста злит
другое: новая Чехословакия не живет по
указке Запада. у нее CBOH вкусы, своя
идеи, свои мнения, ее писатели пишут, &
не переписывалт; огромный интерес к со-
BeTCKOM культуре здесь He подавляетея
полицейскими запретами,  замалчиванием
печати, организованным бойкотом, как то
практикуется в Западной Европе.

Я спросил двух чешеких девушек, о
чем они спорят. Оказалось, 0 «Кружили-
хе» — хороший ли человек Листопад или
нехороший. Нет ни одного интерееного со-
ветского романа. который не был бы пере-
веден. Афиши советских фильмов. В газе-
тах статьи о советекой музыке. Ма вечере
девочка читает стихи Лермонтова по-рус-
ски — теперь во всех школах преподают
среди других ‘предметов русский язык.

Я бывал в Чехословакии до войны, лю-
дн и тогда жално расспрашивали о Совет-
  ском Союзе. Недавно в Праге открылась
выставка, посвященная Маяковскому; ряд
фотографий показывает поэта в Праге.
Его здесь знали и любили; в одном из
своих очерков он рассказывает о своем
вечере в Праге — публика не могла по-
пасть в болыпой зал Виноградского на-
родного лома, Теперь излали его стихи и
поэмы в замечательных переводах Тауфе-
ра. Маяковский оживил. расширил и чеш-
скую поэзию.

а «Литературную тазету» №№ 50, 51, 5>,
3, 54.

ток. Новые

5. ЧЕХОСЛОВАКИЯ

Культурная жизнь сегодняшней Чехо-
словакии напоминает бурный торный по-
зрители ворвались в залы
театров. Книга стала предметом первой
необходимости. В Праге на каждом шагу
книжные магазины, в них много народу, и
обязательно несколько человек у витрины
рассматривают новинкл. Культура княж-
ного дела высока: много превосходных
художественных изданий, цветные репро-
дукции действительно передают краски
оригинала; обыкновенная дешевая книга
хорошо выглядит, четкая печать, обложка
сделана со вкусом. Тиражи очень большие,
причем клити не залеживаются, Я видел
автобус-библиотеку — он обслуживает
окраины Праги. Ееть еще новпество; чи-
тальни во дворах. Пражекие дворы — ITO
тайники-—двор, из него проход во второи,

в третий. В этих дворах — и жилые дома,
и лавчонки, и мастерские сапожников или
портных, и пивнушки: в одной из них
бравый солдат Швейк отводил душу. Во
дворах люди ветречаются, беседуют, спо-
рят. Когда Прага быль захвачена гитае-
ровцами, в глубине дворов люди издева-
лись над завоевателями, рассказывали
анекдоты, сочиняли песни,  подбодряли
друг друга. Эти дворы видели всё, но те-
перь они увидели нечто невиданное: са-
пожник сидит и читает «Мои универси-
теты». : 5

Я сейчас пишу не о литературе — это
только беглые путевые заметки. Все же
мне хочется упомянуть о Незвале. Pano
умерли его сверстники — Гора, Талас.
Говорят, что поэты — это зубры,  выми-
рающая порода; может быть, это и не так:
настоящие поэты всегда были исключени-
ем, стихи не изготовляются на конвейере.
0 Незвале можно сказать одно — это на-
стоящий поэт. Незвал в расцвете сил; не-
давно он выпустил сборник лирических
стихов, напиезя поэму о Сталине.

Я видел в театре комедию Незвала, п9-
ставленную большим мастером Бурьяном.
Я помню театр Бурьяна в давние вре-
мена. его удачи и неудачи — шумную м0-
лодость поколения. Бурьян много испытал,
узнал оккупацию, сопротивление, фапиет-
ский конплагерь. Он не постарел душой:
постановка, которую я видел, изумляет
молодостью, все в ней кажется неожидан-
НЫМ.

Поскольку я заговорил 06 ‘искусстве, я
не могу обойти молчанием фильмы Трнки;
он снимает не актеров, & куклы. Есть у
него фильмы трогалельные — «Соловей»
(по сказке Андерсена). есть веселые — па-
родия на ковбойские фильмы «Цветок пре-
  рии», все они необычайно поэтичны. Му-
зыка Трояна ‘связана с ритмом картин,

Почему я могу говорить о фильмах, о
поэзии? Да потому, что страна окрепла;
людям стало легче жить. Были болышие
трудности: годы фашистской оккупации
дезорганизовали хозяйство страны; не во-
время пришла засуха; Нью-Йорк не до-
вольствовался газетными  статейками, он
слал в Чехословакию шпионов п дивер-
сантов: кучка людей, потерявших былые
привилегии, распространяла. тревожные
елухи: обыватели прятали продукты, под-
давались панике, прислушивались в лю-
бой вздорной выдумке. Народ. однако, не
растерялея и не отступил. Выручила ло-
мощь нашей страны. Выручили также
большое упорство и большое трудолюбие,
присущие людям Чехословакии. Конечно,
He Bee трудности позали; но, вспоминал
Прагу 1948 года, я обрадовался, увидев
нарядных девушек, посетителей в «кавар-
нах», булочные с хлебцами разных форм,
на которые здешние пекари мастера, где
никто больше не вспоминает про’ хлебные
карточки.

Я был в Хустке: в прекрасном поместье
помешается школа для рабочей молодежи.
Скоро эти юноши и девушки станут сту-
дентами педагогического института. (Сего-
хня они  учалея, завтра будут Учить.
Растет новая интеллигенция; для нее нуть
к сопиализму не случайное открытие, не
обязательный мартрут, навязанный извне,
з нечто глубоко органичное — путь жизни
каждого юноши, каждой девушки. Я долго
беседовал с этой молодежью. Какие они
веселые, как доверяют жизни! Такого
смеха, таких песен, таких радостных слов
я не слышал в сытой, богатой, полтораста
лет не воевавшей Швейцарии. Я как-то
разговерилея с одним пражеким адвокатом,
которого нельзя причислить к сторонникам
нового режима; действительно, он многое
критиковал. Потом я спросил его: «Кто же
по вашему за?..» Не задумываясь, он
ответил: «Молодые. Люди моего круга
невольно смотрят назад. Но вот моя дочка
уже не согласна со мной. У молодых ведь
ничего не отобрали, а дали им много —
перснективу»...

чет стать учительницей русского языка.
Она дала мне адресе своих’ родителей в
Таборе. Вскоре я попал в этот город. Та-

самый славный город Чехословакии: это
дитя народной революции, он основан ту-
ситами. На первый взгляд он кажется
музеем, коллекцией древностей,
облюбованным туристами,
родом, где живут отставные чиновники,
даки. Действительно, все
Таборе. Но я пошел по адресу, который
дала мне девушка в Хустке. и увидел хо-
рошую школу, веселых детей, учительниц,
приподнятых тем, что знание стало хде-

бом этого народа. Я видел в Таборе не
только портреты  неистового Жижки и
темные подземелья, я разговаривал со

студентами, побывал на совещании педа-
гогов, увидал рабочих, гордых своим. тру-
дом.

Словакия была отсталым Браем; там

Главный редактор К. СИМОНОВ.
Релакционная коллеги:

Л. ЛЕОНОВ, Н. НОВИКОВ,
редактора), П. ФЕДОСЕЕВ.

Н.

В Хустке я встретил девушку, которая
очень хороню говорила по-русски. Онз хо-

бор—один из самых старых и, может быть;

местом,
заштатным 19-

педантические мечтатели, аккуратные чу-
это имеется в

Б. АГАПОВ,
А. БАУЛИН, Н. ГРИБАЧЕВ. Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, А. КРИВИЦКИЙ,

можно было увилеть много чудесных пво-
тиетых вышивек и много простого темного
горя. Ночью в долине Вага я увилел ярко
огни — строят гидроцентраль; этот сзет в
глухой долине показался мне глазами н9-
вой Словажии. Можно сказать, Что ве
осталось попрежнему: так же старые
пастухи, «бачи», гонят в горы овец, так
же нежны и зелены луга. так же печаль-
но звенят прекрасные песни, так же ста-
рый гончар Костка из комка глины дела-
ет ослепительный кувшин. Ве 9
правда, и правда то, что Словакию 15
узнать. Я мог бы сослаться Ha ‘цифры:
твадцать три новых завода в незольшои
стране. Дело, однако. не только в инлу-
стриализации — изменился душевный строи
люлей. Союз чешекого промышленника м
словацкой крестьянкой был воистину He-
равным браком. Словаки тогда видели че-
хов-капиталистов,  чехов-чиновников; те-
перь словаки узнали И полюбили другую
Цехию — тружеников. Биервые межно вы-
писать слово «Чехословакия», He ставя
подозрительного тире между ето частями,

Я побывал в сельском кооперативе —
в селе Житавце возле Нитры. Труд стал
легче, крестьяне берут книги в библиоте-
ке. ребята учатся в средней школе. ло.
ваки — талантливый народ, горячий, ска-
жу,— влохиовенный. Край, казалось, забы-
тый, всеми обираемый, отгороженный от
мира; проснулся. Кто знает, не станет ли
большим человеком этот крестьянин из
Житавце? Не прогремит ли на всю страну
имя белобрысого мальчугана, который ста-
рательно выводит каракули?

Есть в Словакии город Турчанский
Светый Мартин. Я его описал двадцать
лет назад: «Крайние напионалисты ут-
роили себе «столицу» в Турчанском Све-
том Мартине. Название длинное, 0 жн-
телей в «столице» cero пять тысяч.
Среди огородов, где бродят гуси, высител
каменный лом «Славянской  матицы».
Сидят в нем блюстители «национальной
культуры», которые пытаются отгородить
словацкие головы от чешских идей. Па-
стухи их ученых трудов He читают, а
братиславские журналисты над ними по-
смеиваются: эти навеки распрощались
отородами и ‘гусями — они предпочитают
американские бары Братиславы. Славных
рыцари из «Матины» сокрушенио взлы-
хают: «Как быстро несется жизнь! Kar
быстро меняются идеи!»... Тургенев для
них — современник, Чехов — модернист, &
Есенин, о существовании которого они
случайно узнали, — катастрофа. Вокруг
каменного дома солидно тогочут гусм,
старосветский сон длится». Я. снова пебы-
вал в Турчанеком Светом Мартине и ке
узнал этого города. Он очень вырос, там,
тде были огороды, теперь большие дома;
недавно пустили огромный сталелитейный
завод. Но перемену лучше всего объяснит
наименование этого завода: по просьбе
рабочих он называется «заводом имени
Сталина». А рабочие читают стихи Маяхков-
ского. Пострадала ли OT всех перемен
«национальная культура»? Нег. я попал
на праздник, пели словацкие песни, тан-
цовали словацкие танцы. Конечно, в го-
ловы людей проникли’ новые идем, Fe
«чешские», а те, которыми теперь живет
Bea Чехословакия: идеи братства, соли“
дарноети, социальной справедливости.

Возле старинной крепости Братиславы
устроили зеленый театр. Я там выступал:
рассказывал о движении сторонников ми-
ра. Я волновался: слишком сильным бы-
ло напряжение многих тысяч людей:
Внизу под крепостью — Дунай, а там пе-
далеко до австрийской границы..: Чех
словакия —— передний край того мира,
который отстаивает мир; она траничит с
Баварией, где стоят американские войска:
Я получил письмо от механика  Пояра;
он пишет: «Что за негодяи люди, которые
хотят воевать! Да если человек любит
только кладбище, нусть и живет на клад-
бище, а не отравляет мир своим трупным
зловонием. Мы, рабочие Шкоды, не хотим
допустить; чтобы такие личности причи-
нили зло порядочным людям. У меня
двоюродная сестра в Америке, ее муж тах
работает уже двадцать шесть лет; a когда
получаю от них письма, мне становится
темно на хуше. Лучше бы она вернулась
к себе на родину,
кусочек хлеба, а то она живет в прокля-
том лабиринте, и они все время боятся;
как бы не оказаться под мостом. Теперь
она больна и пишет; что нёт денег, что
бы лечиться. Право же, лучше дома уме“
pets. Вот она; Америка, с их благосостояз
нием! Есть доллары-—хорошо; нет—уми
рай, точка. Мы в Чехословакии, пожалуТ»
собрали бы вскладчину ленег, чтобы на-
нять очень хорошего доктора с именем;
пусть он лечит пеихопатов
Милянонеры они, а несчастные люди, п\
хочется украсть у всех людей и ку
хлеба; и родину, и день божий. Нет, мы;
рабочие Шкоды, этого не допустим. Мы
знаем, что русские стоят за мир, и мы ©
русскими; и с русскими все лействитель-
но порядочные люди. Так что
нельзя допустить, это понятно, Говорю от
имени рабочих машиностроительных 3889“
дов Шкода».

Могут сказать: черосчур наивно: Hd
думаю. Это мысли простого человека;
его негодование, его надежды. Войну лег“
ко начать, когда люди равнодушны. KOM
да нет у них привязанности к жизни:
когда им нечего защищать, ° Ветер уноси
RapeRara-toxs, с лесом ему не справиться,
1ехословакия знает, зачем она живет; эта
новая жизнь далась ей нелегко, нелегко
эту новую жизнь у нее отобрать. Мюнхен
не повторится: Чехословакия теперь He
жетон в руке продув’негося игрока, &
сильное государство, за спиной которого
много крепких и верных друзей.

А. АНАСТАСЬЕВ, Н. АТАРОВ,

ПОГОДИН, Б, РЮРИКОВ (зам. главного

гашелся бы для Hee

Адрес редакции в издательства: 2-й Обыленский nep.,
внутренней жизни — Г 6-47-20, международной жизни — Г 6-43-62, науки — Г 6-39-29. информации — Г 6-44-82,

Типография имени И. И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,

14 (аля телеграмм — Москва, Литгазета) Телефоны: секрегариат — Г 6:47-41, Г 6-31-40, отлелы; литературы и искусства — Г 6-/
писем — Г 6-38-60. корреспондентской сети — Г 6-44-48, ны cs И

9, i
ты

B—02410

Уолл-стрита.

Войны

Я

io