Рьюа даль

В Саратове кладут знаменитую волж-
скую стерлядь на сковороду в масло, и во-
Бруг распространяется острый запах ке-

росина. Рыбу нельзя в рот взять.

Заготовители виноваты? Продавцы дер-
жали рыбу в бочках из-под керосина?
Нет, рыба еще в реке наглоталась  осев-
ших на дно тяжелых нефтяных осадков.
В нынешнем году дело дошло до того, что
пришлось большие партия выловленной
стёрляди пустить в переработку на кормо-
вую муку для скота.

— А для аюдей?

— Для людей пз Астрахани привезут.
Слава богу, рыбы в Каспии хватает!..

В Струнине; Владимирской области,
председатель колхоза тов. Елисеев расска-
зывает:

— Комбинат «5-й Октябрь» спускает
в Феку Пекчуру хлорные отетон. Купать-
ся нельзя, невозможно белье полоскать и
скотину поить. Во время половодья река
разаивается по лугам, так даже урожай-
ность трав понижается. Безобразие! 0бра-
шались мы с этим к администрации ком-
бината и в райисполком, но нам даже нё
ответили.

‚ — Если уж трава на лугах He растет,
как же рыба живет в вашей Пекчуре? —
спрашиваю. к

— Рыба—лело десятое. Из Архангель-
ска поивезут..:

В Архангельске тем временем местные
предприятия спускают в, реку ее болынее
количество ядовитых отходов. -
` — Не вредит это населению?

— Нет, не вредит: сточные воды ми-
HYIOT городской водопровод и попадают
прямо в дельту Двины.

Но там рыба. г.

— Рыба? С Мурмана привезут.

Нередко слышишь:

— Рыба—товар -даровой, самородный.
Ее лови да лови, а она сама плодится, и
нет ей ни конца, ни края. Что нам забо-
титься о своей «ближней» рыбе; когда ее
на лальних. морях хватает! :

Обилие голубой краски на карте мира
породило
но совсем не верную мысль о неисчерпае-
мости рыбных запасов открытых морей.
Но на земном шаре, который и сам не бес-
конечен, ничего беспредельного нет:

Давно ди ‘считались беспредельными за=
пасы китов B северных морях? Китовый
промысел о производился  капйталистами
беспощадно, десятки наций конкурирова-
ли друг © другом в хишничестве:

На наш век хватит!

Но известно, что за китами ходят т6-
перь в Антарктику. :

Рыбные промыслы должны повторить
ныне тот же путь; который прошли зем-
леделие и животноводство. От использова-
ния самородных даров природы человече-:
ство перешло к вырашиванию культур-
ных растений, от первобытной охоты — к
разведению домашних животных. Рыбный
промысел также из охотничьей фазы не-
минуемо должен перейти в Фазу культур-
ного хозяйства. Времена несчитанной ры-
бы ушли в протлое!

На наших глазах вырастает новая
отрасль культурного живот-
новодства — ры боразведение.

Партия и правительство уделяют боль-
ое внимание строительству культурного
рыбного хозяйства:

В этом roxy присуждена Сталинская
премия рыбоводам И. Захарову, В. Ильи-
ву. В. Болховитянову, Г. Беллавину и
А. Вичагову за акклиматизацию чепномор-
ской кефали в Каспийском море. Профес-
сора и научные работники Московекого
университёта Г. Никольский, В. Васнецов,
С. Крыжановский, В. Боруцкий, В. Лебе-
дев и С. Соин улостоены Сталинской пре-
мии 3a разработку и биологическое 0бос-
нование мероприятий по новышению рыб-
ной продуктивности реки Амура.

Обеспечивая воспроизводство = запасов
рыбы в морях, партия и правительство
постоянно заботятся также 0 развитии
рыбного хозяйства в малых  волоёмах.
Сталинский устав  сельскохозяйственной
артели обязывает колхозников «беречь и

- —

—

Сергей

в некоторых головах прочную;

Я #4

i: Ив. ЗЫКОВ

гочишать имеющиеся пруды, строить н0-
вые и заводить в них рыбное хозяйетво».
ХУШ съезд ВАП(б) обязал местные орга-
низацин. «воемерно развить. внутриоблает-
ное рыбное хозяйство Ha базе водоемов
местного значения (реки, озера, пруды)».
Работа по перестройке всего рыбного
хозяйства развертывается у нас в маспита-
бах, возможных лилть в стране социаляз-
ма. И надо всервез говорить о том, что
мешает сегодня этому огромному, народ-
нохозяйственного значения делу.

Очень медленно ‘уходят из нашего со-
знания укоренившаяся привычка смотреть
на рыбу, как на продукт самородный и
паровой, недооценка рыбы «ближней», из-
лишние надежды на рыбу «дальнюю».

А ведь сокращение рыбных. ‘богатств
внутренних водоемов никак не воспол-
нишь развитием рыболоветвь на ВБаренно-
вом море пли Тихом овване. «Дальняя»
рыба не. заменит «ближней»!

‘Особая пенность наших внутренних во-
доемов заключается в Том; что в них с0-
хранилиеь ценнейшие породы рыб, кото-
рых нет в истощенных водоемах других
стран. На долю Советского Союза прихо-
длится до 80 процентов мирового улова
крупных пресноводных рыб, 60 процен-
тов кариевых, 90 процентов осетровых.

Важнейшее значение имеют также сот-
ни тысяч озер, рек, прудов нашей стра-
ны. Эти малые водоемы могут дать боль-
ше продукции, чем весь Каспий.

Теть работники, которые водоемы, ска-
жем, Московской области не считают
серьезным объектом рыбного хозяйства.

— Клязьминское водохранилище? По-
думаень-—— 1.400 центнеров рыбы в год.
На Дальнем Востоке миллионы тонн ловят...

И Мособлисполком; забыв © решениях
ХУШ нартеъезда, снял в прошлом году е
бюджета рыбоводно-мелиоративную стан-
цию. Забыто и то, что клязьминская ры-
ба дешевле и ценнее тихоокеанской,
она не едет`в вагонах за тысячи километ-
ров и попалает‘на прилавок магазина в
день вылова. } : :

Республиканские министерства рыбной
промышленности, призванные создавать
рыбное хозяйство на малых водоемах, по
стародавней привычке тянутся к «боль-
пой рыбе»: Tam легче выполнить план.
Министерство ‘рыбной  промышленноети
Карело-Финской ССР, обладающей огром-
  ным количеством озер, все надежды воз-
тагает на экспедиционный лов на Мурма-
ве. Министерство рыбной промытшленно-
сти. РСФСР, располатающее больтним озер-
но-речным флотом, налегает на низовья
Волги и норовит прорваться в Васпию.

Рыбоводы ежегодно выращивают и вы-
пускают для пополнения запасов Каспия
150 миллионов молоди сазана, леща, су-
дака; воблы и 50 миллионов личинок сев-
рюги и осетра. А рыбодобытчики зачастую
делячески относятся к выполнению плана
лова рыбы и не заботятся о воспроизвол-
стве ее запасов. = ae

Jopntr ceurn ‘na Печоре считают неле-
постью ежегодный: нятидневный запрет

ближняя”

лова для пропуска рыбы на нерестилита.
Ежеголно трест: требует у Министерства
рыбной промышленности:  «Молнируйте
отмену запрета, иначе не. ручаемея за вы-
полнение плана». В 1948. году замести-
тель министра тов. А. Сбродов попался на
эту удочку и отменил запрет. Потребова-
лось много усилий во стороны Северного
управления рыбоохраны и рыбоводства,
чтобы в следующем году изменить. необду-
манное решение. :
Государственный рыбналзор наблюдает
за выполнением правил рыболовства на
местах промысла. Но осетров важно с.-
храпить не только в Астрахани, те Ux
ловят, но и на- Волге у Казани, куда они
заходят на нерест. Велорыбина Илет’ из
Каспия ‘ло Уфы, каспийский лос0еь — в
притоки Куры, к перевалам  Кавказского

ЮРИН,

специальный корреспондент «Литературной газеты»

Вечера в избе-читальне

села-Дегтянки

I.

Если подъезжать к Дегтянке со сторо-

ны ЦПны; то на широком степном водораз-

доле увидишь клетки. молодых лееных по-
лос. Татарские клены уже в Тост челове-
но ` сильные. стодельки
дубков. А по правому берегу реки. Челно-

ка. Крошечные,

вой большая, на километры, плошадь вся
засажёна соснами. Их стройные.

стен плакат:

молодые
побеги дружно тянутся вверх, к солнцу.

Дегтянская изба-читальня находится в
одном домё с сельсоветом. Днем над кры-
шей се алест красный флажок, ночью све-
тит красная звездочка. Поперек одной из
«Вперед, заре наветречу!».
У другой стены стоит велосипед, на ко-

`Субочев. У. него бритое, лицо, пытливые
глаза. Он с жалностью . расспраливает о
Москве, о книжных новинках, театрах...
Рождение новой сельской интеллигенции
видишь в00чию, как видишь зеленые бе-
резки В клетках молодых лесных полос.

2 e ff,
Утро следующего лня посвящаю изуче-

нию плана работы  Дегтянекой избы-чи-
талвни. Хорошо уже т0, что он есть:

не
BCE ‘избьзчитальни области работают по
плану. В совете избы-читальни, 7 которым
рассмотрен и утвержден план, состоят:

председатель сельсовета
Донских, комсомольны Ваня„Завилов

Петр Павлович
И

тором приехала заведующая избой-читаль-
ней Лиза Зелепукина, девушка лет. два-
guaran. Ona была в степи, читала на по-
левом стане газеты:

_ == Ла, тесно, тесно! — товорит она,
беспокойно оглядывая. помещение избы-чи-
тальни. — Летом еше ничего, нод каждой
Konno еобратьея можно. А зимой?.. Не-
сколько человек войдут — и повернуться
негде!

Вечером изба преображается. Лиза «3a-
хватывает» еще одну принадлежащую
сельсовету просторную комнату. На столах
разложены шахматы и домино, свежие
журналы и газеты. Играет аккордеон. Пар
ни в воротничках, чубы расчесаны, у де-
вушек в волосах — цветы. Парни и {e+
вушки танцуют.

Это новая, наших дней колхозная мо-
золежь: Все — с образованием, в ‘селе
уже давно существует школа-десятилетка.
Ко мне подходит и знакомится молодой че
ловек, редактор районной тазеты «Путь
Ильича», поэт и бывший избач товарищ

Тена Позднякова, избач „Лиза. Зелепукина: .

План составлен умело и интересно. Вид-
но стремление привлечь к работе избы-чи-
тальни местные квалифяцированные силы:
учителей, врачей, агрономов (хотя их уча-
стие могло бы быть и большим). Беседы и
лекции посвящены общественно-политиче-
ским вопросам, памятным датам и годов-
щинам, намечается обсуждение книг («От
всего сердца» Е. Мальцева), громкие чит-
ки (4910 было пол Ровно» Д. Медведева),
коллективное слушание радио, хоровое
пение, «вечера молодежи»...

Председатель сельсовета -— молодой че-
ловек. Ветупая в разговор, он надевает
большие круглые очки. Указывая на. ра-
диоприемник «Родина», говорит:

— Лругой приемник мы поставили на
зимний скотный двор в степи, в семи Ки-
лометрах. Теперь, животноводы все новости
вперел нас узнавать стали: встают рано!

— Скажите, — спрашиваю я, — зара-
ботную плату избачу вы аккуратно пла-
Ture?

Председатель мнётся.

Но Лиза — она

: ‹ стоит тут же в своей черной кофточке, ©
ЛИТЕ P АТУРНАЯ ГАЗЕТА высоким зачесом светлых волос на голо-
2 — ‚ № 57 _ ве — выручает:

хребта, семга из Белого моря — в архан-
тельские и вологодекие водоемы. Здесь
важно сохранить рыбу!

На. роке. Емце в Архангельской обла-
CTH я вилел, как лееорубы  марлевыхм
  противокомариным пологом вылавливали
молодь семги ростом в половину спички и
сушили ее на манер снетка. Получалось
  ействительно питательно и вкусно, но
  слишком уж-дорого для состояния рыбных
запасов нашей страны: в килограмме та-
кого продукта солержалось 5.000 крошеч-
ных рыбок, и каждый килограмм потен-
циально заключал в себе 25 тонн взрос-
Лой семги. А лесорубы даже не подозре-
вали, что под-вилом «снетка» едят семгу;

— Как ее расемотришь? Она же ма-

ленькая!
° Тосударственный  рыбналзор! Ho пох
надзором пнсиектора Няндомского района,
Архангельской области, Василия Чуракова
состоит: 867 озер, 28.000 километров рек
и речек. Попробуй охранить такое прост-
ранство в несколько «бенилюксов»!

Небольшой государственный. аппарат

должен опираться на массовый обществен-
ный рыбнадзор и-— самое главное — на
сознательность населения.
° Но берегам рек строятся новые города,
заводы, фабрики; Bee большее и боль-
июе число рек вовлекается в
зы министерства, страшнее, видимо, сло-
жившееся представление о’ беспокойно
характере Малинина. —

...И ‘ходит из кинотеатра в ‘инетатут,
обивает пороги’ Главкинофакации знающий,
опытный. способный, Честный  работиит,
Ho we могут найти для него работу. «Ду
ная слава» сопутетвует Алексею Мали.
нину: «Он вмешивается нё в своп дела»;

Возьмешь такого на работу — одно бе.
покойство. :.

«Лело Малинина» тянется, obpactatr
перепиской, становится все более нелепых
и постыдным.  Включаются Управление
кадров министерства и Инопевция пи
министре. Все абсолютно «за», даже и.
чальник главка Г. Шашков. уволивший
Малинина. Все есть-=запиеки, указали,
характеристики, приказы. Но эти приказы
не выполняются.

Неслыханная,  противоречащая — Brey
обычаям советской жизни история! Лавно
пор» положить ей. предел. Алексею Мали.
нину обязаны предоставить работу, пре.
ставить именно там, откуда его за разобла-
чения в свое время уволил впоследствии
всё-таки разоблаченный до конца п нака-
занный негодяй. Малинин должен снова

По следам выступлений «Литературной газете»

«ЕЩЕ РАЗ ОБ УЧЕБНИКАХ»

Через полтора. месяца  в школах“ Hat
нутея занятия, а положение с выпуском
учебников продолжает оставаться напря-
женным. Как уже сообщала «Литературная
газета» (№ 45 от 3 июня), своевремев-
ный выпуск учебников находится под
угрозой срыва, главным образом, по вине
Главбумебыта, задерживающего отгрузку
бумаги Учнедгизу.

Министерство лесной и бумажной про-

мынленности СССР заверило после этого,

что к 1 июля вся полугодовая норма бума-
ги и картонь будет отгружена Учнедгизу,
задолженность предвхущих месяцев покры=
‘та, забракованная бумага заменена добро-
качественной. Это выполнено.

Но речь идет не только 0 полугодовой
норме, а о всей бумаге, необходимой для
учебников! Между тем оставшиеся две ты-

Тости сидят полукругом на зеленом
лужке. Чем они интересуются, о чем спра-
шивают?

Прежде всего они кровно заинтересова-
ны в борьбе за мир: с негодованием го-
ворят они о провокациях агрессоров, 06
их попытках развязать новую войну...
Но пришла эта молодежь побеседовать п
о другом — о делах искусства, литерату-
ры, Кажется, часами могут они расепра-
шивать 0 правилах стихосложения, 0
строении подлинно-народной частушки, о
TOM, Rak издаются книги и почему они
Tak дороги, о том, Какую популярную и
учебную литературу можно почитать в
‚ввязи с дискуссией в «Правде» о языко-
знании... }

Лиза возвращается. Прогнали воров,
темнеет. Мы поднимаемся и идем слушать
лекцию «Моральный облик советского мо-
полого человека».

Лектор `— Мария Константиновна Ca-
велвева. Она была учительницей, А те-
перь заведует отделом пропаганды и аги-
тации райкома партии. В снектаклях лег-
тянского драматического кружка ей пору-
чают главные роли: в пьесе «Без вины ви-
 новатые» играла Кручинину («так, что лА-
же сама расплакалась»), в «Грозе»—Вате-
рину. :

Лекция начинается... Отложив в сторо-
Hy заранее подготовленный текст, Мария
Константиновна просто рассказывает, как
помогали лруг. другу Карл Маркс и Фрид-
рих Энгельс, с какой заботливостью отно=
СИЛИСЬ apyt к лругу Владимир Ильич
Ленин и Ибеиф Виссарионовяч Оталин, —
й зал затихает...

Мария Константиновна  кабаетея мест-
ной жизни, местного быта. Она говорит о
правилах культурного поведения в обще-
стве, в семье, на улипе, о подтянутости и
опрятности. о том, что  советокому мо-
Лодому человеку чужды дешевые, безвкус-
ные безлелушки, серьги и кольца, «двух-
И трехэтажные прически». Из зала влы-
шатся реплики, смех: лекция «доходит» до
слушателей.

Из вопросов по ‘окончании лекпии 38
помнилея такой: «Объясните подробно, ‘в
чем и почему нашел своё счастье герой роз
мана Павленко Воропаев? »...

4.

Свежая ночь. звездная улипа уснувтае-
го села. Группа молодежи возвращается

работать ‘именно в кинотеатре «Merpo-
ноль».
сячи( тонн бумаги Главбумебыт  обещаь

отгрузить... лишь во второй половине пюля
и в августе. Таким образом, учебникя,
которые выйдут из печати в августе, №
попадут в школы к началу учебного года
Но не только Главбумебыт повинен в
опоздании выцуска некоторых учебников:
Из 113 названий книг выпущены (102
ностью или частичными тиражами) и pate
ссылаются по стране — 97, а шестнадиать
все еще находятся в производетве. Восемь
из них не готовы по вине ‘Издательства:
редакции Учнедгиза с опозданием полит
сали их к печати. Учебник  «Истомя
СССР» (ч. ПГ) не нереплетался... из-38 0%
сутствия нужного оттенка коленкора.

Сотни тысяч школьников снова могут
остаться к началу занятий без чат
учебников,

их

домой. Вечер проведен неплохо. Mbt pas
товариваем о том, как эта улица опуталась
проводами  элеклричества, палио, Tele
фона («все равно, как в городе!»), Kak
от мотора работает просорушка, a ¢ осени
будет электромолотьба и электрострижк
овен... Один парень, связист, рассказы
вает, что Дегтянская почта получает № _
nee 2000 газет и 306 журналов разных ^
названий: библиотекарша © гордостью Co
общает, что сегодня ею записан пятисотый
абонент и что пужно выписать ещё жур.
нал по архитектуре, нотому что вся Де“
тянка скоро будет перестраиваться «по в,
вым чертежам», к обсужлению  Корых

привлекаются сами колхозники... 1
снова мысли возвращаются к избе

тальне.

Она теперь уже не та, что была в п’
вые годы революции, не Та и аудитория:
В наше время -— время укрулняюмихо,
машинизирующихся, электрифицирующих
CA колхозов, в годы стремительно 1861:
щих культурных запросов бела — самые
слова «изба-читальня»,  «избач» Sspytat
устарело, Жизнь диктует пербход к 09
совершенным очагам культуры — & м.
бам городского типа с развитой кружвомй
и секдионной работой, к домам агроноие
ческой культуры. В Тамбовской областя в.
прошлом году изб-читален построено 7, 8’
колхозных клубов — 36; в текущем гоу
строится соответственно: 58 и 262 пл
69 сельских клубов! Одних новых 618
лиотек стройтся более 900, не считая ле
сятков книжных киосков и магазинов
Сколько нужно книг! — п книР хорбиих:

В многообрезном культурном  обелужа’
вании колхозной. деревни главное сейчае—
качество этого обслуживания. И на at)
должно ‘быть обращено особенное вниз“
Hite Комитетов по делам культурно-ирэ»
светительных учреждений. Людей. Koto
рые готовы посвятить этому делу 0809
Бизнь, — немало. Им надо помочь, под
держать и направить их светлое стремлее
ние...

«В чем же счастье? ».

«Счастье в том, — как правильно №
THIa H& этот вопрое Мария Константинов
на, — чтобы вместе с партией, с #8
дом и для народа строить новую жины
строить коммунизм!». i

бело ДЕГТЯНКА, Тамбовской обла
‚ Апрель — июнь 1950 г.