,

* Яастороженным классом,

=.

` молодого педагога в том, чтобы ее воспи-

Л. МИХАЙЛОВА

ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ

Первая встреча юной учительницы с
© хладнокровны-
уп, чуть насмешливыми  одиннадцатилет-
нии мальчишками. Учительница  стар-
ше всего лишь вдвое. Она сама только что
вышла из стен учебного заведения, и ев
первый урок в 4-м «В» — еше . один
экзамен и едва ли не самый трудный.
(ердце ее бъется тревожно. «Ведь я дазке
написала все, что скажу, — думает ona
в волнении, И ничего-ничего не
TOMB... KAR me так?». Пройдет немпого
земени, и Марина Николаевна с полным
правом скажет об этих. сорока  ‘ребятах:
«Мои ученики», «мой класс». Истинная
любовь к детям, педагогический дар помо-
ги’ ей находить в каждом хорошее, от-
врывать «самое сокровенное в человеке»,
будь ему хоть только одиннахиать лет от
ру, «учить ребят и самой учитья у
них», сделаться необходимым другом и ру-
ховодителем детей.

В книге Ф. Вигдоровой «Мой класс»
раскрывается жизнь нашей  советекой
школы во всем ее богатстве — с новым
социалистическим отношением педагогов ин
учащихся к труду, новым характером
взаимоотношений между членами школьно-
то голлектива, широкими  внешкольными
интересами ‚детей.

Человек буржуазного мира с рожде-
ния живет как бы в скорлупе: Сна-
чала это семья, домашний мирок, по-
m1 закрытое учебное заведение, кол-
; дк, лицей, студенческая корпорация, по-

4 служебное поприще, государственный
пост, охраняемые капиталистической за-
конностью от вторжения живой, реальной
повседневности. Буржуазная семья стара-
тельно ограждает своего питомца от внети-
них Влияпий, от «житейских бурь», видя
в окружающем мире угрозу своему благо-
получяю и благополучию своих детей.

Свободные дети советской страны с ма-
зилетства выходят на широкий простор.
Школа и жизнь у нас спаяны воедино.
Вопитание и обучение и в семье, и в
учебном заведении постросны так, что вее
явления богатой п яркой социалистической
действительности становятся близкими и
нонятными сознанию робят. Это коренное
иличие советской системы воспитания от
буржуазной нашло свое убедительное вы-
ражение в книге Ф. Вигдоровой.

6. Вигхорова — в педавнем прошлом
педагог. Доподлинное знание предмета, о
котором она пишет, в соединении © лите-

ратурным ‚талантом позволили ей верно
схватить п ярко запечатлеть те черты в
облике учителей и школьников, которые

покоряют нас в жизни и которые очаровы-
вают в повести.

Рассказ ведетсл от первого ‘лица, в фор-
хе дневника Марины Николаевны. - Этот
прием позволяет автору сразу же с первой
страницы ввести читателя в богатый внут-
ренний мир своей героини,

Цель и смысл всех раздумий и исканий

Танники. «стали ‘настоящими советскими
ЛЮДЬМИ, ЛЮДЬМИ прямыми и верными,
СТОЙвИМИ в час, испытания, неутомимыми
в труде п горячо любяшими свою работу.
0 думали прежде всего о своем деле,
в долге, перед родной страной и народом,
& Потом уже о. себе...»

Путь к достижению этой цели труден.
Поетешенно Марина Николаевна побеждаот
иые упорные сердца, самые строптивые
п самые инертные умы.

Читая главу за главой, самые названия
вомрых говорят об удачах и огорчениях,
заблуждениях и открытиях молодого вос-
питателя («Как поступить”», «Самое глав-
10», «Ты больше не мой ученик»), вп-
хипть, что перед тобой педагог. не по долгу
дужбы, но по призванию, по  веленью
рдца. Интересы школы, класеа, детей
изновятел интересами ее собственной
amin. И нет никакой натяжки, никакой
фальши в том, что п во время отпуска Ма-
ина Николаевна поглощена размышления-
уп, воспоминаниями и новыми планами,
посвященными школе п детям: <...все, что
зыевало и радовало меня, я мысленно пе-
ресказывала ребятам».

Ф. Вигдорова,

«Мой класс», Детгиз. 1949 №.
218 стр.

Понимание важности своего труда на-
ряду со стремлением делать свое дело ин-
тересно, весело, ‘с увлеченяем, чувство
ответственности за судьбы детей так вы-
соки у молодой учительницы, что -чита-
тель, любуясь молодостью Марины Нико-
лаевны, в то же время не делает никаких
скидок на эту молодость. Очень взыска-
тельна по отношению к с5бе Марина Ни-
колаевна, но не менее взыскателен и чи-
татель. Мы прощаем ей первоначальные
ошибки в организации учебного процесса,
ошибки, продиктованные желанием увлечь
реблт, когда глубокое освоение предмета
детьми приносилось на уроках в жертву
занимательности; но нельзя оправдать уп-
рямое стремление начинающего педагога
преодолеть все затруднения (8 некоторые
из них очень серьезны) в одиночку. В на-
чальных главах повести Марина Николаев-
на чуть-чуть напоминает. мятущихся оди-
ноких героев старой литературы, чья 060-
собленность диктовалась условиями. жизни:
Надо ли говорить, что у молодой советской
учительницы нёт повода для такой изоли-
рованности. Ее окружают опытные и чут=
кие люди, и в: конце концов они-то и пря-
ходят ей на помошь.

Два года —— таков срок действия пове-
сти. Значительные и важные события про-
исходят за это время, и главное из них—
успешная сдача первых экзаменов всем
классом. Под воздействием педагога за два
года, изменились характеры п привычки
многих ребят. Веякое пристрастие детей-—
от их увлечения тем или иным предметом
школьной программы до футбола п собяра-
НИЯ марок — направляется ‘классным
руководителем и пионервожатым так, что-
бы полнее раскрылись хорошие задатки
детей, ярче выявились mx общественные
инстинкты н ‘устремления.

Волнующе описаны в повести встреча
мальчиков с учительницей Зои Космодемь-
янской, их дружба с моряком Неходой.

Родители школьников, даже мельком вы-
веденные в повести, останутся в сознании
читателя благодаря своим характерным че-
ловеческим чертам, верно  подмеченным
писательницей. В этой яркой галлерее ин-
тересных индивидуальностей неудачен, по-
жалуй, лишь образ Василия Дмитриевича
умянцева — отца одного из мальчиков.
Это скорее рупор авторских идей, а не жи-
вой человек.

Наибольшая удача Виглоровой — дет-
ские образы. В коротких главках, объемом
в 2—3 странички каждая, дает она. з8-
вонченные, выпуклые характеры мальчи-
ков. Таковы главы «Заступник»,  «Стар-
ний в семье» и другие,

Сила и обаяние таланта Ф. Вигдоровой—
в умении праздиво раскрыть внутренний
мир своих героев, ‘создать убедительный
характер и взрослого и совсем юного с0-
ветекого тражданина и дать этот характер
в естественном ‘движении, в непрерывном
развитии, совершенетвовании. Книга напи-
сана хорошим, ясным языком. Умело поль-
зуетбя Ф. Вигдорова и юмористической, и
лирической, и патетачески взволчованной
фразой.

0. кнаге много говорят в школах, в
детских учреждениях. В слову сказать, не-
которые педагогические работники затеяли
спор`о том, нужно ли было Детгизу изда-
вать повесть, в которой раскрываются пе-
ред детьми «секреты» педагогической тех-
вики. Спор этот носит явно праздный хА-
рактер. Внига отнюдь не способствовала
«разоблачению» педагогов. Наоборот,
школьники в один голос заявляют 0 TOM,
что. повесть пробуждает любовь в труду, к
знаниям, внушает уважение к личности
учителя. Можно предположить, что повесть
Ф. Виглоровой с се романтикой и поэтиза-
цией педагогического труда подекажет не
одному молодому‘ человеку ответ на вопрос
«кем быть?». И он скажет себе вместе с
героиней книги:  «...садовод продолжает
жить в садах, которые он взрастил, писа-
тель оставляет в наследство. людям свои
книги, художник — полотна. А учитель?
Учитель живет в своих учениках, в их
поступках п мыслях. В’ этом — его твор-
чество ‘и его доля бессмертия».

рае рт.

OFFI

уУ$— м ——————шшЙ диод ———

ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА

Седьмой номер журнала «Октябрь» от-
крывается главами второй книги романа
С. Бабаевского «Свет нал землей». Чита-
тель встречается со старыми ‘добрыми зна-
комыми ‘— Тутариновым, Рагулиным, Коз-
дратьевым, Глашей Несмашной и другими.
Обстоятельный разговор 6 духовном росте
героев книги ио творческом росте автора—
впереди, по окончании романа.

Небольшая ноэма М. Рыльского «Моло-
дость» (авторизованный перевод П. Караба-
на) рассказывает о послевоенном пути при-
шедшей с войны молодежи. Поэту, бесспор-
но, удалось «от всей души сказать спасибо
советским людям. трудовым». Особенно
удачны авторские отступления, насыщен-
ные умным, тонким. юмором. (Но сюжет
поэмы намечен лишь пунктиром. Хочется
надеяться, что М. Рыльский еще вернется
к героям своей поэмы и продолжит  рас-
сказ об их судьбе. ;

В номере помешены обзорная’ статья
И. Васильева о борьбе французского наро-
да за мир, статья Б. Александрова о Ти-
бете, насыщенная малоизвестным фактиче-
ским материалом, и’ статья
Н. Державина, развернуто  характеризую-
щая творчество классика болгарской про-
грессивной литературы Ивана Вазова.

Следует отметить, что библиография, на-
конец, заняла в журнале достаточное ме-
сто. Две рецензии (из пяти)
произведениям, опубликованным в текущем
году в других журналах. Содержательны
рецензии Л. Сейфуллиной о. романе В. За-
круткина «Пловучая станица» и А. Ложеч-

вана». Этого нельзя сказать о рецензии
В. Кирпотина о поэме Ю. Гордиенко «На

и страдает неясностью изложения: «В наше
битвам на Востоке может привести писа-

мать, что в прошлые времена идеалистиче-
ский путь вел к ‘успехам? Еще менее ясно
следующее утверждение: «Воздействие зре-

поэтического замысла автора»{?). ‹ Поводом
для
явилось произведение, скомпанованное
«монтажно-сборочным способом». В 1948
году в сборнике стихотворений Ю. Гор-
диенко <‹Звезды на касках» было на-
печатано стихотворение «Песенка южан» с

академика   CRASH

Г. РЫКЛИН

Брак по

В издательство, смущенно покатливая,
входит молодой человек приятной и вместе
с тем скромной наружноети. `

— Здравствуйте! — обрашаетея он роб-
ко к вахтеру. — Окажите. дядя, гле у вас
тут принимаются рукописи, слабые по
своим идейно-художественным качествам?

— Слабые? Если слабые, то прямо по
коридору, вторая дверь налево.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром? —
застенчиво спрашивает молодой человек,

— Конечно, не даром. Гонорар платят.

Молодой человек приятной и скромной
наружности идет по коридору и трепетной
рукой открывает вторую дверь налево. .

— Здравствуйте! — обращается ‘он еще
более робко к солидному товарищу. — Я,
извините, принес рассказ.

— Какой рассказ?

— Небольшой,

— Дело не в размере. Я принимаю рас-
лишь посредственные и малохудо-
жественные.

— Мне кажется... — отвечает автор,
скромно потупив глаза, — правда, трудпо
говорить о своем собственном сочинении...
Но мне кажется, что... Словом, не хвастал,

посвящены   могу заявить, что мой рассказ вполне со-

ответетвует вашим требованиям,

— 970 еще не все, — говорит солидный
товарищ. — Я принимаю лишь тё расска-

ко—о повести В. Ананяна «На берегу Се- ЗЫ, Которые не отличаются большой идей-

ностью. Понятно?
Понял ли всё это скромный автор мало-

берегах Сицзян». Рецензия эта поверхностна   Художественного сочинения — не знаем. Шо

мы уверены, что читатель еще ничего не

время идеалистический... подход к’ великим   Понял, что читалель недоумевает:

<— Неужели есть у нас издательство,

теля только к крушению». Надо ли пони-   Где возможен такой разговор между авто-

ром и редактором?
Ё сожалению, кажется, есть.
Па-днях Всесоюзное управление по ох-

лых убеждений Вана на отсталый первона-   ране авторских прав в Москве получило от
чально духовный мир Ю. (Ван и Ю -= ге:   Мордовского
Рои поэмы.—А, Л.) и вводит нас в оснозу   прос:

госиздата официальный 3а-

— Как надо оплачивать произведения,

расплывчатых рассуждений критика   слабые по свойм идейно-художественным

качествам?
Вот что сказано в этом более чем стран-
ном документе:

«Мордовское государственное  издатель-

пометкой в конце: «Южная Корея». В поэме   СТВО просит разъяснить положение в части

из песенки выкинуто слово «корейская».   аККордной оплаты рассказов в прозе

Теперь это песенка, сложенная-де жителя-
ми Южного Китая. В; Кирпотин; одобри-
тельно цитирует 18 строк песенки, не заме-
чая этой перелицовки. Не замечает он и то-
го, что 36 строк из другой приводимой им
цитаты‘ публиковало «Знамя» (№ 10, 1949
год), как отдельное стихотворение. Надо
было критику не толБко прочесть
раемое. произзедение, но ознакомиться и с
предыдущими работами данного авгора. Без
соблюдения этого золотого правила немы-
слима серьезная кригика.

И. Шпаро поверхностно, несвязно отмеча-
ет частные удачи и неудачи в романе

до
одного печатного лието.

Во-первых, обязательно ли нужно опла-
чивать. аккорлно все рассказы, если вся
их отличительность только в том, что ав-
тор паписал меньше листа (1/8, 1/4, 1/2
ит. д.), но при этом краткость рассказов

‘разби:   Н@ является их достоинством, ‘фассказы

ФЕЛЬЕТО

расчету

малохудожественны, посред-
ственны.

Во-вторых, нужно ли оплачивать ак-
KOPAHO  малообъемные рассказы начинаю-
щих, молодых писателей, если их рассказы
являются по существу пробой пера —
не отличаются большой идей-
HOCTHIO I XYXLOMCCTBEHHAO-
Стью.

В-третьих, если эти рассказы, прежде
чем их принять в печать, подвергались
большой редакционной правке, местами

допиеываются за автора ©
его согласия».

Руководителям Мордовского  госиздата,
очевидно, невдомек, чт. произведения,

столь исчерпывающе охарактеризованные в
трех пунктах письма, кому бы они ни

принадлежали — молодым или. старым, на-
чинающим или маститым, не только ие
должны дописываться за автора (даже с
его’ благосклонного согласия), HO H пе
должны никак оплачиваться по той про-
стой причине, что они вообще. не должны

издаваться. \

Но у работников Морловекомо государет-
венного издательства, видимо, имеется свой
взгляд и на экономию средств и на методы
взаимоотношений с мололыми писалелями,
06 этом с гордостью сообщает в своем
письме директор издательства. М;  Бебан.
Он пишет, что руководимое им издатель-
ство редко прибегало к аккорхной оплате
небольших рассказов, а платило более эко-
номно — полистно, потому что  «печатае-
мые малообъемные рассказы являются, 33
редким исключением, рассказами начинаю-
щих писателей, слабыми по своим идейно-
художественным качествам». Е

Себя тов. Бебан считает настолько за-’

служенным и маститым, что свой собствен-
ные произведения оплачивает по самым
высоким ставкам. Так, за последний год,
не, отходя OT кассы, он «заработал» во
вверенном ‘ему издательстве около 70.000
рублей гонорара. Другие авторы, дело яс-
ное, могут потесниться, уступая дорогу в
гонорарной ведомости самому директору.
Но, в общем, дальновидные и экономные
люди работают в Мордовском издательстве.
Любители строгого планирования, они уже
заранее подсчитывают, какую’ сумму пм
слелует предусмотреть на оплату индиви-
дуального, а также коллективного (с дони-
сыванием за автора) литературного брака.
Поручи таким люлям садоводство, и они,
чего доброго, начнут оплачивать не толь-
ко тех работников, которые успешно раз-
водят тюльпаны ‘и розы, но, пожалуй, и
тех, чьими стараниями произрастают кра-
пива, чертополох‘ и тому подобные мало-
художественные произведения природы.

ЦЕННЫЙ СПРАВОЧНИК.

Скромная книжечка В. Гура — био-библи-

Н. Строковского «Тайгастрой». Доверчиво   ографический справочник о жизни и дея-

озаглавив рецензию «Роман о первой пя-   тельности

М. Шолохова — привлекает к

тилетке», И. Шпарб не заметил того, что   себе внимание по двум причичам: во-пер-

хотя действие романа происходит в Куз=
бассе в годы первой пятилетки, но основ-
ные ‘терои книги живут прошлым, воспоми-
ваниями о детских годах, проведенных в

вых, она является нужным и существенным
подспорьем для изучения творчества М.
Шолохова. во-вторых, она — отрадное сви-
детельство живой работы наших научных
студенческих обществ. Составитель. кчиж-

Одессе. - Книга изобилует недопустимыми   ки — член научного студенческого обще-
ачахронизмами и попросту ` пошлостями.   ства при. Саратовском государственном
Получился «роман не о пятилетке». заслу-   университете им. Г. Чернышевского.

живающий: резкой критики,

которой! Студенческие общества становятся дейст-

И. Шпаро не дает. Кстати, И. Шпаро так-   ВЧтельной и действенной формой выявле-

же не дал себе труда сопоставить «Тайга-
строй» с вышедшим несколько лет назад в
Киеве первым вариантом романа.

О. Грудцова в рецензии ово многом спор-
ной и недоработанной книге И. Вайсфель-
да «Эпические жанры в кино» лишь поч-
тительно излагает содержание книги, He
пытаясь критически оценить ее,

Редактирование критических рецензий все
еще остается слабым звеном в работе жур-
нала. Но все же можно сказать о некото-
ром улучшении журнала. Надо полагать,
что стремление К высокому качеству всех
публикуемых материалов, к тематическому
и жЖанровому разнообразию ‘содержания
станет постоянным правилом в работе ред-
коллегии журнала «Октябрь».

А, ЛАЦИС.

:н. КОМАНДНАЯ ВЫСОТА

В июне 1940 года заднестровская часть

Молдавии (Бессарабия) была освобождена
Of ura румынских бояр и воссоединена с
Молдавской АССР. Весь чудесный трудо-
любивый народ Молдавии, впервые став-
щий подлинным хозяином своего края,
приобщилея к счастью свободного творче-
ского труда.
* Эмму периоду посвящена первая кни-
Ta романа молодой писательницы Любови
Кабо «За Днестром». Болыние и важные
процессы запечатлены в произведении:
утверждение советской власти и укрепле-
Hie ве авторитета среди новых граждан
страны социализма, пробуждение к ак-
тивной общественной деятельности широ-
вих масс трудящихся, ранее забитых и
униженных голами феодального и капита-
Яистического рабства, рост их политиче-
ской сознательности.

Писательница рисует лишь небольшой
улов Бессарабии, но он показан так,
Ч всё время ощущаются кипение и раз-

Max социального переустройства = всей
ЖИЗНИ, Которое совершалось там в те
Тоды.

‚В аевкауцкую «Шкоале де агрикуль-
ту» — (сольскохозяйственную школу),
преобразованную в техникум, приезжают
Молодые советские  преподавательницы:

Реза Михайловна (от ее лица идет пове-
‘ование во многих главах романа) и
Клавдия Алексеевна Лолинина. Приезжа-
ют они, полные стремления оправдать на-
путотвенные слова секретаря райкома
олесниченко: «бульте проводниками на-
Шей партийной, государственной линии».
Этом они видят основную цель своей
педагогической и общественной работы.
Вера и Клава, как и Сергей Седов — но-
вый директор, приезжающий в TOT же
техникум, типичные предетавители моло-
лых советских специалистов, для которых
«благородное  юношеское — стремление —
взвалить на себя возможно больше... не
проходило с годами».
———

Л. Кабо. «за Днестром»,
мир» №№ 5, 6, 1950 г.

Ромаи. «Новый

В «Шкоале де агрикультуре» молодые
педагоги сталкиваются не только с разру-
шениями, учиненными румынскими вой-
сками при отступлении из Бессарабии,
но, главное, е наследием растлевающего
влияния румынских колонизаторов. OCTAB-
ленным буржуазной школой, многолетней
реакционной — пропагандой. По-разному
встречают советских педагогов в dep-
кауцах. Одни — и их  больпинство
(старый учитель Морей, учащиеся Гриша
Гончарюк, Гуцуляк, повар Бабинский,
врестьяне-бедняки)-—идут навстречу новой
жизни радостно, открыто; другие’ (Илья
Сашко, Костя Прозоровский, Ваня Веденг)
настороженно приглядываются ко всему;
Что происходит вокруг них, и лишь позд-

нее раскрывают чистоту и красоту своей.

души: третьи (учитель молдавского языка
Авдий Чеботарь, бухгалтер Цивенко, вос-
питанники Скутарь, Цуркан, кулак Бах-

чеван) относятся ко всему новому ©
явной или тайной ненавистью. Перед Се-
довым, Верой и ИАлавой встает огромная
политическая ‘задача — помочь — новым
гражданам советской страны найти свое
место в новой жизни.

В начале романа
Колесниченко говорит
нипам:

«— Вы смотрите — положение-то У вас
какое! -— он опять указал на точку пере-
сечения дорог.  — Тосподствующая bICO-
та на местности, то, что называется
командная высота. Ла находясь в Этой
точке, всей округе надо тон задавать. Вот
п задавайте тон... П только так, по-мое-
му. только участвуя в жизни окружаю:
ших сел. только вмешиваясь в эту жизнь
и направляя ее, вы решите ваши непо-
средственные задачи; задачи коммуниети-
ческого воспитания».

Борьба за овладение этой «командной
высотой». борьба за воспитание в левка-
уцких студентах чувства советского пат-
риотизма — вот что находится в центре
романа Л. Кабо. Борьба эта. связана со
многими трудностяхи. Здесь и саботаж,

секретарь райкома
девушкам-учитель-

организованный Чеботарем, Цивенко; зав-
хозом Ионеску, кассиром Саккара, гро-
зящий срывом учебы, срывом осеннего
сева; и молчаливое недоверие со стороны
старых. педагогов школы; и, главное, —
традиционная для буржуазной школы от-
чужденность учеников от преподавателей.
«Что делать с этим проклятым  наслед-
ством?» — думают Вера и Клава. Но но-
вое побеждает, торжествует над старым,
отмирающим. Не могут пройти мимо co-
знания воспитанников школы простые,
доходчивые слова Колесниченко: «Что вы
так сидите? Вы думаете, приехали новые
хозяева над вами? Неверно!.. Советская
власть — это не новый хозяин над вами,
это вы — сами хозяева».  .

Но не только эти слова правды pac-
шатывали «стену отчужденности». Чуткое
отношение советских людей кв новым
тражданам. нашей Родины, их энергия,
деловитость, их реальное желание помочь
устройству новой, счастливой жизни в
Молдавии — вот что разрушало эту стеву.
В среде воспитанников рождается” страст-
ное желание быть активными участника-
ми нового общества, исчезает страх и не-
доверие перед будущим, идет переоценка
старых отношений; бывшие ‘друзья расхэ-
дятея из-за противоречия интересов, 0с0-
знаваемых теперь, как общественные,
классовые.

В этой борьбе враги теряют одну пози-
цию за другой. Хитрый враг — национа-
лист Авдий Чеботарь, пытавшийся мето-
дами идеологической диверсии влиять на
дела школы, терпит поражение за пора-
жением. Честный и безраздельно предан-
ный советской власти учитель Морей ясно
видит теперь непримирниость своих инте-
ресов с интересами Чеботаря: «Вас исну“
тало одно — что мы будем, волей или
неволей, воспитывать будущих  соллат
Красной Армии, а не подданных его вели-
чества румынского короля... Вы говорите,
Авлий Георгиевич, война! Война уже илет,
й вы это прекрасно знаете... вы это знае-
те, недаром вас так обеспокойло, что маль-

ния оларенной и склонной к научно-иссле-
довательской работе вузовской молодежи,
Свыше восьмисот источников, касаюших-

ся публикации пройзведений М. Шолохова
и критической литературы о нем, включил
составитель ‘в книжку.
ность. для исследователя творчества писа-
теля представляет добросовестно полобран-
ная библиография ранних рассказов М. Шо-
лохова.

Яркую картину всесоюзной и всемирной
известности писателя дают сведения о
‚публикации произведений М. Шолохоза в

СССР и за рубежом. По’ данным печати’

1946 гола, общий тираж романов М. Шоло-

В. В. Гура. «Михаил Александрович По-
лохов». Вио-библиотрафический справочник.
‚Саратов. 1950, стр. 78. —

Чики ваши мало-помалу становятся совет-
СВИМИ ЛЮДЬМИ».

Полытка  фашиствующего  молодчика
Цуркана разжечь национальную вражду
в школе терпит жестокое поражение.
«Бунт» Цуркана не находит поддержки,
потому что для большинства в школе гор-
дые слова «мы — советекие» стали есте-
ственными, необходимыми. Й это победа
коллектива советских учителей.

Ярко п убедительно раскрывается в
романе «За Днестром» и другая большая
победа советских преподавателей — пре-
одоление былой оторванности левкаункой
школы от народа. Капиталистическая си-
стема воспитания уролует человека, она
отрывает детей народа,  «выбивающих-
ся в люди», от родной среды, от ве жиз-
ненных интересов. Уродливые черты этой
психологии раскрываются в поведении
Вани Ведеша — сына конюха,  стыляще-
гося своего происхождения и даже екры-
вающего его. Не сразу понимает он, что
достоинство человека, — не в звании или
в богатстве его родителей.

Л. Кабо вдумчиво показывает, как под
влиянием Седова, Веры и Клавы учащие-
ся включаются в общественную жизнь
сначала школы, затем всей округи, как
обретают в этой работе качества талант-
ливых пропагандистов, организаторов тру-
дящихея масс и находят в этом высокую
радость.

Новая жизнь утверждается за Днестром,
новые отношения возникают между людь-
ми. Идея взаимопомонит — «супряги», —
подсказанная Седовым бедняку Герману
Думитру, находит блатгодарную почву в
сознании крестьян. Она помогает не толь-
ко Думитру. но и другим молдавским
крестьянам уяснить великую сталинскую
идею коллективизации и притти в осущше-
СТВЛРНИЮ 66 На молдавской земле.

«Илет социализм в Моллавию», — гово-
рит Колесниченко в конце романа. И
НИЧТО —— НИ провокация врагов, пытаю-
щихся сорвать на выборах блок коммуни-
стов и беспартийных. ни их злобные на-
шептывания 0  непрочности советской
власти, ии елухи о грозной опасности,
надвигающейся со стороны гитлеровской
Геруании, — ничто не может помешать
этой могучей поступи народа, идущего в

Несомненную цен- `

хова, выдержавших более 300 изданий, вы-
ражается в 15.253.500 экземплярах. .

При изучении творчества писателя нессм-
ненную пользу принесут разделы книжки
<Статьй и речи», «Основные даты жизни
H деятельности М. А. Шолохова». «Мате-
риалы к биографии М. А. Шолохова», «Бе-
седы с М. А. Шолоховым» у

Раздел «Общественные деятели, писате-
ли и читатели о   Шолохове» от-
крывается указанием на известное письмо
И. В. Сталина тов. Феликсу Кон (Соч.. т.

ХИ, стр. 112), где автор романа «Тихий.

Дон» назван знаменитым писателем наше-
го времени и где в то же время говорится
об ошибочности некоторых его образов.
этом же разделе мы нахолим указания на
высказывания о ‘писателе М. И. Калинина,
А_ М. Горького, А, С. Серафимовича и пр.
Критико-библиографический раздел. вы-
зывает лишь два замечания. Нужна ли для
такого сборника, который должен помогать
изучению творчества’ современного ‘пизате=
ля, педантичность бесстрастного регистрато-
ра, фиксирующего не всегда добротный ма-
териал? Второе: если составитель учитывает
высказывание о Шолохове Г. Уэллса. то
досадно, что не указан Р. Роллан, видев-

теля тралиций. русской классической лите-
ратуры (Коташ ВоПапд—Раг 1а геуомНоп,
la paix, Paris, 1935, p. 165, 166).

В. СИДОРИН

социализму. Вот вывод, к которому при-
ходит читатель романа Кабо. Внига завер-
шается двумя знаменательными сценами:
торжественным праздником молдавского
народа, выбиравшего 12 января 1941 го-
да свой верховный орган родной  совет-
ской власти — Верховный Совет Молдав-
ской ССР, и вступлением в комсомол мо-
лодых героев романа Ильи Сашко, Гриши
Тончарюка, Пети Галецкого и других. С
волнением и радостью ветречают юноши
это событие. Чувством радости, чувством
завершения важного и большого этала
полны И те, вто помог им вотать на путь
строителей коммунизма - Вера. Клава,
Седов, Колесниченко, увидевшие плоды
своей работы. Это чувство радости за суль-
бу героев испытывают и читалели романа.

Писательница умеет создавать живые,
выразительные образы TepoeB, показать
сложное, полчас противоречивое развитие
и становление характера. Это наиболее
ярко проявилось в образе Ильи Сашко,
показанного во всей сложпости ий много-
образии его отношений к жизни, к совет-
ским педагогам, К товарищам и, нако-
Hell, к любимой. Это свойственно и обра-
зам Вани Велеша, Прозоровского и apy-
тих. Немного, в сущности. отведено места
таким персонажам романа. как директор
Седов, пелагоги Вера ин Клава, секретарь
райкома Колесниченко, но весь ход собы-
тий в романе позволяет читателю посто-
янно ощущать их ведущую роль в движе-
НИИ событий, видеть результаты их бла-
городного. патриотического труда.

Убедительно рисует Л. Кабо и фигуры
врагов новой жизни Моллавии -—— Чебота-
ря, кулака Бахчевана, учеников Цуркана,
Cryrapa.

Но не всегда развитие образа  доста-
точно мотивировано. Нам представляется,
например. что внутренний рост Ильи
Сашко. его осознание себя советским
гражданином в романе идет не столько
от понимания идей новой жизни, сколько
от вспыхнуршего чувства любви к совет-
ской учительниие Клаве Лолининой. fio-
нечно, любовь может быть стимулом лу-
ховного роста человека. но все же И. Кабо
следовало сильнее подчеркнуть иную м0-

THBUPOBRY.

ший B IWoroxone sameyatTenbioro mpotonma-—

пы

ДЕКАДА.
_ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ‹
ЛИТЕРАТУРЫ

‹ Секретариат Союза советских писателей
CCCP постановил. провести в. ноябре ны-
нешнего года ‘декаду азербайджанской ли-
тературы. }
Выступления, входящие в программу де-
кады азербайджанской литературы, `наме
чено` провести, кроме Москвы, также в
Ленинграде, Риге и. Таллине, куда азэр-_
байджанские писатели выедут после вы-_
ступлений в столице. Это--новое в органи-,.
зации декад национальных литератур. До’.
сих пор, как известно, участники декад вы-`
ступали исключительно в Москве. Теперь“
они получат возможность встретиться са“
своими читателями, живущими и в других
городах братских республик. f а
Во время декады в Союзе советских: пи-,
сателей СССР состоятся творческие обсуж- 7
дения прозы, поэзии, драматургии, детской
литературы. литературоведения и критики _
Азербайджана, в которых примут участие.
писатели Москвы и Ленинграда. ^
Началась подготовка к декаде, В Баку
выехала группа русских писателей для пе-.
ревода лучших произведений азербайджан-.
ской ‘литературы, трудов по литературове---
дению и критике. >
Более пятидесяти книг будет выпущено
на русском языке азербайджанским госу- _
дарственным издательством и более деся-
ти —в Москве и Ленинграде. Читатели.
получат в числе других книг поэму Низами
«Искендер-намэ», сборник сатир Алекбера”
Сабира, рассказы, повести и пьесы Аблу-:-
рагима Ахвердова, рассказы Дж. Мамед:
Кули-заде. Современная литература будет. -
прелставлена поэмами Самеда Вургуна, ..
однотомниками стихов Сулеймана Рустама. _
Мамеда Рагима, Pacyna Рза, пьесами_
Джафара Джабарлы, романами Мехти Гу---
сейна «Апшерон», Мирзы Ибрагимова «На- - -
станет день», А. Абульгасана «Война» и>
другими. . :
Союз писателей республики тотовит для‘
декады выставку достижений книгопечата--
ния в Советском Азербайджане. На выстав-.

ке будут ‚ экспонироваться изданные на.
азербайджанском языке произведения...
классиков  марксизма-ленинизма, русской

классической и советской литературы, кни-
ги онсателей братских республик. Большюй-
разлел посвящается произведениям азер-.
байлжанских писателей. :

На декаду приедет большая группа лея-
телей искусств Азербайджана.

По следам выступлений
«Литературной газеты

«СЕРГЕЙ НИКИФОРОВИЧ,
ЕГО РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ»

В фельетоне 3. Паперного, помещенном
под таким заголовком в № 18 «Литератур-
ной газеты» от   марта 1950 года. кри-.
тиковались. грубейшие идейные ошибки,
содержащиеся в томе «Летописей» Государ-
ственного литературного музея,  посвя-
щенном поэту начала ХПХ века С. Н. Ма-.
рину. Составитель тома Н. В. Арнольд
за государственный счет опубликовал свой
фамильные архивы. 7 июня в № 46 нашей
газеты было напечатано письмо тове
В. Д. Бонч-Бруевича, редактировавшего
«изыскания» Арнольда. Редакция в своем
примечании указывала, что письмо главно-
го редактора Гослитмузея не содержало до-
статочно серьезной критики допущенных им
ошибок и свидетельствовало о назревшей
необходимости решительно ‘пересмотреть
всю практику изданий,  подготовляемых
Государственным литературным музеем,

Председатель Комитета по делам куль-
турно-просветительных учреждений при
Совете Министров РСФСР тов. Е. И. Ле-
онтьева сообщила редакнии, что Комитет
обсудил выступление «Литературной га-
зеты» от 7 июня 1950 года и издал при-
каз, в котором говорится:

‹...Газета правильно  квалифицировала
упомянутый том «Летописей», как обра-
se либерального семейно-альбомного лн-
тературоведения и как проявление бес-
примерного благодушия и. безответствен-
ности.
_ Допущенные в Х томе «Летописей» ошиб-
ки не являются случайными: Ряд изданий
Литературного музея содержит в себе
третьестепенные _ материалы. ошибочные
формулировки и псевдонаучные коммента-
рии».

Комитет постановил освободить тов. В. Д..
Бонч-Бруевича от обязанностей главного ре-
дактора Литературного музея. Утверждена
новая редколлегия изданий. Гослитмузея.
Редколлегии предложено в месячный срок
пересмотреть все представленные к печати
и находящиеся в производстве труды Ли-
тературного музея и устранить в них имею-
щиеся недостатки. :

`Во многом неясен в романе образ yu-
равляющего школьными фермами Заболот-_
ного: то ли Заболотный-—масекирующийся
враг, то ли это просто человек, приспо-
сабливающийся к обстоятельствам. и

Немало случайного в отношениях 3а60-
лотного с дочерью Бахчевана, красавилей
Марицей. Сам по себе образ Марицы ва-
рисован Л. Вабо ярко. и трагедия левуш-
ви — жертвы отцовского самолурства и
расчета — дана в романе интересно. Нас
радует. что Марица находит в коллективе
техникума настоящую поддержку, силы
для того, чтобы жить по-новому. Шо мо-
тивировка ее связи с Заболотным и раз-:
рыва`с семьей’ отиа ‘нам кажетея в ро-
мане слабой, ;

Неоправланно вторичное возвращение
исключенного ° «фашистяка» ‹ Цуркана в
техникум. Не мог Селов, директор квом-..
мунист, так безразлично отнестись к то
му. что Заболотный. временно замещаз-
ший Седова. вновь принял Пуркана.

Достоинством романа Л. Кабо являетех
хороший. ясный и точный языки в пе--
чи действующих лин и в описаниях. Po~
ман подкупает свежестью, авторской ВЗВОЛ--
нованностью. Можно было бы указать на
отдельные, неоднократно встречающиесл
повторения: «лдиковатые тлаза Сашко»,
«юноши глядят’ диковатыми глазами», «6
диковатым выражением» и т. п.. на пз-
лишность Таких «острот», Rak ответ
Михаила Пахолка на вопрос of: отчество:
«Вот как удумали — по батюшке!.. Mena
больше, вы извиняйте, конечно, по матуш--
ке звали». Можно. наконеп, указать на
элементы слащавой литературности, вро-
де: «Осенью. перед разлукой. любовно
ласкает солние прекрасную бессарабскую
землю. Й от этой ласки. точно девичья
шека, застенчиво румянится матовый Bi-
ногралный лист», и другие.

Но отдельные недостатки языка не пор
тят. общего внечатления от романа. Ча-
татель с нетерпением булет ожилать вто
рую книгу этого интересного произвёде-
НИЯ.

г. ГОРЬКИЙ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 58 _- 8

ET cs