I.

Шахте предстояло перейти на полную
механизацию добычи угля. В лавы при-
шли горные комбойны «Донбасс». Значит,
не будет больше на шахте навалоотбой-
щиков, бурильщиков, запальщиков, не
будет даже врубовых машинистов. Воз-
кивнут новые профессии, более сложные,

‚ требующие более высокой производствен-
ной культуры.
‚ Навалоотбойщик... После того как вру-
‚ бовая машина подрезала пласт, он прихо-
хил, вручную отбивал уголь, а затем ло-
патой грузил -его на транспортер.

И вот: на наших глазах исчезает эта
категория рабочих, выполнявших самую
главную и вместе с тем самую тяжелую
работу под землей. Стало быть, надо
этих рабочих, освобожденных от ручного
труда, обучить новым профессиям, надо
широко разъяснить шахтерам смысл co-
вершающегося ‚ коренного технического
перевооружения шахты.

Коммунисты шахты № 3-бис в районе
тор. Чистяково решили первыми освоить
профессию машиниста комбайна. Борис
Кулагин, Федор Горлов, Кузьма Редькин
взялись за изучение невиданной машины.

По инициативе парторганизации хозяй-
ственные руководители шахты организо-
Бали курсы, на которых сотни людей бы-
ли обучены новым профессиям.

— Раньше моим инструментом была
обыкновенная лопата, — говорил мне по-
мощник машиниста комбайна Иван Пав-
ленко, навалоотбойщик в недавнем про-
шзох. — Чтобы пользоваться ею, особых
знаний не нужно. А теперь без учебы —
ни на шаг, приходится следить за техни-
ческой литературой. ;

Страна ничего не пожалела для «Bee-
союзной кочегарки», вооружила ее мощ-
ной техникой. Сотни горных комбайнов,
углепогрузочных,  породопогрузочных и

‘ других новейших советских машин дейст-
  вуют’ теперь в забоях донецких шахт.

В сопровождении горного мастера мы
идем по подземным  галлереям. Дневной
свет под землей: люминесцентными лам-
пами освещены многие выработки. Яркий
белый свет особенно радует человека

именно здесь, на глубине нескольких сот -

метров.

-По наклонной выработке с углом паде-
ния примерно 18—20 традусов  под-
земный, трамвай спускает нас в самую
глубь шахты. Несколько сот метров пути
M0 -OTRATOWHOMY  штреку, вдоль которого
то и дело снуют электровозы © составами
вагонеток, — и вот она, лава, с действую-
щим в ней горным комбайном.

Кажется, что он очень медленно про-
лвигается вдоль кромки угольного пласта.
Не`сразу замечаешь стремительное вра-
щение стальных зубьев. Агрегат изверга-
ет поток дробленого антрацита, и он 66-
жит-по ленте транспортера к откаточному
штреку. В конце лавы уголь попадает в
металлический люк и сыплется вниз в
подставляемые вагонетки.

А комбайн все продвигается вперед, ре-
жет, перемалывает антрацитовую толщу.
Смотришь и проникаешься уважением Ев

‘ технической мысли советских конструкто-
ров, изобретателей. Her такого ни в од-
ной капиталистической стране. Побывав-
ший на донецких шахтах член делегации
пютландевих горняков Лжон Маклин за-
явил, обращаясь к английским шахтерам:

«Добейтесь, чтобы специальная. делега-
ция посетила угольные бассейны Росени,
и пусть она сама посмотрит, как можно

добывать уголь из недр машинами, а не
ценой крови п пота людей». ;

sae

_ Новейшими механизмами оснащен се-
тодня Донецкий угольный бассейн.  Ком-
байны «Донбасс». мощные  скребковые

Восстановить в правах

¢ :
Петр ПОТАПОВ,

спепиальный корреспондент
«Литературной ‚ газеты»

i ee

транспортеры, ородопогрузочные  маши-
ны — десятки совершенных ‘механизмов
приняты на вооружение шахтой № 3-бис.

И в № же время — 06 этом следует
подробно‘ рассказать -— не гладко и не
просто входит новое в жизнь на пути
встают препятствия.

Недавно‘ на шахте произвели  хро-
нометраж работы - комбайнов. Обычно в
такие дни начальники горных участков
«из кожи лезут», чтобы свести простой
машин до минимума. Но‘как они ни ста-
рались, комбайны работали только 57 про-
  центов положенного времени.
` Работает на шахте № 3-бис машинист
комбайна Василий Кучер. Этот 22-летний
комсомолец считается лучшим горным
комбайнером Донбасса. В беседе со мной
он утверждал: г

— При умелой, правильной оргазлизз-
ции дела я легко доведу сменную произ-
водительность машины ‘до’ пятисот тоян.
Это значит, что при двухеменной pabore
ЕОМбайн может ежедневно давать тысячу
тонн угля, или тридцать тысяч тонн в
месяц. ;

А в апреле этого года средняя произ-
водительность каждого комбайна шахты
№ 3-бис составила 6.220 тонн.

— Простои — наш бич. Мы работаем
три, много — четыре часа в смену, — тах
говорили решительно все комбайнеры, с
которыми мне довелось” беседовать. При-

чина? Одну вам не назовут, их
причин, и все — «мелочи».
Произошел на шахте пустяковый, на

первый взгляд, случай: на шестерне ве-
душщей части комбайна рассыпались два
зуба. Надо сменить шестерню. Но запас-
ной нет, и начальник шахты С. Серегин
звенит на одну, другую, третью соседние
шахты:

— Нет ли у вас запасной шестерни?
Сделайте милость, выручите...

Комбайн стоял более суток...

Горловский машиностроительный завод
имени С. М. Кирова прекрасно освоил се-
рийный выпуск комбайнов «Донбасс», a
«мелочи» не учел — мало производит за-
пасных частей. Горловский завод входит
в систему Министеретва угольной  про-
меиленности, и тут уж, как говорится,
своя рука — владыка. Но. видно, без зна-
ния насущных нужд горняков действует
эта рука... a

Есть на шахте № 3-бисе еще одна
досадная «мелочьх — лебедка на цент-
ральном уклоне, через. который уголь вы-.
дается на-гора. Лебедка эта маломошщна и;
как ‘ни силится, не может тянуть одно-
временно более восемнадцати однотонных
вагонеток с углем. Прежде этого было
вполне достаточно, HO теперь лебедка
стала самым узким местом. Из-за нее. ча-
сами простапвают комбайны в ожидании
порожняка. aug eS

„Итак, из общего производетвенного ком-
плекса выпала деталь: лебедка. Но буду-
чи звеном единой технологической цепи,
она сдерживает, сковывает ‘все’ другие
звенья, лишает их возможности работать
на полную мощность. Шахта из-за этого
недодает ежесуточно по нескольку сот
тоны антрацита. А руководители комби-
ната «Сталинуголь» беспомощно разводят
руками и никак не соберутся заменить
лебедку. :

Tak подтверждается старая истина:
мало иметь первоклассную технику, надо
еще обладать умением взять от машины
все, что она может дать.

массовый туризм!

Обзор писем

Туристский сезон в’ разгаре. Сотни ты-
сяч советских людей стремятся в дни лет-
него отпуска совершить путешествия по

стране; одни хотят побывать в городах
героях, других увлекают походы на лод-
  ке, иные мечтают о высокогорном спорте.
^Тяга к туризму вполне естественна и
закономерна. Но как удовлетворяют это
стремление масс те организации, которым
‚ ведать туризмом надлежит? Ведь от их
оперативности и инициативы зависит, в
частности, летний отдых сотен тысяч
юных и взрослых туристов.
  На этот вопрос дают ответ многочис-
‚ ленные письма читателей, полученные ре-
дакцией «Литературной газеты». Статья
‚ писателя П. Вершигоры «Самый массовый
и самый... ‘заброшенный вид спорта» («Ли-
 тературная газета» № 41 от 20 мая)
  вызвала много откликов. Письма приходят
„ Из -разных городов: страны; пишут люди
‚ тазличных возрастов и профессий. Всех
  их. роднит горячее отношение к вопросам
„ туризма.
`Боренная ошибка организаций, на ко-
  торые возложено руководство туризмом,
’ по мнению доцента А. Горцевского
‚ (Ленинград), состоит в том. что они
рассматривают туризм либо: с точки зре-
 , ния епортивных задач, либо`с точки зре-
‚ ния. задач развлекательных. И забывают
‚ при этом задачи коммунистического вос-
‚ нитания, воспитания советского  патрио-
  тизма. А ведь настоящий патрнот должен
  знать свою страну!
;  ‘Eexw подойти к туризму с этих пози-

ций, продолжает тов.  Горцевский, то
  упрек следует сделать по адресу ЦЕ
‚ ВИАСМ. Именно молодежи — и учащейся
‚Г и работающей на производстве — надо

как можно больше видеть. как можно
  больше знать. А для того чтобы туризм
  служил высоким целям коммунистическо-
‚ то’ воспитания, необходима широкая мас-

`совая пропаганда.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 M 59

—

в’ редакцию

В этой связи автор письма пишет’:

«У нас до сих пор в обиходе суще-
ствуют выражения: «Русская Швейца-
рия», «Русская. Ривьера» и т. д. И никто
еще увлекательно не рассказал, что у. бе-
регов  Байкала; Лены, Енисея есть такие
пейзажи, рядом с которыми блекнут все
красоты Европы. Дело в том, что Европу
нам описали, а своей страной в этом пла-
не ещё по-настоящему ’ мы. не занима-
лись...» :

Большинство читателей, приславших
письма в редакцию, —поборники. массово-
го самодеятельного, туризма. Многие пись-
ма посвящены воспоминаниям о прежних
походах, но наряду с воспоминаниями ста-
вятся и деловые вопросы.

Почему мало водных станций? Почему
забыт  авто-мототуризм? ‘Многие ‘владель-
цы автомобилей и мотоциклов мечтают
путешествовать, но никто толком не зна-
ет, как это сделать. Где провеети отпуск?
Как достать то или иное снаряжение. не-
обходимое для похода? И почти все авто-
ры. писем ставят общий вопрос: что же
мешает развитию массового туризма?

Военнослужащий П. Климов из Вла-
дивостока. вспоминает школьные годы,
первый поход, который он совершил Ha
лодке по Иртышу. Юношеё помогла тогда
туристская организация, ‘дав возможность
приобрести за небольшую плату лодку.
Позже школьники совершали пешком не
менее увлекательные путешествия по Кав-
казу. На Пятигорской базе брали на про-
кат палатки, снаряжение, получали опи-
сание. маршрутов. В Домах туриста
Нальчика, Теберды, Сухуми за небольшую
плату можно было достать постель или
разбить во. дворе палатки... Так было в
1934—36 тозах. Естественно недоумение

автора письма: почему же сейчае этого
нет?
«Путешествуя, мы  познавали свою

страну, — пишет далыпе ‘тов. Климов. —
Мы закалялись физически и учились пре-
одолевать препятствия — порой  природз
была к нам сурова. Вырабатывались упор-
ство, воля к победе.

Новое на шахтах Донбасса.

Повинны в плохой работе комбайнов, в
их ничем не оправданных простоях руко-
водители шахты, не сумевиие по-настоя-
щему организовать. производство..

Bee рабочие шахты знают, что такое
  «canna ‘на уклоне». Увлекаемые метал-
лическим тросом, одна за другой катятся
вниз порожние вагонетки. На пути они
встречают то глыбу обвалившейся породы,
то упавшую крепежную стойку. Натолк-
нувшись на препятствие, первая вагонет-
Ка останавливается, за ней вторая, тре-
тья, четвертая, пятая... А комбайны сто-
AT потому, что нет порожних вагонеток.

ся машинист электровоза комсомолец Пз-
вел Мартынов, — раскреплен до того пло-
хо, что даже электровоз задевает  поло-
манные стойки.

Плохое крепление выработок и захлам-
ленность откаточных путей-—явления, не
единичные в шахте. Поездные пути к ла-
вам здесь нередко’ настилаются техниче-
ски безграмотно, & потому груженые ваго-
нетки приходится отгонять из-под люков
не одному человеку, как положено, а тро-
им и даже четверым.

— У нас это часто бывает, —досадует
машинист комбайна Федор Горлов. — Ви-.

1жу, вагонщику одному не под силу сира-

виться с вагонетками. Останавливаю коу-
байн и вместе с помощником иду к нему
на помощь. И так несколько раз за cMe-
ну. Подечитайте, насколько это снижает
нашу производительность..,

Донбассе вооружен теперь лучшей в ми-
ре советекой горной техникой. А совер-
совершенных
много   форм организации труда. Создать эти но-
вые формы в нынешних условиях Jlonen-
кого бассейна смогут лишь люди, владею-
щие глубокими знаниями, имеющие серь-

шенная техника требует

езную техническую подготовку.
На шахте № 3-бис таких людей не-

хватает. Правда, здесь. имеются три ин-
непосред-
один из них =

женера; но они не руководят
ственно добычей угля:
маркшейдер, два — помощники
инженера. А все начальник
участков — практики.

главного
горных

Естественно, что, даже имея богатейший

практический опыт. им трудно управлять
современной шахтой -— этим сложным; от-
лично механизированным подземным за-
водом.

Партия и правительство не ‘раз указы-
вали, что основные инженерно-техниче-
ские силы угольной промышленности на-
до сосредоточить в шахтах, на участках.
А что получилось на деле?

Большинство  спепиалистов-угольщиков
осело в управленческих аппаратах тре-
стов, комбинатов,  научно-исследователь-
ских учреждений. В аппарате комбината
«Сталинуголь», к примеру, насчитывает-
ся почти столько же инженеров, сколько
занято их ‘на всех шахтах этого‘ комби-

ната в качестве главных инженеров, глав-.

ных механиков п начальников участков.
И это характерно для всего Донбасса.

Донецкяй бассейн ‚насыщен сегодня
первоклассной техникой. На его вооруже-

ние поступают все новые и новые партии  .

отличных машин и механизмов. Следует
твердо помнить четкое положение; выека-
занное товарищем Сталиным: —

«Чтобы привести технику в движение
и использовать ее ло дна, нужны люди,
овладевшие техникой, нужны кадры. впо-
собные освоить и использовать эту тех-
Нику по всем правилам искусства».

Выполнение этого указания нашего
великого вождя является сегодня одной
из основных задач для донецких rop-
няков. Насколько быстро и верно будет
решена эта задача, —от этого во многом
зависит дальнейший подъем нашей уголь-
ной промышленности,

СТАЛИНО

Началась война. По окончании школы
мое поколение пришло в армию. Сколько
раз с благодарностью вспоминал я дни
своих школьных походов! Я переносил
трудности войны значительно легче мно-
гих сверстников. Будучи разведчиком, я

легко запоминал незаметные приметы,
умел ориентироваться’ по компасу, m9
звездам».

П. Блимов приходит к выводу, что
 «путевочные мероприятия», которыми так
увлечено Туристско-экскурсионное управ-
ление ВЦОЕС, ни в коей. мере не могут
заменить забытого ныне самодеятельного
туризма.

Тов. J. Фокеев (Мурманск) считает,
что давно пора возродить прекрасные, ныне
забытые, традиции массового туризма.

0 том, что ВЦСПС и Всесоюзный ко-
митет по делам физкультуры и спорта не

справляются с. задачами развития Ty-
ризма, пишет из Хабаровска офицер
В. Ятынкин. On ставит вопро о

создании туристскей организации всесо-
юзного масштаба и выражает уверенность,
что эт& важная задача будет «решена по-
большевистски, по-советски, именно так,
как привыкла решать наша родная стра-
на». Е

Крайне плохо обстоит дело с производ-
ством и продажей туристского снаряже-
ния. В самом деле, как же всерьез зани-
маться туризмом, когда на каждом шагу
ощущаешь нехватку необходимых для по-
хода. вещей? Тов. В. Лещенко сообщает,
что в Ленинграде, даже в лучшем спор-
тивном магазине «Динамо», не достать
почти ничего, кроме плохих и дорогих
рюкзаков и лодки-фофан. Любопытно, что
на месте похода такую же лодку можно ку-
пить в десять раз дешевле! Нет ни лег-
ких палаток, ни разборных байдарок, ни
спальных мешков, ни котелков. ни мно-
гих других, нужных туристу вещей...

0 трудностях, которые приходится пре-
одолевать любителям водных путешествий,
0 том, как разборная байдарка, незаменп-
мая для туриста и охотника. никак не
может пробить себе дорогу. рассказывает
тов. Е. Ромашков (Москва). Четыре
года прошло с тех пор, как инженер
И. Деревянко предложил байдарку своей
конструкции весом в 25 килограммов и
грузоподъемноетью в 300 килограммов,
Олин из. заводов согласился выпускать ее
U3 отходов производства -и требовал толь-
‚Ко одного —= заказчика. з j

— Наш откаточный штрек,. — жалует-

БЕССЕРДЕЧИЕ

Письмо_в редакцию

В одном из детских домов города Молэ-
това воспитывается Галя Сеповалова. Мать
ее умерла, а где отец, куда. ой убхал, жиз
ли,— девочка как следует но энала, Попа-
лу в детский дом Галя давно, еще иалыш-
кой-дошкольницей, & теперь она учится в

Чпестом ‘классе. Девочка примирилась было

с мыслью о том, что она сирота. Государ-
ство взяло заботу о ребенке в» свои. силь-
ные руки, в детском доме о ней беспокоят-
ся, учат, воспитывают. И жизнь ребенка
шла своим чередом.

Но вот недавно пришло письмо. Галя <
радостью узнала, что папа её нашелся, чт
on живет: и‘ работает в Москве; Отец неж-
но называл Галю своей дочуркой, выражал
свои глубокие чувства, обещал скоро по-
вихать дочку, взять к бе — только одно
осложнение: у него ‘нет квартиры. Поэто-
му отец просил Галю послать ему справиу
0 том, что она живет в детдоме. Эта
справка необходима ему для облегчения
хлопот 0 комнате... :

Одно только странно — паша не писал,
тде он работает, не указал своего домашие-
го адреса. Девочка, конечно, не вдавалась
в такие тонкости, Справку она тотчас же
выслала и была полна радужных надежд:
ведь нашелся отец. который скоро возьмёт
ее к себе. Справку послала и... после. это-
го. не получила от отца ни одного письма
в ответ на свои три,

Да, этому пройдохе (хругого слова я не
подберу!) дочь не нужна. Черствый чело-
век, он отлично знал, где находится его доч-
ка, но почти за девять лет (хо той поры,
пока не понадобилась справка) не написал
ей ни одной строчки, не товоря уже о ка-
Kol-1n60 помощи или внимании. Зачем ему
беспокоиться? Государство кормят, одевает
и воспитывает Галю. Для него же онл
только лишнее неудобство и расходы..,

Я обращаюсь к вам, товарищ редаклор,
с просьбой помочь разыскать этого себя-
любиа, который ради своих корыстных
целей не постеснялся грубо обмануть
дочь — открыть перед. брошенным ребен-
ROM светлые  перспектявы, пообещать де-
вочке дальнейшую жизнь в лаековой се-
мейной обстановке, а когда необходимо»
было получено, — вновь скрыться. Какое
дело этому Черствому человеку ло душев-
ных ран, нанесенных девочке! Думаю, что
вы найдете возможность разыскать бессер-
дечного отца и вывести его на чистую
воду. Да и может ли такой человек назы-
ваться отцом?

Сообщаю его фамилию: Сеновалов Ана-

толий Андреевич.
И. МАЛАВЕЕВ
г. МОЛОТОВ.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Мы разыскали гр. А? А. Сеновалова.
Он действительно живет в Москве, ра-
ботает в Инженерчо-строительном инсти-
туте им. Куйбышева. Должность —
учебный мастер.

При расследовании письма обнаружи-

лась еще одна подробность? забывая на’

протяжении девяти лет о существовании
своей лочери, гр. Сеновалов не забывал,
однако, представлять по месту работы
справки 0 наличии у него ребенка. Это
понадобилось ему для того, чтобы че
платить государству налог на одиноких...

Мы пригласили А. А. Сеновалова в
редакцию. Он не смог спровергнуть тя-
желых обвинений, содержащихся в
письме. Все правильно!

Правильны, на наш взгляд, и выво-
ды, сделанные автором письма. Думают-
ся. что коллектив работников института
заинтересуется душевными качествами
гражданина Сеновалова. Может ли эн, в
самом деле, называться отцом?

Однако. Туристеко-экекурсионное уп-
равление ВЦСПС и Всесоюзный комитет
по делам физкультуры и спорта так и не
решились выступить в роли заказчикз.
Тщетно туристы просили ТЭУ заказать
хотя бы полсотни байдарок. Так ничего
из дельного предложения завода не вы-
шло.

По мнению тов. Ромашкова, водный ту-
ризм на чудесном озере Селигер загублен.
Загублен потому, что ТЭУ покупает втри-
дорога лодки у своей же верфи в Ленин-
граде, вместо того чтобы приобрести их
на соседней Калининской верфи Древ-
промсоюза. Купив же две-три пары доро-
гих лодок, ТЭУ «иесчерпывает средства»
до будущих ассигнований. Нет, не будет
водного туризма на Селигере до тех пор,
пока там не возобновится собственное су-
достроение!

«Ни начальник ТЭУ,; ни заведующий
отделом физкультуры и спорта ВЦЕПС,
ни товарищи из Комитета по делам физ-
культуры и. спорта при Совете Министров
СССР, — заключает автор, — не знают и
не любят массового самодеятельного ту-
ризма»:

Массовому туризму нужна и умелая
массовая пропаганда. Свой журнал, свол
газета, — как было до войны, — интерес-
но и толково изданные описания. маршру-
тов, фотоальбомы, выставки, плакаты.

«Наряду с «большим» туризмом: суще-
ствует и туризм «малых форм». Москов-
ский клуб туристов проводит интересные
кратковременные походы, — рассказыва-
ет тов. Ю. Марцевич (Болшево, Яро-
славской ж. д.), — но следовало бы регу-
лярно выпускать подробные, иллюетриро-
ванные сборники однодневных и двухднев-
ных маршрутов с картами. Это очень пд-
могло бы туристам Подмосковья. До вой-
ны выходил журнал «На суше и на мо-
ре». Пора его возобновить!»

0 возобновлении этого журналё и тазе-
ты «Советский туризм. и альпинизм» пи-
шет тов. И. Стрекозов  (Днепропет-
ровек). Тов. А. Химаныч из. г. Кропот-
кина жалуется на отсутствие карманного
путеводителя, этого верного помощника
туриста.

«В целях пропаганды массового туриз-
ма вношу заинтересованным  туристеким
организациям следующее предложение, —
добавляет А. Химаныч; -— объявить лите-
ратурный конкурс ва художественное, за-
нимательное и содержательное описание

Коротко о важном

«В одной. из ра-

0 ‚МАЛЕНЬКОЙ
—— диопередач   мы ‘Ус
лышали сообщение ©

СКУЛЬПТУРЕ
том, что крупнейший

фарфоровый завод страны готовит к юби-
лею А. В.. Суворова метровую вазу с его
портретом. Это хорошо, — подумали мы.—
К уникальным произведениям искусства в
залах музеев прибавится еще один шедевр.
Но мы хотели бы услышать и другое со-
общение: завод’ освоил производство‘ ваз
меньшего размера, ну, скажем, в 25 санти-
метров.
‚ Ведь внушительных размеров вазу или
статую в три метра не установишь в сель-
ской библиотеке, красном уголке. на
письменный стол_в квартире не водрузишь
подобный монумент, Почему же в продаже
нет маленьких статуэток и бюстов?»

Этот вопросе справедливо поднимает в
своем письме в «Литературную газету» биб-
лиотекарь нефтегорской соедней школы
Краснодарского края тов. В. Колюбакин.

Многне советские люди хотели бы укра-
сить свое жилище скульптурными портре-
тами великих государственных деятелей,
любимых писателей, знатных людей нашей
современности.

И работники художественной промышлен-
ности должны удовлетворить эти запросы.

Производством массовой скульптуры за-
нимаются предприятия «Росскульптора».

Предприятия эти разбросаны по Москве,
плохо оборудованы, Единственный крупный
керамический завод в Гжели нуждается в
основательном ремонте и смене оборудова-
ния. По плану 1950 года. предприятия
«Росскульптора» ‹ обязаны выпустить 216
тысяч скульптурных изделий. И выпускают.
Но какие? Аляповатые, весьма низкого\ ка-
чества.

Фарфоровые и фаянсовые заводы _Мини-
стерства местной промышленности РСФСР
почти не выпускают так называемой деко-
ративной скульптуры. Между тем, здесь
работают квалифицированные художники,

скульпторы, опытные рабочие. При каждом
из заводов есть специальный. участок по
декоративной скульптуре. Казалось бы, все
возможности для плодотворной и много.
гранной работы здесь налицо. oe

Декоративная скульптура находится Ha
положении пасынка в системе фарфоровой
промышленности. Занимаются ею между
делом, ссылаясь на «технические трудно-
сти». Множество ссылок на «объективные
причины» есть и у руководителей «Рос-
скульптора». Между тем издесь объедине-
ны опытные художники и скульпторы.
Лучшие мастера предложили ряд хороших
моделей, скульптурные группы, бюсты
классиков литературы. *

Пора бы от моделей перейти к массово-
му производству. =»

oOo 9°

ПЕРЕСТАРАЛИСЬ... Обследуя  Учебно-
——щ— педагогическое. изда-
тельство при Министерстве просвещения
РСФСР, ревизоры финансовых  орга-
нов. отметили в акте, что Учпедгиз
привлекает в качестве художников и иллю-
страторов отдельных лиц, а не обрашает-
ся ‘в государственные или кооперативные
организации. Основываясь на актах ревн-
зии, Министерство финансов РСФСР пред-
ложило издательству «прекратить заклю-
чение договоров на изготовление картин
для иллюстрации книг с частными ли-
цами».

Работа художника — большой творческий
труд. Нельзя заказывать иллюстрации к
ккиге академика Грекова «Киевская Русь»
или к басням Крылова какой-либо артели,
как заказывают, скажем, рюкзаки или че-
моданы. Г e re
Труд художника ‘в учебном издательстве
часто, — например, в наглядных  пособи-
ях,— играет огромную роль. Многотысяч-
ными тиражами выпускает Учпедгиз на-
тлядиые пособия. Здесь и таблицы, и кар-
‘тины по истории, и тематическая серия
pater было — так стало», и географическая
серия «Наша страна».

Художники для такой работы
‚бирались Учпедгизом годами. Заслу-
женные деятели’ искусства В. Ватагин,
Н. Комаров, В. Мешков, лауреат Сталин-
ской премии Ф. Решетников, художники
Б. Смирнов, С.  Пичугин, В. Баюскин,
С. Бойм, А. Лаптев и многие другие ма-
стера изобразительного искусства—вот те
«частные лица», которые привлечены изда-

под-

туристских походов. В многотысячной ар-

мии туристов найдется немало пишущих
людей. Может получиться: хорошая, Hym~
ная книга».

Преподаватель геологии Свердловского
педагогического института тов. Р. Ру-
бель нредпосылает своему письму слова
товарища Сталина о многообразных богат-
ствах Урала. Она с увлечением описы-
вает красоту своего края.

«Молодежь в нашем институте  увле-
кается туризмом. Мы проводим теоретиче-
ские занятия, походы, экскурсии, выну-
скаем стенгазеты. Урал привлекает мно-
гих туристов из разных городов Советско-
го Союза, и к нам часто обращаются за
консультацией. Хотелось бы дать иечер-
пывающие ответы, по-настоящему помочь
советом. подсказать, куда лучше поехать.

Целесообразно. поставить вопрое о со-
здании сборника живых очерков, посвя-
щенных описанию путешествий».

Много критических замечаний высказа-
ли читатели по адресу ВЦОПС и Beecoms-
ного комитета по делам физкультуры И
спорта, которые ле сумели вобспользовать-
ся опытом, накопленным в свое время, а
отмели его, как нечто ненужное, не сс-
здав почти ничего для развития самодея-
тельного туризма.

Общее мнение читателей нашей  газе-
ты, откликнувшихся на статью П. Верши-
горы, — всенародный массовый туризм
должен быть восстановлен в правах!

Надо ли говорить, что мнение это пра-
вильное. Вопрос о развитии туризма хав-
но назрел.

ОТ РЕДАВЦИИ:

С момента опубликования статьи пи-
сателя НП. Вершигоры «Самый macco-
зый и самый... заброшенный вит епор-
Та» минуло два месяца. В редак-
цию «Литературной газеты» непрерыв=
но поступают письма читателей. Пиеь-
ма эти — яркое свидетельство заинте-
ресованности советских людей в судь-
бах массового туризма. Недавно’ закон-
чивший свою ‘работу Г. пленум ВИСПС
в своей резолюдии` подчернуя (хотя и
в. общей форме) значение туризма. Тем
более не понятно упорное молчание, ко-
торбе хранят руководители ВИСИС и
Всесоюзного комитета по делам. физкуль-
туры н спорта по поводу сигналов пе-
чати, Не является ли молчание это сви-
детельством их невнимательности к
судьбам массового туризма!

Лось пожеланием.

тельством, к работе для школы. Этому.
можно только радоваться. т в.

Но заместитель министра  финанбов
РСФСР Ф. Кузяев в письме, адресованном
16 июня директору Учебно-педагогического
издательства, предписал: «Нештатный фонд
заработной платы Учпедгиза на 1950 год
по художественному гопорару и графике
уменьшить на 2,5 миллиона рублей%. (Этот

нд равнялся 2,7 миллиона )
ны это означает, что большое! ‘де:
ло привлечения художников к иИзготозле-
нию наглядных школьных пособий и иллю-

стрированию учебников должно быть свер-

нуто. }
Финансовые работники явно «перестафа-
лись». Министерство финансов РСФСР

должно пересмотреть свое решение, приняв.

во внимание интересы. миллионов шжколь-
НИКОВ.

$®>
МАРКА В Севастополе, на.
ener ‘улице Ленина, стоит
СТРОИТЕЛЯ новый жилой дом

№7. Отличное здание.
В том же городе, на той же улице есть
другой новый дом № 50—52. Это плохо
построенное здание. (Люди ‚. проходят по
улице Ленина. Люди радуются, глядя на

отличный дом, досадуют при виде плохого.
строения. Но и в том и в другом случае _
Здания *

OHH не знают, кто строил дэм..
обезличены.

Вы покупаете туфли — на подошве зна-
комая, с характерным росчерком ‘надпись
«Скороход». На: маленьком перочинном

ножике и на мощном паровозе, на, ра-

рублей), \

диоприемнике, сиичечной коробке, каран-,

awe, крошечном писчем перышке .— на
любом изделии обозначен товарный
знак, марка предприятия. И только строи-
тели на своем «готовом изделии», т. е.на
сдаваемом в эксплоатацию доме, марки
не ставят.

Способствует ли это борьбе за качество.
з строительном деле? Можно ли вообще -

бороться за честь фабричной марки... не
имея марки?

В Кировограде недавно был восстанов-
лен двенадцатиквартирный ‘дом № 50 по
улице Карла Маркса.

редакнию «Литературной газеты»

тов.

Вот что пишет в”

Н. Гироль, вселившийся в одну из квар-.

тир: :