’ мавным героем,

° вого искусства; тема труда привлекла ши-

Хх»

Образ советского т труженика в живописи

8а последние годы советская литерату-
уз обогатилась рядом талантливых произ-
зодений, в которых труженик является
& основу действия co-
ставляет решение той или иной производ-
венной задачи. В ‘романах «Далеко от
Москвы» В. Ажаева, «Сталь и шлак»
В. Попова, «Водители» ^А. Рыбакова o6-
разы статаловцев, инженеров, хозяйствен-
ив ВЫрисовываются все ярче и яр-
ue по мере. углубления показа их трудовой
деятельности. Чем _ тлубже проникает
лисзтель в сложную, многогранную `тру-
10зую жизнь коллектива, тем рельефнее
эплческие образы строителей коммунизиа.

Как же воплощается образ творца но-
эй жизни, труженика коммунистического
строительства в советской живописи? В
хакой мере следуют наши живописцы из-
вестному указанию А. М. Горького о том,
что «Основным героем наших книг мы
должны избрать труд, т. е. человека, ор-
танизуемого процессами труда, который у
fac вооружен всей мощью современной
техники, Человека, в свою очередь делаю-
щею труд более легким,  продуктив-
ным, возводя его на степень искусства.
Мы должны изучиться понимать труд, как
творчество».

Разгром формалистического направления
в дивописи расчистил почву для роста
советского реалистического  изобразитель-

роке внимание художников. Весьма зна-
уательную роль в разработке этой темы
сыграла в свое время выставка «Индуст-
рия социализма», организованная по ини-
циативе С. Орджоникихзе. В последующие
ды художники создали немало полотен
 тружениках социалистического строи-
тельства, и мы, не преследуя цели рецен-
зирования отдельных художественных про-
изведений, хотели бы коснуться общего
ponpoca, который с новой. остротой вы-
murat на Всесоюзной художественной
выставке 1949 года.

Вездав должное большим успехам на-
их мастеров кисти, многие посетители
выетавки все же оставались в недоуме-
нии: почему, работая над темой индустри-
много труда, художники, чаще всего,
не идут дальше изображения одиночного
пли группового портрета? Портрет, без-
условно, очень трудный и важный жанр.
(браз передового советского человека’ глу-
во раскрывается в портрете. Но почему’
26 художники так редко воплощают образ
советского человека в наиболее яркие мо-
менты его жизни и работы, в моменты
свершения трудового подвига?

Художник Б. Ершов выставил превосход-
ный портрет `Г. Борткевича, тонко рас-
врыв 0браз рабочего-интеллигента, наде-
ленного чертами труженика коммуниети-
ческого завтра. Однако пам кажется, что
еще лрче, конкретнее, эмоционально силь-
нее эти черты: могут быть выражены в
полотне, где образ строителя коммунизма
раскрывается в творческом труде. Так по-
Чему же нет на выставке картины, по-
хазывающей того же Борткевича в трудо-
вом. процессе? Ме потому ли, что худож-
НИКаМ ТАКАЯ картина кажется «обычной»,
«бедной»?

Да, композиция обычна, если подойти
Б ней с точки зрения бесстрастного фэ-
тографа. Но картина буквально преобра-
зитея, если художник глубоко постигнет
идею созидательного труда. Эта итея осве-
TH? «обычную» композицию. «Жавописн
доступен весь человек — даже внутрен-
ний мир его духа: но... живопись ограни-
чЧивается схвачиванием одного момента яв-
чения»; — говорит Белинский. Так каким
хе должен быть этот <один момент явле-
ния» по своему замыслу, концентрирован-
ности идеи, выразительности формы и то
ов, чтобы в полной мере раскрыть «внут-
ренний мир духа» человека! Таким являет-

И.

уд wr - ——-—-- -— —°vVvVv

B. ИРЕН

ся момент; когда духовные силы человека
раскрываются особенно полно.

Если подойти к теме о Борткевиче ©
этой точки зрения, то мы вспомним, что
именно в такой момент. ленинградский
стахановец впервые в истории техники
довел скоробть резания стали до семисот
метров в минуту. Мировой рекорд потребо-
вал от чего не меньшего проявления воли,
характера, находчивости и силы духа, чем
от героя в бою, но в ином качестве. Нри
сверитении ‘трудового подвига присутетво-
вали специалисты, которые, еще не веря в
«чудо», пришли с приборами, чтобы про=
верить скорость резания: на одних ли-
цах — неверие, ибо рушится их теория,
нъ лицах других— полная вера, на треть-
их—Колебание, изумление, отражение ра-
дости победы; здесь же — искренне тор-
жествуют друзья стахановца по цеху.

Мы отнюдь не диктуем художникам сю-
жет произведения, но в нашем представле-
нии такая картина кажется возможной и
правдивой, картина 0 человеке, который
положил начало новой эпохе одной из важ-
неиших отраслей. технологии и наполнил
новым содержанием «обычную» тему _то-
Raph за станком.

Кто же может сказать, что перед ху-
дожником не раскрывается огромный про-
стор, когда он принимается за картину,
показывающую волнующую сцену испы-
тания нового станка: здесь решается
вопрос,—напрасно трудился изобретатель
полжизни, или нет? Картины, показываю-
щие бригадира сборщиков приборов — ди-
рижера ритмичного труда, модельщика —
ваятеля деталей машин, гравировальщика
по меди, художника тканей, лесоруба, ва-
лящего, как сказочный богатырь, лес с
помощью электропилы, кузнеца, лекаль-
щика и тысячи других людей обыкновен-
ных профессий, совершающих, подобно
Борткевичу, «чудеса», — все они призва-
ны выразить главное—духовный мир CO-
ветского человека, и все они открывают
перед художником огромные живописные
возможности.

Вартин: «Комсомольцы-строители Моск-
вы» ТГ. Сателя, «Творческое  содруже-
ство» Б. Щербакова, «В таллинской рыб-
ной гавани» Р. Уутиза изображают лю-
дей в действии, в трудовом процессе. Oz-
нако успехом они пользуются у зрителей
куда меньше, чем, скажем, картина
«Хлеб» Т. Яблонской, с поэтической силой
воспевающая радость колхозного труда,
или картина А. Бубнова с одноименным
названием.

Нередко спрашивают: чем объяснить
успехи картин, изображающих трудовые
процессы в колхозе. Не тем ли, что в де-
ревне несравненно больше красок, больше
простора для живописца?

Бесспорно, что процессы колхозного
труда наши мастера изображают лучше,
чем процессы труда на заводе. Но вепом-
ним, - ЧТО: в. Совсем. недалеком: прошлом ху-
Дожники, не зная и не изучая труда в де-
ревне; изображали не урожай, а праздник
урожая, не труд в зарождающемся колхо-
зе, а гармониста, поющего частушки. Оби-
лие сельской тематики на выставках сей-
чаё объясняется и тем. что некоторые ху-
дожники потянулись в деревню за краска-
ми природы, а нашли там гораздо `боль-
ше — великое идейное содержание. Так
еше раз подтвердилась истина: только са-
ма жизнь может оплодотворить искусство.
И очень жаль, что до сих пор можно встре-
тить картины, которые написаны ради
красок. Авторы этих картин в нашей fo-
татой ‘жизни увидели лишь... натюрморт.
Таково, скажем, полотно В. Яковлева («На

НАРСКИЙ, Ю. ГЕЙВИШ

Борьба против буржуазной

идеологии.

Нет в нарохно-демократической Польше
толка, тле не происходили бы глубокие
революционные преобразования. Польский
народ закладывает основы социалиетиче-
ского строя. Сплотившись вокруг Польской
Объединенной рабочей партии,  проле-
тариат успешно осуществляет план перво-
2 да шестилетки. Польские рабочие и
инженеры применяют методы социалисти-
ческого соревнования, показавшего всю
свою действенную силу в практике со-
ветеких людей. длин из вышедших недав-
но номеров журнала «Мысль вепулчес-
на» пеликом посвящен вопросам. развер-
тывания соревнования. Помещенные в нем
статьи убедительно отразили подъем твор-
ческой” инициативы польского рабочего
класса,..

Развертывается борьба за социализм и
в польской леревне, где уже создано около
1000 производственных кооперативов.

(оюз польской молодежи и трудовая мо-
золежная организация «Служба Польше»,
действующие под руководством ПОРИ, вос-
питывают. мололое поколение в духе пре-
данности наролно-демократическому строю.
Происходит коренной перелом внутри
высших учебных заведений. В стены уни-
вереитемв и институтов ‘пришли новые
студенты — дети рабочих и крестьян.

Происходит расслоение в Тядах старой
польской интеллигенции. Красноречивый
язык фактов заставляет ее лучших ‘ пред-.
ставителей переходить в лаАтерь ‘строите-
Лей социализма,

Огромным событием в культурной жизни
Польши ‘явился выход в свет первых т0-
мов Собраний Сочинений Ленина и
Статича; ‘иззающихея по постановлению
В Польской. Объединенной ‘рабочей пар-
тии. Впервые в Польше  марксистско-ле-
нинская литература стала выходить под-
THHHO массовыми тиражами, во многих
сотнях тысяч экземпляров, быстро расхо-
дящихся среди. PODOKORITY и сельского на-
селения.

Борьба

старого и нового,  классовая

в Польше

борьба во всех областях жизни ни на миг
не ослабевает в Польше;

Буржуазно-помещичья и клерикальная
реакция идет на все, чтобы подорвать на-
родную демократию. В латере врагов де-
мократии можно встретить ‘наряду со вче-
рашним банковским воротилой и нынешним
‘спекулянтом питиона Ватикана в сутане
и университетского профессор» «чистой
логистики», орудующих в области идео-
логий.

Космополитическая пропаганда является
излюбленным оружием американской резк-
ций и ев агентуры в Польше. В хоре
польских буржуазных космополитов раз-
даются голоса и правонационалистических
уклонистов, пытающихся по сей день вы-
ступать в обличье «борцов» за «независи-
мую» Польшу, и прихвостней Миколайчика,
и агентов шайки лондонских  ренегатов,
ныне славяших пресловутый «американ-
ский век» © таким же лакейским усердием,
с каким они вчера рекламировали прелести
«британских традиций».

Верхушка католической иерархии,
используя многочисленную  перковную
прессу, стремится отравить сознание тру-

дящихея ядом идеализма и протащить
космополитические идейки в форме про-
паганды папского «вселенского универеа-
лизма», усиленно рекламирует философию
Фомы Аквината, разжигает фанатизм. Ва-
толичебкий журнал «Знак», выходящий в
Торуни, в специальной ‘статье «Анахро-
низм суверенности» вслед за западно-
европейскими приспешниками Уолл-стрита
заявил, что польские католические круги
считают понятие. ‘национального суверени-
тета  «устаревния». Мракобесы в рягах
прибегают к демагогическому приему про-
тивопоставления ‘польской культуры, Kak
Якобы сугубо. «западной», русской,
<вогточной» культуре. Космополитичесвие
лозунги тесно переплетаются с шовини-
стической пропаганлой, злобной ложью 0
якобы - «традиционной» вражде русского и
польского народов.

‚других полотнах. Старые художники по?

`критике были тенденции видеть в. «Бурла-

трудодни»), где яркие тыквы и помидоры
мешают зрителю видеть человека.

Советский художник-реалист не через
формы и краски ‘находит содержание, а,
тлубоко изучая жизнь, осмысливая и за-
тораясь высокоидейным содержанием; на-.
ходит через ‘него’ краски и формы. Там,
тде художник задет за сердце идейным со-
держанием, он найдет для картины доста-
точно живописных средств, он найдет их
не только на колхозном току или уборке
урюжая, многократно уже написанных, но
и в колхозной лаборатории, и на строи-
тельстве водоема, он найдет их бесконеч-
ное множество и на предприятиях.

Показывая в труде сталевара, доменщи-
кз, кузнеца, электросварщива, художник
нередко увлекается световыми эффектами,
рефлексами, причудливой игрой красок и
обедняет образ’ героя-труженика, ° пре-
вращает его в живописное пятно:

Думая о воплощении образа героя на-
шего времени, новатора социалистическо-
го производства в советской живописи,
полезно обратиться к богатейшей сокро-
вищнице русского резлистического искус-
ства. Вспомним, как изображался труже-
ник в картинах «Бурлаю `И. Репина,
«Шахтер-тягольщик» Н. Касаткина, «Ре-
монтные  фработы на железной дороге»
К. Савицкого, «Кочегар» Н. Ярошенко и

чти всегда, беря тему труда, изображали
человека в трудовом процессе.
В дореволюционной художественной

ках» больше романтики бурлачества, чем
показа чудовищных несправедливостей со-
цизльного строя. Но В. Стасов не приме-
тил в них романтики. Стасов писал 06
авторе «Бурлаков», что он <... оставил и
последние помыслы о чем-нибудь идеаль-
ном в искусстве и окунулся с головою во
всю глубину народной жизни, народных
интересов, народной щемящей действитель-
ности».

Нужно ли говорить о том, насколько
было бы слабее у зрителя восприятие «ще-
мящей действительности», если бы Репин
ограничился одними портретами бурлаков,
вместо того, чтобы показать правду о 6ез-
радостном и мучительном труде, о скован-
ной силе этих богатырей.

Что, если бы Савицкий написал только
индивидуальные или групповые портреты
строителей железной дороги, не объединив
эту галлерею темой’ подневольного труда
под гнетом царя-голода.

Советский строй высоко поднял хостоин-
ство человека, раскрыл в нем гигантские
творческие силы. Советский художние ре-
шает совершенно иные, чем старые масте-
ра-реалисты, задачи. В картинах труда он

должен показать возвышенные образы ге-.

роев труда, хозяев и преобразователей
земли. Пора, вторгаясь во все стороны
жизни, показать всю радость социалистиче-
ского труда, самый процесс труда, челове-
ка, раскрывающего все свое духовное бо-
гатство и красоту в трудовом подвиге.
Академия художеств, художественная
критика, специальная печать уделяли во-
просу о показе труда в. искусстве недоста-
точное внимание. Нередко разговоры о те-
ме труда носили декларативный характер.
А советский художник хочет, чтобы ис-
Кусствоведх и критик конкретно оценили
его работу и помогли двигаться вперед.

Поистине, великая историческая миссия

возложена на советского художника, кото-
рому жизнь дает в изобилии темы, полные
революционной патетики, темы, раскры-
вающие всю мошь творческого духа наро-
да, темы радости и свершений. Советские
люди ждут от мастеров живописи новых
полотен, раскрывающих облик строителя
коммунизма в его а трудовой
деятельности.

Разоблачая подобную вражескую агита-
цию, Б. Берут на П пленуме ЦЕ ПОРИ го-
ворил: «В Америке космополитизы являет-
ся супранационализмом, в маршаллизован-
ных странах приобретает форму кзкитулянт-
ства и национальной измены. У нас борь-
6» с космополитизмом, национальным ка-

‘TATYASHTCTBOM: H национальным нигилиз-

MOM связываются с борьбой против нажио-
нализма и пювиниэма, которые лю сих пор
были главной формой антипролетарской
идеологии».

В условиях все более широкого распро-
странения диалектического материализма
в Польше идеологические противники
марксизма, не рискуя зачастую действо-
вать ¢ открытым забралом, применяют
особый прием борьбы. Враги марксизма
надевают на себя лицемерную  личину
научного  «объэкливизма» и беспристра-
стия, а в действительности извращают и
фальснфицируют марксизм. Писания та-
ких «доброжелателей» имеют целью на-
нести прямой вред делу политического
воспитания широких народных масс.

№ числу сознательных фальсификаторев
диалектического материализма в Польше
принадлежит подвизающийся в Люблин-
ском камдическом университете «про-
фессор философии» H. Тубнацкий. В
1947 году сей профессор обнародовал
«труд» под затлавием «Теория познания
дизлектического = материзлизма». Однако
напрасно читатель ‘будет искать в нем
научное изложение марксистеко-ленинской
теории познания: под чисто внешними
зкоессуарами научности (приводимая для
декорации обптирная библиография, много-
численные цитаты из ‘трудов классиков
марксизма-ленинизма, Чернышевского, Мя-
чурина, Павлова и т. д.) кроется извраще-
ние марксистеко-ленинской теории.

Лубницкий  клеветнически изображает
ленинизм, как якобы одну из многочис-
ленных «разновидностей» революционного
марксизма, ставя его в один ряд с мень-
шевизмом, троцкизмом и другими контрре-
волюционными извращениями марксизма,
давно разоблаченными в нашей стране и
осужденными всем ходом исторического
развития. ,

Лубницкяй фальсифицирует ленинское
определение материи. °С помощью всяче-
ских передержек он беззастенчиво отожле-
ствляет диалектический материализм и
объективный - идеализм; . извращая. смысл
понятия «объективная реальность». ;

Не отстают от Фубницком и другие

Союза
нашей. кинематографии. фильм «Бропеносец

морские тажелые волны,

Г. ГАИДОВСКИЙ

Второе. рождение фильма.

‚ Сейчас, когда на экранах Советского
вновь о демонстрируется гордость
«Потемкин»,

вспоминается августовский

вечер сорок первого года в окажденной

Одессе. Бойцы полка морской пехоты вече-

ром, в час короткого отлыха собрались в

уцелевшем здании, чтобы посмотреть кина-
фильм. И вот на экране появились’ черно-
потом возник
броненосец. «Потемкин», великая слава
которого вошла в историю нашей револю-
ции. Привыкшие к звуковым кинокарти-
нам матросы на этот раз не замечали, что
звук отсутствует. Захваченные происходя-

шим Ha экране, они хранили глубокую
тишину. — Кадр за ‘кадром проходили
перед моряками восстание на. броненосце,
прощание жителей Олессы © Вакулинчу-
ком, расстрел женщин, детей  ста-
риков на знаменитой одесской лестнице,
победный поход «Потемкина» павстречу

черноморской эскадре... И коглз красный
флаг революции горячим: огнем вспыхнул.
на мачте броненосца, напряженное молча-
‘ние сменилось аплодисментами,

Где, в каких тайниках хранился этот
экземпляр одного из лучших первых совет-
ских фильмов? Ито привез. его сюда, на
линию ‘фронта? Неизгладимое впечатление

оставил «Броненосец «Потемкин» на тех,

кто смотрел ето в тот душный одесский ве-
чер! _ Произведениё ‘большого искусства
захватило сердца воинов, укрепляя их
веру в свои силы.

‘Двадцать пять лет отделяют нас от тех
дней, когда советские зрители впервые
увидели картину «Броненосец «Потемкин»,
поставленную одним. из  талантливейнгях
режиссеров нашей страны Сергеем Эйзен-
шлейном. Сейчас на экранах Советского
Союза снова воскресает ‘история восета-
ния черноморских м

«Броненосец «Нотемкин» — художественный
фильм, постановка Сергея Эйзенштейна,
главный оператор Эдуард  Тиссэ, спенарист
Н. Агаджанова, ассистент-режиссер Г. Алек-
сандров. Производство 1925 года. °’ Звуковой
вариант-режиссер С. Казаков, композитор
Н. Крюков, звукооператор Е. Кашкевич.
Производство — ордена Ленина ‘киностудии
«Мосфильм» 1950 г.

i

Киностудия «Мосфильм» выпустила

звуковой вариант картины. Работа Эйзен-
штейна выдержала проверку временем, и
второе рождение фильма. еще раз убеждает

в огромной силе нашего киночскусства,
жизнеутверждающего и  целеустремлен-
ного. Как и много лет назад, «Броненосец
«Потемкин» волнует и захватывает зрителя.
Гнев и возмущение вызывают сцены, изо-

ме преступные действия офицеров

броненосце, убийство Вакулинчука,
Жи на одесской лестнице. Гордость
за наших славных предков” переполняет
души, когла восставшие матросы - подни-
мают на мачте своего корабля флаг рево-

“TOME.

Коллектив, работавший ВАД ЗВУБОВЫМ
вариантом фильма (режиссер С. Ваззков,
композитор Н. ЁВрюков, “звукооператор
Е. Кашкевич), бережно отнесся к произве-
дению, созданному двадцать пять лет назад.
Только несколько раз возникает голое дик-
тора, а в остальном озвучение фильма
пошло по линии музыкального сопровож-
дения. Большая табота легла на плечи
композитора ПН. Крюкова. Оп создал музы-
ку фильма, которая ярко. выражает  мо-
тивы картины. Музыка заменяет голоса
действующих лиц, раскрывает их пережи-
вания и помогает отчетливее воспринимать
содержание фильма; строгая и выразитель-
ная, она органически вошла в ткань кар-
тины, слилась с. нею, составила’ единое
целое.

«Броненосец «Потемкин»-—фильм, © ко-
торым связано начало славного пути со-
ветской кинематографии, если и He заго-
ворил в полном смысле этого. слова, то
восполнился важным средством эмоцио-.
нального воздействия на зрителя, получил
новое, еще более сильчое звучание.

Озвученный вариант фильма вышел на
экраны в дни, когда Военно-Морской Флот
Советского Союза готовится отметить свой
традиционный праздник — День Военно-

` Морского Флота. Советские художники, воз-

родив к жизни замечательную - картину,
сделали ценный подарок. всему советскому
народу и в первую очередь военным мо-
рякам, воспитанным на лучших

`НЕПРОСТИТЕЛЬНАЯ ЗАБЫВЧИВОСТЬ

кий — основоположник. литера-
турной критики, ‘истории русской литера-
туры. С Белинского одновременно начи-
нается и серьезное изучение детской ли-

тературы. Но если вы возьмете  однэ-
томник «Избранные сочинения» В. Be-
линского, выпущенный — Гослитиздатом

в 1948 году пох редакцией Ф. Головенчен-
ко, то остановитесь в _недоумении!. Ни
одной статьи, написанной Белинским спе-
циально по детской литературе, здесь нет.
Нет хотя бы одной из статей «Новая би-
блиотека лля воспитания», «Детская книж-
ка на 1835 год», «Несколько слов о чте-
нии романов», «Сто новых детских пове-
стей», «Подарок на новый год», ни статей
по отдельным вопросам детской литера-
туры.

Мы. Pema, было, что. Это, „странное не-

доразумение. Но и трехтомник В: ‚Вежин-
ского, изданный тем же. Гослитиздатем в

том же 1948 году, не рассеет нашего He-  .
‘доумения, а лишь углубит его: здесь тоже
 HET ни одной статьи по детской литера-
Type.

Институт мировой литературы имени
А. М. Горького: выпустил в 1949 году в
издании Академии nays: СССР солидный
сборник «Белинский — историк и теоретик
литературы». В книге четыре ‚раздела,
триналцать статей; однако не только спе-
циального раздела, но и’ статьи © Белин-
ском, как теоретике детской литературы,
здесь тоже. нет.

Toor ‘и Е этому комментарии?

— ХА ЗОВ

_ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН _ ` КНИГАМИ

ЛЕНИНГРАД. (Наш. корр.). Сектор меж-
дународного книгообмена библиотеки Ака-
демии наук СССР получает из различных
стран много просьб о присылке книг. Осо-
бенно много книг просят прислать научные
учреждения. С последней почтой 1532 ака-
демических. издания отаравлены в Китай,
Венгрию,  Чехословакию, Корею; Францию,
США, Норвегию, Голландию,

В день, когда ваш корреспондент посе-
Tun библиотеку, работники сектора меж-
дународного ’книгообмена комплектовали
посылки для Китайской = академии наук.
В Пекин высылаются. труды академиче-
ских институтов, монографии, свежие но-

враги марксизма. Коендз В. Влусак выпу-
стил клеветническую книжку, которую он
осмелился озатлавить «Диалектический ма-
тернализи». «Ученый» коендз ‘утверждает,
что сущность вещей навсегда скрыта от
научного познания и что физика, в пелях
«экономии» мышления. может обходиться
без диалектического материализма. Таким
образом под видом «анализа» диалевтиче-
ского материализма  иезуитеки преподно-
сятея, EAR  «юследнеб слово науки»,
махизм и эгностицизм.

Передовые польские философы и ученые
ведут упорную борьбу против философет-
вующих агентов империализма. Большую
роль в этой борьбе играет теоретический
орган ЦК ПОРИ «Нове дроги», разоблачаю-
щий на ‘своих страницах национализм,
космополитизм и реформистскую идеологию.
Научный и философский журнал «Мысль
вспулчесна», в котором принимают уча-
cTHe передовые. ученые и философы
(А. Шафф. Н. Гонсеровекая, В. Куля и
др.), пропагандирует материалистическое

мировоззрение и достижения советской Bay-.

кн. Журнал добился некоторых успехов в
деле пропаганды идей марксизма-ленинизма,
способствуя переходу на позиции марвсиз-
има многих представителей старой интедли-
тенции.

Жнига А. Mado «Ввёдение в теорию
марксизма». вышедшая несколькими изда-
нилми, сыграла, несмотря на ряд имеющих-
ея в ней нехостатков, положительную: роль.

Она помогла широким слоям польской ин-,

теллигенции  цознакомитья © идеями
марксизма-ленинизма и понять фальшь но-
вых ярлыков, которыми прикрываются
лживые буржуазные учения. Работа
A. Wagga проникнута идеями дружбы
польского народа с великим русским на-
родом. Строительство социализма в Поль-
ше, пишет Шафф, возможно лишь «в усло-
BHAX Фохранения самого тесного союза с
Советским Союзом и странами’ народной
демократии». Борьбе против буржуазной
философии помогают ‘переводы работ совет-
ских философов, а также передовых мы-
слителей Фрапции-и Апглии, таких, каб
Роже Гароди, Морис Корнфорт и лр.

В борьбе против реакдяонной идеологии
пемалую роль играют изучение и пропаган-
Ха наследия передовой общественной мыг-
ли Польши. Традиции борьбы польских
революционных демократов против пюви-
низма и ‘космополитизма, илтернационали-

‘стские традиции вождей польского проле-

тариата Ф. Дзержинского, Ю. Мархлевекл-

мера журналов; а также работы. be auc
ков С. Обнорского, Н. Державина,. В. Об
ручева, Б. а мы около о тысячи
томов.

В обмен `библотека получает: много
зарубежных _ изданий. Так; на-днях полу-
чены очередной номер парижского журна:
ла «Новая
академии, софийский журнал «Язык и ли-
тература», ежемесячный журнал Славян-
ского комитета’ в ‘Болгарии . «Славяни»,
ученые записки чехословацкого  универси-
тета им. Масарика в Брно и другие изда-
ния. Около ста книг прибыло из Корей-
ской народно-демократической республики,

го, 1. Варынского, призызавших к неру-
шимому союзу с русским рабочим классом,
имеют исключительное значение для борь-
бы с польскими реакционерами.

В угоду реакщионерам. профессор Татар-
кевич в своей недавно вышедшей «Ието-

рии философии» пресмыкается перед за-

падноевропейской буржуазной культурой и
выводит всю историю польской философ-
ской и ‘общественно-политической мысли
из идезлистической философии Запада.

Но клеветникам-реакционерам не удает-
ся скрыть правды от польского народа.
Трудящиеся Польши высоко чтут память
своих лучших сынов; учивиих видеть в
русском народе верного друга. Социалиет-
утопист С. Ворцель, указывая сто. лет ч0-
му назад на связи польских революционе-
ров с декабристами, писал: «Мы стремим-
ся к тому, чтобы в каждой из обеих стран,
в Польше и в России господство тирана
было сменено господством народа. Поляки
были всетда за свободу русских и отдава-
ли почести тем из них. которые боролизь
3a мир». Крестьянский . революционер
П. Сцегенный призывал к боевому союзу
русских и польских крестьян против рус-
ских и польских помешиков. Революцион-
ный демократ 9. Дембовский бичевал кле-
рикалов, пытавшихся представить католи-
цизм Rak «польскую традицию».

Польский народ чтит память Герцена и
Чернышевского, оказавших большое влия-
ние на освободительное движение в стра-
не. В настоящее время готовится ‘издание
избранных философеких работ Герцена и
Чернышевского в серии «Библиотека про-
грессивной мысли», а также произведений
многих классиков русской реалистической
литературы.

Закончивиийся. в феврале 1950 года
«пушкинский год» прошел в Польше под
знаком укрепления дружбы с великим рус-
ским народом. Пушкин стал близким поль-
скому народу, его произведения широко
распространяются в стране. В недавно вы-
шедшей книге писателя Яструна «Мидцке-
BHUD, получившей национальную премию,
ярко цоказана дружба замечательного поль-
ского поэта с Пушкиным и его переход ua
позиции революционного демократизм&.

Традиции Мицкевича и Дембовского по-
могают передовой польской интеллитенций
в ев борьбе против теории «чистого искус-
ства», за подлинно народное, реалистиче-
ское искусство. Всепольская выставка
живописи, скульптуры и графики 1950 го-

то врача.
Отдел теории и критики  представ-.

револю-
ционных традициях русского флота.

демократия», труды Польской

ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА.

Вышел в свет альманах «Дружба чаро-:
дов» № 3. Книжка открывается поэмой
народного поэта Дагестана Гамзата Цада-
сы «Сказание о. чабане». Поэма охва-
тывает значительный исторический период:
от дореволюционных — до
Поэт рассказывает о решающих событиях
в жизни дагестанского народа. Перевсд-
чику С. Липкину в основном Удалось пе-

редать своеобразие колоритного, насыщен- —

ного юмором языка поэмы.

«Три стихотворения» марийского поэта
Миклая Казакова посвящены творческому
труду марийцев.

Интересна повесть Молодого азербайд-

жанского писателя Гасана Сеилбейли «У

нас в Астаре», рассказывающая © жизни
чайного совхоза и о фаботе в нем молодо-

лен в альманахе теоретической статьей
Макса Лаоссона «Об истории
литературы и е буржуазных фальсифика-
торах». В ней разоблачаются порочная дея:
тельность буржуазных литературных груп-
пировок в Эстонии, фарисейские теорйн но-

воявленных адвокатов этих группировок. ^

Рецензий в последнем номере альманаха ~~

больше, чем в предыдуитих; они посвящены
новым, иногда, аце не. переведенным на

русский язык, произведениям; в некоторых
из рецензий рассказывается о творческом
пути писателей, о связи произведения с об-.
щим развитием советской литературы. От-..

дел’ библиографии за’ последнее ‘время
улучшил свою ‘работу. Но рецензии еще
недостаточно глубоки: во многих из них
говорится о методе социалистического реа-

лизма, но дальше общих фраз дело не’

идет.
Нескромны некоторые сноски, делаемые

редакцией альманаха: так, после‘ похваль-

ного отзыва о каком-либо произведении
редакция предусмотрительно уведомляет
читателя: это произведение было напеча-
тан -у нас, в ‹Дружбе народов»; но не

указывает, что произведение выпущеко в.

свет и другими издательствами.
«Лружба народов» — один. изо немногих
журналов. и альманахов,

жанр. рассказа; но на этот раз рассказы в.

альманахе отсутствуют, хотя. не так слож-.

но найти хороший рассказ для альманаха,:
выходящего всего-то шесть раз в foal...
Долгое время редакция альманаха упорно
отмахнвается от очерков. :
Ю. КАРАСЕВ
—

Надо читать книги,
‚ О которых пишешь...
Журнал «Советский воин» в № 9 за 1950
год в разделе «Прочтите эту. книгу» по-

местил статью о книге Б. Изюмского
«Алые погоны».

Эта хорошая книга, рассказывающая o

жизни суворовского училища, заслуженно
привлекла виимание читателей. Поэтому
особенно досадно было читать о ней реф

цензию, написанную явно недобросовест=.

ным человеком. Автор А. Иванов почти
третью часть. своей статьи посвятил изло-
жению истории  суворовца Каменюки,
трижды связывая ее с одним из центральз
ных героев повести — капитаном Бокано-
вым. Однако любой ‘внимательный чията-
тель легко заметит, что все, о чем пишет
А.
Никаких

ших классов капитану  Беседе.

«мучительных переживаний» по поводу Ка---

менюки у Боканова не было. И никогда он

не «махал на Каменюку рукой», как это ут-

верждает А. Иванов.
Меня эта ошибка

возмутила. Ведь

А. Иванов пишет о книге, в умильном тоне, -

всячески расхваливая ее, а в душе ему нет
до нее никакого дела. Он даже не пречиз

тал ее внимательно, а «пробежал», не по- _

любил ее героев, перепутал их.

‚ Не читал «Алые погоны», очевидно, и рез.

дактов «Советского воина» тов. В. Панов,
иначе он не пропустил бы этой маленькой,
нз неприятной ошибки,
Н. ПОНОМАРЕВ,
подполковник юстиции

да отобразила значительные сдвиги в польз.
ском искусстве, все более освобождающемея =

от пут буржуазного формализма.

В феврале 1950 г. в Варшаве была про-

ведена конференция писателей, посвящен-

‘ная обсуждению задач литературного TROD?

чества в период строительства социализма
в Польше.
Вручковский, польская литература все еще

отстает от неизмеримо возросших задач, _

стоящих перед ней в современную эпоху.

Выступивший на
политбюро ЦЕ ПОРП Я. Берман призвал
писателей Польши следовать примеру Горь=

кото, Маяковского, Макаренко, бороться з&`

«утлубление сознательного, все более по-
следовательного марксистекого отношения к
действительности и сближение писателя с.
новой жизнью».

На проходившем с 24 по 28 иювя 5-м —

съезде польских писателей горячо обсуж-
дались задачи борьбы за сопизлистический
реализм, за новую, народную литературу.
Резкой критике были подвергнуты писате-
ли, предолжающие стоять на антанарод+
ных. космополитических позициях.

`° Одна из главных залач, стоящих теперь
перед всеми честными польскими патрио-=’
за

тами,—борьба за длительный
нерушимость справедливо

мир,
установленных

польских границ. Ежедневно возникают все _

новые местные комитеты борьбы за мир.
Почти все взрослое население страны, окд-
ло 18 миллионов человек. подписалось под
Воззванием Постоянного комитета Всемир-
ного конгресса сторонников мира о запре-
шении атомного оружия. Только ничтож-
ная группа отшепенцев,—в том числе
верхушка церковной католической иерзрз

хии, среди них епископы, сотрулничавлтие -

с гитлеровцами, и кардинал Адам Cane-

Ta,— отказалась поставить свои подписи
под Стокгольмским Воззванием, разоблачив ..

себя как пособников поджигателей войны:

Трудящиеся Польши с глубокой реши-
мостью отстаивают дело мира. Их уверен-
ность в успехе основана на сознании моши
антиимпериалистического. лагеря, возглазе
ляемого верным другом Польской реепуб-.
лики — Советским Союзом.  Преодолевая
сопротивление реакции, польский народ
уверенно шагает в рядах могучего фронта
мира, демократии и социализма,

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 59 _ 3

ee Ree

наших дней, _

эстонской \-

культивирующий ›-

Иванов; отнобится вовсе не к офицеру -
Боканову, ак воспитателю одного из млад= .

Вак отметил писатель Jeon -

конференции член.