Очерк—
большая

литература

Новое рождается в нашей стране повез-
местно и ежедневно.

Быстрее, чем в романе,
ь%е, новое находит свое выражение в
художественном очерке. Народу, познало-
щему себя в борьбе и труде, этот докумен-
тальный и намболее операливный род ли-
тературы дорог и нужен. Налг читатель
любит хоронвий очерк — вое равно в газе-
те, в журнале или отдельной книгой ou
напечатан,

Потому-то и

повести или

необходима

нием очерка, и над мастерством слова.

Потому-то недопустимо и вредно пренебре-  быль и американские сказки», — все эти
большие очерковые произведения читают-
изда-   ся по всей. стране.

жение к очерку со стороны литературной
критики, 0 стороны некоторых
тельетв, редакций журналов и газет.

Русская классическая литература <озда-  появившуюся в печати книгу А. Шарова

ль вечно живые образцы очерка: «Путе-
шествие из Петербурга в Москву» Ради-
щета, «Путешествие в Арзрум» Пушкина,
«Записки охотника» Тургенева,
буртекие углы». Некрасова, «Севастополь-
ские. рассказы» Льва Толетого, очерки
Тлеба Успенского, наконец, такое иселело-
вание, как «Остров Сахалин» Чехова.

Becemeptioe наследие русекой очерковой
литературы девятнадцатого столетия сохра-
няет силу воздействия и для современного
поколения читателей: и не только потому,
что эти произведения проникнуты пафосом
жизненноети и правды, HO и потому, что
они являют собой пример выеокохудожеет-
венного ‹ творчества. Русекий очерк це
уступал в литературных достоинствах рус-
скому: роману. Он был, как говорил тот же
Торький; подлинным «искусством изобра-
жения жизни словом». .

Рорьба за глубокую содержательность п
зрелое мастерство составляет непреходящее
требование читателя и к большому отряду
советских писателей-очеркистов.

Никогха и нигде писатели не вели такой

широкой разведки нового, какую осуще-
стзляет с помошь  художественного очерка
советская литература. Влюбленный в дело
партии большевиков, великий мастер очер-
жа Максим Горький направил и вдохновил
первые шаги советского очерка.
  Очерк стал испытанным оружием нашей
литературы.
  В годы Великой Отечественной войны
военародную любовь заслужила оператив-
ная деятельность писателей — военных
хопреспондентов. Ленинградские дневники
Николая Тихонова, «НЧаука ненависти»
Михаила Шолохова, сталинградекие очер-
ки Василия Гросемана. «Письма, к товари-
щу» Бориса Горбатова были литературой
народа-воина.

Рассказывая 90 падтизанском движении
в глубоком тылу врага или трудовом вдох-
ловении советских людей в тылу нашей
Ралины. очерки военных лет отвечали на
вопросы, поставленные самой жизнью.

Послевоенная мирная деятельность совет-
ском народа выдвинула перед писателями-
очеркистами новые, еще более сложные
задачи.

Никогла еще не были так зримы черты
коммунизма. Никогда еще не было так
ощутимо стирание траней между трудом
физическим и уметвенным. Никогда еще
не шли так бурно процессы уничтожения
противоположности между городом и де-
ревней. Великая роль советского народа—
знаменосца мира в борьбе за мир и демо-
кратию — никогда еще не была так оче-
видна. В эпоху, когда сотни миллиовоз
люлей на земле ведут борьбу за социа-
лизу, неоценима роль художественного
очерка, своевременно улавливающего опыт
труда н творчества, распространяющего
пример трудового и научного подвига, вос-
питывающего читателя в духе коммунизма.

Как же обстоит дело с послевоенным
очерком? Как своевременно и глубоко на-
ходят наши писатели новые явления в
жизни рабочего класса, колхозного кресть-
янства п советской интеллигенции?

Было бы изверно недооценивать извест-
ные достижения очерка в послевоенные
ТОдЫ:

С благодарностью принял читатель пуб-
лицистически-страстное изображение. кар-
тины послевоенного мира — отчет перед
народом о зарубежных внечатлениях в пу-
тевых записках И. Эренбурга, П. Паваяен-
ro, В. Василевской, С. Герасимова.

Значительных успехов достиг. в поеле-

По напряженнля   вие по советской Армении», книга В. Са-
работа писателя-очеркиста и над содержа-   фонова «Земля в цвету», книги Геннадия

«Петер-  мой. В дни, ‘когда поджигатели войны из

чание.:

военные годы очерк на темы социалисти-
ческого сельского хозяйства. «Рассказы
разных лет» Алексея Колосова, «Человек
в степи» В. Фоменко, очерки Г. Николае-
вой, С. Антонова, И. Рябова, В. Величко,
Е. Дороша, К. Львовой и многих других
помогают народу увидеть и понять красо-
TY подвига нашего колхозного крестьян-
ства, которое. до конца осознав всепобеж-
дающую мощь сопиалистического зехледе-
лил, каждый год увеличивает урожаи и в
TO же время преобразует природу страны.

Олнако в нашей жизни такэе много-
образие нового, что достижения очерковой

UL UEEELEESNEGAEAAAELUA ET

литературы 0 сельском
хозяйстве еще не’ удов-

летворяют читателя.
Сплошная электрифика-
ция целых областей

страны, таких, как Вин-
ницкая или Свердлов-
ская, укрупнение колхо-
зов, начатое в Москов-
ской области, посадка
лесов в стени на Дону и
на Волге, arporopoxa
на Украине, народные стройки ua Cepep-
ном Кавказе и в Средней Азии, развитие
племенного животноводства ——- можно ли
перечислить все то, что требует своего
изображения прежде всего в очерке?
Заслужила всенародное признание очер-
ковая литература, соединяющая научно-
познавательный материал с практикой 60-
  ветекого народа. №ниги Н. Михайлова о
  нантей стране ин ее сказочно меняющейся
географии, книга М. Шагинян «Путентест-

Фиша «Народная академия» и «Советская.

Нельзя не отметить в этом ряху недавно

«Жизнь побеждает»—талантливый рассказ
о борьбе русских ученых-микробиологов с
тыесячелетним врагом человечества — чу-

Вашингтона, идя по стонам Гитлера н Хи-
рохито, готовят для человечества бакте-
риологическую войну, очерк А. Шарова
приобретает особое публицистическое зву-

Но если в международной теме, в темах
сельского хозяйства и науки послевоен-
ный очерк и насчитывает рях несомнен-
ных достижений; нельзя не выразить
крайней неудовлетворенности, коль скоро

ПРОЛЕТАРИЙ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

м ти

=.

Eid

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. СССР

БАГ

№ 60 (2651) °

Вторник, 25 июля 1950 Fs

Lena 40 kon: -

До начала кампании сбора подписей под
Стокгольмским Воззванием работа врагов
мира была сравнительно легкой. Их газеты
(a большинство тазет Франции принадле-
жит врагам мира) и радио (которое лжет

так же, как лгал парижекий передатчик,

немцев) попросту
сторонников мира.

Но успех кампании по сбору подписей
положил конец этому заговору молчания.
Как могут они молчать, когда под Воззва-
нием подписывается большинство населе-
ния многих деревень и городов, когда в
движение защиты мира включились муни-
ципальные советы, мэры, кюре? Все боль-
ше священников и видных католиков, пос-
лушных голосу совести н сердца, поддер-
живают Стокгольмекое Воззвание, еписко-
ны и кардиналы Франции осуждают атом-
ное оружие.

замалчивали движение

речь заходит 0б индустриальном очерке,
высокое назначение которого-—рассказать
о духовной жизни советского рабочего
класса,

В таких произведениях, как «Далеко от
Москвы» В. Ажаева, «Оталь и шлак»
В. Попова, «Водители». А. Рыбакова, со-
ветский роман говорит первое слово, остав-
ляя позади себя очерк, который принято
считать самым оперативным жанром.

В сожалению, те же суровые слова сле-
дует сказать отряду советских литераторов
и в связи с очерками на темы _ коммуни-
стического воспитания. > :

Имеются и здесь несомненные удачи. Но
их мало. И сегодня, в 1950 тоду, очерко-
вая литература все еще считает своим по-
следним достижением в этой области та-
лантливую книгу Б: Галина «В одном на-
селенном пункте». В самом деле, Борису
Галину удалось увидеть в жизни и рас-
крыть перед читателями’ прекрасный образ
большевика-пропагандиста и показать в
то же время тему восстановления Донбас-
са. Но киига эта появилась свыше двух
лет назад. а

В последнее время двё книги порахова-
ли читателя: «Мой класс» Ф. Вигдо-
ровой — о школе и педагогическом тру-
де и «Сталинский лауреат» И. Tope-
лика -—— о Генрихе Борткевиче. И э75,
пожалуй; все! Очерковая литература
держит серьезное испытание. Тема рабоче-
то класеа и тема коммунистического вос-
питания должны рассматриваться нашими
писателями, как ведущие темы эпохи.
Союз советских писателей, редакдии  тол-
стых журналов, в осабенности редакция
альманаха «Tox XXXII», должны напра-
вить творческие интересы очеркиетов.

Надо помнить, что больше, чем какой-
либо жанр литературы, очерк поддается
организации и планированию.

Серъезного внимания заслуживает недо-
опенка очеркового жанра в издательстве
«Советекий писатель». Нельзя нонятЬ.
почему, напьимер, отклонена книга «За-
маншщина» Н. Емельяновой, в которой пи-
сательница-геолог` рассказывает о. переме-
нах. происшедших ина ее глазах в краено-
ярекой тайге.

Неохота. е какой принимают в изданию
иные издатели очерковую литературу, на-
ходит некоторое объяснение в недопусти-
мой позиции Союзопткниготорга (тов. П. Пе-
рентивайлов), который, вместо того, чтобы
налалить изучение читательского спроса
по районам страны, огульно направляет
книжный поток, затоваривает некоторые
книги и, таким образом, оправдывая  соб-
ственные нелостатки, творит своеобразную
теорию 0 слабом, будто бы, интересе чи-
тателя к очерковым книгам. Факты гово-
рят о другом. Книгу И. Ирошниковой «На-
дежда Егорова» напрасно ждут в тех
местах, где прославлена героиня очерка; в
книжных магазинах на юге Украины труд-

“HO найти эту книгу.

Произведения  очерковой литературы,
выходящие в областях и республиках, ред-
ко находят оценку на страницах всесоюз-
ных журналов.

Очерк — большая литература. Писате-
лям следует не жалеть творческих усилий
и вдохновения, чтобы делать о кажлый
очерк - произведением подлинно большой
литературы и по илейности. и по зрелости
художественного мастерства.

Помочь очерку занять подобающее ме-
сто в нашей литературе — прямой и. не-
отложный долг писательских организаций,
издательств, редакций журналов п газет.

МИРМУХСИН _

ТАК ГОВОРЮ Я,

Мой голос тверд. Прссты мои слова.
Да здравствуют бойцы и командиры
Борьбы за мир!

Да здравствуют Москва
И мудрый Сталин — знаменосец мира!

Я ставлю буквы подлиси моей.

В ней — мой приказ, могучий, точный,
сжатый.

Я — воля всех трудящихея людей,

Я — всех народов пламенный глашатай.

Мне нужен мир. Но страха нет во мне!

Коль враг придет, я ринусь в битву
( смело,

И если я логибну на войне,

То только, как Матросов и Гастелло!

СТАВЯ ПОДПИСЬ
Стропила счастья мной возведены.
Я славлю труд, народов единенье,

Мне нужен мир. Я пе хочу войны,
Кровопролитья, горя, разрушенья!

Я мира требую. Он мне важней всего.
Оп нужен был всегда,
} он нужен мне и ныке.
Моя Москва — вот главный штаб его!
Моя Отчизна — вот его твердыня!

Да здравствует советская земля,
Борьбы за мир`бойцы и командиры,
Могучий стяг московского Кремля
\/И мудрый Сталин — es
. знаменосец мира!

Перевел с узбекского А, БЕЗЫМЕНСКИЙ

И сразу от молчания враги мира пере-
шли к волчьему вою. Вся милитаристекая
пресса — от «Фигаро» до «ПМопюлер», от
«06» до «Эпок», от «Фран-тирер» до
«Орор» наполнена криками ярости, испу-
скаемыми врагами мира. Весь мир должен
знать презренные имена врагов мира во
Франции.

Франсуа Мориак истерично обрушивзет-
ся на служителей церкви. которые пошли
навстречу требованиям реальной обстанов-
ки’ и побчитались с движением сторонни-
ков мира, вовлекающим. в последнее вре-
MH и религиозные круги. От прежнего
Мориака не осталось и следа — Мориака;
«христианскую совесть» которого возмути-
ла бомбардировка Герники, Мориака, кото-
рый во время движения Сопротивления
следил по карте за успехами Красной Ар-
мии, ибо от нее зависела судьба всех ево-
бодных людей.

Сегодня он стоит за атомную бомбу и
за массовое уничтожение населения. Фран-
суа Морнак. заодно с военными престунни-
ками и, подобно де Голлю, говорит, что
атомная бомба необходима, дабы’ покончить
с созидательным трудом Советского Союза.
Он дошел до такой ‘низости, что призыва-
ст, как в свое время призывал организатор
архиреакционной группировки Аксьон
Франсез Шарль Моррас, к убийству вождей
коммунистической партии Франции. И эта
низость души привеха 6го к литературному
бесплодию. подобному бесплодию другого
бывшего писателя—ренегата Андрэ Мальро.

Тосподин Этьен Бори, редактор. газеты
«06». также является подающим надежды
убийцей. Он нанисал: «Жизнь возрождает-
ся скорее на печве, опустошенной атомной

бомбой, чем свобода на ролине, разорен-
ной «тоталитаризмом». Когда господин
Борн говорит о свободе, то. необходимо

учесть: речь ни в коей мере не идет о
свободе, столь драгоценной для. каждого
человека, — свободе жить своим трудом и
развивать свои способности; речь идет
только о капиталистической свободе — сво-
боде экеплоатировать ближнего. Только она
одна может интересовать господ нодобного
рода, красноречиво -пролозгланающих  «не-
зыблемые права личности», но привететву-
ющих избиение рабочих отрядами респуб-
ликанской безопасности — этими француз-
скими последователями эсэсовцев. В нере-
воде па простой язык это означает: «Лут-
пе атомная бомба, которая уничтожит
миллионы мужчин, женщин и детей, чем
конец капиталистического строя».
Характерно, что эти люди не верят в
возможность развития своето собственного
строя. Они боятся, что мирное сосущест-
вование двух систем — социализма и. ка-
питализма — неизбежно” приведет к пора-
жению  капиталистической системы. И
поэтому они — за атомную бомбу. Им сле-
довало бы подумать над словами, которые
произнес Илья Эренбург в Стокгольме от
имени советской делегации: «...будущее
вы не остановите сверхбомбами. Вы сно-

oe
Клод МОРГАН

собны` только причинить отромный ущерб
всей человеческой цивилизации: Если вы
действительно убеждены в правоте ваших
идей, почему вы не хотите убрать бомбы
ни сверхбомбы? Вы должны доказать жиз-
ненность канитализма вашим трудом, a He
угрозамн».

Истина заключается в том, что они не
верят более в правоту своего дела. Они
яростно дерутся, отступая шаг за шагом.
Они потеряли чувства чести, ‘националь-
ного достоинства, все человеческое. Разоб-
лачая этих преступников, сторонники ми-
ра осуществляют общественное ‘оздоровле-
ние, либо помогают честным, но наивным
людям увидеть приспенитиков поджигателей
войны в настоящем свете, чтобы затем с
ужасом от них отвернуться.

Й господин Габель из газеты «Вруа»
тоже встал на сторону убийц. Его нахаль-
ство и лживый апломб напоминают перлы
гитлеровской пропаганды.

«Самым серьезным покушением Ha
мир, — рассуждает господин Габель, — яв-
ляется эта махинация, называемая  Сток-
гольмеким Воззванием, это насилие над со-
вестью и своболой людей... Вопрос упро-
щают до крайности. Внимание отвлекается
от настоящих проблем и настоящей опасно-
сти. Мир делят на поджигателей войны и
‘на сторонников мира». р

Какой страх сквозит в этой последней
фразе! Господа габели думают безнаказан-
но продолжать свои подлые маневры, меч-
тают посадить нашу страну на цень аме-
риканского империализма и втянуть ее в
агрессивную войну против Советского Сою-
за, сохранив при этом выражение честно-
сти на лице. Стокгольмское Боззвание де-
лает этот вопрос ясным и понятным для
каждого. Оно обязывает каждого мужчину
и каждую женщину. открыто заявить 0
своем отношении к войне и миру. Это —
обращение к совести и сердну каждого. Оно
вынуждает ‘и поджигателей войны, вроде
Мориака, Борна и Габеля, показать евоа
настоящее лицо, лицо детоубийн. И вот
свет, который бросает на весь мир Сток-
тольмское Воззвание, господин Габель на-
зывает «насилием над совестью».

Правые социалисты, разумеется, тоже
не отстают. Их орган «Попюлер» занимает-
ся ремеслом  провокатора войны, каки
газета «Фран-тирер», которая с такой жь
рабской покорностью повинуется приказам
Вашингтона, пдущим через Белград.

Врагами мира является большая часть
членов комиссии по иностранным делам
Национального собрания. Ослепленные све-
том из Стокгольма, они пытались произ-
вести омерзительную диверсию, одобрив
план Баруха, предусматривающий  амери-
канскую гегемонию над всем производством
атомной энергии. № числу врагов - мира
принадлежат депутаты Де Рай, Даниель
Мейер и Виолет, которые в кулуарах пар-
ламента признались, что они 3а атомную
бомбу. Враг мира — главный редактор
«Фигаро» Ньер Бриссон, предоставивший
страницы своей газеты гитлеровекому ге-
нералу фон Вольтицу и фашистскому па-
лачу Скорцени, чтобы показать нам, что
в новой войне можно сотрудничать и с
этими «джентльменами».

Сторонники мира’ должны доводить до
сведения широких масс имена этих пре-
ступников, для того чтобы каждая мать,
каждая жена могли их проклинать. :

Паряху с откровенными убийцами cy-
ществует другой вид врагов мира, встре-
чающийся в кругах интеллигенции и, в
частности, среди литераторов. Мартин Ан-
дерсен Нексе дал им очень меткое опреде-
ление. «Этих работников умственного тру-

найте презренные имена
врагов мира во Франции!

да, — сказал великий датский писа-
тель, — можно сравнить с чиновниками,
которые видят свое призвание и свой за-
работок в управлении народом на пользу
своих хозяев». В капиталистическом  об-
ществе их задача-—задержка хода истории.

Нечего скрывать, что среди некоторой
части писателей очень трудно собрать нод-
писи под Стовтгольмеким Воззванием, кото-
рое имеет колоссальный успех среди боль-
шинства населения и способствует вклю-
чению в борьбу за мир множества арти-
стов, людей науки, педагогов. Это объяс-
HAeTCA тем, что буржуазные писатели в
большинстве. принадлежат к тому  сорту
людей умственного труда, определение” ко-
торым лал Нексе. Не так-то просто выйти
из этой колеи. :

В одном доме я ходил по квартирам; 64
процента жителей дома подписалось под
Воззванием. Я обошел квартиры известных
писателей. Один из них, имя которого я
не назову, так как он, возможно, изменит
мнение, посоветовавшись со своей  сове-
стью, сказал мне: «Это не мое дело».
Другой заявил: «Я не хочу, чтобы това-
рищи наемехались надо мной» (он. являет-
ся членом одной академии). Доржелес 10
телефону ответил мне. что не’ знает HH 0
каком Стокгольмеком Воззвании, но это
была только увертка. Когла мы познако-
мили нисателя с обращением, он отказался
подписаться. Стараясь объяснить свой от-
каз, он привел жалкие доводы. Понятно,
автору «Деревянных крестов» — книги,
написанной против войны еразу после рез-
ни 1914—1918 годов, не легко признать-
ся в том, что он согласен сегодня © под-
жигателями ужасной атомной бойни.

Таковы последствия приверженности ан-
тикоммунизму. Я иногда думаю о‘ влюб-
ленных в свой покой писателях, к кото-
рым еще не обращались с призывом под-
писать Стокгольмекое Воззвание и которые
каждый раз, когда раздается телефонный
звонок или стук в дверь, со страхом спра-
шивают себя — не попросят ли их при-
соединиться к требованию запретить атом-
ное оружие, занять четкую нозицию.

_ За исключением Пьера Бенуа (он под-
писал Воззвание без колебания, заметив
следующее: «Я совершенно не ‘понимаю,
как можно отказаться подписать это Воз-
звание»), нескольких молодых литерато-
ров, а также писателей менее известных,
большая часть представителей буржуазной
литературы еще не поднисала Стокгольм-
ское обращение.

Конечно, и другие известные писатели
присоединятся K прогрессивным деятелям,
коммуниетам и беспартийным, которые
подписали Воззвание. Разъяснительная ра-
бота только началась. }

_Во Франции, как ин во всех странах ста-
  рого капиталистического мира, — я не то-
ворю о новом, лучезарном мире, свободном
от эксплоататоров и торговцев емертью,
каким являетя ваш мир, — происходят
широкое объединение честных людей всех
мнений, всех религий, готовых совместно
бороться за мир. Объединение это произой-
дет и уже происхолит по Стокгольмекому
призыву в таком пиироком масштабе, что
оно охватит и многих из тех, кто сегодня
еще колеблется, но кто не хочет, чтобы
его принимали за преступника.
‘Сторонники мира широко откроют объя-.
тия и тем, кто явится в последний ‘час,
ибо к лагерю мира присоединиться никог-
‘да не поздно. А действия, цель которых —
разоблачить’ перед лицом общественного
мнения сторонников применения атомной

бомбы, помогут этому объединению. И
  только детоубийцы, высказывающиеся за
  бомбу, за всемирную резню, сами себя

исключат из национального единения,
ПАРИЖ

Расширять
фронт мира!

Миллионы людей во всем мире;
подписывая Стокгольмское
Воззвание, протестуют
против агрессии США в Корее

АНГЛИЯ

ПИСЬМО
ШОНА О КЕЙСИ

_ Накануне открытия Всеанглийской кон-
ференции сторонников мира известный
прландекий драматург Шон 0’Кейси при-
слал письмо Английскому комитету защи-

ты мира. Выражая сожаление, что он не.

сможет присутствовать на конференции,
Шон 0’Кейси пишет: «Я не встречал ни
одного человека, который хочет войны. Но
есть тип по фамилии Черчилль, который;
повидимому, считает, что война была бы
неплохой вещью. Это была бы скверная
птгука. Долой войну, выгодную спекулян-
там».
$ >

ИНДОНЕЗИЯ

В ГОРОДАХ.
И СЕЛАХ СТРАНЫ

В городах и селах Индонезии с большим
под.

успехом проводится сбор поднисей
Стоктольмеким Воззванием. Поддерживая
призыв в миру, индонезийны решительно
протестуют против интервенции амери+
ванских поджигателей в Корее.

В числе подписавших  Воззвание —
президент Индонезийской республики Ace
сат, миниетр информации республиканско-
TO правительства Вивохо, видный общест-
венный деятель Yoa Сик-инь, профессор
университета Сардьито; руководитель проф=
союза железнодорожников Судерсано.

Олин из руководителей индонезийской
рабочей партии, член парламента, инже-

нер Сукарни со страниц газеты «Кедьюа-.

латан ракят» призывал индонезийцев под=
писаться под  обрашением. Постоянного
Комитета и выразить
Кореи, мужественно борющемуся за свою
свободу.

: Фо

АВСТРИЯ
ПРОТИВ АГРЕССИИ
В КОРЕЕ

Движение протеста против американ-.
ской атрессии в Корее, развернувшееся по
всей стране, встречает преследования с8
стороны властей.

На-днях вонская полиция арестовала
служащего Руша в. момент, когда он пи-
Cal Ha мостовой лозунг,  призывающий Е
прекращению американской. агресеии -B
Корее. Арестованный- был передан в pac
`поряжение американской разведки «Cn
Ай-Си». Олнако, несмотря на репресеии,
подобные лозунги каждое утро появляют=
вя на домах и мостовых Вены. По yra-
занию американцев, австрийская полиция
поручает замазывать эти надписей  сне-
_циальным командам.

На одной улице американского севтера
Вены полицейские тазбили  витрикы. 3%
которыми были вывешены Воззвания В
защиту мира.

19 июля в Вене состоялаеь демонетрая
пия, организованная борнами за мир. Дез
монстранты несли плакаты с надписями:
`«Сетодня Корея, завтра Австрия?» «Руки
прочь от Корэи!» «Поднисывайте Воззва-
ние против атомной бомбы!»

o >

ГРЕЦИЯ
В ПОДПОЛЬЕ

Радиостанция «Свободная Греция» с0960=
щает о том, что нелегальная деятельность
борцов за мир в монархо-фашистской
Греции принимает все больший размах.
Подпольные. комитеты сторонников мира

в Афинах собрали тысячи подписей под.

_Стоктольмским Воззванием о запрешении
атомного оружия.

Все подписывавиииеся. заявляли резкий
протест против американской агрессии. на
Дальнем Востоке.

‘За последние дни 8 Афинах ‘борпы
против угрозы новой войны распрестра-

нили 40 тысяч
мира.

JECTOBOR в защиту

Советские ученые стоят за мир!

Все откровеннее и циничнее становят-
ся слова и дела правителей Соединенных
Штатов Америки — новоявленных претен-
дентов на мировое господство, одержимых
алчным чувстзом наживы на страданиях
и бедствиях народов. Гарри Трумэн, подоб-
но Адольфу Гитлеру. заявляет: «Наша
страна’ хочет выполнить задачу руковод-
erga миром». Ему вторит генерал Эйзен-
хауэр, открыто объявивиий па заседании
комиссии по делам вооруженных сил пала-
Tel представителей: «Наша страна, будучи
объединена, может тосподствовать над ми-
ром». ВР : т

В гневном протесте против попытки
разжечь новый всемирный. военный пожар.
голоса советских ученых сливаются с го-
лосами всего ‘советекого народа.

Никогда еше не было столь отчетливо
яено, какую роль. наука играет в зависи-
мости от того, кто и для чего, еюлтользуется,
каким целям служат достижения науки.

Величайшее открытие новой физики, ко-
торым владеет мир, — использование атом-
ной энергии — в руках американеких им-
периалиетов преврашено в средетво массо-
вого. уничтожения людей. Реакционные
ученые — лакеи канатала заняты нодече-
Том Возможных прибылей от военного при-
менепия атомной энергии. Они озабочены
проблемой. во сколько следует оценить
атомную бомбу, если ‘исходить из стоимо-
сти объектов, которые’ она -может разру-
шить. Математические выклалки дают ог-
ромную сумму, и холопы империализма
хладнокровно заключают: военное. примене-
ние атомной энергии выгоднее. мирного...

Но передовые, прогрессивные деятели
науки противостоят апостолам ‘империализ=
ма так же непримиримо, как свет — тьме.
Наша советекая наука потому и’ является
передовой, что она служит счастью наро-
да. прогрессу человечества.

Самым гуманным целям призвана у нас
служить и атомная энергия. «Мы постави-
ли атомную энергию на выполнение вели-
ких задач мирного строительства, мы хо-
тим поставить атомную энергию на’ то,
чтобы взрывать горы, менять течение рек,
орошать пустыни, прокладывать новые и
новые ‘линии жизни там, где редко ступала
человеческая нога». Эти слова министра
иностранных дел СССР академика А. Я.
Вышинекого прозвучали на весь мир в те
дни. когда психоз атомной войны был воз-
веден в Америке на уровень государствен-
ной доктрины.

День за днем, месяц за месяцем мы на-
етойчиво и вдохновенно трудимся. В на-
цих учебных заведениях многие сотни
‘тыеяч юношей и девушек овладевают вы-
сотами науки. Плоды всенародного труда
мы видим. и в цифрах стахановских рекор-
дов, и в сообщениях о  перевытолнения
планов, во всей нашей повседневной жиз-
ни, Й в каждом новом факте нашего: про-
движения к коммунизму имеется доля твор-
ческого труда советских ученых.

Работы крупного пароднохозяйственного
значения ведутся и в нашем Институте
металлургии Академии наук СССР.’ Недав-
но в пем сконструирован оригинальный
прибор для изучения строения и свойств
металлов, нагретых электрическим током в

вакууме ло температур, близких к точке ского поезда. Аппаратура некоторых хими-
плавления. С помощью электричества мы   ческих заводов

работает под давлением,

производим выделение металлов из солей,   многократно превышающим режимы лавле-

электрорафинировку, плавку и сварку . ме-
таллов и сплавов, механическую и терми-
чЧескую обработки металлов, очистку газов.

Больших достижений добился наш ин-
ститут в разработке вопросов теории ме-

ния, которые еще не столь давно счита-
лись предельными. :

Многие десятки научно-иселедователь-
ских институтов и сотни конструкторов
постоянно заняты у нас созданием новых

таллургических процессов: химических иИ  совершенных механизмов.

физических. Мы проверяем существующие
гипотезы и открываем законы ‘природы,
управляющие ’нроцессами, происходящими
в металлах и сплавах при самых разнооб-
разных условиях ‘промьпиленного производ-
ства и научного исследования, разрабаты-
BaeM методы контроля и испытания метал-
лургического сырья и продукции по. всему
металлургическому циклу — вплоть до вы-
пуска готовых изделий.

Наша страна вступила в эпоху высоких
скоростей. Это относится к химическим и
металлургическим заводам, к предприятиям
машиностроения, к социалистическим етрой-
кам. Скоростные‘ плавки в мартеновских!
печах стали повседневным явлением
таких предприятиях, как московский : за-
вод «Серп и молот», Магнитогорский -и
Вузненкий металлургические комбинаты,
«Азовсталь» и др. Ленинградец Борткевич,
москвичи Быков-и Угольков. тысячи дру-
гих рабочих-новаторов достигли скорости
обработки металла свыте тысячи метров в
минуту. А ведь еше недавно скорости, в
десять раз меньшие, считались рекордными.

Ha}

Ham технический прогресс ярко прояв-
ляется и в применении автоматики для
управления агрегатами и при контроле ка-
чества продукции. От отдельных автомати-
ческих станков мы перешли к автоматиза=
ции целых участков, цехов и целых пред-
приятий.

Советским. металлургам удалось лостиг-
нуть таких коэфициентов использования
мощных . металлургических агрегатов. ка-
ких не знает капиталистический мир. 0с-
BOCHO производство сплавов. облалающих
значительной стойкостью. Изготовленные
из них детали работают при высоких тем-
пературах, не подвергаясь! коррозин при
соприкосновении с, продуктами сгорания
топлива и другими разъедающими газами.

Все это создают советские ученые в
тесном общении с людьми практики для
жизни и счастья своего народа.

Советские ученые стоят`за мир. Военная
агрессия органически чужда нашему миро-
любивому, творческому народу. Никто из
нас, людей науки, не может сейчас стоять
в стороне от борьбы за мир, не может хо-

На. современном. отечественном тонколисто- пустить, чтобы плоды его творческих уси
вом прокатном стане лист металла выходит лий служили смерти,’ а не жизни.

из последней клети со скоростью вурьер-,

Академик Н. ГУДЦОВ

симпатии народу.