’ воскресный денек с удочками...

стеретв и ведомств, которые плюют на все

\ атмосферного воздуха. `

бахе, Молотовской области. Дым и облака

‚ черный,

` не купе,
  всей ладонью, как будто проснулся.

тарный врач со злостью, прямо
  благородной и с душевной болью говорил

” фором, спиртамн и эфиром, ртутными. ис=

сультанты настаивают на том,
  ные  электрофильтры,
электростанции, могут немедленно очистить
небо:

ча передовые способы лымо- и пылеулов-

`БУЛЬТУРУ жизни ‘рабочего класса: заводы-
  сады, как московский «Калибр» или Воро-

‹ ском автомобильном, замечательные, дейст-

’брасывающие дым и копоть?

народным здравоохранением п в городе Ва-

Недавно, возвращаясь из Донбасса
Москву, я познакомился с врачом-гигиени-
стом.

Бак это часто бывает, разговор незамет-
но перешел с дорожных пустяков на значи-
тельные и самые важные вопросы. Есть
особая прелесть дорожных разговоров в
поездах дальнего следования.  Где-нибудь
между Никитовкой и Москвой, вглядыва-
ясь в проплывающие за окном степные
огоньки, случайные спутники рассказыва-
ют 0 задачах, казалось бы,  отдаленного
будущего. А между тем по этому делу ваш
попутчик, оказывается, давно не вылезает
из командировок.

Когда, обгоняя время, передовые люди
у нас добиваются своего, — доказывают,
убеждают, увлекают за собой, то из их
доводов коммунизм уже встает в самых
конкретных представлениях. Будущее воз-
никает в точных и видимых подробностях.
Тысячи. конкретных подробностей будущего
открывают в наши дни металлурги, ирри-
таторы, рыбоводы, почвоведы...

Санитарный врач, о котором мы знали,
что он только что инспектировал HOBO-
стройки Донбасса, высказал почти сказоч-
Hoe, но, видимо, серьезно . продуманное
суждение:

— А при коммунизме, знаете ли, и гу-
стота туманов уменьшится...

— Лаже и в Англии? — пошутил вто-
то.

— Именно даже в Англии... — он поду-
мал и добавило совершенно серьезно: —
Там, у них, еще много варрарекого. Лон-
хонские туманы, в примеру, тесно связаны
с чудовищным выбросом дымов и газов. И
реки у них загажены. В парламенте, знае-
те ли, однажлы водой из Темзы пробовали
писать вместо чернил, на пробу... Да,
коммунизм... — он помолчал, = задумав-
шись. -— Мы, санитарные иненезторы, тут
и о своем думаем. Ясное, звездное небо по
ночам над заводами. Белый снег, Да, зима
в Енакиеве и снег. Но снег не в саже,
как вынче, а действительно
сверкдет, серебряный, как в некрасовских
стихах... Не знаю, сохранятся ли террико-
ны в Донбассе, но речка-то Вальмиус оста-
нется, это уж точно. И вот стекаются 8B
нее, кав нынче; все сточные воды из за-
водеких цехов. Только нынче это—отра-
ва. А мы с вами сидим, знаете ля, в

— Ну-ну, — произнес кто-то в глуби-
Врач мрачно рассмеялея, потер лицо

H- sew дорогу, до самой Москвы, сани-
сказать,

с равнодушных делягах из разных мини-

усовещевания и штрафы и пачкают воз-
дух в наших городах чем попало: сажей,
золой, серой, аммиаком и хлором, желез-
ной; цинковой и свинцовой пылью, фос-

парениями, лишь бы без хлопот обойти
советский закон — постановление Совета
Министров СССР о борьбе с загрязнением

А-там — хоть трава не расти!.
2s

Трава и не растет, например, в Гу-
пыли Кизеловской ГРЭС заслонают солнце,
а от сернистого ангидрида отступает тайга.

Санитарная инспекция и ученые кбн-
что мот-
поставленные на

над Губахой, оздоровить условия
USHA,

Вто же мешает этому?

Наша гигиеническая наука обладает та-
хими учреждениями, как Институт общей
и коммунальной гигиены Академии меди-
пинских наук, как Санитарный научно-
исследовательский институт имени Эрис-
Mana,

Наша. конструкторская мысль ралработа-

ления: механические, химические, электро-
статические,

У нас есть целая отрасль новой техни-
ки — техники борьбы с задымлением воз-
духа. -

Советская индустрия создает высокую

пгиловградский паровозостроительный, со-
циалистические города. Бак на Горьков-

вительно столичные театры, хворны тех-
ники, проспекты, како в восстановленном
пентре Донбасса — городе Сталино...

‘Вто же. мешает. обезвредить трубы, вы-

Оказывается, заместитель министра
электростанций тов; H.  Угорец считзет,
что в Губахе можно и обойтись...

Воюет Министерство электростанций с

acetone lilting tenement penne per и ———
Е С а pene

Малые ма

В нашей стране работает двадцать“ жё-
 лезных. дорог. которые не обозвачены на

’ картах. Нет сведений о вих и в справоч-

‘никах, хотя на этих магистралях курсирует
‘около ` двухсот локомотивов и вагонов,
‘имеются собственные депо. угольные скла-
пы, ремонтные мастерские. Эта магистрала
зазывают засто малымя железвыми доро-

п тгама. и ете короче. — детскими дорогами.

(Они созданы для детей, и всю работу на

них выполняют школьники 5—10 классов.

i

Но это—не простое развлечение, устроен-
‘ное взрослыми Ana маленьких.’ Малые ма-

Е гистрали — настоящие узкоколейные доро-

‚.   ребят\

га. их путевое хозяйство. мосты, тоннели
‚являются подлинными инженерными ссору-
 жениями: Отдельные ‘дороги оборудованы
\втоблокировкой паровозы — автостопами.
  Ребята. сами управляют всем хозяйством,
\Роставляют поафики движения, работая под
‘наблюдением инструкторов. Перед ребята-
‘ин здесь ставят два условия: хорошо
  Учиться в школе и заниматься в железно-
дорожных кружках (B fax более 30000

Малые магистрали, — заявил  коррёс-

понлевту «Литератуоной газеты» начальник

j

’ ртлела` школ Министерства путей сообще-
вия СССР В. Иванов, — стала своеобраз-
  ‘
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 > № 69

s

в.

Николай АТАРОВ

©

линине, и в Башире, да и в самой Москве,
как это видно из выступления депутата
И. Румянцева на недавней сессии Верхов-
ното Совета СССР.

Свыше года тов. И. Угорец ведет бес-
принцииную тяжбу с Институтом общей
коммунальной гигиены и с Тобударетвен-
ной санитарной инспекнией СССР, пыта-
ясь доказать, будто запроектированные ми-
нистерством.-мазомощные батарейные цик-
лоны для Визеловской ГРЭС вполне доета-
точны, & санитарные нормы, наоборот, за-
вышены. ’_

Не понимаем мы вашей доблести, това-
риш Угорец! Воевать © санитарной инепек-
пией — вот уж ие задача! Воптить небо
над нами да еще пришуриваться, — де-
скать, не больше дыма, чем в моем каби-
нете... т

Правительство приняло спецазльное по-
становление по охране от’ загрязнения ат-
моеферного воздуха.

Создание лучших условий жизни на
земле’ составляет непременную заботу со-
ветекого правительства. Несмотря на доро-
гую стоимость капитальных вложений,
связанных © дымо- и пылеуловаением,
правительство запретило с Ё января этого
года утверждать проект любого предирия-
твя, вагрязняющего ‘аФиосферный воздух
дымом и газом, без обеспечения чистоты
воздуха, охраны здоровья населения. Про-
мышленные министерства обязаны  соста-
вить планы сооружения при свойх заводах
и злектростанииях газовых,  пылеулавли-
ваюших и рекуперационных установок.
Врупнейшие предприятия страны названы
в постановлении, как подлежащие срочно-
му переоборудованию.

Кажется. все ясно!

Убрать облака над заводами в Кемеро-.

ве — дымные, желтые, зеленые. Погасить
слкую гарь терриконов в Горловке и hon-
‘стантиновке. Не окуривать больше челове-
ческого жилья в Макеевке, в Липецке, в
Мариуполе. Объявить войну чериому ^ды-
му — флагу кочегарекой халтуры. И что-
бы солцечный лень был в самом деле
солнечным для наших детей в Губахе. Что-
бы деревья не роняли листья в середине
лета. Чтобы сама почва не превращалась
в сульфат от тысяч тонн серы, опадаю-
щей. из. заводских труб.

Так говорит свое верное слово челове-
колюбивый социалистический строй жизни.

Нам не в пример ни «черная страна»
Бирмингама в капиталистической Англии, _
ни отравленная. токсическими туманами
долина Мааса в капиталистической Бель-
THM, ни индустриальный ад Соединенных’
Штатов е их массовыми  отравлениями,
массовыми болезнями, массовым невежест-
вом, с их каторгой труда, где яловитые
испарения пехов сливаются co слезотечи-
выми газами заводской полиции.

Вто же смеет меллить с осуществлением
правительственного задания!

3.

Межлу тем в министерствах медлят —
и не в одном. Министерстве электростан-
ций. А некоторые заместители министров,
прямо отвечающие. за ход ликвилации ды-
MOBBIX и. газовых выбросов в промышлен-
ности, не понимают, видимо, что их пози-
пия в этом вопросе находится в прямом
противоречии со сталинской заботой о че-
ловеке, о трудящихся советской страны.

Было-бы важно, чтобы немедленно от-
читались перед своими министрами в при-
сутствии государственного
инспектора СССР, 3 затем, возможно, и
перед своими партийными коллективами в
министерствах такие товарищи, kak
П. Коробов в Мивистерсгве металлургиче-
ской промышленности. В. Рябчиков в Ми-
нистерстве нефтяной промышленности,
И. Акимов. в Министерстве легкой  про-
мышленности и, наконеп, уже известный
из сказанного выше И. Угорец в Мини-
стерстве электростанций.

Товарит И. Коробов должен бы  отчи-
таться в том, например, почему недопусти-
мо затягивается ввод дезинтеграторов Ha
«Азовстали». Еше в прошлом году «Азов-
сталь» обязана была установить пять дез-
интеграторов для очистки доменного газа
в качестве топлива. А до сих, пор установ-
лен только один из них. Товарищ Il. Ro-
робов должен был бы ответить, ночему
безбожно загрязняет воздух в олиом из
районов Москвы медеплавильный завод,
выбрасывающий в воздух сотни и тысячи
тонн свинцовой пыли,

Любители медлить с дымо- и пылеулов-
лением привычно цедят сквозь зубы: «В
конбечку обойдется:..» Однако хорошо из-
вестно, что заводские трубы выбрасывают
на возлух огромные народные средства,
пеннейшие материалы, Мошные серные за-.
воды могли бы быть. построены рядом ©
электростанциями, разорительно бросающи-
ми в небо серный ангидрид. Тысячи тонн

HUET ESTER ET

гистрали

ным внешкольным учреждением © повыми,
увлекательными формами работ.

Первая в Советском Союзе и в мире
детская дорога вступила в эксплоатацию
ровно 15 лет назад. Вскоре такие же nopo-
ги появились в Москве. в городах. Укран-
ны, Сибири, Белоруссии. Туркмения. Узбе-
кистана. «Голубые экспрессы», которые хо-
дят на многих детских дорогах, комфор-
табельно оборудованы, как полагается. на-
стоящим экспрессам, Рабочие Сормовского
завода облекли паровоз «Малой Горьков-
ской» в капот обтекаемой формы, чтобы он
выглядел, как сверхмощный локомотив. Для
юных железнодорожников Москвы изготов-
лен тепловоз.

После войны началось восстановление
‘детских дорог. разрушенных немпамя, @
строительство новых. Первая послевоенная
дорога была построена в Сталинграде;
Путь проложен злесь влоль Волги. Затем
появились «Малаз Закарпатская» в Ужго-
Done, соелиняющая центр горола со ста-
дионом. парком. бассейнами. «Малая Ко-
вельскаяз—в Ровно, «Малая Литовская»—
в Вильнюсе ‘а другие.

Начали появляться детские пороги и в
странах народной пемократий. Не так пав-
во открылось движение олвой такой ‘дороги
на горе Сечени в Венгрии.

санитарного

золы, в случае ее утилизации, могли бы
послужить материалом для прекрасного ‘по-
крытия дорог в прилегающих к заводам и
электростанциям” районах. Есть заводы,
которые. ежегодно  извергают в воздух до
двадпати тысяч тонн пинка, свыше тыся-
чи тонн свинца.

Что мог бы по этому поводу возразить
заместитель министра нефтяной промыш-
ленности тов. В. Рябчиков? Он не желает
признавать, что на многих предприятиях

ав ПО добыче, так и по переработке неф-

ти ‘имеются недопустимые, — если не
преступные! — источники загрязнения воз=
духа сероволородом. и другими ядовитыми
газами,

Нефть счлошь да рядом разливается ‘по
территории или хранится в открытых бас-
сейнах, отчего многократно увеличивается
площаль испарения; В Уфе ‘и Ишимбаеве
He следят за герметичностью агрегатов —
там нефть «течет». Нефть уходит co сточ-
ными водами в открытых канавах. Мини-
стерство пренебрегает внедрением «плаваю-
щих крышек». в. баках, ‘а это могло бы
значительно сократить загрязнёние воздуха
в нефтяных районах «Второго Bary». Ду-
мают, что выход найден: зажигают «еве-
чи» —— дымные факелы день и ночь горят
в небе, сжигая еероводород, но это создает
копоть 2 г

Одно другого стоит!

Наконец, и заместитель министра легкой
промышленности тов. И. Акимов должен
держать ответ. Да, наука еше не нашла
споеоба эффективной очистки отходящих
газов вискозных фабрик от сероуглерода и
сероводорода. Но именно это и следует по-
ставить в вину тов. И. Акимову, В пра-
вительственном постановлении научная
разработка технических проблем дымо- и
пылеуловления возложена на  миниетер-
ства. Почему же Научно-исследовательский
институт искусственного волокна, — с бла-
гословения тов; И. Акимова, — уклоняет-
ся от выполнения государственно важ-
ной задачи? Почему очковтирательски вну-
шают госуларственному санитарному ине-
пектору СССР, булто тема уже поручена

другому институту. когла нет лаже подпи-

санного договора, — ни логовора, ни хенег?

Булушее составляет нашу заботу сегол-
ня. Булущее — это вдохновение сегодняш-
них залач. Высотные здания над Моск-
вой — это будущее. Лесные дубравы в
полях — это будущее. Народ создает их
сегодня: передовые люли нашей страны
видят коммунизм в точных и зримых под-
робностях, в тысяче конкретных значений,
но видят именно потому, что деятельно
борются за него сегодня.

Это относится и к всенародной заботе о
том, чтобы небо было чистое и ясное над
нашей Родиной, борющейся за мир, 3a
счаетье. человека. -

4.

Трест «Газоочистка» в системе Мини-
етеретва химической промышленности —
сегодня единственная организация в СССР,
призванная обеспечить все нужды народ-
ного хозяйства в деле борьбы едымами и
газами. Трест не справляется с огромным
и все растушим объемом заказов на рабо-
ты. Заявки заводов страны во много раз
уже сегодня превьшнают ‚способность тре-

‘ста и 6% проектных контор проектиро-

вать, инепектировать, наблюдать за MOH-
тажом установок и агрегатов.
Маломощный завод, °спениализирован-
ный 00 производству дымо- и золоулови-
телей. сооружается медленно, очень мел-
ленно! Еще недостроенный, он уже пере-
стал соответствовать заданиям  промыш-
ленности. :
Необходимо озаботиться также’ подготов-

кой будущих специалистов, и это — дело!

в первую очередь Мипистеретва высшего
образования. Сегодня ни в одном из втузов
страны нет обдуманной программы препо-
давания по` курсу борьбы с дымами.

Что касается нашей санитарной инспек-
ции, она заслужит глубокую признатель-
ность населения, если научитея  воинст-
венно оберегать интересы и здоровье тру-
дящихся. памятуя © том. что на ее сторо-
He — воля народа, выраженная в поста-
новлении правительства, а на стороне ее

противников — Только рутина деляг и пре-

небрежение народными интересами. Дело
значительно длвинется вперед, если в рядах
санитарной инспекции будет болыпе воин-
ственных, готовых к отпору и твердых то-
варишей.

В нашей стране санитарный инспектор

‚заслуживает полдержки со стороны совет-

ских. партийных и хозяйственных органи-
запий. Он должен быть всемерно ‘поддер-
AH директорами заводов. профсоюзным аБ-
тивом предприятий, городскими Советами я
партийными организациями, когда речь
идет о борьбе се залымлением воздуха В
промышленных районах страны.

И тогда в считанные годы широко pac-
пахнутся окна в шахтерских помах, в по-
велках металлургов. химиков, текстильши-
ков, нефтяников, и детвора забудет о том,
как пахнет коксовая печь, когда ветер по-
ворачивает на город.

Университет
«вечных студентов»

Около четырех лет назад Комитет по де-
лам  культурно-просветительных ’учрежде-
ний при Совете Министров УССР вместе с
учебно-педагогическим издательством «Ра-
дянська школа» приступил к выпуску мас-
сового научно-популярного издания «Уни-
верситет на дому». Было намечено выпу-
стить 54 книги по курсам истории, литерз-
туры, астрономии, химии — всего по 18
различным предметам Тираж каждого вы-
пуска — до 35.000 экземпляров, Стоимость
КНИГИ — 6 рублей.

Это большое и важное мероприятие бы-
ло встречено с одобрением общественно-
стью Украины.

Подписчики с интересом изучили мате-
риал первых выпусков, но затем книги
стали приходить реже и реже. За три ©
половиной года заочники получили,. 15
выпусков. Полобные темпы могут ‘привести
к тому, что подписчики закончат «Универ»
ситет на NoMy> только в 1959 году. Ках
тут че вспомнить классическую фигуру
«вечного студента», которую украинский
Комитет по делам культурно-просветитель-
ных учреждений залумал возролить в наши
238 8 ПРИ этом в массозом масшта5е.

Вряд ли кого может удовлетворить по-
добная помошь людям, занимающимся а-
мообразованием!

Тихон МУНЬКО

ЗАПОРОЖЬЕ

По следам выступлений
=———
«Литературной газеты»

«ОТЧЕТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
И НЕПРИГЛЯДНАЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ»

Пол таким заголовком в № 39 «Литера-
турной газеты» от 13 мая с. г, была опуб-
ликована корреспонденция, В которой п91-
верглась критике работа. . Ташкентекой
киностудии По дублировавию Фильмов.
Министр кинематографии CCCP тэ.
И. Большаков сообщил релакции, что Ми-
нистерство кинематографии, придавая
поднятому в корреспонденции вопросу
больное значение, дважлы обеудило его на
заседании коллегии министерства и намэ-
тило ряд практических. мероприятий как
по сокращению сроков производства, хубли-
рования кинофильмов на языки ‘народов
CCCP, tax и по повышению их художе-
ственного качества.

{

«НЕ В ДОБРЫЙ ЧАС»

Так назывался фельетон П. Подляшука,
опубликованный в «Литературной газете»
17 пюня 1950 года. В связи с этим фелье-
тоном редакция получила письмо председа-
теля Камызякского райисполкома тов. Зим-
нухова, телеграмму заместителя нредеела-
теля Астраханекого облисполкома тов. Ну-
занова п, наконец, письмо председателя
Астраханского облисполкома тов. Нетрова.
Во вевх этих трех документах критика га-
зеты признается правильной; сообщается,
что помещение, ‘самовольно занятое под
квартиру заместителя председателя Камы-
зякского райисполкома, возвращено закон-
ным владельцам: районной и летекой биб-
лиотекам.

Вызывает, однако, удивление, что Астра-
ханский облисполком не счел необходимым
наказать людей, виновных в возмутитель-
нем отношений к культурно-просветитель-
ным учреждениям Камызякского района.
Или. быть может, тт. Петров и Пузанов
позабыли сообщить редавции об этом?

ОТВЕТЧИК ОТВЕТИЛ

На-днях перед народным судом Киевеко-
го района г. Москвы предстала в качестве
обвиняемой гражданка В. Михайлова. Поч-
ти гол назал эта тридцатилвухлетняя жен-
щина, броснв на произвол судьбы четвэ-
рых детей. старшему из которых было
тринадцать лет, уехала в Воронеж, как
она выразилась на еуде, «вить гнездо».
Заботясь о своем счастье. Михайлова лиши-
ла материнской заботы и материальный
опоры беспомошных детей. :

05 этом писала в «Литературной газете»
писательница Александра Бруштейн. В
статье «Ответчик должен отвечать», опуб-
ликованной в № 5 от 14 января 1950 го-
да, она поставила вопросе о привлечении к
уголовной ответственности родителей. пре-
ступно относящихся к детям.

Но не так-то легко оказалось привлечь
в ответственности В. Михайлову, тав кзБ в
поисках очередных приключений она на-
правилась из Воронежа
Злесь-то €8 и настигло
прокуратуры об аресте.

Проверив материалы дела, лопросив сви-`
детелей и подсулимую Михайлову, cya

распоряжение

‘счел предъявленное ей обвинение доказан-

ным. Поведение тражданки Михайловой’

‚несовместимо е нормами поведения соват-

ского человека, Народный суд приговорял
преступнипу & 2 ‘голам: тюремного  заклю-
чения и лишению родительских прав’ сро-
ком на 5 лет. i

Заботу о детях государство взяло 13
себя. 2 i
Они находятся в детеком доме.

\

ara ]Тламенное равно

Советский ученый изобрел прибор, какой
ве пол силу было создать американекам,
английскии п прочим иностранным спе-
ппалистам. Прибор. служащий для непо-
середотвенного измерения напряженности
электрического поля, клалуший начало
новому разделу электроизмерительной тех-
НИКИ.

Речь идет 06 открытии научного работ-
ника Главной геофизической обсерватории
И. Имянитова, сделанном еще в 1945 голу.
То, что последовало за этим, можно охарак-
теризовать двумя словами: триумфальное
шествие.

В 1948 году И. Имянитов, защищая

диссертацию, доказал, что прибор его пря-
меним при изучении электричества атмо-
сферы. в электрометрии. в высоковольтной
технике, в электровакуумной технике
ИТ д,

В солидных технических журналах было
опубликовано несколько сталей о блестя-
щих возможностях нового прибора. С
докладами о нем И. Имянитов выстунал
в Ленинградском политехническом инста-
туте, Институте гилрометприборостроения,
Институте постоянного. ‘тока. Ленинграл-
ском отделении  ВНИТО приборостроения.

каждое новое выступление вызывало
хорошие отзывы, благодарности. -

А практически дело. это не сдвинулось
за пять дет ни на шаг,

Управление Гялрометслужбы по сей день
производит измерения старыми методами
(они, кстати, не дают нужных результатов
Из-за  несостоятельности существующих
` приборов), Институты попрежнему «при-
сматриваются». ^

— Годится вам прибор? — спрашивает
автор,

‚— 0 ла, конечно, это чрезвычайно ин-
тересно! — е готовностью заверяют его.

— Ba чем же дело стало?

— Нало посмотреть, привинуть.— гово-
DAT OLHH.~—— надо выхлопотать лимиты, за-
планировать...

— Да чего вы беспокойтесь, — удивля-
ются другие, — ведь никто же не охаивает,
не затирает вашу Работу...

В самом деле, спорить не < xem. Bee
«за»!

Вее «за». но автор всеми признанного
прибора, как пять лет назал, трудитея
все В TOT же маленькой лаборатории нал
полукустарным ‘изготовлением отдельных
образцов, вместо. того чтобы налаживать
широкое проязволетво таких, казалось бы,
нужных, важных приборов.

„..Яюбителям «епокойной жизни», тру”-
ливым чиновникам OT науки © Бажлым
знем прахолится всё труднее. Невозможно
голами мариновать новое изобретение, нель-
зя от него отмахнуться. отписаться. Рути-
неры зто учитывают. Они маскируются,
притворяяеь пламенными поборниками но-

в гор. Серов.

изобретения.

П. ПАВЛЕНКО

Официально пилорама именуется ял-
тицекой кинофабрикой киностудий имени
ГорьБого. В просторечье ялтинцы назы-
вают ее «гробофабрикой». В прозвище
этом пет, впрочем, никакой иронии, Фаб-
рика не «угробила» какой-либо картины,
а вполне нормально, из гола в год, выпу-
скает хорошего качества гробы, а также
табуретвл и оконные рамы, подобно лю-
бой артели «Бытпром», проявляет люби-

тельсвую фотопленку, сдает в Наем кБом-.

наты на фабричной территории (очень не-
дорого и отличные компаты!) и если не
варит гуталип, то` только, очевидно, по
недостатку времени.

Ялтинская кинофабрика не сразу обрела
этот свой. промкомбинатекий профиль. Пред-
шествовали годы мучительных поисков.

Старожилы рассказывают, что в давние
времена, примерно в 1940 году, на фадб-
рике снималось одновременно ‚одиннадиать
картин. Злесь, вероятно. как часто в рас-
сказах старожилов, немало фантазии, но
во всяком случае «Конек-горбунок», «Ва-
силиса ‹ Прекрасная», «Гибель ° «Орла»

были полностью сняты на территории ны-.

нешней пилорамы,

Гитлеровны причинили серьезные раз-
рушения ялтинской кинофабрике, но уже
в 1947 году коллектив фабрики ев в 06-
новном - восстановил. На фабрике была
установлена пилорама; в те времена она
была в городе единственной и с большой
для себя выгодой ‘пилила бревна различ-
ным учреждениям. Она-то, пилорама, и по-
могла фабрике восстановиться настолько,
что в 1947 году здесь был быстро и хо-
роню снят фильм «Первокласенина».

Но, увы! Год. sorta был снят этот
фильм. лал 635 тысяч рублей убытка.

В 1948 голу картин в Ялте уже не
снимали, а стали перестраивать цехи на
работу для нужд курорта. Это сразу же
возымело (конечно, при помощи пилора-
мы!) свое действие: 1948 год закончили ©
убытком всего в 465 тысяч рублей.

На 1949 год стулия имени Горького
съемку картин в Ялте вовсе не планиро-
вала. а дала ялтинской фабрике ‘мудрое
задание: «работать без убытка». И на этот
раз пилорама не подвела. Годовой план
улалось выполнить лаже е лохолом. в 190
тысяч рублей. что говорило о. преимуще-
ствах раепиловки бревен по. сравнению со
съемкой кинокартин,

Воодушевленные успехом,  деревообле-
лочники из студии имени Горького утвер-
дилн план Ялтинской  кинофабрики на
1950 г. уже в сумме 1.110 тысяч рублей,
снова предоставив ей делать. что уголно.

Ho... как ни всемогуша была пилота-
ма, она не может объять необъятное. Ны-

ФЕЛЬЕТОП

Ялтинская пилорама.

не она в городе не единственная. Появи-
лись конкуренты, Кроме того, запасы «не-
кинематографических» материалов (так де-
ликатно называется деловая древесина) у
фабрика иссякли, и — о ужас! — первый
же квартал 1950 года принес убытки,

Любая промысловая артель для выпоя-
нения своей программы получила бы пла-
новый материал, но киностудии неудобно
просить лее на поделку мебели и спортив-.
ного инвентаря, и она неожиданно очути-
лась перед хозяйственным крахом.

Нало просить дотацию. Но, позвольте, для
чего? На производство табуреток? Ясно, что’
такую дотацию кинофабрике неё дадут.

Не виля Тазумпых перспектив, кадры
киноспециалистов° постепенно покидал
ялтинскую кинофабрику. Остающиеся то-
же трудно сохранить. Ведь 50 процентов
заработной платы приходится тратить Ha
персонал, который не может делать ни
гробов, ии табуреток —— всего того, чем
сейчас занята фабрика. .

Высокий процент накладных расходов.
по заработной плате ложитея  дополни-
тельным бременем на сироту-фабрику. Не-
смотря’на трудность оплаты специалистов
простойных цехов, Министерство кинемато-
трафии прислало в пролом roxy (09е-
вихно: чтобы внести хорошее настроение!)
специального начальника Цеха звукоза-
писи инженера тов. Белого. Между ‘Tem
оный цех бездействует уже четыре года.
Для пилорамы звукозанись не нужна.

Много лет подряд задают здесь вопрос:
та ли ужо необхолимо киностудии име-
ни Горького иметь в Ялте промкомбинат
BO тлаве с прославленной пилорамой?.
Если нужен попросту дом отдыха в Вры-
му, то горазло практичнее восстановить
Дом киноработников в Мисхоре. Если так.

‚уж хочется пилить бревна, то этим лучше

заниматься в другом месте, а не в сана-
торно-курораной зоне. Е :
Когда о ялтинской кинофабрике хотят

сказать что-нибуль хорошее, всегла вепо-

‘минают, что ‘у нее ‘замечательный  бас-
сейн и что это очень важно. Может быть, .
это и так на работающем кинопредприя-
тии, но пока что в, сухом бассейне 0ез-
действующей ялтинской кинофабрики, тре-
бующем ремонта стоимостью ‘в сотни ты-
сяч рублей, утонула... сама фабрика.

Коллектив работников Фабрики делает
все возможное, чтобы придумать работу’
своей кормилине, но как бы люди ни вы-
кручивалиеь, а в городе-то всем видно,
что это кинематографисты, занявитиеся «oT
нечего лелать». отхожим промыелом.

`Не пора ли студии имени  Горькото
перестать тратить деньги впустую и либо
восстановить кинофабрику и 003лА-

`вать на ней кинокартины, либо закрыть ее..
ИННА

Исчезающие профессии

Не так давно В  Цехе бесшовных
труб завола имени Ленина произошло со-
бытие, очень характерное для наших лет,—
исчезли  рабочие-вальповщики. Профессия
их была нелегка. Обслуживая х прошивной
стан, вальцовщик за смену пробегал путь,
равный нескольким километрам.” Теперь cro’

работу проделывают механизмы! управляё-

мые олвой девушкой. сгояшей’ у ‘пульта:
На заводе имени Ленина исчезла и про-

фессия подручного правильного, стана
№.1, — заменивший их простейший меха-
низм сам сбрасывает трубы 6 выходного

стола стана. : Lees,
Таким же тяжелым был труд болтовых

ЗАЛА НАНА АА

Boro. Но, странное дело. в их горячих
объятиях подчас залыхаетея иное смелое
начинание. Это поястине «пламенное» рав-
нолушие.

Мне думается. что коллектив и его ру-
воводители, признавшие изобретение пен-
ным, должны  пранять Ha себя ответ-
CTBOHHOCTH 88 дальнейную судьбу
Это — далеко не «личное»
дело автора. i

Не только И; Имянитов. но весь кол-
лектив Главной геофизической  обсервато-
рии. одобривший его прибор, должен был
добиваться окончательной . победы нового.

Далее. Статьи о приборе были напечата-
ны в таких авторитетных изданиях, как
«Журнал технической физики», «Известия
Академии наук СССР» (теофизическая ce-
рия), в трудах научно-исследовательских
институтов Гидрометелужбы. Всякий жур-
нал, поместивший на своих страницах
описание нового прибора, новой теории,
вправе добиваться практических резуль-
татов своего выступления. Это не только
право, это обязанность советского научно=
го журнала. Разве нельзя было на стра-
нипах того же «Журнала технической фи-
зики» или  «Извёетий Академии наук
CCCP» потребовать ответа от Гидромет-
службы, от Министерства машиностроения
и приборостроения, Министерства электро-
промышленности? Это создало бы журналу
авторитет подлинно научного органа,
страстного и принципиального защитника
новаторства в науке и технике.

Посмотрите годовые комплекты таких
журналов, как «Известия Академии наук
СССР» (геофизическая серия) или зАвто-
матика и телемеханика». Много ли вы
найдете на их страницах широких дискус-
сий по основным, животрепещущим воп-
росам данной отрасли науки? Можно ли в
них обнаружить какие-либо сведения од
судьбе методов. предложений, разработок,
0 которых писалось в тех же журналах?

А вель такой, например. журнал. вах
«Автоматика и телемеханика». является
почти единственным печатным органам
для большого воллектива советских уче-
ных, занимающихся крупнейшей. государ-
ственвой проблемой автоматизации произ-
водетва. Почему журнал не использует
своих «журнальных» возможностей? He
пропатанлирует, не поддерживает. не от-
рицает, не настаивает, а только ‹поме-
щает»?

Акалемичноеть должна означать высо-
кое научное качество статей, в отнюль не
лурную бесстрастность.  Величайшим об-
разпом научного трула, исполненного го-
рячей заботы о судьбах советской наукл,
непримиримого, наступательного й в то же
время мудрого в. своей простоте и лоступ-
ности, может служить статья товарища

волочильных станов. Каждый болтовой вы-
шагивал за смену до 15 километров. Ин-
женеры завода создали новые’ механизмы,
чтобы освоболить и эту группу рабочих от

‘тяжелого физического труда... -. А

‹ Другой технической. новинкой этой ofpa:
сти является создание в . цехе бесшовных .
Труб приспособления, которое’ механизяру-
ет трудоемкие процессы’ На’ станах холол-
вога ‹ волочения -— захват  и ‹сбраеывание -
трубы, возврат. тележки. В рез

чезает и профессия тележечника,

Aa, БЫЛИНОВ
ДНЕПРОПЕТРОВСК

И. В. Сталина «Относительно марксизма
в языкознании».

Наши научные журналы должны стать
настоящими организаторами творческой
жизни ученых, страстными. убежленныхй_
пропаганлистами. и поборниками нового В
советекой науке.

Ответственность за лело  техничеекоге
прогресса ложится также и на советы Вее*
союзных научных инженерно-технических
обществ (ВНИТО) и на их отделения, им-
ющиеся в каждом промышленном городе,
Свои богатые организационные возможно-
сти они должны использовать для TOPO,
чтобы помочь реализапии творческих уси=”
лий советских изобретателей, новаторов
производства.

Правда, эту поддержку никак нельзя, по-
лобно числу заслушанных докладов и про-
веленных конференций, выразить в пиф-
рах ввартального отчета, зато результаты
ев ощутимо входят в общее дело техниче-
свого прогресса страны. А одних привет-
ствий недостаточно. Горячие приветствия
служат подчас, как мы видели, ширмой
для холодного равнодушия к новому.

Прибор И. Имянитова мог бы широко
применяться у нас уже два-три года назад.
Войля в практику лабораторий. он уско-
риз бы решение многих научно-иселедова-
тельских тем и значительно расширил вы
Hava знания. я

Подсчитайте, 30 сколько B AaHHOM слу-
чае обошлась государству ленивая, хлат-
ноБровная косность людей. долгом которых
было действенно поддержать новое изобре-
тение!

В нашем кодексе нет, закона, по 010“
рому можно было бы привлекать в ответ-
ственности за равнодупие и косность. Но
У нас существует тверлый кодекс морали
советского обществз. Но этому  колекеу
живут и работают коллективы наших луч-
ших научно-исследовательских  учрежае-
ний. Изобретение. выпестованное трудами
зачинателя, становится детищем всего кол-
левтивз. Вак эстафету. его бережно пере-
лают из рук в руки, и оно проходит свой
путь от. расчетного стола, через лаборзто-
рии, опытные мастерекие ло корпусов 3880-
дов, & оттуда, повторенное в сотнях. ты-
сячах экземпляров, широко  выхолит в
жизнь. Это наша действительность, эм
путь большинства крупнейших  изобрете-
‚ний, исканий, находок послелних yer.

Зайдите в любую лабораторию, и зы
увилите поразительные вещи, технику бу-
дущего. Здесь выковываетея завтра нашей
техники и науки. Советский человек ни-
когда не примирится с тем. что в тех же
лабораториях. в тех же институтах HeT-
‘вет, да и выглянут люди вчерашнего я
позавчералтнего AHA, у которых нелюбовь
Е беспокойному новому. . призрыта «пла»
менным» равнодушием в нему.