a

shh  S 9

ee

‚ дей — при художественном

‚ султанов,

Правда

истории

Советский человек внимательно и лю-
бовно изучает прошлое своего народа.
Прошлое — это подготовка настоящего.
Нам безгранично дорога борьба народных
yacc 34 свое освобождение. Строителям
коммунистического общества, цароду-побе-
дителю и творцу близко и дорого все про-
трессивное, демократическое, содейстзую-
mee счастью народа. Марксистеко-ленин-
ская теория. позволяет прочитать самые
трудные страяицы книги истории, осве-
тить ярким светом самые темные углы прош-
а0то, установить историческую истину.

Марксизм требует и от ученых — при
знализе явлений прошлого — и от писате-

‘ воплощении
этих. яваений — уметь видеть и ‘раскры-
звать подлинно прогрессивное: в ‘историче-
ском  Тазвитии, правильно  опенивать
сложную и противоречивую борьбу исто-
рических сил. Марксистская диалектика
является тем победоносным оружием, ко-
торое позволяет верно решать самые слож-
ные задачи, непосильные науке и искус-
ству прошлого. ‘

Центральный Комитет партии неотно-
кратно давал замечательные ‘уроки пра-
зильного отношения к историческим явле-
ниям. Оценивая идеологическую  рабо-
ту в Татарской партийной организации,
Центральный Комитет партии осудил’ та-
кие ошибки националистического характе-
ра, как приукрашивание Золотой орды, но-
пуляризация ханско-феодального эпоса об
Плогее идр. ЦЕ ВКП(б) указывал на серь-
ные идеологические ошибки в работе
башкирской партийной организации. Были
осуждены литературные › произведения и
петорические работы, в которых неё про-
водилоеь разграничения между подлинно
национально-обвободительным = движением
башкирекого народа и разбойничьими на-
богами башкиреких феодалов на соседние
народы, илеализировалось патриархально-
феодальное прошлое башкир, башкиры
противопоставлялиеь русскому народу.

Большим и важным уроком как дая иа-
ших ученых, так и MIA литераторов яв-
алется разоблачение ложной. антиисторн-
Ческой и антимарксистской концепции ро-
ли мюридизма и Шамиля в истории наро-
jos Кавказа. Почетная роль в этом разо-
лзчении принадлежит партийным и 00-
щественным организациям Азербайджа-
на. В опубликованной в последнем номе-
pe «Большевика» статье’ М. Д. Багирова
«К вопросу о характере движения мюри-
дизма. и Шамиля» четко и глубоко, с боль-
шевистекой остротой и принциниально-
тью раскрыто существо этого сложного
вопроса.

Мюридизх возник на почве ислама —
феолальной, реакционной религиозной
идеологии. Мелам и мюридизм былин ору-
лием в руках националиетических. pear-
ционных ‘элементов Кавказа. Идеология
щазиа требует от верующих рабсекой по-
корности судьбе, свонм угнетателям. Пелам
оправдывает феодальную жестокость, зах-
ватническую ‘политику.

Мюрилизм есть самое воинствующей, са-
уе реакционное течение в исламе. ВМХ
Beke aTO течение было, поставлено на
стуЖбу, захватническим планам турецких
стало оружием в руках англи-
чан, стремившихся утвердить свое гоепод-
ство в районе Черного моря. на Павказе,
в Азербайджане. Выполняя задания свонх
английских и турецких  вдохновителей,
Шамиль стремился восстановить народы
Лавказа против России. Присоединение
к России дзвало народам Вавказа возмож-
ность избавиться от угрозы поглошения
п порабощения отсталыми феодальными
странами =— султанской Турцией и max-
ской Персией. Сближение народов Кав-
Кза с великим русским народом ° было
прогрессивным явлением, несмотря на
тяжелый гнет царизма. Включение на-
родов о Кавказа в состав России  созда-
вало условия для развития их произволи-
тельных ‘сил и культуры, для Ликви-
дации экономической и политической
разлробленности. Сближение с русеким
народом, общение с передовой русской
культурой и русским революционным лви-
женпем способствовали духовному оосту
этих народов. Разжигание же религиозно-
го фанатизма, ненависти к России u всему
русскому. было явлением реакпионным,
тормозящим общественный прогрессе. Три-
хнатилетняя кровавая война. павязанная
гореким народам мюридизмом. была боль-
шим несчастьем лля них и серьезным ирс-
пятствием на пути их развития.

Маркс п Энгельс. указали на связь мю-
ридизма и Шамиля с турками и ачгличя-
нами. Они отмечали, что турки присвойли
Шамилю звание генералиссимуса черкес-
ской и грузинской армий, что Шамиль
стремилея к посту туренкого наместника
на Кавказе, обешанному в качестве нагрз-
Ib за так п не состоявшееся взятие им
Тифлиса,

Маркс и Энгельс пронипательно разга-
лали роль Шамиля в стратегических за-
мыслах турок и англичан. Они писали в
1853 году, что движение турпк «вперел,
на Кавказ — все равно из Батума Wau
Эрзерума — в случае ‘успеха устанавли-
вает прямую связь их с их союзниками,
торнами, и может олним ударом отрезать,
по крайней мере с суши. южно-кавказ-
скую русскую армию от России. А это мо-
ет привести к полному уничтожению
этой армии».

Совершенно справедлявы выводы TOR.
Багирова. ‘указывающего, что «<... Ша-
миль был ‘орудием в руках иностранных
государств... что в нем и в его движении
ничего народного. лемократического не’ бы-
10 п не могло быть. что никакого .0сво-
бодптельного характера его движение но-

ЗАЛИВА

епть HO мотло; что оп
Tak же, как в свое вре-
мя арабы, турки и пер-
сы, огнем и мечом про-
ходил по захваченных
землям, организуя мас-
совые истребления ни в
чем не повинных людей,
не желавших подчинить-
ся Шамилю, то-есть тех, кто не хотел по-
пасть в кабалу Турции ин Англип, ориен-
гировалея на Россню, на союз с русским

народом».
Феодально-племенную знать и реакци-
энное духовенство — вот кого представ-

лял Шамиль. Великие революционные `де-
мократы Чернышевский и Добролюбов ви-
дели, что движение Шамиля чуждо наро-
ду, что горские племена от управления
Шамиля не видят никаких выгод.

Многие работникя нашего исторического
Фронта, отошли от взглядов ` Марка п
Энтельса, они забыли и высказываная
Чернышевского и Добролюбова. В истори-
ческой науке госполствовало ложное пони-
мание сущности мюридизма и деятельности
Шамиля. Эта деятельность идеализирова-
лась, отрицалось ее реакционное содержание.

Освещение движения Шамиля как лемо-
кратического и прогрессивного мы найдем
в учебнике истории СССР для вузов, в
учебнике для школ, в ряде специальных
работ историков, и многие наши крупней-
шие историки, к сожалению, сопротивля-

лись попыткам перэсмотреть эту глубоко:

ощибочную концепцию. В 1947 тоду в
Институте истории’ Академии наук СССР
была птоведена дискуссия о движении Ша-
уиля. Некоторые из историков попытали?ь
подвергнуть критике установивигуюся точку
зрения. Отнако тт. Заходер, Заке, Нечкина,
Дружинин и другие историки объявили
непогрешимой конценцию, ‘вея порочность
которой ныне очевидна. Совершенно ясно,
что одной

из причин того, > что лживая
версия о Шамиле и мюридизме в течение
долгого времени не была  разоблачена.

является слабое развитие большевистекой
критики и самокритики на историческом
фронте. Е .

„Нельзя не отметить, что св художе-
ственной литературе эти ложные, анти-
исторические взгляды. также имели неко-
торое хождение. Следует вспомнить, что
в книге А. Виноградова «Шейх Мансур»
авантюрист, турецкий эмиесар на Кавзазе
Мансур  изображалея как организатор
кавказской бедноты. В 1941 году П. Пав-
ленко опубликовал биографическую 10-
весть «Шамиль», пронмкнутую  лухом
идеализании мтюридизма. Движение Шами-
ля Павленко трактовал как «национально-
освободительную войну». Шамиль был
last Hero «титанической» фигурой, «re-
ниальным бунтарем». писатель считал,
что в деятельности Шамиля  воплощалаеь
«великая, народная мечта о справедливой
жизни». он полагал возможным, что леспо-
тически религиозный режим «сделался оп-
лотом национально-освоболительной войны».

Почему мюрилизм привлек внимание та-
лантливого писателя? Потому что он че
разобрался в. исторической сложности э19-
хи, за яклотической оболочкой не увидел
исторического существа явлений. Павлен-
ко протягивал от Шамиля духовную нить
к революционной борьбе китайского наро-
да и даже... к борьйз советеких воинов. не
замечая, как грубо. противоречит он жиз-
ненчой правде, правде историй.

Мы указываем на это. произведение и

для того, чтобы попрекнуть писателя кни-
той. написанной им несколько лет назал,
а для того. чтобы напомнить всем литера-
торам. а особенно молодым. что только
дналектическое, тлубокое и всестороннее
проникновение в существо исторических
событий является залогом о творческого
успеха при обрашеняи в прошлому,

Известно. что писательские организации
имели отношение к выдвижению Ha
Сталинскую премию ошибочной, исполнен-
ной лухом националистического  восхвале-
ния Шамиля книги Г. Гусейнова «Из исто-
рии общественной и философской мысли
в Азербайджане ХХ века». Тов. Багиров в
цитированной статье справедливо критики-
вал научных работников и писателей
Азербайтжана Мирзу Ибрагимова.  Мамела
Ариф. Ладаш Зале. Мехти Гусейна. чья
поддержка книги Гусейнова была проявле-
нием буржуазного национализма. Он -так-
же справедливо указывал: «Союз совет-
ских писателей СССР представил. эту кни-
гу на соискание Сталинской премии. не
разобравшись в ее содержании и научной
пенности. Встати, эта книга не имеет пря-
мого отношения к работе Союза писате-
лей».

Признавая правильным это замечание,
следует отметить. что «Литературная газе-
та» совершила ошибку, опубликовав В
марте этого гола статью Л. Влимовича, л8-
вавшую в основном положительную оценку
порочной книге Гусейнова.

Совет Министров СССР отменил прису-
ждение Сталинской премии Г. Гусейнову,
книга которого написана с неправильных
политических и теоретических  позипий.
Это решение еще раз подчеркивает. как
велика требовательность к тазработке п
освещению вопросов истории нашей Ро-
ДИНЫ. : :

Разоблачение антинаучной концепции в
опенке мюрилизма и Шамиля имеет серьез-
ное значение для нашей науки. для лите-
ратуры. Речь илет не о частном случае, &
о вопросе. имеющем большое принципиаль-
Hoe значение. Ученый и писатель, обра-
шаясь к страницам прошлого. должны от-
четливо видеть, где дереловое, прогрессив-
ное. близкое нам. гле отсталое и реакцион-
ное. заслуживающее осуждения и развен-
чания. Постигнуть правлу Истории —
значит прежде всего понять, где передовое,
от Боторого тянутся нити к нашей сов-
ременности. показать, как эти новые силы
прокладывали путь в борьбе с косным п
отсталым. Такое изображение будет по-
стойной частью широкой картины вечно
живого. развивающегося мира. в котором
новое. поллинно передовое  неодолимо и
торжествует в борьбе!

Заочная конференция читателеи

КУРГАН. Работники областной библио-
теки провели заочную конференцию чита-
телей-колхозников. Лля обсуждения была
предложена повесть лауреата Сталинской
премии Ю. Лаптева «Заря».

Библиотека попросила дать письменные
отзывы 06 этой книге. Поступило много от-
ретов. Полхозники сельхозартелей «Путь к
коммунизяу». имени Сталина, «Светлый
путь», «Коминтерн», имени Воротилова,
«Коммунар» — М. Иванов, В. Бородкана,

П. Лушников, Н. Пастухов, Л. Копорулин,
3. Плотников и многие другие  слелале
глубокий анализ содержания повести, дали
меткпе характеристики героев,

3 поступивших отзывов  Ссотрулнивя
библиотеки соетавили развернутую репен-
зию о книге Лаптева. В ‘паписании рецен-
зий приняло участие свыше ста колхозни-
ков. В ближайшее время намечено орга-
низовать такие же рецензип-отзывы о ряде
книг лауреатов Сталинской ‘премии.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

VATICAN UY TPT AN
ГАЗЕТА

№ 61 (2652)

Четверг, 27 июля 1950 г.

‚Цена 40 коп.

_ Микробиоловм Америки

Письмо советских ученых

В трудные дни, когда опасность новой
войны нависла нал человечеством, мы 0б-
ращаемея к вам, ученым Америкя. рз-
ботникам микробиологических и бактерио-
логических институтов. с вопросом, на ко-
торый вы обязаны ответить сотням мил-
лионов. жаждущих мира людей; с кем вы?
С. бандой империалистических заговорщи-
ков, мечтающих 06 уничтожении цивили-
зации, о диктатуре смерти, о превращения
целых стран в огромные кладбища, или
с теми, кто борется за мир для всего
мира?

Уже He осталось времени AIA AOITAX
раздумий, и сегодня нельзя быть нейтраль-

ным. Самолеты, сделанные в вашей стра-
не, разрушают мирные города Кореи, уби-
вают тысячи женщин. стариков и детей.
Над демократической Германией американ-
ские летчики сбрасывают  колоралеко-
го’ жука, пытаясь» проложить дорогу
голоду в Европу. Крупные концерны, дей-
ствующие в вашей стране, наживаются на
войне. Они начали осуществлять свои че-

ловеконенавиетнические планы. Тот, кто
не борется сегодня за мир, помогает лаге-
рю войны. становится участником самого
похлого заговора против человечества.

Мы обращаемея к вам, микробиологи
Америки. потому что в планах подготовки
новой войны бактериологическому оружию
отводится все более игирокое место. В срел-
ние века эпилемии чумы  преврашали в
пустыни города Европы. В повое время по
Европе опустомительные меетвия совер:
мала холера. Император Хирохито и ean
Сиро, японские и немецкие военные пре-
ступники мечтали возродить эти энидемий,
Оти разволили тонны бактезий. сотни мил-
лионов зараженных чумой блох. Япон-
ским палачам мерешились тысячи городов,
в том числе города Америки. гле не оста-
лось бы ни олного живого человека.

Наш народ, наша армия, мудрый Сталин
спаели человечество от великих бедствий
И массовой гибели людей. Ho американ-
ский генерал Макартур пригрел и защитил
генерала Исин Сиро, автора плана уничто-
жения американского ‘и других народов ми-
ра. Японские и немецкие фаикисты-бакте-
риологи перевезены через океан и теперь
работают рядом с вами, в ваших лабэра-
ториях. в научных институтах Соелинен-
ных Штатов Америки:
`Правители Соединенных Штатов вопрези
интересам варолов продолжают черное лето
Исии Сиро. Хабаровский процессе нат
японскими фашистами. — организаторами
бактериологической войны. вновь  пока-
зал, что человечество всегда сильнее шай-
ки заговорщиков, и преступники неминуе-

MO оБазываютея там, ‘где им наллежчат
быть. — на скамье подсудимых. Этот. про-
цесс — грозное предостережение для всех

поджигателей войны.

Газеты и научные журналы сообщают
о новых и новых орудиях массового унич-
тожения. Американские генералы и биз-
несмены, с циничным хлалнокровием рас-
суждают о том, что выгоднее: атомная
бомба или бактернологическая. Иных «во-
енных спениалистов» США бактериологи-
ческое оружие устраивает даже больше,
чем бомба атомная: оно «дешевле и, убивая
людей, не уничтожает материальных цен-
ностей». Интервенция в Ворее показала,
что - простые люди Америки не хотят
умирать на чужой земле за грязное и под-

лое дело: больше. чем на солдат, макар-

туры надеются на бактерии, на атомные
бомбы и другие средства массового уни-
чтожения людей. .

У нас в стране только недавно окончи-
лась Научная сессия Академии наук

СССР и Академии медицинских наук СССР,
посвященная проблемам физиологического
учения Ивана Петровича Павлова. Мил-
лионы людей следили за павловекой сес-
сией. Газеты посвящали ей целые полосы,
потому что за страстными научными со-
рами каждый советский человек чуветво-
вал заботу. о его счастье, о здоровье на-
его народа, чувствовал огромные, дей-
ствительно ‘необозримые возможности, от-
крывающиеся перед медициной. А ваши
научные журналы заняты чудовищными
спорами о том, чем лучше уничтожать лю-
дей: ядами ботулинуса или бактериями чу-
мы, как поражать растения грибками, как
самую землю сделать на долгие годы не-
возможной лая жизни.

Биология— наука о жизни. Как можете
вы не поднять голоса протеста против тех,
кто ее делает наукой о смерти, прислуж-
ницей смерти? С омерзительной гордостью
палача Джонсон. военный министр США,
сообщил недавно. что-в США продолжают-
ся исследования и развитие средств бакте-
риологической войны. Под Вашингтоном
в Кэмп Детрик профессор Вулперт и другие
ваши соотечественники продолжают науч-
ные изыскания японского отряда № 731.
прерванные победой советских войск. В
Западной Германии на американские день-
ги и по американским планам подготовкой
бактериологической войны занят институт
имени Роберта Коха, биохимический  ин-
ститут в Тюбингене и многие другие «на-
учные» учреждения,  Соландт--директор
научно-исбледовательского отдела военного
министерства Канады-—заявил недавно, что
усозершенствованием ^срелетв хиуической
и бактериолорической войны в этой стра-
‘не заняты семь лабораторий и эти лабора-
тории работают успешно. _

Вакую же позянию  занимаете вы —
ученые Америки? Английский журнал
«Меликл прессе» залает врачам своей и
других стран тревожный вопрос: «Будете

ли вы помогать ведению бактериологаче-
ской войны?» Нам кажется. что нароты
мира имеют право спросить. каждого вра-
ча, кажлого ученого: «Булете ли вы 09-
роться: ‘боретесь ли вы вееми-евойми-си-
лами с теми. кто готовит  бактериологи-
ческую войну. кто бозлает бактериологиче-
ское оружие?» . : oe

Наша наука давно выбрала свою зорогу
и WleT по ней десятилетие за лесятилети-
em. Иосиф Виссарионович Сталин сказал:
«великая энергия рождается лишь для ве-
ликой пели». Счастье человечества — ьс-
ликая цель, которая всегда освешала. путь
русской, советской науке. Эта цель давала
силу ученым Halle страны рисковать. &
если нужно— жертвовать своей жизнью, со-
вершать прекрасные подвиги во имя Po-
дины, BO Имя человечества, В Индии,
Маньчжурии, Монголяи сражались с
чумой Halll замечательный исследователь
зкадемик Даниил Заболотный и другие
русские врачи. Великий русский естество-
испытатель Илья Мечников., изучая ‘холе-
ру. привил себе эту болезнь. ° Советский
врач Нина Завьялова, участвуя в разработ-

ке средств против легочной чумы, зараз аа
себя этой болезнью, от которой. еще не-
давно умирало сто процентов заболевитих.
Этим героическим опытом она вновь докз-
зала и силу души советского человека и
силу нашей науки, создавшей надежные
средства против самых тяжких болезней.

Елиным фронтом вместе со всем наро-
дом сражается за мир наша наука. В на-
чале этого века, когда в Маньчжурии
  ввпыхнула страшная чумная эпидемия, на
помощь маньчжурскому народу выехали
русские врачи. Их труд сберег сотни ты-
 сяч жизней, пресек эпидемию. Заразив-
шись во время этой работы, умирая, один
из участников борьбы с маньчжурской чу-
мой, Илья Мамантов, в последний чае жиз-
ни писал своим близким в Россию: «Жизнь
теперь — это борьба за будущее... Haxo
верить, что вее это недаром, и люди до-
бьются, хотя бы и путем многих  страда-
ний. настоящего человеческого существо-
вания на Земле, такого прекрасного, что
за олно прелетавление о нем можно отдать
все. что есть личного. и самую жизнь».

Мы построили этот прекрасный мир.
Никогда еше не открывались перед челове-
чеством Такие великие, поистине сказоч-
ные возможности. Ученые нашей страны
сейчас заняты разработкой одной из важ-
нейших проблем — вопроса о происхожде-
нии жизни. Глубже изучив природу зараз-
ных болезней. советская наука разработа-
ла способы лечения многих опаснейших
заболеваний и создала методы, способные
поставить предел распространению эпиде-
мий. Могучая навловекая школа физиоло-
гов полнимает всю медицину на нозую,
высшую ступень. Мы обезвредили в ope-
делах Советского Союза чуму, которая до
енх пор уносит сотни тысяч жизней в Ин-
дин и других странах, оспу. еще имеющую
свои владения в Англии, холеру и другие
болезни. Разработанное советскими иесле-
дователями учение о природной очаговоети
болезней позволит оздоровить всю нашу
планету.

Мы илем единетвенным путем, достой-
ным науки, зашищая свой народ от @5-
лезней.. Великая Цель счастье  челове-
чества — помогает нам в этом труде.

Мы обращаемся к вам, Рене Любо. Ва-
ши исследования в области антибиотиков
широко известны научному миру. В вам,
Элварл Фрэнеме, столько сделавшему в 00-
ласти изучения туляремии. В вам, Освальд
Эвери, автору ряда важных для медицины
работ в области изменчивости микробов. &
вам. Майкл Гейдельбергер, много сил от-
давшему исслелованию иммунологических
процессов. Мы, как и ‘все ученые нашей
‘страны и все простые люди мира, хотим
знать, какова ваша позипия сегодня. До-
пустите ли вы, чтобы лостижения бакте-
риологов в борьбе е болезнями превраша-
лись в оружие в руках полжигателей вой-
вы? Лопустите ли вы, чтобы бактериоло-
тические лаборатории и‘ институты пре-
врашалиеь в фабрики уничтожения?

Все честные ученые Америки` должны
ветать под знамена борпов ‘за мир!

Евгений ПАВЛОВСКИЙ — действительный член Академии ‘наук СССР
Константин СКРЯБИН — действительный член Академии наук СССР

Николай ~

Павел ЗДРОДОВСКИЙ —

действительный член - Академии

ЖУКОВ-ВЕРЕЖНИКОВ -—- действительный член Академии ме-

дицинских наук СССР
медицинских
наук СССР

Георгий РУДНЕВ — член-корреспондент Академии медицинских наук СССР
Владимир ТИМАКОВ — член-корреспондент Академии сви

CCP

Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ — доктор биологических наук
Константин МАТВЕЕВ — профессор.

Из Будапешта в Пхеньян

Шум битвы и грохот бомб, варварзки
рвущихея в Пхеньяне и в освобожденных
городах Южной Кореи, голоса плачущих
детей в разрушенных ломах сразу же до-
етигли Будапешта и других городов Венг-
рии. Мы почувствовали” все это серлием,
превратившимея в слух. Мы думали о мате-
рях и летях Пхеньяна и Сеула, о юношах
п девушках, которые. будучи нашими го-
стямй на Всемирном фестивале  моло-
дежи. столь живо и увлекательно говорили
0 своей родине:

Именно поэтому так громко звучали го-
лоса тысяч люлей, собравшихся на укра-
щенком портретами Сталина, Ракоши. и
Ким Ир Сена булапештском сталионе и
елинолушно провозгласивших:, «Руки прочь
от Вореи!». Е

К микрофону полошла стахановка 0бу-
дайской отбелочной фабрики Панине. Она
заявила в своем выступлении: «Я пред-
лагаю, чтобы венгерский народ послал
немедленно врачей. мелипинских сестер,
санитаров, госпитальное оборудование в
Корею. Поможем тысячам корейских жен-
шин и детей — жертвам  американ”ких
возлушных пиратов!» Олновременно Пани-
не обязалась выполнить план 1951 года
д0 31 августа текущего гола.

Тысячи и тысячи голосов участников
митинга ответили горячим одобрением на
внесенное ею презлложение.

17 июля ремение, припятое митингом,
было перелано mo paino, И велел за этдм
вея страпа откликнулась на призыв.

В комитеты зашиты миоз начали опи-
ХОЛИТЬ Врачи. УетининскиР `сеетры, сани-
тары. У многих на устах вопрос:

— Есть ли возможность поехать в Ко-

километров, отделяющее Будапешт от
pero? Пхеньяна!

Хирург из второй клиники  Мелинин- Вопреки запрешению Ватикана  свя-
ского института, простивлтись со своей   шенники в венгерских деревнях высту-
невестой, пришел со словами: «Й здесь, пают в защиту мира н говорят: «Помошь
товарищи. Объявляю себя мобилизован-  корейскому народу. который с оружием в

ным! Я только пять последних лет чув-
ствую себя настоящим человеком. Знаю,
что и ворейцы за это борются», — гово-
DUT он, вепоминая. о своей жизни, ^ безра-
достной жизни батрака, которому только
народная Венгрия дала возможность встать
на ноги.

18 июля. Американские войска отсту-
пают, а сводки штаба Макартура лгут о
«тактическом отрыве» совсем так. как в
свое время врал Геббельс. Венгерские тру-
дяшиеся с восторгом читают газетные со-
общения о героических. подвигах бесетраш-
ного моряка, командира соединения кате-
ров Ким Гун Ока, потопившего’” американ-
ский крейсер. А на предприятиях  про-
лолжаются. митинги и начинается сбор
средств на’ оборудование госпиталя для
Корен. Сто форинтов, внесенных в сто-
лярных мастерских — вагоностроительного
завола Гани лакировшиней Мейер Густав-
не — первый взнос в фонд  помоши Ko-
рейским борцам за свобозу. Вести. 06
успешном сборе средств пдут с заводов
Гамма. Станларл, Хоффер, с фабрики Рих-
тер, е МАВАГа.

Буланештской рабоянй, не раз беспо-
maino громивший мэствых агентов Тру-
мэна. протягивает сейчас руку  помоши
Tey, кто  пасправаяетея с наеуниялми
Уолл-сгрита в Корее. И она; эта рука по-
мощи, перекроет пространство в 18.000

руках, борется за мир, есть залог мира,
счастья и полъема в нашей стране».

20 июля. Над Тэчжоном  развевается
сине-красное с красной звездой знамя на-
ротной Кореи.

На Ферихедьском аэродроме стоит се-
ребристый самолет. Лвери закрыты, про-
пеллеры быстро врашаются. ° Раздается
команла, и самолет уже бежит по дорож-
ке. Пожелаем же лоброго пути отправляю-
щимся в Roper двенадцати врачам и ме-
дипинским сестрам!

22 июля. С Ферихельского аэродрома
снова отправляется самолет. Это первый
транспорт, везущий в Корею хирургиче-
ские инструменты, медикаменты, перевя-
зочный материал, приобретенные › венгер-
склуй трулящимися на свои средства.

Coop средств на оборулование госпиталя
для Кореи в течение олной недели соста-
вил более 8 миллионов форинтов. Свыше
половины собрано в Бутапеште. В стране
на первых местах по. сбору срелетв нахо-
длятся комитаты Бодрог. Комаром. и Веспрем.

Во всех этих фактах нашли выраже-
ние любовь венгерского народа к своболо-
любивому и храброму наролу Кореи и
неиссякаемое чувство пролетарского  ин-
тернапионализма, влалеющее сейчас тру-
дяшимися массами Венгоип,

Ферени БАКТАЙ

БУДАПЕШТ, 26 июля. (По телеграфу)

Международные
отклики

ЧЕРЧИЛЛЬ СТАРАЕТСЯ...

Мистер Черчилль, которому давно пора
присвоить звание генерала от американ-
ской пропаганды, счел нынешний трудный
для США момент подходящим для того,
чтобы устроить нечто вроде смотра сил
агентуры доллара в маршаллизованной
Европе. Смотр этот и был организован в
лонлонеком Альберт-холле пол видом MU-
тинга сторонников «Европейского движэ-
ния». Консервативный ‘громовержец разра-
зилея очередной речью. Ho бутафорские
тромы — по хорошей русской пословице —
и на сей раз разлавались не из тучи, а
из «запалноевропейской» навозной кучи...

Известно, что за три последних года —
срок, которого Черчилль коснулся в своей
речи, — Западная Европа в еще большей
степени стала колонией доллара, a cobcT-
венно Англия превратилась в нечто сред-
нее между 49-м штатом США и американ=
ским авианоспем. И такое униженное и
позорное положение  маршалализованных
стран Черчилль осмеливается именовать
«успехами», которые. «намного превосхолят
все то, на что мы осмеливались надеяться».

Зная «популярность» империи доллара
среди народов Западной Европы, ° миетер
Черчилль побоялся в своей речи даже хоть
раз упомянуть во всеуслышание Соединен-
ные Штаты. Но от этого его ультратодха-
лимекий гимн Уолл-стриту никак не стал
безымянным. Он воздал хвалу американ-
ским поджигателям войны за все до сих
пор содеянное ими в мире, в частности за
предпринимаемое ими перевооружение За-
палной Германии и превращение ее в но-
вый очаг войны,  подвластный доллару.

«Все это дает нам основание радовать-
ся», — восклицает без тени стыда мате-
рый поджигатель войны. Потрепав по пле=
чу таких своих «соратников», как преда-
тель Рейно и «социалист» Рамадье, и по-
мянув. похвальным словцом отсутствующего

на мятинге Спаака, Черчилль вынужден
все ще со -скрежетом зубовным конетати-
ровать: «Но мы не можем и не должны
никогла забывать о том, что даже с вклю-
чением Германии половина Европы все еще
остается вне вашей сферы...». Иначе гово-
ря: вне пределов досягаемости американ-
ского империализма.

Народы, находящиеся «за пределами
сферы» хозяйничанья боссов мистера Чер-
чилля, действительно недосягаемы для них
всерьез и навсегда.

Что касается провокационно-космопониа
тического движения «за елинетво Европы»,
то движение это направлено и против
мартазялизованных стран, народы которых
тоже проявляют Bee более крепнушее
стремление выйти «за пределы сферы»
деятельности американских колонизаторов.

Этим и объясняются отчаянные попытки
мистера Черчилля представить заокеанских
поджигателей войны в виде  «благодете-
лей» Европы. Но кто же, кроме сидевшего
по правую руку Рейно и по: левую руку
Рамадье, поверит сейчас этим уверениям?

$ ><

МИЛОСТЬЮ ДОЛЛАРА
КОРОЛЬ

Скажем прямо: не цветами ветретили
короля Леопольда Ш, возвратившегося в
Бельгию после шестилетнего изгнания, —
его обвистали. Столь недвусмыеленный
прием, оказанный Леонольду бельгийским
народом, не вызывает удивления. Ибо если
в шекспировеком короле. Лире каждый вер-
шок—король, то в Леопольде каждый вер-
шок—изменник и холуй.

Десять лет назад после бесславной 18-
дневной военной кампании на Западном
фронте Леопольд добровольно капитулиро-
вал перед фашистами, был обласкан ими
И удостоился внимания «самого» фюрера:

Но рухнула гитлеровская «третья им-
перия», и фашисты «эвакуировали» ДЛео-
польла в австрийский Тироль; гле эго в
свою очерель «освободили» американские
войска. Американпы очень заинтересова-
лись сульбой Леопольда Ш — королевекий
опыт предателя и лакея мог им приго-
длиться. Олнаго: ‘посалить экс-короля на
запятки американских танков, вступав-
ших в Бельгию, не удалось — настолько
велик был гнев‘ бельгийского нарола. И
янки нереправили его в Швейцарию.

Тем временем Уолл-стрит и Вашингтон
прилагали усилия, чтобы лобиться возвра-
щения Леопольда на бельгийский трон.
Еше в 1946 году посланник США в Шзей-
парии тайно встретился ec Леопольлом:
Титлеровский прихвостень с охотой пере-
шел на службу к новым хозяевам и взял
на себя конкретные обязательства перед
американцами. И хотя подробности этого
сговора неизвестны, однако речь шла, как
писала `«Берлинер цейтунг», «об урановой
руде Бельгийского Конго’ ио залачах Бель-
гии на случай агрессивной войны США
против Советского Союза».

Совместными усилиями американских
поджигателей войны и их бельгийских
нолголосков в марте этого гола в Бельгии
был проведен референдум по «королевско-
му вопросу». Сторонники Леопольла израс-
холовали на агитапию в пользу короля
100 миллионов франков, но деньги мало
им помогли—почти 43 процента бельгай-
пев. не считая тех, чьи бюллетени были
объявлены «испорченными». решительно
высказались против возвращения короля.

Олнако правяшая сопиально-христиан-
ская (католическая) партия вынесла во-
прос о возврашении Леопольда Ш па го-
лосование в парламенте, гле она облалает
большинством. 20 июля голосами сопиаль-
но-христианских депутатов.’ при полном
отсутствии представителей других партий;
сенат и палата депутатов отменили закон,
запоешающий Леопольлу парствовать:

Й вот спустя два лня; 22 ‘июля 1950
года, король прибыл нз самолете из Швей-
парии в Бельгию в сопровождении девяти
реактивных истребителей, явно не бель-.
гийского происхождения...

Бельгийский народ с гневом п возму-
шением встретил возврашение короля-из=
менника на трон. «Леопольд — это пеак-
ция», — пол таким лозунгом прохотят за-
бастовки протеста. массовые лемонстрапии
и митинги, которыми ответил бельгийский
нарол на возврашение предателя-короля в
страну. И не нало забывать: что последнее
слово, в конечном счете, приналлежит ва=
роду.

ЛИТЕРАТОР