А. МАРЬЯМОВ

У телефона-автомата на киевском азро-
хроме очередь. За неплотно закрытой
дверью кабины-—вышедший из только что
приземлившегося самолета пассажир,
плотный и краснолицый, с раздутым ot
дорожного скарб» портфелем подмышкой.

— Управделами? — настойчизо кричит
он в трубку, — Это упразделами?.. Ре-
шотько вас беспокоит! Да. Решетько с
шахты Первомайской... Нет, я н6 с шах-
ты, &‘из Киева... Ла, Только что ириде-
тел...

Не теряя времени, он записывается на
прием к какому-то начальству, а у кайи:
ны нетерпеливо ждут своей очереди: прёд-
свдатель колхоза: прилетевиитй из Винниц-
вой области, ‘инженер из Харькова, ста-
рый заварпалюкий винодел — люли, кото-
рые торопились в столицу своей реснубли-
ки, чобы разрейтить дела, не донускаю-
щие задержки: получить наряды на но-
вые машины, утвердить строительные пал
ны,  добитьсн денежных  асеигнований,
пойти за советом к известному ученому,
обсудить перспективы с партийным pyxa-
водством. Все это нужно, чтобы двигаться
дальше виеред, ие замедлять взятого темпа,
и поэтому уже с аародрома только что при-
бывшие в Anes пассажиры начинают зва-
нить 10 своим делам, стремясь не потерять
лиинего часа,

Теми яизни республики можно опутять.
даже при взгляде Ha нвобъяные простэ-
ры, разворачивающиеея пол крылом вамо-
лета; бесчисленные малины на полях, дыз
мы заводов, шахтные терриконы, светлые
ленты новых дорог, гребни плотин, перере-
зающие течение per,

Человека, попавшего впервые в украин-
скую столицу или давно не бывавтего в
ней, Киев ошеломляет. Он кажется
праздничным и, как все праздничное, —
необычайно молодым. Яркие цветы на bec-
численных газонах, зелень парков, нестер=
пимая синева днепровекой воды и южного
неба. светлая облицовка множеснва новых
зданий, строительные леса на Крещатика,
звонкая перекличка заводских, пароходных
й железнодорожных гудков; вчерашние дв-
сятикласеники у институтских и универ-
ситетоких подъездов. вепыхивающая пес-
Ня, студенты, закончивитие Экзаменацион-
ную сессию и еще He разъехавшиеся на
летнюю практику; они торопятея к пере-
правам Ha днепровекие пляжи, и е Влади-
мирской горки, с порелях вековыми де-
ревьями склонов видна река — белые па-
руга яхт, вереницы плотов, тяжело гру-
wenn баржи и пароходы — из J[netpo-
Цетровска, Чернигова—в Запорожьб, в Гб-
мель, Херсон...

Чудесный.  натолненный жизненный
пуль ощущается здесь; в ‘втолице Совет-
ской Украины. И кома раскрываешь све-:
жие номера журналов, издающихся в Виё-
86, Rorta берешь в‘ руки новые, только
то изданные книги украинских  писате-
лей, хочется и в них ощутять биение
этого пульса, увидеть запечатленным мно-
тообразие жизни, постигнуть  вдохновен-
HOO, безостановочное стремление вперед, к
намеченной цели, которым равно отмечена
сегодня и жизнь колхозного украинского
вела, и труд донецких шахтеров, запорож-
ских сталеваров, бориславских  нефтяни-
ROB.

В сожалению, приходится сказать: это
законное желание еше не может быть в
полной море удовлетворено. Украинская
литература пока еще’ не во всем идет в
ногу с ралостными и бурными процессами
роста, которыми характеризуется сегодня
MBH республики,

Например, в четвертом номере журнала’
«Втчизна» нет ни одного произве-
дения, в котором рассказывалось бы о се-
тодняшней Украине. Эт относится и в
прозе, и к поэзии. Несравненно ближе к
нынептнему дню пятая КАРИГа журнала
«Дншро». В ней напечатаны стихи вось-
ми поэтов (в большинстве своем — на те-
мы сегодняшней жизни) и окончание по-
вести Ивана Волоша («На стальных ну-
тях»). Отметим, что шестеро из этих восъ-
MH поэтов; выступивших в очередном но-
мере «Дншро», принадлежат к алитера-
турной молодежи. Впервые выступает в

‘

литературе и автор повести — инженер-
железнодорожнию Иван Bowort.

Обилие новых имен в литературе реб-
публики — явление радостное и обнаде-
живающее. Недостаточный охват украина
ской литературой, имеющей в своих ра-
дах МНОГИХ первоклассных ° мастеров,
передовых явлений  жизни-—это факт,
® которому должно быть о нпривлече-
HO самое пристальное внимание пи-
сательской общественновти. Мастера долж:
ны писать по горячему следу жизни,
и еще лежит на них одна святая обязан
ность: растить молодые кадры. Молодые
писатели приносят е 60000 богатый жиз-
ненный опыт и рожденные им новые те
мы. Ведь литературная молодость далеко
HG всегда яваястея синонимом мололости
возрастной, M первой книге предшествует
обычно немалый жизненный путь.

Так, например; И. `Волоне опубляковал
свою. цервую книгу на сорок пятом голу
жизни; двадцать восемь лет работает он
на железнодорожном траненорте, Первой
киге Василия Лозового (автора повебти
«В долине  Стрипы») предшествовали п
долгие годы мытаретв в панской Польше,
и счастье активной леядельности на 06:
вобожденных землях Западной Украины,
когда виервые сумел он применить ва
практике свои знания агронома, и опыт
война Советской Армии в годы Великой
Отечественной войны. Первая книга сти-
хов’ молодой поэтессы Л. Забашты «Новые
берега» обогащена тем опытом, что нако-
пил автор, работая в качестве инженера-
кораблестроителя.

Горняки, агрономы, журналисты, арма-
турщики, металлурги. строители, — вот
кого встречаем мы в числе авторов, всту-
паюших сегодня в украинскую литерату-
ру. За последние три года в издательстве
Союза советских писателей Украины pet
шло около восьмидесяти RUBY ¢ доселе
неизвестными именами авторов на оближ-
ках. Это немало. И особенно показательно
обилие прозаиков в бурном притоке новых
имен.

Правда, слишком немногие из этих но-
вых книг рассказывалот нам о сегодняш-
ней индустриальной Украине.

Образ сегодняшнего украинского рабо-
чего, его думы и стремления рисует Иван
Волош в бвобй, упомянутой уже повести
«На стальных путях», напечатанной в
№№ 4 и 5 мурнала «Лн!тро» за 1950
год. Борьба за темпы работы, за дополни-
тельные километры и сотни километров
пробега многотонных составов, труд нова-
торов и радость творческах побед — тема
этого произведения.

Есть в повести такая’ сцена: машиниет
Василий Бучма и двое его товарищей ве-
дут паровоз на одном из перегонов. Три
человека на паровозе. И каждый из этих
троих людей не только переживает, — он
продумывает все подробности своего
рейса. В поле зрения этих людей не толь-
50 рычаг регулятора или открытое жерло
паровозной топки: они оценивают работу
диспетчера, регулирующего движение по
линии, ВИДЯТ рабочих, ожилающих добтав-
ляемый ими металл. Нроизводетвенные за-
боты. подняли экипаж паровоза на новую
ступень: & заботам государствен-
ным. Они уже не удовлетворяются добро-
совестным выполнением своего долга,
они сами требуют, чтобы с пих епралите
валось больше, и ищут путей к тому, что-
бы общими силами можно было удовлетво-
рить этот повышенный спрос, сообща
ускорить решение общей
сударетвенной задачи.

Повесть Ивана Волоша помогает уви-
деть новое в нашей жизни. Онь показы-
вает побелу творческой мыели рядового
рабочего, благородство чувств, владеющих
им; и позволяет ошутить выюокий накал
борьбы, происходящей на каждом участке
нашей повседневной жизни. В этом основ-
ное достоинство произведения. Автор He
овладел еще в полной мере литературным
мастерством. Редакния журнала, печатая
повесть «На стальных путях», не помогла
начинающему _ писателю освободиться oT
блеклых образов, от чрезмерно растянутых
фраз, от той вялости, которая нередко ска-
зывается в композиции веши. Но жизнен-
ная правла обрисованных ситуаций и че-
ловеческих характеров увлекает читателя

А. МАКАРОВ

ТРУЛНЫМ ПУТЕМ

В пюньской книжке журнала «Знамя»
опубликована новая поэма Степана Щипа=
чёва «Павлик Морозов».  Олновременно
поэма печаталась в газете «Пионерская
правда»,

Восемнадцать лет отделяют нас от вре-
мени трагической гибели героя-пионера,
жизнь которого, короткая, но полная бес-
стрыпия ши мужества, — замечательный
пример для воспитания юного поколения B
духе коммунизма, а потому блатодарная и
волнующая тема для советского художни-
ка. И однако за минувшие восемнадцать
лет не было сколько-нибудь серъезных по-
пыток поэтически воссоздать образ Павли-
ka. Одно 510 юворит 0 эначительных
трудностях; возникающих перед художни-
ком, который поставит себе тажую задачу.
Художественное произведение © Павлике
Морозове — будь то поэма или повесть —
должно раскрыть во всей глубине характер

«мальчика, который понял, что человек,

родной по крови, вполне может быть врагом
10 духу, и ч такого человека нельзя
щадить». (А: М. Горький).

Перед С. Щипачевым; несомненно; воз-
нивали и другие затруднения, связанные
co своеобразием сто дарования, по преиму-
Ществу лирического.

То, что поэт не убоялся этих трудностей
ради достижения благородной пели, само по
с6бе является большой заслугой. В жела-
нии донести до юного читателя светлый
0браз Павлика Морозова, зажечь молодое
воображение стремлением к подвигу, в
патриотической направленности произведе-
НИЯ — ВО всем Этом сказалась душа совет-
ского поэта, поэта-борца, видящего цель
в0ех0 творчества в том, чтобы быть воспи-
тателем молодого поколения в духе комму-
НИЗМа,

Поэму уже читают сотни тысяч детей.
Написанная от сердца, честным и чистым

пером, она He оставляет равнодушным
юного читателя. в ней есть превосходные
поэтические куски. Таков, например,
эпилог, который, мы узерены, будет чие
таться как отдельное стихотворение Ha
школьных вечерах.

Осень леса продувает,
Молотят в колхозном селе...
Убит пионер. Но бывает
Бессильна смерть на земле,
Об этом трубят в горны
Отрялы по всей стране:

В Артеке, на склонах горных,
И там, в лесной стороне,
Где вопреки непогодам
Моторы поют над тайгой...
Пошли не на ветер годы:
Стала страна другой.
Земля — степная, лесная —.
Вся у нарола в руках,

И только по книжкам знают
Ребята о кулаках.

`Образ сидящего на грузовике русоволо-
сого парнишки-колхозника, который «от-
крытой народу дорогой войдет молодым в
коммунизм», нарисованный в эпилоге, вс-
тественно и закономерно связывается с
образом героя, поэмы, с бессмертием подви-
та Павлика Морозова.

„Взгляните“ в кабину

На этого паренька,

Когда он брови подымет
Или нахмурит слегка.

Нету конца у песни...

Не зря — 6 картузом в руке —
Павлик на Крабной Пресне
Стоит — рука на древке.
`Для смелых сердец примером
Он в бронзе встал у древка.
Ровесником пионерам

Он будет на все века,

Можно указать и другие отрывки, столь
же эмоциональные и действенные. Но чем

“

и позволяет надеяться, что за первым
произведением И. Волоша последуют дру-
re, Mt HOBOS UMA укрепитея в увраннсхой
aurepaty pe.

Этот Boipoc —Bompoc о закрепленай
первых литературных успехов, о дальней-

шей учёбе и соверненствованни  вачи-
нающего писателя — чрезвычайно серьё-
зе.

Вторая книга молодого литератора тре-
бует_ к себе не меньшего внимания, не-
жели первый литературный дебют; Первые
похвалы опасны. Слишком часто порождают
они раннюю самоуспокоенность, притуп-
ляют требовательность.

Широкое читательское признание полу-
чила опубликованная в прошлом голу ио-
весть Степана Чорнобривца «Освобожае-
ние» — первая чабть Залуманной автором
трилогии «Освобожденная земля»:

Недавно издана вторая часть этой три-
логни = повесть «Воссоединение». Bh co-
жалению, многое в этой повести 0. Чорно-
бривца говорит о чрезмерной торопливости
автора. Бледнее, чем в первой части, ве
язык; менее выразительны портреты ге-
роез. Даже те люди, которых мы успэли
полюбигь WO первой части трилогии,
предстали здесь перед нами обедненными,
утратившими ту выразительность и поэтич-
ность, которая была присуша их образам
в начале трилогии. Автор слишком часто
подменяет художественное повествование,
раззивающее линию книги, декламацией.
Неожиданно ли это проявилось в твор-
честве С. Чорнобривца?

Нет. Склонность к чрезмерной отиеа-
тельности можно было заметить уже и в
первой части трилогии. Но ни редактор,
ни критика, ни старшие товарищи по
литературе не предостерегли моледого чи-
сателя от опасности, которая  таилась в
усвоенной им манере письма, и которая
привела к тому, что новая книга его ока
залась менее зрелой, чем первая.

Нужно думать, что 0. Чорнобривец не
сочтет свою работу законченной, не-
емотря нё то, что повесть «Воссоединение»
уже напечатана. Заканчивая работу над
трилогией, он должен вернуться и к Nep-
вым ее частям, добиваясь большей дей-
ственности и углубляя образы героев.

Забота 0 «второй книге» молодого пи-

сателя —0 прочном  ветуплении ero B
литературу и нормальном творческом
росте — начинается с редакторской рабо-

ты над первой книгой. Эта работа должна
быть для начинающего литератор» школой
беспощадной творческой взыскательноети.
Не всегда, однако. такая взыскательноеть
проявляется в должной мере.

Недавно в издательстве «Радянський
цисьменник» вышел, например, сборник
стихов одаренной молодой поэтессы И. Ba-
башты «Новые берега»,
84 стихотворения, 211 странин. Между
тем более тщательный отбор стихов,
включаемых в книгу, был бы лишь
пользу и автору и читателю. Редактор
книги (Ю; Мельничук) должен бы прело-
стеречь Й. Забапггу от чрезмерной риторич-
ности. сказавшейся на многих ее стихах,
потребовать более тщательной работы над
образом и рифмой, указать на присущее
иным стахотворениям несоответствие Межлу
мыслью поэта и ритмом стихотворения.

Пониженная требовательноеть сказалаеь
й на уровне первых книг таких бесспорно
способных поэтов, как М. Гирныв (<Мя
Звенигоролщина», редактор С. Крыжанив-

го-  ский) п В. Лисняк («Степные песни», ре-

кор П. Тычина).

Вернемея к темам произведений м0ло-
дых писателей Украины. Пожалуй, наи-
большее количество произведений вы-
звано к жизни тою же темой, которой по-
священы повести С. Чорнобривца. dro
естественно. Миллионы людей на запад-

ных землях Украмны стремятся: в нач-
кратчайший срок освоить  богалейций
опыт, накопленный строителями  социа-
лизма на протяжении десятилетий, и
догнать своих собратьев в общем лвиже-
ний К торжеству коммунизма. Это’ одна пз
самых величественных й благородных тем
нашего времени, и она, несомненно, обога-
тит нашу литературу многими крупными
произведениями.

да

болыше вчитываешься в поэму, тем явут-
веннее чувство неудовлетворенности. Вы-
зывается оно прежде всего тем, как тас-
крывает поэт характер героя.

Глава первая называется «Собрание в
Терасимовке». Ребята у школы играют в
снежки, и Павлик «задорно смеется». При-
езжает представитель райкома — Зимин.
На общем собрании он говорит речь о коа-

‘хозах, о классовой борьбе в деревне,

Все жестче слова прозвучали:
Мрачнели от них кулаки.
Жиденькие вначале,
`Несмело срывались хлопки.
‘Потом Зимину все дружнее
Хлопала беднота:..

Многое в жизни яснее
Павлику стало тогда.

Так примитивно и наспех объясняет
С. Шипачев истоки поведения своего героя;

В начале второй главы мы видим Паваи-
ка, читающего том Горького. После лири-
ческого отступления, в котором поэт крат<
0 и, к сожалению, довольно трафаретные
ми словами рисует обетамовку в стране,
изображается 0603 ©. хлебом, отобранным у
кулаков. Попутно говорится, что Павлик
раскрыл хитрость кулака Кулуканова, 3a-
прятавшего хлеб в ледяной горе.

Уже в этой главе обнаруживается суще-
ственный недостаток поэмы — автор все
время словно избегает показа Павлика в
моменты напряженной борьбы, в прямой
ветрече в врагом.

Прием этот повторяется и в третьей
главе. 0 семейной драме Павлика, 0 ero
столкновениях с отцом, 0 том, что отец
кричал на него: «Уйди, коммунист, зараза!»
й 410 «сын сообщил про отца», выдавав-
шего фальшивые справки кулакам, мы
опять-таки узнаем не из показа событий,
a из рассказа автора. В этой главе почв-
ляемя мать тероя. принесшая сыну
завтрак на пашню. Для изображения ee
любви к Павлику поэт нашёл хорошие я
теплые образы, но весь разговор Павла `с
матерью сух и равнодущен:

— Так и у нас будет, мама:
Трактором будем пахать,

В сборнике —

на !

олодые золоса Украины

Среди книг, посвященных этой теме,
необходимо отметить небольшую повесть
В. Лозовою «В долине Стрипы». Повесть
написана от лица агронома Сазчука. Рас-
сказывавтея в ней о том. как созлавалея
олин из первых колхозов Тарнопольечей
области в 1940—1941 тг. Умело отбирая
детали; рисуя беглые, но выразительные
портреты, автор укладывает в сотню стра-
ниц глубоко волнующее повествование.

В чисяе новых книг, написанных на Ty
же тему, обобняком стоит вышедший не-
сколько недель TOMY назал небольшой
сборник стихов «Буковинекие напевы».
Автор книги — букоринекая  крестьянва,
налюдная поэтесса Параска Амбросий. Она
тянулась к Знаниям. Брат и подруги учя-
ли ©е читать, приноеили книги. Помогая
матери, левушка ткала ковры, вышявала.
Сборники стихов лежали возле ее посте-
ди: песни скрашивали ее жизнь.

Рано Параска Амбросий начала в сама
складывать песни, и из маленькой хаты в
селе Залубровке они разлетались по всей
Вуковине, потому чго в них товорилось о
том, о чем мечтал каждый: о стремлении
обездоленного народа к освобождению, 0
борьбе, о незыблемой вере в братевую по-
мощь, что придет из-за советского рубежа.

Освобождение пришло, и впервые pa-
дость зазвучала в песнях Параски Амбро-
сий, когда рассказывала она о . первой
советской весне на Буковине.

После немецкой оккупации Буковины в
1941 году боярская сигуранца бросила
больную поэтессу в тюрьму, подвергла ee

пыткам, запретила писать.

Но вера в победу не угасала в сердце
мужественной дочери украинского народа.
В тюрьмах сложилась песня:

Sl 3a piany Батьювщину готова вмирати,
Доки жию, буду И в шШенях
прославляти!..

Сегодня новые, радостные песни Параски
Амбросий вновь поет вся Советская Буко-
вина.

Много новых книг — в прозе и в сти-
хах — рассказывают 0 славных делах
украинских колхозников, о стремительном
стирания граней между городом и дерев-
ней.

Скажем сразу: сегодняшняя жизнь
украинского села являет нам картину не-
сравненно более, величественную, нежели
те штрихи, которые нашли уже от-
‘ражение в дитературе. — Строительство
агрогородов, непрерывно возрастающая ме-
ханизация колхозного производства, рожде-
ние новых колхозных профессий, повыше-
ние культурного уровня сельской  жиз-
  HH, —— Bee это еще в слишком малой мере
показано в книгах. Но новые произведе-
  ния, печатающиеся на Украине, поднима=
ют Bee более и более глубокие пласты
жизни. Среди этих новых книг привлекает
& себе внимание книга очерков И. Воло-
шина «Сады цветут».

Необходимо отметить, что многие из мо-
лодых прозаиков Украины проходят
путь литературной учебы, начиная не
с крупных полотен, а ¢ работы. нал
рассказами. Сборники А. Хорунжего
(«Буковинекие рассказы»), М. Чабанив-
ского («Свежий пласт»), рассказы М. Бэ-
жаткина, Ю. Эбанацкого, С. Завгороднего,
М. Томчания, Н. Снегирева, напечатанные
в журналах, свидетельствуют о плодо-
творности такого пути. 0б этом. важно на-
помнить, потому что рассказ за’ последнее
время почти исчез со страниц толстых
журналов, выходящих в Москве. Да и сре-
ди новых книг, выпущенных московскими
издательствами, давно уже не вотречались
сборники рассказов.

Необходимо также сказать, что обилие
новых имен, появившихся за послелнее
время в украинской литературе, явилось
следствием вдумчивой и заботливой рабо-

телями издательство Союза советеких пи-
сателей Украины «Радянський пизьмен-
ник». 06 этом с признательностью говори-
ли многие участники совещания молодых
авторов, созванного в Киеве в конце прош-
лого месяца,

Молодые писательские голова звучат на
Украине все громче и увереннее.

А кулаков проклятых
Вытурим за порог!

Право же, было бы естественно, если
бы мальчик говорил о своей мечте более
взволнованно, если бы он. например, идя
ba своей лотаденкой, думал не только 0
том, что в ним в деревню придут тракто-
ры, но и сам мечтал сесть за руль. Ду-
мается, что С. Щипачев напрасно забыл
0 TeX особенностях детской  поихологии,
когла будущее страны. близких рисуется
воображением в неразрывной связи в их
личной судьбой.

В главе «Суд» автор, наконец, решается

свести Павлик» липом к лицу с отцом.
Однако изображение душевного состояния
и Павлика и отца дано удивительно стан-
дартно; художественно  невыразительно.
«Парнишка русоволосый мнёт карйуз, ждет
вопросов», «у Павлика щеки пылают,
стылно ему за отца», «и от его взгляда
отводит глаза отец».

В главе пятой «У костра» Павлик рас-
сказывает пионерам. что он видел кулада,
прячущего оружие в стогу. То, что С. Щи-
пачев избегает изображения прямого дейст-
вия, сцен высбокого накала, обедняет образ
героя, делает его вялым и бесцветным.
Правда, глава кончается встречей Павла
с одним из врагов, произносящим угрозы
по его адресу, но ни одним словом не об-
молвился поэт о мыслях и чувствах Пав-
ла, вызванных этой угрозой.

Не дает внутреннего удовлетворения и
клава «Коммунисты». в которой Павлиб
прихолит к Зимину сообщить ему о свом
открытии. В главе подробно описываетея
изба. в которой остановился Зимин, приход
Павлика, тиканье холиков на стене ий х0-
рошие мыели Зимина о Павлике, но в ней
нет главного: разговор Павлика с Зиминым
заменен скромным отточием,

Невольно напрашивается вывод, “ITO
автор слишком бегло и скупо расска-
зал нам о своем герое. В поэме ни слова
не говорится о влиянии на Павлика шко-

ты. которую вело с начинающими  писа-.

Г. НЕЙГАУЗ

Иоганн-Себастьян Бах

К 200-летию со дня смерти

Анализируя творчество великого немен-
вого композитора Иоганиа-Себастьяна ba-
ха, испытываешь чуветво, подобное тому,
которое охватывает ученого: открываюше-
го законы природы. Даже непосредетвен-
ное восприятие его музыки — стройной.
величавой, богатой мыелями, чувствами и
образами, наролюй. стихийно мощной —=
подобно восприятию природы. помножен-
ной на разум человека. Ha ero созилаю-
щий и организующий творческий дух.

Наше время, безжалостно. расправляясь
с заблуждениями и формалистическими из-
вращениями в музыке конца прошлого и
начала нынешнего века, по-новому ошу-
шает величие Баха — геннального худож-
ника. Творчество которого является. зна-
чительнейцим этапом в развитии  реали-
стической музыкальной культуры мира.

По моему глубокому убеждению, творчё-
ство Баха, воплотившее в себе всё сокро-
виша предшествующего ему музыкального
творчества, не может при нашем нынеш-
нем углубленном понимании петорин и ее
законов не оказать влияния на развитие
  современной музыки. Пусть формы будут
другие, но свойствениое Баху слияпие
личного е общим, величайшая свобода пн-
дивидуальности, народность и интернацио-
нальность музыкального языка как срел-
ства выражения. совершенство хуложест-
венного воплошения — все это объединено
в блестящем мастерстве композитора. Трудо-
любнем он подобен рабочему, в совершен-
стве владеющему своим материалом, извле-
кающему из него всё, что возможно, ради
яено осознанной цели.

В эти дни в Германской демократиче-
свой республике широко отмечается 209-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА

Последний, тридцатый
«Огонек» интересно задуман и осушест-
влен. Вышедший в дни, когда советский
читатель с большим вниманием следил за

номер журнала

ной партии Германии, журнал помогает со-
ставить живое представление о делах и
людях Германской демократической респуб-
лики. г

Статьи президента Вильгельма Пика «За
вечную дружбу между советским и немен-
ким народами», премьер-министра Отто
Гротеволя «Поворотный пункт в истории
Европы» и заместителя премьер-министра
Вальтера Ульбрихта «Народнохозяйствеан-
ный план республики» характеризуют ис-
торическое значение образования Герман-
ской демократической республики, расска-
зывают об огромной помоши Советского
Союза, оказанной немецкому ` народу, и об
успехах и перспективах экономики демо-
‘кратической Германии. Pare

Дыхание новой жизни немецкого’ ‘народа
ощущается в тех фактах, которым посвя-
щены очерки и’ статьи Г. Меркулова,
К. Григорьева, И. Ильичевой. Немецкие
рабочие, осознавшие себя впервые в исто-
рии хозяевами предприятий и поэтому на-
Чавшие борьбу. за улучшение качества. про-
дукции; безработный из ‘Западной Германии,
который в демократической Германии стал
студентом рабоче-крестьянского факульте-
та; грузчики Ростока, отдыхающие на на-
родном курорта, — вс ‘всех этих больших и
  малых фактах звучит ритм решительной и
уверенной поступи немецкого народа, иду-
щего по пути коренных социальных преоб-
разований. . y

Тот же ритм звучит и в отличном сти-
хотворении талантливого немецкого поэта
Кубы в переводе Л, Гинзбурга:

Хлеб и виноград;
Каждый колос в жите
Люлям говорят: я
— Стройте, сейте, жните!

~

Мы не обречем
Сыновёй на муки,

лы, пионерской организации. Из
рии Морозова мы знаем, что его борь-
ба с кулаками не ограничивалась нпо-
исками  спрятанного хлеба или случай-
ным обнаружением оружия, но что ребята
боролись в кулацкой агитацией, им прихо-
дилось, например, раекрывать и разобла-
чать авторов подметных писем, агитирую-
щих против колхозов.

Автор искусственно сдвинул события,
действие поэмы происходит в течение не-
полного года. На самом деле было иначе,
«Борьба Павлика с вулаками быль долгой
и упорной. После того как был осуждён
отец, прошло еще два года» (x0 гибели
мальчика, — А. М.), — писала мать Пав-
лика, Татьяна Морозова. Конечно, за ху-
дожником остается право. в целях более
глубокого раскрытия образа, и сдвигать и
перемещать события. Но в данном случае
это не привело к цели, наоборот, это ли-
шило 0. Шипачева возможности показать,
Kak формировался героический характер
Морозова.

Неоправданно ‘изменил поэт “ействи-
тельные обстоятельства смерти Морозова,
В поэме Павлика убивают Данилка Титов
H «рядом какой-то старик». 0 Данилкв в
первой тлаве говорится одной строкой —
«Данилка Титов подкулачник», 0 старике
же вовес ничего не говорится. Но ведь под-
кулачник Данилка — двоюродный брат
Павлика, а «какой-то старик» — его род-
ной дед. Видимо, поэт побоялся раскрыть
эту ужасную правду сердцу своего чита-
теля. На наш взгляд, правда во всей ее
наготе луче; чем всякого ‘рода умолча-
ния, способна лать представление о стой-
кости характера  героя-пионера, привить
детям революпионную активную ненависть
к прошлому, к проклятому  вобственниче-
кому миру, и глубже оценить величие се-
годняшнего нашего бытия.

С. Щияпачев, по буществу, пошел по
пути упрошения своего героя, упрошения
жизненной правды. 4 потому ему и He
удалось в полную силу показать величие
подвига юного героя. Не удалось по-
казать ему, как случилось, что в совет-

1200-летием со дня смерти Баха весь кон-.

работой Ш съезда Социалистической; ели:   `

nr : PRA een

исто-

летие со дня смерти Баха. Свободный на-
род отлает’ должное своему великому ге-
нию, Предетазители советского музыкаль-
ного искусства также принимают участие
в этом большом еэбытии на фронте вудь-
туры.

В нашей стране; бережно хоаняшей и
развивающей высокие достижения прош-
лых веков. изучение п. пропаганда твор-
чества Ваха занимают видное место: В
конеерваторнях, музыкальных училищах
п школах люди с детевих лет изучают и
исполняют Баха. Нередки случаи, Korda
даже при окончании консерватории уча-
щиеся исполняют наизусть «хорошо тем-
перированный клавесин», то-есть играют
48 прелюдий и фуг Баха. Публичное ис-
полнение этого мовументального цикла не-
сколько раз осуществлялось в разных го-
родах Советского Союза чудесным . совет-
ским пианистом Святославом. Рихтером и
произволило глубочайшее впечатление Ha
аудиторию. Этот цикл исполнялся также.
профессором -С.,Е. Файнбергом, Очень много
играют Баха профессор М. В. Юдина, пи-
шущий эти строки и другие. Популярны
баховекие органные кочпертыс в исполяе-
пни профессоров А. Ф. Гедлке и И. А, Брау-
д0, а также некоторых молодых органи-
стов. Веегда привлекает массу слуптателей
исполнение таких  произвелений, Kak
«Страсти по Матвею» или «Магнификат». ©
Баха исполняют хоровые. коллективы,..в0-
калиеты п инетрументалисты. В связи ©

цертный ceson 1950/51 года его музыка.
будет» звучать повсюду:

Поганн-Себаетьян Бах теперь; через 200 ©
лет после смерти; сохранил славу одного из
создателей высокого реалистического на-
родного искусства. совершенного, прекрас-
ного и жизнеутверждающего. it

Мы страну берем
В собственные руки:

Не свернем назад — :
Ясен ход событий.
Жизнь цветет, как сад... . ii
Стройте, сейте. жните! i

Черты новой Германии звпёчатлены и на.
многочисленных фотоиллюстрациях. На од-\
HOH из них — шахтер Адольф ` Геннеке,
зачинатель движения активистов производ-.
ства в Германской демократической pec-
публике. на другой — бывший батрак Тео-
дор Верта. получивший по закону демокраз
тической республики землю; Глубоко вна-
менательны эти два портрета новых хозяев
жизни.

`В номере напечатаны также отрывки из’
повести немецкого писателя Герберта A.
Лангера «Человек нашел себя», рассказы: !
вающей с сульбе рабочего в послевоенной!
Гёрмании: иллюстрированный фотографиями
очерк Юр. Королькова «Под американской
пятой», сообщающий новые факты о хо-
зяйничанье американских колонизаторов в
Западной Германии. В короткой статье)
Т: Мотылевой о демократической немецкой!
литературе обрашают на себя внимание.
ранее неизвестные советскому читателю.
имена молодых немецких прозаиков, авто-
ров рассказов и очерков. qi

С интересом будут прочитаны стихи И!
Бехера и К. Шнога в переводах Вл. Ней-
штадта, Е. Николаевской ин. И. Снеговой:

Дню Военно-Морского Флота в журнале’
посвящена статья вице-адмирала Н. И. Ви-.
ноградова «Флот великой советской ‘дер.
жавы» и очерк А. Старкоза о курсантах.
военно-морского училища, an

Хорошая репродукция с известной карти.
ны В. Пузырькосва «И. В. Сталин н:.
крейсере «Молотов» дана в номере отдель
ной вкладкой: fH

Среди остальных материалов привлёкает
внимание заметка инженера Е; Каменева,
рассказывающая о его впечатлениях от
пребывания в портовом городе Северной.
Кореи — Нампхо.

I
<

iH

ской стране, впервые в HCTOPHH, дет’
ощутили себя революпионерами, борпамт
за будущее. «Это — одно из MACHER
чудес нашей эпохи», — говорил Горький {
ребятах, котрые в 11—12 лет чувет
вуют «с такою глубиной и силою пафо
революционного дела», удожественно г!
объяснения этого чуда в поэме 0. Шина
чева пока нет, Я
Необходимо бодее требовательно подойт
ий К языку поэмы.
В ней встречаются небрежные рифиы
вроде «кулачье»—«гниет», нередко назой.
ливо повторяются одни и тё же определения’
одни и те жо эпитеты в разных примене,
ниях, Только что ветер шлифовал «боль.
шак», а смотришь, уже и Павел «в дом!
стал большаком»: в главе «Мать т
Ore» слово  «сыроватый» встречаете’.
трижды — в применении к земле, 1
словно видит, «как роши березовые пр С
дуло под Новгородом, под Рязанью, по
Тулой» (должно быть, здесь подразумевает,

воздуху и к черемуховому Холодку. В пер
вой главе Павлик, слушая речь Зимина
ся свежий ветер коллективизации), вора
глава начинается с того. что «янвалюко!
метелью продуло черемуху под окном».
а в эпилоге уже «осень деда проду
вает». Еели же вепомнить;, что и «Ломи.
в Шушенеком» тоже начиналея © ror
Что «и края в край мотелями продута
лежит Сибирь», то станет ясно, чт поэт!
пора избавиться от этого навязчивого выра
жения. ый
Й в т0м виде. в каком поэма ныне су’
ществует, опа, на наш взглят. и нужна
полезна. Но хочется, чтобы not H
мирилея с нелоделками. Первый шаг
освоении труднейшей темы, на вотору
долго не отваживались наши писатели.
сделан. и начатое большое лело не следуе
бросать на половине. У С. Шипачева сет!
все возможности создать тавос произволе
ние, в котором значительная Tema halite
й достойное художественное воплощение, ›

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 61