Г. НОВОГРУДСКИЙ,

специальный

корреспондент

«Литературной газеты»

Это очень просто, сидя за письменным
столом и поглядывая через окно кабинета

на огни большого  торода; ‘написать:
«...Остальные марки  плугов; a именно:
ТП-3, ТП-4... не могут быть использованы

с, преднлужниками». .
Но каково получить подобное заключе-
ние в далекой кубанской МТС. когда 13
пятидесяти плугов, которыми она распо-
лагает, тридцать два — именно ^ марки
ТН-3 и 11-4, когда ‘весна приближается
И надо тотовиться к пахоте, а пахать
нужно обязательно с предплужниками.
- Разъяснение,  озадачившее работников
MTC в феврале прошлого года, ‘исходило
от Всесоюзного научно-глеледовательского
института‘ механизации сельского. ^ хозяй-
ства (ВИМ) — организации, которая при-
звана ‘не только создавать новые  сель-
скохозяйственные машины, носи изыски-
вать способы наиболее рационального ис-
пользования тех, что уже работают. Мо
ВИМу выходило; что тракторные ‹ плугин
старых марок He годятся для работы с
предплужниками. Между. тем в стране та-
ких плугов десятки тысяч.

Старший механик Платнировской. МТС
М. Сидоров несколько раз’ перечитал
циркулярное письмо ВИМа. Сомнений нет.
Заместитель директора института Краснов,
руководитель лаборатории почвообрабаты-.
вающих машин Никифоров, старший на-
учный ‘сотрудник Минин с0 всей  реши-
тельностью выносили смертный приговор
плугам старых марок.  ‘ :

При: всем своем уважении к. работни--
кам института механик Сидоров не хотел, .
не ‘мог согласиться ¢ их - заключением.
Он засел за чертежи, расчеты и довольно.
быстро нашел выход: потребуется неболь-
шая переделка рамы; нужно  наставить
полуметровый кусок полосового железа —
и предплужники можно будет крепить. к
плугам ТП-$ и ТН-4 с таким же успехом,
как ко всяким другим, fe

‚ Вместе с. механиком Сосюрой Сидоров
‘переделал плуг. Расчеты. подтвердились.

Вонреки утверждению института, Плат-
нировская МТС сумела вооружить  пред-
плужниками. все свои плуги старой кон-.
струкдии. Самая важная задача советской
революционной агрономии, как писал ака-
демик Вильямс, — введение . культурной
вепашки. плугом с предплужником — бы-
ла с успехом решена в районе. .

— Но ведь один район ничего не ре-
шает. Плугов с короткими рамами в каж-
дой машинно-тракторной станции десятки.
Если люди не узнают о ‘нашем опыте, то
плуги будут бездействовать, — хорошо,
по-советеки забеспокойлея механик Сидо-
ров. Погрузив один из переделанных ‘плу-
тов на грузовик, он повез его в краевое
управление сельского хозяйства.

В краевом управлении поняли, ‘какую
огромную роль может сыграть’ ‘новатор-
ское предложение Сидорова и’ Сосюры в
борьбе за выполнение постановления: Фев-

ЮДИ

сквы номер журнала «Машанно-трактор-
ная станция» во статьей «Как присйоео-
бить тракторные плуги ТП-3 и TH-4 sas
работы с предплужниками». В ней руко-
водитель ‘лаборатории ночвеобрабатываю-
щих мацтин` ВИМа П. Никифоров, тот са-
мый Никифоров, который
утверждал ‘в циркулярном письме, что K
плугам старых марок приспособить пред-
плужники нельзя, сейчас отстаивал прямо
противоположное мнение. Ни словом, ни
единым звуком не упоминая 0
осуществленном ^ предложении механика
Сидорова, П. Никифоров, вкупе. с соавто-
ром А. Плишкиным, сообщали о том, что
«лаборатория почвообработки ВИМа разра-
ботала простой способ переделки  паугов
марок ТП-3 и ТИ-4 для работы с пред-

плужниками». Далее — описание. способа..
- «Способ» Никифорова и Плишкина ©;

поразительной точностью совпадал со спо-
с0бом ‚платнировского механика. Разница
была лишь в одном: то, что у Сидорсва
было предельно просто и доступно, у рз-

ботников ВИМа было. усложнено.

Мы не будем сейчас разбираться в том,
является dH  «cnoco6s Никифорова a
Плишкина прямым плагиатом или нет.
Пусть” выяснением этого займется  Мини-
стерство сельского ‘хозяйства СССР; кото-
рому подведометвенен ВИМ. Ho одно бес-
спорно: если даже в институте самостоя-
тельно додумались до того, что уже’ было
успешно ‘разработано. и применено’ Сидорэ-
вым, то п. в этом случае лаборатория
почвообработки -плетется в хвосте у жизни,
у практики.

Отрыв ‘от’ жизни, от практики — самый
большой порок; каким только может стра-
дать научное учреждение. В системе Ми-
пистерства сельского хозяйства он, види-
мо, присущ не одному ВИМу.

В Краснодаре, в центре‘ богатейшего
сельскохозяйственного. края, . расположен
Всесоюзный научно-гиселедовательский ин-
ститут масличных культур. Он имезт
большие достижения в области селекции
этих культур и ничтожно малые — в об-
ласти механизации их обработки и уборки.

В течение пятнадцати лет (!) Институт
масличных культур, а затем также и Ин-
ститут сои и клещевины пытались’ со-
здать специальную машину для уборки и
обмолота клешевины, но у них так ни-
чего и не получилось. А работники ку-
банских машинно-тракторных станций —
инженер С. Косачев, механики А. Вуркин
и И. Бабаев, комбайнеры Н. Чернипкий н
Н. Милащенко, взявшись прошлой осенью
за это дело, решилн итти по другому пу-
ти: не мудрить, не выдумывать сложных
конструкций, a приспособить лля обмоло-
та клещевины обычный комбайн.

Проблема механизированной  молотьбы

клещевины, ‘над которой ученые мужи

двух институтов тщетно бились годами,
была за короткий срок блестяще решена
практиками машинно-тракторных станпий.

ральского Пленума ЦЕ ВЕЛ(б) о полном
переходе на пахоту нлугами © предилуж-
никами. Механики всех МТС Кубани была
вызваны в Краснодар. Им’ показали пере-
деланный плуг, разъяснили, как осуще-
ствить переделку, снабдили чертежами:
° Весть. о начинании краснодарцев разле-
телась далеко по всему Северному Вавка-
зу. Что ни день, в. вестибюле ‹ краевого
управления сельского хозяйства, ‘тде плуг,
переделанный Сидоровым, был выставлен
для всеобщего обозрения. появлялись. прел-
ставители из соседних краев и областей.
Их тоже снабжали чертежами. .
№ началу весенних работ 1949 года. на,
Бубани ‚было переоборудовано - около- пята
тысяч тракторных плугов. Тысячи плугов
старой кенструкции. работали.. в ту. весну
с предплужниками и на полях Придонья,
Ставропольшины; Осетии, Дагестана.
- Веесоюзный институт механизации
сельского хозяйства долгое время оставал-
ся в стороне от этой большой работы, не
проявлял никакого интереса к тому, что
делается на местах.

Наконец, осенью 1949 года, через мно-.
го месяцев после того, как переделка плу-
тов по методу Сидорова была признана и
осуществлена, на Кубань пришел из. Мо-

iy

- Два года назад мне довелось ехать из.
Воропгиловграда в Краснодон. Почти все
насезжиры. автобуса были подростки 15—
16 лет, направлявишеся из. Ваменен-Пэ-
дольской области в школы горнопромыш-
ленного обучения. Ирильнув вплотную к
окнам машины, будущие шахтеры. смотре-
ли на широкую панораму холмистой, из-
резанной оврагами донецкой степи. И

Среди обычно шумливой и смешливой,
а сейчас притихшей молодежи выделялся’
темноволосый стройный паренек с комго-`
мольским значком на грули и ресницами”
10 того черными. будто вылез’ он. только
что из шахты: Не раз. видимо; прочитал
комсомолец «Молодую гвардию». и сейчас,
но дороге в Краснодон, его’ распирало: от
нахлынувших впечатлений.

‚ — Гляди, — говорил’ ‘он,  етватив за
руку своего соседа, — по этой дороге еха-
ла Люба Шевцова в. Ворошиловград.

Притих он, как и все его друзья, когда
в степи на горизонте возникла вдруг остро-
верхая пирамида террикона — несме-
няемого. часового неведомой еще сельским
подросткам шахты.

Нелелю спустя я встретился со. свэими
спутниками в школе 930 № 26 при шах-.

те имени «Мололой гвардии». Все они уже  .

были в новеньких синих форменных ко-
стюмах. многие успели побывать в шахте.
— И совсем нячего страшного, — дели-
лись они первыми своими впечатлениями
‘от шахты. хотя, вилимо. не один ‘из AUX
ибпытал чуветво волнующего напряжения,
‘когла впервые вошел в клеть шахтного
подъемника и она, взлротнув, неожидан-
но приполнялаеь. а затэм стремительно
понеслась в глубь шахты.
своих  спутии-

Позднее я встретал
ков на торжественном собрании, . по-
священном Лню шахтера. Большой зал

краснодонекого клуба имени Ленина был

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 62,

——

ив   -1А ПЕРВО

`И уборку клещевины комбайном тоже
уже можно считать делом оешениым. В:
прошлом году‘ комбайнер. Переяслазской
МТС, Tepe Социалистического Труда
В.  ЛДавьшенко приспособил для этого
комбайн п убрал им 250 гектаров кле-
шеёзины. Б нынешнем Тоду он. готовит
свою машину к тому, чтобы убирать-и
молотить клещевину одновременно. ^
Lo :

`Важдая из’ рассказанных историй  по-
своему поучительна. -Ho .0бе они говорят

063 одном: о великолепной инициативе ку-

банеких механизаторов -и‘0 ‚неправильном,
порочном стиле работы некоторых  сель-
скохозяйственных _ научно-песледователь-.
ских институтов. Чельзя замыкаться в
стенах лабораторий, нельзя радотать в
отрыве от жизни. Иначе получится тот
конфуз, какой случился е работниками’
Института ‘механизации сельского хозяй-
ства, та пеловкость, ‘которую, без сомне-
ния, ‘испытывают ученые - конструкторы,
институтов масличных культур, отставигяе
от рядовых тружеников машннно-трактор-
ных станций. ce

КРАСНОДАР

‘переполнен. В первых рядах сидели почет-
ные шахтеры в парадных мундирах, за
ними-—молодые шахтеры‘и ученики O80.

Шахтёров ‘пришли’ приветствовать учи-
теля. врачи, ‘колхозники окрестных сел,
пионеры с букетами степных цветов.

Котда же с трибуны прозвучали слова
обязательства, взятого ‘краснодонцами в
письме к первому другу шахтеров —
великому Сталину; все ветали. И вместе
с0 всем залом. долго, изо всех сил руко-
плескали ученики Ф30. Они принимали’
‘первое свое обязательство.

Приехав спустя два. гола в Краснодон, я
вспомнил своих. старых знакомых, черпо-

глазого комсомольца. который так нетерпе-.

ливо искал в донецкой степи слел «Молодой
гвардии», и пожалел, что не записал их
‘фамилий. Где они сейчас? Как выдержали
пспытание нелегкого шахтерского труда?

В школе ничего не могли мне сказать.
За лва года было уже четыре выпуска:
все работают на. окрестных шахтах, мно-
гие — на «Мололой гвардии».

Я не нашел заприметившихся мне хлоп-
чиков. Ла и как узнаешь подростка, кото-
рого мимоходом видел лва года назад? Но

]я увидел на шахте «Молодая гвардия» нх

сверстников, земляков, одноклассников.

2.

Bo seem Kpacnononcrom районе нет угля
лучше, чем на шахте «Молодая гвардия»:
Золото, а не уголь. Бери его из забоев и

без всякого обогашения грузи на коксовые.

заводы. Только спасибо скажут. Но взять
этот уголек нелегко; Залегает он пластами
меньше. метра толшины. Вот и представьте
себе подземный коридор в 140 метров

ллины и 80 сантиметров высоты, Восемь-`

десят сантиметров!
В такой лаве завоевал себе славу луч-
шего машиниста врубовой машины Rpac-

нодонского района член ` шахтного бюро
комсомола Григорий Алексеев.
Нелегко и не сразу дается  шахтерская

слава. Добывается она тяжелым трудом.
Григорий Алексеев пришел из колхоза

категорически.

широко’

ame TL JLO-T bl

„В Еерчевекий поселок на Верхней Ва-
ме, где расположен крупнейший сплотет-
ный рейд, я попал с оказией за полночь.
Мощный катер, буксировавший ° новень-
кую, остро пахнущую смолой орляну —

так’ называют здесь небольшие плосколун-

ные` баржи, — причалил к правому Kpy-

тому берегу, заставленному судами и л0д-

ками самых диковинных форм.

Рулевой бросил мотористу в переговор-
ную < трубу. . коротенькое; —. приглушенное
«Стоп!» и, кивнув в сторону реки, сказал:

— Вот и сетка! Дальше судам ходу
нет, Ваму еше вчера перекрыли’ генераль-
ной запанью. ^

Необычайная картина открылась перед.

нами. Два городка — молчаливые, безлюд-
ные в этот поздний чае белой северной
ночи. Один лежал на реке, другой, стоял
на, берегу. )

То. что рулевой назвал сеткой, оказа-
лось целым лабиринтом загадочных с00ру-
жений. Весь участок Камы, длиной кило-
метра в два, был исполосован ‘деревяня-

ми дорожками, похожими на тротуалы.
Приглялевшиеь, можно было различить‘
стройную систему корилоров. Некоторые

из них, широкие. ‘перехваченные изящны-
ми арочными мостиками, тянулись вдоль
русла, другие, поуже, уходили вправо и
влево под острым углом. Ниже по течению,
на длинных понтонах, темнели тяжелые
рамные остовы каких-то машин. Тут же,
казалось, прямо в воле, стояли аккуратно
срубленные. с обшитыми фронтонами, мир-
ные ломики. каких сотни в лесных посел-
ках Верхней Камы.

Утром я снова вышел на берег. На реке
попрежнему было тихо. Но городок на воде
при дневном свете утратил свои фантасти-
ческие  очертанил. Тротуары оказались
бонами — ограждениями из бревен. поверх
которых настланы доски. Домики, rie
устроены конторки мастеров и уютные
комнаты отдыха, стояли не в воде, а на
пловучих железных бочках.

Городок на берегу представлял не мень-
ший интерес. Можно было залюбоваться
отлично сработанными брусковыми домами,
в которых живут сплотчики, формировщи-
ки, сортировшицы. Мне пришлось побывать
в таком домике у лучшего еплотчика рей-
да. коммуниста Василия Ивановича Стеш-

кина, который в прошлом сезоне добилея

рекордной выработки на советской еплотэч-
ной машине «ВАФ-16». Василий Иванович
с семьей занимает половину дома, только
что OTCTPOeHHOTO на ‘новой. выросшей за
один гол, улице. Просторная квартира 06-
ставлена на городской лад. ~

— 9% только тав кажется, 9%
сплав — дело сезонное. — рассказывал мне.
Василий Иванович. — Я вот четырналцать
лет здесь; перерыв был только, когла ухо-
дил на фронт, a 063 работы не сидел au
одного дня, Сезонников у нае даже летам
раз-лва. и обчелся. Вее кадровые рабочие...

В труде и быту советских снлавщикав
произошли такие разительные перемены.
4TO старые, почерпнутые из книг пред-
оставления о сплаве не подхолят даже для
сравнения. На Верчевском. рейде, заложен-
ном в годы первой’ сталинской пятилетки,
живут и трудятся круглый год подлинно
инлуетриальные рабочие. :

Зимой здесь сплотили пять морских
«сигар». которые ушли ранней весной, по
большой воде, прямо На. Каспий. Камская!

морская «сигара» придумана в предвоен-

ные годы. Это небольшой, по здешним.

понятиям, плот. равный по объему желез-

нолорожному составу с лесом, Плот круг-
лый, жесткой конструкции, се глубокой
осадкой. Концы его сужены. и по форме

‚он, действительно, напоминает сигару. Она:

способна выдержать морской литорм, и ее.
без обычной переплотки в Астрахани
отправляют прямо до Баку. Красноводека
или другого каспийского порта.

Зимой керчевские сплавшики, не заня-
THO Ha сплотке, ремонтируют машины и
суда, готовят наплавные сооружения,
‚строят жилища. Сейчас возводитея дом
культуры; старый клуб тесноват.

Под утро следующего дня пришел. лес,
выпущенный «молем» с верховых прито-
ков Камы. На бонах и мостиках. у машин

и генеральных ворот запестрели сотни раз-.

ноцветных платков и мужских KCK.

на шахту 16-летним подростком, а сейчас
это настоящий кадровый шахтер. весь на-
литый крепкой здоровой силой. Темные во-
лосы аккуратно подстрижены бобриком,
‘спокойные карие глаза словно тушью 06-
ведены ободком -— примета шахтера:

— Пришел я в шахту, — вспоминает
Алексеев свое шахтерское крещение, —по-
ставили меня крепить штрек. Работа ни-
‚чего, да только не по мне. Все в забой тя-
нет. Кончу свое ‘дело, бегу смотреть, как
уголек режут. Смотрю, смотрю. и самому
попробовать хочется. Говорят мне раз пе-
реносчики конвейера: «Помог бы ты нам,
Гриша». А я только этого и жду. Стал
таскать им рештаки. Пошло. Перевели ме-
ня в переносчики. Наловчился я ло того,
чт один, бывало, все рештаки переташу
и еще машинисту помогаю. Заприметил
тут мою работу парторг. вызвал к себе и
говорит: «Из тебя, Гриша, хороший маши-
нист получится, только учиться надо»:
Учиться, так учиться. Послали меня на
курсы... Вот и рубаю уголек.

Скуп на слова шахтер. Спросишь ero
насчет выполнения нормы — прямо не от-
ветит. Вытянет из кармана расчетную
книжку: смотри, мол, сам.

Шесть тысяч рублей; шееть в полови-
ной тысяч, ‘семь триста..: Е

Алексеев настороженно наблюлает, ка-
кое впечатление произвели эти пифры. Вил-
но, мелькнула у комсомольпа мыель. что
могут. принять его за человека, котором
«длинный рубль» хорог. В ;

— 9% spore наглядной агитации, —
доверительно объясняет он. — Из нашей
деревни приезжали %ю1а лвое. — спепи-
ально проверить. что это’ там наш Грашка
делает. почему он, как профессор. зараба-
тывает, Походили, посмотрели, и, что ж вы
думаете? — остались на нашей шахте!

Я слушал его и лумал;: как быстро ра-
стет все на благодатной донецкой почве,
Давно ли Гопгорий Алексеев приехал в
Краснолон? Давно ли закопчил 030? Muo-
го ли прошло времени с того дня, когла
он невольно схватился обении руками за

Котла в66 кругом жило, заработал кон-
вейер. Да. это конвейер. Отличается он от
заводекого лишь тем, что тут у людей нет
крыши над головой,
лентой здесь служит водный поток -— его
нельзя ‘ни’ убыстрить, ни замедлить. -Впро-
Чем. и реку можно перехитрить...

Итак. конвейер запушен. Огромный
продольный «мешок», вмешаюший сто
железнодорожных эшелонов леса, заполнен
до-отказа: Иирокий кошель; которым” за-
канчивается «мешок», упирается в попе-
речную генеральную запань. Это четыре
стальных троса, толщиной кажлый в чело-
веческую руку. Они’ натянуты поперек
реки и поддерживаются ‘на плаву плотика-
ми, которые одновременно препятетвуют
прорыву лес» вниз. Выше лежат еще че-
тыре. вспомогательные запани. А вообще
владения рейла-гиганта тянутся по Ваме
на 120 километров.

В переходном ‘мостике, переброшенном
через генеральную запань. открылись трое
ворот, й лес пошел вниз по трем широким
коридорам. А там на мостиках, вооружен-
ные батрами, ждут его сортировщипы. Очи
должны точно определить сортимент каж-
дого бревна и направить ето в соответетву-
ющий боковой корилорчик, который здесь
называют двориком. (Нельзя путать сорти-
мент с сортом — сплавшики, ревниво 0бе-
регающие чистоту своей терминологии, не
простят вам этого, Сорт определяет каче-
ство древесины. сортимент — ее. назначе-
ние). Вот в этот дворик идет балане — ero
ждут на бумажных  комбинатах, в сосед-
ний — рудничная стойка, в. следующий—
пиловочник.

Наконец, партия древесины достигла
широкого коридора, ведущего к сплоточной`
машине. ‘Подвижной мост захватывает
своими стойками бревна, идущие поперек
реки, и гонит их вперед, к неполвижному
мосту. Мгновенное сжатие — и длинный
ряд бревен превращается в пучок. ‘Его
обвязывают проволокой и пускают вниз.
Ниже машин лежит формировочная сетка.
Злесь пучки, спаренные по два, сводятся
в ленты длиною по 400 метров. Лента —
составная единица будущих плотокарава-
нов, которые формируются на других.  ни-
жележащих рейдах. С Верчевского рейда
ленты  уводятся мощными’ катерами.

Вечером ‘в кабинете директора рейда,
инженера Александра Яковлевича Сафоно-
ва. подводились итоги’ дня: Рейд начал
работу гораздо раныше прошлогоднем, и
дело илет не хуже, чем в предыдущую
навигацию. Но верховые притоки Камы
раньше обычного пошли. на убыль, и необ-
ходимо принять поскорее весь лес, иначе
он обсохнет.

‚ Надо ускорить движение конвейера. Шо
как? Где кнопка. которую нужно нажать,
чтобы водяная лента двинулась быстрее.
чтобы восемь огромных машин. которыми
оснащен рейл, не силели на гололном пай-
ке в ожидании бревен? Нет такой кнопки.

Но если нельзя  поторопить реку. то
давайте будем подгонять лес. Обву. лени-
вую 0бву. впадающую в Ваму ниже Кер-
чевского поселка, перехитрили. Там поста-
вили ускорители. Один такой ускоритель
изобрел главный инженер Обвинского рейда
т. Лабутин. Две маленькие каретки. снай-
женные зубьями, движутся
вдоль коридора, забитого лесом. Вот мото-
рист Перевел рычаг лебедки, и каретки.
захватив партию бревен. волокут их к
маптине. Так, раз за разом. они «прочесы-
вают» весь корилор. Другой ускоритель,
сконструированный Волжеко-камеким фили-
алом Научно-исследовательского института,
лесосплава, ставится в воротцах. чераз
которые лес пропускают в коридоры и с9р-
тировочные дворики. Стоит бревну полойти
к воротцам, как его захватывают шипы
Круглого металлического барабана. и мол-
ниеносно проволакивают в коридор. А там
его уже ждут стальные лапки лабутин-
ских кареток.

Ha Верчевском рейде большой нужды в
ускорителях прежде не было. Течение
здесь, особенно в начале лета. быстрое.
Теперь явилась такая нужда, Время дик-
тует еще большие скорости...

КЕРЧЕВСКИЙИ ПОСЕЛОК,
Верхняя Кама

рейву клети подъемника, когда впервые
опускался в шахту?

oe

Многое изменилось на шахте имени
«Молодой гвардии» за последние два года.
Когда я впервые попал. в Краснодон. шах-
та достраивалась и не выполняла плана, &
сейчае в районной сволке стоит в ряду
первых. Любо посмотреть, как съезжаются
шахтеры на паряд; трешат мотоциклы,
шуршат по глине велосипеды, Парторг да-
же поставил перед администрацией вопро,
чтобы гараж на шахте построили. И в
центре всего нового, всего; что движется
вперед, —мололой человек пятидесятых го-
дов сталинского века, i

Он входит в жизнь. этот молодой чело-
век, с неутасимой жаждой больших дел. И
до чего же пленительно прекрасно раекры-
вается его образ здесь; в. Краснодоне, на
шахте, носящей имя «Молодой гвардии»,
на первой линии строительства послевоен-
ной пятилетки — на угольном фронте. .

Познакомпл меня Григорий Алексеев с
шахтером комсомольпем Снежко.

Такой уж он, Снежко, — когда знако-
MHIIbCA с ним, незачем имя спрашивать. На
одной и другой руке вытзтуировано: Павел
Снежко. «Грех» этот приключился с ним,
как он объясняет, в «доорганизованный»
период жизни. Организованный период ва-
чался в детском доме, в рабочем городке
Днепролзержинеске. Вырос Цавел, получил
квалификапию слесаря и поехал по назна-
чению работать в МТС.

— Однажды, — рассказывает мне Снеж-

ко, — привезли в район афишу... Ha
ней фотографические снимки  Красно-
дона, памятника «Молодой  гвардий»

й школы, где учат шахтеров. Тут же при-
глашение лиректора школы Валько. чтобы,
значит, ехать тула учпться. . Какой-такой,
думаю. этот Валько? Его вель немпы за-
мучили. A Bee же интересно; Написал
письмо. Ответили: сын настоящего Валько
из «Молодой гвардии»... Решил ехать. (0-
бралось нас 32 человека. И что ж вы ду-
маете, — Спежко даже сейчас краснеет от
возбуждения, — завезли нас в Алчевск.
Шумят ребята. как это так. записывались
в Краснодон, почему в Алчевск привезли.

да  транстюртерной   г

- на тросах‘

Вл. ЛЫХОВИЧНЫЙ, М. СЛОБОДСКОЙ

ORIBE TA

—

Kar это назывяется?

Полиставм страницы районных газет.
Срели множества заметок о наших дости-
жениях мы тшетно будем. искать сообще-
ния 06 успехах и победах некоторых
честных и передовых советских людей,
вполне лостойных славы п популярности.

() жителях некоторых наших поселков
трудно пивать ‘вовсе ‘не потому, что
их работа’ не’ заслуживает  внима-
ная общественности. а Потому, YN ях
деятельность протекает в <еленье или рай-
оне. название. которого будет выглядеть» в,
положительном очерке, рассказе или. оти-

хах по меньшей мере странно. В самом
деле, трудно представить бе очерк о
негодяйских передовиках или o благо-

устройстве в Грязнухе.

Стихи о светлых ломах Мракова могут
показаться насмешкой. А как написать 0
лучших людях Злодейского района? Нли
о честной и бескорыстной работе жителей
поселков Выгода, Хабары и Барыш?

`Вее эти. названия существуют сейчас, в
налнем советском одна тысяча девятьсот
пятидесятом голу. На Алтае целый Грязну-
хинский район. в Ростовской области —
Злодейсвая МТС. в Кировской области —
деревня Негодяево...

И Мраково. и Выгода, и Барыш, п
Хабары имеются сегодня на советской кар-
те и на советекой земле. Какая оскорби-
тельная нелепость!..

Конечно, это, как говорится, «наследие
проклятого пропглого». Но зачем так долго
беречь это мрачное и оскорбительное ва-
следие?

Почему, как кошмал. ло сих пор торчат
на наших картах «Ворожба» (Сумская
область). «Бреды» (Челябинская)? Зачем в
стране изобилия нужно сохранять разные:
«Голые пристани», «Пустошки» и «Пого-
релые городища»? :

Е чему так бережно хранить срели на-

званий наштих советских поселков назва-

ния, возникиеие, вероятно, в пьяной фан-
тазии какого-то парекого чиновника, —
Рожище, Желулок?

Город Пропойск переименован, А село в
Горьковской области «Пьянский перевоз»,
такое же трезвое и работящее, как и Bee
советские села, до сих пор сохранило ‘свое
алкоголическое наименование. Почему?

Почему передовые советские люди долж-
ны жить на «Мешанской»? С «Мешанеки-
ми» улицами (их в Москве четыре) произэ-
шло нечто странное: в свое время их пере-
именовали В «Гражданские», а. теперь
снова. на новых. замечательных ^ домах
красуются таблички: «1-я Мещанская»,
«2-я Мещанская», «3-я Мещанская»...

ПУТЬ ЖЕЛЕЗН

В списке знатных людей транспорта, при-
глашенвых` на завтра’ Министерством - путей
сообщения - СССР в Москву на праздчова-
ние Всесоюзного дня железнодорожника,
мы прочли: «Инженер Николай Лунин».
Инженер? Вся страна’ знает Николая’ Луни-
на — инициатора нового движения на транс-
порте. получившего название «лунинского»,
на ведь -он — паровозный машинист депо
Новосибирск — Томской Жёлезной дороги.

Да, это ‘именно он, знатный водитель `л6-

комотива, Лунин прошел’ ‘обычный для
советского, человека . путь. После войны
его назначили начальником  паровозного

отделения ‘одной a3 южных магистралей.
Без отрыва от производства Лунин окончил
Харьковский институт анженеров железно-
дорожного транспорта имени С. М. Карова,
с отличием защитил диплом и получил зва-
ние инженера путей’ сообщения.

Такой же путь прошел и другой знатный
мащинист страны, Иван Панин: нынешним
летом он успешно окончил Московский
электромеханический институт инженеров
железнодорожного транспорта имени Ф. Э.
Дзержинского. И. примерно такой же
путь —к высшему а. срелнему техническо-
му образованию — прошли многие тысячи
советских железнодорожников.

Если мысленно предоставить себе карту
нашей страны с ее огромной невиланной в
мире сетью стальных путей — их протяжен-
ность свыше 100 тысяч километров; — то
не найдется, пожалуй, на этой карте места,

=
Ничего, говорят, и тут вам хорошо будет.
Может быть, и хорошо, а только мы пода-
лись в Краснодон. Добрались-таки, пришли
в школу: Опать не то. Вытаскиваю из
кармана афишу, — мы ее с собой взяли, —
и смотрю—не та школа. А как, спраши-
ваю, директора фамилия? Опять не та, А
где ж Валько? Он, говорят, вон в той
школе, на второй-бис. Что оно за бис, я
еще тогда не знал, а сразу же собрались
и, хоть ночь была, дошли туда.

Снежко работает’ сейчас машинистом
электровоза, выполняет положенную ему
норму на `200. процентов. Строгий это
шахтер. В нагрудном кармане; рядом с’
комсомольским билетом, лежит список всех
32 ребят, приехавших с ним в Донбасс.
На пяти шахтах работают они сейчас. Во
Снежко нет-нет и сделает проверку, все
ли на местах. ,

Познакомили меня й с комсомольцем
Григорием Скорченко, познакомили. как с
передовым шахтером, ‘а разговор вышел’ 60-
всем на другую тему. Вытащил Скорченко
начисто переписанные листы и смущеяно
попросил. прочитать три стихотворения:
«Флаг побелы», «Русь родная». «Сила»,
Ничего не скажешь. и сила чувствуется
В стихах, и мысль, и от самого сердца пду-
щая любовь к Ролине, Ho стихи еще
неровные, неуклюжие... Е

Часа лва сидели мы на скамейке шахт-
ного двора у Доски почета и разбирали
стихотворение «Сида». Молодой шахтер,
волнуясь. рассказывал о великой силе. ка-
кая потянула его из ролного села с тихой,
заросшей ракитником речкой в Донбасс. в
«край. трудом и’ полвнгом кипящий. куда
стремится вся моя душа», — как нанисал
он в своем. стихотворении. i

Не нослушался ‘парень советов отпа_ п
матери, пытавшихся улержать при себе
сына, пошел в Донбасс добывать шахтер-
скую славу п полюбял всем сердцем широ-
кую доненкую степь.

Скорченко рассказал мне. что. осенью
этого года начнет учиться в рабочей-- ве-
черней школе без отрыва от производства.
чтобы лучше рассказать людям о славном
шахтерском труде.

году отпущено   миллиарл

тысячи. колхозных

прителиих в Донбасс. на первую лини
Коммунистического строптельства.

Переименовать старые улицы и рай:
оны — это только четверть дела.

У нас всв время возникают новые ули.
цы, новые поселки, города обрастают yp.
выми. районами, Мы мало и лениво думаеу
0б их именах. Мы часто попросту нумеруеч
их По номерам бывших строительных уча.
стков. В новом сверхсовременном промым.
ленпом пентре Запорожье существует
только «Шестой поселок» (самый лучший,
новый район города), но и поселки «Оля,
ро-Грабарский» и. «Ново-Грабарокий»,
Детям приходится объяснять, что это. зна.
чит.-— на новых стройках ведь не бывает
грабарей. г

Старожилы поселка, Уралмаша еще поз.
HAT, как сады в их поселке просто расечи.
тывались «на Первый-второй», да так
назывались: сад № 1. сад № 2.

Конечно, есть у нас новые, хорошие ва.
звания. Много’ улий и городов названы в
честь. дорогих нам. людей и событий,

Уже находятся новые принцяпы: нануе.
нований — принцины, соответетвующию
духу нашей эпохи. .

В честь труда советских людей («Улица
бригады каменшиков»). В честь залцитин-
ков нашей Ролины («Улица зенитчиков»—

Ленинград; «Плошадь Героев “Советском
Союза» — Тбилиси, город Гвардейск), В
память зачинателей революции («ос
энтузиастов»).

Наконец, просто поэтические названия,
которых лолжно быть очень много в наших
городах и районах. Такие, как «Улица (в.
верного сияния» (Мурманск) или «Бухть
радости» (центр туризма на Mocxoseroy
море).

Но мало. мало таких названий. И. ином,
много ‘названий, которые не ласкают слу
и вовсе не радуют жителей,

Обидно жителям!

‚ Обидно, потому что красивы их дела п
помыслы, красивыми стали сама их жизнь,
города, дома. в которых они живут, Kpacn.
вой мы сделали природу, окружающую лю.
дей... А вот’ красивых. поэтических назва»
ний для всего этого — для улип, для пар-
ков. етадионов, театров — порой, не може
найти!

Конечно. нахождение новых названий -=
не столь уж легкая задача, Но есть, веля-
колепный советский принцил — принца
коллегиальности.

Привлечем к этому лелу самих жителей
этих улин и районов.(это их кровное дело),
позовем строителей этих поселков (это их
горлюсть). пригласим поэтов и писателей
(это их профессия) и. общими силами
найлем ‘для наших городов, районов ис
такие названия, с. которыми им будет пе.
стыдно войти в коммунизм,

ПВА

ОЛОРОЖНИКА

roe’ Ob ве было какого-либо специального
учебного заведения. Железнодорожники
имеют свою академию, 13 институтов,
84 техникума, 152 технические школн и
множества ‘начальных, неполных срелних и
средних школ, в которых учатся сотни ты.
cay детей железнодорожников! На содер:
жание школьной и дошкольной сети желез
нопорожного транспорта лишь в нынейнем
128 миллионов
рублей. — в. два с лишним раза. больше чем
в довоенном 1940 году. _ :

С каждым ‘годом ^ высшие в ‘сред:
ние’ учебные заведения. железнодорожном
транспорта. выпускают все большее число
специалистов, — сообщил — корреспонленту
«Литературной газеты» начальник Главного
управления ‘учебных заведений  Министер-
ства. путей сообщения СССР т. М. Бело-
усов. — Появляются новые факультеты, но:
вые! институты: Так, в Москве в прошлом
году создан Всесоюзный заочный: техникум
железнодорожного транспорта. Он имет
я разных городах страны 40 филиалов,
Во многих вузах и техникумах созданы за.
очные и. вечерние отделения. Но основная
масса железнодорожников Учится  сейчае
в технических школах и на’различных кур
сах. Только в нынешнем году их окончат
150 тысяч’ человек!

‚ Большая сеть учебных заведений niet
возможность самым широким массам же-
лезнодорожников получить техническое об:
разование.

линии

4.

Четверть века ‘назад ‚разбили шахтеры
Краснодона на. болотистом пустыре, через
который в сырую погоду нельзя бы
‘пройти, большой парк. Хорошо принялись
деревья, посаженные шахтерами.

Много ли двадцать пять лет для дере-
ва? Только жить начинает. А чего тольк
не видели тополи и клены! ,

В военные годы через зеленыв аллел
парка, через весь город’ проходила пере-
довая линия. Два мира вышли вз
борьбу: светлый в своих думах и дела
мир советского человека и темный MUD
фашизма.

Прошли голы. Гуще стали аллен парка
Отстроили шахтеры свой город. Приветли-
во белеют домики в оправе зелени, Мел
ленно ползут облака по ‘откосам террие
вонов. Словно: и не было войны.

Нет, была... Ветер. шевелит цветы #4
могиле краснодонцев-молодогвардейцев. (е-
рый обелиск. На нем отлитые 13 металла
имена: Олег Кошевой. Ульяна Громова,
Сергей Тюленин... В ста метрах еще одна
могила — заживо зарытых ркоммунистов-
тахтеров. «В беззаветной борьбе за дело
Ленина— Сталина они обрели бессмертие»;
— Говорит о них падпись на памятнике...
Как в кристалле, взятом от монолит
ной — глыбы, раскрываются етрук-
тура и свойство вещества. так_в подвиге
краснолонских < молологварлейцев раскры-
лось хушевное величие советского челове
Ка. вот уже вышло’ на строительные
леса новое поколение, для которого думы,
мысли, дела молологварлейцев стали. At
зыблемым кодексом морали, и чести, 4m
Григорий Алексевв. крепкий. как наварен-
НЫЙ побелитом зубок его врубовой маши-
ны: пишущий ^евое место’ на первой линии
Снежко: поэт-тшахтер Скорченко, тысячи п
подростков Украины;

Выросли новые героп. Жизнь cosa
Новую, большую, волнуюшую тему 0 Mod

дом человеке послевоенной пятилетки; 19

му, которая ждет своего художник.

}

—