П. КРАЙНОВ

и biMcon Set мА

i XH coun Ae 4, *--ЕЧЖО,
И х СИЭпхенны 2 HOon

Kousing $. fy

О он

PHONE OY Fe KOO OHAON ыйсо

„„--*Ноньсань* — +

Ва
{Kavren  Kisii dxor ac ЕГгвань @
KyHboarioyHupy _ Ke

a
оньчжу

ЕС №
i pea Mein Кочхан
и” 1 Намвонь
Кочхан]. — aot р.
И Ве, «сончжонни : 2
На Кванчжу» 2 Hype Масан
Нм FTOHOOK Суньчхон

Ра, По cone ‘5

Все дороги ведут в Пусан, — так мож-
  но определить наступательные действия
  частей Народной армии Кореи. По трем
направлениям — вдоль южного побережья
’ полуострова, по долине реки Нактонган и
вдоль восточного побережья — части На-
’родной армии движутся к этой главной
  американской базе по переброске вооруже-
  ния и войск в Ворею.
_ 27 июля представитель штаба Мак-
артура в успокоптельных тонах заявил
’ на пресс-конференции в Токио, что по
‘имеющимся «признакам» американские и
 южнокорейекие войска «упорно удержи-
 ` зают позиции, которые они занимали на-
кануне». Однако сообщения американских
корреснондентов с фронтов в Ворее резко
расходились с этими утверждениями. Кор-
респондент атгентетва Ассошиэйтел Пресс
” Эриксон откровенно признавал, что «со-
 бытия на фронте находятся в резком кон-
’ трасте с оптимистическими заявлениями
’ штаба Макартура».

основания. Не успели представители шта-

6a Макартура ‘сообщить о стабилизации

` линии американской обороны, как части
И Народной армий Кореи предприняли новый
’ бросок на всех участках фронта.

® На правом фланге они заняли город
Куре и крупный порт Иосу (Рейсуй) — на
полпути между Мокпхо и Пусаном. Нарол-

Для такого утверждения имелись BCC)

ная армия, сообщает корреспондент Юнай-
тет Upeee, «заставила  американ-
ские войска отступить на позиции, нахо-
дящиеся в 50 милях от Пусана». ‹ Утром
‚28 вюля,. как передает английское радио,
началось крупное наступление частей На-
ролной армии и на центральном фронте, в
районе северо-восточнее ИЙондона, где дей-
ствуют американские первая кавалерий-
‘оская (мотомеханизированная) и 25-я пе-
  хотная дивизии. Корреепондент агентства
‘Интернейшнл Ньюе Сервие Хэндлмэн назы-
вает это наступление новой массированной

атакой Народной армии. в результате ко-  :

\ торой американцы отетупают к Нусану.

Корреспондент газеты «Вриесчен сайене
монитор» Харш сообщает, что теперь
‚  «оборонительные позиции американцев ба-
’вируются на дуге длиной в 80 миль во-

‚ круг Пусана». На это кольцо новой аме-

‚А. ЕЛИСТРАТОВА

Литература, борющаяся за мир во веем
“MEDS, пополнилась еше одним значитель-
 ным произведением. Это новый роман “з-

`лантливого английского писателя Джеймса.

Озарилжа «Дипломат».
Оллрилж хороню известен советским чи-
  тателям как художник, Чутко и смело
\ откликающийся на ‘основные вонроеы с4-
  временноети. В своих романах «Дело чести»
iu «Морской орел» он одним из первых н
  немногих английских писателей показал
  предательскую роль британского военного
  командования в Грепии и созлал образы
 треческих патриотов — участников народ-
  но-освоболительного антифашистского двя-
жения. В комелии «49-й штат» Оллрилж
‘обнаружил . незаурядную проницательность
‘п сатирическое мастерство в изображении
бесславной участи маршаланзованной
\ Великобрагании, низводимой своими обанк-
’ ротившимися лейбористскиуи правителями
  10 уровня жалкого сателлита американеко-
‘то импернализма.

‚ Цучшие черты писательского дарования.
  Оллрилжа — лемократизм, глубокая жиз-
‚ненноеть п сатирическая острота — прису-
  Ши и его’ новому роману,
(  Лействие «Дипломата» развертывается в
`Советеком Союзе, в Иране и в Англии эи-
  1мой 1945/46 гола. Сюжет романа вы-
‘мынилен, но и лица и события, описанные
 Оларилжем. как нельзя более типичны хая
характеристики внешней политики поеле-
‚ военной Англии.
 ‹ Солержание романа в высшей степени
‘узлоболневно. Но словам самого романиста,
‘он Вложол в это произвеление «веего
\ себя», весь свой богатый опыт политиче-
  Чового журналиета, вею страстность автив-
ного борпа за мир. Олдритж воспроизводит
зярвую картину борьбы бенующихея под-
  бкигателей войны с несокрушимыми силамв
сторонников мира; возглавляемых Совет-
‘скам Союзом. На живом примере своего
` главного героя, мололого пютланлекого геэ-
‘nora Мак-Грегора, которого реакция тщетно
пытается слелать свопм агентом. он пока-
 ивывает, как логика фактов, логика самой
  козненной прарлы приволит в наше время
  увсех честных людей в лагерь защитников
мира.
в

i
James Aldridge. The Diplomat. London. 1949.

f

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВЫДВИНУТЫЕ НА СОИСКАНИЕ

риканской обороны заокеанекие ин-
тервенты возлагают большие надежды.
Харш указывает: «В случае необходи-
MOCTH эти позиции будут последней
линией обороны», имея в виду вынуж-
денную эвакуацию американских войск
из Кореи.

Не выражает оптимизма п обозрева-
тель газеты «Нью-Йорк теральд три-
бюн» Липиман. Правда, он утверждает,
что «самое большее, на что могут в
настоящее время рассчитывать Соеди-
ненные Штаты в военном отношении, —
это на сохранение небольшого пред-
мостного укреяления вокруг порта Пу-
сан». Но и Липаман приходит к заклю-
чению, что американским войскам
«может быть, не удастея даже удер-
жать в своих руках Шусан».

Военный обозреватель газеты «Нью-

Йорк таймс» Боллуин приходит при-
мерно к такому же выводу. «Нашим
планам обороны в периметре Пусана,—
пишет он,— угрожает новый кризис...».
Болдуин ne исключает возможности
повторения для американцев Дюнкерка
в Корес.
Новое «кольцо обороны» Макартура уже
итурмуют корейские партизанские  ча-
сти. Как передает атентетво  ТОнайтед
Пресс, они проникли в расположение аме-
риканских войск в нескольких милях от
Пусана, угрожая американским коммуни-
кациям, связывающим линию фронта с
тлавной базой снабжения интервентов. По
мере продвижения частей Народной армии
к Пусану, партизанские отряды активи-
зируются все более и более.

Военный обозреватель газеты «Дейли
комнас» Макс Вернер отмечает, что парти-
занские действия корейских патриотов в
районах, расположенных близко от фрон-
та, в сочетании с наступлением регуляр-
ных войск’ дают большой результат. «Во-.
енный эффект партизанской войны подоб-
ного рода, — пишет он, — заключается в
нанесении ударов по чувствительным ме-
стам американской обороны, а пеихологи-
ческий эффект сводится к тому, что эта
война полна‘ неожиданностей...». Такая.
тактика, указывает в заключение Вернер,
«делает северокорейскую армию грозным
противником».

снимке,

cae;

Сеул, Вонсан, Кайсен.

МЕЖДУНАРОДНОЙ НРЕМИИ МИРА

[уть в лиерь мира

«Эта книга — беспощадное разоблачение
методов и пелей британской дипломатии и
тей беззастенчивой клеветы, на которую она
не  скупится, когла дело  касаетея
России, — пишет о «Дипломате» секре-
тарь английской компартии Тарри Пол-
‘лит. —— Она может внести большой вклад в
дело борьбы за мир и Национальную незз-
висимостЬ». fen

В центре романа — история одной из
антисоветских дипломатических  провока-
пий лейбористского правительства. Потьем
наролно-освободительного движения в Иран-
ском Азербайджане; угрожающий хищни-
ческим интересам британских монополий,
заговорщики против. мира пытаютея иг-
пользовать как предлог лля антисоветекой
влеветы и вмешательства в дела Ирану.
С этой целью они в романе направляют в
Москву дипломатическую мисеню. руковол-
ство которой поручено махровому конеерва-
тору лорлу Эесексу. Олдридж созлает унл-
чтожающий сатирический портрет этого
матерого — ливереанта й  заговорщика,
«липломата в белых перчатках, от которых
пахнет порохом», как писал о ему подоб-
ных Назым Хикмет. Советское правитель-
ство легко разгадывает сущность данлома-
тических претензий миссии лорда Эесекса
и дает им решительный отпор. Оллрилж
убелительно показывает, что Советский
Союз тверл и вепоколебим в своей полити-
5е борьбы за мир и демократию во всем
мире.

Позорному краху дипломатической
авантюры лорда Эгсекса способствует и
раскол. происходящий в составе самой ero
мисейн. Неожиданно лля Эссекеа проволи-
мая им политика встречает сопротивление
со стороны его помощника. Мак-Грегорл,
прикоманлированного к аелегалии в кале-
стве спепиалиета по иранским вопросам.
Этот герой Оларилжа воплощает в себе
стремления простых люлей. сторонников
мира и демократии. чьи интересы в корне
противоположны интересам правящей кли-
ки Великобритании. .

Сын шотландского ученого-геолота. про-
ведитий детство и юность в Иране. гле мно-
гие лесятилетия работал ero oren, Mar-
Грегор с сочувствием и уважением отио-
cited & порабощенному паролу Ирама.
Считая себя далеким от позитаки, он че

\ з«Литературная газета»

выходит три фаза в веделю:
по вторникам. четвергам и субботам.

Американская авиация подвергает варварской ‘бомбардировке

‘нения на месте»

английский

ПУСАН

Справка

Пусан  (Фузан) — крупный — морской
порт на юго-воетоке Кореи и один из са-
мых больших корейских городов (в ием
более 300 тысяч жителей) — является
ражным стратегическим пунктом. Пусан
связан с другими городами Кореи тремя
железнодорожными магистралями. Это’ так-
же важный промышленный центр страны,
имеющий многочисленные фабрики и 3a-
воды.

Японские милитаристы, проникнув В
Корею, использовали пусанский порт в
качестве военно-морской базы и перева-
лочного пункта. Через этот порт японцы
вывозили. из страны награбленное продо-
вольствие и стратегическое сырье. Через
него направляли они в Ворею и Маньчжу-
рию свои войска для подготовки arpecenn
против СССР.

После прихода в Ворею американские
оккупанты также использовали Пусан в
качестве военно-морской базы. А с начала
вооруженной интервенции -—— это основной
порт, через который поступают американ-
ские. войска и вооружение, направляю-
шиеся на корейский фронт. Здесь нахо-
дитея главная ‘стоянка эамериканеких воен-
ных кораблей. Глубина гавани в Пусале
достигает 12 метров. Со стороны материка
она защищена горным хребтом, е моря ее
прикрывает от ветров гористый остров
Чёрёндо (Олений), . расположенный у вхо-
да в бухту и соединенный © материком

‘разводным. мостом.

После . освобождения Народной армией
большинства портовых городов Южной Ко-
рен . Пусан осталея осповным опорным
ПУНЕТОМ и базой. снабжения американских
интервентов на полуострове.

: гражданское
население Северной Кореи’и освобожденных ‘районов Юга. На публикуемом нами

взятом. из итальянского журнала «Виз нуове», изображены ‘горящие зда-
ния в. одном. из корейских городов, подвергшихся бомбардировке:
ние дни американские воздушные пираты совершили

Только за по-
налеты на Пхеньян,

` сразу разбирается в лействительном харак-

тере липломатической миссии лорда’ Эссекса.
Но уже-вскоро после прибытия в: Москву,
очутивииеь. в британеком посольстве, где
парит атмосфера нескрываемой вражлебно-
сти к Советскому” Союзу и свободолюбивым
народам ‘всего: мира Мак-Грегор: испыты-
вает возрастающие сомнения в существо
возложенных на него задач; Он обнаружни-
вает, что’ посольство, в котором он нахо-
дитея, представаяет собой: притон людей,
плетущих. сети заговора против дела мира.
Он убеждается, что руководители посоль-
ства, и его пытаются вовлечь в этот пре-
ступный . заговор: ему, как специалисту-
геологу, ‘пытаются навязать собирание
пнионских сведений относительно дачных
геологической разведки в СССР. Мак-Грегор
отвергает это ’ «задание», несмотря на
С аа.

Эссекс, потерпев полный крах в своих
попытках шантажировать советское прави-
тельство, оторавляется в.Иран для «выяс-
положения в Иранекам
Азербайджане.  Мак-Грегор. видит, что
британские дипломаты используют разре-

шение на въезд в Иранский Азербайлжан
Aid организации диверсий и заговоров
против народов Среднего Востока. Ou

убеждается в том, что подо прикрытием
лицемерных фраз о защите «лемократий»
империализм = беззастенчаво
вербует себе на службу вее самые развра-

шенные и реакционные элементы каждой
страны. в том числе в первую очередь
бывших агентов германского фашизма.

Неоднократно затрагивая в романе «боль-
ной» вопрое 96 англо-американеких проти-
воречиях в странах. Среднего  Востокл,
Олдридж показывает глазами своего героя;
как слабеющий британский пмпериализя,
спасая рассыпающуюся Британскую импе-
рию. вынужлен итти на слелки © импе-
риализмом США. С возмущением елышит
Мак-Грегор наглов заявление Эссекса —
«лучше пеловать доллар». чем допустить
развитие освоболительных движений в ко-
лониальвых странах, угрожающее основам
Британской империи. «Не презирайте анг-
личан за политические интриги их минист-
ров», — говорит курлу Селиму Мак-Грегор,
вынужденный сказать правлу о позорной
роли британекой дипломатии.
Бульминационный пункт романа связан
с событиями. развернувшимиея в Лонлоне
по возвращении мисепи лорла Эссекса.
Поеле провала мнесин в Москве британское
правительство намеревается, все еше пы-
ТАаясь обмануть общеетвенное мнение отча-
сительно действительного значения 0в0д0-

Адрес редакции и издательства; 2-й Обыленский пер., 14 (для телеграмм — Москва,
внутренней жизни — Г 6-47-20, международной жизни — Г 6-43-62. науки — Г 6-39-20,

П. ПАВЛЕНКО,

спепиальный корреспондент
«Литературной газеты»

Летом 1947 года я впервые увидел пос-
левоенный  Берлин.. Однообразно серые,
точно в одну форму наряженные здания,
памятники без темперамента и воображе-
ния, прямые, четкие, одна на другую 1о-
хожие улицы придавали городу скорее
BAL какого-то гигантского учреждения,
чем исторически сложившегося  человече-
ского поселевия. В те дни я прочел у
Тейне:

«Берлин вовеё не город, Берлин-—лишь
место, где собирается множеетво людей, и
среди них немало умных, которым bee
равно, тде они находятся; они-то и обра-
зуют духовный Берлин. Проезжий чуже-
странен видит только втиснутые в линию
однообразные дома, длинные, широкие ули-
цы, проложенные по шнурку и почти
всегда по усмотрению отдельного лица, и
не дающие никакого представления об 00-
разе мыслей массы». т

Мысль. Гейпе мне показалась тогда
чрезвычайно верной, и я даже обрадовал-
ся, что сам. пришел к выводам, чрезвы-
чайно напоминающим гейневекие. Понадо-
билось не более двух месяцев, чтобы убз-
диться в неверности моей оценки. Берлии,
хоть они молод и не имеет за собой
большой исторической жизни и тем более
старины, оказалея па самом деле интерес-
нейшим городом, и He только благодаря
событиям, в нем происходивигим. уАестоко
пострадавший в результале войны, он по-
прежнему оставалея центром страны, ее
остественной столицей, ¢e наиболее знз-
чительной трибуной, Расчлененный на
секторы, фактически  превратившийся в
два города © различными системами жиз-
ни — франко-англо-американекой, rie
парствуют и поныне биржевой  разтул,
спекуляция, разврат, ‘шпионаж, провока-
ции, и демократической, гле быстро фор-
мировались зачатки новой Германии, —
Берлин находился как бы в стадии носто-
янного переселения.

Рестораны, веселые дома,
конторы, комиссионные фирмы уходилив
английский и американский секторы;
культурные учреждения, театры, библио-
теки группировались в восточном секторе,
который на глазах преврашалея в духов-
ного гетемона страны... В Доме советской
культуры, расположенном рядом © Берлин-
ским университетом, читались TORAH 0
русском — искусстве. = демонстрировались
выставки советской живописи, шли пьегы
советских авторов. Была эпоха вопролав.
Немпы только и делали, что обо всем рас-
спрашивали. За годы фашистской дикта-

банкирекие

туры они отстали от многого. Жизнь Co-

ветекого Союза была им советрипенно нвиз-
вестна. Что такое стахановское движение,
‘министром какого ведомства являетея сам
Стаханов, 470 такое МТС и дешево ли 09-
холитея машинная обработка земли, кто
такой Мичурин и в чем суть ето учения,
какие писатели имеются в ССОР и чт
они пишут, —— эти и подобные им вопробы
могли быть заданы и на концерте из прэ-
изведений Чайковского и на просмотре но-
вого фильма.

Вниги советских авторов  расхватыва-
лись мгновенно, но герои советских книг
еше не запеминались наизусть. Уже поя-
вились первые немецкие фильмы, создан-
ные демократически настроенными режис-
серами, первые пьесы, бичующие rur-
леризм и намечающие пути возрождения
свободолюбивой Германии, сотнями возни-
кали кружки по изучению русского языка,
и молодежь не только Берлина, но и п5о-
виннии жадно виитывала в себя то новое,
свежее, что входило в ее жизнь с восто-
ка. Земельная реформа была уже проведе-
на. Создавались первые сельскохозяйст-

a ~ - :   х PALL

длительного движения в Иранском Азер-
байлжане, внести вопрос о мнимом вмешиа-
тельстве СССР в дела Ирана на расемотре-
ние Совета Безопасности 00Н. Выетупло-
ние По этому поволу поручаелея Эссексу.
После внутренней борьбы Мак-Грегор при-
нимает решение, требующее от него нема-
лого гражданского мужества. Он публикует
в газете нисьмо, гле разоблачает действи-
тельные цели провокационной липломати-
ческой миссии Эссекса и те методы, кото-
рыми она действовала, у

Мак-Грегор платится дорогой пеной за
свой поступок. Он уволен co службы без
права поступления на какую-либо госулаз-
ственную должность. Реакционная печать
шельмует его как изменника, предателя
«отечества». Но он уже не тот человек,
каким был в начале романа. Кабинетный
ученый, наивно полагавитий, что мир Hay-
ки в современном обществе может быть
независим OT мира политики, уступил
место гражданину, борцу, который примг-
кает к прогрессивному лагерю, чтобы
отлать свои силы борьбе за мир, за деме-
кратию. :

Жизненный путь Мак-Грегора, таким
образом, в основе своей безусловно тили-

WeH, хотя читатель романа и вправе ие-

жалеть, что эволюция героя происходит
слишком обособленно, замкнуто и Что ро-
манист не показал более широко силы,
борющиеея за мир в современном мире, в
том числе и в самой Англии. Мак-Грегор
в романе Олдриджа до конца остается в
своей борьбе против дипломатических за-
говоршиков и провокаторов войны изолиро-
ванным одиночкой, действующим на с32й
страх и риск. .

Несколько поверхностным покажется
советскому читателю и изображение Моск-
вы 1945—1946 гг., увиденной глазами
Мак-Грегора.

Но при всех этих нелостатках главным,
ведущим в романе Олдрилжа является ers
реалистическая тенденция. Олдридж-
реалист олерживает победу и в сатириче-
ском изображении линломатов-провокаторов,
поджигателей новой войны, и в правливом
и наглялном раскрытии того решающего
факта нашего времени, что место каждого
честного человека — в рядах борцов за
мир.

Прогрессивные демократические круги
Англии опенили по лостоинству разоблати-
тельное значение книги Оларилжа и ee
воспитательный смыел. Английский коми-
тет защиты упра вылвизул роман Олтрил-
жа на солскавие Международной премин
мира.

Литгазета). Телефоны:

Типография имени И, И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,

венные кооперативы по совместной обра-
ботке земли машинами.

Житель Тюрингии или Саксонии, #-
лавший сравнить две линии жизни, дза
мира, мог, приехав в Берлин, выйти 34

пределы границ. советского сектора, прой-
ти сто шагов за Бранденбургекие ворота,
к рейхстагу, и оказаться на ярмарке, кото-
рую он не мог бы вообразить себе даже
во сне.

Воинственные американские офицеры,
размахивая руками. обвитыми от запястья
до плеч часами на золотых и кожаных
браслетах, взахлеб торговали трофеями.
Здесь можно было приобрести «виллис» с
пулеметом и запасом патронов в нему,
трузовик сигарет, бриллианты, картины,
акции, патенты, стрептомицин, кокаин,
визу на выезд в любую западноевропеи-
скую страну, справку o пребывании в
концлагере, «Мою борьбу» Гитлера, а так-
же фашистекое знамя или орден. Все шло
на-кон;: «Млан Маршалла» в какой-то
степени ‘идейно родился именно здесь, сре-
ди берлино-американских снекулянтов, про-
званных в насмешку  «раухманами» —
торговцами ‘дымом,

Житель Тюрингия или Саксонии мог бы
витеть. как в день Первого мая из запад-
ных секторов города в советский идут раз-
розненные. словно не имеющие отношения
одна Е другой, группки рабочих и как они
в мгновение ока сливалотся в могучие
колонны в советском секторе.

Берлин был городом, лежащим в двух
говударствах, и хотя не существовало Ta-
можен и часовых на границах секторов,
но жизнь очень точно менялась. в зави-
симости OT TOTO, fle вы находились В
данный момент, Не только другие деньги,
но и другие нравы, другая мораль, другие
надежды. В западных секторах все как бы
пятилось Назад, в восточных — двигалось
навстречу будущему.

Уже тогда восточная часть Берлина
энергично готовилась к восстановлению.
Убиралиь и тасчишалиеь развалины,
пустыри огораживалиеь. кое-что ремонту-
ровалось. Большинство упелевших заводов
и фабрик уже работало на полный ход.
Некоторые из них были переданы рабо-
чим коллективам.

История создала здесь трудные и вместе
с тем выгодные условия для соревнования
двух социальных систем. Капитализм и
демократический режим жили в тесном
соседстве. Тому, кло хотел бы понять, в
чем разница между ними, стоило похолять
по различным секторам города. и все ста-
новилось ясным. Однако жизнь Берлана
нельзя было назвать легкой. Большие и
маленькие пиптоны и провокаторы, жулч-
ки и прохолимцы создавали напряженную
атмосферу, превраащали город в поле’ не-
видимого сражения, гле битвы происходи-
ли не только на заседаниях Экономиче-
ского совета или объединенной  коменда-
туры, но и в каждом магазине, в каждом
винотеатре, в каждой пивной.

Газету, купленную в восточном секторе,
небезопасно было читать в запалных сек-
торах. Политическое событие, оценку ко-
торого вы только что прочли на Унтар
ден Линден (советский сектор),  извраша-
лось  гле-нибуль на  Потедамеритрассе
(американский сектор). Новость, услышан-
ная в Восточном Берлине — на Алекеан-
дерплац, отвергалась на западе — в рай-
оне Цоо. —

Эть сложная. богатая противоречиями
жизнь имела, однако, одну положительную
сторону, — она оказалась для берлинцев
отличной политической школой.

В 1947 голу в восточном секторе Беу-
лина было еше много развалин, хотя в
первый же послевоенный год было воеста-
HOBACHO шесть тысяч двести квартир,
пятьдесят пять зланий для учреждений,
сто восемьдесят торговых предприятий,
семь больнип, двадцать семь нкол, десять
кинотеатров и заново покрыто асфальтом
шестнадцать тысяч квадратных метров
берлинских улин. Во втором послевоенном
году темпы восстановления выросли. Было
введено ® строй лвести двалцаль девять
зланий и заасфальтировано пятьдесят
девять тысяч квадратных метров. ПШри-
ехав же в Берлин в 1949 году, я лаже
не стал наводить справки о размахе вое-
становления, — не было улицы в совет-
свом секторе, rie бы что-то не’ ремонтиро-
валось. В ‘1950 году в Германской демо-
кратической республике будет выстроено
537 начальных, средних и снециальных
школ. а на строительство домов культуры
при машинно-прокатных станциях accHr-
новано 8,5 миллиона марок.

Уже в прошлом, четвертом. послевоенном
голу Восточный Берлин трудно было у3-
нать тому, кто вилел его в 1945-м, Увели-
чилось количество магазинов, и сами ма-
тазины заметно улучшились, жизнь резко

подешевела. ‘улины обогатилиеь `автомо-
билями. Темп. жизни явно ‹ становилея
стремительным. (Образование Германской

демократической республики и историче-
ская телеграмма товарища И. В. Сталина
Вильгельму Пику и Отто Гротеволю прила-`
ли восетановительному порыву еше боль-
ший размах и глубину. Пол Стовгольм-
ским Воззванием стояло свыше 16 мил-
лионов подписей жителей демократической
Германии.

Восточная часть Германии co столицей
елиного демократического государства Бер-
лином привлекает к себе внимание жете-
лей западных зон. Череселение из залал-
ных зон Германии, в сущности говоря,
идет ежечасно в течение ряда лет. Пере-
селяются ученые, рабочне, студенты. Да и
как же не переселяться. если, например.
в Мюнхене только за  послелние полгола
покончило с собой 13 безработных врачей,
а в Гамбурге за 9 месяцев — 29 врачей,

На Первое мая этого гола olny aut
Тюрингию посетило больше десяти делега-
ций из Западной Германия, а в берлинской
первомайской демонстрации участвовали

ИЗНЬ БЕРЛИНА

курорте Ofepxod, в Тюрингии. Таким o6-
разом, демократический уклад жизни из
востоке Германии становится известным: из
ее запале не TOAbKO по литературе:
Огромную роль в восстановлении нацио-
нального хозяйства Германии играет двп-
жение активистов производства, которые
сами немцы с гордостью считают родст-
венным  стахановскому движению. Onna
лишь земля Саксония—Ангальт насчиты-
вает 21 тысячу активистов. Шахты Car-
сонин, заводы Бранденбурга, Тюрингии и
Восточного Берлина в 1950 году резко

расширили свои производственные планы.

По примеру Советекого Союза, в Герман-
ской лемократической республике учреж-
дены Национальные премии. Поэт ИЙотан-
нее Бохер и шахтер Адольф Хеннеке—пер-
вый стахановец Германии — 06a лауреаты
Национальной промии, вместе с Бернтарлом
Келлерманом и другими выдающимися дея-
телями германской культуры. Политиче-
скай п хозяйственный опыт Советского
Союза. примененный в республике, трорит
поистине чудеса. Освоить этот опыт и ис-

пользовать его особенно энергично стре-
митея молодежь. «Союз юных пионеров»
объединяет более миллиона детей. Тага мо-
лодежи к изучению жизни Советского Cow-
за огромна. Интересы пеобычайно разно-
образны. .

Едва появилось в нашей печати сооб-
тение 06 опытах советского токаря Павла
Выкова по скоростной резке металла, как
немецкие активисты перенеели ‘эти опыты.
к себе. Приезжает в демократическую рес-
публику сталевар Журавлев, — иактивисты
металлургического завода «Макс-Хютте» в
Унтервеллерборне приглашают его  поде-
литья с ними своими достижениями, и
Журавлев дает советы по улучшению ка-
чества стали, рассказывает об усовершен-
ствовании технологического процесса. Воз-
вращается из Москвы после поездки Ha
Первомай заслуженный врач республики
Хельга Витебродт и выступает с доклада-
ми о советеком здравоохранении.

— Больница имени Боткина, — говорит
она, — лучшая больнипа, которую мне

пришлось видеть в евоей жизни. СССР —

родина счастья.

Инженер д-р Еригер, осмотревитий 8
Москве строительную выставку, выступает
с рефератом, в котором предлагает пере-
смотреть, исходя из московского опыта,
ряд. принятых в немецкой строительной
практике положелий.

На первое заседание Мичуринского об:
щества при Ростокском университете в
Мекленбурге является крестьянин Говенц
и выражает желание изучать труды Мичу-
рина и Лысенко. Это — новое. В Бранден-
бурге тридцать предприятий города и
района сообща участвуют в строительстве
крупнейшего в республике сталелитейного
завода. Это тоже новое. Этого тоже не
было. ,

Вогта е прокатного завода цветных ме-
таллов в Геттштедте трое грузчиков отпра-
вились на слет. молодежи в Берлин, их
смена взялась выполнять нормы уезжаю-
щих. Это ли не новое? Оно чувствуется
веюду — и в движении машинистов-пяти-
сотников, и в почине сельских агробиоло-
гов, создающих деревенские лаборатория, и
в любви к советской массовой песне, кото-
рая слышится здесь повсюду. Мы знаем,
что она зазвучала здесь не так давно. Тех
приятнее, что е® голос оказался наиболее
СИЛЬНЫМ.

В лни общегерманекого слета молодежи
польский детский ансамбль исполнял в
Зерлине танеи «Отдых в Врыму», навеян-
ный пребыванием группы польских ребят
в Артеке.

Немецкие дети, глядя на танец,
настоящему ликовали. )

— А когда мы поедем в Артек? — хо-
ром спрашивали они у своих  руководи-
телей. У них и сомнений не возникало в
том, что они непременно побывают в этом
замечательном месте.

Быть может, наиболее трогательным из
всего того, что мне довелось увидеть в
Берлине в дни молодежного слета, было
нечаянное выступление с эстрады  маль-
чугана лет десяти. Дело было на плошали
Люстгартен во время выступления Tocy-
ларетвенного ансамбля народного танца
Союза ССР пол руководством Игоря Монсеё-
ва. Десятки тысяч людей стояли плечом к
плечу. Многие были лишены возможности
аплодировать, нельзя было поднять рук.
Малышей то и дело выдавливало к эстра-
де. Тут народная полиция собирала их в
группы. Во время антракта одну из таких
групп вывели на епену к микрофону, что-
бы родители могли увидеть свонх ребят:

Мальчуган лет десяти, не дождавшись,
пока мать разглядит его, наклонил к себе
микрофон и крикнул. не смушаяеь Tex,
что он нахолится в окружении малознако-
мых ему русских людей:

— Мама, я здесь!.. Мне тут очень х0-
porto!

Под шумные аплодисменты оратора в
один миг передали по рукам матери. Ну,
если ему хорошо, значит все правильно.

БЕРЛИН > -

по-

: С 25 июля 1950 года
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА»

выходит вместо двух раз три раза
в неделю — по вторникам, четвергам
и субботам.
Подписная плата устанавливается на
5 месяцев . 3.0 (296 руб,
месяца: 90 руб, 80 коп.
1 месян. . ;. Бруб. 00 коп,

В связи с этим по ранее офор-
мленной подписке «Литературная га-
зета» будет высылаться:  подписав-
шнуся ло конца года — до 5 ноября
и подоисавшимся до   октября — ло
6 сентября.

Дополнительная  подписная ‘плата
принимается местными отлелами
«Союзпечати», отделениями и агент-
ствами связи,

Подписка на «Литературную га-

ВВ ВОВЕ ан и она а коса несяо с све нокиа оно слова вовачиванвоно

Чаи ови ион и зсипе ЮО вина они оон из ииорочиоачисицинснаьа

многие сотни представителей Гамбурга, зетук принимяется
Mion ena, ы С \ : B городеких и
хена, Пюриберга, Птутгарта, районных отделах «Союзпечати», в
Мало того. лети безработных рабочих из отделениях и агентствах связи.
ЗНТТИЛСКОЙ © “BORA OTABISAWT! HA: “TSDOAHOM: Séssacesnsnenncuswnsonhewssivahycuscabideucdedeaaesareet
Главный релактор К. СИМОНОВ.
Релакиионная коллегия: 6, АГАПОВ, А. АНАСТАСЬЕВ, НИ. ATAPOB,

А. БАУЛИН, Н. ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛИА. А. КОРНЕЙЧУК, А. КРИВИЦКИЙ,

Л. ЛЕОНОВ. Н. НОВИКОВ, Н. ПОГОДИН, Б. РЮРИКОВ

редактора), П, ФЕДОСЕЕВ, °

секретариат — Г 6-47-41. Г 6-31-40. отделы: литературы и искусства — Г 6-43-29.
информации — Г 6-44-82, писем — Г 6-38-60, корреспонлентской сети — Г 6-44-48, излательство — Г 6-45-45.

(зам. главного

и ый

Б 02431.