Злые браконьеры
и добрые прокуроры

\` По поводу статьи «Рыба дальняя и ближняя», опубликованной в № 57
«Литературной газеты» от 15 июля 1950 г.

Один персонаж из Raum М.
кого «Жизнь Клима Самгина»
«Мы, вот, первая страна в Европе по оби-
лию рыбы, а рыбоводство у нае варварское,
промышляем рыбу-—хищно, грабительеки».

Много воды утекло с тех пор, много пе-
эвмен произошло в рыбном промысле. Пе-
редовая часть рыбаков давно поняла, что
ев задача — не только ловить рыбу, но и
разводить, охранять ce. Олнако есть еще
немало браконьеров в рыбном хозяйстве,
виз которых: лови всяк, пользуйся, а
нет рыбе в реке ни числа, ни меры...

В 1948 году в Азово-Донском промысло-
вом районе инспекция рыбоохраны уста-
новила 928 случаев нарушения законов
и правил рыбоводства. Следующий год дал
933 случая. За б месяцев 1950 года пой-
мано около 500 браконьеров.

Решительная борьба с браконьерством
совершенно обязательна. Этого никто He
оспаривает, но многие организации, кото-
рые обязаны активно бороться ¢ наруше-
Ниями, считают почему-то, что это—дело
одной лишь инспекдии рыбоохраны.

Полсотни инспекторов охраняют днем и
ночью 15000 квадратных километров во-

= доемов и 1500 километров тихого Дона (че

считая его притоков и рукавов). Невзирая

Qa Bee трудности, инспекторы ежегодно
зсклывают до тысячи нарушений.
происходит дальше?

Готь-
говорил:

В 1949 году из 933 дел о парушениях

правил ‘рыбоводства в судебно-следетвен-
ные органы быдо передано 314 дел. В по-
давляющем больлинстве случаев органы
юстинии, по существу, амнистировали бра-
ваньеров.,

Прокуроры Акс..Йского, Новочеркасского
п Багаевекого районов прекратили в прош-
лом году 25 из 47 переданных им дел.
Мотивировки: «малозначительность  нане-
ценного ушерба», «чистосердечное призна-
ние» нарушителей и т. д.

Прокуратура  Новочеркасского района
признала (постановление от 24 мая с. г.),
что Вурлюковы, отец с сыном, «производи-
ли установку для лова рыбы запрещенно-
п орудия» и «должны были бы нести уго-
1овную ответственность...»

Однако... «принимая во внимание,
COM действиями они материального
ущерба рыбному хозяйству не нанесли»
(не успели, дескать, наловить), прокурор
Повочеркасского района решил: «Уголов-
ного дела против них не возбуждать, а во-
прое 06 их ответственности решить в ад-
упнистративном порядке»... При этом в
решении заботливо записано: «Баркас Ro3-
вратить собственнику Бурдюкову». Так
«усердно» помогает прокуратура бороться
© бпаконъеретвом.

Но есть факты, еще менее объяснимые,
еще менее терпимые. Известно, что среди
нарушителей правил рыболовства нередко
встречаются злостные браконьеры, иногда
при этом отнюдь не склонные подчинять-
(я требованиях -иненеютора.

Вот. недавнее дело № 1—431. Брако-
usepp I. Шпак н Ф. Зюба, привлекаемые

что

$

Что

по этому делу, участвовали в незаконном
лове рыбы не впервые; еще 15 мая 1949 г.
они были застигнуты при подобном занятии,
но оказали сопротивление, силой отняли у
младшего инспектора рыбоохраны задер-
жанные им орудия лова и скрылись.

18 ноября состоялея приговор” нарсуда
3-го участка Пролетарского района г. Ро-
стова. Что же решил суд? Он признал, что

части Уголовного Кодекса РСФСР «вполне
доказано», однако’ ограничилея штрафом
в... 100—150 рублей. Суд не обратил
  внимания на факт насилия, примененного
в отношении должностного лица при испол-
нении им служебной обязанности:
Разумеется, мы не согласились е та-
ким приговором суда и добивались пересмот-
pa дела через прокурора г. Ростова. Од-
нако заместитель городского прокурора
признал «нецелесообразным входить с про-
тестом об отмене приговора», ссылаясь на
то, что «обвиняемые осуждены» (это
штраф-то в 100—150 рублей?!). что
«Шпак имеет среднее образование, а Зю-
ба— рабочий  мехзавода». Оказывается,
среднее образование и работа на заводе
дают право заниматься браконьерством...

Другой пример. Нарсуд Аксайского рай-
  она приговорил браконьера ‘0. Попко к
году лишения свободы за сопротивление,
оскорбления и побои, нанесенные им ин-
  спектору рыбоохраны Кулиничеву. Попко
‘обжаловал этот приговор и судебная кол-
легия Ростовского областного суда своим
постановлением от 28 марта 1949 года
отменила приговор нарсуда, а дело прекра-
тила. Что- же послужило мотивом для та-
кого постановления? А то, оказывается,
что инспекторы рыбоохраны «не являют-
ся представителями власти»... С этим «мо-
тивом» согласилась и облирокуратура.
Уливительно ли, что в условиях такой
безнаказанности браконьерство процветает,
браконьеры наглеют все больше и больше!
Бригадир рыбоколхоза «Ударник» Лаза-
рев вылавливает в запретном месте белугу
весом в 200 килограммов. По закону он
обязан выпустить белугу живьем в реку, но
не делает этого, а везет в Верхне-Курмояр-
скую станицу, в рыбцех, Здесь белуга
мгновенно превращается в... сома и про-
дается друзьям и приятелям. И хищничест-
во, и мошенничество, и злоупотребление...
Нарсудх  Верхне-Курмоярского района
признал Лазарева и Рогачева, заведующего
рыбнехом, виновными, но — гора родила
мыть! -— осудил их к штрафу... по 100
рублей каждого. Ясное дело. незаконный
лов белуги продолжается. С 30 мая по 10
июля ус@новлено шесть новых случаев.
Судебно-следственные органы давно
должны понять, что рыба в водоеме —
такое же общенародное достояние, как и
все другие наземные ценности,
А. САМАРЦЕВ,
г старший инспектор Аздонрыбвода

РОСТОВ-на-ДОоНУ

—33————_

По следам выступлений

«Литературной газеты»

«В НАДЕЖДЕ НА

Так называлась заметка, опубликован-
ил в № 44 «Литературной газеты» от
31 мая с. г., которая критиковала работу
Министерства лесной и бумажной про-
мышленности СССР и некоторых других
организаций, задерживающих выпуск хо-
I0JMIBHUROB,

Заместитель министра лесной и бумаж-

Спектакли театра им.

С театром имени Франко Москва позна-
Комилась впервые четверть века тому на-
за. Московский зритель увидел тогда мо-
пой, ищущий театр, который бурно
восстал против трафаретов узкоэтнографи-
ческого, «бытового» театрального искус-
тва. В то время театр еще ие определил

, (обственной репертуарной линии и не вос-

А
}

а
ba
я

}

питал единого авторского ансамбля: на по-
становках, показанных в Москве, отрази-
лись следы многих влияний, в TOM
числе и формалистических. Однако и в ту
пору было ясно, что режиссура театра
ливни Франко и талантливые его актеры
Чутко воспринимают уроки Художествен-
ого театра и развавают здоровое реали-
стическое начало, которое коренилось в
богатейшем, подлинно демократическом
Тбатральном искусстве Украины.
Нынешний приезд столичного TeaTpa
(оветской Украины — это третьи его гает-
роли в Москве, То, что в дни. первой
встречи могло быть лишь более или менее
достоверным. предположением, сейчас под-
твердилось в каждом спектакле. Мы увиде-
1и театр законченного мастерства, завер-
щенного ансамбля и превосходной режиссу-
7Ы — театр, который может служить
пвопровержимым .. примером воплощения
Культуры, национальной по форме, социа-
зистической но содержанию. Его только
9 закончившиеся спектакли отчетливо
показывают путь, пройденный украинеким
TeaTpoM за советское тридцатилетие. Ясно
видно, как, сохраняя лучшие из накоплен-
НЫХ за долгие годы ценностей, театр углу-
бил свое идейное содержание и блиста-
`льно усовершенствовал режиссерскае и
актерское мастерство.

Театр привез на гастроли в Москву раз-
нообразный репертуар, свидетельствующий
® его широких возможностях. Он сыграл в
Москве пьесы Корнейчука («В степях
враины», «Калиновая роща». «Макар
Дубрава»). молодого украинского драматур-
14 Баша («Профессор Буйко»), украинских
классиков — Франко  («Украдениое  сча-
сть»), Карпенко-Карого («Суета», «Мар-
тик Боруля») и комелию  Островекого
(«Последняя жертва»). Театр сознательно
Включил в репертуар гастоолей ие только
послелний постановки («Суета»,  напри-
мер, идет в театре почти. с самого ero
нования) — он как бы подводил итоги
(в0ей деятельности, И театр вправе гор-
ДИТьея результатами своей  ваволнованиой
й напряженной творческой работы. И ре-

«ДЕДА МОРОЗА»

обвинение браконьеров по ст. 86 общей!

Фильм © восьми бессмертных ~—

1932 год. Тридцать миллионов Hace-
ления северо-восточных провинций Витая
насильственно превращены в подданных
«Маньчжоу-Го»—«независимого» государ-
ства, находящегося под «особым покрови-
тельством» Японии. Чванливые самураи,
как у себя дома, хозяйничают на древнеи
китайской земле.

Издан людоедский приказ: всем кре-
стьянам покинуть свои деревни и пере-
селиться под «опеку» японских гарнизо-
нов. За непослушание — смерть. Верени-
цы нищих, обобранных крестьян — муж-
чины, женщины, старики, дети,  волоча
свой - убогий скарб, медленно двигаются
по родным полям, опустевшим и выгорев-
шину. Что их ожидает виереди? Где сила,
способная защитить их, измученных и

забитых, от кровожадных захватчиков?
Дело борьбы за освобождение поруган-
ной земли берет в свои твердые руки
коммунистическая партия Китая. Комиар-
тия организует партизанские отряды. По-
добно лавине, обрушивается с сопок пар-
тизанский отряд на подожженную япон-
цами деревню. Разгорается бой. Трусли-
вые бандиты, только что глумившиеся над
беззащитными женщинами и стариками,
в панике разбегаются, ища спасения. Но
‘спасения нет. Везде их настигает парти-

занская пуля.

..Руки бойца твердо и уверенно дер-
жат винтовку. Из-под неширокого козырь-
ка военной фуражки остро поблескивают
черные, как антрацит, настороженные
глаза. Выстрел... и еще один самурай
‘повисает на кольях ограды. Теперь мы
видим, что стрелявший боец-—женщина. В
отряде, освободившем деревню, семь жен-
шин. Когда отряд покидает селение, еще
одна мужественная дочь Витая, крестьян-
ка Ху Сю-чжи уходит вместе с партиза-
нами. Ее муж погиб. Больной, он не мог
покинуть деревню. На глазах жены япон-
ские изверги связывают больного и под-
жигают фанзу... Обезумевшую от горя Ху
Сю-чжи находит женщина-политрук от-
ряда Лын Юнь. Она рассказывает ей п
уцелевшим крестьянам о предательстве
клики Чан Кай-ши, о том, что компартия
призывает народ взяться за оружие и
бить захватчиков..:

0 тербоической жизни, борьбе и гибели
восъми простых китайских женщин рас-

сказывает новый фильм чанчунской  ки-

ностудии «Дунбэй» — «Дочери Китая».

В основу фильма лег реальный эпизод
из героической истории китайского наро-
да. В харбинском музее памяти павших
героев есть картина художника Су Цзяня,
запечатлевшая подвиг восьми безвестных
китайских девушек-партизанок, погибигих
в волнах реки Тумын.

Обращение работников новой китайской
винематографии к подобного рода Teme
не является случайным. Прогрессивная
китайская кинематография зародилась в
столице освобожденных районов — Янь-
ане. В 1938 году здесь, по

Широко известно в-нашей стране имя.
рабочего-революционера, слесаря Виктора
Павловича Обнорского, который вместе со
Степаном Халтуриным был организатором

«Северного союза русских рабочих».

В 1379 году Обнорский был арестован
и приговорен к каторжным работам на де-
сять лет. Каторгу отбывал на Kape, a по-
том отправлен был на поселение в Сибирь.
Каков был дальнейший жизненный путь Об-

ной промышленности СССР тов. В. Пантин   норского, до сего времени не было извест-
сообщил редакции, что недавно закончи-   но.

лись испытания холодильных шкафов в

институте Млнистерства торговли СССР и  ные матерналы

разрешено серийное их изготовление.
Олин из заводов Главстандаютдома уже

приступил к сборке первых 250 комплек-  он в Забайкалье

ТОВ ХОЛОДИЛЬНИКОВ.

>

П. МАРКОВ
>

жиссура и актеры зорко смотрят в жизнь;
они интересуются ею во всем ее многообра-
зип, их потрясает полное страданий, ли-
шений и борьбы прошлое народа, они гор-
длятся ето подвигами в Великую Отече-
ственную войну, они увлечены ростом
страны, изменениями, происходящими в
современной деревне, новыми качествами
советских людей.

Театр опирается на традиции укра-
ипской классической драматургии. Возвра-
щая к новой жизни замечательные произ-
ведения Ивана Франко и Карпенко-Карого,
он подходит к ним He со стороны бес-
страстного бытописательства или сцениче-
слой. занимательности. On убедительно
опровергает порочный взгляд на украин-
ский TeaTp, как на явление «этнографиче-
ское». Его интересуют не увлекательный
фольклор или пляски и пеени сами по
себе,—как бы прекрасны они ни были, —
а глубокое вскрытие национального харак-

сти.

В «Суете», «Мартине Боруле» театр
великолепно почувствовал умную иронию
Карпенко-Карого, ‘безжалостно осмеиваю-
шего распадающееся дворянство и 163ко
осуждающего его отрыв от своей среды и
от своего народа. В «Украденном счастье»
тоатр мощно и правдиво донес трагедию
простых людей, запутавшихся в мире лжи
и социальной несправедливости.

Театр, дает на своей сцене простор
для произведения современной  укра-
инской драматургии. Если несколько лет
тому пазад, до постановления ЦЕ ВЕАЛ(б) о
репертуаре драматических театров, театр
им. Франко находился в репертуарных
блужланиях. то сейчас он четко определил
свою ренертуарную линию. Именно в 00-
вотской драматургии он достигает  паи-
больших нобед. Здесь они говорит BO Bech
голое. и особенности, характеризующие
ero великоленное искусства, раскорывают-
ее побожталющей ‘полнотон.

в свою очерель,
Корнейчука
В

автора: лучшие

дарования
очевидными

евосго
черты
наиболее
этого Tearpa.
вает он идейное

TCTOM AC ATET

содоржачие ий поэ-

тера, реалистический показ действительно-

В Корнейчуке театр им. Франко натиел   пеихологической

С трепетной силой векпы- farora хулажественного

В настоящее время собраны очень Цен-
и воспоминания, которые
освещают и эти годы жизни Обнорского
в Сибири.

Выйдя на поселение, первое время жил
(Чита, Благовешенск и

др.), а последние десять лет—с 1909 no

me
<

ранко

тическую природу творчества  драма-
турга, улавливает и юмор КБорнейчу-
жа, и умелую лепку характеров, и
‘внутреннюю душевную  приподнятость, и
чистоту, отличающую лучшие образы пи-
сателя. На сцене театра в льесах Корней-
чука проходит перед нами современная
Украина с ее поэзией, бескрайними про-
сторами, с красотой ее природы и ее лю-
дей, с пафосом социалистичесвого  строи-
тельства.

В спектаклях театра властно  господ-
ствует крепкий ансамбль, когда актеры
объединены единым пониманием стиля
пьесы, ве внутреннего характера, ее со-
циального смысла. Есть спектакли, в ко-
торых ансамбль достигает гармонического
совершенетва, как, например, в «Украден-
ном счастье», в «Сувте», в «Макаре Дубра-
ве». Одна из важнейших заслуг бессменного
руководителя театра Гната Юры, режиссе-
ра тонкого и умного, заключается в том,
что он неизменно в основу созданных им
спектаклей кладет авторский замысел, вы-
раженный через предельно насышенную
актерскую игру. Театр передает современ-
ную жизнь точно и выразительно, верно
отмечая ве характерные черты и улавли-
вая ее бурный, стремительный ритм; он
рисует нашу действительность в ярких,
пылающих красках; все спектакли театра
пронизаны  полнокровным, — жизнеутвер-
ждающим мироощущением.

Й тем более неприятно, когла в эти
стройные и заразительные спектакли вние-
запно врываются режущие слух ноты. Хо-
четея ретнительно возражать, когла хоро-
ший актер Яковченко (матрос Крым в
«Калиновой роше») перестает доверять
реалистической убедительности образа и
пытается вымолить у зрителя смех изби-
тыми театральными приемами или когда
актеры, заинтересовавигие зрителя яр-
костью образов, внезапно  выискивают
трюки «на уход», как булто это поможет
ИМ дольше остаться в памяти у зрителя.
Они ошибаются: наигранным финалом еце-
ны они зачеркивают только что завоевал-
ное ими пристальное внимание зрителей.

Особенно AAMCTHLI ненужные нажямы В
спектадле «Поелелняя жертва»: замена
значительности набором
театральных приемов BbISbIBAPT

старых

отаповятея   обллу за прекрасный театр. опускаютийся

в такчх случаях ниже присущего PMY BBHI-
уровня. К чести
тоатра нужио признать, что такие отсту-

ъ

®
Н. ПАХОМОВ

°

вождя китайского народа Мао Цзе-дуна,
организуется студия «Китайский народ-
ный фильм». Небольшая группа энтузиа-
стов своего дела выпускает  документаль-
ную картину «Яньань и 8-я армия» и
ряд короткометражных фильмов о демо-
Кратических преобразованиях в освобож-
денных районах. Реалистические традиции
китайекого киноискусства окрепли и раз-
вились. В 1946 году в Чанчуне откры-
лась большая киностудия и начала рэбо-
тать съемочная группа в Северном Ви-
тае, на базе которой сейчас организована
пекинская киностудия. Китайская кине-
матография быстро встала на ноги. Такие
документальные фильмы, как «Миллион
человек переправляется через Янцзы» —
о форсировании этой крупнейшей. водной
преграды на пути Народно-освободитель-
Ной армии к югу, хроникальный фильм
«Рождение нового Китая» — о провозгла-
шении Kurag народной республикой,
отличаются горячим политическим темпе-
раментом, зрелым художественным мастер-
ством. Новая китайская кинематография
решительно отмежевалась от  насаждав-
шихся  гоминдановскими  резкционерами
традиций Голливуда. Ее фильмы правди-
вы, хорошо показывают морально-полити-
ческое единство народа, рождение нового
в жизни и быту демократического Китая.

Если в таких художественных фильмах,
  как «Надежда человечества», «Река те-
  чет на восток», снятых прогрессивными
киноработниками еще при тосподстве го-
миндана, еще только возникает реалисти-
ческое решение темы национально-0евобо-
дительной борьбы народа, то последние
работы чанчунской киностудии «Дунбэй»—
кинофильм «Мост» и в особенности фильм
«Дочери Витая» — являются уже круп-
ной победой китайской кинематографии,
важным этапом на пути к овладению вы-
сотами социалистического реализма.

Этот фильм, вышедший сейчас на мос-
ковские экраны,—первая работа сцена-
ристки Янь И-янь, режиссеров Линь Цзы-
фуна иДьи Тьян, коллектива актеров, опе-
ратора Цянь Цзянь и композитора Гэ Янь.
Люди, создавшие картину, —учаетники ге-
роической борьбы против японских окку-
нантов. Оттого так глубоко жизненно их
искусство. Зритель с первых же кадров ве-
рит в реальность изображаемых героев и
тероинь. Трудно выделить игру какого-
либо актера или актрисы, хотя каждый
из них обладает яркой творческой инди-
видуальностью. Творческий коллектив
воссоздает самое главное — облик народа,
его благородную, чистую душу и высокие
стремления. Надо видеть, как искренно,
от полной и богатой души веселятся бой-
цы партизанского отряда в короткие пе-

ЗААИЕИНИНННААНИНАРНИААОАНИНИНИОАТИКИ

Новое о В. П. Обнорском

; ‘i
1919 год— в Кузнецке, Томской губер-
нии. *Краевед А. Полосухин разыскал жи-
телей Кузнецка, которые лично зналиОб-
норского. Это, бывший учитель, ныне
пенсионер Н. Станкеев, в доме дяди кото-
рого Обнорский жил пять лет, слесарь
К. Кобелев, пенсионер С. Сурин, препода-
ватель областной партийной школы Ф. Ни-
колаев и многие другие. Их рассказы по-
могли восстановить картину жизни
В. П. Обнорского.

В продолжение всей своей жизни в Куз-
нецке Обнорский занимался слесарным де-
лом. Когда друзья спрашивали: есть ли У
него семья, Обнорский отвечал: «Моя се-
мья — весь рабочий класс».

В 1915 г. Н. Станкеев был призван в
армию и зашел к Обнорскому проститься.
Виктор` Павлович ‘сказал ему: «Воевать

пления от хорошего вкуса редки. Для ис-
кусства франковцев характерно  слия-
ние жизненной правды с яркой ‘теат-
ральностью. В этом убеждаешься, когда
сравниваешь такие противоположные ак-
терские индивидуальности, kak by uma,
Гнат Юра и Шумский. Все они разные, и
В 10 же время каждый из них строит свои
образы на основе глубокой жизненной
наблходательности. Любой из них, найдя
верную основу образа, идет до конца в
его раскрытии, выбирая точные, смелые и
выразительные сценические средства, Ka-
кие бы роли — трагические или остро ко-
медийные—0н ни играл.

Бучма поднимается до подлинно трагиче-
ских высот в роли Миколы Задорожного
(«Украденное счастье»). В этом забитом
человеке, согбенном нуждой, в его проси-
тельно грустных глазах живет большая и
тоскующая душа. Бучма се огромной про-
никновенностью рассказывает повесть
жизни этого человека, историю его духов-
ного крушения. Создание этой роли дерз-
KO и по замыслу и по выполнению. Бучма
находит трагическое в обыденной жизни,
Он мужественно отказывается от дешевых
приемов, рассчитанных Ha немедленное
сочувствие зрителя: он раскрывает об-

раз медленно, постепенно, шаг за шагом
приоткрывая зрителю самые  затаенные
уголки души Миколы.

Его Макар Дубрава принадлежит к чис-
лу самых замечательных Ha советской
спене решений «положительного образа».
Не допуская и тени  сентиментальности,
борясь со всяческой лакировкой, Бучма
с редкой сценической простотой, необык-
новенно тепло‘ и сдержанно показывает ду-
шевную красоту и глубину чувств старо-
го шахтера. На всем его облике — печать
благородства и привлекательности.

Один из самых обаятельных советских
актеров, Гнат Юра, в «Суете» и «Марти-
не Боруле» играет’ в лучших традициях
украинского театра. Высокая  человеч-
ность. типичность созданных им образов,
лукавый юмор актера неразрывно сливают-
ся с творчеством  Карненко-Варого. Гнат
Юра мастерски вскрывает  победоносную
жизнерадостность украинской драматургии,
и поэтому зритель © такой горячей симна-

сурово и нежно любит политрук Лын Юнь

командира взвода Чжоу, каким глубоким
чувством товарищества связаны между
собой бойцы и командиры.

В фильме показано, как мужают в борь-
бе люди. Врестьянка Ху Сю-чжи стано-
вится членом коммунистической партии.
Эта высокая честь заслужена ею в боях.

Сцена приема в партию Ху Сю-чжи
полна глубокого волнующего смысла. На
лесной поляне собрались коммунисты от-
ряда. Невысоко над землей, на дереве,
близкий п дорогой сердцу каждого трудя-
щегося человека — алый стяг. Спокойно
и грозно звучат слова клятвы. Короткая
пауза, и к хмурому осеннему небу взле-
тает вдохновенная мелодия «Интернацио-
нала». Простые китайские крестьянки
уже поднялись до понимания благородно-
го смысла своей борьбы. Они знают, что
защищая свои родные сопки, они отстаи-
вают дело мира, борются за свободу и
независимость трудящихся всех стран.

Около двух десятков лет отделяет нас
от событий, показываемых в фильме. Ox-

нако внимание зрителя не ослабевает ни
на одну минуту. Й это не только благо-
даря большому искусству создателей кар-
тины. Кадры фильма «Дочери Китая»
воспринимаются, как политически острый
обвинительный документ сегодняшнего
хня. Чем отличаются грабители и сади-
сты в ненавистной всему миру американ-
ской военной форме, сжигающие корей-
ские деревни, от японских фашистов?
Разве во Вьетнаме, Индонезии, Бирме, Ма-
лайе сотни тысяч патриотов, горячо лю-
бящих свободу и мир, не сражаются с
оружием в’ руках против наемников 3a-
океанского империализма, носящих фран-
цузские; голландские или английские
мундиры, но получающих за свою гряз-
ную работу американские доллары?
Суровым и мужественным языком под-
линного искусства фильм говорит зрите-
лю о том, что нельзя убить народ, невозмо-

Жно сломить непреклонную волю сотен
миллионов людей, решивигих сорвать пре-
ступные планы поджигателей войны.

Следует 0с0бо отметить музыку компо-
зитора Гэ Янь. Глубоко национальная,
она ясностью и эмоциональной насыщен-
ностью поднимается до больших высот му-
зыкальной культуры.

Советский зритель высоко оценит это
выдающееся произведение искусства дру-
жественного нам великого китайского нз-
рода. Тем досаднее, что подготовка филь-
ма к выпуску на советские экраны не вы-
полнена со всей тщательностью и забо-
той. Дикторский текст фильма во многих
местах недостаточно выразителен. Субтит-
ры неё передают всей мужественной про-
стоты речи героев.

Работникам киностудии им. Горького, го-
товившим фильм, следовало приложить
больше усилий, чтобы бережно: донести
до советского зрителя все высокие худо-

инициативе   редышки между боями и переходами, как! жественные качества прекрасного фэльма.

надо... только. не с. немцами,..а. с. самодер-
жавием». о а yeas

Когда до Кузнёцка дошла весть о Be-
ликой Октябрьской социалистической  ре-
волюции, Обнорский, семидесятилетний
старик, убеленный сединами, плакал от
радости. Он с головой ушел в обществен-
ную жизнь. Он любил повторять: «И мы
не напрасно в мире жили»,

После захвата Сибири колчаковцами и
интервентами Обнорский заболел. Вскоре
у него’ был обнаружен рак. 16 апреля
1919 года он умер в Томской городской
больнице. Похоронен на Преображенском
кладбище в’ Томске,

Савва КОЖЕВНИКОВ,
специальный корреспондент
«Литературной газеты»
КЕМЕРОВО.

OPP LPL PPP LALLA чим

«публичное одиночество», в котором нахо-
дится Шумский при исполнении своих ро-
лей. Он нигде не прячет своего отноше-
ния к Романюку и к Галушке, но доби-
вается впечатления полной правдивости
вдумчивым раскрытием их комедийных
характеров. В роли профессора Буйко
Шумский полон большой драматической
выразительности, особенно в последней
сцене, когда профессор Буйко, узнав,
что фашисты уже обнаружили его патрио-
тическую деятельность, уходит на смерть.

В новом качестве открылось выдаю-
щееся дарование Ужвий. В «Калиновой
роще» Ужвий играет с заразительным
юмором. Она рисует умную, задорную и
властную предселательницу сельского ео-
вета Наталию Ковшик. Ее исполнение
брызжет здоровым, уверенным и ясным
оптимизмом. В Ужвий сейчас как будто
меньше мягкости, которая прежде отлича-
ла ее игру: и в «Последней жертве» ив
«Украденном счастье» все сильнее просту-
пают новые, волевые черты ее дарования,
В Юлии все заметнее звучит нота непре-
клонной гордости, в Анне слышится му-
жественное требование счастья. В творче-
стве Ужвий проступают черты актрисы,
которой равно подвластны и прекрасная,
полная юмора характерность, и высокая
трагедия.

Невозможно перечислить все актерские
достижения. которыми по праву гордитея
театр им. Франко: здесь и великолепное,
полное сдержанной силы и мужественно-
сти исполнение ролей Михайла Гурмана
(«Украденное счастье») и Ветрового («Ка-
линовая роща») Добровольским, и 0бая-
тельно, с отточенным мастерством сыгран-
ный артистом Пономаренко Иван в «Суе-
те», и эпизод, показанный Панасьевым
в «Мартине Боруле», и очень тонкое и в
То же время полное темперамента исполне-
ние роли Аги в «Калиновой роще» и ро-
ли колхознипы Марии в «Макаре Дубра-
ве» артисткой Нятко, и молоцые  дарова-
ния Кусенко, Дашенко, Захаренко...

Спектакли театра им. Франко пользова-
лись в Москве громким и бесспорно заслу-
женным успехом. Они прозвучали, как сви-
детельство палостного роста украинской
культуры. Шали они почти одновоеменно

тией встречает каждое появление Марти-
на Борули или Терешки Сурмы.

Шумекий в ролях Галушки («В степях
Украияы») и Романюка («Калиновая ро-
ща») превосходно рисует  сатирическую
природу этих образов, 06 ошибках своих
героев. о постепенном их исправлении ов
рассказывает в прекрасным сценическим
спокойствием. Станиславский мог бы при-
вести в качестве завидного примера To

х

0 спектаклями Малого театра в Киеве в
помещении театра им. Франко. Обмен
труппами крупнейших в Союзе  тватров
нельзя не признать символическим. Te
аплодисменты, которыми сопровождались
спектакли Малого театра в Киеве и театра
имени Франко в Москве, говорят о неру-
птимом братстве народов. творческой друж-
бе, которая помогает расти и укрепляться
советскому искусству

П. КРАЙНОВ

0630) военных
действий в Корее

Гайон верхнего течения реки Нактоятан
и отрогов Восточно-Корейских гор за
последние дни представляет собой плац-
дарм наиболее ожесточенного сражения.
Некоторые пункты переходят из рук в
руки 10 нескольку раз.

В сообщении Главного командования
Народной армии 2 августа указывается,
что народные корейские войска, прорывая

оборону американских войск, на всех
фронтах продолжали стремительное на-
ступление.

Корреспондент агентства Юнайтед преее
сообщает, что американская 25-я пехот-
ная дивизия под нажимом корейских на-
родных войск была вынуждена оставить
города Санчжу и Хамчхан. В этом районе
Народная армия освободила также город
Ечхонь и, по сведениям того же кор-
респондента, приблизилась к Кымчхоню;
который обойден ею с юга. По последним
данным атентства Ассошиэйтед пресе, аме-
риканские части выбиты из Кымчхоня.
Под натиском наступающих частей На-
родной армии оставила свои позиции и
1-я кавалерийская  (мотомеханизирован-
ная) дивизия. ,

Пхентхэк}.

Е. т =e
— Чхонань муньгея
Уднесныи ЗАМ <,
ny Racy hhh пхенни. 2
коня 5 = там ®
тачхонь $ мы
ead *Honpcants ems
NVI Xeaucan” ыы
при’ Кымчхоны К»
я oF,

i

KyHsoany

. ®Чонычжу
$
Кымчж A Xénuxonb.

MGUY 14 mB OHb

>С.
Tondo Сун оны т A=
(OH Ко

Пос А
a 3 < Г-
МОКПХО 5p HOG

97)

Значительным успехом сопровождается
наступление Народной армии на правом
фланге, в секторе Кочхан-—Чиньчжу. Про-
двигаясь из района Кючхан на восток,
части Народной армии . заняли город
Хёичхонь (Еиосян). Этот город расположен
в центре провинции Южный Кенеан, все-
To лишь в 40 километрах к юго-запалу от
Тэгу — ставки американского команловз-
ния на корейском фронте. Части Народной
армии глубоко проникли за американские
позиции в районе города Хепчхонь. ПШхень-
янское радио указывает, что, преодолев
гористую местность южнее Вочхана, Ha-
родная армия нанесла серьезный удар аме-
риканским и лисынмановским войскам.

Продолжается продвижение частей На-
родной армии ‘и в районе восточнее Чинь-

Чжу, ‘где оборону занимает переформирог т

ванная американская 24-я пехотная диви-
зия. На выручку этой дивизии, как пере-
дает корреспондент агентства Юнайтед
пресс, подошли части только что выеа-
дившейся в Корее 2-Й пехотной дивизии.
Тем не менее, указывает корреспондент,
американцы снова отступили восточнее
торода Чиньчжу, освобожденного Народной
армией 31 июля. Чиньчжу — узел желез-
ных дорог, связывающих портовые города
южного побережья; он расположен нелале-
ко от’ крупнейших портов Кореи — Масана
и Пусана. Ожесточенные бой происходят на
полпути между Чиньчжу и Масаном. Аме-
риканские войска отходят, чтобы избежать
окружения. По сообщению агентства Ассо-
шиэйтед пресс, танки передовых частей
Народной армии находятся уже в 40 кп-
лометрах от Пусана и в 25 километрах от
Marana,

Как сообщает пхеньянский корреспондент
агентства Синьхуа, за 30 дней боевых
действий Народная армия освободила свы-
ше 54 тысяч  кватралных километров
территории Южной Кореи, на которой
проживает 12 миллионов человек.

В заявлении представителя штаба
Макартура отмечается, что в связи ¢ при-
бытием новых подкреплений в Корею амз-
риканцы «получили возможность произ-
вести отступление...». RK этому «ориги-
нальному» заявлению представитель шта-
ба присовокупил, что США в состоянии

удерживать свои позиции лишь ценою
больших потерь. т
Однако ход событий на корейгкам

фронте показывает, что, несмотря на боль-
шие потери, интервенты не в состояний,
стабилизировать оборонительное кольцо
вокруг Тэгу и Пусана.

———-

ПРОВАЛ
«ГРЯЗНОЙ СОТНИ»

Как уже сообщалось в «Литературной гё-`
зете», 29 июля реакционные газеты Норве-
гии торжественно опубликовали открытое
письмо ряда норвежских писателей,  отка-
завшихся подписаться под Стокгольмским
Воззванием. Инициаторы этого грязного
предприятия радостно потирали руки: еше
бы! Им удалось украсить свое произведе-
ние 109 подписями. Правда, имена подав-
Ляющей части подписавшихся никому не
известны. Но этот существенный недоста:
ток «искупается» привлечением в ‘качестве
корифея сего сбориша почтенного Арнуль-
фа Эверлянда. Кого-Кого, а Арнульфа Эвер-
лянда хорошо знают на Уолл-стрите ив
его окрестностях. Это Эверлянд в феврале
текущего года обнародовал в печати исте-.
рические призывы сбрасывать водородные
(несуществующие) бомбы на Советский
Союз. :

Кому же, как не ему, восставать против
запрещения атомного оружия!

Взявшая равнение на Эверлянда «гряз-

ная сотня» осмелилась выступить от имени
норвежских Писателей. Однако не прошло
и четырех дней, как мыльный пузырь,
старательно, раздувавшийся маршаллизато-
рами Норвегии, бесславно лопнул.

Председатель союза норвежских nucate-
лей Ханс Хейберг выступил   августа ¢o
статьей в газете «Моргенбладед», On 3a- .
явил, что союз норвежских писателей He
поддерживает открытого письма «грязной
сотни»,

Попытка выдать наспех сфабрикованную
фальшивку за документ, выражающий пол-

линное мнение широкой писательской об-
щественности Норвегии, с треском прова-
лилась.

В.В)