Проведенная «Правдой» дискуссия по
вопросам языкознания имеет огромное зна-
чение для всех общественных наук.

Эта  дискуесия была организована с
тем, «чтобы путем критики и самокритнви
преодолеть застой в развитии советского
языкознания и дать правильное направие-
нив дальнейшей научной работе в этой
области».

Как возник застой в языковедческой
работе и в чем его причины?

Застой выражался в том, что веледетвие
порочности теоретических положений, из
которых исходили языковедческие инети-
туты Академии наук СОСР и союзных рес-
публик, кафедры языковеления столичных
университетов и в результате зажима
критики работа языковелов или приоста-
навливалась (например, в области исторя-
ческих и сравнительных грамматик сла-
BAHCKEX, тюркских и других языков), или
шла по ложному направлению, не давая
необходимой для страны научной продук-
ции. Подготовка молодых научных кадров
  B области языкознания была дезорганизо-
( вана.

` «Ученики» акад. Н. Я. Марра под на-
учной работой разумели лишь «разработ-
ку марровсхого наследия», т. е,, фактиче-
ски, перепевы на разный лад положений
Марра. Сравнительно-историческое изуче-
ние славянских языков, в том числе и
русского, было прервано, потому что эта
работа квалифицировалась «учениками»
Марра, как... проявление теории праязыка,
следование принципам теакционного byp-
жуазного языковедения. С их точки зре-
ния, такие близкие между собой языки,
как славянские, это не языки, связанные
узами родства и происшедшие из одного
источника, а совершенно различные язы-
ки, приобретшие в результате скрещения
между собой новое качество и ставшие по-
хожими друг на друга. В результате, за-
тормозились исследования в области ието-
рической грамматики русского и других
языков СССР. Филологические факультеты
университетов и педагогических WHCTUTY-
тов оказались без учебников по языковед-
ческим предметам, в частности, без учеб-
ника по истории русского языка. В тех
же случаях, когда «ученики» Н. Я. Мар-
ра затрагивали вопросы историн русского
или украинского языка, их высказывания
имели характер фантастических домыслов
и недопустимых натяжек. Так, например,
проф. Н. Ф. Яковлев названия городов
Черкассы на Укранне и Новочеркасска на
Дону считает бесспорным доказательством
участия черкесских племен в образовании
Украинского народа (и языка).

Проф. Н. П. Гринкова рассматривает
закономерно развившееся в южнорусских
товорах «аканье» (произнозение безудар-
ных гласных о, е, как а, я,  папример,
вала, нясу), как механический результат
скрещенил «восточнорусскях племенных
языков © языками древнейших  типоло-
гий», т. е. с неславянскими языками.

И. В. Сталин нанес сокрушительный
удар теории скрещения. О доказал, что
при скрещивании языков не появляется
какой-то качёственно новый язык, а олин
из языков выходит обычно победителем,
сохраняет свой грамматический строй п
основной словарный фонд и продолжает
развиваться по своим внутренним  зако-
нам, в то время как другой язык посте-

‚ Но-демовратического направления,

®
С. НИКИФОРОВ,

доктор филологических наук

©
влассовым. Исходя из того, что у
каждого класса Свой, «0б0бый» язык,

«ученики» Марра стали говорить 0 «дво-
рянском языке», «буржуазном языке». В
планах научно-исследовательской . работы
языковедческих институтов Академии на-
ук стали появляться такие темы, как
«Язык колхозного крестьянства», и подоб-
ные. о. seer ei

И. В. Сталин разбил эту вульгариза-
торскую «теорию» и доказал, что язык
«...создан не одним каким-нибудь классом,
& всви обществом, всеми классами обще-
ства, усилиями сотен поколений. Он co-
здан для удовлетворенил нужд неё одного
какого-либо клаеса, а всего общества,
всех классов общества». Рухнула  «тео-
рия» Н, Я. Марра, что «нет языка, кото-
рый не был бы классовым», что «все
языки, в их числе и национальные языки
Европы и Кавказа, —...классовые».

Конечно, как указывает И, В. Сталин,
классы вносят в язык свои специфические
слова и выражения, иногда по-разному
осмысляют одни и те же слова и выра-
жения. Поэтому при анализе особенностей
языка, налример, писателей революцион-
боров-
пихся против буржуазной культуры, необ-
ходимо учесть, что в процессе этой борьбы
писатели-демократы отбирали из общена-
ционального языка определенные слова,
фразеологические обороты и синтаксиче-
ские конструкции и нужным образом ос-
мысляли их.

Работы И. В. Сталина по вопросам язы-
кознания по-новому поставили перед писа-
телями и литературоведами проблему ху-
дожественно-литературного языка, пробле-
му изображения речи действующих в про-
изведении лиц. ШМз работ И. В. Сталина
вытекает, ‘что при исследовании развития
национального литературного языка ни в
коем случае не следует преувеличивать
роль в этом процессе классовых элементов
(слов и выражений), как это делали ли-

учителя.

вые пути советского языкознания

Это сталинское учение о языке прямо
противоположно взтлядам Н. Я. Марра,
считавшего грамматику пустой «формаль-
ностью», внедрявшего вместе 0 своими
«учениками» такую оценку грамматики в
школу и расшатывавшего этим основу
преподавания языка. Сталинское учение
о грамматическом строе языка и его основ-
HOM словарном фонде, как. основе языка,
отныне станет прочным фундаментом пре-
подавания языка в школе и, поднимет па
надлежащий уровень культуру речи уча-
щихся.

Благодаря выступлениям товарища
Сталина для всех стал ясным и тот мате-
риал, который языковеды должны изучать
в Баждом языке: его грамматический строй,
постепенно совершенствующийся, и основ-
ной словарный фонд, пополняющийся в
течение всей истории народа, говорящего на
данном языке, новыми словами, возникаю-
щими в связи с изменениями в обществен-
ном строе, в связи с развитием производ-
ства, культуры и науки.

И. В. Сталин своими гениальными тру-
дами повернул языковедение к реальным
требованиям жизни, к работе для нужд
многоязыкого населения Советской страны.

«Ученики» и последователи Н. Я, Мар-
ра блуждали в дебрях «теории» о четырех
пресловутых  трудмагических элементах,
путем трансформации которых сложились
якобы все языки мира.

Н. Я. Марр и его «ученики» механи-
стически переносили общественные отно-
шения в область грамматики (акад. И. Me-
щанинов называет это установлением «со-
циальной значимости» грамматических
форм). Н. Я. Марр учил, что слова в пред-
ложении согласованы так, «как согласо-
ваны в жизни члены любой  производ-
ственной организации».

Тщетно «ученики» Н. Я. Марра пыта-
лись во время дискуссии защитить или
замазать оттибочные концепции своего

В итоге дискуссин, в результате вы*
ступлений И, В. Сталина, советское язы-
кознание сбросило с своего пути вульга-
ризаторекие «теорин» Mappa и его «уче-
ников». Отныне оно Уверенными шагами

тературоведы вульгаризаторской перевер-
зевской «школки», когда они описывали
своеобразие художественной речи Н. В. Го-
roms, Л. Н. Толстого, А. М. Горького и
ряда других писателей. }
свете указаний товарища ` Сталина
полезно напомнить слова А. М. Горького,
сказанные им в алоес начинающих лите-
раторов: «...Литератор должен писать по-
русски, а не по-вятеки, не по-балахон-
ски». Ведь диалекты при наличии обще-
народного национального языка подчинены
последнему, являются ето ответвлениями.
Гениальные работы И. В. Сталина по
языкознанию обязывают писателей и кри-
тиков ‘заново продумать вопросы худо-
жественной формы и языкового мастерства
в художественных произведениях.
Признавая язык общественным явлени-
ем, рождающимея и развивающимся с
рождением. и развитием общества, Hi. fl.
Марр разорвал язык п_мышиение. Он го-
ворил: «Язык буществует, лишь посколь-
ку он выявляется в. звуках: и действие
мышления происходит и без выявления...
Будущий язык — мышление, растущее ‘в
свободной от природной материи технике».

пенно отмирает, несколько обогащая лек-
_-CHEY победившего языка.
Причиной застоя явился установивиий-
ся в языкознании «аракчеевский режим»,
при котором «ученики» Марра, монеполи-
зировав эту область науки, пасаждали
ложные вульгаризаторские теории.
Выступление в дискуссии И. В. Сталина
открыло новую эпоху в марксистской нау-
_ ке о языке. Его огромного исторического
значения работы: «Относительно марксизма
в языкознании»; «К некоторым вопросам
языкознания» и «Ответ товарищам» —
образец творческого применения марх-
систского ° матерналистического = метода.
И. В. Сталин показал в них, чт в 06-
ласти языковедной теории Н. Я. Марр
«был всего лишь упростителем и вульга-
ризатором марксизма, вроде «пролеткуль-
товцев» или «рапповцев».

Н. Я. Марр и его «ученики» исходили
из немарксистского понимания языка, как
наАДСТройки. И. В. Сталин показал,
что «язык порожден не тем или иным ба-
зисом, старым или новым базисом,
внутри. данного общества, а всем хо-
дом истории общества и истории бази-
сов в течение веков», что «...сфера дей-
ствия языка, охватывающего все области
деятельности человека, гораздо шире и
разностороннее, чем сфера действия над-
стройки. Более того, она почти безгранич-
на». :

Признав язык надстройкой нах эконо-
мическим строем общества, Mapp u ero
«ученики» сделали вторую ошибку: по-
скольку всякая надстройка имеет классо-
вый характер, то и язык, — рассуждали
они, — должен быть не общенародным, &

—— К ВСЕСОЮЗНОМУ

ДНЮ ФИЗКУЛЬТУРНИКА

И. В. Сталин разбил эту пдеалистическую
концепцию Н. Я. Марра, разъяснив, что;
«Вакие бы мысли ни возникли в голове
человека и когда бы они ни возникли,
они могут возникнуть и  сущеетво-
вать лишь на базе языкового  мате-
риала, на базе языковых терминов и фраз.
Отоленных мыслей, свободных от языко-
вого материала, свободных от языковой
«природной материи» — не существует».

И. В. Сталин гениально глубоко и про-
сто показал связь мышления н языка:
«Будучи непосредственно связан с мыш-
лением, язык регибтрирует и закрепляет в
словах и в соединении слов в предложе-
ниях результаты работы мышления, успе-
хи познавательной заботы человека и, та-

ким образом, делает возможным обмен
мыслями в человеческом обществе». 0т-
сюда вытекает специфика языка; отли-

чающая его от других общественных яв-
лений: «...лзык обслуживает обществе, как
средство общения людей, как средство об-
мена мыслями в обществе, как средство,
дающее людям возможность понять друг
друга и наладить совместную работу во
всех сферах человеческой деятельности...»

пойдет вперел, развертывая научную ра-
боту на прочной основе  маркеистско-ле-
нинской теории языка, с гениальной му-.
дростью и простотой изложенной в трудах
И. В. Сталина,

Его указания о развитии и совершен-
ствовании марксизуа как науки необходи-
мо полноетью применить к языкознанию,
которое не сможет развиваться и совер-
птенствоваться, не обогащаясь новым опы-
том, новыми знаниями, без смелого и глу-
бокого нзучения законов развития языка,
применительно к конкретным условиям
каждого исторического перноха. Неред co-
ветекими учеными стоит задача  реши-
тельной борьбы со всякого рода начетчн-
ками, талмудистами, вульгаризаторами —

со всеми теми, кто не понимает живого,
творческого, революционного духа мар-
RCHSMa.

Большую роль в осуществлении руко-
водящих указаний И. В. Сталина призван
сыграть только что организованный Ин-
ститут языкознания  Академин паук
СССР. На него возложена ответственная и
неотложная задача — возглавить глубакое
н конкретное’ изучение и многочисленных
языков Советского Союза и ряда о зару-
бежных европейских языков.

Институт запланировал начать работу
выпуском двух сборников теоретического
характера: «Основные вопросы языкезна-
ния в свете работ И. В. Сталина» и «Кли-
тика «лингвистической теория» И. Я.
Марра. Ри

В тематическом плане Института язы-
кознания важное место занимают работы
как в области исторических  трамматнк
ряда языков, в частности русского, так н
по созданию  сравнительно-исторических
грамматик семей языков. Расптиряется ра-
бота по изучению языков в их современ
HOM состоянии.

Институт принял активное участие в
составлении вузовских программ по введе-
нию в языкознание. по исторической
грамматике русского языка, по нетории
русского литературного ‘языка, по старо-
славянскому языку.

Эти программы очищены от вульгарн-
заторских «теорий» Н. Я. Марра и ero
«учеников». Программы развертывают кон-
кретный материал на основе указаний
И. В. Сталина о трамматическом строе
языка и его основном  словарном фонде,

Поскольку язык регистрирует 4 3a-
крепляет результаты работы мышления в
ниях, то сущность его спефицики, подле-
жащей научному исследованию, представ-
ляет грамматический строй языка и ето
словарный состав. Благодаря граммэтике,
представляющей собой собрание правил об
изменении слов и сочетании слов в пред-
ложенин, язык получает возможность об-
лечь человеческие мысли в материальную
языкорую оболочку.

ПНА МА Te

„  Спорт м

Спортивный сезон 1950 года. Свыше
миллиона лыжников привлекли соревнова-
ния сельской молодежи. В заочном турнире
легкоатлетов участвовало четверть милли-
она физкультурников. Второй всероссийский
Колхозный шахматный чемпионат собрал
более 100 тысяч слюртеменов, представ-
лявитих около 13 тысяч колхозов...

В СССР культивируются почти все из

вестные виды спорта. Какие же из них
наиболее популярны? Футбол? Эта игра,
действительно, стала у нае массовой: ею
регулярно занимается свыше миллиона че-
ловек. И все же футбол стоит лишь на
пятом месте. Первое занимает легкая ал-
летика —— 3 млн. человек. Далее идут лы-
жи — свыше 2 млн.; волейбол — свыше
1,7 млн.; на четвертом месте гимнасти-
ка — свыше 1,5 млн.

=s s

Свисток сульи возвестил окончание фут-
больного матча ЦДВА— московское <«Ди-

намо». Зрители, заполнившие трибуны сто-
личного стадиона, медленно расходятся, об-
суждая перипетии только что закончив-

внимания, — футболиеты IRA и «Динз-
мо»—спешат покинуть стадион. Едут на
вечерние занятия в Военно-юридическую
‚академию В. Никоноров, А. Водягин, В. Де-
мин, Вяч. Соловьев, А. Портнов. Спешат
на практические занятия окончивние выс-
шую школу тренеров А. Хомич и К. Бес-
ROB.

В нашей стране насчитываетея свыше
600 заслуженных мастеров спорта п
2.831 мастер. Если бы мы хотели застать
их вне привычной спортивной обстановки,
то пришлось бы. посетить аудитории
институтов, научные лаборатории, завод-
ские пехи, врачебные кабинеты.

Чемпион мира mo шахматам rpoce-
мейстер М. Ботвинник — инженер-элекл-
рик и кандидат технических наук; изве-
стная альтинистка, заслуженный мастер
спорта Е. Казакова — научный  сотруд-
ник Энергетического института им. Вржи-
жанорского, кандидат технических и педа-
гогических наук; двукратная чемпионка
страны по конькам 9. Милонова — хирург
Яузской больницы в Москве и кандидат
медицинеких наук; руководитель многих

как о предмете изучения. Внутренние. зако-
номерности развития конкретных языков
устанавливаются в неразрывной стязи с
‘историей народов — творцов и носителей
этих языков.

‚ Что сердце

рублей в год, частлая практика. врачей—

Щается в чЧастнопрактикуюлтему врачу,
значит, в поликлинике нет должного п9-
parka.

и пятнышка на бел

Против

«нормированной» чуткости
Врач Е. КОЛОСОВ
Нигде в мире народ не пользуется так

широко всеми достиженияии медицины,
как у нас, в стране передовой социали-

стической культуры. Отношения между
народом и врачами установились у нас
самые душевные, самые близкие. Совет-
ский гражданин © младенчества, с пер-

вого дня рождения находитея под л1бов-
ным, заботливым попечением работников
медицины.

Профессия советского врача не терпит
казенщины, формализма, Правильно ска-
зал в своей статье доктор М. Державец;:
«Всегда и везде, прин любых обстоятель-
ствах советский врач должен чувствовать
себя в белом халате». Не должно быть У
нас «нормарованной» чуткости — чуткости
только в служебные часы, В личных бе-
седах мы ‘часто осуждаем тех медиков,
от которых больные уходят  неудовле-
творенными. Но на суд общественнасти
такие факты почему-то не выносятся.

Пришел пациент к врачу. Он хочет
обстоятельно поговорить со смециалистом,
хочет, чтобы его внимательно выслушалн.
Но подчас врач торопит его: скорей, ско-
рей! Он поспешно выслушивает больного,
одновременно что-то записывая, и, не
успев дописать, уже зовет в свой кабинет
следующего пациента: «Проходите, не за-
держивайтесь». : ts

Разве это терпимо?

Есть у нас случаи, когда врачи при
больном высказывают свои опасения
еще ло того, как детально выяснят диаг-
HO3. Неосторожно брошенное слово может
посеять в больном недоверие к врачу,
ощущение безнадежности, Иной раз сам
врач таким образом «создает» болезнь.
В запненой книжке А. П. Чехова есть
любопытная запиеь на этот счет. Боль-
HOH едет к доктору. Тот выслушивает
пациента и ставит диагноз: порок сердца.
Больной меняет ебраз жизни, лечится,
сокрушается, всем жалуется на болезнь,
привыкает в своему  «пороку сердца».
А потом другие врачи устанавливают,
у этого человека было и
остается... совершенно здоровым. Ho
«больной» уже привык, ему даже неудобно
расставаться со своей старой болезнью.

Дело врача — не только выявлять не-
дуги и ликвидировать их, но и постоянно
подлерживать в больном бодрость, веру в
свои силы, душевную стойкость. ;

Я — crappit ppaw WH XOWY сказать свое
мнение по самому острому вопросу статьи
М. Лержавца — о частной практике. Что
это такое, товарищи? В поликлинике, в
служебные часы, которые длятся «от и
до», такой врач подчае сух, официален,
тороплив. Зато у себя дома, при частных
визитах к нему, он преображается: вежлив,
предупредителен, рассыпается в лю6ез-
ностях. И выслушивает внимательно, не-
торопливо, заботливо. Частная практика —
пережиток пропглого, с которым пора бы
давно расстаться. Лет, двалпать назад,
когда наи медицинские учреждения: ее
He могли полностью, обслужить  населе-
ние, с частной практикой еще можно
было мириться. А теперь, когда бесплатная
квалифипированная медицинская помощь
тарантирована в любое время. каждому
гражданину, когда на  здравоохрапение
расходуется государством 22 миллиарда

явление уродливое и нетерпимое. Если
больной уходит из поликлиники и 0бра-

Чтобы покончить с частной практикой,
падо поднять качество весей нашей рабо-

ты, надо, чтобы во всех лечебных уч-
реждениях царила подлинная советская
чуткость.
Не ошибка,
а брак
Врач В. СИЗОВА
Когда речь идет о здоровье, о жизни

человека, нет и не может быть права на
ошибку. Наш товарищ, врач Мамонов,
пыталея здесь выдать себя за экспери-
ментатора, за. человека, Которому в из-
вестной мере позволительно совершать

` ошибки. Her, их никому не позволитель-

по делать! Мамонов положил больного на
операцианный стол, предварительно не
исследовав его. Это не ошибка, товарищи,

Большая и трудная работа только па- 2 ЯВНЫЙ брак. И это признал, после де-

чата. Но советские языковеды, влохновлен-.  ТАТьНого

разбора, коллектив врачей

ные гониальными трудами И, В, Сталина, Городской больницы,

приложат все силы к тому, чтобы вы-

полнить призыв вождя, обращенный к со- Го, что в. коллективе
ветским ученым: «занять первое место в  больницы,

мировом языкознании».

ИЛЛИОНОВ

ний, которые окончили в послевоенные го-

Гле нетоки брака? Это— следствие то-

Константиновской
где тов. Мамонов работает

таавным врачом, нет самокритики, про-
цветает зазнайство. Отсюда понятно, ио-
чему некоторые товарищи склонны во-
пиющую халатность в лечении больного
выдавать за неизбежную врачебную ошиб-
RY

Мы не имеем права замалчивать свои

ды или в которых сейчас обучаются мно-   недостатки, покрывать друг друга, смяг-
гие известные спортсмены. Неоднократный   чать отдельные неудачи ссылками па то,
чемпион СССР теннисист Н. Озеров окоп-   что; мол, не ошибается тот, кто ничего
чил ГИТИС, он актер МХАТ. Неоднократ-   пе делает. Каждую ошибку, каждый факт

ный чемпион страны по боксу В. Пуш-   бракодельства надо

обсуждать в нашей

кин — выпускник Литературного ииститу-  среде и не только обсуждать, но и вести

та \им. А. М. Горького. Известный горно- суровую, беспощадную
Лыжник I. ГРостовцев GROW университет нетерлимыми явлениями.
Пловец В. Уша-  правильно говорит, что

марксизма-ленинизма,

борьбу с этими
М. Лержавец
анализ одной

ков перешел на челвертый курсе Инсти- неудачи может быть иной раз поучитель-

нова и одновременно па второй КУРС  нехода лечения.
Центральвого иНОтАТУТУ ЗИ ЧеСКОЙ Советским врачам многое дано. Нам
культуры им. И. В. Сталина.

+ *
*

В декабре 1948 тода было опубликова-
но постановление ЦЕ ВКН(б) о развитии

физической культуры и ©1008. Са
времени опубликования постановления
в таблицу  рекорюв страны — вносе-

но более 600 поправок. 66 текордов на-
щих спортеменов превышают мировые, Это
составляет почти четверть регистрируемых
рекордов мира по легкой атлетике, плава-

не дано лишь права допускать брак в на-
шей работе.

Наболевшие

вопросы

Кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РОФСР Н. МАШТАКОВ

к больному
его моральный

Огромную роль в подходе

‘щих. Ветв!

‘практикующих врачей. Конечно,

рае»  .... + Rpiverrebesneersentad
:  На-днях в Доме санитарной !
: культуры города Подольска }

состоялось обсуждение ‘статьй
М. Державца «Мысли врача»,
опубликованной в «Литератир-
ной газете» 28 июня 1950 года.
Ниже мы помещаем запись
отдельных выступлений.

от koe eee

его cosHanme, Ha ero neuxuny. Wnoii pas
можно слышать в кабинетах врачей;
«Смотрите, у больного резко опущенный
желудок». Олин врач даже сказал боль-
ному: «Боже мой, у вас нет селезенки».
Это и смешно и трустно, Бот так
«создают» болезни. Не надо, конечно,
больного обманывать, но и нельзя уби-
вать в нем, веру. в себя, а главное —
нельзя торопиться с объявлением больно-
му своих предположений, ‚пока эти пред-
положения не стали точным диагнозом.
Это особенно важно понять молодым вра-
чам.
Кстати, я должен сказать, что многие
молодые врачи почему-то пренебрегают
собраниями и научными  конференциямл,
проводимыми в нашем городе. На нзучные
конференции у нас обычно приходит 20—
25 человек, причем, тлавным образом,
старые врачи.
`Теперь о частной практике. Я не co-
тласен с автором статьи насчет того, что
частнопрактикующий врач непременно
ремесленник. В том-то и дело, что част-
ная практика Y нае распространена еще
среди крупных специалистов. Можете в
Москве увидеть таблички, вывески част-
попрактикующих врачей. Их немало.
В Полольске, внрочем, таких вывесок ие
видно. У нас частной практики как будто
нет. ,
Голос с места: Она у нас,
нию, существует без вывесок!
Суть в том, что многие больные He
довольствуются услугами прикрепленного
к ким участкового врача и ищут  «еве-
тил», крупных специалистов. Между тем,
все лучшие силы медипины-—в распоряже-
нии государственных лечебных учрежде-
ний. Но, видимо, есть отдельные врачи,
которые слишком холодно — встречают
больного в служебном кабинете и гораз-
до более внимательно, гораздо более за-
ботливо,—у себя дома.

Да,

они ремесленники!

к сожале-

Главный врач городской больницы
В. КУЗНЕЦОВ

Не могу согласиться с тов. Маштако-
вым, когда он говорит, что среди по-
дольеких врачей нет  частнопрактикую-

почему тов. Маштаков 6бо-,
ремесленниками

Непонятно,
HITCH назвать
ремес-
ленники! Они, может быть, крупные зна-
токи, но ‘если они в погоне за гонораром
теряют интерес к основной своей работе
в лечебном учреждении, — кто же они,
как We ремесленники?” Выходит, прав
М. Державец п неправ Н. Маштаков!

Частная практика Это постыдное явле-
ние в нашей врачебной среде. Внимание
за леньги! Раззе это не позорит врача и
пе оскорбляет больного?

Вересаев писал, что в старое время
проклятый рубль непрестанно шелестел
между врачом и больным. Пусть этот
щелест отойдет в далекое прошлое вме-
сте со всеми другими пороками былых
времен!

Чувство брезтливости вызывают разго-
воры о тонораре, полученном от больного:
«Меня отблагодарнли за правильный ди-
агноз». ‘ : о

Мы-—еслуги народа, неподкупные стра-
жи его здоровья. Больные вверяют нам
свою. судьбу. И в этой связи я хочу ска-
зать о так называемом «праве на ошиб-
ку». Не ошибка, a брак-—так надо ква-
лифицировать ‘те случая, когда из-за
невнимательности или поспешности вра-
ча здоровью пациента наносится ущерб.
Там, где дело идет о здоровье советского
человека, о его жизни, там нет и не
должно быть места «отабкам».

В коллективе нашей больницы мы
обсуждаем каждый случай неправильного
диагноза или неправильного лечения.
В нашей среде самокритика имеет особое
значение, а отсутствие критики всегда
пагубно отражается Ha самом дорогом
для нас — на здоровье людей.

ОТ РЕДАКЦИИ:

частно-!

ом халате!

О культуре
в нашей работе

Председатель комиссии
здравоохранения горсовета `
врач В. АНДРИАНОВСКИЙ

Народ предъявляет очень высокие тре-
бования к врачам. Народ понимает благо-
родную миссию советского медицинского
работника. Врач должен быть не только
знатоком медицины, по и душевным, обая-
тельным человеком. Плохой человек не
может быть хоропиям врачом!

Вопросы врачебной этики волнуют He
только нас, врачей, они интересуют ши-
рокую общественность. Поэтому He слу-
чайно па страницах «Литературной газе-
ты» появилась статья М. Держава. №
сожалению, в стороне от обсуждения зло-
болневных вопросов нашей жизни CTONT
газета «Медицинский работник».  Кому-
кому, a ей-то уж следовало бы давно
высказаться!

В Подольеке наблюдаются факты, ког-
да отдельные врачи, воскрешая барские
правы, обращаются к некоторым пациен-
там на «ты». Это безобразие! Ато бы ни
был у вас в кабинете, старик ли, юноша
ли, интеллигент или  колхозник —- ко
всем надо относиться с величайшим увз-
жением. Никогла нельзя забывать, что в
врачу приходит He проситель, & хозяпн
страны.

Если врач неучтиво относится к бволь-
ному, он таким отнолением толкает cro B
кабинет частнопрактикующего ‘доктора.

Культура в работе врача — это преж-
де всего советское, большевистское  вни-
мание к человеку!

Против черствости
и равнодушия!

Председатель райкома профсоюза

медицинских ‘работников
3. ЕГУПОВА

читали роман А. Воптяевой
«lean Иванович» и помним мрачного и
  черетвого врача Гусева. Боясь  ответ-
ственности, он не захотел оперировать
тяжело больную женщину. Такле Гуселы,
® сожалению, не неревелись еще в нашей
среде. Почему некоторые жители Подоль-
ска; при наличии бесплатной квалифини-
рованной медицинской помощи, все же
плут на JOM к врачам-частникам? Я з^-
лумывалась над этим вопросом и хочу
ответить: потому, что в практике некото-
рых врачей, принимающих в поливлини-
ках. еще не изжиты черетвость, холод-
ное равнодушие.

Может ли ободрить больного врач Пет-
с боль-

Bee мы

ровекая, ‘если она разговаривает
ным, уткнувшись в бумаги. не подви-
мая на него глаз? От. нее веет X0S0I9M.-

Едва переступив порог, больной чувствует
себя как бы виноватым перед сердитым
доктором. Так же равнодушно  ветречают
пациентов, например. врачи Толетихина
и Янковский. Поэтому можно часто слы-

шать, как. посетители просят записать
‘их в другому доктору.

Есть у нас много хороптих,  отзывчи-
вых, по-настоящему преданных делу вра-

чей. Они встречают своих посетителей
доброй улыбкой. ласковым словом. Назову
Маргариту Васильевну Рождественскую,
_Рнту Семеновну Берлин, Виктора Федоро-
вича Андрнановского, Людмилу. Федоровну
Иськову и многих, многих других врачей
Подольска.

Воспитательная работа соеди врачей у
пас поставлена етие слабо. В этом и наша
вина, вина профсоюзных работников, Мно-
го еще формализма и показной шумихи в
общественной работе. Было время, когда
работники нашего. профсоюза, ne заду-
мываясь, механически переносили в Me-
дицинекую среду формы и. методы сорев-
нования,  заиметвованные в промышлен-
ности. Созлавалиеь «бригады — отличного
качества», а кое-где выдумывали нечто
совсем нелепое, объявляли соревнование
за «уменьшение срока пребывания  боль-
ного на койке», за «экономию медика-
ментов и перевязочных средств», 34
«уменьшение срока пребывания на боль-
Г ничном листке». Это вздор, бюрократиче-
ская выдумка, нежелание понять сцеци-
фику врачебной работы.

М. Державен поднял в своей статье
важные вопросы, интересующие ‘совет-
скую общественность. По этим вопросам
не мешало бы высказаться руководителям
Министерства здравоохранения и ПК
нашего профсоюза.

Статья заслуженного врача республики М. Державца «Мысли врача» ини-
роко обсуждается в среде медицинских работников.

Публикуя сегодня выступления медицинских

работников г. Подольска,

принимавших участие в обсуждении Этой статьи, редакция с удовлетворением

отмечает то единодушие, с каким они осуждают чиновничье

бездушие некото-

рых врачей, забывших о своем высоком долге, и частную практику медиков-
ремесленников. Все сходятся на одной мысли: ни пятнышка не должно быть

на белом халате врача!

В опубликованном на-днях сообщении Центрального Статистического Уп-

равления при Совете

приходилось на

Министров СССР
100 больничных коек почти в полтора раза больше врачей,

сказано: «К началу И квартала

чем в 1940 году. Таким образом, качество медицинской помоши населению, ко-

торая, как известно, предоставляется в СССР бесплатно, значите

льно повысилось

по сравнению с довоенным временем».
Задача заключается в том, чтобы каждый медицинский работник выполнял

с честью те высокие обязанности, которые воз

родом.

ложены на него советским Hae

В «Литературную газету» продолжают поступать письма читателей, одо-

бряющих основные положения статьи М. Державца.
не только врачи, но люди различных профессий.

что вопросы, поднятые
роких слоев населения.

Свои мысли’ высказывают
Это свидетельствует о том,

в статье «Мысли врача», затрагивают интересы ши-

К сожалению, в редакционной почте нет откликов руководящих работни-

шейея игры. выдающихся торных восхождений, заелу-  нию, юднятию тяжестей, стрелковому, Играют личноеть врача, ТИ coee
Но те, кто только что были в центре   женный маетер спорта А. Летавет — док-   конькобежному, велосинедному и мотоцик-   облик, его поведение. Общеизвестна нераз- ee ABACTERE TES. SAPARQOXPRHEHAY и ЦК профсоюза медицинских ра-
тор мелинииеких наук. летному спорту. Шо числу завоеванных   рывная связь между нервно-пенхически- ботников. Нашим читателям хотелось бы услышать их мнение по вопросам,
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА Необычайно широки интересы  налией   мировых рекордов наша страна вышла на  ми и соматическими явлениями у челове- затронутым как в статье М. Державца «Мысли врача», таки в откликах на нее.
2 спортивной молодежи. 06 этом свидетель-   первое место, опередив США, Англию и  ка. Значит, врач обязан воздействовать В ближайшее время «Литературная газета» опубликует обзор писем, посту
& Ge № 65 ствует простой перечень учебных заведё- Францию. не только на организм больного, но и на пивших в ответ на статью «Мысли врача».

1 `