С. МАРКОВ,

специальный

корреспондент

«Литературной тазсты»

КАЗАНСКИЙ ТАЙНИК

Некоторое время назал в большом св-
ром доме на одной из главных улиц Ва-
зани был обнаружен «тайник» co ©кры-
тым в нем кладом. Стоимость клада сце-
нивалась в миллионы рублей.

Этот клад лежит там ло бих Top,
неизвестно, когда он по праву wepeitier
в руки’ народа.

На стенах серого дома, в котором обна-
ружен «тайник», висят вывески накоторых
солидных учреждений, которыми должна
гордиться Татарская Автономная (Советская
Социалистическая Республика. Это — зда-
ние республиканского Лома печати. Здесь
находятся Союз советскях писателей. Ta-
тарское государетвенное издательство, рес-
публиканское Управление издательствами
и полиграфией, большой книжный Mara-
зин, библиотечный коллектор, ‘рехакиии
ряда газет и журналов.

У татарского народа есть немало книг
на. родном языке. Мощная печатная ‘фаб-
рика имени Камила Якуба в Казани вы-
пускает огромное количество ‘книг для
татар. Более того, она выполняет заказы
других братских республик и уже второй
год печатает учебники для Киргизии.

Но что за клад хранится ‘в казанском
Ломе печати?

Речь идет об огромном книжном завале,
о миллионах книг, скрытых от читателя.

Татарекое издательство выпустило в
1949 голу около пятисот названий  раз-
личных книг. Общий их тираж равнялся
шести миллионам девяносто восьми тыся-.
чам экземиляров. Было отпечатано соров
шесть миллионов листов! а

Ениги из типографий поступали в сбы-
товую контору Татарекого издательства
(Торгебыт), которая, в свою очередь, cBa-
зана с Книготоргом и потребительской
кооперацией, Эти три «кита» книжной
торговли и были обязаны передать книгу
народу. Но татарская книга задержалась
на складах. Пирамила свежеотпечатанных
изданий растет с угрожающей быстротой
за счет книг, выпущенных в 1950 году, .

На 1 июля сего года стоимость здтова-
ренных книг исчислялаеь в млн. 403 ты-
сячи рублей, при чем большинство книг.
на татарском языке.

А между тем татарская книга рассчи-
тана не только на казанцев и не. только
на живущих в Татарской АССР. Ее ждут
на Тихом океане, в Казахстане, в киргиз-
ском городе Оше и во многих других. рес-
публиках и областях, гле живут татары;

Заведующая Межбиблиотечным — абоне-
ментом Татарской республиканской биб-
лиотеки им. В. И. Ленина тов. Грибова
показывает письмо старшего матроса Ти-
хоокеанскоге флота Галимова. Моряк хочет.
читать на своем языке стихи татарского
поэта Тукал, но нигле не может достать
нужных ему книг. Матросу нужен также
русско-татарский словарь, так как он 3а-
думал переводить русские песни. Абдра-
шитова из Ростова-на-Дону просит при-
слать ей татарекий песенних. ;

Не только в республиканскую библио-

Если в паровозе при сжигании топлива?
применить естественную тягу, потребова-
лась бы дымовая труба высотой в. полто-
раста-двести метров. Вот почему о появи-
лись специальные аппараты искусственной
тяги. Но аппараты эти поглошают’ значи-
тельную долю мощности локомотивов.

Ученые давно уже работают над созда-
нием более совершенных вытяжных уста-
новок. Много лет занимается этим и доцент
Московского ‘‘электромеханического  инсти-
тута инженеров железнодорожного транс:
порта ` А. Гордеев. Он создал аппарат‘ вы*
сокой экономичности. р

Кому из машинистов
ние нового аппарата?

„На помощь ‘ученому ‘пришел’ депутат

поручить испыта-

и   ходят ниеьуа из”городов Горькозекой о9б-

теку поступают запросы на книгу для
татар из других республик и областей. В
казанский Иремль, ‘ге помещается рес-
публиканекое Управление по ‘делам куль-
турчо-просветительных учреждений, при-

ласти, из Гюмени и Киргизии. В письмах
содержатея просьбы о присылке пьее на
татареком языке. А присылать есть что.
В+ 1950 -году намечатано- 106- пьесе татар-

ских писателей и 124 пьесы переводных.

Пушкин, Чехов, Грибоедов, Готоль. dJep-
монтов..А, Островский, Шекспир и Мольер
давно переведены на татарекий язык.

Пьесы  двухсот триднати ‘лраматургсз
скрыты от народа. То же самое надо ска-
зать 0 песнях и доугих произведениях
композиторов.

a

Директору Татарского государственного
издательства закиру Тинчурину, по про-
исхожлению пензенскому татарину, часто
пишут его земляки, умоляя прислать им
книги на родном языке.

Двадцать пять республик, краев, обла-

ЗАИР AE

СОДРУЖЕСТВО УЧЕНОГО..И МАШИНИСТА  5

Верховного Совета СССР машинист Виктор
Блаженов. По его совету автор изменил

^_^

— В общем, мы се вами олних мыслей,
Николай Молесевич, — сказал прелеедалель
колхоза имени Пушкина Глебов. — Первое
дело — скорее пустить. электростанцию.

Его собеседник, предеедалель Плеханов-
ского сельсовета Новак, кивнул головой:

— Без электричества не пощнять такое

‚ хозяйство. :

— Нало поставить вопрос ребром перед
областными энергетиками, -— продолжал
Глебов. — Электроэнергия нужна нам, как
возлух. Ведь патумать только — девятьсот
тектаров одних пахотных земель! — произ-
нее он © удивлением и гордостью. +

Хотя прошло более двух месяцев с чех
пор, как девять деревень, пять колхозов
Плехановского сельсовета объелинились- в
один KOIK03, HO еще трудно было свык-
нуться с мыслью о новых гигантеких мас-
штабах хозяйства.

Глебов поднялея из-за стола.

Нам не по пути? — спросил Новак.
— Я—в Ирасные Замошки, — ответил
Николай Моисеевич. — Плановаль с Феде-
ровым насчет перевода к ним птицеферм.
А я—в Прохочево. Их агитатор на
торфоразработки Выехал, теперь я с ними.
— Ну, счастливо, — сказал Глебов! и
вышел из правления... то
Новак подошел к висящему На’ селе
зеркальцу, пригладил свои короткие седею-
шие волосы и застегнул ворот гимнастерки,
надетой под коричневым пиджаком. С вэл-
нистой, отливаюнюей зеленым поверхности
зеркала на него глянуло узкое  загоредое
лицо, в котором, несмотря на  гусиные
лапки морщинок у Глаз н почти ° белые
виски, было что-то мальчишески задорное.

Миновав пустынную в этот предиолуиеч-
ный час улацу, Новак вышел на околицу.

Там, те дорожка крутым уклоном ебе-
гала в хлеба, Новак сдержал шаги. Скром-
ная краса этаго края; с его полянами, лу-
тами, темным лесом влалеке, е островками
деревонек пол кущами старых берез воетта
была нова и радостна его сердцу. Уроженец
далекой Черниговщины, он в дни войны
кровью своей сроднилея с этим  крабм.

—

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

стей Советского Союза хотят получить
татарскую книгу, но не видят ce. _.

Почему?

В ответ тов. Танчурин рассказывает
возмутительную историю мытарств журна-
ла) «Совет элобияты» («Советская  лите-
ратура»}. Он издается уже 28, лет.
Спрос на жувзал велик. Но xonta Tarap-
ское издательство попросило «Союзпечать»
включить татарский журнал в общееоюз-
ный каталог и обеспечить этим возмож-
ность. повсеместной полниски, — «Союзие-
чать» отказала издательству нод тем пред-
логом, что журнал является... «местным»
изданием.

3. В. Тинчурин рассказывает, что py-
ководящие ‘организации ряда краев и
областей даже не желают  обеудить в03-
MOMHOCTH распространения татарской кни-
ги за пределами Татарской республики.

— У вас есть Казань... Ну и торгуйте
своей книгой у себя в Казани, — гово-
рят они. ь

Как торгуют книгой в Казани, мы уже
видели. Татарекое издательство не борет-
ся за продвижение книги в народ.

=e

Татарский народ и в своей автономной
республике, и ва се пределами  прелъ-
являет большой спросе на самую разноод-
разную книгу на родном языко:

Но книги лежат в казанском «тайника».

Главтолиграфиздат, мы в этом убежде-
ны, поможет Татарскому издательству вы-
полнить свой производственный план (по-
мочь ему надо!), ив первую очередь, раз-
трузить казанский книжный «тайник».

Возникновение этого’ «тайника»—дело,
из Pala вон выхотящее. Исключительно
по вине чиновников и нерадивых людей в
столице большой республики положены
под спуд культурные ценности, принал-
лежащие народу.

размеры конусной головки, ‘что— смягчило
вибрацию тяги и уменьшило унос из топ-
ки паровоза несгоревшего топлива. ШЦен-

Читатель продолжает разговор

Статья П. Вершигоры «Самый массовый
 и самый... заброшенный вид спорта»
  взволновала не ‘только туристов, нд и

спортеменов-охотников.

Сотни тысяч трудящихся проводят свой
отдых в лесу с ружьем. Охота — это под-
линно народный вид спорта, ‘ею `‘увлека-
ются люди самых различных возрастов и
профессий.

Тем более непонятно то равнодушие, с
каким относятея к любителям-охотникам
профсоюзные и спортивные организации,

Созданные после войны в республиках
и городах добровольные общества охотни-
ков передоверены Управлениям по делам

«В 1-й тинографии Транежелдоризлата
царило праздничное настроение. Наконец-
то со ШЩербаковского завода прибыла ма-
Шина...» — так начиналась статья
машиностроении», напечатанная“ в марте
этого года в «Дитературной газете».

Ну нас, р издательстве тарногской рай-
онной тазеты «За болышевиетекие колхо-
зы», было праздничное настроение. ( при-
стани Брусенен на реке Сухоке нам
сообщили о прибытии е Шадринекого з2-
вода тительной печатной машины марки
«ТЦ». Это было 7 августа 1949 года,
Однако разочаровались мы значительно
быстрее, чем работники типографии Транс:
желдориздата.

Из-за плохой упаковки, а может быть,
и недоброкачественного изготовления, He-
сколько частей машины «ТЦ» были поло-
маны и погнуты. Ящик, с запасными частя-
ми был разбит. Хуже Toro, недоставало
электромотора и ножного привода.

В результате двухмесячной переписки
удалось выяснить одно: электромотор и

пароходства на 1950 тод. По этому нлану
предполагается только на одной реке Вы-
чегде уничтожить посредством взрывных
работ 74 переката.

Называется это скромно: план углубле-
ния фарватера реки Вычегды. Я бы назвал
иначе: план уничтожения рыб-
ных богатств. реки Вычегды:
Ибо взрыв в воде уничтожает вее живое.
Не только семга, омуль. сиг, ню и вся
мелочь, служащая пищей ‘крупной рыбе,
должна погибнуть. Вычегда будет обезрыб-
лена. А ведь при мощной советской тех-
нике можно убрать. перекаты без взрывов;
Недаром государство запрещает. производить
взрывы в водоемах, населенных рыбой. :
Знают об этом речники? Да, мы преду=:
преждали- их, возражали против хладна-/

OTHO возражраие: ничего, мол, не. поделан:
сть, надо развивать р?ч30е . пароходетву.
— Или пароходство, или семга, —гово-

ным оказалось также предложение — измо-
нить устройство смесительной камеры.

Содружество ученого и машиниста дало
прекрасный результат: аппарат помог Бла-
женову увеличить среднюю скорость дви-
жения паровоза серии «Л» на 8—10 про-
центов. Другой машинист, Г. Притугин,
применив аппарат Гордеева на паровозе
серии «СО»; снизил на 5—6 процентов
расход топлива,

Главное управление паровозного хозяй-

ства Министерства путей сообщения СССР
отдало приказ шести железным дорогам

Сейчае Кузнечиха вышла из строя

оборудовать на каждой из них аппарата-
ми Гордеева по десять паровозов,

®
Юрий НАГИБИН,

спепиальный корреспондент
«Литературной газеты»

®

Оскальзываясь на  крутизне  влаяной

дорожки, Новак кинулся в рожь.

Ох, и хороша же! Густая, руки не про-
сунешь между колосъями, Рослая, стройная,
она уже приближалаюеь к восковой спело-
сти. Колос такой полновесный, что креп-
чайшие стебли — специальный сорт потби-
рали -— начинают клонитьея долу.
Оглянувштиеь, не видит ли кто, Новак
померялея ростом с колосом, они были, как
близнецы, — одном роста...

Неплохой обещала быть и яровая пше-
ница. Кое-кто сомневался, что привъется
она на Смоленщине. Еще зеленая, с ров-
ным, словно. точеным, кодоском, она отлич-

но чуветвовала, себя по соседетву со старо-

жилами края — овсами и великоленным,
уже желтеющим льном.

«Убрать все быетро, без потерь — я
много Швернику  придетея поработать в
этот год!» — подумал Новак словами песни.

— День добрый!..

Евгения Большакова, колхозный arpo-
ном, как всегда озабоченная, суровая и
словно чем-то обиженная, вышла из хлебов
с боковой тропки. В коротеньком платьиш-
ке, едва доходившем до колен, с заторелы-
ми, исцарапанными травой ногами, она ка-
залась совсем девочкой. Большакова уже
несколько лет назад окончила Горьковекий
сельскохозяйственный институт и пользова-
лась репутацией опытного и талантливого
агронома. Новаку нравилась ве лишенная
суетливости озабоченность, серьезность, ло-
ходящая до суровости, и то, что она посто-
янно недовольна достигнутым. Сейчае у
Большаковой было больше, чем  воетда,
оснований для озабоченности. Ашковекий
колхоз, наиболее мощный среди объединив-
пгихея колхозов, ломал свой севооборот,
чтобы подчинить его новому  севообороту
укрупненной артели.

— Куда путь держите? — спросил Но-

рят нам. — Или сиг, или лесосплав. Или
стерлядь, или бумага. é

Лет пятнадцать назад славилась рыбой
река Кузнечиха. Потом вступил в действие
принцип: «или семга, или целлюлоза» —

B реку хлынули ядовитые сточные воды

целлюлозного ^ комбината.
«рыб-
ных» рек. Это мертвая река. А сочи-
стительных сооружений, которые. обезвре-
дили бы ядовитые отходы, хозяйственники
никак не желают ставить.

Когда наш инспектор потребовал этого
от директора Архангельского бумкомбина-
та тов. Гехтмана, тоти слушать не стал, а

Соломбальского

«Своими» Большакова называла бригалу
ашковцев, где она, была ‘алиталором.

— Тема?

Большакова улыбнулась. Ясная, свет-
лая улыбка открыла ее подлинные чер-
ты: неоформившиеся, девически нежные.

— Тема у нас с вами одна — мир. Все
теперь для Hac B этом слове!..

*
*

Хоропю, что Новак рассчитал свой путь
в „Прохочезекую бригаду с запасом. Не
успел он сделать и десятка шалов, как
повстречалея с двумя мальчиками из. З4-
мошек, самыми юными своими приятелями,

— Дядя Коль, а мы вас всюду ищем!—
воскликнул старигий мальчик, -— Братишка
хочет вам чего-то сказать! ihe}

Новак вздрогнул: младший изо братьев
был глухонемым. С застенчивой улыбкой
глухонемой протянул ему ‘листок бумаги,
испенфенный крупными букзами.

«Я научилея мисать, дядя Коля; спасибо

за то, что вы устроили меня в школу, —
Я очень ечастливый».
Немалых усилий стоило Новаюу утово-
рить мать этого мальчика отдать ето в 19-
род в специальную школу. «Беязно, — го-
ворила та, — дикой оп у меня». И, верно,
сознавая свое несчастье, мальчик чурался
сверстников, рос угрюмым и пугливым.
И вот темерь: «я очень счастливый».

— Учись, учись, дружок, — тихо сказал
Новак. — Ты будешь очень и очень счают-
ливым.

Мальчик улыбнулся, как будто бы услы-
шал.

— Он вас понимает, дядя Коль, == ка
зал его брат, -— по\ губам понимает, их тах
обучают... А, празда, дядя Воль, нам раз-
решат караоей лозить?

— 910 кто же тебе сказал?

— A дядя Петя, Федоров. Он юзоринт;

рыбы в них, прямо ложкой черпай,
Так то-—-в будущем...

— Долго, что ль, до будущего? Два re-
да назал и про налы пруд говорили «буду-
щий». А вон он — и рыбы полно, только
  вот ловить ее не позволяют...

Bak.

о № 66

en

— В своим. Ha беседу.

Новак, — долго, что ль, до

И охота —заброшенный спорт
Ae Е ey. ROE

Ждите, скоро все получите
и и nate) AB ibaa

1. Славина «0 халтуре в полиграфическом.

стративно - хозяйст-
венные организации.
Им не до массовой ра-
боты, — лишь бы выдать билеты на пра-
во охоты и с грехом пополам содержать
охотничьи хозяйства. Спортемены  жалу-
ютея на. малочиеленность и плохое обору-
 дование баз, на отсутствие инвентаря
и Пр.

Что же касается стрелково-охотничьих
  секций и стрелковых школ при  спортив-
  ных обществах профсоюзов, то почти все
`они ликвидированы. Очень мало организа-
ций, культивпрующих спортивную стрель-
  бу из охотничьих ружей по летящих мише-
HAM, аоэтот спорт дал множеетво метких
стрелков.

Всесоюзный комитет по делам физкуль-
туры и спорта не интересуется развитием

охотничьего хозяйства при Советах Мини- охотничьего спорта.
стров союзных республик» Но общества Евг; ТЕРНИК
эти по существу превратились в админи-  ЛЕНИНГРАД

хх>®

привод не были вы-
сланы заводом.

В начале января
1950 года, в ответ на наш запрос, с за-
вода пришло нисьмо с предложением вы-
слать заявку на недостающие и иснорчен-
ные части. Мы выслали се 16 января.

В конце февраля была получена долго-
жданная открытка ‘из отдела ебыта Шад-
ринского завода. Нас уведомляли: «...тре-
буемые вами детали в ближайшие дни на-
ии будут изготовлены, кроме элеклромото-
ра, так как электромоторы мы получаем с
Харьковского завода строго по фонду, а
ножной привод н другие детали
высланы. Просим перечислить
сумме 400 рублей...»

Упомянутые 400 рублей перечислены в
феврале. Прошел уже июль. А новая пе-
чатная мантива бездействует.

Разве это не иллюстрация к вопросу о
халтуре в полиграфическом машина-
строении?

деньги B

А. СИПИН,
редактор районной газеты

кровного уничтожения рыбы: Ногу них есть!

Село Тарногский Городок,
Вологодской области

oo ¢$

Jlec—ppi6e He помеха

сразу замахал руками:
Я уж заплатил!
Оказалось, Госсан-

Передо мною лежит план работы нашего   инспекция успела уже наказать комбинат,

оштрафовала тысяч на сорок. Штрафы
платятся исправно, но очистительные со-
оружения не ставятся. И трудно даже
подсчитать, какой ущерб причинен северо-
двинекой стерляди.

Такое же положение почти на всех
прочих. предприятиях Министерства лесной
и бумажной промышленноети СССР. в Ар-
хангельекой области. Повсюду нарушают-
CA правительствённые постановления, ко-
торые строго запрещают загрязнять‘ от-
крытые водоемы, требуют наладить очист-
RY сточных вод, четко говорят нам: «и
стерлядь, и целлюлоза, и семга, и лес!».

Можно-ли;-к - нримеру, проводить лесо-
сплав так, чтобы он не вредил рыбе? Без-
условно, можно! Для этого. в устье: сплав-
ной ‚реки, надо, устраивать, не поперечную
запань, а продольную. Тогда рыба сможет
проходить на нерест.  А Vy Hae m3 тода в

год ставят, скажем, на реке Пинеге попе-

речную запань.

Почему сплавщики не’ выполняют
ших законных требований?” Да по
же причине, по какой речники планнру-
ют взрывы , —меньню хлопот.
ближняя» («Литературная газета» от
том; что рыбное хозяйство
должно перейти ныне из стадий охотничь-
его использования «божьих даров» в ста-
дию культурного животноводства.

; Н. КУЗНЕЦОВ,

прочел Новак. —= Ребята co мной играют.

В Новом колхозе огромные пруды будут, а.
 тда Новак закончил свой краткий

«Как это он хорошо сказал, — подумал
будущего?»

начальник Северного
управления рыбоохраны
АРХАНГЕЛЬСК

#+
as

У стога сена сошлись атиталор и брига-
ла. Тут же и расположились для беседы.
Кто присел на влажную молодую травку,
пророситую между остями скоменного кле-
вера; кто остался стоять, прислонивииеь
к хрусткому пахучему  бощу стога или
опираясь на грабли и вилы. Бригадир Ли-
да Белова, ее подружки Поля Калачева и
Рая Сироткина, престарелая Голикова, кол-
хозный парторг Алмазов, пожилая, но горя-
чая Пелагея Филипповна.

Новак знал их всех не только по именя
и фамилии, — он знал их жизнь со всеми
радостями и печалями, их сильные и сла-
бые стороны. Знал он ‘также, что и они
раеполатают в отношении ero подобным
же знанием; порой сознательно, порой без-
отчетно они помогали ему разбираться в
ето ошибках, они воспитывали его в такой
же мере, в какой он, агитатор, способетво-
Bad росту их политического сознания...

Веседа о мире имела своим началом: вой-
ну. Новак вынул из планшета и расстелил
на земле большую карту Кореи с толубы-
ми извивами рек, красными кружочками
городов и селений, с черными стрелками,
указывающими путь настунления Народ
ной армии,

Склонились над картой русые головы
косы коронкой -— трех неразлучных по-
друг, и темные вихры тринадцатилетнего
Виктора, сверхштатного члена бригады, и
она зеленый верх армейской фу-
ражки Алмазова, и серебром повитые голо-
вы Голиковой и Пелатеи Филилновны. Ваю
свою долгую жизнь прожили, эти старые
женщины в Гжатском районе, не выезжая
дальше Смоленска, & теперь для них ва-
жен и дорог стал город Чиньжу, освобож-
денный Народной армией, и город Масам.
еще ждущий освобождения, и другие, так
трудно произносимые города далекой Ко-
рейской страны. Ведь кому, как не им, пе-
режившим лихолетье временной охкупации,
по-родному понятно дело корейского наро-
да, борющегоея за свою независимость.

— Поди; и у пих там уборка нача-
лась! — сказала Пелатея Филинповна, ко-
обзор.
И от этих простых слов еще роднее стал
далекий мужественный народ.

— Там климат жарче нашего, — сказал
Новак, — верно, уборочная к концу идет.
Если 6 неё американцы, сейчае бы весь
корейский народ был свободным и счаст-
ливым, Народное правительство отлало всю

будут.

MO,

‚ ные в суд наряды и расчеты по ним, `на-

дебное дело вступило в действие, истец от-

- тое- им дело вращается

`людно. По
  истец. Но не явилея ответчик, — и дело

на-
той
В статье Ив. Зыкова «Рыба- дальняя и

15 июля с. г.) верно поставлен вопрос о
неминуемо.

Е. СЕРЕБРОВ

ФЕЛЬЕТОН

РЕЛКОСТНАЯ ИСТОРИЯ

Йстца надо уважать.

Это он первым приходит в. суд. По его
настойчивому требованию заводится дело,
вызываются свидетели,
дебные заседания и выносится решение...

Бывает, однако, что после того kak Cy-

ходит в тень. Вернее, его отводят. Нача-
по инерции, и
кажется, что именно истец — самый лиш-
ний винтик. Главное — дело-то заведене,

Перед нами дело, начатое, скажем пря-
необычным истцом. Этот истец —
бригада из тридцати одното человека.

В июне 1949 года во 2-м участке нар-
суда г. Вунцева ветупила в строй дей-
ствующих новая папка, на которой напи-
сано: «Дело № 22880 по иску бригады.
рабочих к щеточной фабрике Кунцевского
райпромкомбината».

Народный судья тов. Опошнян, озна-
комившись с иском, проверив предетавлен-

значил дело вк слушанию.

12 августа 1949 года во 2-м участке
народното суда т. Кунцева было особено
делу явился тридцать один

отложили слушанием на 20 августа.

Так вылетел в трубу тридцать один ра-
бочий день.

20 августа ответчик снова не явился.
Тридцать один истец стоя выслушал но-
вое решение суда:

дело слушанием отложить на #7 августа.

Еще тридцать один рабочий день.

Ответчик. упорно не приходил в Cyn.
Дело, видите ли, гражданское; и директор
щеточной фабрики избрал этот неслож-
ный «метод», чтобы затягивать процесс:
время все лечит...

Вот и шли заседания: тридцать один)
истец (полный рабочий месяц и даже без
выходных дней!) стройными рядами ша-
гал в суд; присутетвовали и судья и!
народные заседатели, но, как всегда, от-
сутетвовал только один человек — пред-
ставитель ответчика. И слушание отклады-
вается... на сентябрь, октябрь.

29 октября суд, наконец, выносит реше-
ние — «бригада рабочих выполнила ряд
работ, работы еданы и приняты, на что
в’ деле имеются наряды, однако расчеты
не все произведены». А посему: «взыскать!
с щеточной фабрики в пользу бригады ра-
бочих..:»

Но странная прыть! Ответчик, полгода
не проявлявший признаков жизни, не пе-
реводя дыхания, помчался в облеуд.

И 6 декабря облеуд, по его жалобе,
выносит определение:

«Решение нарсуда отменить и дело пе-
редать Jaa рассмотрения по существу в
нарсуд б-го участка Кунцевского района».

Оказывается, решение-то нарсуд принял
в отсутствие ответчика...

А о том, что ответчик не хочет  отве-
чать, что он избегает ответственности, —
0б этом молчок.

Й так — все сначала.

Но, разумеется, чо и в 6-Й участок
Кунцевского нарсуда ответчик по уста-
новленной им традиции не являлся.

ТИ  феёраля 1950 “тода’ ‘зал судебнов
заселания был перенолнен. Явился тридцать:

назначаются су-

15 апреля в нарсуде’ 6-го участка бун-
певского района царило большое ‘оживление,
Тридцать один истец... Отсутствовал тТоль-
ko продетавитель ответчика.

4 мая лед, наконец, тронулся. Народный
судья 6-го участка тов. Белашкин, не
выдержав. решил наказать ответчика: за
неоднократное пненредставление в.суд доку-
ментов экепертизы подвергнуть ‚директора
фабрики ‘денежному штрафу в сумме
50 рублей! А дело? Перенести‘ на 4 июня
1950 тода. `

На этом кончается первый тод судебно-
го разбирательства дела № 22880,

Пошел год второй. Вот тут-то дело при.
няло совеем неожиданный оборот. Судья

Велаикин, идя «навстречу» истщу, при-
нял такое определение:
«У истца появилось сомнение... что

будто бы допущена волокита по расемот-
рению этого дела». (Что за истец нынче!
Всего тод миновал, а он уже  сомневает-
ся! — Е. С.).

И ноэтому:
дело нанравить в 6-й участок
района г. Москвы.

В 6-й участок Киевского района Мо-
сквы! Но почему, скажем, не во 2-й уча-
сток Комеомольска-на-Амуре? Это личная
тайна судьи Белашкина,

Ну, а дальше? Как и следовало ожидать;
дело вернулось с разъяснением: ни’ истец
(31 человек), ни ответчик (один директор)
на территории Киевского района не ‘про-
живают. Бумеранг вернулся к Белашкину,

Но судья Белашкин не успокоился, нет!
19 wos on нанравляет дело в Минп-
стеретво юстиции РСФСР с категорической
просьбой «обязать натеулд Емевекото райо-
на рассмотреть».

Bee? Нет, куда там.

27 июня дело возвращается из Мини-
стерства юстиции РСФСР с разъяснением,
что оно не подлежит разбору в нарсуде
Киевского района Москвы.

Опять вернулся бумеранг. Но опять
ловким движением тов. Белашкин направ-
ляет дело 4 июля в облеуд на предмет
определения, в каком народном суде должно
оно слушаться!

В каком же? Время покажет.

Есть еще, вероятно, в Кунцеве первый
участоюь народного суда, третий, четвер

Киевского

тый, пятый. Веть кому слушать дела!..

Сменился директор щеточной фабрики —
эстафегу из его крепких рук принял дру-
гой ответчик. Дело выросло до 117 листов.
А истец (31 человек) так и шагает в бое-
вом строю — от суда к суду...

ae $

‚ Мы рассказали  федкостную историю
OTHOTO, вернее, трижцали одного истца. Ho
такие случаи бывают. Бывают нетерпи-
мые, ненужные оттяжки и задержки су-
дебных дел. И не только в Кунцеве.
Задумывалея ли судья, Roma 10
пустяшному и формальному поводу откла-
дывал слушенье дела, задумывалея ли
он, сколько часов, а порой и дней, те-
ряют зря истцы, свидетели, эксперты?
Много времени, дорогого советским людям
и советскому государству, пропадает бес-

цельнеа в. судебных коридорах. 456

Да, истца надо уважать. И прежде все-

один истец. Кого же не’ было? Ясно, кого!-

HVEACEEEELL TUITE

го уважать его время! Наш суд должен
быть не только праведным, но и скорым.

По следам выступлений «Литературной газеты»
ВВЕДЕН ПСА АВЕ АЕ ЕС ОН А

«КНИГА, ИЗВРАЩАЮЩАЯ

В «Литературной raseres No 49 or 17
июня в статье «Книга, извращающая идеи
И. П. Павлова» доктор медицинских
наук А. Кабанов и кандидат медицинских
наук Л. Ботаченко подвергли критике книгу
проф. В. Ефимова «Возрастная физноло-
гня» за серьезные идейно-методологические
и Фактические ошибки.

удив эту статью, Ученый совет Науч-
но-исследовательского института физическо-
го воспитания и школьной гигиены Ахадё-
мии педагогических наук РСФСР, где ра-

землю крестьянам, знай, трудись, расти
пшеницу, рис, чумизу, сою. Это не с руки
американским  колонизаторам.  Корейское
небо темно от «летающих крепостей». На
мирных людей, на детей, женщин, на ста-
рых стариков швыряют американские вар-
вары бомбы...

— Суда на них,  иродов,
утерцела Пелагея Филипповна. ;

— Ошибаетесь, Пелатея Филипповна, —
есть на них суд. Мы © вами видели, какая
судьба ждет агрессоров. Помните Нюрн-
берг? :

— Как же но помнить! Не всю, стало
быть, пеньку извели?

Не всю. На поджигателей как раз
хватит...

Колхозников интересовало, как проходит
в других странах сбор подписей за мир.
Новак рассказал и об этом. Много честных
сердец присоединилось к делу мира. Он на-
зывал имена писателей, ученых, музыкан-
тов, артистов, художников...

Парторг Алмазов выразил общую мыель:

— Первые люди Человечества в наших
рядах. А. кто у тех, у людоедов, подонки...
теперь, `— сказал Новак, вновь
овладевая питью беседы— Посмотрим, что
сдёлано у нас для дела мира. Мы взяли на
себя большие обязательства, и первое из
них— закончить сеноуборку до косовицы
зерновых...

Еще в день, вернее, в ночь, когда под-
писывали Стокгольмское Воззвание, почув-
ствовали колхозники «свою ответственность
перед всеми людьми», как выразилея на
митинге бригадир замошкиниев Федоров.

— Нелегкое это оказалось обязатель-
ство, —продолжал Новак,— клевера подня-
лись невиданной густоты, а погода пошла
нам против силы. Но вель мы легкого и не
искали. Веем вам знакомо имя Анны Ива-
новны Сергеевой из бригады Красные За-
мошки. Сто шестьдесят процентов дает она
с первого дня сенокоса— вот каков се вклад
в дело мира  А семидесятилетняя Защит-
никова к ней вилотную нодходит...

— Поди ж ты! воскликнула Пелагея
  Филинловна.— Откуда силы берутся!

— А вот откуда. — Новак вынул из кар-
мана сложенный вчетверо «Боевой листок»
бригады Врасные Замонки.—«Я на своем
веку пять больших войн знала: турецкую,
японскую, мировую, гражданокую и 0те-
чественную... И отца, и мужа, и сынов, и

нет! — не

—

ИДЕИ И. П. ПАВЛОВА»

ботает проф. Ефимов, признал книгу «Воз-
растная физиология», пропагандирующую
порочные идеи, чуждые советской науке,
вредной и резко осудил позицию проф.
Ефимова в отношении учения И. П. Пав-
лова.

Редакция получила также письмо проф.
Ефимова, который, соглашаясь с критикой

своей книги, пишет: «Нолностью . осознав
свои ошибки, я исправил и переработал
первый том «Возрастной физиологии»,

особенно главу ХИ».

ной земле

го. Я хочу мирно жить, а для того и рабо-
тать буду так, чтоб молодым завилно ста-
ло»... Вот откуда ее сила...

— А как вообще-то в Замошках, Ни-

колай Мосеич, у них ведь луга нотрудней
нантих будут, сплошная топь.
К тому я и речь веду, — подхватил
Новак.—Кончают они уборку сена. У них
ни один солнечный час задаром не прона-
даст. Как глянет солнышко, тотчас раски-
дают, проворошат и до дождя застогуют.
Притом всю подготовку к уборке льна п
зерновых закончили.

— 90 и мы закончили,—чуть покра-
cHeB, тихо произнесла Белова, красивая,
сильная девушка, по годам одна из самых
молодых, & по хозяйственному опыту и та
ланту самая сильная в бригаде.

— А по затотовке кормов? — вскинулась
ее подруга Ноля Калачева, с такими ocae-
пительно голубыми глазами, что перед. ними
бирюза неба кажется дымчато-хмурой. —
Нам до Замошков тянуться надо! Ты, Лида,
дала нам сегодня задание—два стога. По
жалела ты нас, бригадир. Мы и три оси
лим. Ночки сейчас лунные... Такя товорю?.:

— Верно, милая, — согласилась Голи-
кова. — Ужо я сегодня докажу, что не в
одних Замошках старухи боевые!..

Тринадцатилетний Виктор сказал муж“
ским баском двадцатилетнему бригадиру:

— 410 же, решай, мать...

— Мне нечего решать, коли вы решиз
ли...— негромко ответила Белова. — Толь-
ко знайте: дхавши слово — держись!..

С вилами, косами, граблями на плечах,
строем — бригадир вперели — двинулась
бригада на участок. Чей-то немолодой, но
густой и яеный женский голое затянул пе-
еню, затянул с середины, потому что He
спеть всей песни за короткий путь.

Нашей силе молодецкой
Нету края и конца.
Богатырь, герой
народ советский
Славит Сталина отца!

И вот растеклись по лугу. Новаку ка-
жется, что он слышит сухой, звенящий
шорох клевера на оетрых зубъях’ граблей.

Бригадир Белова ставит вешку на месте
будущего стога.

Глядя на дружную, с размахом и страз
стью, работу бригады, Новак думает: «Ce+
годня я дам бой энергетикам, хватит проч

внуков на войну провожала... Не хочу я

этого больше, у меня и без того дел мно-

волочек, пусть начинают строить станцию».
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ