М. СМЕЛЯНСКАЯ,

специальный

Г ород

Редакция получила два письма. На 0д-
ном из них указан обратный адрес: стап-
пия Карталы, Южно-Уральской железной
дороги; на другом: село Полтавка, Челя-
бинской области, Письма написаны раз-
ными людьми. Но факты, сообщаемые чи-
тателями, очень сходны, а грустный вы-
вод странно роднит оба письма:

— Нам обидно за свой город..:

Редакция решила послать специально-
то корреспондента по обратному ®адресу
писем — на станцию Варталы и в село
Полтавку.

e%
*

Оказалось, что авторы писем живут
совсем рядом: встречаются в одном парке,
покупают книги в одном книжном мага-
зине, их дети родились в одном родиль-
HOM доме-и ходят в одну школу...

Большая железнодорожная станция Кар-
талы лежит на пути из . Челябинска в
Магнитогорск; рядом находится село Пол-
тавка. Шесть лет назад железнодорожный
поселок и село преобразованы в город
Жаргалы — пентр Полтавского района.

Горожане с чувством тордости paccka-
зывают о мощном железнодорожном узле—
детище первой сталинской пятилетки, о
росте своего благосостояния. С воесхищени-
ем говорят о соседнем Магнитогорске, ко-
торый делается все краше и. краше, 00
асфальтированных улицах, парках и сквве-
рах областного центра Челябинска.

Но стоит заговорить се карталинцем о
его родном городе, как глаза собеседника
тускнеют, а в голосе появляются нотки
досады и раздражения.

В Карталах очень мало зелени, хо-
тя десятки тысяч рублей израсходованы
на озеленение. В Варталах нет тротуаров,
мощеных улиц. Да что мостовые, — вооб-
ще нет улиц в привычном нашем пред-
ставлении. Есть болыние дома, неогорожен-
ные, расставленные без всякого плана.

Настолько не обжито место вокруг этих
домов, настолько  безалаберно они по-
строены, что . кажется, булто поставлены
они здесь на время, а заселены людьми,

° которые только остановились на бивуак и
уже собираются далыше в путь-дорогу.

Улица Пушкина. Рытвины и лужи.
Олин ряд домов стоит к улице фасадом,
другой — тыльной стороной; на переднем
плане — сарая.

ТПоссейный переулок.
нему почти невозможно.

Улипа Просвещения. Посреди дороги
такие ухабы, что их надо обходить ето-
роной.

А село Полтавка? Может быть, усилия
местных руководителей направлены к то-
му, чтобы благоустроить ту часть нового
города, где раньше была Полтавка? Ни-
чего подобного, За шесть лет в. Полтавке
не сделан ни один тротуар, ни одна до-
рога не вымощена.

Rak же так: ведь в каждом городеком
бюджете имеется специальная статья
«Ремонт и строительство дорог»?

Есть эта статья расходов и в местном
бюджете города Карталы.

Статья-то есть, а деньги из годё в год
не осваиваются. Вся беда в том, что нет
в Карталах хозяина — рачительного и за-
ботливого, беспокойного и настойчивого,
который чувствовал бы себя  ответствен-
ным за судьбу нового города.

Полтавский район — крупный сельско-
хозяйственный район. Естественно, что се-
кретарь райкома партии тов. Назмутдинов
и прелседатель райисполкома тов. Брюхев-
ский значительную часть своего времени
проводят в селах, много и настойчиво за-

’нимаютея сельским хозяйством. Но это
не дает им права закрывать глаза на пла-
’чевный пейзаж города, в котором они
живут и работают.

Вак тт. Назмутдинов и Брюховский
считают своим делом только район, так
и начальник отделения дороги тов. Ива-
’ нов считает своим делом только железно-
дорожный узел. 0 благоустройстве  при-
 вокзального района он не заботится.

Проехать по

корреспондент

«Литературной газеты»

создан, но...

Есть, конечно, в Жарталах горсовет
(он подчинен райисполкому), при горсове-
те — коммунхоз и другие отделы, Но имен-
но городской совет и вызывает, в первую
очередь, законное недовольство жителей,
их обиды и упреки. Именно о руководи-
телях горсовета карталинцы высказывают
весьма невысокое мнение.

Ограничусь несколькими фактами, пока-
зывающими «распорядительность»  горео-
вета.

Однажды решили выстроить баню. Вы-
строили. А когда открыли, оказалось, что
в баню идет... соленая вода, :

Вак-то пришла  горсовету идея. — 3a-
казать архитектурный план нового нарка
культуры и отдыха, хотя старый парк не
так-то уж плох (если бы половину его
территории не занимали огороды, старый
парк мог бы стать хорошим местом отдыха
горожан), Нет, нужен новый!.. Заплатили
за проект 32 тысячи рублей и положили
его в сейф. Там он и лежит два года,

В городе имеется Дом культуры. С 1943
года в нем сменилось 13 директоров.

У железной дороги своя электростанция,
У горсовета — деньги на освещение, но
многие улицы тонут во мраке...

Выходят в городе две газеты: одна —
районная, вторая — железнодорожная. Но
ни та, ни другая не интересуются город-
ским хозяйством. В Карталах два радио-
узла, но ни один из них не используется,
чтобы привлечь жителей к работам по
благоустройству.

— Наших людей трудно

поднять, —

жалуется председатель горсовета тов; Ар-
замасцев.

Murern любят свой город. И любовь
эта действенная: карталинцы неё только

хотят видеть его красивым и опрятным,
они не раз проявляли готовность участво-
вать в благоустройстве. Когда строили
плотину на реке Варталы-Аят, помогало
население. Хоропю помогало. А железно-
дорожники, те с большой охотой отработа-
ли по 16 часов на благоустройство горо-
да. Беда в том, что нет в Варталах хозяи-
на, и труд горожан подчас пропадает зря.

Да можно ли всерьез говорить об уча-
стии населения в благоустройстве, когда
TOPKOMMYHX03 влачит поистине жалкое су-
ществование. Он располагает единственной
грузовой машиной; грейдеров, катков, дру-
THX дорожных механизмов ин в помине нет.

Ее
*

Так и существуют рядом бывший noce-
лок Карталы и бывшее село Полтавка. Го-
род создан, а города нет!

Кто же повинен в этом? Повинны
прежде всего секретарь райкома партии
тов. Назмутдинов, председатель райиспол-
кома тов. Брюховский, председатель гор-
совета тов. Арзамасцев, начальник отде-
ления дороти тов. Иванов. Не хотят они
объединить усилия, тянут зв разные сто-
роны. Райисполком не помогает горсовету,
& отделение дороги попросту отмахивается...

А областные организации? Они ведь
отлично знают о плачевном состоянии го-
рода Карталы. Время от времени здесь
появляются ответственные товарищи из

Челябинска; выслушивают грустную ието-

рию города, созерцают его ‘пейзаж, пожи-
мают: плечами? и ‘уезжают — - ;
Нам обидно за свой город; — пиеа-
ли в редакцию жители Карталов.

+

a

Вполне обоснованна эта обида. Внолне
закономерно требование, чтобы появились,
наконец, в Карталах тротуары и дороги,
чтобы город застраивалея по единому ар-
хитектурному плану. Жители настаивают,
чтобы соорудили пешеходный мост через
линию железной дороти, чтобы вее улицы
были освещены. И жители готовы помочь
этому; помочь своим трудом.

Они ждут того часа, когда смогут
в письме в редакцию; подписывая обрат-`
ный адрес, перед словом «Карталы» с

полным правом писать: город.
КАРТАЛЫ,
Челябинской области ~ Е

Виктор НЕКРАСОВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

Т.

’_ Оказывается, только-только пролетишь
Дон, как уже виден Сталинград. Сначала
‘дым, затем трубы; а потом уже и сам
город, длинной лентой  растянувшийся
  вдоль Волги. Самолет летит прямо к Ма-
маеву кургану. Все ближе, ближе... Впер-
вые я вижу его с такой высоты. Bee
больше с живота приходилось. Видны уже
баки на самой макушке, овраги, железная
дорога, петлей объивающая подножье...

Вак быстро летит самолет. Хоть бы на
минуту задержался. Ведь так интересно
посмотреть с высоты, е которой бомбил
Нас котда-то фашистский «асе», на те ме-
ста, где столько времени просидел и про-
ползал. Но самолет уже свернул и летит
вдоль города.

Я прилипаю к стеклу; стараюсь рас-
познать знакомые места. Точно большая
военная карта, распростерся внизу город.
Вот завод «Метиз», вот нефтебаза с но-
`веньвими, взамен старых лопнувших от
‘взрывов баками, овраг Долгий с харак-
‚ терной развилкой и дамба, которую наши
‘саперы собирались когда-то взрывать.
‚ Площаль 9 января ‘и на ней старая
 мельница... : 3
’ Мы летим над центром города; над
площадью Павших борцов — даже универ-
(Mar виден, в подвалах которого сдался
’Паулюс. А вот и элеватор — какой он ма-
 ленький е воздуха! А вокруг дома. Бог
‘TH мой, как много домов! Но самолет
опять свернул вправо, к аэродрому, п
‘ все уплыло куда-то вниз. Через нескодь-
ко минут мы приземлимея, через час я
  буду в городе. Чувствую, что волнуюсь.

‚ Остановка — Мясокомбинат. Cocrarn-
Bald ¢ трамвая и сворачиваю налево, к Ма-

а

` ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 67

/

_—

aoe

маеву кургану. Вот он — плоский и не-
красивый,  поросший редким кустарни-
ком. Высота, господствующая над ro-
родом, ключевая позиция — видимость на
десятки километров, на Сталинград, Трак-
торный, «Арасный Октябрь» и за Вол-
Ty — до самого горизонта. Пять ме-
сяцев через самую вершину проходила
линия фронта, пять месяцев пытались
гитлеровцы спихнуть нас в Волгу и, еели
продвигались, то редко когда больше чем
на пять—десять метров. ;

Я. иду по знакомой дороге. Так мы хо-
дили с берега, от штаба полка на пере-
довую. Налево Мясокомбинат. Тогда, в
сорок втором, для Hac это было просто
условное название — так на карте было
написано, так называли местные жители
разбомбленные руины. в подвале которых
был КП первого батальона. А сейчас —
новенькое выбеленное здание, вывеска над
воротами, проходная будка. Какие-то забо-
ры, вереница машин с мясными тушами,
симпатичный домик — его раньше не бы-
ло — с колоннами. i

Перехожу через железнодорожную -Hd-
сыпь. За ней вторая. Этот участок надо
было перебегать сломя голову — простре-
ливался, проклятый, co Beex сторон. Не-
вольно посматриваешь на  железнодорож-
ный мост, из-под которого строчил пуле-
мет. Бзбираюсь на вторую насыпь. Вот
тут... Нет, правее, метров на пятьдесят
правее, мы рвали рельсы для перекрытия.
А там, на завороте — ну да. под на-
сыпью видны еще остатки сваленного пэ-
езда — сидел пох вагонами Василий Зай-
цев и щелкал противника пз своей снай-
перской винтовки. А еще дальше окопы
четвертой роты Конакова, той самой ро-
ты, которая в течение двух или трех лней
состояла только из Конакова и его стар-
шины, Вогла етаршина уходил на берег
за обедом, Конаков оставалея один и. бе-
тая меж разложенными по брустверу ав-
томатами, создавал, и ненлохо воздавал,
впечатление многолюдной обороны.

Н. ТИХОМИРОВ

Вдали от жизни и от науки

Научно-популярный журнал «Наука и
жизнь» был создан в 1934 году по
предложению А. М. Горького. Определяя
задачи нового журнала, Алексей. Макси-
мович писал: «Мы дали нашему журналу
название «Наука и жизнь» и хотим этим
сказать, что целью журнала будет озна-
комление читателей с наукой как с ору-
днем перестройки жизни... в журнале мы
прежде всего дадим место той науке, кото-
рая освещает вопросы, важные для наше-
го мировоззрения и для текущей жизни».

В первые годы своего существования
журнал «Наука и жизнь» сумел завое-
вать признание и симпатии широких чи-
тательских кругов. Он давал интересный
познавательный материал по широкому
кругу проблем современной науки п тех-
ники, способствовал формированию матс-
риалистического мировоззрения ‘евопх чи-
тателей. Однако чем дальше, тем больше
отходил он от горьковского напутствия.
В январе 1948 г. «Наука и жизнь» стал
органом Всесоюзного общества по распро-
странению политических и научных зна-
ний. Казалось бы, в системе общества
журнал должен окрепнуть, подняться. Од-
нако этого не случилось.

Журнал превратилея в ведомственный
орган. Это показывает хотя бы содержание
седьмого и восьмого номеров его‘ за
1949 г.—они заполнены стенографиче-
скими отчетами о выступлениях руковолт-
телей Всесоюзного общества по простра-
нению политических и научных знаний ин
сего местных организаций.

В последующих номерах под рубрикой
«В помощь лектору» редакция помещала
пространные конспекты лекций. В чем
смысл такого рода публикаций — неиз-
вестно, Ведь общество рассылает подоб-
ные конспекты всем своим отделениям, а,
кроме того, в больших тиражах издает
стенограммы публичных лекций.

Темы науки, «важные для нашего ми-
ровоззрения и для текущей жизни», —
занимают в журнале второстепенное ме-
сто. В их освещении чувствуется отсут-
ствие продуманного плана, очевидна слу-
чайность многих публикуемых  материа-
лов. Хотя довольно много статей в журнале
посвящено агробиологии, но и при этом
журнал ине коснулся, например, столь
важной проблемы, как видообразование, кэ-
торое академик, Т. Д. Лысенко назвал цент-
ральным вопросом теоретической биологии.
Почти нет научно-популярных сталей на
конкретные темы, вытекающие из решения
партии и правительства о трехлетнем плане
развития животноводства, в то время как на
основе мичуринской генетики в стране
создаются новые высокопродуктивные п0ро-
ды сельскохозяйственных животных.

Последние годы  ознаменовались рядом
выдающихся успехов советской науки.
Многие работы советеких ученых удостоены
Сталинской премии. Между тем это почти
не находит отражения в журнале «Наука
и жизнь». :

В течение 1949 и 1950 года совсем ne
освещались в журнале достижения совет-
ской геологии, геохимии, геофизики, гидро-
логии . и географии. Не поинтересовалась
редакция журнала новыми исследования-
ми и открытиями, которыми обогатили

журнале. «Наука и жизнь»

науку многочисленные экспедиции Акаде-
мии наук СССР, ее филиалов, институтов,
секций, а также республиканские акаде-
мии наук, как не поинтересовалась она
н выдающимися достижениями советской
техники, в частности в  электромашино-
строении, автоматизации производства,
нефтедобыче, судостроении, транспортном
машиностроении и т. д. Журнал ушел в
сторону от требований жизни, от самого
существенного в развитии советской нау-
ки — внедрения ее достижений в произ-
водственную практику.

Вместо этого большую часть журнала
редакция заполняет мало интересной да
еще‘ к тому же запоздалой ведомственной
информацией и столь же запоздалыми
статьями к различным историческим да-

там, Указания партии о борьбе за боль-
шевистекую идейность в науке, об углуб-
лении пропаганды научных знаний в
выполняются
неумело и формально. Не нашли отраже-
ния в нем и напряженная идеологическая
борьба. ведущаяся в области физики, хи-
мии, медицины, и победа  материалисти-
ческой науки над идеалистическими лже-
научными построениями.

Отдельные статьи на научные ‘темы
написаны сухо, & часто невразумительно
и неряшливо. Так, например, во втором
номере журнала за 1949 год напечатана
статья А, Векслера  «Мичуринское пре-
образование советских субтропиков», ^ 06
авторе которой можно сказать, что он,
повидимому, обладает такой же агрономи-
ческой эрудицией, как и увековеченный
Марком Твэном редактор  сельекохозяй-
ственной газеты. Уподобившиеь этому
герою, А. Векслер преподносит читателям
необыкновенные открытия, среди которых—
даже новый источник тепловой энергии!
«Установлено, — пишет он, — что cre-
на (?) излучает тепловые лучи (!) и та-
ким образом в период заморозков повы-
шает температуру растений (7) и предох-
ртаняет их от обмерзания». Наряду с этим
автор сообщает «новости», уже устаревшие
на 10—15 лет, чем вводит в заблуждение
читателей.

В пятом номере журнала за 1949 год

‘напечатана статья Б. Шлямина «Элект-

рические явления в горах». Она абстракт-
но описывает грозовые эффекты, не со-
держит никаких прикладных сведений и
не дает полезных обобщений и выводов.
Подобные статьи, к сожалению, — не
исключение. ©

Но даже и в тех материалах, которые
по праву печатаются в журнале, отсут-
ствие редакторского глаза, невзыскатель-
ность редакции к стилю и языку статей,
перегрузка их профессиональной термино-
логией затуманивают смысл. Что хотели,
например, выразить авторы статьи «Торже-
ство мичуринских идей» А. Пучков и
И. Подвойский в фразе: «Многие работни-
пи зоотехнической науки смепшивали весе
формы племенной работы и требовали от
колхозно-товарных ферм пользовательного
продуктивного скота таких форм племен-
ной работы, какие необходимы лишь в пле-
менных хозяйствах»?

На страницах журнала появлялись и
ценные статьи, такие, как статья проф.
М. Чижевского  «Травопольная система
земледелия», проф. А. Максимова «Гени-
альное произведение Ленина «Материа-
лизм и эмпириокритицизм» и другие.

Но появление отдельных удачных pa-
бот лишь подчеркивает  идейную несо-
бранность и отсутствие  целеустремленно-
сти, характерные для журнала в его ны-
нешнем состоянии.

Журнал имеет большие возможности
помогать науке, вооружать ее лостижения-
ми пеирочайшие круги народа, способетво-
вать плодотворному содружеству науки и
практики. Следовало бы ввести в ном
отдел, в котором нафяду со статьями
выдающихея  практиков-новаторов про-
мышленности и сельского хозяйства печа-
Тались бы статьи ученых, дающие науч-
но-теоретическое истолкование и 0б0ено-
вание достижений практиков и, в свою
очередь, сообщалощие необходимые и по-
лезные сведения практикам. Постоянный
отдел переписки ученых с читателями по-
мог бы крепить и углублять плодотвор-
ную связь ученых и практиков. Журнал
много выиграл бы в глазах читателя, ес-
ли бы давал регулярную и  разнообраз-
ную информацию о жизни научных уч-
реждений нашей страны, о новых трудах
наших ученых.

Редакции необходимо также покончить
в систематическим запаздыванием выхода
журнала. В 1949 году он опаздывал в
среднем на 2 месяца. В 1950 году дело
обстоит еще хуже.

Это было в самые тяжелые дни осени! ным трупами, и прощались с тобой. Про-

сорок второго года. Где сейчас Конаков?
Как бы хотелось, чтобы он был жив!

Насыпь уже позади. Я иду по самому
спокойному участку — овражку, или, как
его называли наши сибиряки, ложку; Ha
вершину. Здесь опасна была только мина
или ‚«ванюша», пулемет был бессилен...
Батюшки! Старая знакомая! Насквозь про-
ржавевшая, изрешеченная осколками же-
лезная бочка. Около  нее мы всегда уст-
раивали перекур. Неужели и вторая, у
самой передовой, тоже цела? Оказываел-
ся, — тоже, я нашел и ее. Когда-то H3-3a
этой бочки мне крепко досталось от ливи-
знонного инженера: «Вы зачем привязы-
ваете минные поля к Таким предметам, как
бочка? Сегодня она здесь, а завтра там.
Чорт знает что!» А вот, оказывается, она
И По сей день на том же месте. Минного
поля давно и след простыл, а она все еще
лежит, старушка, ржавеет под дождем. Я
ее даже сфотографировал, не удержался.

Еще полеотни шагов-—и вершина. Бакл.
Знаменитые баки — резервуары для от-
стоя городской воды. В них сидели гит-
леровцы. А тут, где я стою, метров в
60—70 от баков, шли наши окопы,
Они завалились, размыты дождями, но я
их узнаю, Здесь была первая рота, здесь
вторая, здесь НИ артиллеристов, & здесь
стояла сорокапятка, которой командовал
отважный сержант якут (фамилию его я,
увы, уже позабыл). А вот и то место,
между нами и врагом, где стоял под-
битый танк, за овладение которым два
месяца шла ожесточенная борьба, Они
полкапывались к нему сс своей етороны,
мы — со своей. Это было страшное ме-
сто — немцы прозвали этот танк «тан-
ROM смерти» и посылали туда только
‘итрафников. А вот здесь...

3.

До вечера брожу по кургану, фотогра-
фирую знакомые меета — братскую моги-
лу, обелиск. поставленный еще нашей дн-
визией, Монумент B чееть отгремевших
боев — орудийную танковую башню па
каменном постаменте. взэбираюеь па триго-
нометрическую вышку, смотрю на город,

Да... Не узнать тебя, Сталинград.

Помню тебя. в феврале сорок третьего
тода. Тебя отстояли, и полко уходили на
запад, Мы шли по твоим улицам, засне-
женным, изувеченным воронками, усеян-

.

щались с камнями, с окопами, с землей,
где лежали наши товарищи. Было и ра-
достно и горько. Радостно, потому что мы
победили, горько, потому что, уходя снова
на фронт, мы, солдаты, не знали, удастся
ли когда-нибудь опять увидеть, именно
нам, тебя молодым и красивым.

И вот удалось. 90 — большое счастье.
Большое счастье побывать там, где когда-
то воевал. Воевал и победил. Но еще
большее счастье — увидать, что победа эта
родила жизнь. А Сталинград пятидесятого
года—это жизнь, бурлящая, настоящая
Жизнь!

На Сталинград был сброшен  мивлион
бомб. Сто тысяч тонн металла. Это не
считая снарядов и мин всех калибров. В
городе не осталось ни одного дома. Это
не фигуральное выражение, это статисти-
ка. Заводы были разрушены полностью.
«Баррикады», «Красный Октябрь», ‘CTS.
Через их цехи проходила линия фронта.
В большом промышленном городе оставалось
всем 1515 жителей. Мертвых было боль-
ше, чем живых. Город наводнили крысы-—
вечные спутники ‘смерти. В развалинах
кричали сычи.

Но фронт уже был далеко. И сталин-
градцы приступили к работе.
31 января капитулировал Паулюс.

13 февраля начали работать первые две
хлебопекарни, открылись почтовые отделе-
ния. 17 февраля из Мичуринска пришел
первый поезд. Услыхав его гудок, мы вы-
выпали из блиндажей и долго слушали, ках
самую прекрасную музыку. 10 марта от-

крылея первый кинотеатр, 19 марта
СталГРЭС дала первый ток. 17 апреля
прибыл первый пароход из Астрахани,

20 апреля на СТЗ воестановлен был пер-
вый станок. 10 июля прозвучал первый
гудок на «Варрикадах». 31 июля восста-
новленная на «Красном Октябре» марте-
навская печь дала первую плавку высо-
кокачественной стали...

Список я могу продолжать бееконеч-
но, и даты эти, может быть, не менее
значительны, Чем даты от августа ло
февраля. Мне рассказывал токарь кузнеч-
ного цеха СТЗ Иван Иванович Мирин, как
они работали на заводе в те дни. Две-

С. КРАСОВСКИЙ

ФЕЛЬЕТОН

Разбушевавшиеся коллеги

Критика подобна свежему ветру, кото-
рый, врываясь в окна учреждения, очи-
щает застоявшийся воздух. Некоторые,
однако, втайне считают ее стихийным бел-
ствием, бурей, способной не только надло-
мить, но и опрокинуть авторитет, Нахо-
длятся и такие, которые всячески оборо-
няются от критики, а то и переходят в
решительное контрнаступление...

Вогда кисловодский санаторий имени
Врасных партизан был расвритикован в
местной газете «Советская злравница»,
главный врач санатория Н, П, Румянцева
почти вдохновенно говорила своему пациен-
ту, оказавшемуся автором этой статьи,
что больным гипертонией заниматься кри-
тикой абсолютно противопоказано,.. А ко-
гта Гатчинская районная газета подверлла

притике непорядки в совхозе «Тайцы»,
его директор М, Игонин сочинил
опровержение, в котором обрушил на ре-
дакцию поток всех доступных ему руга-
тельств,

Но это, так сказать; топорная работа,
открытое единоборство с критикой. Совсем
иначе поставлено дело в одном из ленин-
градских институтов, который возглавляет
Д. П. Чехматаев. Здесь все поставлено на
широкую ногу, и, ежели кто-то рискнул
сделать критическое замечание в адрес
директора, Д. П. Чехматаев скромно отсту-
пает в тень, предоставляя Ученому совету
РУрово осулить это приекорбное проие-
шествие. Он указует членам Ученого ¢o-
вета на критикующего:

— Судите его и воздайте ему по делам!..

И Ученый совет, грозно сдвинув брови,
чинит суд над тем, кто посягнул на He-
зыблемость директорского авторитета.

Buna  mpodeccopa 10. Topoxos-
ского заключалась в том, чт во врс-
мя одного из заседаний он подал председа-
телю Ученого совета Д. П. Чехматаеву за-
писку, в которой выражал свое недовольство

тем, что обсуждение вопроса о литератур-
но-издательской деятельности института
было скомкано. Больше того, он написал,
что этот вопрос, имеющий госуларствен-
ную важность, оказался замазанным.

Скомкано! И замазано!..

Плавный ход заседания Ученого совета
был нарушен. Скорбные моршины mepe-
секли чело председательствующего. В зале
водворилась зловешая тишина. Чехматаев
прочитал записку и, покинув прелседатель-
ское кресло, предложил занять его одному
из ближайших коллег.

— Я прошу членов совета высказать-
ся,—мрачно произнес Д. П. Чехматаев. —
Может быть, я действительно (в тоне по-
слышалаеь нотка иронии) замазываю во-
прос государетвенной важности и уважае-
мый (ироническая нотка стала вполне уло-
вимой) Юрий Николаевич пеликом прав,
предъявляя мне это обвинение...

Присутствующие с укоризной посмотре-

ли на автора записки. Прения отЕрыл

Е. Н. Царевекий. i

Uno произопыло сейчас на намеих гла-
зах?—негодующе произнее он.— Юрий Ни-
колаевич позволил себе обвинить предее-
дателя Ученого совета в том, что он... мне
просто неловко говорить... за-ма-зы-ва-ет
вопрос государетвенного значения. Поэтому
мы должны совершенно яено и четко оп-
ределить: согласны или не согласны чле-
ны Ученого совета с тем, что будто бы
наш уважаемый председатель, извините,
коллеги, замазывает, как позволил себе
выразиться профессор  Гороховекий, гоеу-
дарственное дело... Предлагало решить этот

По следам выступлений

«ЯЛТИНСКАЯ

«Много лет подряд задают здесь вопрос:
так ли уж необходимо киностудии имени
Горького иметь в Ялте промкомбинат во
главе с прославленной пилорамой?».

Так писал о непорядках на Ялтинской
кинофабрике в фельетоне «Ялтинская пило-
рама», опубликованном в номере 60 «Ли-
тературной газеты», писатель П, Павленко.
Оказывается, ялтинская база нужна Мос-
ковской киностудии по производству худо-
жественных фильмов им. М. Горького.

надцать часов на восетановление цеха —
в мороз и стужу, а потом—на  восстанов-
ление жилого дома, пока руки работают.
Первый станок был пущен в сорок тре-
тьем году, а новый, сорок четвертый, ра-
бочие встречали уже в отстроенном доме.

Это был тяжелый, ох, какой тяжелый,
еще военный, сорок третий гол,

Теперь 1950-й.

Я стараюсь найти какое-нибудь не тра-
Ффаретное выражение, наиболее точно пе-
редающее впечатление, которое производит
сейчас Сталинград. И ничего не могу
найти, кроме штампованно-красивого, но,
что поделаешь, абсолютно меткого,— из
руин и пепла рождается новый горо.
Именно из руин и пепла, именно рож-
дается, и именно новый, к тому же кра-
сивый, большой.

Не посвященному в тайны генерально-
TO плана человеку трудно сразу понять,
что к чему. Вот дом, и вот, и вот, и вот,
и еще десять, и еще хвадцать... Новые,
многоэтажные, светлые. В лесах и 6e3
лесов. И рядом мощные краны, подающие
кирпич, работают бетономешалки. экска-
ваторы, тяжелые катки ползут по новому
асфальту.

4.

Человека, впервые попавшего сейчас в
Сталинград, возможно, потрясут разруше-
ния. Я их не замечаю. Для меня, каки
для BCAROTO воевавшего здесь семь лет
назад, лаже ровные, пустые, ничем еще
не застроенные кварталы говорят о дру-
TOM, говорят именно о стройке.

Недавно еще было страшное месиво
киринча и железа, качающиеся от ветра
полуразвалившиеся стены, неизвестно на
чем висящие лестницы -—— сейчас готовая
для строительства плошадка. Раньше по
этой улице нельзя было не только про-
ехать, HO и проползти — сейчас ее ас-
фальтируют и десятки рабочих укладыва-

ют вдоль тротуаров бордюрный камень.
Вот здесь, на yriy, сиротливо торчали
обгорелые дымохолы — сейчае кинотеатр

«Победа» — просторный, сияющий огня-
ми. Рядом — городекой eax, Мемориальная
доска на ажурной арке входа говорит о
Том, ЧТО «29—31 августа’ 1942 года
здесь форупровалиеь отряды народного
ополчения». Сейчас в саду  укатывают
дорожки, сажают молодые деревья. За

А АТ

вопрос поименным голосованием. Дмитрий
Павлович — председатель Ученого совета,
директор института, а тут такие выраже-
НИЯ... Й КОНЧИЛ.

Оратора энергично поддержал его кол-

лега Л. Н. Гассовский.
Юрия Николаевича была» полная
возможность выразить свой протест другим
образом. Записку Гороховекого я считаю
его ошибкой!

Прения разгорались. Изредка раздавался
голос Чехматаева, подливавшего коллегам
очередную порцию масла в огонь.

— Прошу членов Ученого совета вы
сказываться. Это вопрос слишком принци-
пиальный...

Наконец, не выдержав столь бурной
словесной атаки, поднялся сам профессор
Гороховский. В настороженной академиче-
ской тишине он заявил, что берет свою
записку обратно. Но как был он наивен,
полагая, что это укротит разбушевавших-
ся коллег!

— Типичная  полумера! — воскликнул
Царевский. — Мы не можем согласиться Ha
такой компромисс. Предлагаю, чтобы mpo-
фессор Гороховский в присутствии членов
Ученого совета обдумал ‘редакцию нового
заявления. Причем редакция должна быть
четкой и ясной. Никаких «если» по су-
ществу и по форме!

На этом сошлись и другие ораторы. За-
тем заседание было прервано на пять ми-
нут, в течение которых профессор Горо-
ховский. под осуждающими взглядами сво-
их коллег сочинял второй вариант запи-
ски. Заседание возобновилось, и был т9р-
жественно оглашен новый документ.

«Д. П. Чехматаеву. Пропгу принять мои
извинения за записку; которую я подал
вам во время заседания. Я писал ее, руко-
водствуясь желанием обратить ваше вни-
мание на необходимость продлить обсужде-
ние важного вопроса, но сделал это в He-
тактичной форме...»

Тут прения вспыхнули ¢ новой, пои-
стине неслыханной силой.

— Мне трудно передать свое впечатле-
ние, —с нервным придыханием говорил
коллега В. Г. Куманин. — Тон самой за-
писки мне не нравится. Это совершенно
не то, чего мы ждали от Гороховского. Я
считаю, что новая записка не разрядила
создавшейся атмосферы! Она четко. свиде-
тельствует о том, что Гороховский остался
при своем мнении...

И вот, в который уже раз поднимается
неутомимый Царевский.

— У меня, — объявляет он,—есть сле-
дующая редакция решения Ученого совета:
«Ученый совет считает, что заявление Го-
роховекого не соответствует действитель-
ности по существу затронутого вопроса и
является оскорбительным по форме, за что
выражает Гороховскому порицание».

Олин блатодушно настроенный коллега
предложил формулировочку помягче: «Выра-
зить глубокое сожаление по поводу заяв-
ления Гороховского...»

Вуда там! Предложение было немед-
ленно отвергнуто и зафиксировано решение
Ученого совета:

«Выразить порицание!»

Так и закончилась академическая битва,

—

Закончилась очередной победой Д. U.. Yex-,

матаева на поприше борьбы с. критикой,
Нелегко подчас приходится ученым,
склонным иметь по тем или иным вопросам
свой собственные мнения, в той затхлой
атмосфере, которую создали Л. П. Чехма-
таев и его коллеги в стенах института.

«Литературной газеты»

ПИЛОРАМА»

Директор киностудии В. Аггеев подтвер-
дил правильность фактов, изложенных в
фельетоне, и сообщил редакции, что в те-
чение этого года будут приняты меры к
загрузке ялтинской фабрики основной ра-
ботой.

Киностудией выделены средства на вос-
становление кинолаборатории и электропод-
станции, в Ялту отправлены запасные ча-
сти и материалы, необходимые для восста-
новления этих цехов.

<^ЙЙЙщ=——— Ц ААА-

последние годы в городе посажено свыше
полумиллиона деревьев и кустарников.

Против входа в сад — большой жилой
дом, открывающий собой перспективу на
почти уже восстановленную улицу Ленина;
Группа людей, залравши головы, раз-
глядывает угловую башню дома, Это ар
хитекторы и строители, приехавшие из
Польши, знакомятся с архитектурой и
новыми методами строительства Сталин-
града. — «Хорошая механизация!» — 6
чувством говорят поляки, рассматривая
мошный подъемный кран, и записывают
Что-то в свои блокноты.

Вечером в архитектурно-проектной ма-
стерской главный — архитектор города
тов. Симбирцев рассказывает о rene-
ральном плане. План действительно гран-
диозный. Беспокойство вызывает только
то, что он до сих пор не утвержден. 05-
нова плана, разработанная Академией ар-
хитектуры СССР. подверглась корректи-
вам, но окончательного утверждения, без
которого работать все-таки трудно, до сих
пор нет.

— Но мы не можем ждать, — товорит
архитектор Симбирцев. — Мы работаем и
строим. В этой зиме мы должны всех пе-
реселить из подвалов в светлые удобные
дома. Самое важное сейчал для Hac — это
жилищное строительство. Ждать нельзя-—
Ни одного дня.

Й сталинградцы нз ждут — строят. Я
подсчитал, сколько же построено домов
в одной лишь центральной части города
площадью в какой-нибудь квадратный
километр или полтора. Пятьдесят четыре
готовых здания и около тридцати строя-
щихся! Причем все они в четыре-пять-
шесть этажей.

5.

Каким же будет
три, пять. десять лет?

М. И. Балинин в своем письме к пред-
селателю Комитета по делам архитектуры
писал в 1943 году: «При воссоздании,
скажем, Сталинграда безусловно придется
учитывать и обилие солнца, и. Волгу, п
направление ветров, и пески. В соответ--
CTBHH с этим, возможно, потребуется г9-
вершенно новая перепланировка города...»

Да, работы по планировке города пред
стоят большие. Немало уже сделано, 0

Сталинград? Через

ol