Советской Молдавии хороший экуркал.

Прекрасна
сотый»,

Молдавия, ‘край зеленолн-
Kak любовно зовут свою родину

молдаване. Словно годубой корабль, плы-

вт по золотым
ный комбайн.

Холмы —в

HOCHTCH девичья

флнух, поворачивающий
ня растут вдоль обочин белых
тых дорог, по которым пылят грузовики.
Чудесные превращения
всех областях жизни,
Молдавии выросла больше
сравнению с довоенным уровнем.

ные заводы. Тираспольский комбинат по
выработке фруктовых консервов перера-
батызает тысячи тонн Фруктов из знаме-
нитых  Слободзейских садов, которые не
объехать за день и на машине. На пол-
ни ходу механические. и машинострои-
тельные заводы. Заново создано производ-
(тво шампазеких вин и коньяка,

Нах белыми каменными зданиями Ки-
шинева поднимаются десятки кранов. Ра-
cry? леса повостроек. В институтах, тех-
никумах, школах учится полмиллиона чо-
ловек. Молдавия становится республикой
сплошной грамотности; усиливается тяга
населения к знанию, к книге.

Как же освещает кипучую, полнокров-
ную творческую жизнь республики ли-
тературно-художественный и обществен-
но-подитический журнал «Окломбрие»
‚ («Октябрь»), выходящий в Жиитиневе на
молдавском и русоком языках раз в два
  иояща (ответственный редактор П. Кру-

ченюк)?

Богаче всего на страницах журнала
представлена, поэзия. Стихи, напечатанные
в Трех номерах этого года, говорят о
преодолении  декларативности, которую
раныше нередко можно было встретить у
молдавских поэтов. Все чаше в стихах по-
является живая мысль, более рельефным
становится характер лирического героя.
Молодой. способный поэт В. Рошка в
стихотворении «Мош Ион» тисует коло-
  ритный образ столетнего деда Иона. на-
  шедшего свое «рабочее местечко» в колхо-

\

3, где «светом новой гидростанции — гор-
JOCTHIO POM IX MOCT —— озарилея TOM
крестьянский, школа; клуб и МТС». Па-
ренек-монмер из стихотворения Рошки
«Мей сын» является как бы младших
браюм ученика ремесленного училища
(апду Плэмадэ из поэмы Ем. Bynopa
«Страна моя».

Молдавские поэты вместе со всеми со-
вехкими писателями встали в шеренгу
активных борцов за мир. Злободневна пох-
борт» стихов, посвященных борьбе за
wep. B стихотворений П. Михни «Слушая
Поля Робсона» колхозный комбайнер елу-
Maer по радио, как поет негритянекий пе-
Bet Робсон, «И моллаванин вместе с мо-
сквичом рукоплескал ему от всей души.
Америку Поль Робеона он в нем привет-
ствовал. Ве не залущить!». 6, Herpy за-
канчивает стихи о Родине такими словами;

Пусть неистовствуют лорды!
  Пусть кричат за океаном!
\ Над землею’ реет гордо

нашей правды стяг багряный.

(«Счастье»).

ау

Величаво и просто звучит призыв одного
из интереснейших поэтов Молдавии А. Лу-
лана: «Москва — на страже счастья по-
молний. Боритесь. люди. под ee звездой!»

Читая молдавских поэтов в переводе на
руесклй язык, иногда трудно определить ях
индивидуальность, особенности их поэтиче-
юго «почерка». Многое зависит от каче-
за переводов. Переводчики допускают
  непозволительные вольности, небрежность.
  УС. Вамласа «радостен и звонок шатнул...
` итябренок». В, Урин «дописал» 3a
  автора В. Рошку 8 строк в его стихотво-

ини «Электростанция». Плва ли нужна
подобная «помощь» молдавоким поэтам!

В отличие от поэзии, которую, в общем,
едуот охарактеризовать положительно,

но меньше и осталось. Дело даже не в
разрушениях. Кетати сказать, американцы
еще в сорок третьем году рекомендовали

построить город н» совершенно новом ме-
те, доказывая невозможность восстанов-
ления его на старом. Этот абсурдный план,
разумеется, был отвергнут—великий город
должен быть и будет восстановлен именно
TaM, где его защищал под руководетвом
товарища Сталина наш народ в 1918
1942 годах.

(ложность восстановления в другом.
Ловоэнный Сталинград получил в наслел-
тво от дореволюционного Царицына ти-
_Пично капиталистическую,  хаотическую
  систему застройки. Промышленники, ни с
чех не считаясь, захватывали лучшие
участки на берегу Волги для своих пред-
приятий, которые позднее;  обстроившись
рабочими поселками, превратили Царицын
  в «город-линию», растянувшийся на де-
сятки километров вдоль реки. В резуль-
  тате— 70 сегодняшнего дня город не име-
  вт доступа к Волге, он отрезан от нее же-
Лезной дорогой, пристанями, складами.

Большую сложность представляет транс-
Лортная проблема. Железная дорога прэ-
ходит через самый город, разделяя его Ha
Abe части, пересекая улицы; отнимая У
рода широкую полосу земли: Коренной
перестройки требует и  внутригоролсвои
транспорт, Отсутствие правильно органи-
зованных продольных магистралей, при
spko выраженной линейности самого ro?
Тода, создавало много препятствий. Не
было у города и настоящей главной ули-
ЦЫ — вс6 из-за той же бессистемности
‚дореволюционной застройки.

Чтобы все это устранить. архитекторам
пришлось поломать голову. В общих чер-
Тат, по генеральному плану,  большин-
ство фабрик п заводов m3  пентральной
7 Части города булет вынесено за его пре-
деты и ограждено зеленой зоной. В районе
Чамаева кургана будет разбит парк куль-
Туры и отдыха е большим стадионом. е-
авзная дорога с берега снимется, и городу
дается выхол к Волге. Появятся пабереж-
ные, эспланалы, BOLHO-CIPPTHBHbIe стан-
ции. Транзитное грузовое железнолорож-
108 сообщение булет вынесено за преде-
Th города, на окружную железную дорогу.
Нутригородская транспортная проблема
будет решена устройством трех прололь-
ных магистралей, из которых одна — Про-

произошли во
Промышленность
чем вдвое по
Восета-
новдоны огромные ‘маслобойные и консерв-

волнам пшеницы самоход-

шахмалных
‚ отках виноградников, табачных и цит-

русовых плантаций; и с их склонов до-
запевка — «фрунзэ-вер-
13» — «лист зеленый», Кукуруза и по1-

желтью диски
волед за солнцем, грецкий орех и череш-

камени-

нист»,— деятельность его в повести не
видна. Мало сказать. что забастовку меха-
нического завода

> миг, кома туда упал пьяный  фабри-

К. ЛАПИН кант. А чтобы герой принял участие в
й революционном движении, автор помещает
> его под окнами  подпольшика-коммуниети

и, конечно же, именно в ту минуту, ког-
да тому угрожает арест п некому передать
чемодан с листовками.

Нагромождением случайностей, наивно-
стей, ошибок — и смыеловых, п граммати-
ческих — страдает повесть Е. Антоненко.
Часто слова тянут за собой истертый, за-
тавканный эпитет: голова падает «безжиз-
ненно», руки опускаются «безвольно»,
мыели «гнетущие», боль «тупая» и т. п.

В рецензии на сборник «Днестр»,. опу-
бликованной в «Октомбрие», указывалось:
«поэтам, писателям следует знать,
что факты, явления, которые они описы-
вают, должны. быть типичными, жизнея-
ными», ЧТо нужно «более тщательно ра-
ботать над словом». И рецензию писал не
кто иной, как автор повести «Накануне»
т. Антоненко, он же ответственный секое-
тать журнала.

В 1949 году в журнале было напечата-
но несколько очерков 0 производетве, 0
людях, выполняющих  сталинскую пяти-
летку. В 1950 году помещен слабый очерк
А. Рогова «Трудовая слава», в котором ав-
тор, полробно рассказав о сущности ново-
введений Маринь Добрэ на кишиневской
обувной фабрике, не сумел раскрыть
внутренний мир своего героя. Это очерк о
вещах, а не о человеке, делающем вещи.

Просматривая номера журнала, видишь,
что литературного материала явно нехва-
тает, Но редакция не старается расптирить
круг авторов, не привлекает бывалых лю-
дей, героев войны,  поваторов произ-
BOACTBA и сельского хозяйства,
педатогов. Слабо привлекает редакция ли-
тературную молодежь, А в республике не-
мало способных молодых прозаиков. Tax,
недавно Союз писателей обсуждал два но-
вых, интересных произведения. напиеан-
ных молодыми писателями, продолжающи-
ми сейчас работать над рукописями,

проза не может удовлетворить возросшие
требования читателей. Правда, а этом го-
ду в «Октомбрие» появилась первая по-
весть молодого способного прозаика, А. Кдз-
моску «Гора Виноградная». Автор расска-
зывают, как в родную деревню Тодирбигть
возвращается демобилизованный  фронто-
вик Митря Сырбу. Митря — инвалид; ле-
вушка, которую он любил с детеких лет,
вышла замуж за его друга,  сокретаря
парюрганизации колхоза Андрея Дарио.
Старая мать Митри сетует: как он булет
теперь жить? Но армия, партия, колхоз на
Бубапи, где Митря работал После госпитА-
ля, где он прочитал замечательную кни-
гу «Повесть 0 настоящем человека»,
научили его верному пониманию  жизпи.
ичто не может ему помешать стать трак-
TOPHCTOM, занять 0800 место в колхозе,
В повести чувствуется неразрывная евязь
далекой молдавской деревни со всей eTpa-
ной. Orpana помогает колхозникам Тоди-
решти в их борьбе за превращение Лысой
Горы, пустовавшей десятилетиями, в цвз-
тущий колхозный виноградник.

Молодой писатель не всегда  экономел
в подборе фактов. Нередко он сбивается
на среднего качества публицистику, ли-
шет конспективно. Но в целом в его пэ-
вести чувствуется стремление отразить
черты нового в жизни молдавского наро-
да, заглянуть в его завтраитний лень. Этим
«Гора Виноградная» выгодно отличается
от. последних произведений И. Канна и
Я. Вутковенкого, посвященных деревне.

В повести Я. Кутковецкого «Заря»,
начавшей печататься в прошлые годы, по-
казана сонная, медленно поворачивающаяся
к новому деревня. Азтор схематично изобра-
зил сельский актив, коммунистов, а во
многом и исказил их образы, Им нужно,
например, указание сверху, чтобы взять-.
ся за спасение гибнушего от ливней кол-

хозного урожая! Очень редко появляются в журнале
Автор не сумел показать самое главное   СТАТЬИ, посвященные вопросам науки.
в жизни мололой республики — новых, со- В Этом году редакция опубликовала

‘лишь путаную статью кандидата фи-
лологических наук И. Чебана «Некото-
рые актуальные вопросы орфографии мол-
давского языка», в которой автор
вивает» онтибочные положения Мафра.

Самый отсталый участок молдавской
литературы — критика. В журнале до сих
пор печатаются хвалебные  панегирики
(рецензия Я. Вутковецкого на, «Избранные
рассказы» И. Канна), противоречивые. пу-
таные стальи. Так, например,  критих
Р. Портной в рецензии о «Заре», начав
«во злравие», голослозно заявив 0 TBOD-
ческом росте автора, о важности  подня-
ТОЙ темы. о «пеихологичееком углублении
характеров», приводит затем такие убий-
ственные примеры ошибок и нелепостей,
ЧТо статья кончается буквально «за упо-
кой», 3. Сэпунару в статье 0 позме
Ем. Букова «Страна моя» вместо того,
чтобы нелицеприятно разобраться в недо-
статках и достоинствах произведения, вы-
хватывает отдельные неудачные строчки
и силится доказать только на основании

веских людей социалистической деревни.
Вместе с тем он уделяет неоправданно
больное внимание отрицательным персо-
нажам, деланвюй фигуре кулака Тоадера,
который не товорит, & «глухо рычит, как
затравленный зверь», или «глухо шипел,
как коченеющая ядовитая змея».

герои, как и колеблющийся кре-
стьянин из новеллы И. Жанна «Утро в
доме Тимофея Куку». пришли на странп-
цы журнала не из жизни.

За важную. ответственную тему взялся
Е. Антоненко в своей повести «Накану-
не», начало которой опубликовано в
третьей книжке журнала за этот год. По-
казать жизнь Бессарабии до 1940 годд,
познакомить читателя с деятельностью
подпольщиков-коммунистов, которые оога-
низовывали рабочих и коестьян на борь-
бу за освобождение своей родины, — что
может быть благодалунее такой задачи! Но
к выполнению замысла®автор приступил с
негодными «средствами,

Образы  подпольшиков-коммунистов +0-

вершенно не развернуты. Мало заявить,   Чх, что все произведение неудачно.
что, один из. руководителей подпольной ‘ор-  Молдавские критики еще пе начали
ганизации `Савин был «видный  комму-  прямого, принципиального. большевистекл-

го разговора о сульбах родной литературы.

Ретения ЦК ВКП(б) по идеологическим
вопросам и постановление ЦК КП(б) Мол-
давии от 22 ноября 1948 тода помогли
молдавским писателям векрыть серьезные
ошибки в творчестве и наметить пу-
ти к их устранению. Эти задачи выпол-
няютея редакцией журнала неудовлетвори-
тельно.

Письма в редакцию — свособразный пз-
казатель действенности материалов жур-
нала. За весь прошлый год редаклия по-
лучила 20 писем, а в этом году получе-
но... два письма!

Молодая, илушая широким шагом по
пути к коммунизму республика достойна
хорошего журнала. В Молдавии есть все
возможности для того, чтобы поднять «по-
толок» журнала.

поддержал «ряд пред-
приятий», что «ряду товарищей было 31-
но указание немедленно уйти в глубокое
подполье», что «рабочие, руководимые пол-
польной коммунистической организацией,
несмотря на все лишения, держались стой-
ко и мужественно», — автор все это дол-
жен был показать.

Не зная действительной жизни, автор
поневоле прибегает к искусственным си-
туациям. Чтобы познакомить своего героя,
рабочего паренька Петрю, с девушкой Ма-
риорой, автор заставляет его рыть кодо-
дец под окном  подлеца-алвоката, причем
как раз в 10 время, когда тот нападает на
девушку. Чтобы Петря попал на фабрику,
автор проводит его мимо большой лужи в тот

спект Сталина — протянется вдоль всего
города; от Тракторного до самой южной
окраины Сталинграда.

Архитектурно-композиционным центром
будет место пересечения двух осей: про-
дольной — Проспект Сталина и попереч-
ной — Площадь Павших Борцов с Аллеей
Героев, выходящей прямо к Волге, над
гранитными набережными которой запро-
сктирован Парк Победы.

Здесь предполагается соорудить далеко
видный из-за Волги монумент  героиче-
ским зашитникам Сталинграда и Музей
Обороны. города. Другой архитектурный
узел намечено создать на Плошади 06о-
роны, площади солдатской елавы. Здесь
проходила передовая Гвардейской дивизии
Родимцева. Здесь находится знаменитый
дом Павлова. Дважды знаменитый: своей
тероической обороной и тем, что он пер-
вый из всех, по инициативе А. Черкасо-
вой, организатора черкасовского движения,
был восстановлен. Торцовый фасад дома
Павлова решается как мемориальный фа-
сад, обрамленный барельефом. Перед ним,
в полукруге, образуемом монументальной
оградой, будет воздвигнут монумент: «Сол-
дату Сталинграда от граждан города»:

Несколько севернее, на вершине Мамае-
ва кургана, в недалеком будущем выра-
стет еше один памятник — Панорама
Сталинградской битвы. Хорошо видная со
всех точек города, она завершит  с0б0й
силуэт нового Сталинграда...

6.

Вот я и опять, невольно, вернулся 5
Мамаеву кургану. Вернулся и хочу немно-
то на нем задержаться. Хочется сказать
0 том, чему, к сожалению, за массой дру-
гих дел, не уделяют должного внимания в
Сталинграле. Речь идет о памятных, ис-
торических местах и самих защитниках

Сталинграда.

Я вспоминаю довоенный Севастополь,
вспоминаю, как бережно относился он к
местам, связанным с героической обороной
города. Исторический бульвар, Малахов
курган. Попалая тула, вы невольно оку-
нались в атмосферу таких далеких и в
то же время близких и дорогих русскому
сердцу событий Севастопольской обороны.
Зпаменитый пятый бастион был восста-
новлен почти в том же виде, в каком оп

встречал французов в 1856—1857 гг. Сде-
ланные из цемента мешки, старинные
пушки; пирамиды ядер, таблички, расска-
зывающие о героических эпизодах.

Почему не сделать подобного ив
Сталинграде? Почему не восстановить наи-
более памятные места  Сталинградекого
сражения в том виде, в каком они были
в 1942—1943 гг.?

На Мамаевом кургане, на каменном нпо-
стаменте стоит танковая орулийная баш-
ня. Приходящие на курган экскурсанты
читают надпись на мемориальной лоске о
том, что здесь происходили наиболее оже-
сточенные бои в Сталинграде, потом под-
ходят к братской могиле и спрашивают:
«А кто ж здесь воевал? Кто похоронен?»
Й не знают, что похоронены здесь бойцы
и офицеры из Гвардейской дивизии Родим-
цева. «А как же проходила оборона? где

Окопы размыло дождями, развеяло ветром,
через год-два и вовсе сравняет с землей.
А ведь здесь воевали батальоны Беньяша,
Никитеева, Котова и многих других; о ко-
торых никто экскурсантам не расскажет.

На восточных скатах кургана; в рас-
положении нашей бывшей обороны, стоят
два немецких танка. Откуда они взялись,
нивто не знает. И я не знаю, хотя про-
воевал на Мамаевом кургане добрых пять
месяцев. Не знаю, потому что во время
войны их не было и появились онп зна-
чительно позже, когда, очевилно, свозили
старый, подбитый хлам на лом. А вот
«танк смерти», из-за которого было
столько пролито крови, исчез, только гу-
сеницы валяются.

Мне говорили; что заповедными места-
ми, то-есть местами, которые сохрапятея в
том виде, в каком они были во время вой-
ны, решено оставить ВП генерала Люлни-
кова на «Баррикалах», лабораторию заво-
да «Краеный Октябрь» и етарую мельни-
пу около дома Павлова. Лопустим, что
мельнипа живопиена, как руины, но ведь,
кроме этого, она была почти на переднем
крае обороны и с ней, без сомнения, свя-
зано много героических дел и имен. Мне
их пикто назвать не мог. Никто даже
не знает; что именно на этой мельнице
находилось,

У меня на руках маленькая: скром-
ненькая книжечка. излания 1945 года —
«Исторические места и паматники 0боро-

#

ученых,

«раз-

тельна и благородна. В них, думается,

были фашисты, где наши?». Не знают.

А. МАКАРОВ
Песни Льва Ошанина

В сборнике «Песни молодежи» Льва
Ошанина, вышедшем в издательстве «Мо-
лодая гвардия»,-—34 песни, написанные в
разное время. Среди песен такие широко
известные, ставшие массовыми песнями,
как «Спасибо, Великай Учитель». «Ком-
сомольцы», «В бой за Родину!», ставшая
поистине народной лирическая песня «Дуэ-
роги», «Песня мира», «Гимн Всемирной
федерации демократической молодежи» и
«Гимн Международного союза студентов»,
ныне поющиеся молодежью во веех стра-
нах. Текст нееен положен Ha Музыку
Б. Терентьевым, А. Островским, 3. Ком-
цанейцем, А, Новиковым, И. Дунаевеким и
рядом других композиторов.

Даже простое перечисление песен сви-
детельствует о патриотической направлен-
ности сборника в целом и о том, что поэт
посвятает свое творчество молодежи,
стремясь стать глашатаем ее мыслей и
чувств. Л, Ошанин действительно обладает
завидным даром очень просто и вырази-
тельно передать чувства, свойственные
именно IOHOCTH.

Сборник дает возможность составить
довольно ясное представление о сильных
и слабых сторонах своеобразного песенного
таланта ‘поэта. Песни лирические, передаю-
щие личные, интимные чувства, не за-
нимают большого места в книге. В этой
области Л. Ошанин менее силен.

Сила песенного таланта Л. Ошанина в
другом, и она наглядно проявляется в его
массовых песнях, предназначенных для
выражения общего чувства коллектива,
спаянного общностью благородной пели.

Тучигие песни Л. Ошанина могут быть
названы подлинно массовыми не только
потому, что они требуют хорового испол-
нения, & потому, что они выражают чув-
ства общественные, рождающиеся в® кол-
лективе . людей, не в лирическом раз-
думье наедине с собой, а в воле к общей
борьбе. Поэт последовательно развивает
традицию массовой революционной песни,
песни-марша, песни манифестаций, улич-

ei AI

Б. РЖОНСНИЦКИЙ

Д. И. Менделеев о дружбе
° С китайским народом

Среди неопубликованных рукописей ве-
ликого русского ученого Д. И. Менделеева
обнаружено неотправленное письмо к Пя-
колаю П. Письмо это предетавляет исклю-
чительный интерес, характеризуя Менде-
леева как убежденного противника войны
и сторонника прочного мира между всеми
народами земного шара.

Менделеев резко осуждал политику цар-
ского правительства на Дальнем Востоке.
В августе 1905 г. он написал письмо ца-
рю, в котором настойчиво доказывал  не-
обходимость тесного союза России © Kna-
таем, Только бессрочный договор о мире и
сохружестве этих двух миролюбивых наро-
дов способен был бы, по мнению Менделе-
ева. обеспечить прочный мир во всем мире,

«По ходу всемирной истории, — писал
в этом письме Менделеев, — в предетоя-
щие века азиатским странам и Великому
Океану, занимающим почти половину зем-
ной поверхности, неизбежно суждено слу-
жить поприщем важнейших международ-
ных событий. Легко предвидеть, что благо-
состояние и все мирное развитие Poccun
теснейшим образом окажутся связанными
с судьбами, предстоящими Азии и Велико-
му Океану. При этом, важнейшую долю
влияний на будущее должны иметь от-
ношения Россини к Китаю. ‚..Громадность
наших гранип с Витаем и вся прошлая
история сношений с ним возбуждает не-
вольную мысль об том, чтобы и впрель
русско-китайские отношения оказывали
свое первенетвующее влияние на судьбы
всей Азии и Великого Океана...

Дозвольте... старому профессору...  ска-
зать, что ныне безотлагательно, пока дру-
тие народы не предупредили Россию, необ-
ходимо заключение 0с0бо-прочного и бес-
срочного союзного договора с Китаем, обес-
печивающего дружественную незыблемость
взаимных соотношений. Могущество Витая
несомненно будет отныне возрастать с бы-

ных демонстраций и самые свои серьезные   стротою... близкой к той, с какой разви-
побелы одерживает па этом пути. Нужно валось в прошлых столетиях могущест-

ли говорить, что такое дарование, способ-[Гво России,

ное выразить стремления коллектива, в
наше время движения и борьбы масс 3a
мир и демократию «дорогого стоит».

Не случайно на международном фестива-
ле молодежи песня Ошанина была принята
всеми участниками, как гимн всеобщего
лвижения прогрессивной молодежи за мир.
Начиная со слов:

Дети разных народов, .

Мы мечтою о мире живем.
В эти грозные годы

Мы за счастье бороться идем.

и до пламенного призыва:

Каждый, кто честен,

Встань с нами вместе

Против огня войны!
через всю песню проходит пеленаправлен-
ная мысль, выраженная немногословно и
точно и потому убежбающая, сплачиваю-
щая, ведущая.

Песни, подобные тимнам Федерации
демократической молодежи и Международ-
ного союза студентов, «Песне о ми-
ре», — большой вклад советского ноэта в
общее дело борьбы за мир во всем Мире.
Их активная, воспитывающая роль значи-
и
поэт обрел сам себя после многих лет по-
исков, и его дальнейшие поэтические уда-
чи зависят от того, насколько плодотворно
сможет он развивать эту линию своего
дарования — быть выразителем больших
общественных чувств.

Издательство «Молодая гвардия» сдела-
ло полезное дело, выпустив текст песен с
нотами. Это хороший подарок молодежи.
Хочется, чтобы велед за этим сборником
вышли и другие, посвященные творчеству
наших лучших песенников.

saga

Лев Ошанин. «Песни
пк ВЛЕСМ «Молодая гвардия»,
Стр. 144. Цена 5 р. 50 к.

молодежи»,
м.

Изд-во
1950 г.

потому TO, хотя  поверх-
ность Китая в два раза менее России, но
населенность в три раза более, а побуж-
дений к скорому возрождению со всех сто-
рон множество. Тогда явно скажется сила
430 миллионов жителей этой страны. 06-
ладая изобретательностью и мудростью,
они отличаются- миролюбием,  семействен-
ностью, настойчивостью и трудолюбием, &
при предстоящем развитии, населяя бога-

Скульптура на вес

Всему миру известно самобытное и не-
повторимое искусство каслинских мастеров
художественного литья из чугуна. Это —
подлинно народное творчество, наша на-
циональная гордость. Сейчас на Каслин-
ском заводе работают старейшие  масте-
ра — хранители его славных многолетних
традиций, работает и талантливая моло-
дежь. Каждый год ремесленное училище
выпускает до двадцати будущих специа-
листов художественного литья, и уже. сей-

час выдвинулись такие молодые мастера,

хак С. Кузнецов, Н. Трофимов. Л. Бабкин
и другие. Рост молодых талантов — лучиее
доказательство жизнеспособности самобыт-
ного каслинского искусства.

Но расцвету творчества каслинеких ма-
стеров мешают примитивная организация
производства и сбыта, формальное руковод-
ство заводом со стороны Министерства
сельскохозяйственного маптиностроения, не-
поворотливость и косность работников
Комитета по делам искусств: производство
художественных изделий вытесняется про-
изводством печных горшков, сковородок,
мясорубок, кофорые становятся основным
вилом продукции в цехе художественного
литья; на складах лежит огромное количе-
ство художественных изделий, потому что
полная анархия царит в планировании ра-
боты и системе заказов. Достаточно  ска-

PP PPPPLOPPE LLP LP LLL LALA LLL LALLA ALLL AL ALARA AL OP OL ALA LOLA ALA ALLL LRP AL RL AL LAL AL LAL ALLL LAL LLLP AL AAP RLAP ALL AL ALA IWP ALAA AL AL AL AL AL AP APA LAL ARAL ALAA AL ALO”

ны ПЦарицына-— Сталинграда». В ней, на та: настоящая; большая и очень Tpora-

странице 19. читаю: «4. Блиндажи коман-
дования (берег Волги). Сохранился йлин-
дак командующего армией генерал-лей-
тенанта Чуйкова».

Увы. в 1950-м, ничего этого уже нет.
Я прошел весь берег Волги; от центра
города до «Красного Октября», и яе 0б-
варужил ни одного блиндажа, ни одной
землянки — время сделало свое дело...

Я стоял и думал 0бо всем этом у брат-
ской могилы на Мамаевом кургане. Лумал
о том, что лучшим памятником дая лю-
дей, лежащих в этой священной земле,
является, конечно, сам Сталинград, ожнв-
ший и помолодевший. Но грустно было все-
таки смотреть на пожелтевший венок, на
временный деревянный обелиск с вы-
пветшей подписью, воздвигнутый  злесь
еще в феврале сорок третьего года сапе-
рами сражавитихея дивизий;

Y ног расстилалея город, большой,
шумный, растущий. Левее дымили тру-
бы работающих заводов — «Враеного
Октября», «Раррикад». Десятки, сотни
тысяч людей вернулись в свой Сталин-
град. Живут; работают, учатся и © бла-
годарностью вспоминают о тех, кто © Opy-
жием в руках зашитил их от врага и
дал им возможность вернуться домой. И
тем обилнее. что кто-то, от кого зависит
увековечение памяти героев и историче-
ских мест Сталинграда, относится Е эт0-
му большому, серьезному делу прохлалхно
и безразлично.

7.

Веето неделю пробыл я в Сталингиз-
де — срок недостаточный, чтобы все уви-
деть и ео всем ознакомиться, но вполне
достаточный, чтоб понять, что это — го-
пох жизни, город будущего, славных тра-
дипий. связанных именем вождя. име-
пом, которое вот уже двадцать MATS ACT
& честью восит город.

Я был на заводах, в учреждениях,
ретречалея с рабочими. мастерами, архи-
текторами. журналистами, писателями.
Разговаривал. с ними, слушал их, и преж-
де всего бросалось в глаза, что всех их,
людей разных профессий, спепиальвостей,
запросов, молодых и старых, воевавших п
He воевавших, старожилов и нелавно прл-
вхавших, — объединяет одна общая чер-

с
“

тельная любовь к Сталинграду. :

0 чем бы мы ни говорили, все оавно
конце концов разговор сведется к Сталин-
граду. Каким. он был, каков он-есть и,
главное, каким он будет. }

Слушая рассказы сталинградцев,— будь
то рассказ Алешкина, мастера  марте-
новского цеха «Красного Октября», о том,
кав он воспитывает молодых сталеваров,
или Тамбовцева; начальника бюро тех-
нического контроля одного из цехов СТЗ,
0 том, как рабочие защищали свой завод
в сорок втором году, или архитектора
Маеляева о проекте нового дома на про-
спекте Сталина, — я вижу, с каким чув-
ством и любовью они об этом говорят.

И невольно хочется спросить тех, кто
за океаном разжигает факел войны: как
вы смеете говорить о том, что мы хотим
войны? Посмотрите на нград и
сталинградцев. людей, умеющих  воевалъ,
и скажите, кто из них ее хочет, кому она
нужна? Алешкину; Тамбовцеву, Масляе-
ву — людям, по горло занятым своим мир-
ным трудом,—или вам, обагрившим свои
руки кровью невинных детей и матерей
Кореи?

Сталинградпы ответили на этот вопрос.
Их. подписи стоят под Стокгольмским Воз-
званием.

8.

Самолет опять летит нал Сталинградом.
Только теперь город не слева, а справа,
и смотрю я на него другими глазами. Для
меня теперь он не только воспоминание—
ожившая военная карта со знакомыми ме-
стами боев. Лля меня сейчас это горох
будущего. Ясно вижу, как сквозь остав-
шиеся еше руины и кварталы новостроек
пробивает себе путь могучий проспект
Сталина, как. принимает утерянную mop-
му площаль Павших борцов. как выросли
и продолжают расти заводы и окружаю-
щие их поселки с красивыми, благоуст-
роенными домами, широкими улицами,
молодыми садами.

Мы отпываемся от города, сворачиваем
в Лону. Видны еше трубы, затем только
дым, сверкаюшая лента Волги. Город
растаял в утренней лымке.

Прощай, Сталинграл! Прошай, город бу-
дущего! Ло следующей встречи.

СТАЛИНГРАД

тейшие части Азиатского материва и имея
громадный избыток населения, предетав-
ляют страну, обешающую. развитие бее-
примерного могущества. несмотря ни на
какие препоны, которые могли бы быть
для них созданы; и даже при том возмож-
ном случае, когда Китайской Империи
придется пережить свое’ ^`Смутное Время.
Теснейший союз России с Китаем мог бы
послужить. великим обеспечением как
дальнейшего мирного развития обеих
стран, так и господства мира во всем
мире.

Родившись и проведя детство в Сибири,
имев немало случаев близко узнать заез-
жих китайцев и вникая в экономические
и иные. отношения народов, осмеливаюсь
высказать вышеизложенным, что немедлен-
ное усиление союзного соглашения с Ku-
таем обещает полный успех, должно по-
служить противовесом недавно  возобнов-
ленному союзу Англии с Японией и пред-
ставит громадное мировое значение, велед-
ствие обширности и близости обеих стран
и такого же миролюбия китайцев, каким
отличается русский народ. Как России, так
и Китаю более всего надо избегнуть в бу-
дущем какого либо столкновения, а для
предотвращения самой о нем мысли лучше
всего ныне же заключить теснейший по-
литический союз. В нем будет более трети
всех жителей земли».

Менделеев не послал этото писыма адре-
сату. Видимо, он хорошо понимал, что тес-
ный политический cos, о котором шла
речь в письме. могут заключить между
собой русский и китайский народы, д не
правители, стоявивие -тотда У власти.
Мысли, изложенные в письме, Менделеев
развил позднее, в посмертно изданной
работе: «Дополнения к познанию России»,
rie Китаю и союзу е ним уделено боль-
шое внимание,

Поедвидения Менделеева осуществляют-
ся. Аитай, «переживший свое смутное вре-
мя» хозяйничанья империалистов, сбросил
оковы и начал строить новую жизнь. И
первой основой его мирного развития яв“
‚ляется прочный политический союз китай-
ского народа с пародами Советского Союза
и стран народной демократии. В этом
прочном союзе — залог мирного развития
Витая, роста его могущества; о котором
говорил Менделеев, залог благосостояния и
культурного развития трудящихея Macc;
залог мира во всем мире.

ПИСЬМО
В РЕДАКЦИЮ

зать, что Главсельмаш устанавливает план
изготовления художественного литья не по
названиям, не по сюжетам, нё по качеству
излелий, а... по весу!

Каждому понятно, что главное в произ-
водстве художественного литья—это тема-
тика, содержание изделий. В 1948 rogy
Комитет по делам искусств отметил «факт
механического воспроизведения ‘старых ob-
разцов продукиии, выпускавшихся заводом.

0 и более лет назад», и. рекомендовал”

‚заводу для производства ряд современных

скульптур. Но это было лишь благим по-
желанием, а вернее — бюрократической
отпиской: ни одной из рекомендованных
моделей комитет He прислал и за лва года
ни разу не поинтересовался, как же рабо-
тают каелинские мастера, что нужно им,
чтобы твердо стать на путь производства
высококачественных художественных из-
делий на современную тему. Идейно-худо-
Жжественное руководство каслинскими ма-
стерами попытался было взять на себя
Главсельмашебыт. Как он справлялея с
этими функциями, можно судить хотя бы
по тому, что среди запрошенных им об-
разцов скульптуры настойчиво называлась
модернистская статуэтка под названием
«Секрет», изображающая  полуобнажен-
ную фигуру... монахини.

Среди мастеров Каелинского завода мож-
но встретить скульпторов, которые предла-
гают свои модели. Большой интерес к с0-
временной тематике проявляет, скажем,
молодой способный скульптор П. ‘Аникин.
Еще в 1949 году он направил в Глав-
сельмашебыт свою новую работу «Заря
изобилия», посвященную сталинскому пла-
ну преобразования природы, ‘Но’ хо сих пор
не получил микакого. ответа. За тодо 40
этого Комитет по делам искусств утвердил
одну модель П. Аникина. но затем снял ее
с производства, не объяснив скульптору,
в чем его ошибки. Отсутствие  руковод-
ства — вот что тормозит развитие каслинз
ского художественного литья.

Производство художественных изделий и
внедрение ‘их в быт — нужное народу;
большое лело. Комитет по делам искусств,
Министерство сельскохозяйственного маши-
HOCTPOCHHA должны по-настоящему, твор-
чески и организованно, помогать одному
из старейших русских заводов  художест-
венного литья — Каслинскому заводу.

В. ГУСЕВ,
старший преподаватель Челябинского
педагогического института

—ж—————

В музее Н. А. Островского
в Москве

„Экспозиции и фонды
музея-квартиры Н. А. Островского в Мо-
скве пополнились за послелнее время
новыми материалами о жизни и творчестве
писателя-большевика. Е

В разделе, где представлены издания
Н. А. Островского. экспонируются новые
книги. Китайский писатель Гэ Бао-цюань
передал. музею четыре книги романа
Н. А. Островского «Как закалялась сталь»,
изданные на китайском языке. Среди нах—
экземпляр, принадлежавший секретарю ЦК
Китайского новолемократического  согоза
молодежи Фын Вэнь-пину. Рядом на таб-
личке надпись: «С этой книгой шли в бой

государственного

за свободу солдаты Китайской Народно-
освободительной армии».
Музеем приобретен недавно  хуложе:

ственно выполненный ковер. На темнокрас-

ном фоне в ореоле дубовых листьев запе-

чатлен образ Н. А. Островского. Внизу, ,
рядом со штыком боевой винтовки, — не-

сколько его книг. Этот ковер — дипломная

работа стулента московского художественно-

промышленного училища имени Калинина

тов. А. Л. Браз,

=

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 67 3

——^—