Да здравствует
разум!

14 августа 1930 года состоялось
становление ЦИК un. CHR’ CCCP «0- вевоб-
щем обязательном начальном обучении»,
А год спустя в «Правде» и в «Известиях»
появилась статья М. Горького «Годовщина
исторического постановления».

С огромной силой могучего публициета-
большевика Горький писал тогда о мараз-
ме капиталистического общества, заболев-
шего  «разумобоязнью», и об историческом
значении ‘принятого  в ‘Совётеком Союзе по

По-

предложению? товарища Сталина закона’ о’

всеобщем обязательном ‘обучении.
«Капитализм не нуждается в. интеллек-
туальных силах, — писал Горький; — он
не может поглотить их, не мозкот. исполь-
зовать: все их обилие. о, кроме ‘Toro, ка-
питализм боится разума, потому что на-
чинает смутно чувствовать: его существо-
вание уже исторически не нужно и ие
разумно. Сдерживая стремление
юношества к высокой интеллектуальной
квалификации, капитализм как бы  отка-
зывает юношеству в праве на развитие
разума за пределы, необходимые для ол-
равдания власти капитала. Это подло, по
предусмотрительно. Безработный интелли-
тент — пролетарий, и в борьбе за жизнь
он должен итти рука 06 руку с пролета-
риатом. И чем умнее он, тем опаснее.

Советская власть сделала крупнейший
революционно-необходимый шаг по пути к
интеллектуальному вооружению всей мно-
гомиллионной молодежи Союза Советов.
«Семилетка для всех», это — уравнение
всего юношества в правах на развитие
разума. Осуществление  семилетки — это
создание одного из условий для движения
к высокой цели,   которую  покорнейшче
слуги капиталистов называют «социальной
утопией», фантазией, выдумкой, движения
к той форме общежития людей, при кото-
рой «каждый работает по способности, каж-
Ini получает по потребности ero»... «Ce-
милетка для всех», это — дело глубочай-
шего исторического значения».

Эти строки, написанные ‘много лет на-
зад, справедливы и сейчас. Только кон-
трасты стали несравнимо более резкими.
В нашей стране давно уже построен со-
циализи.. «Семилетка для всех» из ло-
зунга превратилась в светлую советскую
быль. А цепляющийся за свое существова-
ние капитализм приобрел’ более человеко-
ненавистняческие, трумэновские черты,

«Да здравствует разум!» — провозгла-
шают нащи люли. И советское общество

ассигнует в 1950 году по государственно-.

му бюджету на нужды просвещения пять-
десят девять с половиной миллиардов руб-
лей. B Это время комиссия конгресса
США благосклонно выслуптивает  требова-
ние людосла Эдгара Гувера — отпустить
навые ассигнования лля строительетва тю-
рем и содержания тайной полиции:

Тридцать восемь миллионов мальчиклв
и девочек, юношей и девушек сядут 1 сен-
тября за парты советеких школ и технику-
мов. А в «просвещенных»  заокеанскях
штатах свыше двадцати миллионов негра-
мотных взрослых и около тнеети миллио-
HOP детей находится за бортом школы.

Растег и расиветает многонациенальная
культура велихой советской страны. «Се-
милетка для всех» осуществлена B rope-
дах и селах союзных и автономных рес-
публик; В маленькой Армении действуют
1193 школы, в которых обучается более
302.000 летей. Только на постройку и
ремонт пгкол Армения затрачивает в этом
тоду около двадцати пяти миллионов руб-
лей. A Bp граничаней с ней Турции, как
06 этом свидетельствует книга турецкого
уштля Махмута Макала, чиновник из
упразаения народного образования так но-
участ сельского педагога:

«Ты все пишешь и пишешь о школе, о
том, что нет средств. Ни в бюджете миня-
сторства, ни в уезлном бюджете нет ассиг-
нований для вашей школы. Чего ты бэз
конца повторяепть одно и то. же? Учи детей
под забором, а если не учишь — собирай
яйца з крестьянских хозяйствах и сия
спокойно».

Советские дети воспитываются в своих
школах на основе высоких принцинов са.
мой чистой, самой человечной морали, —
морали коммунистической. В школах стран
капитализма тоже уделяется внимание во-
просам «морали». Там даже есть спепиаль-
ные уроки «гражданской морали». Вот, к
примеру, одна из «этических бесед». ре-
комендуемых для школ французской Запал-
ной Африки:

_ Учитель:
беспрекословно?

Ученик: Вас.

Учитель: А еще кого?

Ученик: Леревенского старосту.

Кого ты должен слушать

CBoeTO

Учитель:
еще кого?
всех.

Ученик: Охружно-
го начальника, чиновни-
ков колониальной ад-
министрация, офицеров
французской армии, хо-
зяев плантаций и вообще всех старших...

Учитель: Если ты будешь иметь
честь служить в армии, ‘чего ты там дол-
жен желать?

Ученик: Стрелять во врагов Франции.

Учитель: Как ты узнаешь врагов?

Ученик: Их мне укажут’ начальники.

Советские школьники хорошо распозна-
ют своих врагов и друзей. Они отлично
разбираются, на чьей стороне
справедливость.

М. &
Перечисли

Нашу школу с нервых дней советской

власти. строил, создавал и пестовал о народ.
Через несколько недель после Октябрьской
революции, в Смольном, Владимир . Ильич
Ленин читал письмо из далекой, Сибири:

` «Дорогой товарищ. Ленин! ^
  Я пишу из города ‘Rpacuospena. Я ‘yae-
Hua Красноярской губернской женской
‘гимназий в 1Ш-ем нормальном Клабсе. Вы
больщевик и я тоже большевичка. . Пожа-
луйста, я Вас прошу написать нашей гим-
назии предписание, чтобы у нас не был
обязательный закон божий, Так как наша
гимназия буржуазная и она цотому не из-
волила с самого начала сделать закон бо-
жий не обязательным. Я очень . и очень
ВАС прошу написать мне хоть маленькое
отдельное письмо.

Мой адрес такой: г. ное Baaro-
вещенская ул., № 68, кв. большевика за-
мошина, получить большевичке Жене За-
мощиной».

Ответом на запросы передовой молоде-
жы передовых людей нашей страны
был Ленинский декрет об отделении цзрк-
ви от государства и школы от церкви.

За десятилетие между окончанием граж-
данской войны и историческим ХУТГ съез-
дом партии — съездом развернутого’ со-
циалистического наступления по всему
фронту — советский народ; ‘руководимый
Лениным, руководимый Сталиным, создал
больше различных культурных учреж-
дений и школ, чем’ царская Россия
за сто лет. Но и это не могло удовлетво-
рить высокие запросы советских людей.
В июне 1930 года, выступая на ХУГ еъез-
де партии, товарищ Сталин заявил: «Глав-
ное теперь — перейти на общеобязательное

первоначальное обучение. Я говорю «глав-

ное», так как такой переход’ означал бы
решающий шаг в деле культурной рево-
люции». И 14 августа 1930 года прави-
тельство приняло по предложению товарища
Сталина постановление «0 всеобщем ‘обя-
зательном начальном обучении детей».

С удовлетворением отмечает советекай
народ двадцатую годовщину  Сталинекого
закона о всеобщем обучении. Из знойного
узбекского кишлака, с линейной железно-
дорожной станции, из рядовой деревни
Владимирской области пришли в сегодняш-

ний номер «Литературной газеты»  kop-
реснонденции — наглядные евидетель-
ства. того, как просвешение, культура

вошли в плоть и кровь советекого народа.
Необозримы достижения нашей страны в
области культуры’ за последние два деся-
тилетия. Но золотое большевистское прави-
ло гласит: ‘подводя итоги; сосредоточь вни-
мание на еще нерешенных задачах.

Надо еще выше поднять качество обу-
чения в семилетних школах. Нельзя’ забы-
вать и 0 тех юношах и девушках, кото-
рые вынуждены были из-за войны пре-
рвать учение и оказались сейчас без закон-
ченного образования. Долг министерств про-
свбёщения во всех союзных республиках.
долг советской общественности быстрее
восполнить этот ущерб, нанесенный войной.

«Семилетка лля всех» осуществлена в
нашей стране. Но не за горами тот день,
когда наша партия, наше правительство
поставят качественно новую задачу: «Сред-
нее образование — для всех». В расширз-
нию среднего образования до размеров все-
общего и обязательного, надо творческл
тотовнться уже сейчас. это благородная
задача Академии педагогических наук.

Семимильными шагами движется наига
страна по пути развития самой передовой
в мире, социалистической культуры. Ни-
какие происки поджигателей войны не
смогут. остановить Этого поступательного
движения.  Сопиалистическая культура
нашего народа противостоит звериной
«культуре» и «морали» капиталистов.

Мы не боимся развития разума. Мы
выпустили в этом году из средних и се-
милетних общеобразовательных кол Aa
25 процентов больше молодежи, чем в 1949
году. Мы выпустили в этом году из вузов,
техникумов около пятисот тысяч молодых
специзлиетов и свыше трехсот тридцати
пяти тысяч человек принимаем в вузы,

Мы знаем: зловещий мрак капитализма

стинет. А светлый разум коммунизма по-

бедит навсегда!

АМЕРИКАНСКИЙ КОМБИНАТ

Секретариат ООН под нажимом американцев ведет переговоры о возвращении мировоззрениями.
хомпании «Сперри Жироскоп» части помещений Е. что даст возможность этой   литераторов
компании увеличить военное произво дство.

par ЕуьльнльЦ - 50.
Американцы здесь хотят отливать пушки и уже «отливают пули»

Рис. Бор. ЕФИМОВА

правда и

‘  писано и нодписано некоторыми,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
eR ES Se

Весной этого года я обратился с откры-
тым письмом к писателям Запада. Я при-
зывал их бороться против катастрофы, ко-
торая грозит культуре всего человечества,
против новой войны. Сторонники мира на-
чали борьбу поотив войны © самого, прэ-
стого, самого человечного, самого бесспор-
ного, с того, что могло объединить людей
разных стран и разных убеждений: с тр?-
бования запрета атомного оружия. Я при-
зывал писателей Запада поставить  евой
подписи под Стокгольмеким обращением и
этим начать борьбу против войны.

Некоторые писатели Занада согласились
CO мной и подписали Стокгольмекое обра-
щение. Другие предпочли не ответить мн»

Ни согласием, ни отказом. Но писатель —
не дниломат: он должен уметь сказать

«да» или «нет». Если некоторые писатели
Запада до сих пор молчат, то я предпочи-
таю объяснить их молчание раздумиями. Я
продолжаю ждать их ответа.

Некоторые писатели и другие деятели
культуры ответили мне отказом. Среди
отказавшихся подписать  Стоктольмекое
Воззвание имеются люди разного душев-
ного калибра, и мотивы, которые эти люди
приводят, весьма различны. Начну ¢ o7-
крытого письма,  адресованного мне
девятью норвежцами. Подписавнтие письмо
чиелятсея писателями или литературоведа-
ми Очевидно, они не очень полагаются на
удельный вес каждого имени и хотят про-
извести впечатление количеством. Однако
сто девять писателей не всегда означают
больше, чем один писатель: дело в мораль-
ном весе дара и совести. Среди ста девяти—
‘два-три писателя более или менее извеет-
ны читателям. Нужно добавить, что ряд
норвежских писателей, как, например, Ханс
Хейберг, предпочли поставить свою под-
пиеь He под письмом ста девяти, а цод
Стоктольмским обращением. .

Сто девять норвежеких литераторов  з8-
являют, что они не подписали и не под-
пишут Стокгольмского обращения потому,
что оно направлено только против атом-
Ной бомбы, а не против войны. Норвежские
литераторы пишут: «На пяти страницах
своего письма Эренбург не нашел места
хотя бы для одного настоящего слова 9
мире». Это неправда, и мне не нравится,
когда сто девять писателей искажают
мысли одного писателя. В моем письме Яя
товорил о том, что мир нужен веем наро-
дам и всем людям. В моем письме я. пред-
лагал осудить атомную бомбу, как самую
страшную, самую бесчеловечную. Осуждая
атомную бомбу, я тем самым не станов-
‘люсь защитником обыкновенных фугасных
Goud. H тем самым не становлюеь защит-
ником минометов или даже простой пули.
Я говорил и говорю о том, чт нужно
предотвратить третью мировую войну. Сти-
обнники мира начали с требования запре-
та атомной бомбы. Разумеется, это только
первый шаг. Но вряд ли все сто девять
норвежских литераторов сумеют объяснить,
как можно пройти путь, не сделав перво-
го шага.

Норвежские литераторы епрашивают ме-
ня, почему я не осуждаю многого друго.
го, например, шовинизма, империализма,
гонки вооружений и расового  утнетения.
По некоторым выступлениям ряла литера-
торов из числа ста девяти я знаю, что
они’ доброжелательно относятся к политике
США и одобряют свое правительство, 33-
ключившее с Америкой военный coms. Я
не написал ничего о шовинизме и об им-
периализме, чтобы не оттолкнуть тех ли-
тераторов, которые считают, что мы He
справедливо относим к шовинистам аполо-
гетов «американского образа жизни». и что
мы не должны обвинять в империзлизме
людей, захвативитих разнообразные земли
от Гренландии до Формозы. Я не хотел моим
письмом отстранить от защиты мира тех
писателей, которые либо вовее не думают
над философией мировой политики, либо,
будучи в известной степени отравленными
пронагандой империализма и шовинизма:
все же отвергают войну. как с10соб раз-
решения конфликта между различными
Сто девять норвежских
сочли мою терпимость —
оскорблением. Они упрекают меня за’ то,
что я не ‘осудил расового гнета. Эти слова
поднисаны некоторыми литераторами, 0бэ-

жающими современную Америку. Я мог бы :

‘им ответить, что Поль Робсон не случай-
но подписал Стокгольмекое обращение и
что ‘не случайно ни Поль Робсон, ни ка-
кой-либо ‘другой представитель угнетенялй
расы. не мог поставить свою подпись пот
апологией Атлантического пакта. Сто’ ко
вять говорят. что напрасно я не осудил
в моем письме гонки вооружений. Это на-
если it?
пбициальными, то официозными норвежиа-
ми в та самое время, когда маленькал
Норвегия по требованию большой Америки

Средние заочные a колы

Китобойное судно «Слава» промьииляло
далеко от родной земли в холодных водах
Антарктики. В ленинеком уголке в 680004-
ное от вахты время можно было увидеть за
учебниками ‘матроса первого класса Леони-
qa Ралкевича. Он — учащийся заочной
средней школы — нового. на Pepanne типа
учебного заведения. —

В Одессе перед рейсом вич получил
задание, учебные программы, ‘учебники и
тетрали. Вернувшись из плавания, он сдал
экзамены за шестой класс. Неред следую»
щим рейсом Радкевич снова получит 3ад8-
ния и учебные пособия.

В то время как сменившийся с вахты
советский матрос решал в Антарктике ал-
гебраические залачи, за несколько тысяч
километров от него, в Донбассе, сидел за

ета.

ПИТЕРА ПТР,

- ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ CCCP

Илья ЭРЕНБУРГ

>
заявляет, что в гонке вооружений она
займет не последнее место. Oro девять

слишком много говорят о веревке в доме
повешенного; очевидно, несмотря на изряд-
ное количество подписей, они не подыека-
ли ни одного юмориста. Mune не хочеться
спорить © этими людьми: они делают свое
дело. Мы знаем и любим Норвегию за. пря-
MOTY, за душевную непримиримость  лю-
дей, и, конечно, обидно, что ето девять
норвежских литераторов не обладают этими
качествами. Но, скажу откровенно, поеле
того, как я пережил падение Кнута Гамеу-
на, писателя ‘куда более значительного, чем
все сто девять, взятые вместе, ‘письмо
ста девяти меня не удивило и не огэр-
чило.

Скажу так же откровенно, что ‘меня уди-
вил и огорчил ответ Пристли. В этом отве-
те слишком много полемики, не соответ-
ствующей серьезности часа, и слишком
мало ответственности перед простыме
людьми, как Англии, так и всего света.
Пристли товорит, что не может  присое-
диниться к требованию запрета атомного
оружия, потому что советские делегаты
уклонилиеь от участия в международных
конференциях, посвященных ° проблемам
театра. Это похоже на шутку, но, к сожа-
лению, Нристли нанисал это всерьез. Я
уважаю театр, Талантливых драматургов и
в частности Пристли, но я к нему обра-
тилея не по театральным делам. Можно ли
мирно беседовать о работе драматурга или
режиссера, когла на столе вместо чашек е
чаем атомная бомба? Пристли, конечно,
понимает, что вопрос идет не только п за-
прещении того или‘ иного отвратительного

оружия, но о зашите мира. Я предлагал.

ему то, что я предлагаю всем честным ни-
сателям Запада:  примкнув к движению
сторонников мира, переменить моральный
климат эпохи, заменить бряцание оружием,
локальные войны и так называемую
«холодную войну» переговорами,  согла-
шениями, миром. Мне думается, что
спор Пристли со мной — только отголосэк
его спора с самим собой. Пристли бесспор-
но переживает драму внутренних  сомне-
ний. это не один из ста девяти норвежеках
литераторов. Он похож в своих противор>-
чиях на многих добропоряхлочных интелли-

гентов Англии, которые ненавидят войну,

но не знают, как ее предотвратить. и кэ-
торые, заблудившиеь среди трех сосен. воз-
ле своего коттеджа, с фатализмом  жлут
страшной развязки.

В Австрии мне ответил открытым писъ-
мом не писатель, а ученый — г-н Тиррияг,
Он написал мне, что не может выступить
против атомной бомбы, потому что комму-
нисты выступают против капатализма и
требуют его уничтожения. Г-н Тирринг по
специальноети не социолог, & физик, и,
мне думается, ето письмо  продиктовачо
скорее наивностью, нежели злой’ волей.,
Разумеется, никогда коммунисты не can
тали войну подходящим средством зая
уничтожения капитализма и для перехэда
к более высокой форме человеческого 25-

щества. Пет и не может быть сумасшелше-

го, который жаждал бы строить социализм
на развалинах. Таким . образом, доводы
т-на Тирринга мне представляются ребяч-

‘ливыми. Я знаю, что г-н Тирринг состоит в

австрийском комитете сторонников мира. Й
знаю ‘также, что он поехал в Западный
Верлин на конгресс. организованный аме-
риканскими сторонниками атомной бомбы.
Все это мне кажется настолько  загадоч-
ным, что я готов допустить существование
двух госнод Тиррингов. Это’ очень роман-
‘тично, но, к сожалению, мода, существо-
вавшая полтораста лет тому назад на двой-
ников, миновала, Нана эпоха требует пря-
мых слов и прямых дел. Среди писателей
и среди деятелей культуры Запада аще
много людей, переживающих драму г-на-Тир-

ринга; они готовы одной рукой проголосз-
вать за мир, а другой— благословить атом-
ную бомбу. Мне хочется им сказать, ч1о
это не самый верный 10с0б — предотвра-
тить войну и что не этого ждутоот них
простые люди «всего мира.

Я. перехожу к последнему ответу-— моего
друга, французского писателя Андре Шам-
сона. Он ответил мне в форме беседы, за-
писанной г. Жевалем. Андре Шамсон, гово-
рит, что он относится к атомной б0мбэ,
как к раку или как кв чуме, изобретен-
ным людьми. Он продолжает: «К лю90-
му протесту против атомной бомбы и про-
тив войны я присоединяюсь не подпиеью,
а всей моей жизнью, всем моим существом,
всем. что я могу сделатьх. Эти слова ‘ме-

ня порадовали, но меня не порадовало тд,   ТУРУ, будущее.

что Андре Шамеон все же’ отвернулея от

ПИАНИНО НАНА

учебниками электрик Мушкетовского депо
Е. Трошин; колхозница Поморянского рай-
она Львовской области И. Стефанихина’ ни-.
сала сочинение о творческом пути Влали-
мира Маяковского: оператор блюминга Ни-
колай Тюнов в Жданов изучал по карте
третий поход Антанты.

Средние заочные школы открылись. в.
прошлом году в Киеве, Харькове, Одессе,
Днепропетровеке, Львове, Николаеве, Ста-
лино, Жданове и Измаиле. Учатся в них
люди, которые по условиям работы не мо-
гут систематически. посещать... вечерние
школы; железнодорожники, матросы кораб-
лей дальнего плавания, рабочие и служа-
щие, занятые то в одной, то в другой
смене,

Для тех, кто живет на периферии, при

на ответы

os

Цена 40 коп.

Стокгольмского обращения. Я понимаю, !
что жизнь -— это больше, чем поднись,
но когда отдают жизнь, то, не колеблясь,
ставят и подпись. Андре Шамеон пытается
объяснить, ночему он присоединяетея к
сторонникам мира своим существом, но не
желает вместе с ними бороться против вой:
ны. Он товорит: «Я не хочу  распылить
тот моральный авторитет, который я, м9-
жет быть, завоевал своей работой». Я це-
ню книги Андре Шамсона и знаю, что
него есть моральный авторитет, — иначе
я не обратился бы к нему в моем откры-
том письме. Шо я убежден, что писатель,
борясь за дело мира, не распыляет своеге
авторитета, & подымает его. Томас Манн
не стал меньшим от того, что он поднисал
Стокгольмекое обращение. . Борьба за мир
не принизила ни Пабло Перуду, ни других
больших поэтов нашего времени. Напротиз:   #
молчание, когда вопрое идет о жизни лю-
дей, о человеческом достоинстве, 0 сове-
сти,  принижает писателя, и я осмелюсь
напомнить Андре Шамсону, что великий
художник, автор «Войны и мира». назвал
одно’ из своих выступлений, посвященных
тому, что эстеты презрительно называюг
«политикой»: «Не могу молчать». Можете
ли вы молчать, Андре Шамсон, когда на
мир надвигается страшная война? Думаю,
что не можете, и думаю, что вы придете
К сторонникам мира — рано или поздно.
Надеюсь, что это случится не слишком,
поздно:
Недавно в. Париже был опубликован до-
клад «Международного комитета по изу-
чвнию европейских проблем»: По’ вравне-
нию с этим документом, мне кажутся не-
винными все злодеяния, совершенные фз-
шистами в годы второй’ мировой войны.
Этот документ прославляет массовое ис-
требление человечества. Цитирую: «Атоу-
ное оружие a) урановые и плутоновые
бомбы, в несколько десятков раз более
смертоносные, чем бомбы Нагасаки и Хи-
росимы, 0) водородная бомба теоретически
в тысячу pas более мощная, чем бомба
Хиросимы, в) радиоактивные газы, произ-
водетво которых обойдется недорого.
2) Биологическое. оружие для уничтожения
человека  (бациллы и яды), для уничтоже-
НИЯ Животных (бациллы и яды), 44a
а растения (микробы и насеко-
мые). . Химическое. оружие, -предпочги-
мы `удушающие и ядовитые газы.
4) Метеорологическая война, техника кл-
торой еще недостаточно’ разработана». До-
клад предлагает начать с того, что ’ски-
нуть атомную бомбу. на Корею. Пол этих
‚ документом стоят подшиеи ‘военных и 1о-

а французского ‘поэта Поля’ Клоде-
После опубликования этого чудевищ-
м доклада нет и не может быть ни 91-
ного писателя, который не понял бы, ку-
ла его ведут отмалчивание или раздвоение.
© кем он — с0 сторонниками мира или с
  теми, Ето. предлагает применить все срэд-
ства ‘уничтожения жизни — от супер-
бомбы ло жучков, от газов до нЕ MIT
робов? 4
` Нельзя отказаться осудить атомное ору-
жие потому, что нужно вообще” осулигь
войну. Нельзя отказаться подписать Сток-
гольмское обращение потому. что нужно
не подписывать воззвание, а вообще быть!
против атомной бомбы. Нельзя отказатьея
от важного поступка, говоря, что есть не-
что еще более важное. Это либо недомыс-
лие, либо лицемерие:
Андре Шамсон говорит, что ‘писатели
должны бороться против расеечения мирз

них лет в Северной Корее традиции едут
]

литических. деятелей, а также полпиев “Wa. С

‘начнется бомбежка. Американцы. трусливы,

А. ЧАКОВСКИЙ, И. ВОЛК,

специальные корреспонденты
«Литературной газеты»

Дни августа
в Корее

Неправдонолобно зеленые упругие рисо-
вые стебли тянутся вверх к. яркожелтому
раскаленному солнцу. В августе корейские
поля превращаютея в бесконечную тропи-
ческую оранжерею, прикрытую низким
небом. Резко убавляется день. В девять
часов уже темно. Белые звезды зажигают-
ся на небе, впрочем, He Ha небе — нет.
Звезды будто висят совсем ‘над землей, a
уж дальше—-над ними черное небо. Днем,
и ‘особенно утром. кажется совсем голубой
морская вода. прозрачными реки и сопки,

окутанные почти невидимым утренним. ту-

маном; бесконечные, покрытые лесами
сопки точно плывут вдалеке. А. к вечеру
по-особенному зеленой кажется. листва,
духота нестерпима, п дышишь словно не
воздухом, а жарким водяным паром. Жарко
и ночью, и только под утро какой- -нибуль

час или два можно вздохнуть полной
грудью. f

Август в Корее... В эти дни крестьяне
пропалывают рис, кормят шелковичных

черзей. В эти дни созревают яблоки, пох9-
жие на груши, и груши, похожие на жел- о
тые мячи. В эти дни рабочие по
уже установившейся в течение  послед-

к горячим целебным источникам, спешат
к Алмазным горам, куда раньше каждый
cage мечтал попасть хотя бы раз в жиз-

. Там они отдыхают, купаются. бродят
stk памятников старины, и тридцатимет-
рэвые ‘позолоченные булды с уливлением
глядят на них: никогда еще здесь не ObI-
вало простых людей.

Август — месяц цветов. Обычно их про-
дают везде—астры, хризантемы,  горныю
лилии — их можно было видеть на каждом
углу в каждом городе. Люди поздно ложи-
лись спать, ожидая, пока спадет жара. В
залитых светом городах у домов подолгу
сидели мужчины, засучив по колена тон-
кие белые брюки. Й женшины пели непов-
торимые, понятные без слов песни Кореи;
и казалось, что поет весь город..

Но сейчас война. Корейский народ в.
борьбе. По ночам Корея погружается в
мрак. Только резкий, гортанный возглас
часового  «нугуё!» нарушает тишину.
Ночью Корея не’ спит, —правда, она теперь
почти не слышит песен, их распевают
‚только идущие строем солдаты Народной
армии. Корея не спит, — она сражается,
она стоит на часах у бесчисленных постов
и переправ-——корейцы патрулируют ‘своя
коммуникации целыми семьями, располо-
RUBIA на НОЧЬ у мостов в соломенных
талашах или просто на дороге.

Никто не пройдет после 10 часов вече-
ра незамеченным ни по одной леревенскэй
улице. Строгий и резкий оклик «нугув!»
настигнет его всюду. И не только пешехо-
да. Патруль остановит машину, взбираю-
шуюся Ha головокружительную высоту
сопок, проверит документы у слуших в
поезде, —корейны. знают, насколько. кова-
рен враг. Оставшиеся в тылу. крестьяне
попрежнему пропалывают в эти дни рис;
Но Цветов не вилно, их некому приносить.
Девущки-пвоточницы лавно стали дружин-
ницами ПВО. а лучший цветочный магазин
Пхеньяна разбит американской бомбой...

Американские воздушные бомбардиров-
ки...’ 0 них нельзя говорить, не етие-
HyB зубы. То, что происходит сейчас
в Корее, ляжет каиновой печатью на исто-
paw США, на лица ее  правителей-
каннибалов. Юли бы кровь корейското
народа, проливаемая американцами на этом
маленьком полуострове, выступила на сте-
нах Белого дома,—он давно бы утонул ов
крови. Сейчас, когда днем облака скрывают
солнце, корейцы: не. ралуются дождю. при-
-носящему урожай. Они знают — скоро

как обычно бывают трусливы
на разбой убийцы. Они боятся летать в.
ясный день. Пресловутые «Боинти» и.
«Мустанги» панически боятся корейских
зениток и предпочитают бросать бомбы из-
з& облаков, не видя цели. Сотни разрушен»
ных домов Пхеньяна, стертый е лица, зем-
ли рабочий городок Сыннат, семь тысяч
убитых жителей Сеула, разбитый Bon--
сан,—чем думают оплатить американцы

вышелигие

на две части, против невозможности бесе-
довать, спорить, вместе лобиваться прав-
ды. Я с ним согласен. Я предлагал и
предлагаю писателям Запада присоединить-
ся в Стоктольмекому обращению и wWoTo-
му, что запрет атомного оружия оградит
человечество от ужасных бедствий, и пп-
тому. что такой запрет ‘изменит ‘общий
климат, позволит людям разговаривать с
идейными противниками’ без взаимного ие-
доверия, облегчит сохранение мира. Я не
думал и не думаю посвятять жизнь борь-
бе против олного, даже самого отврати-

тельного вида оружия, и не это я прелла-  .

гал, и не это я предлагаю писателям 3a-
пада. Я зову их на борьбу за мир: запое-
THT, атомное оружие, остановить войны в
Азии, положить конец «холодной войне» и

растущим вооружениям, потребовать ‘от
всех правительств и от Объединенных На-.
ций нереговоров для установления прочно-
го мира. Еше He позлно. Еше можно оста-
новить войну. Оетавим ‚в ‘стороне тех. кто
связал свою судьбу с ЧУМНЫМИ блохами
или с колорадеким  жучком. Оставим в
стороне злодеев или малотушных: Но все
честные ‘писатели  Запала должны вместе
со сторонниками. мира: спасти жизнь, YTB

Пусть ИЕ выбирает. Время не ждет!

ближайших средних школах организованы
консультапионные ‘пункты. Поэтому в за-
очные средние школы“ поступают жители
самых различных областей республики.
Так. среди учащихся Киевекой заочной
срелней иколы можно ветретить колхознИ-
ка из Каменец-Подольской “области; pafo-_
чего из Житомира, милиционера ‘из’ 3’ Вив-  3
НИПЫ. ‘

В нынешнем” году’ несколько тысяч ч2-
ловек едало первые переводные и выпуек-
ные экзамены. 540 . заочников получили
аттестаты зрелости. у

В. новом учебном. году _ намечено расти-.
рить сеть заочных средних школ, значие
тельно увеличить количество учашихся.

И. БОГОРАД

КИЕВ

‚дей 3в Сувоне, так же прокляты народом,
Kak UX гитлеровские

3TOT Kpopasblil. cyer?
ПХЕНЬЯН, 10 августа. (по телеграфу) °

°°

Александр ЧАКОВСКИЙ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

Подробности кровавых
событий в Сувоне

Только теперь, в результате произведен-
ного расследования; стали известны под-
робности кровавых событий в Сувоне. 0т-
ныне Сувон, так же как и названия ряда
других . городов open, ‘станет символом
проклятия, которое шлет корейский народ
американским интервентам.

Перед. тем как оставить город, лиеын-
мановцы и американны начали maecepoe
истребление корейскях патриотов. Из спие-
ка жителей города они выбрали всех, кто.
казалея им подозрительным. Арестованных
заставляли копать себе могилы. Перед
  средней школой жертвы американского Tep=
-рора сами вырыли себе огромную коллек-
тивную могилу. Пока из множества уди
THX удалось установить лишь имена 30
студентов.

Массовое истребление людей продолжа-
лось. шесть дней. Сначала арестованных
для Формы приводили в полицейские уча-
стки. Потом их стали просто сгонять в
горы и там пытать и расстреливать. Боль-
ая группа корейцев была приведена на’
морской берег Инчона и там расстреляна.
Гора Ивагесан стала теперь памятником
жертвам американского фашизма. В боль-
шой яме под этой горой закопаны истер-  .
занные тела патриотов, убитых американ-
ами. Их общее число превосходит не-
сколько сот человек, i

Народ Кореи ненавидит  американо-ли-
сынмановских фашистов. Им не уйти от
суда. Те, кто расстреливал невинных лю-

—

учителя, раздував-
шие печи Майланека, f

ПХЕНЬЯН, 11 августа. (По телеграфу)