MOCK
Tg atin eben

жильцов, и вдруг Ha
вопрос: «Есть ли
среди Bac неграмот-
ные?» получаем от-
вет:

— Да, есть. Я не-
грамотная.

— с дворником дома —
естидесятидвухлетней Саврижан Юсипов-
ной Субяйдулиной.

— Мои дети вое грамотные, — говорит
она. — Я тоже училась. Но я старая жен-
щина, мне трудно учиться. Пойдите в
другой дом. Вот рядом. Там много квартир,
триста жильцов. `Вее старухи умеют пи-
сать. Все старики читают газеты.

Объясняем, как мы выбрали дом № 31
по улице Качалова. Мы долго думали: ку-
да пойти? В Москве нееколько десятков
тыеяч домов. Мы шли втроем но Садовому
кольцу, каждый из нас предлагал свое. На-
конец, мы приняли такое решение: eBep-
нем сейчас за угол и войдем в первый же
небольшой дом.

Саврижан Юсиповна продолжает
сказывать:

— Мой сын грузчик. Он кончил семь
классов. Советская власть хорошо учила
всех моих детей. Моя старшая дочь,  тка-
чиха, прошла девять классов. И другая
моя дочь ученая — хорошо читает, берет
книги из библиотеки. Она умеет читать
по-русски и по-татарски. И второй сын
хоротно грамотный. Одна я отстала. Спро-
сите, пожалуйста. жильцов: кто-нибудь
знает еще безграмотного человека?

Мы следуем совету Саврижан Юсипов-
ны — опрашиваем всех кильцов, которых
застаем дома, Татьяна Федоровна Писнова,
Ей 49 лет. Она врач. Ее отец рабочий, Ее
сыну Виктору 19 лет, он окончил авиа-
моторный техникум, Сейчас сдает экзаме-
ны в Московское высшее техническое
училище пи. Ваумана. С Татьяной Федо-
ровной живет ее племянница. Она буфет-

рас-

Мы разговариваем.

o 9° 2

OB Cea

учится в вечерней школе рабочей  моло-
дежи. т

Лидия Митрофановна Цинекая торопится
на работу в Министерство связи СССР,
но две минуты готова нам уделить.

— Ах, вот оно что! Вы из газеты, в
связи с двадцатилетием закона о всеобщем
обязательном обучении? Жаль, что мало
времени. 06 этом стоило бы поговорить
подробиее. Но вот, хелайто выводы сами,
Мой отец крестьянин. Он с трудом ‘само-
учкой постиг грамоту. Впрочем, ему пэ-
могли, В селе была организована еше в
первые годы советской власти школа
взрослых, Он окончил ее. Он и сейчас 3
деревне, работает в колхозе столяром. Вы
запицтите — он много читает, очень лю-
бит книги. Мать тоже жива. Да, она тра-
молная, а как же иначе! Она кончила
ликбез и, кроме того, школу взроелых. Вы
там где-нибудь подчеркните, что если бы
не советская власть, то всего этого навер-
ное бы не получилось. Мой муж инженер,
а его отец был крестьянином, бедным кре-
стьянином: У меня среднее техническое
образование. Простите, ухожу, время...

Ну, что ж, переходим в другую квафти-
ру. Нас встречает Галина Михайловна Ле-
бедева, молодая женщина, мать двух близ-
нецов.

— Мы забываем, очень легко забываем
даже совсем недалекое прошлое, — говорит
она. — За двадцать лет страшно много ие-
ремен. Что касается нашей семьи, то мы
интеллитенты.. Нащи родители тоже интел-
лигенты. Мой муж —— сын актера.
дочь железнодорожного служащего. Наци
родители могли бы, вероятно, и в царское
время дать нам образование. А в закойе
замечательно именно то, что все, поголов-
но все дети, должны учиться. У нас до-
машняя работница... Между прочим —
обратите внимание — больше года ни одна
в этой должности работать не хочет, идут,
на завод, получают специальность. Наша
работница Cama Боронина имеет пяти-
летнее образование. Конечно, она тоже
пойдет на завод и получит внециальность,
образование. Наверное получит. ‘° Девушка
положительная. Очень уверенно смотрит в

чица в столовой. Среднего образования еще
не получила, именно — еще. Она сейчас

будущее. Помните выражение —«кухарбн-

: РЕПОРТАЖ КОРРЕСПОНДЕНТОВ __ «ЛИТЕРАТУРНОЙ
ГАЗЕТЫ» К 20-ЛЕТИЮ ВВЕДЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ!
: ^^ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ^ i
TOM Владимирская

ны лети»? Детям, когда они у Саши 0у-
дут, — наверное будут, —мызеще  позави-
дуем, такое получат они образование.
Спустились этажом ниже и вотретиляеь
с Марией Арсеньевной Егоровой. И опять
вернулись к разговору 0’ «кухаркиных д®-
тях». Право же, мы ничего не выдумали,
так получилось. Мария Арсеньевна—жен-
щина пятидесяти лет. У нее тридцать 1е-

вять лет рабочего стажа. Семи лет в де-

‘ревне она ‘уже няньчила чужих ребят. Ш-
том поехала в Метербург к маме, она слу
жила кухаркой.

— Десяти лет я поступила в пэренлет-

ную мастерекую, -- расоказывала она. —
Безграмотными были почти все наши ра-
бочие. Переплетали книги, не умея прочи-
тать даже заголовки. Я бегала через весь
город в воскрееную школу. Нет, школу я
не окончила. Шестнадцати лет вынгла за-
муж... AX, да, мы ушаи в сторону, гова-
рили е вами о радостном дне, а я пусги-
лась в тяжкие воспоминания... Иотом я
жила хоропю. ‘Знаете, даю вам ‘честное
слово, ‘что самым большим счастьем я счи-
таю то, что смогла дать образоважие своим
трем сыновьям. Одна’ бы я, конечно, но
справилаеь. Мы все, государетво. партия,
дали образование нашим детям. Мои. ребя-
та-—«кухаркины внуки». Старший мой сын
Сертей  Сертеевич -—— подполковник. “Мой
второй сын, Владимир, капитан, разведчик,
погиб. Он был очень хорошим мальчиком,
любил учиться, очень любил.

Мария Арсеньевна вытерла глаза тыль-
ной стороной руки:

— А ваш ‘третий сын, о расскажите о
нем,

— Юра? Он сейчае в Берлине, в воин-
ской части, офицером.

„..Заключим этот репортаж статистикой.

В доме двадцать девять взрослых жителей,
С высшим образованием — семь, CO сре-
ним — четырнадцать, учащихся в средией
циволе — двое, начальное образование
имеют пять человек. Неграмотная — одна,

Е. БОСНЯЦКИЙ,

В. РЕУТ,

A. СИНЕЛЬНИКОВ

МОСКВА

ЛИНЕЙНАЯ СТАНЦИЯ 4-го КЛАССА

_ Леменка, линейная
станция четвертого
класса, на границе
двух областей—Нов-
„ городской и Пеков-
` ской: Небольшой кол-
лектив железнодорож-
ников: начальник,
обязанный  отдежу-
рить, как и его по-
; мошники, восемь ча-
сов в день: три помощника, из которых
один запасной — полмесяца он работает
на другой станции; восемь стрелочников.
Всего по штату двенадцать человек. Нет
ни классического телеграфиста, столько
раз онисанного в литературе, ни кассира.
Дежурный помощник принимает поезда,
продает билеты, получает и отправляет
багаж. :

...Я сижу за накрытым столом в семье
начальника станции и веду разговор о ре-
дакционном задании: Валентин Петрович
‹ Цетров, кроме того, и севретарь территори-
’ альной партийной организации.
— Что вы говорите, откуда в наше вре-
мя неграмотные?! — восклицает он. — У
` нае старики и старухи читают газеты.
Отромная у людей тяга к культуре. Ко-
’ нечно, вы не найдете у нас того, что на
` больших станциях. Наша станция—четвер-
тего класса, вагон-клуб приходит в TPH
месяна раз. Но народ стремится вперед,
gat Вот мы сейчас зайдем кв Федорову.
Профорг наш, стрелочник Федоров, он за-
° нимаетея библиотечкой. У него есть тет-
радь — полный учет читателей.

Стрелочник Федоров — моложавый, с
приятным лицом, в хороню  пригнанной
форменке.

— Покажи свою тетрадку, Василий

Яковлевич, -— говорит Нетров.

Федоров мнется.

— Исписана была она вся, я и выки-
` нудл... Даи так можно веномнить, -
oo Нет, с потолка нам не надо. Нам
’ нужна точность, —говорю я. Е
° И тогда возникает мысль: все равно,
’ ведь надо поговорить с людьми. Если 0й0й-
` ти всех, побеседовать, будет полная ста-
тистика. Я набрасываю в блокноте при-

т

Шумят сады чад
кишлаком Tappan,
ШУМЯТ мутноватые
воды арыков, широко
вокруг ложатся коль-

цом богатые хлопко-
вые поля. Полдень.
По улице, вздымая

клубы добела packa-
ленной пыли, проез-
i . : жают грузовые Ma-
„шины. Следом. из ныльного облака, возни-
  кает арба, медленно проворачивая огромные
‚колеса. У здания почты арба останавли-
1 вается, Старик-возчик подходит в те-
‚ леграфиету, и тот вручает ему депещу.
Старик возвращает ее обратно. У старика
с телеграфистом начинается обстоятельный
‘разговор по-узбекски. Наконец, они раскла-
`ниваются. Арба двигается в путь. На лице
  возчтика выражение счастливой гордоети. А
ка почте телеграфист отстукивает уже от-
  вот на только что полученную стариком
(} enenty 13 Москвы. от внучки: «Поздрав-
J aK постуцлением университет»,

in Я заглядываю в текст ответной дене-
И пи — она написана рукой телеграфиста.
    Семидесятидетний Нугманбай  Шарыбаев
  неграмотен.
= Р моем блокноте записан его рассказ.

Шо узкой тропинке из кишлака Тирван
` ‘шли трое юношей в новых полосатых ха-
   латах. У каждого из них было четыре
i таньги, увязанных в OQAATOR, —— драгоцен-
не

ЧИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
N 68

мерную схему вопросов: какое образование,
какую газету выписываете, какие книги
читали в последнее время...

Первый, с кого я начинаю, сам Федоров.
Достаточно ознакомиться ео «статистиче-
ским листком» рядового стрелочника ли-
нейной станции четвертого класса, чтобы
получить яркое представление о. культур-
ном облике этого ‘маленького коллектива
железнодорожников. ‘

Фелоров в 1928 тоду окончил тиветь
классов средней школы, а спустя два го-
да-—иколу ФЗУ. Теперь. работая на тран?-
порте, он ‘регулярно посещает ‘по средам
технические занятия, : i

Вокруг стола постепенно’ вобирается вся
семья. Присаживаются жена Хозяина и ee
отец семидесяти с лишним лет; на поло-
конник, к которому тянутся со двора
пышные георгины,  твоздика и махровые
маки, взбирается одинналцатилетний Олог;
рядом встает приехавший в гости из Ленин-
града брат хозяйки — рослый молодой че-
ловек, служащий одного из’ учреждений.

Василий Яковлевич рассказывает:

— Сам я выписываю «Ленинградскую
правду», «Ленинградский  железнодорож-
ник>, а также «Влокнот агитатора». Чя-
тать очень люблю. За последнее время
прочел «Избранное» Толетото, «Белую
березу» Бубеннова, «Кружилиху» Пановой,
«Землю зеленую» Упита, «Дорогу свободы»
Фаста. И» кинокартин в последнее время
видел «Молодую гвардию»,  «Аринку»...
но в кино нам за два километра ходить, в
MTC. Туда больше. молодежь идет, -- и он
кивает на сына.

Олег весной перешел” в’ пятый класс. Он
учится в сельской школе, в двух километ-
рах от станции. Два года назад в школе
было только четыре класса, потом органи-
зовали семилетку. Окончившие переходят
в полную среднюю школу, на станцию
Дно. Там существует интернат для детей
железнолорожников. Ученики уезжают из
дому в понедельник и возвращаются в
субботу.

— Лекний в этом roly . у нае четыре
было, -— говорит Василий Яковлевич, —

на лекции всей семьей ходим, даже напа-
ша. Он тоже у нас всем интересуется.
Все оборачиваются к старику.

‚ людей

питана»,

— Верно, охотник я послушать, да и
почитать, говорит  он,— только зрение
слабое...

— Что же вы, Василий Михайлович, от
отстаете, — шутит Цетров. — Вы
посмотрите на Раису Степановну Рябыщ,
мамангу помощника начальника станции.
Вам семьдесят один только, ей  семьде-
сят восемь. А она до сих пор 0ез очков
читает газеты.

Доходит очередь до хозяйки,
Васильевны. j

— «Повесть 0 настоящем человеке» зи-
мой прочла, да еще с Олегом — «Два ка-
«Павлик Морозов». Мы с ним
вместе. вдвоем плакали, когла читали «Мо-
лолую гвардию». Не
_ Потом выясняется, что ей знакомы и
другие писатели, другие книги. За столом
в домике стрелочника Федорова начинает-
ся разговор о Льве Толетом, о Пушвине, 0’
Шолохове.

Так из дома в дом я обошел десять се-
мей (одного стрелочника откомандировали
временно в кондукторсвий резерв, другой
находился на соседней станции), разгова-
ивал с женами и ‘детьми, со’ стариками:
то были различные люди, неодинакового
кругозора. разных жизненных интересов.
Но вот статистика из моего блокнота:

В поселке живет- 23 взрослых — желез-
нодорожники и члены их семейств. Они
выписывают 31 газету.

Из 23 человек произведения Пушкина
читали 20, Дьва Толстого — 14, Гоголя —
11, Макслма Горького — 17, «Тихий Дон»
— 12, «Kaz закалялась сталь» — 12,
«Молодую тварлию» — 11.

Много записей сделал я в этот день, за-
полняя в своем блокноте графу за графой.
«Лекции»: нет‘ ни одного взрослого, жи-
вущего на этой станции, кто не нрослушал
бы хоть нескольких лекций. «Библиоте-

Евтении

‘Had! ею пользуются. вее без исключения

семьи. «Общественная работа»: в ней
участвуют также все, даже матери, заня-
THe семейными хлопотами.

И только одна графа-——<«НМеграмотные» —
оказалась лишней в моем блокноте.

М. МИХАЛЕВ
ст. ЛЕМЕНКА,
Ленинградской железной дороги

КИШЛАК ГИРВАН

ные деньги на карандаши и бумагу. Тот,
что постарше, нее в руках еще болыную
драгоценность — книгу стихов. ведикого,
поэта Навои. «Жизнь — это тьма, если
нет в ней света науки»,—так было нани-
сано в книге,

Юноши шли учиться в Наманган, в на-
чальную узбокскую школу, чтобы еамим
прочитать эти строки. В Намангане им
сказали: «Нет!» По древнему караваниому
пути, через бескрайнюю выжженную солн-
цем степь, они пришли в Фергану. «Нет!»—
сказали им. В Ташкенте они требовали,
умоляли. На прошение ушли последние
таньги. Через два месяца юноши вернулись
домой — е потерянной надеждой прочесть
строфы Навои. Это было 50 лет назад.

— Так и остался я неграмотных, —
сказал Нугманбай Шарыбаев, которого 4
понросила к концу дня зайти в школу.

К этому времени были заполнены в моей
записной книжке листки, отведенные каж-
дой семье Гирвана. Передо мною лежали
длинные списки лиц, имеющих начальяоз,
среднее и высшее образование, процент
технически грамотных людей, списки 1п0е6-
щавигих агрономические семинары и лек-
ции, политические занятия, перечень де
сяткев когда-то городских профессий,
появивитихся в узбекском кишлаке, —— ета
тистика, заслуживающая, чтобы ее: в9с-
петь. И скудная занлючительная запись ‘на
послелнем листке —= неграмотно лишь
0.4 процента взрослого населения!

Итак, мы в одной из четырех школ Гир-
вана. Возле старого Нугманбая кружбом
размебтилиеь  созванные мною студенты.
Они съехались на лето в родной кишлак из
Ташкента, Ферганы, Самарканда и других
городов. Собрались будущие юристы, геоло-
ги, инженеры, строители, агрономы, лите-
раторь, художники, музыканты.

‚== Вея жизнь наша шла не узкой тро-
пинке, — говорил им Путманбай, — узкой,
как тогдашняя тропинка к  кишааку,
Мы называли ее дорогой горя, потому что
по ней мы уходили батрачить и несли
мертвых па кладбище.

А молодежь говорила о новой дороге —
игирокой и счасфливой дороге их жизни: В
беседе принимал участие директор колы,
заслуженный учитель республики Сидды-
ков Вокиджан. Он прочел письмо, получен-
ное им от своего бывшего ученика, ныце
теолога Халибая Усманова: «Я закончил
работу над своей  добторекой  диссерта-
цией, писал Усманов.-—-Вы можете позд-
равить меня. Сообщаю новости —— дати
ученики Аблугани Гафаров и Сарахон Ход-
жаева нриняты В аспирантуру».

Вечереет. В просторном школьном саду
собрались те, кто учился здесь год, пять
или десять лет назад. На собрании He
было ни докладов, НИ торжественных ре-
чей. По аллеям сада, освещенным электри-
ческими огнями, проходили земляки, люди
одного кишлака. Меня знакомили ¢ HAMM,

деревня

Зилометрах в деся-
ти на север от гэрэ-
да Владимира стоит
деревня Сновицы, &
в ней находится код-
хоз «Знамя Октября».
Обыкновениая pye-
ская деревня, обыкио-

венный колхоз. На
полях ето растет
рожь, и овсы густые
И’ серебряные, как в сказке.  Рожь
ech жнут  по-старинке —~  сериами.
Не по лоброй  воле-— местность больно

холмистая. Зато ул очень хорони и но
всей округе славны колхозные мастера. В
артели ‘на 180 дворов 56 орденоносцев, не
считая тех, кто получил награды на вой-
не. А колхозница Прасковья Ивановна Во-
ренсва-— Герой Социалистического Труда.

В. этой самой деревне, взятой нами на-
угад, ознакомились мы с образовательным
цензом колхозников. Деревня в дни уборки
цозти пуста. Мы садимся у школы побе-
седовать с учительницей Ольюй Amencee-
вой, к нам подходят возвращающиеся с
полевых работ колхозники.

Узнав о цели надцего приезда, люди на-
чинают вепоминать, когда здесь перестали
существовать кружки по ликвидации He-
грамотноети: Выходит Tak, что ликбезам
пришел за ненадобностью конец еще лет
пятнадцать назад. В семье единственной в
деревне малограмотной, Ведехиной Веры
Александровны, четверо детей. Все опи вэ-
дились и учились здесь, в Сновицах. Ми-
хаил Иванович — инженер, работает В
Москве. Николай Иванович — механик, ра-
ботает в МТС. Клавдия Ивановна — дет-
ский врач во Владимире. Мария Иванов -
на — учительница...

Подобных семей в Сновицах десятки.
Вот состав”семьи Тихомировых. Отец Алек-
сандр Иванович—колхозник. сын Николай
окончил десятилетку. Дочь Людмила-—тох-
ник, сын Аркадий окончил  семилетку и
сейчас в армии, Константин окончил семи-
детку и учится в художественном учили-
ще, Борис после семилетки пошел в ремее-
ленное училище. Елена перешла в седьмей
класс. Валентина—в третий...

Семья Тюлюниных. Рядовой колхозник
Иван Зиновьевич — уважаемый человек в
деревне. Сыновья его Геннадий и Анатолий
оба окончили семилетку и оба на Дальнем
Востоке в армии. Дочь Клавдия — фельд-
шер, Костя вернулся’ из армии и работает.
здесь. Зина пошла по счетной части.

Семья за семьей знакомимея мы © жи-
телями деревни. У Митрофановых оба сынз,
учились в военной академии. У геройни
Прасковьи Ивановны дочь-—фармацевт. у
Сытиных сыновья—офицеры. Ольга Седова,
Олимппала Беседина — учительницы. 89я
Кочеткова, Ира Окулова — агрономы.
Председатель колхоза Лина Анисимовна
Кушнарева—тоже агроном.’ Одних тоав-
TOPHCTOB B деревне подготовлено 25 me

век.

— У нас в колхозе, не смотрите, что
комбайна нет, =— говорят ‘наши собеседни-
ки, — зато мы молотим электричеством,
коров доим электричеством, овец «тром

электричеством, лее WHIM электричеством.

Вокруг электричества народ растет. В Сно-
вицах, где до революции было три по-
настоящему грамотных человека, — сейчас
библиотека, школа, клуб. Колхозный поч-
тальон Анна Серова ежедневно приносит в
каждый дом районную или областную га-
зету. А из Москвы приходит еще 50 раз-
личных газети 30 журналов.

И 910 в той самой Владимирской обла-
сти, где еще в 1913 т. школьные расходы
на «лушу населения» составляли № руб.
38 коп.. где насчитывалось 85 процентов
неграмотных женщин и 50 процентов не-
трамотных мужчин, считая вместе с Have-
лением городов. 0 ранних временах здееъ
сохранилаеь в легендах трагическая исто-
PHA владимирокого ‘крестьянина-живопис-
ца, который свои картины  ноднисывал
тремя крестами, потому что так и не смог
научитьея грамоте.

..Поздно вечером мы возвращаемся в
тород, унося с собой глубокое впечатление
от этой простой, но взволновавшей нае бэ-
седы. Можно ли переоценить значение куль-
турного переворота, происшедшего в рус-.
ской деревне? С чем сравнить этот рост
человеческого знания, который повсеместен
на нашей советской земле?

Б. ‘ЕМЕЛЬЯНОВ,

р П. МАКРУШЕНКО
Дер. СНОВИЦЫ,
Владимирской области

кандидат медицинских
Ниязали Инамов
окончия Среднеазиатокий государственный
университет в Ташкенте. Студент третьего
курса географического факультета Фергане
ского педагогического. института Вакирбай
Абдурахимов. Агроном Райшелка Муминов.
Студенты третьего курса Наманганского
сельскохозяйственного техникума Исако-
ва’ и Бурханова. Еще четыре студента —
Ташикентекого юридического института...

Старый Нугманбай прищел. на этот. ве-
чер с0 своими сыновьями —^ инженером
Якубом и преподавателем Намантанского
учительского института Турсуном. Как ca-
мый старший, он нес с с0бой большую
драгоценносль-—пожелтевшую от времени
книгу стихов великого поэта Навои.

— На, прочитай, — протянул он
Магире Исмаиловой. .

И в наступивитей тишине зазвучали зна-
комые строки: «Жизнь —= это тьма, если
нет в ней евета науки».

Яркий свет из распахнутых окон школы
падал на открытые счастливые лица лЮ-
дей. Доклор Магира Исмаилова, директор
щколы Сиддыков и оба сына  Нугманбая
стояли в одной групие, Нугманбай кивнул
на пих и сказал мпе:

— А знаешь ли, сестра, что доктор Ие-
маилова и директор Силдыков — дети моих

Магира Исмаилова,
наук. Историк и географ

ee

‚ ветовали

Николай
специальный

АСАНОВ,

корреспондент

«Литературной газеты»

Там, где баст
(К 50-летию забастовки рабочих Гл
железнодорожных мастер

В Тбилиси многое связано © именем
вождя. Здесь он жил и училея; здесь он
становился учителем жизни и борьбы для
миллионов трудящихся. На территории
Тбилисского ПВРЗ’ имени Сталина при-
влекавт внимание скромный обелиск,
окруженный цветами, и на нем—-мрамор-
ная доска е надписью на грузинском и

ском языках:

eae Сталин вождь ВКП(б) и Ми-
рового пролетариата здесь в бывших Глав-
ных Мастероких Закавказских железных
дорог в 1898—1901 г.г. руководил со-
циал-демократическими рабочими кружка-
ми п первыми забастовками и политиче-
екими демонстрациями рабочих».

Выпускники железнодорожного  учили-
ща, только что поступившие Ha завод,
стоят вокруг обелиска, сняв Форменные

фуражен. Какая гордость 3a свой завод!

Они будут работать в тех цехах, где на-
чиналась революционная деятельность
вождя! Выпускники идут в Сталинскую
комнату при парткоме завода. В этой
комнате любовно и тщательно собраны
документы и фотографии, показывающие
неразрывную связь молодого Сталина с
рабочими Главных железнодорожных ма-
стерских, с теми, кого он впоследствии
назвал своими учителями. :

«Я вспоминаю 1898 год, когда я виер-
вые получил кружок из рабочих железно-
дорожных мастеревих... Здесь, в кругу
этих товарищей, я получил тогда первое
свое боевое революционное крещение...
моими первыми учителями были тифлис-
ские рабочие».

Участники этих поднольных кружков
Нинуа и Закомолдин иногда приезжают
Ha завод, чтобы рассказать молодым Da-
бочим. о том; как пятьдесят лет. тому
назад здесь ярко. вепыхивали. искры ре-
волюционного пламени, которое на глазах
современников охватило полмира: 346%
пятьдесят лет назад, 14 августа 1900
года. под руководетвем молодого Сталина
началась первая забастовка рабочих За-
кавказья, воколыхнувшая весь Кавказ.

Ha заводе до сих пор работают не-
сколько участников знаменитой забастовки.

Внетнне ^ больншнотво цехов бывших
тлавных мастерских не  изяменилоеь. У
темной стены пожарного цеха стоит ого-
роженный деревянной решеткой станок,
на котором в давние годы работал сеыльный
токарь Михаил Иванович Валинин.

Мастерские остались теми же, но рядом

j 0 старыми выросли новые цехи, а CTa-
  рые наполнились шумной, веселой жиз-

нью. И там, тле когда-то в адском’ шест-
налцатичасовом труде рабочие выпускали
один-два паровоза, тенерь ремонтируются
десятки, и имена прославленных, стаха-
новцев ИВРЗ произносятся с уважением:
эти люди лавно обогнали время.

Зеленые насаждения омолодили и укра-
сили темный кирпич старых зданий. Ве-
черами, когда небо над Тбилиси  засы-
пано серебряным звездным дождем, ка-
жется. что на земле отней больше, чем на
небе. Журчат фонтаны питьевой водьь гре-
мят механизмы. Цехи ярко светятся в мяг-.
кой южной темноте, и яркие лампы висят
на ветвях платанов,

Где, в какой стране, из тех, что ен®
живут по волчьим законам капитализма,

`Письмо в

В дождливое июльское утро москвичи,
проходившие мимо дома № 2/4 no площа-
ди Свердлова, обнаружили, что за ночь ис-
чез известный всей Москве антикварно-бу-
кинистичеекий магазин № 45. В опустелой
витрине красовался плакат: «Управление
паесажирекого автотранспорта — Мосторис-
полкома. Городская автомобильная стац-
ЦИЯ». 3

Вниготорг решил бороться за номещение.
Тогда товарищи из Мосгориснолкома носо-
Управлению автомобильного
транспорта конфликта не углублять, 4
предоставить книжному магазину один из
прилавков. —

Так по сей день и торгуют: левый при-
лавок-—билетами на автобусы, правый при-
лавок -— книгами. Но книг за этим прилав-
ком немногим больше, чем в газетном кио-
eke.

А вокруг-—взвенивают чемоданы, работ-

ники милиции регулируют поток пассажи-
ров, выкликают по списку фамилии, звонят

телефоны... Каждый день автомобильная
станция отправляет MHOTO пассажиров.
Дело хорощее! Но тысячи покупателей

книг справедливо считают, что по вине
Мосгорисполкома нанесен серьезный урон
другому большому, делу.

Мосгорисполком должен отменить своз
неправильное постановление. Это, кстати, He

=e UT

ОА

свали отцы...

авных тифлисских
ских)

звучат песни в цехах, шумит полнокров-
ное веселье, где еще рабочие, сняв poi
одежду, устраивают соревнования в #03»
кости и силе на стадионе между цехов,
де работают так хорошо и весвлятол
столь непринужденно, как У нас? Hem
тде-то там и зазвучат песни на заводе, ===
это песни гнева; и они означают — завод
бастует!

Эт уже забытое у ная, прошлое Ree
еше соседствует рядом с нашим миром.
Там Французские горняки отказываются
видеть солнце и две недели сидят, зафар-
рикадировавшись, в шахтах, чтобы пе дать
капиталиетам закрыть эти шахты. На что
им солнце, вели они будут под ним уми-
рать с голоду?

Сейемографические станции Улавлива-
ют и отмечают землетрясения, нроисхо-
дящие в любой части света. . Человеч-
‘ское сердце — еще более тонкий аппарат,
Все несправедливости мира отзываются в
наших сердцах, ибо мы уничтожили мир
несправедливости.

Вог почему задолго до гудка, возве-
щающего начало работы, тысячи рабочих
ПВРЗ останавливаются на мгновение воз-

ле большой карты Вореи, на которой
красными флажками отмечена линия
фронта, вот почему, подписывая Сток-

гольмское Воззвание, они посвящают свой

труд делу мира.

На ПВРЗ имени Сталина работают три
поколения трудящихся. Егор Хубулури,
Терентий Ильин, Николай Циликин —
участники знаменитой августовской 3868-
стовки 1900 года — до ‘сих пор являются
примером для других. Как же отставать
от них молодым? Традиции рабочего клас»
са в нашей стране требуют, чтобы учени-
ки стремились превзойти учителей. Коли
старика —— токаря кузнечного неха Терен-
тия Ильина спрашивают, сколько ему
‚ ет.—он с лукавой улыбкой задает в свою
очередь вопрос,— 10 работе или по паспор-
ту? А работает он, как молодой.

А рядом е ним стоят молодые ученики,
которые успели сделать за последние го-
лы столько, что живут уже в пятьдесят
нятом году. Как же. считать их возраст?
Семьсот пятьдесят человек уже давно
выполнили свой пятилетний план. 76 че-
‘ловев выполнили по десять и больше го-
довых норм. Сотни молодых людей учат-
ся в вечерних школах, десятки изобре
тают новые приспособления и совершен»
ствуют свои станки. И кажется, что весь
завод в ностоянном движении вперед.

Знатный кузнец Константин Илуридзе,
депутат Верховного Совета Грузин, выека-
зал мне неожиданное огорчение: он вы-
учил за год своему высокому мастерству
всего только трех человек, и те ушли в
другие цехи, так ках кузнечный на
ПВРЗ — маленький, и Илуридзе сам справ-
ляется с работой. Но людей, выучившихся
рабочему мастерству Ha ЦВРЗ, можно
встретить теперь на многих заводах Гру-
зии. а заводов этих становился все больше.

Там, где отцы для защиты своего че-
‘товеческого достоинства должны были
`бросать работу — бастовать, дети возвы-
шают свое достоинство прекрасным тру-
дом, изменяющим лицо их Родины.

ТБИЛИСИ

редакцию

трудно, так как в том же здании гостиня-
цы «Метрополь» за углом есть более up3-
сторное помещение, чем книжный Ma-
газин. В соседстве се  первокласоным
рестораном, с первоклассным Kade pasws-
стиля буфет. Мы не против буфета. Но
мы хотим знать, ночему, когда изыскивает-
ся хорошее помещение, страдает торговая
книгами.
Года полтора назад в проезде Художе-
ственного театра чрезвычайными усилиями
удалось отетоять помещение книжного ма-
тгазина № 14: Мосгорисполком хотел moce-
лить там булочную. Два книжных магази-
на на Кузнецком мосту с 1946 года заня-
ты Архитектурным управлением Моссовета.
Приемный пункт красильной фабрики име-
ни Войкова обосновался на Зубовской пло-
щади... в помещении книжного магазина.
В книжном магазине, что у Киевского вок
зала, на Большой Дорогомиловекой, №. 15,
поместилось 3-е отделение Управления
троллейбусного транспорта, на улице Чер-
нышевского, 48, — ателье по пошивке
верхнего платья. И это—не все!
С этим явлением пора покончить!
Ираклий АНДРОНИКОВ, _
заместитель председателя КОМИССИИ
Союза советских писателей СССР
по бумажной промышленности, поли-
графии и книжной торговле

Памяти Николая Мясковского

Четыре десятилетия обогашал нашу му-
зыкальную культуру большой талант Ни-
колая Яковлевича Мясковского. Родивитись
в начале восьмидесятых годов, в тридцать
лет окончив консерваторию, оя  созревал
как художник на рубеже двух эпох. Гроз-
ное и очистительное. дыхание нарастающих
революционных событий, великая еоциали-
стическая революция, героический труд
строителей социализма — вот что формиро-
вало мировоззрение композитора и находи-
‘10 выражение в его творчестве.

Великолепный знаток всех сокровищ
русской музыки, он воплотил в лучших из
27 своих симфоний, в кантатах, в песнях,
в камерных произведениях. высокие граж-
ланские и поэтические чувства и. мысли
верного сына Родины,

Николай Яковлевич быд художником, в
котором счастливо сочетались большой та-
лант, ясный ум, необыкновенная ‘ скром-
ность и трудоенособность. Наблюдая ero
‘жизнь изо дня в Жень, из года в год на
протяжении двух с половиной десятилетий,
я часто поражалея, как он успевал соче-

друзей. ну тех самых, что ХОДИЛИ Вместе тать свою огромную творческую работу с

со мной полстолетия назад за наукой?
М. ®O®AHOBA
КИШЛАК ГИРВАН,
Наманганекой области,
Узбекской ССР

широкой общественной и педагогической
деятельностью. Человек, обладающий бога-
тейшей всесторонней эрудицией, он был
замечательным педагогом, ‘общение @ ним
доставляло и ученикам его и веем товари-

щам огромиое` наслаждение, обогащало их
и будило творческую мысль.

Мне кажутся главными чертами в ис-
кусетве Мясковского проникновенный. ли-
ризм и философское раздумье. Именно так
проявилась индивидуальность художника п
в его крупных симфонических полотнах
и в камерных миниатюрах.

Сорок лет назад, когда реакционные бур-
жуазные критики и эстететвующие музы-
канты  модерниетского толка попытались
опорочить гениальное наследие Чайковеко-
ro, совсем еще молодой  Мясковекий,
ученик  Римского-Корсакова и Лядова,
горячо встал на защиту творческих прин-
ципов великого русского симфониста. Раз-
вивая эти принципы в своих произведени-
ax, Мясковекий протянул нити, связующие
русскую классику с советским музыкаль-
ным творчеством.

Глубоко национальный русский комполп-
тор, Мясковский обогатил советскую музы-
KY замечательными произведениями,  мно-
гие из которых войдут в сокровищницу
русской музыкальной культуры,

Николай Яковлевич прожил большую
жизнь в искусстве и как  мастер-кам-
позитор, и как педагог — воспитатель
юных музыкантов, -— a это завидный удел
каждого. подлинно советского художника.

Ю. ШАПОРИН