Вадим ЛУКАШЕВИЧ,
специальный корреспондент
«Литературной газеты»

«Большого напряжения ц великой
страсти требует наука от человека.
Будьте страстны в вашей работе и в
ваших исканиях».

И. ПАВЛОВ
(Из письма к молодежи)

На телеге поместилось восемь человек,
однако буланая Ракета, казалось, не. за-
мечала тяжести: время от времени на ров-
HOM месте она брала рысью, а на подъе-
мах колхозники соскакивали — берегли
лошадь.

Уже смеркалось, а дорога предстояла
неблизкая: тридцать пять километров.

Здесь, под городом, поля то и дело пе-
ремежались лесами; густой чащей тесни-
лись они в широких логах, вдоль тихих
ручьев и болотцев. Под колесами гремели
мосты. В черных лесах шелкали и роко-
тали соловьи. Беззвучно вспыхивали зар-
ницы: вокруг ходила гроза.

Рядом со мной сидит дед Тишка, как
называют его остальные. Еще недавно
дед был сторожем в колхозе, а теперь по
старости «перешел на иждивение». Дед
кивает на каждый лес и называет купца,
который хозяйничал в этом лесу до рево-
люции. Дед вспоминает: он был тогда еще
мальчонкой, и старая бабка ходила с ним
на речку; той реки уже нет; она впадала
в Битюг и была глубокая. Была там боль-
шая дубрава: прямо столетние дубы. И
еще там была поляна е болотцем и вели-
кое засилие черной смородины. А потом
купец пригнал пильшиков в дубраву, лес
свалили и вывезли. На глазах деда пере-
велась река, погибла смородина, стало
лысое место и сухой овраг.

— А сколько вам лет, дедушка?

— Под семьдесят годов...

Значит, было это, примерно, во време-.
на, когда В, В. Докучаев, полсотни лег
назад, на этих же землях — в Каменной
степи — сажал первые полезащитные лес-
ные полосы. Заботясь о будущем, о судьбе
русских крестьян, о богатстве и плодоро-
дии почвы, смелый преобразователь при-
роды сажал крошечные деревца, которым
предстояло еще много лет набирать силу.
А рядом сотни хищников, озабоченных
только наживой, уничтожали мощные,
драгоценные леса. Лысые места множи-

лись, степь побеждала в вековой борьбе с
лесом, мелели Дон, Битюг, Девица, Хопер,
Осередь, Воронеж, пропадали малые реки,
Тазрастались логи, переложины, овраги.

Здесь, на воронежских землях, в старом
Хреновском бору, который занял 30.000
тектаров на песчаном левобережье Битюта,
В. В. Докучаев организовал свой первый
участок по изучению влияния леса на
климат. В том же бору начинал свою
деятельность выдающийся русский ученый,
лесобиолог Г. ©. Морозов; первым в мире
он создал учение о типах лесов: позднее
он работал лесничим в Каменной степи и
вместе с В. В. Докучаевым сажал первые
полезащитные лесные полосы. Замечатель-
ные русские люди, борцы и энтузиасты,
как, в сущности, бессильны были они в
царской России, в капиталистическом мире,
тде хозяйничали и процветали хищники,

a

После Октябрьской революции, в июне
1918 года, на Всероссийском съезде -лесо-
водов в Москве было предложено органи-
зовать в Воронеже подготовку нового тина
специалистов лесного хозяйства. Не в ста-

ринном питерском Лесном инетитуте, a
именно в Воронеже, на транице леса и
степи, на переднем крае, где дерево для

лесовода не бревно на корню, а солдат,
боец, который должен завоевать человеку
независимость от прихотей слетого тира-
на — природы. Советское правительетво
поддержало предложение лесоводов.
Лесохозяйственный институт стал мест-
ным, воронежеким, штабом ‘наступления на
засуху, пыльные бури, на суховеи. Эта
работа с особой силой развернулась после
опубликования Сталинского плана преобра-

зования природы: весь коллектив институ-
та. — от диреклора Л. А. Паленко и его
заместителя профессора И. М. Науменко до
рядового студента -— горячо, страстно pa-
ботает на посадках и так же горячо во-
влекает в свою работу колхозников,

Агитировать, в сущности, He приходи-
10сь: десятилетиями у колхозников зрела
Жгучая ненависть к суховеям, в песчаным
бурям. Только нужно было показать
пути переделки природы, рассказать о
великом  СОталинском плане  лесонасаж-
дений, объяснить технику посадок, загля-
нуть в будущее. Научные сотрудники и
студенты института провели около ста
докладов и лекций. Институт взял шеф-
‚ ство над Березовским районом: послал. по-
садочный материал из своих питомников,
направил сотрудников и студентов во все
колхозы и совхозы района, чтобы они ру-
ководили насаждением лесополос, Kpome
того были организованы курсы для звенье-
вых лесоводческих бригад.

В прошлом году Воронежская область

засадила и засеяла лесом 18.810 тектаров;
колхозы на 18 процентов перевыполнили
план посадок. В этом году задание уве-

таров леса,  совхозам —570, лесным хо-
зяйствам — 17.000 гектаров,
Лес идет в наступление.

Экследиционная машина института—это
грузовик с полукруглой крышей из фане-
ры и брезента; спереди брезент поднят, и
оттуда врываются ветер и солнце, а ветреч-
ные ветви сыплют листья, хвото ‘и жуков.
В кузов накидана солома; она покрыта
широким брезентом. На брезенте и на ска-
мье у кабины шофера разместились девять
надцать человек, две связки книг, фото-
оборудование и гербарные сетки, из кото-
рых торчат желтые лепестки каких-то
цветов. Машина осторожно идет узкой
тропой; ветви хватают ее и справа, и сле-
ва, цепляются за крышу, скребут брезент.

Так началось ‘наше 160-километровое
путешествие по тропинкам, шоссе, про-
селкам, лесным межам и вырубкам, по
бездорожной степи и по лесным дорогам,
перевитым узловатыми корнями, где гру-
зовик` качается и ныряет, как шхуна в
море. Мы видели жизнь дерева с первого
дня его появления на свет. Видели крохот-
ных зеленых младенцев, бережно. засло-
ненных от солнца плетеными шитами, а
то и просто ветками. Видели 12-летние
придорожные посадки, густую чащу весело
шумевших березок, акаций, клена и лоха.
Тридцатилетние леса встречали нас сно-
койной и величавой семьей. Сорокапятилет-
ние кудрявые красавцы-дубы стояли сте-
ной на краю полей. Й, наконец, в селе
Чертовицы мы видели 120-летние дубы.

`На полезащитных полосах, где дуб по-
сеян по методу Т. Д. Лысенко — гнездо-
вым ©п0собом, над землей приподнялись
целые букеты крупных листьев.

Нелегко приходится юным растениям:
их объедают зайцы, грызут  суслики,
майский хруш местами обтрыз листья ©
посаженных на полезащитных полосах
ясеней; иной раз только прутик из тор-
чит из земли. Но колхозники приучают
собак травить зайцев, и псы, в одиночку
и парами, рыскают по степи. Ребятишки с
азартом заливают водой норы сусликов. А
на гусеницу выходят всей бригадой: оби-
рают ее, поганую, и уннчтожают. Кое-где
приходится подсаживать новые растения,

Веселый, подвижной Иван Матвеевит
Науменко то надвигает на глаза серую
фетровую шляпу, чтобы не сбило ветреч-
ным ветром, то сдвигает ее, подставляя
солнцу лицо, и улыбается. Иван Матвеевич
сихит неудобно, боком, но зато^ смотрит
вперед. Рядом, покойно прислонясь спиной
к кабине шофера. поместилея Василий
Сергеевич Скрыпников, невысокий и суту-
лый, в белом  картузе,  надвинутом на
самые брови. А брови у него. пышные, с
проседью и, как усы, свисают у висков;
наверно, даже мешают емотреть. Липо за-
торелое, обветренное, и выпветшие голубые
глаза невозмутимо смотрят вокруг.

Трузовик сворачивает влево. Степь ле-
жит вокруг плоская, как доска, и только
вблизи открываются, па ней глубокие ов-
раги. Ветер бушует над степью. Ничем не
сдерживаемый, он роет, свистит, взвизги-
вает; он оглушает. Сизоворонки сидят на
проводах головами к ветру, чтобы не
взъерошились перья.

Уже показалиеь высоты по ту сторону
Дона, котла машина остановилась. Здесь
сошлись две полезащитные полосы:  кол-
хозная и совхозная.

Первым к совхозной полосе
Иван Матвеевич. Он присаживается на
корточки, роется пальцами в земле тем
бережным движением, каким мать прове-
ряет, суха ли пеленка: трогает крошечные
сосенки. что торчат ламповыми вршиками.

— Нет, вы только поглядите! — гнев-
но восклипает он. — В том ряду и вон
в том, и еще дальше — везде сосна хо-

подходит

личено: колхозам надо посадить 20.000 тек-.

ропю прижилась, а в этом. — видите,
сколько посохло в этом ряду! Этот ряд
сажал какой-то бездарный лентяй, хал-
туршик. Подсушил корни — и готово,

Каждому из нас Иван Матвеевич вы-
деляет ряд и поручает отечитать ето со-
сенок и выяснить, сколько из них погиб-
ло. Шагаю и считаю, стараясь не сбить-
ся. Результаты у всех разные, HO B
среднем выходит, что 70—75 процентов
сосенок прижилось: Иван Матвеевич ус-
покзивается:
`— Ну, не так плохо... Осенью Bee же
придется подсадить еще,

Переходим на колхозную полосу. Здесь
не так чисто: еще не было второй про-
полки, кое-где вылезли сорняки, но сосна
прижилась много лучше — погибло 15—
20 процентов, не больше. Видимо, сажа-
ли с любовью и усердием.

Евтения Николаевна Науменко не мо-
жет сдержать счастливой улыбки: она
руководила посадками колхозной полеза-
щитной полосы.

О

Лес идет в наступление

— Шо коням! — весело командует Иван
Матвеевич, бывший кавалериет. Мы вле-
заем в машину, машина трогается.

В степь выдвинулись небольшие ду-
бравы; они малочисленны и не могут
остановить ветер, но уже в свисте и вое
ветра возникают перерывы, затишья. Ве-
тер здесь странный: то нагретый солнцем
и пахнущий цветами, то холодный, как
родниковая вода — струями, которые так и
не перемешалиеь. Зато, когда машина вхо-
дит в лес, разом наступает. благословен-
ная тишина: здесь воздух теплый и врен-
ко пахнет смолой и травами.

‚ Василий Сергеевич Скрынников ожив-
ляется. Он показывает опытные посадки
сосны вперемежку с березой, гнездовую
посадку сосны в небольших ямках на вы-
рубке, пышные канадские сосны, выращен-
ные на воронежекой земле.

Машина двигается дальше, и Василий
Сергеевич успокаивается. Он если и не
дремлет, то кажется дремлющим. Но вот
все чаще и чаше в разговоре упоминает-
ся «лопатка» — отдаленный участок,
тде посажены редкие породы леса, и
сдержанное волнение охватывает Василия
Сергеевича.

„Мы плутаем в степи. Уже виден лес,
который нам нужен, но дороги упорно
сворачивают в стороны, овраги пересека-
ют путь.  Наконец, дорога уводит нае.в
глубокую балку. Степь исчезла, мы
едем настоящей горной долиной, где скло-
ны тесно заросли кустарником и лесом, a
дорога вьется по самому дну. Потом до-
рога взбирается вверх, машина влетает в
село Чертовицы и круто — останавли-
вается на улипе у обрыва. Простор от-
врывается отеюда. Влаль смотришь, как
в будущее: далеко внизу кружится п пет-
ляет река, по обоим берегам ee обступил
лес; сквозь темную зелень то здесь, то
подальше блестит голубым речной плее.
Вправо за краем леса видны хлеба и се-
ления... Бак боевое охранение, далеко в
поле вышла; отделяясь от леса; редкая
цепочка деревьев. По мере того, как. ма-
шина приближается в «лопатке», Скрын-
ников преображается, глаза лелаются’ си-
ними и страстными, молодыми; лицо ро-
зовеет; он стоит и жадно смотрит поверх
кабины — вперед. Он первым  епрыги-
вает, когда машина останавливается, и
стремительно бросается к посадкам. Де-
ревья здесь большие, по 11—12 лет, и,
любуясь, как отец любуется милыми до-
черями, Василий Сергеевич показывает:
вот посадки сибирской лиственницы впе-
ремежку с дикой грушей и акацией; вот
дуб с акацией и кленом; вот бархат
амурский с дубом; дуб болотный и дуб
красный; елки. Е

Перед вечером вдали показались тучи;
они медленно накапливались в небе; ве-
тер усилился. За рекой Воронеж появи-
лись полосы дыма. Люди встревожились:
не лесной ли пожар? Но Иван Матвеевич
присмотрелся и сказал:

— Cyxozeii!:

Лесоводы  нахмурились и посуровели:
приближался их исконный враг.

Неприятно и страшно смотреть на пду-
щий издали суховей. Кажется, что это
горит земля — белые и черные полосы
дыма все шире и шире захватывают ее,
приближаются, растут. Вот. впереди гряз-
ным, густым туманом заволокло  лорогу.
Шофер сбавил ход, и на машину обрушилея
с сухим, змеиным шорохом песок. Пахнуло
холодом, как из погреба. Первую  тучу
песку пронесло. Но впереди он летит по
полю к лесу, курясь, как туман, п нод-
нимаясь волнами. Дорогу перемело пес-
ком, как зимой переметает снегом позем-
ка; деревья и кусты стоят  поблекшие,
запыленные.

Только к зданию института, со вбех
сторон заслоненному лесом, не может про-
биться песчаная буря,

Запыленные,  оглушенные
ветрами, усталые, мы епрыгиваем на
землю. Пока восстановлено только одно
крыло институтского здания. Позали него
высятся пустые стены; в оконные прос-
мы видно небо; в бывших аудиториях
гомонят воробъи,

Й, может быть, потому усиливается ощу-
щение; что находишься na фронте, rie
только что началось большое и победное
‘наступление. ;

Прощаясь, Иван Матвеевич говорит:

— В тайге, в северных лесах; в 0с-
HOBHOM, лесовод работает, как промыш-
ленник. Это совсем другое... У нас
же; как видите; степи. А вы; наверное,
знаете слова Т. Д. Лысенко: «Лес в ете-
пи — это счастье»! Вот мы и боремся за
счастье.

ВОРОНЕЖ

степными

о следам выступлений «Литёратурной газеты»
«НАУКА О ВОСПИТАНИИ НЕ ТЕРПИТ ЗАСТОЯ»

’ Президиум Академии педагогических наук
РСФСР вынес постановление в связи с пе-
‘редовой статьей «Наука о воспитании не
терпит застоя», опубликованной в «Лите-
\ратурной газете» 15 июля: 1950 года,
‚ В своем . постановлении президиум ака-
пемии признает, что газета «правильно от-
метила угрозу застоя в советской педаго-
`гической науке, проявляющуюся в фактах,
указанных газетой, и подвергла справец-
ливой и заслуженной критике работу Ака-
\ демии педагогических наук РСФСР». Пре-
 зидиум указывает, что ответственность за
‹ создавшееся в педагогической науке поло-
 кение ‘несет акалемия. Постановление
  отмечает важнейшие недостатки в работе
  резидиума академии. В научном планиро-
зании эти недостатки выражались в грубо-
эмпирической или  абстрактно-теоретизирэ*
занной постановке научно-педагогических
` зопросов, Недостатки повседневного руко-
зодства институтами академии выражались
‚рутом, 919 творческие научные дискуссия

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 63

on Peet

не развивались, что в академии слабо бы-
ла развернута критика и самокритика и что
члены президиума не принимали личного
участия в исследовательской работе. инсти-
тутов. В постановлении указывается ‘так-
же, что президиум ‘академии недостаточно
заботился о широкой популяризации и
внедрении в практику результатов закон-
ченных исследований, выполненных работ-
никами академии и учителями — участни-
ками «Педагогических чтений».

В постановлении говорится о необходи-
мости коренным образом изменить содер-
жание и методы работы президиума ака-
демии. С этой целью президиум, прежде
всего, вносит необходимые изменения и дз-
полнения в план научной работы академии
на 1950 год в свете указаний товарища
Сталина по вопросам языкознания и итогов
научной сессии Академии наук СССР и
Академии медицинских наук СССР, посвя-
шенной вопросам учения И. П. Павлова,
По решению президиума организуется все-
стороннее изучение опыта, ‘накопленного
советской школой по совместному af pas:
дельному обучению, а также предприни-
мается научная разработка вопроса об изу-

чении основ сельского хозяйства
ской школе,

Решено предусмотреть в плане работ пре-
зидиума Академии педагогических наук
научную постановку и рассмотрение сле-
дующих актуальных проблем советской пз-
дагогической ‘теории и практики: вопросы
коммунистического воспитания; примененча
педагогической системы А. С. Макаренко
в школе; всеобшее семилетнее обученяе;
вопросы совместного и разлельного обу-
чения; содержание обучения в общеобра-
зовательнсй средней школе; прочность зна-
ний; построение и проведение уроков для
школьников различных возрастов;  подго-
товка школьников к практической деятель-
ности; подготовка учителя и система узо-
вершенствования его. знаний; вопросы дет-
ской литературы.

Президиум постановил также предусмот.
реть в плане своих работ подготовку 4
проведение творческих дискуссий по узло-
вым проблемам ‘педагогической науки, а
также вопрос о популяризации и внедрении
в жизнь научных работ академии и трулов,
представляемых на «Педагогические чте-
НИЯ».

в сель-

Академик П. РЕБИНДЕР Ответ стаха HOBLLY

Уважаемый TOBAPUM редактор, прошу вас   вильно отмечает тов. Кулагин, у нас мно-
напечатать мой ответ на открытое письмо   го ещё рутины, куетарщины.

токаря-стахановпа 56. Кулагина  «Не-
сколько вопросов ученым», помещенное в
«Литературной газете» от 27 июля cero
года. Вопросы, поставленные в этом писъ-
ме, представляют большой интерес для
всего нашего машиностроения и заслужи-
‚вают, как мне кажется, широкого открыто-
го обсуждения.

Я очень рад, что тов. Вулагин по сути
дела впервые так четко поставил перед ши-
рокой общественностью проблему улучшэ-
ния смазок и смазочно-охлаждающих жид-
костей — проблему, которую, к сожалению,
явно недооценивают многие наши ученые
ий технологи-мантиностроители. Рад я еще
и потому, что выступление тов. hy-
лагина вновь подчеркивает кровную заин-
тересованность рабочих-новаторов в разви-
тии нашей науки, настойчивое их требова-
ние быстрее и шире внедрять все новое,
прогрессивное.

Институт физической химии Академии
наук СССР уже много лет ведет иселедов”-
тельские работы по смазкам и смазочно-
охлаждающим жидкостям. Можно с гор-
достью отметить, что советским ученым
принадлежит приоритет в разработке основ
теории действия активных смазочно-охлаж-
дающих жидкостей, открывающей новые
большие возможности повышения произво-
дительности станков и культуры их
эксплоатации.

Дело в том, что для основных направ-
лений. исследования в области металлооб-
работки в капиталистических странах ха-
рактерна недооценка физико-химических
процессов, происходящих при резании ме-
таллов, и, в частности, недооценка влияния
среды, в которой происходит резание: вни-
мание уделяется главным образом формаль-
ной механике резания: Это приводит к узко
опытному подходу в выборе смазочно-
охлаждающих жидкостей.

Пережитки формалистических взглядов
на процесс резания, в сожалению, еще
сильны в наней. практике. На предприя-
тиях не уделяют достаточно: внимания
научно обоснованному подбору  смазочнь-
охлажлающих жидкостей для каждого: вила
процесса обработки. В этом деле, как пра-

Стахановцы-скоростники, стремящиеся
к максимальной  производительносети и
долговечности станка, естественно He
желают мириться е таким положением.
Большой практический опыт подеказывает
им то, чему иной раз не уделяют лостаточ-
ного внимания некоторые ученые и инже-
неры. Стахановцы на практике убеждают-
ся, что смазочно-охлаждающие жидкости
имеют больнюе значение в металлообработ-
ке. Они требуют улучшения их на основе
последних достижений нашей науки. =

Такие жидкости можно и нужно дать
нашим заводам, нашим рабочим. В Инсти-
туте физической химии Академии наук
CCCP на основании теоретических иселе-
дований разработана рецептура новых сма-
зочно-охлаждающих жидкостей, активно
участвующих в самом процессе обработки
металлов резанием или давлением.

Применение активных жидкостей при-
водит к значительному повышению качест-
ва обрабатываемой поверхности, обеспечи-
вает возможность чистовой обработки, там,
где она без этих жидкостей неосуществи-
ма: стойкость инструмента при этом повы-
шается на отдельных операциях в 2—
2,5 раза.

Особое’ внимание следует ‘уделить за-
мене масел и керосина водными смазочно-
охлаждающими жидкостями. Водные раствэ-
ры и эмульсии обладают не только
высокими режущими и смазывающими
свойствами, но и устраняют опасность по-
жаров, способствуя вместе с тем резкому
улучшению условий труда и культуры
производства.

Сотрудники нашего института содейство-

привести к пожару. В настоящее время по
инициативе завода мы проводим работу по
распространению этого опыта и на другие
производственные операпии.

Масштабы применения новых активных
жидкостей, однако, явно недостаточны, Ин-
ститут физической химии, конечно, охотно
поможет лично тов. Вулагину и всему кол-
лективу завода шлифовальных станков, на
котором он работает, правильно выбрать и
освоить новые активированные Жидкости.
Но это ни в коей мере не решает в целом
проблему разработки и широкого внедрения
этих жидкостей на наших заводах. Наш
институт, отдельно взятый, конечно, He
сможет решить эту большую задачу.

Между тем до настоящего времени про-
изводетву смазочно-охлаждающих  жидко-
стей не уделяется необходимого внимания,
Промышленность выпускает нетерпимо уз-
кий ассортимент идуших для этой цели
концентратов: это всем известный и к
тому же не всегла удовлетворительного ка-
чества стандартный эмульсол и осерненное
масло  (сульфофрезол). Сами жидкости
производятся кустарно, по случайным pe-
цептам, часто малосведущими людьми, na
разных заводах по-разному.

Наша химическая и нефтяная промыш-
ленность должны, наконеп, учесть острую
нужду народного хозяйства в актизных
жилкостях и специальных активирующих
веществах, освоить и организовать массо-
вое их. производство.

Эти же и подобные им синтетические
продукты приобретают все большее значе-
ние В качестве активирующих присадок к
смазкам., о которых писал тов. Вулагин,
как 0б одном из важных мероприятий для
повышения долговечности станков.

вали внедрению таких жидкостей на ряде
крупнейпгих заводов. Еще перед войной
бригада работников института и Первого
государственного подшинникового завода
заверпгила работу по замене керосина, при-
менявшегося при опиловке шариков, водной
активированной жидкостью. Это мероприя-
тие коренным образом изменило условия
труда в одном из крупнейших цехов заво-
да. Раньше воздух здесь был насышен и-
парениями керосина. что создавало тяжг-
лые условия для работы и легко могло

ATEN AAU

Больше внимания внедрению и произ-
водству активных смазочно-охлаждающих
жидкостей должны уделять технические
управления министерств и наиболее мощ-
ные заводы.

Хочется выразить в заключение надеж-
ду, что вопросы, волнующие тов. Вулатина
и всех передовых рабочих  машинострон-
тельной промышленности, встретят деловой
отклик нашей научно-технической обше-

CTBCHHOCTH и министерств. м

Письма в редакцию

Бороздоделатели
и бракоделы

Поливное земледелие выгодно лишь тог-
да, когла оно дает очень высокий урожай.

При возделывании зерновых культур на
поливных участках, в частноети яровой
пшеницы, особенно’ важно получать рав-
номерный травостой на всей площади. Для
полива по посеву нарезают борозды. Они
обязательно должны засеваться. Это делает-
ся сеялками, на которых устанавливаются
перед посевными дисками специальные бо-
розлоделатели.

Изготовлять бороздолелатели легко могут
любые заводы  сельескохозяйственного ма-
шиностроения, но TO, ITO прислали кол-
хозам Орловской области.весной 1950 года,
оказалось сплошным. браком. Волхозникя
вынуждены были нарезать борозды уже
после посева при помоши распашников и
GOK:

Так из-за бражоделов, из-за невнимания
к «мелочам» со стороны Министерства сель-
ского хозяйства CCCP самое передовое
земледелие — поливное — вынуждено
употреблять самую отсталую технику-—<оху.

Агроном Б. МУЗАЛЕВ

ЕЛЕН, Орловской обл.

От редакции. В результате проверки рэ-
дакция выяснила, что негодные бороздоде-
латели изготовлены по чертежам ВНИН-
TMM (Веесоюзный  научно-иселедователь-
ский институт гидротехники и мелиорз-
ЦИИ). 2

Выяснилось также, что неуловлетвори-
тельно идет изготовление новой партии
улучшенных бороздоделателей, ‘предназна-
ченных для осенних полевых работ.

По вине Министерства сельского хозяй-  .

ства СССР техническая документация хая
новых бороздоделателей сдана заводу-испол-
нителю лить в начале июня вместо мал-
та. Первого августь вся партия — тыся-
ча штук -— должна быть готова; сейчас
уже 15 августа, а готовой продукции еще
нет. Вели учесть, что приспособления из-
тотовляются в Грозном, а потребитель их—
колхозы Центральной черноземной полосы,
то возникает сомнение: получат ли колхоз-
ники бороздоделатели в сроку?

o.9 9°

Музыкальная школа
без помещения

Большая тяга в музыке у Таджикской
молодежи. Имеющиеся в Таджикистане две
музыкальные школы Не могут полностью
удовлетворить стремление юношей и деву-
шек к музыкальному образованию. Но и
эти школы работают не в нормальных
условиях.

Сталинабадекая музыкальная школа им.
Чайковского создана в 1937 году. Некото-
рые выпускники этой школы обучаются в
Московской и Талкентекой консерваторя-
ях. В настоящее время школа расширилась,
пополнилась квалифицированными педато-
гами. Сейчас в ней занимаются 220 детей.

Охнако Сталинабадекий горсовет и рес-
публиканский Помитет по делам искусств,
особенно заведующий отделом музыки этого
комитета т. Соколов, осушествляющий яе-
посредственное руководство музыкальными
нгволами, слабо помогают работе музыкаль-
ного учреждения. У школы до сих пор чет
своего помещения. Занятия проводятся
большей частью на дому у преподавателей.

Вопрос о помешении ставился много раз.
В 1947 году было принято решение 9-
строить школу. Составили проект. ча
строительство ассигиовали 400 тысяч руд-
лей. Но через пекоторое время строитель-
ство законсервировали, ассигнования ена-
ли. :
3a последние голы Сталинабал СИЛЬНО
BBIpAc, Зтееь построены десятки больших
й малых школ, сотни жилых ДОМОВ, МНЭ-
жество различных культурных учрежде-

тель ‘А.П. Чехов.

ний. Только до музыкальной школы поче-
му-то никак не доходят руки.

Нельзя мириться с таким положением.
Таджикской молодежи нужно предоставить
более широкие возможности для музыкаль-
ного образования.

Майор Л. ГОРЛЕЦКИЙ

СТАЛИНАБАД

o Oo 9

Домик А. П. Чехова
на Сумщине

Недалеко от города Сумы, в живопие-
ной местности, раскинулось село Лука-Ба-
рановка. Село потонуло в зелени ‘садов. В
‚его центре, под. горой. белый дом с мемо-
риальной доской. Здесь в 1888—1889 fro-
дах жил и работал великий русский‘ писа-

ia Biya We

В 1930 году в этом доме была органя-
зована Всеукраинская выставка  картил,
посвященная творчеству пиеателя, & также
открыт музей. Сейчае в этом доме школа
им. А. П. Чехова, & музея не существует.

Я не знаю, кто срубил три  етолетняе
сосны, под которыми за маленьким етоли-
ком Антон Павлович писал свои замеча-
тельные рассказы. Чья-то злая рука еру-
била и три тополя, что собетвенноручно
посадил Антон Павлович у могилы своего
брата — Николая Павловича, на сельском
кладбище.

Сохранилось большое озеро, где Антон
Павлович удил рыбу. И поныне это озеро
называется Чеховским. Крестьяне расека-
зывают о писателе интересные легенды.
сложившиеся в народе. Все, что связано с
пребыванием Чеховых на Сумщине, неза-
бываемо.

Удивительно, почему забыли о восета-

новлении ‘музея.
Н. КВАШУК

СУМЫ
oo ¢

Книги — под дождем

В Скопине, крупном шахтерском городе
Рязанской области, есть только - один
книжный магазин. Но и этот единетвен-
ный магазин влачит жалкое сушествова-
ние. Расположен он в тесном. неприспособ-
ленном помещении. После дожля потолок
протекает; на полу образуются лужи. Кпи-
ги портятся, превращаются в брак.

После недавно прошедших дождей мага-
зин пришел в такое состояние, что ero
пришлось просто закрыть. И это перед: на-
чалом учебного года, когда учащиеся и
школы ждут учебников!

Недавно было решено переселить \ага-
зин в помещение, которое раньше занима-
ла столовая. Не говоря уже о том, что
помещение это совсем не приспособлено
для торговли книгами, находится оно не в
центре города. На центральной улице мно-
го пивных, & BOT для книжного магазина
Городской совет места не находит.

Л. ПЕРЕСЛАВЦЕВА

СКОПИН, Рязанской обл.
oo ¢

Хороший пример

Наши издательства обычно придержива-
ются такого правила: иллюстрируются
только отдельные книги писателей. в 60б-
рания сочинений не иллюстрируются.

В настоящее время издается полное сб-
рание еочинений великого русского писа-
теля, основоположника советской  литера-
туры А. М. Горького. В вышедших томах
всего несколько фотографий и нет ни од-
ной иллюстрации, в то время как извеет-
но, что многие хуложники работали нзл
темами произведений А. М. Горького.

Отсутствуют иллюстрации и в собраниях
сочинений М. В. Салтыкова-ШЩелрина,
А. Н. Толстого, А. С. Новикова-Прибая.
Вяч. Шишкова, А. С. Серафимовича.

Гослитиздат. выпуская  шеститомное
собрание сочинений Н. В. Гоголя. нарутиз
это неписаное правило. Уже вышло четы-
ре тома. кажлый из них прекрасно офэрм-
лев, содержит до двадцати репродукций с

картин, цветных литографий. гравюр н
рисунков лучших русских художников:
И. Репина, В. Васнепова, П. Соколова п
других. Иллюстрации, расположенные соот-
ветственно тексту, раскрывают неповторя-
мые образы гоголевских героев.

Хотелось бы; чтобы так же хоронто ил-

люстрировались собрания сочинений и
других писателей.
Вниги лучших советских писателей,

русских и иностранных классиков по ху-
дожественному оформлению должны быть
так же прекрасны, как и их содержание.

Инженер-капитан И. ЛИПШИЦ
o Oo 9

Фотопринадлежностей нет...

‹ ЗВ. магазинах Ставрополя, Пятигорска! ее
других! городов о Северного Кавказа, rie
продаютея фотоаппараты «ФЭД»,  «Bop-
кий». «Киев», нельзя приобрести простой
жестяной кассеты. Нет на полках бачков
и ванночек для проявления, нет пленки
и фотобумаги; как музейная редкость,
встречаются в продаже увеличители и
светофильтры.

В Ставрополе, в магазине культтовафов,
вам могут продать кассету линь вместе е
новым аппаратом «ФЭД». Это равносильно
тому. как если бы вы хотели купить в
магазине скобяных изделий подкову, а вам
предложили в придачу лошадь.

Безналежны попытки выписать Hore
принадлежности через «Союзпосылторг».
Эта организация со звучным названием от-
вечает коротко: «Поименованные товары
на складе не значатся».

Трудно ‘объяснить столь ненормальное
положение. Очевидно, руководители  пред-
приятий, выпускающих фотопринадлежно-
сти, имеют очень слабое представление 0
широком развитии фотолюбительства в на-
шей стране.

Л. РОДИОНОВСКИЙ

` СТАВРОПОЛЬ
oo 06
Когда в поселке Бутыш
построят школу?

«В 10 километрах от города Вам-
барка Удмуртекой АССР. на берегу Кл
мы, расположен большой поселок Бу-

3% годы, прошедшие со времени воз
никновения поселка, здесь выросли де-
сятки новых домов, появились новые
улицы, население увеличилось более
Чем в 10 раз. Неизменным осталось
только помещение школы».

Строки, взятые нами в кавычки, были
напечатаны в «Литературной газете» боль“
ше года назал—в июне 1949 г.

вот перед нами вновь лежит письмо
того же  автора—Е. Берегового, которое
почти повторяет  прошлогоднее. Измени-
лись только латы.

«В здании теснота, нет вешалки, иде:
ти раздеваются в классах, нет Физическо-

го кабинета, и вое приборы, наглядные
пособия. сложены в шкафах и углах учи-
тельской. 0 помешении для внеклассной

работы и лумать не приходится. В коле
нет восьмого класса. После окончания вв-
a ребята о уждены ходить B cpal-
колу за } Z ы
и километров или же бр
Наказы избирателей, решения  сосеий
поселкового совета и исполкома, решение
партииных собраний парторганизации пор-
Та. ходатайство райкома и райисполкома 06
открытии 8-го класса вот уже четыре го-
ла не приносят никаких результатов»,
Нетерпимо игнорирование Министерством
просвешения Улмуртекой АССР всех втих
просьб и „ неоднократных = выступлений
пентральной ип местной печати.

В поселке Бутыш должна бытв построе“
на школа.