Л. МИХАЙЛОВА

В повести писателя
ко «Бесомертная земля»
#6 время очень поэтично рассказывается
‹ людях, которые по начертаниям боль-
шевистской партии строят «второе Баку» —
пофтяную базу между Волгой и Уралом.

Вместе с главным героем мы входим в
заленький дом над рекой. Сюда, где про-
пло детство, снова вернулея Константин
Дымов из госпиталя. Жестокую, незажи-
роющую рану нанесла война большой и
друвной семье Дымовых... Двое сыно-
зай — Алексей и Григорий — погибли в
боях, третий вернулся, но навсегда остал-
м XPOMBIM. В юности-—непоседа, неуто-
зонный разведчик земных недр, Констан-
nm, Kan и брат Алексей, еще до войны
‹аболол нефтью». Пыне он — старший
лог промысла «Бессмертный» и факти-
чеки старший в семье, опора матери,
cecrpbl,  старика-отца, бурового мастера
того же промысла.

Увлеченно описывает Рутько труд волж-
их пефтяников, их поиски новых ско-
ротных методов бурения, их мечты о том
1, когда нефть, добытая ими, потечет
в железные трюмы судов, причаливающих
$ знакомому берегу в Жигулях...

Действие повести переносится то Ha
промысел, то в соседний колхоз, где жи-
пут семьи рабочих. Этот прием позволяет
писателю показать, как явственно стира-
утех грани между городом и деревней,
кк зримо проступают черты побеждаю-
ще коммунизма в сознании тех, кто ра-
foraer на промышленном предприятии п
трудится на полях колхоза «Бессмертная
землях.

B

Арсения. Руть-
просто иво

общего творческого

процессе тру-
да формируются характеры героев, скла-
1ываются .их судьбы. Мастер Михаил

Раибов боретея за то, чтобы ето отетающая
бумвал вышла в передовые. Это oven,
трудная запача. Земля на участке рыхлая,
пористая. Нормальное бурение невозможно.

— Не буровая — дьявол! Я нигде ne
ктрочал такой земли, —в отчаянии вос-
влицает Раибов.

Я ве жб в день 1 мая в назначенный
(ок комсомольцы увидели на желтой по-
зерхности тлинистого раствора радужные.
‘воркающие блестки. То была  долгождан-
ная, желанная нефть. Они, наконец, добра-
аеь до нее!

Основные персонажи «Бессмертнюй зем-
М» — эм волевые, деятельные люди,
ставящие перед собой самые трудные зада-
Ч, жаждущие работать так, чтобы «Bee
зело и пело внутри». У каждого из
ик- яркий внешний портрет,  ботатый
туховный мир, запоминающаяся  вырази-
альная речь.

Почти каждый образ представляешь себе
свершенно реально: сдержанный, мягкий
Аонстантин, с его пристрастием к. волж-
сми природе и любовью к. детям; одержи-
уый духом творческого беспокойства, но-
южному пылкий и подвижной, рожденный
у vont Михаил Раибоз; степенный и мо-
rym старию Богатырев с его непоколе-

ПОД]

бий верой в значительность  врестьян-
ском труда...
Рутько показывает людей широко: в

pajore 1 в семье, в повседневной жизни
пв мечтах, в привязанностях и антипа-
тних, Свет тлубоко человечных ,‚отноше-
ний пронизывает странины «Бессмертной
MID, I в этом-обаяние повести. Чудес-
Ha: пеломудренная влюбленность“ Раибоват
и Наташи. Трогательны простые, сурово-
требовательные и одновременно заботли-
вые отношения между комсомольцами буро-
вой бригады. Прекраены сдержанная лю-
бозь Константина к отцу и мальчишееки
застенчивая привязанность Нашки Бога-
тырева к «дяде Восте».

( детских образах у Рутько можно бы-
0 бы писать отдельно-—так много здесь
находок, настолько своеобразны и цельны
характеры детей, настолько интересна и
правдива эта линия в произведении. До-
(таточно вспомнить главы, рисующие
«экспедицию» Пашки и его друзей за

Арсений Рутько. «Бессмертная земля». По-
весть. «Октябрь» № 6, 1950 г,

глиной для промысла, или появление на
страницах повести Феночки Владыкиной,
маленькой хочери директора.

Рутько умеет органически включить
пейзаж в сюжетную ткань повествования,
столкнуть героев в драматически остром
положении, найти броский, яркий штрих

для хараклеристики человека, его на-
строений и поступков, а главное, — он
умеет показать человека в. его труде,

умеет по-настоящему увлекательно описать
то, Чем живут его герои. А живут они
борьбой ‘за нефть, которая заполняет «их
дни и ночи, их явь и сны, заполняла их
головы и сердца».

Судьба промысла «Бессмертного» — не
фон, а подлинная основа повести. Й в
этом А. Рутько идет по главному направ-
лению нашей литературы, направлению,
ознаменованному за последние годы. та-
кими книгами, как «Далеко от Москвы»
. Ажаева, «Водители» А. Рыбакова,
«Земля Кузнецкая» А. Волошина. Но еть
в «Бессмертной земле» моменты, которые
уводят ее несколько в сторону се этого пра-
вильного пути. В свое время критика отмя-
чала, что в романе «Далеко от Москвы»
на каждом шагу читалель ощущает силу
крепко епазянного могучего коллектиза лю-
дей, видит, как тесное взаимодействие чло-
HOB этого коллектива помогает успеху об-
щего дела и успехам его отдельных уча-
стков. Душой коллектива являются ком-
мунисты, вдохновителем и организатором
их воль и усилий — партийная ‘организа-
ция стройки,

В повести Рутько мы He находим
такого целеустремленного действующего
коллектива, такой боевой, сплоченной

партийной организации. Каждая буровая
на промысле существует как обособлен-
ный организм, по сути, лишенный общего
политического и производственного  руко-
водства.

Совершенно неубедительна в деловом
смыеле фигура директора промысла Вла-
дыкина, очень колоритно показанного 3B
частных взаимоотношениях, в семейном
быту. Но еще менее достоверен в роли
партийного вожака геолог Константин Ды-
мов. Как человек, он пробуждает симпа-
тию и интерес, как геолог — вызывает до-
верие, но как руковолитель-коммуниет —
разочаровывает. Он любит свой промысел
и болеет за, него дупюй, вю проявляется это
у него скорее в эмоциональном, а не в
деловом ‘плане. Ему нехватает ни орга-
низационного опыта, ни идейного батал.

Есть в повести эпизод, который застав-
ляет серъезно усумнчиться в опытности Лы-
мова как политического руководителя. Эти-
зод этот связан с его отношением к ма-
стеру Мохову.

Мохов особняком стоит среди персонажей
повести. Он умелый работник,  талантли-
вый мастер, но вееми сего действиями руковс-
AUT только жажда самоутверждения. Само-
властно распоряжается он судьбами подчи-
ненных, попирая законы  социалистяче-
ского общежития, диктует всем свои, «мэ-

ховокие» законы, оскорбляет товарищей,
обманывает коллектив,  жульничая в ©9-
резновании.

Рабочие отворачивалотся от Мохова, один
за другим подают заявления 06 уходе с
«его» буровой. Но секретарь: парторгалтиза-
ции и директор берут Мохова под свою:
защиту и назначалют его мастером целой
смены, Вылвитая человека, лишенного
всякого морального авторитета, игнориоуя
мнение рабочих, они (заодно с автором)
принижают волю коллеклива, зачеркиватют
его общественную воспитательную толь.

Константин товорит о Мохове:

— Бущет теперь ‘у него не «моя буро-
вая», а «моя смена». Будет земля немного
пошире. Это много значит.

Охнако образ Моховь обрисован в пове-
сти так, что читатель, убежденный в пра-
воте коллектива, отказавшего мастеру FP
своем доверии и поддержке, не может не
видеть опрометчивости, необоснованности
решения руководителей промысла.

ССМЕРТНОЙ ЗЕМЛИ   =03ы= номегА

Секретарь горкома Балахонов  хважды
появляется на страницах повести, и
опять читатель испытывает чувство обид-
ного недоумения. Каждый из нас знает в
жизни людей, занимающихся партийной

работой, —людей умных, душевно крае
вых, привыкших думать широко, чувст-
вовать сильно. У них обычно и речь

яркая, свежая, богатая народным юмо-
ром. Это естественно. Ведь партийная pa-
бота сталкивает человека CO множеством
самых разных людей. Общение с чи-
ми, стремление найти в чих хорошее
и помочь ето развитию, желание ‘убедить
сомневающегося, поправить того, KTO-
онтибея, — все эти необходимые свойства
вожака и воспитателя требуют душевной
искорки, живого, западающего в душу:
слова. И сколько у нас людей, облалаю-
щих такими качествами!

Посмотрим на Балахонова. Вот он ветре-
чаетея (притом единственный раз!) © сек-
ретавем  парторганизации промысла — эта
встреча описана так:

«Они говорили о работе промысла, 0
соревновании с «Кинельнефтью», 0 Ha-
клонно направленном бурении. Провожая
Константина, Балахонов, маленький, 6e-
ловолосый, в развевающемся пиджаке,
сказал у дверей:

— И помни, товарищ Дымов: на ваш
промыеел обращено внимание. У вас боль-
шое будущее. Нет дня, чтобы не звонили
из обкома и не спрашивали о «Бессмерт-
ном». Вам много дается, и поэтому с вас
много спросится. — С неожиданной силой
он обнял Константина. — 0 соревновании
не забывай! Именно оно стирает грань
между физическим и умственным трудом.
Ты посмотри на страну: какой необъят-
ный коллективный творческий процесс!
Дух захватывает, когда думаешь об этом.
Российский, Чутких, Кононенко, многие
другие... По самой логике вещей, по не-
обходимости одно у нас рождает другое...
Да, это верно,—еказал Константан,

— Вт именно; дорогой мой. Почин
коллективной стахановской работы привел
к всенародной борьбе за отличное каче-
ство. А это потребовало высокой культу-
ры производства.

— A высокая культура производства;
в свою очередь, привела в экономии сы-
рья, к социалистической сохранности 060-
рудования,— подхватил Константин.

— Вот, вот! — Балахонов еще раз 06-
Haat Константина и неожиданно мягко
улыбнулся. — Ну, или. Звони почаще!»

Большим и содержательным, казалось,
` мог быть этот разговор, о важных вещах
шла здесь речь. Но равнодушно пробе-
гает читатель страницу, ибо не нашел ав-
тор для Балахонова ни одного живого
слова, ни одной теплой краски. H это
«неожиданно мягко улыбнулся» восприни-
мается как неудачная попытка хоть чем-
нибудь скрасить холодный, невыразитель-
ный образ..

При создании некоторых женских пер-
сонажей писатель впал в другую край-
ность, наделив их обилием характерных,
как ему кажется, подробностей и черто-
чек. И что же? Результат получился тот
же. Портреты эти ‘не только не заиграли
радужными красками, а, наоборот, пре-
‘вратились в некие условные,  трафарет-

ные изображения. Такова Светлана—быв-

`шая жена Константина Дымова. Со све’
ими обветшалыми аксессуарами красави-
  цы-актрисы из декадентекого романа —
дорогими духами, тяжелым узлом волос,
палевой сумочкой в нервных пальцах,
она-чужая не только в доме Дымовых,
кав> справедливо замечает сам автор, но
и в повести. вообще.

«Бесемертная земля» — вещь неровная.

Большая и значительная тема, несом-
ненная одаренность автора привлекают
внимание к книге Рутько.

Требовательность, упорство в совершен-
ствовании своего мастерства должны по-
мочь ему преодолеть недостатки в повести
при подготовке ее к отдельному изданию,
которого она, несомненно, заслуживает.

«Звезда» № 7,

Седьмой номер журнала «Звезда» откры-
вается статьей товарища И, В. Сталина
«Относительно марксизма в языкознании».
В номере напечатано продолжение романа
Мирзы Ибрагимова «Наступит день».

Основная тема седьмой книги журнала—
самая важная тема сегодняшнего дня:
борьба за мир. Эта тема нашла свое во-
площение и в сильных стихах А. Прокофь-
ева, в которых звучит проклятие поджига-
телям новой войны, и в стихотворении
А. Чепурова, воспевающем трудовое утро
нашей страны — утро мира, и в точ-
ных, сдержанных строках стихотворения
В. Шефнера «Читая журнал», в котором
поэт, разоблачая миф, создаваемый жур-
нальчиком «Америка» о «райской» жизни
за границей, говорит, что есть и другая за-
граница —

Заграница,

Где трудятся люди простые, —
е, которым их рай

Вконец опостылел.

Непреоборимое ‘стремление этих простых
людей к миру — такова тема  ‘стихотворе-
ния. ;

Литературный сценарий Сергея Антонова
«Посланец мира» рассказывает о судьбе
простой русской женщины — колхозницы
Катерины Никаноровой, о ее участии в
антивоенном конгрессе женщин.

Журнал опубликовал подборку стихов
прогрессивных поэтов, чьи голоса звучат
сегодня в могучем хоре сторонников мира.
Здесь — произведения китайских поэтов
Люй Цзяня, Ху Фэна, Тянь Цзяня, Дуань-
му Ци-ляна, Чжан Сун-жу; сами названия
их стихов — «Сердца обращены к Сталину»,
«Марш Восьмой армии», «Маяковскому» —
красноречиво говорят о том, что сегодня
волнует представителей молодой литерату-
ры Китая. Рядом напечатаны пламенные
стихи Назыма Хикмета о свободе и борьбе
за.нее, стихи молодого немецкого поэта
Лео Ментера, польских поэтов С. Р. До-
бровольского и Леопольда Левина, боль-
шая поэма Пабло Неруды «Новогодний
гимн омраченной родине» — гимн любимой
родине поэта, преданной своими правите-
лями и порабощенной американцами, но в
TO же время гордой и непокоренной.

Рассказ -китайского писателя Чжао Шу-
ли «Женитьба Маленького Эр Хэя» убеди-
тельно повествует о том, как умирают кос-
ные обычаи в молодой китайской pecny6-
лике, как вырастают, выпрямляются люди.

Единому замыслу номера подчинены и
все другие разделы журнала — «Искусст-
во», «Наука», «Критика и библиография»,
«За рубежом». Напечатанная в последнем
разделе статья И. Константиновского «Аме-
риканцы в Европе» содержит много инте-
ресных фактов и данных, свидетельствую-
щих о планомерном ограблении и закаба-
лении Соединенными Штатами маршалли-
зованных стран. Статья еще не окончена, и
о ней трудно высказать окончательное
суждение, но ее стиль уже сейчас вызы-
вает существенные возражения — автор,
подчас подменяет публицистичность развяз-
HOCTBIO.

В целом номер удачен и интересем.
Нельзя, однако, не отметить, что, подпи-
санный к печати 29 июня, журнал был
получен подписчиками значительно позже.
Между появлением сигнального номера -и
завершением печатания всего тиража «Звез-
ды» проходит несколько недель. Редколле-
гии необходимо подумать над сокращением

этого срока.
———

= АЕ
Кружки нотной грамоты

УЖГОРОД. Закарпатская. филармония” и
музыкальные школы области помогают
колхозникам повышать музыкальную куль-
туру. Артисты выезжают в села с лек-
циями и консультациями для членов хоро-
вых и музыкальных самодеятельных кол-
лективов.

Преподаватели Мукачевской музыкаль-
ной школы организовали для руководите-
лей колхозных оркестров несколько семи-
наров, посвященных классической музыке.

За шесть месяцев этого года работники
искусств Закарпатья провели в селах около
пятисот консультаций, более двадцати се-
минаров, выступили с десятками шефских
концертов. Они организовали помощь сель-
ским хоровым и музыкальным коллективам
в изучении нот.

Во многих колхозах
нотной: грамоты.

созданы кружки

Махмут Макал и его книга 2 12 Typ

Можно без преувеличения сказать, что
вышедшая в январе этого года в Стамбуле
книга «Наша Деревня», автором которой
является семнадцатилетний сельский учи-
тель Махмут Макал, произвела огромное
впечатление на самые различные круги
турецкой общественности. Показательво,
что в течение четырех месяцев эту книгу
трижды. переиздавали и все три издания
были быстро распроданы.

Появление этой книги вызвало оживлен-
ные высказывания турецкой печати. Так,
например, газета «Ватан» писала: «Любой
крестьянин из наших деревень, которых
насчитывается около сорока тысяч, с пол-
ным основанием может сказать: «Это моя
деревня, это наи деревни».

И эти слова будут вполне соответетво-
вать действительности. Вилайет Нигде, в
котором находятся описываемые в книге
деревни, не является даже самым отста-
лым в Турции, а деревни эти далеко не
мые отсталые в данном вилайете, по-
скольку они расположены всего в 40 км
от города».

Книга вызвала множество статей в ту-
рецкой прессе. Но никто из «критиков»
He смог опровергнуть фактов, содержащих-
ся в ней. Наоборот, в большинстве случаев
авторы статей вынуждены были согласить-
(я с фактами, приведенными в Книге,
Так, например, профессор Вехби Эральт в
тазете «Ёни. Сабах» писал: «Прочтя эту
КНИГУ, которая создана на основе личных
наблюдений над условиями жизни в дерев-
нях Пентральной Анатолии, вы убедитесь
B Том, что вопрос поставлен перед нами FO
всей паготе. Это произведение, в котором

приводятся ужасные факты, ‘приобретает
характер документа, обвиняющего всех
Hac»,

Книга Махмута Макала, поразившая ши-
Токую общественность своей безыскусст-
венной правливостью и заложенным в ней
протестом, одновременно вызвала крайнее
неудовольствие TeX, кто наживается на
почти немыслимой и невероятной нищете
турецкой деревни.

Неуливительно, что власти сразу же
объявили книгу  «крамольной», а автора
начали преследовать. В маэте 1950 года
Махмут Макал был арестован и брошен в
Аксарайскую тюрьму. По иронии судьбы

или по прихоти властей, была избрана
тюрьма, находящаяся в том самом вилай-
ете Нигхе, который описан автором в его
книге. Боясь скомпрометировать себя окон-
чательно, а заодно еще более увеличить
популярность «Нашей деревни»,  влаети
сделали вид, что преследуют Махмута Ма-
кала вовсе не как писателя, а лишь Бак
«левого пропагандиста». Турецкий официоз
«Улус» сообщил, что «причиной ареста
Махмута Макала является не его.книга, а
выступление, в котором содержалась ком-
мунистическая пропаганда». Конкретно его
обвинили в Том, что он якобы произнес в
классе во время урока следующую фразу:
«В настоящее время дети богатых учатся,
а дети бедных не учатся. Но через два-
три года будет создана новая власть, и
тогда все дети будут учиться на равных
правах». Вак мы видим, правящие круги
Турции и здесь пытались использовать так
называемую «красную опасность».

Олнако известие 0б аресте Макала стало
достоянием широкой общественности. Дело
получило большую огласку. Властям во из-
бежание худшего пришлось срочно занять-
ся «тушением скандала». Заместитель пре-
мьъера Нихат Эрим, приняв корреспондентов
некоторых стамбульских газет, вынужден
был сказать:

«Я прочитал книгу учителя Махмута Ма-
кала, озаглавленную «Наша деревня». Та-
кого рода деревни имеются в Центральной
и Восточной Анатолии».

Далее он вновь подтвердил полицейскую
версию о том, что арест Махмута Макала
никак не связан, мол, с его книгой, а «вы-
зван совершенно другой причиной», и ли-
цемерно сообщил, что правительство «He

может вмешиваться в дело», которое пере-
дано в CYA.
Однако уже одно то, что заместитель

премьера счел необходимым успокоить 0б-
шественное мнение хотя бы столь He-
уклюжими и неубедительными доводами,
само по себе неопровержимо свидетельство-
вало о прямой виновности правящих кру-
тов в преследовании Макала как автора
разоблачительного произведения.

После ареста Макала в поход против
него собрался и губернатор вилайета Ниге.
Он пытался опровергнуть некоторые фак-
ты, приведенные в книге, поичем сделал

это еще более неуклюже, чем Нихат Эрим,
и вовсе попал в смешное положение.

В газете «Акшам» появилась следующая
заметка; «Губернатор вилайета Нигде прочел
книгу сельского учителя Махмута Макала
под названием «Наша деревня». Поскольку
деревня, о которой говорится в книге, на-
ходится в вилайете Нигде, губернатор за-
интересовался, соответствуют ли действи-
тельности те факты, о которых рассказы-
вает писатель. Он выехал в деревню и
лично убедился в том, что в книге есть
места, противоречащие действительности».
Так, Макал сообщает, что из 53 учеников
только один знает, что такое мед. Между
тем, по. утверждению губернатора, он су-
мел выявить 6 учеников, которые знают о
меде. «Интересно спросить господина гу-
бернатора, — продолжает газета, — а сколь-
ко человек этой деревни пробовали мрт,
если (как говорит губернатор) только 6 че-
ловек знают о меде? Не будет ошибкой
сказать, что ни один».

Кроме того, губернатор, возражая авто-
ру «Нашей деревни», заявил, что в вилай-
ете Нигде «никто не ходит босиком».

«Не только в деревне, но даже ив
Отамбуле ходят босиком», — пишет по это-
му поводу газета «Ажшам».

К находящемуся в тюрьме Махмуту Мэ-
калу проник корреспондент  стамбульской
тазеты «Ля репюблик». Описывая свою
встречу, он следующим образом рисует
облик Махмута Макала: «Для своего в03-
раста он высок ростом; у него желтоватый
цвет лица и болезненный вид, но он вы-
глядит благородным и мужественным. Его
глаза, зажатые между широким лбом и вы-
ступающими скулами, горят, как огоньки.
В них искрится ум».

Автор «Нашей деревни» в. беседе pac-
сказал о себе следующее: «Семь поколений
моих поедков трудились на сухой и 6ес-
плодной земле этой деревни Дмирджи, и
уже в течение 250 лет труба нашего ее-
мейного очага дымит в этой деревне. J
начал посещать деревенекую школу в
пятилетнем возрасте. Закончил начальпое
обучение десяти ‘лет от роду. Когда мне
исполнилось пятнадцать лет, я был назна-
чен учителем в деревню Нюргюз, располо-
женную в сутках ходьбы от моей эодной
деревни Дмирджи. Чем старше я становил-

ся, тем больше мной овладевала страстб к
знанию. Я старался удовлетворить ее чте-
нием газет и некоторых книг, которые мне
удавалось добыть тут или там с тысячью
трудностей.

Я был влюблен в моих маленьких уче-
ников деревни Нюргюз; иначе и не могло
быть потому, что я сам был замешан на
деревенском тесте. Я всем сердцем был
привязан к моим маленьким ученикам, i
`моим братьям. Впрочем, следует указать,
что эта привязанность была взаимной: на-
селение этой деревни было очень внимэ-
тельно ко мне и признательно мне. По-
скольку я сам вырос в деревне, я хорошо
понимал и разделял страдания крестьян и
их тревоги. И это еще более споеобствова-
ло привязанности крестьян ко мне.

Так я провел два года в деревне Нюр-
гюз. Большая часть ‘моего жалования тра-
тилась на журналы и книги. Я приобрел
почти всех классиков. И вот однажды мне
пришло в голову заняться делами, которые
превышали мои возможности. Я захотел
писать. Спрашивая самого себя, каким 05-
разом я могу этого достигнуть, подумал о
журнале «Варлык». Посланные в этот
журнал несколько стихотворений не понра-
вились. Несмотря’ на это, журнал «Вар-
лык» попросил меня написать о деревен-
ской действительности. Тот день, когда
появилось в печати мое первое «Письмо пз
деревни», был для меня днем ликования.
Я продолжал посылать в журнал  «Вар-
лык» свои «Письма из деревни». Сборник
этих писем после некоторых переделок и
добавлений составил материал для книги
«Наша деревня».

Ho sot,— добавил Махмут Макал,— эта
книга вызвала гнев у некоторых лиц. Они
возмущаются. Разве имеются жители де-
певни, которые ходят босиком? Можно ли
представить себе, что жители деревни не
избавились от вшей? Но пусть люди, кото-

рые проявляют притворную добродетель,
поедут посмотреть на деревню и на се
жителей!»

Боясь возмущения общественного мние-
ния, власти в конце концов освободили
Махмута Макала из тюрьмы. А книга
его — книга правды, боли и гнева — по-
прежнему счлтается правителями Турдии
«врамольной»! Ф. 3.

` Николай АТАРОВ

ОБНОВЛЕННАЯ ТАЙГА _

«Социалистическое государство надо лю-   вспоминаешь год великого перелома. Перед

бить не только умозрительно, а конкретно,
то есть с его природой, полями, лесами,
фабриками, заводами,  колхозами, совхо-
зами». Эти слова Михаила Ивановича
Калинина могли бы быть эпиграфом к ч0-
вой очерковой повести Нины Емельяновой
«Заманщина». Своей конкретной любовью
к родному краю и к советскому человеку,
непрерывно постигающему и преобразую-
щему свою Родину, писательница заражает
и читателя.

В очерковой повести Н. Емельяновой нет

новой — умение

глазами читателя возникает образ хозяина
земли, — единый, включающий в себя ий
сибирскую крестьянку Дарью Матвеевну, и
комсорга бригады лесосплавщиков Remy, 4
молодую
хайловну,—единый образ советского чело-
века. Он складывается в точном, хоть и на
совсем расчетливом построении очерка, в ке-
тором сюжет определяется маршрутом пу-
тешествия.

украинку-геолога Mapp  Ми-

Особенно ценная черта таланта Емелья-
всякую свою  публици-

богалства внешних событий, но читатель   стическую мысль, выраженную предельно

выносит из этого произведения докумен-
тального жанра такое количество представ-
лений и ощущений, которое не  всегла
остается после прочтения иного многолист-
ного романа: Очерк этот — о Заманщине, о
таежном крае вокруг Красноярска, о Ени-
сее и его притоке Мане, о красноярских
«Столбах» и о художнике Сурикове, о 30-
лотых приисках и лесосплавщиках, 0
теологии. края и партизанской
о старателях, переселенцах, проводниках,
зачинателях колхозного движения, о влюд-
ленных в родные края краеведах, о лесе,
о камне, о небе над. головой... Перед нами,
можно сказать, энмиклопедия одного

просто, делать органической, вырастающей
из почвы повести.

Когда старик-колхозник Василий Оситю-

вич говорит, что «обогащение человека —
не от золота; не от ‘единоличного труда, а от
общего плана жизни», то читатель воспри-
нимает эту мысль государственного чело-
века, как самую естественную для шести-
десятилетнего крестьянина из глухой таеж-
войне,   ной деревушки. Читатель подготовлен &
этому всем тем, что он знает
еиповиче, а знает он не только, каж сра-
жалея тот с беляками, но и как оч светло
и спокойно принял
(  утедшую от дурного мужа, как он выка-

о Василий

обратно в дом ДОЧЬ,

уголков нашей страны. Художнику помо-   пывал в лесу ромашику, чтобы посалить ее
гает ученый, историк, исследователь, п0Э-   около дома, и множество других сердечных
тический образ соединяется с точным зНа-  и неожиданных потробностей.

нием.

Молоденькая Клава говорит: «Я раньше

В 1929 году писательница, в ТУ ПОРУ   умала — нау-у-ка! Ой, это же так вы-

еще молодой геолог; участвовала в геологи- coro

нам её не достать никак. Дума-

ческой Не посвященной во ла, что наукой только особенные люди 33-
месторождений по Мане и ее ПРИТОКАМ. 976 нимаются и, наверное, всё старики! А сей-
была первая геологическая разведка На   час сама хочу быть ученой, как Мария Ми-

Мане в советское время.

хайловна. И буду!» Автор тут же дотовари-

Первая половина произведения TOCBHHIC- ` вает: «В этом-то и все дело! Так изучение
на году великого перелома, началу первой страны любым советским ученым нейзбеж-
пятилетки. Еще только зарождается Кол- HO превращается еще ив глубокую поли-
хозная жизнь В дремучем таежном краз. тическую работу. Не складывать вирпич за

Еще не протоптаны тропы, по

КОТОРЫМ   кирпичом вдание

обособленной от Жизни

пройдут через несколько лет десятки таеж- науки, а вызывать свежие, деятельные си-

ных теологических экспедиций, еще
Врасноярск — провинция.

Вторая половина очерка — спустя два-   советекий ученый».

дцать лет в том же крае.

И  лы народа для работы в этой же науке, —

вот с чем приходит в глухие углы родины
И опять читатель
воспринимает и слова Клавы и мысли ав-

«Социализм — это та советская жизнь,   тора, как естественный вывод из представ-
в которой мы живем и дышим. Пятилет-   шей перед ним картины могучего жизнеч-
ка— это не отрезок времени, а часть тё-   ного потока, непрерывно изменяющего 0б-
кущей, как вода между двумя шлюзами,   лик таежного края.

советской ` действительности». —так пишет
Емельянова, и это ключ к повести.

Можно поставить в ‘упрек опытному ли=

тератору, каким является Н. Емельянова,

Сама тайга, казалось бы, не изменилась   некоторую, сказывающуюся, пожалуй, 060-
за двадцать лет, но как все ново: и «л°-   бенно заметно во второй части книги, н&с-

вушки в штанах», рышущие с геологиче-
скими молотками по. краю, и

сивность восприятия. Есть известная р0-

огромные   бость в том, как она следует за фактами,
масштабы лесосплава на Мане, И ИНДУу- за материалом своих

записных  КНиИЖев:

стриальный  Праеноярск, и грузовик На   Концентрация материала действительности,
таежной дороге, везущий колхозников, при-  обобщающий художественный вымыюел—не

исковых рабочих, геологов,
на золотодобыче, и — главное — люди.

и гидравлика   только право писателя-очеркиста, но и не-
пременная обязанность.

Маршрут второго

Это — дети тех, о ком рассказывалось на   путешествия не свел Н. Емельянову 6 не-

первых страницах повести:

дети стариба  которыми героями, судьбы которых

были

Василия Осиповича с его рассказами о ие-   показаны в первой части повести. Остается
реселенчестве, 0 TOM, как нелегко отнимать   пожалеть, что она не решилась их доска-

пашню у тайги;

партизана Терещенко,   зать. Но именно то, что читателю интерес-

учившего красноармейцев великому ‘пар-’ны даже недосказанные судьбы героев, сви
тизанскому умению отбирать оружие У детельствует об удаче писателя в главном.

врага; хитрого, но талантливого и ловкого
проводника и охотника Игната;

Свою -главную мысль, — мысль 0 TOM,

Ни-   как советский строй жизни ‘использует,

колая Васильевича © ЛИЦОМ, «ИсСУШОН- заставляет служить государству и народу

ным великим упорством золотоискателя».

бесплодное прежде богатетво глухого таеж-

Читаешь эту заманскую новь, H вс1о-  ного края, как, преобразуя природу, растет

минаешь начало повести — первое путе-

шествие автора но горелым

и изменяется сам человек, — писательнице
лесам,   удалось донести с такой поэтической и му-
оставшимся еще от гражданской войны, зыкальной ясностью, что все рассказанпоз

Н. Емельянова. «Замаищина». Литературно- м ее ее будто хоротая
художественный альманах «Год ХХХИТЬ, 1950. песня.
; re rere

Итоги конкурса на лучшую детскую книгу

Закончился второй тур конкурса на луч-

шую художественную книгу для детей,
проводимого Министерством просвещения
РСФСР.

Среди отмеченных книг — произведения
о великих вождях нашей, партии Ленине
и Сталине, повести о советской школе,
о комсомольцах и пионерах, книги о тру-
де, о революционном прошлом, книги, раз-

`облачающие реакционную сушность капи-

талистической системы, произведения науч-
но-познавательного жанра и другие.

Рассмотрев 518 рукописей и книг, жюри
присудило первые премии С. Михалкову
за поэму «В Музее В. И. Ленина», эстон-
скому поэту Р. Парве за сборник стихов
о советской Родине и дружбе народов
CCCP «Comme над Родиной», П. Павлен-
ко за повесть «Степное солнце», молодой
украинской поэтессе М. Познанской за
поэму «Наш колхоз «Победа», М. Приле-
жаевой за повесть о советской школе
«С тобой товарищи».

Вторые премии присуждены армянскому
писателю В. Ананяну за приключенческую
повесть «На берегу Севана», латвийскому
писателю Жану Гриве за «Рассказы об
Испании», показывающие героическую
борьбу испанского народа за счастье и не-
зависимость своей страны, молодому писа-
телю Н. Дубову (Киев) за повесть из жиз-
ни алтайских пионеров «На краю земли»,
Н. Кальме за роман «Дети Горчичного
Рая», бичующий нравы современной амери-
канской школы, ленинградской писательни-
це И. Карнауховой за книгу о сельских
школьниках «Повесть о дружных», Л. Кас-
силю и М. Поляновскому за повесть 0
юном герое Великой Отечественной войны
пионере Володе Дубинине «Улица младше-
го сына», А. Кононову за повесть «У Же-
лезного ручья» —о событиях 1905 г, в
латвийской деревне, молодому писателю
Ю. Сотнику за сборник детских рассказов
«Невиданная птица».

Двенадцать произведений удостоены тре-
тьих премий: повесть украинского писателя
И. Багмута «Счастливый день суворовца
Криничного», книга стихов молодого поэта
О. Бедарева «Вот я какая», книга Ф. Виг*

доровой «Мой класс», повесть для дДо-
школьников Л. Воронковой «Солнечный
денек» (новый вариант), цикл стихов 0

преобразовании природы украинского поэта
П. Воронько «Цветущий край», сборник
рассказов молодой писательницы С. Геор-
гиевской «Солдатский ножик», повесть
студентки Литературного института им.
А, М. Горького И. Гофф «Я—Тайга», по-
вести писателей Е. Коковина (Архан-
гельск) «Детство B Соломбале» H
О. Корякова (Свердловск) «Тропой  сме-
лых», ‘сборник стихов белорусской поэтес-
сы Э. Огнецвет «Песня о пионерском фла-
ге», научно-фантастические повести и рас-
сказы В. Охотникова из сборника «В мире
исканий», повесть молодого читинского пи-
сателя О. Хавкина «Всегда! вместе».

Большая группа участников конкурса от:
мечена` поощрительными вознаграждениями:
украинский писатель В. Козаченко за по-
весть <Аттестат зрелости», Н. Венгров и
М. Эфрос за книгу «Жизнь Николая Ост-
ровского», В. Немцов за ’научно-фантасти-
ческую повесть «Золотое дно», казахский
писатель С. Бегалин за рассказ «Сатжан»,
А. Воинов за книгу «Рассказы о генерала
Ватутине», молодой армянский писатель
О. Гукасян за повесть «Маленькие мститё-
ли», ленинградские писатели, авторы науч:
но-популярных книг о — послевоенной
сталинской пятилетке А. Еромицкий («Са-
мое главное») и К. Меркульева («За страз
ну изобилия»), Б. Могилевский за KHH-
ry «