О рыбе дальней ближней

А. КОВАЛЕНКОВ

Местные жители утверждают, что в реке
Перетне водились форели. Глубокая, поро-
жистая Перетна, впадающая во Мету, сла-
вилась ‘отменно чистой, студеной водой, и
вполне возможно, что форель резвилась в
ее омутах и на пенистых перекатах.

Но если форель и не часто попадалась
в верши местных рыболовов, то уж допод-
линно известно, что Перетна изобиловала
щуками, красноперыми головлями и заби-
вавшимися под коряги налимами.

Стада ходили на водопой к заросшим
кувшинками  плесам; колхозницы © J0-
щатых мостков колотили вальками и поло-,
скали белье; в жаркие дни, после трудов,
людя купались в свежей речной воде.

Так было, когда на бумажной фабрике,
которая входит в Окуловский целлюлозно-
бумажный комбинат и расположена в вер-
ховьях Перетны, исправно работали фильт-
ры и отстойные колодцы.

Но весной 1946 года дирекцию комби-
ната осенила мысль: к чему тратиться на
ремонт фильтров и устройство новых от-
стойников? «Выгоднее» платить штрафы
за спуск неочищенных сточных вол...

Постановление ЦИК и Совнаркома CCCP
ot 7 asrycra 1937 года гласит, что раз-
мер платы за спуск сточных вод с пред-
приятий в водостоки и открытые водоемы
взимается до 10 коп. за 1 кубометр сточ-
ных вод. Ознакомясь с. этим параграфом
закона, дирекция комбината отбросила все
предохранительные меры по очистке сточ-
ных вод, приготовила сумму для соответ-
ствующего штрафа; и... поплыли вниз 0
реке пузыристые ядовитые хлопья: отходов
бумажного производства вперемежку с Ko-
сяками дохлой, вздувшейся, гниющей рыбы.

Чистые воды Перетны окрасились в мут-
поржавый цвет. На протяжении сорока ки-
лометров и дальше — после впадения Пе-
ретны во Мсту— в озеру Ильмень пошел
вонючий, заражающий воздух поток. Жи-
тели деревень Верешино и Перетенка не
могут купаться, стирать белье, брать реч-
ную воду для поливки огородов. В пионер-

oo 9

ских лагерях, расположенных в окрестно-
ети, пришлось принять меры, чтобы огра-
дить ребят от желудочных и глазных б9-
лезней,

А в Вулотине. на джутовой и льнообра-
батывающей фабрике (она расположена на
той же Перетне, десятью километрами
ниже Парахина, где находится бумажная
фабрика) стали выходить из строя
паровые котлы. Сметанная с отходами па
рахинского производства вода  заворила
конденсаторы и фильтры.

Разумеется, что в дирекцию комбината
не замедлил явиться инспектор по сани-
тарному надзору.

— Виноваты, ничего не попишешь, —
сказало возмущенному инспектору комби-
натское начальство. — Определите размеры
штрафа, и мы мигом внесем надлежащую
сумму местным финансовым органам...

Штраф уплатили, а засорение обществен-
ных водоемов сточными водами продолжа-
лось. Через некоторое время представитель
Окуловского районного отдела здравоохра-
нения вновь явился с напоминанием: He-
обхолимо, дескать внести очередной

Так было не раз и не два. А между тем
паратраф третий закона об охране обще-
ственных водоемов четко разъясняет: «Пла-
Ta за спуск сточных BOX расходуется
исключительно на мероприятия По очистке
загрязненных вол и очистке местностей,
загрязненных сточными водами, как-то: на
устройство отстойников, ‘выгребов, биоло-
гических установок, полей фильтрации,
полей орошения... а также устройство
срубовых и буровых колодцев».

Местные органы коммунального хозяй-
ства, в обязанность которых входит исчие-
лять и взимать плату за спуск сточных
BOX, могли бы, вероятно, построить новую
фабрику на эти’ суммы. Ведь платят

ШТРАФНАЯ ИДИЛЛИЯ

их парахинекие нарушители законов ©

1946 года. Платят по сей день.

Олнако каких бы то ни было санитарно-
здравоохранительных улучшений в Пара-
хине и его окрестностях не наблюдается.
Попрежнему вянет прибрежная трава, плы-
вут по мертвым водам Перетны нечистоты,
и уже за десятки километров от Парахина
жители метинских колхозов вынимаЮТ из
сетей дохлую рыбу. :

Штрафы, как известно, существуют пе
для того, чтобы поощрять нарушителей. Но
в данном случае это так. Средства, выпла-
чиваемые дирекцией Окуловского комбина-
та за спуск нечистот в общественные, во-
доемы, оседают, так и He BCHALIB на по-

верхность, где-то в недрах района.

Эту идиллию никто не нарушает, И
объясняется это в первую очередь тем, что
Министерство финансов РОФСР не контро-
лирует расходование сумм, получаемых
коммунальными органами в результате
штрафов.

В 1949 году к постановлению о мерах
по ликвидации загрязнения и санитарной
охране водных источников было сделано
важное добавление, устанавливающее си-
стему персональных штрафов. Четко запи-
сано: если истек срок, который дан для
исправления нарушений, — штраф лично
платит директор предприятия. И штраф

этот солидный -— до’ 500 рублей в месяц.

Думается мне, — если 6 уполномочен-
ный Госсанинепекции по Новгородской об-
ласти тов. Унучек действенно применял
этот пункт постановления, картина в райо-
не была бы другой. :

Дохлую рыбу, конечно, не’ оживить. Но
интересы населения, интересы государства
настоятельно требуют, чтобы директор Оку-
ловского целлюлозно-бумажного комбината
тов. Перовекий-Вондратюк перестал нано-
сить ущерб природе пелото района.

Пора покончить со штрафной идиллией!

М. ИВАНЕНКО,

председатель правления

колхоза имени Н. С. Хрущева, _

Ново-Оскольского района, Курской области

Большие реки нашу Курскую область
обошли. Озер тоже нет.

Но вода в почве есть. Она бъет родничка-
ми, собирается в ручейки.

Одна из задач великого Сталинского
плана реконструкции природы заключается
в том, чтобы эту бесполезно убегающую
золу остановить, сделать полезной.

Через земли нашего колхоза имени
Н. С. Хрущева пролегла широкая балка.
По дну её еочился ручей. Земля в балке
была бездоходная — ямы, кусты да осока,

Весной 1949 года мы построили поперек
балки земляную плотину. загородили ручью
дорогу. Разлилась вода, заполнила BC
впадину — широкое водное зеркало, пло-
щалью в 20 гектаров.

Пруд дал возможность пустить свою кол-
хозную электростанцию, он страхует OT
засухи, позволяет разводить водоплаваю-
щую птицу.

Еще до окончания строительства плоти-
ны мы заказали в государственном рыбопи-
томнике посадочный материал, и как толь-
ко пруд заполнилея водой, над нашам
селом Ново-Ивановкой зарокотал мотор. Са-
молет опустился на поле невхалеке от

‘ пруда. В кабине находились плоские яшич-
ки с решетчатым дном, в них на влажной
рогожке лежали маленькие живые карпы-
тодовички весом по 25 граммов.

Е самолету сбежалась толпа детишек и
подростков. Летчик объяснил им, в чем
дело, и ребята быстро схватывали ящички,
несли в пруду и выпускали рыбок в воду.

Веего было выпущено в пруд 10 тысяч
` маленьких карников.

Рыба не требовала никакого ухода, забо-
ты. Она питалась естественным кормом,
росла, нагуливала жир, и Е осени важдая
из них доетигла веса 500 граммов.

Осенью начались сомнения, колебаняя:
как поступать дальше? Я знал, что осенью
воду из пруда надо спустить и всею рыбу

=>,

в 2 алЬьЗзак

Над гробом Оноре де Бальзака, автора

«Человеческой комедии», Виктор Гюго ска-
_ зал:

«Сам того не зная, хотел он этого или
не хотел, сотласилея бы он с этим пли
нет, — творец этого огромного и необыч-
ного произведения был из крепкой породы
писателей революционных...»

Для всякого, кто знаком с творчеством
Бальзака, справедливость этих слов bec-
спорна.

Однако в современной французской ли-
тературе слишком много людей специали-
зируются на малопочтенном, но пока

еще доходном деле: они утверждают, что
белое является черным, а черное — бе-
лым. Великих они склонны представить
  лилипутами, а лилипутов  — великими. И
°® эта склонность коренится в причинах, 69-
’ лее сложных и значительных, нежели
  злобная зависть карлика.

Революционное значение Бальзака ли-

тераторы этого толка объявляют... русской
  выдумкой. Реакционная французекая газз-
’ та «Фигаро», помещая статью о Бальзаке,
‚ хихикает: это, дескать, только у них, «в
‚ СССР” Бальзава считают «прогрессивным»
‚   писателем...»
 ’ Слове «прогрессивный» газета берет
‘в кавычки. Вероятно, «Фигаро» He-
: прочь уверить своих читателей, чо и ва-
  мо слово «прогресс» злокозненно выдума-

нов Москве.
 . Нал могилой Бальзака происходит горя-
чее столкновение.
  Это we академический спор. Это — 05-
\ но из многих аръергардных сражений обре-
  ченного класса с  классом-победителем,
’ один из боёв «холодной войны».

Почему же в этой войне Бальзак окд-
fy залея опасным противником буржуазии?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

№ 70

—-

выловить. Но многие колхозники держа-
лиеь иного мнения, горячо спорили:

— Нало подождать годика два, чтобы
рыба стала крупной и начала метать икру.

Все же в конце концов решили испол-
нить указания  специалистов-рыбоводов,
спустили пруд и выловили всю рыбу.
Оказалось. что поступили правильно, а
колхозы, оставляющие пруды без ежегодно-
то облова, совершают ошибку. Это все
равно, как если бы рожь не убирали
осенью с поля, а оставляли бы на корню
для самосева. В последующие годы такие
поля одичают. зарастут сорняками и ника-
кого урожая от самосева не будет.

Так и в прудах. Могда рыбы в пруде
разведетея сверх меры, становится мало
корма. Вдобавок в. неспускных прудах раз-
водится много пескарей и другой сорной
мелочи. Она тоже отнимает корм. А дикий
нерест ничего не дает, потому что взрослая
рыба поедает крошечных рыбок, выклюнув-
шихея из икры. Поэтому пруд, как поле,
надо каждую весну засевать и каждую
осень облавливать. Тогда только будет
культурное хозяйство. .

Осенью прошлого года мы взяли из пру-
да 50 центнеров хорошо упитанного карпа.

СВОЯ РЫБА

Часть рыбы раздали по трудодням, осталь-
ную продали. Общая стоимость выловлен-
ного карпа составила 40.000 рублей,
Строительство пруда обошлось нам в
20.000 рублей, карпы-годовички, посажен-
ные весной в пруд, стоили вместе с до-
ставкой на самолете 4.000 рублей, охрана
пруда в течение лета — 1.250 рублей,
осенний облов занял 10 трудодней. А боль-
ше не было никаких расходов. Таким обра-
зом, в первый же год рыба оправдала все
затраты по устройству пруда и дала при-
быль. Следующие годы станут давать чи-
стый доход.

Глядя на нас, соседний колхоз имени
1 Мая построил в этом году на  продол-
жении нашей балки и нашего ручья пруд,
площадью в 40 тектаров, и пуетил 30 ты-
сяч мальков карпа.

И вот теперь мы берем из балки триста
пудов свежей рыбы, а соседи возьмут из
нее тестьебт пудов. Разводить рыбу меест-
ную под силу каждому колхозу, под силу,
благодаря развитию нашей  зоотехники,
блатодаря авиации, всему техническому и
культурному росту, который дали нам
советская власть и колхозный строй,

a
*

В Курской области были созданы круп-
ные государетвенные рыбоводческие хозяй-
ства: «Ключики», «Октябрь», «Спартак» и
«Прогресс». Продуктивность их достигает
9 центнеров рыбы © гектара пруда.

В беседе с нашим корреспондентом зам.
председателя Курского облисполкома тов.
Е. И. Калиничева сообщила по этому по-
воду: я

— Государетвенные хозяйства служат
базой для развития колхозного рыболов-
ства. Кроме товарной рыбы они выводят
миллионы Штук кариз-годовичка и снаб-
жают колхозные пруды.

‘

Такая роль его неизбежна
мерна.

В девятнадцатый век Франция вступп-
ла, как буржуазное государство. Буржуа-
зия одержала полную победу над старым
феодальным строем, ввергла в новую ка-
балу вчерашних союзников по баррикад-
ным боям — ремесленников и рабочих и
по-своему сформировала общество.

И вот на это буржуазное общество, —
на самой заре его существования, когда
оно было совсем молодым,  опьяненным
победой и переживающим свое торже-
ство, — пристально взглянул очень зор-
кий, умный и необыкновенно талантливый
писатель.

Он так и определил свою задачу: «Ли-
тература есть выражение общества».

Стремясь «выразить общество» своего
времени, он писал роман за романом, прэ-
славив себя не только талантом, но и не-
человеческим, почти непостижимым трудэм.
Он воздвигал из этих романов эпопею, как
воздвигают гранитное здание.

Таким могучим зданием и выросла в
литературе «Человеческая комедия», напи-
саниая Оноре де Бальзаком.

Бальзак говорил 0б искусстве: «Задача
искусства не в том, чтобы копировать
природу, а в том, чтобы ее выражать...
Впечатления! Впечатления! Да ведь они
случайности в жизни, а не сама жизнь!..
Ни художник, ни поэт, ни скульптор ив
должны отделять впечатление от причи-
ны, которые нераздельны одно в другом.
Вот в эм и заключается истинная
борьба».

Показав буржуазное общество таким, ка-
ким оно было в момент своей юности и
своего торжества, Бальзак показал ето
обреченным,

Он писал о положении рабочего в этом
обществе: «Рабочий, пролетарий, человек,
шевелящий ногами, кулаками, языком,
спиной, только своей рукой и пятью сво-
ими пальцами, чтобы жить,-——тав вот, STOT

и законо-

В последние годы колхозное рыболов-
ство развивается успешно. За пять лет
плошадь прудов увеличилась в Курекой
области более чем в десять раз.

В текущем году рыбхозы и колхозные
пруды Курской области дадут 10.000 цент-

неров рыбы. Эт, конечно, еше мало, но
для начала неплохо.
В будущем году площадь колхозных

прудов увеличится до семи тысяч гектаров.
К 1955 году будет построено четыре ты-
сячи прудов. И если исчислить их про-
дуктивность по минимальному уровню — В
два центнера, то и в Этом случае MBI By-
дем иметь 100 тысяч центнеров рыбы.

К столетию
со дня смерти

человек, который больше всех других хол-
жен бы бережливо расходовать основу бвоей
жизни, превозмогает свои силы, запрягает
жену в какую-нибудь машину, заставляэт
работать своего ребенка, пригвождая и еге
К одному из колес механизма. Фабрикант,
представляющий собою самую, что ни на
есть второстепенную пружину,  приводя-
щую в движение этот народ... явился к
людям пота и воли, труда и терпения 6
обещанием огромного заработка, то соблаз-
HAM WX столичными прихотями, то маня их
на зов чудовища, именуемого  Спекуля-
цией».

On показал фабриканта и банкира. по-
вазал художника, порабощенного буржуа-
зией; он написал о буржуазном Париже,
где живут все эти люди: «...там нет более
близкого родственника, чем стофранковый
билет, нет иного друга, кроме закладной
конторы».

Картины «Человеческой комедии» слу-
жат великолепной иллюстрацией к гнев-
ным словам «Манифеста коммунистической

партии», — песни посней марксизма и
смертного приговора буржуазии.
Недаром Марке писал о Бальзаке, что

это писатель «замечательный по глубоко-
му пониманию реальных отношений...»,
a Энгельсе называл его «гораздо более
крупным художником-реалистом, чем все
Золя прошлого, настоящего и будущего...»

Грандиозна  таллерся типов «Человече-
ской комедии». Мелкие и страшные po-
стовщики Гобеск и Гранде; крупные, но
не менее страшные финансисты, вроде
Тайфера и Пусинтена, — предки пы-
нешних Рокфеллеров, Ротшильдов,  Крун-
пов; порожденные властью  чистогана,
бессердечные п растленные карьеристы, —
такие, вак Растиньяк; попранные, разме-

Л. АРГУТИНСКАЯ

МУЖЕСТВО
И РАВНОДУШИЕ

Юряю Шкатову двадцать семь лет. Этот
молодой человек из города Вуйбышева
заслуживает того, чтобы 0 е№ жизни
узнала советская общественность.

Семилетним мальчиком Юрий  Шкатов
тяжело заболел. Суставной ревматизм на
вю жизнь приковал во к постели.

Й вот уже 19 лет, как Юрий не может
ходить, двигаться, даже сидеть. Он иепо-
движно лежит на спине.

Тяжелый недуг изуродовал тело, ноти,
руки Юрия, но не смог. сломить волю к
жизни и деятельности. Преодолевая неимо-
верные трудности и физическую боль, он
упорно пел к намеченной цели — быть
человеком, полезным советскому обществу.

Для того чтобы читать и писать лежа,
он сам сконструировал специальное при-
способление. ¢ помощью которого можно

перелистывать страницы книги и пододви-

тать в себе бумагу.

Шли тоды. Прикованный к постели
Юрий заочно окончил среднюю школу, по-
ступил в Институт иностразных языков и
тоже заочно окончил его. Мало этого: он
успенно заканчивает специальные одного-
дичные заочные курсы усовершенствования
и становится переводчиком с английского.

Что делать дальше?

Юрий Шкатов шлет письма в Deana
журналов Москвы и Ленинграда, предлага-
ет свои услуги в качестве переводчика.

Ответ отрицательный, переводы в Ryi-
бышев посылать затруднительно.

Но Шкатов не успокоилея. Связавшись
‹ иностранной комиссией Союза советских
писателей, он получает учебники и при-
ступает к изучению болгарекого языка,

В своем паеъме в редакцию «Литератур-
ной газеты» Юрий писал:

«Я почти всю жизнь лежу в постели,
но всетла, всей душой стремился к жизни
и хотел быть в ней полезным человеком»...

Специальный корреспондент «Литератур-
ной газеты» выехал в Куйбышев, чтобы
помочь Шкатову найти свое место в жиз-
ни. Он побывал у Юрия.

Мололой человек вместе е матерью жи-
вут в поселке Зубчаниновка, в 25—30 ки-
лометрах от центра города, в маленьком
неблатоустроенном домике. Зоя Сергеевна
Шкатова работает в городе на телеграфе,
и целый день Юрий один, ему помогает
старуха тетка.

Зоя Сергеевна, скромная советская тру-
женица, мужественно переносила невзгоды,
делала, вое возможное, чтобы облегчить тя-
желую долю своего сына. Она не обраща-
лась за помощью даже к своему коллекти-
ву, не жаловалась на трудности, которые
она и ее сын испытывали.

Только от корреспондента московской
тазеты узнали руководители куйбыпевских
организаций о подвиге своего земляка.
Узнали — и устыдилиеь своей‘ неосведом-
ленности и тфенвили оказать ему помощь...

Минувитей зимой в маленькой комнате
Юрия царило. оживление. Больного nape-
стили секретарь обкома комсомола тов. Co-
колов, заведующий сектором печали обкома
партии тов.  Кошщечкин, ответственный
секретарь редажащии газеты «Волжекий кам-
сомолец» тов. Верзилин. № Шкатову при-
ехали медики —— профессор Вавецкий и до-
цент Макаров, Городской отдел социального
обеспечения стал хлопотать о персональ-
ной пенсии, городской совет — подыски-
вать комнату в центре города и т. д.

Казалось, дело сделано. В Вуйбышеве
узнали о Юрий Шкатове и приняли меры,
чтобы помочь ему, помочь стать активным
участником борьбы за коммунизм.

В сожалению, это далеко не так!

Перед нами несколько писем товарища
ПШкатова; напибанных в последнее время.
Все’ обешания до сих пор не выполнены.
Ни работы, ни комнаты, ни персональной
пенсии он не получил.

И даже навещать перестали. А сейчас
новая бела, —— серьезно больна мать, и
молодой человек чувствует себя совсем
заброшенным.

Трудно и горько считать некоторых от-
ветственных товарищей из города Вуйбы-
шева людьми равнодушными и безответ-
ственными. Но других слов не подберешь!

Юрий Шкатов не отчаивается. би знает
Родина поможет своему преданному сыну.

ненные таланты, подобные Люсьену Шар-
дону; калоржник Вотрен, стремящийся к
богатству и мечтающий велух:

«Вотда же я тазбогатею, меня не епро-
сят: «Вто ты такой?» Я буду господин
Четыре Миллиона, гражданин Соединенных
Штатов...»

Вот ведь какой, кстати сказать, точный
и многозначительный штрих: значит, уже
и тогда, нь самой заре расцвета и молодо-
etn буржуазного общества, было это:
стоило каторжнику разбогатеть на грабе-
жах и убийствах, и он немедля начинал
видеть Соединенные Штаты своей единет-
венной и желанной духовной родиной. (0-
временная аристократия США выдает за эм
блему своих предков белые паруса корабля
«Майский цветок», привезшего на амери-
ванскую землю первых английских пере-
селенцев. Но подлинной эмблемой амери-
ванских «королей доллара» следует счи-
тать кастет Вотрена. Многое станет понят-
нее, если восстановить эту историческую
правду...

Верность исторической правде сделала
Бальзака таким, каким он остается в ли-
тературе. Его книги неизмеримо крупнее,
нежели его политические убеждения, и
судьба его Kak художника несравненно
значительнее личной его жизни.

В книгах он никогда не позволял 6ебэ
лгать, и потому вдохновенный и честный
республиканец Мишель Кретьен eran 01-
ним из немногих положительных героев
«Человеческой комедии». Вальзак париео-
‘вал портрет прямодушного и чистого воло-
носа Буржа. Бальзак говорил: «Благород-
пый тип ветречается только в народе».

Сила жестокой правды,  произнесенной
пад колыбелью французского буржуазного
государетва, особенно остро ошущаетея те
перь.
> Злые люди в старости особенно раздра-
жительны и злопамятны. Они вспоминают
давних врагов и тщатея метить им, де-
Tasch еще более отвратительными в евозм
бессилии.

Так поступила буржуазная Франция с
памятью Бальзака.

В мире советской науки

НОВАЯ КАРТА

Перед нами единая  гипсометрическая
карта СССР, изданная Главным управлением
теодезии и картографии при Совете Мини-
стров СССР. Тридцать два листа ве зани-
мают пространство в Четыре метра длиной
и два с половиной метра высотой. Это
результат многолетних работ большого кол-
лектива советских географов и картографов.
Новая карта не только дает общее пред-
ставление о рельефе всей нашей страны,
но точно и детально изображает ее от-
дельные, не изученные ранее районы.

При пёрзом взгляде на карту видишь
знакомые очертания великой русской рав-
нины, Уральских и Кавказских гор, высо-
чайшие хребты Центральной Азии, обшир-
ную Западно-Сибирскую низменность, Сред-
не-Сибирское плоскогорье, многочисленные
горные цепи Дальнего Востока. Но, вемат-
риваясь в нее, замечаешь, что многие рай-
оны нашей страны. и особенно северо-во-
стока ев, изображены на карте по-новому,
Рельеф и речная сеть показаны здесь ина-
че, чем они изображались на картах до сих
nop. Вот, например, хребет Черского и

НАШЕЙ СТРАНЫ

некоторые части  Верхоянья на Даль-
нем Востоке, или горы Путорана и
Средней Сибири. Эти малонаселенные части
СССР до последнего времени были известны
географам лишь в общих чертах и ‘изобра-
жались на картах по догадке. В последние
тоды и эти отдаленные районы детально
изучены геодезистами. *

Впервые сделана попытка нанести на
типсометрическую карту СССР подводный
рельеф морей и океанов. Еще недавно уче-
ные мало интересовались песками пустынь
й полупустынь, считая их бесплодными,
Ныне пески, занимающие обштярные площа-
ди среднеазиатеких республик OCOP, xopo-
шо изучены И детально показаны иа карте:

Русским ученым издавна принадлежит
первенство в области научного изображения
рельефа на картах. Это первенство было
завоевано еще трудами известных русских
ученых А. А. Тилло и Ю. М. Шокальского,
Новая  гипеометрическая xapra CCCP—
ценный вклад в изучение природы нашей
великой Ролины.

oo °
ОРЕХОВЫЕ ЛЕСА

На высоком горном склоне стоит дерево-
богатырь. На 20 метров ввыхь поднялась
его крона. Ствол — полтора обхвата. Уже
160 лет встречает оно восход и закат
солнца. Далеко вокруг распространяется
аромат его листьев и темнооливковых пло-
дов. Это грецкий ‘орех.

лесах Джалал-Абадской и Опккой
областей Киргизии много таких старых оре-
ховых деревьев. Основную массу соетавля-
тт деревья в возрасте более ста лет. Они
покрывают TOpHble хребты на высоте
1200—1700 метров над уровнем моря на
momar свыше 40 тысяч гектаров. Этот
массив входит в состав  лесосалдов, зани-
мающих около 500 тысяч гектаров. Орех
произрастает вместе с дикими  яблонями,
трушей, вишней, алычой. Тут же кусты
фисташки, миндаля, боярышника, крупно-
плодного шиповника,  барбариса,  жимо-
лоети.

Южно-киргизекие леса это реликты —
островки древней вымершей флоры. Они
представляют исключительный научный
интерес. Ученые читают по ним, как по
открытой книге, эволюцию современных
видов растений, используют их для созда-
ния новых ценных растительных форм. В
течение многих лет изучением этих лесов
занимается Киргизская  научно-исследова-
тельская станция Института леса Академий
наук СССР, Здесь можно видеть молодые
ореховые саженцы, выгодно отличающиеся
от «стариков» своей высокой  урожайно-
стью. В этим саженцам работники станции
прививают черенки или глазки наиболее
морозостойких, урожайных, с высоким ка-

Письмо в

_В ‘связи со статьей Е. Вовальчик «06  жет удовлетворить нае и положение Jer.
Bo украинской

одной попытке зажима критики» («Лите-
ратурная газета» от Т августа) считаю
необходимым сообщить следующее:
Статья эта, в основном, правильная.
Обсуждение статьи М. Руденко на рас-

ширенном заседании Бюро поэтической
секции 5 июня е. г. справедливо может
быть расценено как попытка зажима

критики. Мое выступление на обеужде-
нии He могло ° содействовать развитию
критики и самокритики.

В писательской организации Украины,
несомненно, имеет место серьезное отета-
вание критики от других жанров литёра-
туры. Надо отметить, что украинские
критики добились определенного успеха
в работе над двухтомным курсом исто-
рии украинской литературы, включаю-
щим и советский период, появились Ени-
ги, посвященные проблемам современной
литературы, социалистической  остетике
нт и.

Но всего этого, безусловно, мало. Ври-
тики отстают от требований жизни. Ко-
миссия критики и теории литературы
Союза писателей работает плохо, неё мо-

Наступившую в прошлом году 150-лет-
нюю годовщину ео дня его рождения она
использовала для того, чтобы запить па-
мять 0 великом писателе потоками грязи
и клеветы. Ато только ни тащил cBoe
зловонное ведро к этому потоку.

Католический  чревовещатель Франеуа
Мориак пискнул, что «свирепый реализм»
Бальзака приводит его в ужае, Реакцион-
ный декадентик Александр Арну, облечен-
ный званием члена Гонкуровской академия,
пренебрежительно махнул ручкой: «Я ечи-
таю, что «Человеческая комедия» — поч-
ти детекая книжка». Дама, зарабатывзю-
щая себе на пропитание писанием порно-
графических клижек, Мария ле Ардуэн,
высказалась так: «Бальзак, как человак,
мне правитея. Вальзак. как романист,—
значительно меньше... «Человеческая ко-
медия» =— это обман зрения».

Все это было высказано ими не в лич-
ных беседах за столиком кафе, но на стра
ницах Французской литературной газеты,
в специальном номере, посвященном памя-
ми Бальзака.

И литературный представитель маршал-
лизаторской администрации в Париже, ма-
ститый американский похабник Генри Мил-
лер тоже соблаговолил лягнуть ногой гра-
нит великого творения. Для этого жеста
французский журнал «Эепри»  услужливо
предоставил ему свои столбцы:

«Я не испытываю чувства уважения ни
& геркулесовым трудам Бальзака, ни кего
чрезвычайной плодовитости, ни к ero re-
НИЮ,,..» -—— провещал Миллер, перебросив
жевательную резинку от щеки к щеке.

Отвратительно эт0? Конечно! Но в еще
большей мере все это смехотворно.

Такая свистопляска могла бы стать по-
зором Франции, если бы от лица француз-
ского народа не говорили другие голоса и
если бы в те же самые дни память Баль-
зака не была почтена в Париже другими
словами.

На ХИ съезде французской коммунисти-
ческой партии Морис Торез призывал лю-
дей мысли и исвусства в возобновлению

ЗННИННИННННИ

чеством плодов разновидностей ореха. Or-
бор их произведен в результате  длитель-
ного изучения естественного лесного ассор-
тимента.

Велико народнохозяйственное значение
южно-киргизских лесов. Они защищают от
знойного солнца горные потоки, снабжаю-
шие водой оросительную систему Ферган-
ской долины, поставляют две трети в66х
орехов и фисташек, заготавливаемых в на-
шей стране, и снабжают фруктами  кон-
сервные фабрики. Киргизокие леса—<амый
мощный. в CCCP источник  орехозой
древесины, идущей на 0с0бо ценные изде-
лия.

Пять лет назад южно-киргизские леса
были объявлены госудаюственным лесопло-
довым заказником. Партия и правитель-
ство заботятся не только о сохранении,
правильном использовании, но и 06 увели-
чении единственного в мире огромного
массива орехо-плоловых лесов. Недавно Co-
вет Министров СССР принял решение
улучшить охрану заказника и значитель-
но увеличить его площадь, & также превра-
тить чаеть диких лесосадов в культурные
сады. Уже в ближайшее время начнется
подготовка почвы на плошади 1000 гек-
таров для посева новых плодовых  расте-
ний. За пять лет будет засажено десять
тысяч тектаров земли. 225 тысяч отводков
ореха и 350 тысяч других диких деревьев
превратятся благодаря  окулировке в
культурный горный сад.

редакцию

«Итературно! газети» и
критических отделах литературных жур“
налов:

Недостаточное внимание вопросам раз-
вития критики уделяет ескретариат ССП
Украины. Несомненной оптибкой секрета-
риата является тот факт, что до сих пор
не обсуждались итоги ХИТ пленума, прав=
ления ССИ CCCP.

Перед писательской организацией Ук-
рамны стоит неотложная  запача — pel
тельно двинуть вперед развитие литера-
турной критики, помогая росту и совер-
шенствованию критических кадров, смелэ
выдвигая молодые критические силы.

Сейчас украинские писатели готовят“
ся к очередному, ТУ пленуму правления
ССП Украины, который состоитея в бли-
жайшее время. Пленум обсудит доклад о
состоянии и задачах литературной npn
тики ма Укранне п наметит пути даль-
пейшегм развития украинской советской

литературы.
Л. ДМИТЕРКО,
зам. председателя правления Союза
советских писателей Украины

тины

евязи с великими традициями. Он говорил:

«Мы понимаем, что, призывая писателей
и художников занять подобающее место В
великой битве за освобождение человечест-
ва, мы защищаем одновременно и будущее
культуры и свободу. Мы сознаем, чо ив
этой области, как и в других. мы защи-
щаем Францию, которую хотим вырвать из
состояния экономического, политического
и духовного упадка, чтобы она © новым
блеском предстала перед всем миром».

Так звучит сегодня подлинный 10406
французского народа.

И народ этот дорожит творческим насле-
дием великого писателя-реалиста.

«Бальзак сейчас — пробный камень для
нынешней критики, — говорил прогрессив-
ный французский публицист Анд
Вюрмеер. — Официальные празднества. по
поводу даты его рождения и смерти прев-
ратились в жалкую комедию... Только
прогрессивные писатели защишают память
Бальзака, и если один из его романов
был напечатан недавно частями, то эю
было в «Юманите»,

Марсель Кашен, обращаясь к товари»
щам по партии, писал: «Коммунисты дол“
HRI знать произведения величайшего
французского писателя ХГХ века Оноре де
Бальзака. Знакомяеь с литературой и фя-
лософией прошлого, они обогатят свой жиз-
ненный опыт и многому научатся».

Как и все лучшее в сокровищнице че-
ловеческой мысли и искусства, Бальзак
принадлежит новому миру. Буржуазии
страшно вглядываться в страницы ет
книг. Они, как зеркало, отражают черты
ве распада и тления.

Люди нового мира обращаются к этим
книгам © благодарностью и любовью. Они
проникают в историю, чтобы яснее уви-
деть будущее; они изучают врага. чтобы
точнее разить его. Наконец, они любят ве
ликое и вечно живое подлинное искусство,
и потому берегут и сберегут Бальзака,
воздвигнувшего бессмертное здание «Чело-
веческой комедии».