р

- ра известных

o

Люди

«Важдый ли на своем месте? У каж-
дом ли свободные крылья?»

Этот вопрос задает самому себе секре-
тарь районного комитета партии Михаил
Плужников, один из героев романа Ильи
Котенко «Колхозники». Партийный py-
козодитель района стремится к тому,
бы привести в движение все живые си-
гы, дать простор творческой инициативе
зюдей, создать такие условия, при кото-
рых человеческая личность,  человече-
ская индивидуальность нашли бы свое
полное выражение.

Плужников работает в деревне. В
прошлом деревня представляла собою до-
вольно ограниченное поприще для при-
ложения творческой мысли, для человека
во «свободными крыльями». 06 «идио-
тизме деревенской жизни» писали в свое
время многие русские литераторы, изу-
чавшие и знавшие деревню. Если даже
губернская Вятка представлялась Щед-
рину глубокой провинцией, захолуетным
«Крутогорском», в котором мыслящий п
деятельный человек обрекался на прозя-
бание, то что можно было сказать о глу-
хих деревенских ‘утлах! Известна драма
профессора А. Н, Энгельгардта, проме-
нявшег Санкт-Петербург на  смолен-
скую глушь. Интеллигентекая мечта авто-
«Писем из деревни» о со-
ядержательной и богатой жизни в сельской
глуши потерпела жестокое крушение. Ста-

4TO-

ПЕРВАЯ КНИГА ПИСАТЕЛЯ
большевистского размаха

°
И. PABOB
°

ря» Ефим Суханов. Прав ли он? Прино-
сит ли пользу государству та линия, ко-
TOPOL придерживается в своей деятельно-
сти этот Колхозный вожак?

«Мужик!» — так отвечает  предоеда-
тель колхоза имени Молотова Сидор Ba-
сильевич Хижняк на вопрос о том, кто
же такой Суханов, его сосед. Что из то-
TO, что зареченский председатель имеет
все внешние приметы крестьянина соро-
ковых годов: носит одежду городекого
покроя, говорит как по писаному, умеет
себя держать с людьми, ничем как буд-
то He походит на  бирюка-мужика... Н
все-таки Суханов целиком укладывается
в ту характеристику, которую дает Хиж-
няк. В зареченском колхозе господствует
та самая система, о которой другой герой

романа говорит так: «,..cHOBa, выходит,
упирается народ, как бычок, в свой кло-
чок». Зареченекое хозяйство не идет
вширь и вглубь, не прогрессирует, а ру-
ководитель этого хозяйства скатызается
к антигосударственной практике! Да, пе-
ред нами «мужик», хотя и в новом
обличье!

Илья Котенко рассказывает читателю о

рый общественный строй обрекал деревню КРУШНоМ социалистическом хозяйстве. Ве-

на положение глухомани, забытой богом и
людьми.

Секретарь райкома партии Плужников,
интеллигент по всему своему складу, ру-
воводитель большого масштаба, живет и
работает в деревне, любит ее, ни в коей
мере неё тяготитея своим пребыванием в
ней п не считает это пребывание в де-
ревне жертвой со своей стороны. Он пн-
mer mene:

«..Й верю в искренность и злравый
смысл твоего профессора, предложившего
mele остаться в аспирантуре. Я верю в
твою новую работу, понимаю ее значе-
ние, хотя. и плохо разбираюсь в медици-
но, Больше того, я верю в твой талант,
в 1800 светлую голову... Но я не могу
понять одного — разве работать над но-
выми проблемами науки можно только в
Москве, только в аспирантуре?..: Не ста-
рый ли это взгляд на место развития
науки?.. Не знаю, может, я  слии-
ком влюблен в свою солнечную степь, но
мне кажется. что человек любой профес-
и, за исключением разве кораблеетрои-
теля и океанографа, может найти злесь
место для большого творческого труда п
НАУЧНОЙ работы».

Руха 06 руку ве Плужниковым рабо-
тают в ‘деревне и другие интеллигенты:
старый профессор Александр Иванович
Колосков, молодые специалисты Андрей
Волошин, Николай Шевардин, Анна’: Во-
мтырева, Для всех находится большов!г и
интересное дело, будь то  селекционная
манция, или MTC, пли колхоз. Совре-
ненная деревня находится в полосе бур-
лого роста, идет по пути прогресса, еме-
Tid B CBOCM движении все то, что в той
и иной степени мешает ее живым си-
av, вв новаторам.

В романе поставлена большая проб-
ма: речь идет о звеньях в сельекохо-
зяйственном производетве и о бригаде.
(феди действующих лиц романа есть сто-
кники звеньевой системы. Таков пред-
цатель зареченского колхоза «Новая за-
Илья Котенко. «Колхозники», Роман, часть

1-я, Альманах «Год тридцать третий» № 5,
1950 г.

шин, в непродуманной

лики преимущества  отого хозяйства! Co-
ветская деревня уже переходит в новую
эпоху своего развития-——она меняет свое
старое название на новое: атротород. В кол-
хозе «Путь социализма»  парторг Xpo-
мов на собрании коммунистов докладлы-
вает о плане строительства агрогорода,
И люди, слушающие его, не выражают
никакого сомнения в том, что в скором
времени на месте их хутора возникнет
селение нового тина, в котором будут
многие элементы городского быта, го-
родекой культуры.

Новые масштабы, новые горизонты!

И даже конфликты между людьми, 0
которых повествует автор романа, гово-
рят 0б этих масштабах и горизонтах в
сознапии передовых представителей кол-
хозного крестьянства. Вот на том me
партийном  собранни возникает спор
между бригадиром Octanom Якуненко и
председателем колхоза Николаем Шевар-
диным. Бригадир упрекает колхозного в9-
жака в неправильном использовании ма-
расстановке лю-
дей: «Я думал, вы — рабочий человек;
сами машины для нас делали, партий-
ный взгляд на это имеете, — а такое

неуважение к машине...

И одна твоя стежка не дюже ровная:
ты свою систему на машину ориентируй,
по профессиям, что у нас нарождаются, &
не тяни на участочки, не возвращай лю-

roi В старому врестьянству...» И продее-

датель колхоза, ранее работавший; на пРаст-.
сельмаше и потом учившийся в сельско-
хозяйственном институте, вынужден приз
Знать правоту бригадира: = звеньъевая’
система организации труда, существовав-
шая в артели, действительно сдерживала

дальнейний  прогресе сельского хозяй-
ства. «Мне просторы нужны, машины,
люди...» — требует  холхозный агроном

Волошин, человек большевистского раз-
маха, пришедший в степь для того, что-
бы победить векового врага  стенного
земледельца — засуху. Андрей Boao-
пин -=— интеллигент нового склада. Если
в следующих частях романа этот образ
будет раскрыт автором полностью, — пи-
сатель введет в галлерею литературных
типов еще одного в высшей степени  ин-
тересного героя нашей деревни.

Ерасной нитью по страницам романа
проходит мысль о культуре руководства
сельским хозяйством, о союзе земледель-
ческого труда с наукой. Старый Хижняк
говорит Шевардину: «Не знаю, как ТЫ.
Николай Федорыч, а по-моему, есть у Hac
один недогляд. Почему у нас имеются вся-
кие институты и академии — транспорт
ные, промышленные, медицинские... А
председатели колхозов, как пузыри в дождь,
выскакивают: кумекаешь лучше дру-
тих -= становись, руководствуй! А по-
чему для нас институт или академию
не организовать? Я бы сам подобрал х0-
рошего паренька в своем колхозе, дал бы
ему решением правления стипендию, про-
дуктами обеспечил — только учись! Но
чтоб вернулся он обратно меня сме-
HATH инженером сельского хозяйства;
чтоб вернулся с политическим  разви-
тием, мыслью, размахом...» Сидор Хиж-
ня —^ самородок, от природы талантли-
вый человек, он многое сделал и делает
в деревне, но и он сознает, что его «са-
моук» не является тем багажом знаний
и культуры, которые нужны колхозному
руководителю в наше время.

Да, современной деревне нужны и агро-
номы, и инженеры, и профессора, и ака-
демики. Агрогород в степи — это уже не
мечта, это творимая явь, реальная дей-
ствительность.

В альманахе опубликована первая
часть романа, мы еше не знаем, как раз-
вернутся в дальнейшем события, как
сложатся судьбы героев. Хочется думать,
что тот же Суханов, 0 котором  говори-
л0сь выше, поднимется до Хижняка,
так как сущность большевистской рабо-
ты с людьми заключается в том, чтобы
воспитывать их, поднимать их мировоз-
зрение. Суханов — отнюдь не пропа-
щий человек, и читателю не хотелось бы,
чтобы он сошел со ецены со своей ие
лестной для нашего времени кличкой.
Думается, что писатель не отступит от
жизненной правды, если’ приведет этого
своего героя на более широкую и свет-

лую дорогу.
Полагаем мы также, что и председа-
тезь райисполкома Иван  Передерий,

имеющий в своем облике черты консер-
ватизма, не обречен автором на бесслав-
ный уход из жизни. Заметим, что Илья
Котенко своего председателя райисполко-
ма нарисовал почти по образу и подобию
Хохлакова, председателя РИКа из романа
С. Бабаевекого «Кавалер Золотой Звезды».

Передерий и  Хохлаков выглядят, как
братья-близнецы. Эмо уже  свиде-
тельствует о шаблоне, о трафарете. В
жизни нет недостатка в типах и ха-

рактерах. Наблюдательный писатель мо-
жет и должен брать равнение He на го-
товые литературные образы, а на живых
людей. А автор нового произведения пред-
ставляется нам как раз таким  литерато-
ром, который умеет живописно, по-свое-
‚му нарисовать характер человека.

Альманах «Год тридцать третий» приз-
ван быть разведчиком нового в нашей
действительности. Очень хорошо, что в
  альманахе появилось произведение моло-
дого писателя, свидетельствующее о том,
что у него есть драгоценные качества —
хорошее знание жизни, чувство нового,
 уменье видеть и слышать своих замеча-
  тельных бовременников — людей больше-
ан размаха, людей преобразующих
жизнь. Роман Ильи Котенко «Колхозни-
ки» порадует многих читателей. Мы бу-
дем ждать продолжения ero рассказа о
деревенских партработниках, о новых зем-
ледельцах с их широким кругозором и о
новой деревне с ее радостными перспек-
тивами.

) дании первых книг стихов. У В. Су0б0-

Семен ГУДЗЕНКО

Из краткого редакционного предисловия
к книге молодого поэта Василия Субботи-
на читатель узнает, что ее автор начал
свой путь 22 июня 1941 года и участво-
вал в штурме рейхстага.

Без изысканных рифм и ритмических
ухишрений, без красивостей и восклица-
тельных знаков, сдержанные, оснащенные
точными деталями стихи Василия Су660-
тина заставляют, вспоминая прошедигую
войну, энергичное бороться против поджи-
гателей новой. т

Самым характерным в этой кните
мне кажется «Рассказ о Королевской пло-
щади». Одна точно подмеченная деталь
переносит нас из 1950 года, из Москвы,

в 1945 тод, в Берлин. У Субботина ска-
зано:

В полки пришли солдатские газеты
Уже без сводок Совинформбюро.

Й этого достаточно, чтобы воскресить в
памяти Берлин сразу же после канитуля-
ции. Дальше поэт очень лаконично пове-
ствует о союзниках, которые без боя «взя-
ли» свои секторы германской столицы и
перенесли. торгашеские нравы Нью-Йорка
на черный рынок у Шпрее:

И ярмарку устроили они
а площади, омытой нашей кровью.

И уже, как вывод из всего рассказа:

Осыпанные глиной и известкой,

Мы в майский день торжественно
клялись,

Как счастье долгожданное, геройски

Добытый мир отстаивать всю жизнь.

Воспоминание в этом стихотворении под-
чинено главной теме в нашей литературе:
борьбе за мйр. И эта тема решена не 9б-
щими, уже утративитими силу своего воз-
действия словами, а конкретными биогра-
фическими деталями, которые в лириче-
ской поэзии особенно убедительны.

Фронтовой поэтический дневник, издан-
ный сегодня, имеет такое же значение и
право на существование, как, например,
записки партизанских командиров, опивы-
вающих 1941 год в нынешнем году. Имен-
но таким дневником солдата и является
сборник В. Субботина.

Василию Субботину Улаютея бытовые и
батальные зарисовки. Но есть в первой
книге одна опасная предвзятость: поэт
как бы боится страстной нублицистической
интонации. На многих его стихах — печать
скованности, часто холодности. Это идет
от бедности изобразительных средств, от
боязни оступиться в поисках. Эту  пред-
взятость молодой поэт должен преодолеть.

Первая книга — первый шаг в литера-
туре. Мне кажется, что он сделан Суббо-
тиным правильно и честно. Поэтому вторую
книгу Василия Субботина мы будем ожи-
дать с особым интересом.

И уже в самом конце — вообще об из-

тина в первом сборнике всего около пяти-,
сот строк. Но книга, любовно оформленная
и переплетенная в твердую обложку, про-
изводит и внешне очень хорошее впечатле-
ние. Жаль, что московские
«Советский писатель»
дия» не хотят выпускать таких маленьких
по объему книг. И поэтому нередко, ro-
дами дожидаясь многих тысяч_-строк, моло-
oH поэт теряет новизну первых опгуше-
ний и его хорошие стихи устаревают. Сто-
личным издательствам. следует выпускать
книжки стихов даже в 500—700 строк.
Это без сомнения в интересах вступающих
в литературу поэтов и их ровесников -—
читателей.

В. Субботин. «Солдат мира», Крымиздат.
1950 г, 48 стр.

А. БРУШТЕЙН

Сегохнящним читателям детских книг
и зрителям детоких театров к началу
Великой Отечественной войны было всего
по 3—5 лет от роду. Воспоминания их о
войне смутны и расплывчаты. Великая
битва за свободу и счастье открылась им
в литературе. Запечатленные писателями

‚ разы героев войны — герои-краснодонцы

А. Фадеева, Зоя М. Алигер, Ваня Солнцев
В. Катаева, — все они вошли в жизнь
сегодняшних детей, как старшие братья,
как бессмертный пример служения Родине.
Ав свое время Зоя Космодемьянская и Олег
Кошевой воспитывались под влиянием при-
№ра Павла Корчагина и других repoes
гражданской войны, В этой передаче тради-
ЦИЙ советского мужества — одна из выео-
ких задач детской литературы. Она должна
приобщить детей к славе протилого для
Toro,

Чтоб они, войдя веселым строем

В нами завоеванные дни,

Научились подражать героям,

Поступали так же, как они!
(М. Светлов)

Книга 0. Самсонова «По ту сторону»
повествует о советских подростках, угнан-
КЫх BO время войны ца фашистскую ка-
Торгу. Читатель знакомится с героями кни-
TH осенью 1941 года, в тот день и час,
Когда на станции «Орел-товарная» фашн-
ты грузят русских подростков в трязные
H смрадные вагоны невольничьего эшело-
на, угоняемого в Германию. Читатель сле-
AyeT за ними в лагерь на болоте, где Cas,
Мый воздух кажется «запертым в клетку
#3 колючей проволоки». У ребят отняты
Документы — взамен им дано нечто вроде
собачьего ошейника или рабского клеймл:
Нашитый на груди лоскут с буквами «50»
(Советский Союз) и порядковым номером...

Вак поведут себя эти советские ребята,
из которых старшим лет по 13—14, но
есть п 10—11-летние? Как выдержат они
это испытание, самое тяжелое из всех,
какие выпали на долю советских детей в

ды войны,— испытание неволи, вдали
——_ ol

С. Самсонов. «По ту сторону». Повесть. Че-
лябоблгиз, 1949 г., стр. 215. Свердловскоблгиз.
1950 г., стр. 235,

ЭСТАФЕТА ГЕРС

от Родины, семьи, школы, в отрыве от
героического примера борьбы взрослых ©
фашистскими захватчиками? Не согнутся
ли ребята, не сломятся ли, не позабудут
ли то, чему учила их советекая Родипа?
Книга С. Самсонова убедительно и прав-
диво отвечает на’ эти вопросы. Да, совет-
ские подростки выдержали испытание, н?-
смотря на голод, холод, болезни, непосиль-
ный труд, жестокое обращение, издеватель-
ства. Советские подростки прошли через
рабство, не склонив перед ним упрямых й
торлых голов. Они не обрадовали своих му-
чителей ни угодливостью, ни покорностью,
многие из них, как могли, боролись с фа-
шистами. Мальчик Толя был зверски з3-
мучен за то, что плюнул в лицо комендан-
ту лагеря. Девочка Шура мужественно
приняла смерть за то, что отравила поме-
щичьих свиней. На торфоразработках совет-
ские ребята ломали и выводили из етроя
машины. Проданные в рабство немецкой
помешице, ребята держались спаянно, обод-
ряли, выручали друг друга, делились по-
следним куском. Ребята помогли бежать со-
ветским военнопленным из лагеря смерти.
Олного из этих пленных, раненного при
побеге, ребята скрыли в стоге сена, ходи-
ли за ним, пока он не поправился. Вмееге
с ним маленькие мстители подорвали же-
лезнодорожный путь, уничтожив фангиог-
ский эшелон, Наконец, очутившись после
войны в одном из американских «лагерей
для перемещенных», советские подростки
держалиеь так же стойко: не поддаваясь
на лживые провокации, они отбтаиваля
свое право возвратиться на Родину.
Бесспорным достоинством книги С. Сам-
сонова является то, что она’ не только
рассказывает 06 этой героической борьбз,
но и вскрывает прячины мужества совет-
ских ребят. Истоки мужества — в тои
моральной атмосфере, которой дышали доти
на Родине. Родина растила этих детей
большевиками. Пересаженные па недобрую
почву чужбины, они все же жили, как
большевики. Привыкнув с детства ощущать
себя членами громадного советекого коллек-
тива, дети везде и в невольничьем
эшелоне, и в лагерных бараках, и на по-

составляли коллектив советских
Каждый из них думал не о себе одном, а

их Родина. И связь

Армия придет освободить их.

на двух контрастных образах —Ани ий
Жоры. Аня выросла в тепличной обстанов-
ке, оберегаемая матерью от всего — от 6o0-
лезней, от сильных переживаний, от внеш-
него мира вообще. «Мы с ней так жили,
будто никого кругом на свете больше

терью. Запрятанная, как в тенлое гнездьии-
ко, в этот маленький домашний мирок, Апя
выросла в эгоистической уверенности, что
она— центр мироздания. Это, по существу,
буржуазное воспитание принесло Ане не-
поправимый вред. Нри первом ударе анин
мирок рухнул невозвратимо. № борьбе она
оказалась неприспособленной: этому ee He
учили. В неволе ее собственные пережива-
ния продолжали заслонять перед ней все
окружающее -— они накатились на Hee,
как штормовые волны, сбили ее с ног, за-
хлеетнули с головой, —— она не устояла,
в отчаянии повесилась на стропилах чер-
дака. Она, единственная из всех ребят, по-
верила в возможность нашего поражения.
Характерно, что остальные подростки, тя-
жело переживая гибель Ани, жалея ее, тем
не менее сурово осудили это самоубийство.

В совсем иных условиях воспитывался
характер Коры. Он вырос не в выстланном
ватой «мирке», а в широком советском
мире, великодушиом, надежном, родном. У
него твердая вера — в этом мире ему,
Жюре, не дадут пропасть. Он привык, созна-
вать и свою ответственность перед совет-
ским миром и советскими людьми. С пер-
вых дней фаптистской каторги Жора ока-
зался едва ли не самым крепким, самым
надежным, стойким, верным своим товари-
mam. OH первый среди них © негодованием
отверг лживый слух о взятии Москвы фз-

Всего нагляднее раскрыто это автором.

ИЧЕСКИХ ПОКОЛЕНИЙ
стенке для «перемещенных» — неизменно   победима, и что она придет освободить из
людей.   неволи своих детей.

Совершенно правильно поставив в центре

верхностно. Запомнится поступок Толи,
илюнувшего в лицо коменданту, но что
знает читатель о личности Толи, его
характере, интересах, о том, как жил Толя
до войны? Не знаем мы этого и 06 осталь-
ных ребятах.

Подробно и интересно обрисовав семью
Ани, автор коснулся семейной обстановки

си, — но кав бегло, как скупо!

\ коллективе.
  себе бойцами Азиот учаетвует в ‘разворачи-

` ШИЛО СУДЬбЫ

и‘ новых писательских

baa 3

` Драгоценным качеством нашей литературы, залогом
ге дальнейшего расцвета’ является ‘приток все новых

сил. Ежегодно на` страницах

центральных и областных изданий появляется множество произве-
дений писательской молодежи, которые несут с собой новые темы

образы, сюжеты.
Советская литература сильна
цией внимательного отношения к

молодого писателя.
Высока и ответственна роль

и передовое.

Дрижеская поддержка, принципиальный, без скидок, критиче-
ский разговор о первой книге — залог успешного роста авторов.

На этой странице мы печатаем
писателей. .

Desa ceneeneeeasesennceeean aacesesers

Первая книга! Сколько гордости, сколько надежд в этих словах для

первую книгу, издательства, которое издает ее и оформляет. Бе-
режно сохраняя индивидуальность автора, редактор должен. помочь
ему преодолеть недостатки, поддержать и выделить самое ценное

ooo

благородной горьковской тради-
молодым писательским кадрам.

редактора, который подписывает `

статьи о первых книгах молодых

=

Яекки зав оначидикий ина и наи дье аира ника инкуни

нра нина вос нод рожь нии сони норначнии

Д. ДЕМИРЧЯН

ОДНОПОЛЧАНЕ

Как узнается настоящий писатель?

Думаю — очень просто. Если писатель
заставил забыть, что перед нами книга,
и перед нашим внутренним взором раскры-
вается сама живая, полнозвучная жизнь,
если перед нами проходят образы, в кото-
рых эта жизнь горит и трепещет, то, зна-
чит, мы имеем дело, если не с созревшим,

TO ¢ формирующимея настоящим  писа-
телем.
Труднее распознать художественный

дар в начинающем, молодом писателе. Вот
он написал первый рассказ или повееть
и ждет вашего приговора: достойна ли сто)
вещь выйти в народ или его надежды не
осуществятея? Думается, счастлив тот мо-
лодой писатель, которому можно сказать по
долгу литературной совести: да, судя по
первой книге, ты должен войти в литера-
туру; работай, не покладая рук, слушай
жизнь, дорога твоя определилась.

Такие мысли приходят в голову, когда
читаешь «Люди налиего полка», первый
роман Cepo Ханзадяна, напечатанный в
4—8-й книжках армянского журнала «Co-
ветская литература и искусство».

Роман «Люди нашего полка» посвящен
ленинградежой эпопее. В составе полка —
представители многих братских народов
Советского Союза, партийные и непартяй-
ные большевики. В одном взводе — рус-
ские, армяне, белорусы, грузины, азербай-
джанцы, татары.

Полк переходит в наступление...

События и люди, изображенные в рома-
не, во многом знакомы нам по другим про-
изведениям о Великой Отечественной вой-
не. Но я отнюдь не считаю это признаком
«однотипности» произведений. Подлинные
художественные произведения различиы
в другом: каждый писатель вносит в лите+
ратуру свое; 060б0е, неповторимое, что
увидел он в простом и великом герое, имя
которому—советский человек.

Главного героя, собственно говоря, в
этом романе нет. Армянин Ашот, который
вместе с любимой девушкой Атихен фигу-
рирует в начале романа, дальше показан
больше всего среди своих товарищей, в
Вместе с ‘другими равными!

вающихея событиях романа.
В «Людях нашего полка»
очень важная тема советекой

решаегея
литерату-

издательства   РЫ — тема единства братеких народов. Чи-
п «Молодая гвар-  ТЯ роман, не только понимаешь, но чув-

ствуешь, почему советские народы живут
одной сплоченной семьей, почему дружно
сражаются на войне. Общая всем им заин-
тересованность в победе, общая предач-
ность Родине—неоценимая природа нашие-
го социалистическото общества—предетав-

ляется в романе ках закономерный резуль-

тат всей советской системы воспитания.

На арене исторических событий в боях
за Родину поколение, рожденное  револю-
цией и пороволюционным временем, вер-
человечества. Это новые лю-
ди, воспитанные Сталиным. If Cepo Xau-
задян сумел просто, правдиво показать но-
вые нормы их сознания и поведения, их
оптимизм и преданность народу. Характе-
ры героев романа как бы образуют боль-
ой единый советский характер.

Роман Серо Ханзадяна представляет еэ-
бой по преимуществу бытоописание жиз-
ни полка. Среди подвигов и будней войны
люди полка живут, мечтают, любят, рвутея

060 всех товарищах, боролся не 34 «мое» И книги лишь небольшую группу из восьми   Побеле, и в каждом шаге их, в. каждом
«я», но за «наше» и «мы»: так. приучила   робят, какбы выхватив их лучом прожек-  ПоМыеле чувствуешь горячее сердце совет-
их с этой Родиной   тора из многотысячной массы подростков,   СКИХ РОИНОВ,
была неразрывна, как непоколебима была   (. Самсонов, однако, отнюдь не всех их иа-
их вера в то, что советская страна п09е-   лелил индивилуальными, запоминающимися
дит фашизм, что Сталин не забудет о д46- чертами. Лучшие образы повести — Аня и
тях, томящихея в неволе, что Советская Кора. Остальные юные герои показаны по-

любящих и защищающих
советскую Родину Так, как Никто ий нико-

«Совстская литература им искусство»,

№№ 4—8, 1950 г

гда еще не умел любить и защищать свою
родину.

Интересные люди в нашем полку! Xopo-
шо выписан командир Сафонов, человек е
умными спокойными глазами, которые как
будто созданы для тото, чтобы все cpasy
видеть и все сразу понимать. Он сильно не
жалует командира дивизии генерала Крец-
кого-—тяжелого на подъем, неспособного за-
быть устаревигяе, омвртвелые способы веде-
ния боя, туго воспринимающего новое. Са-
фонов спорит с ним, смелыми делами полез
доказывает, что прав он, а’ не Крецкий. Вот
капитан Нрикул — начальник штаба —
высокого роста, некрепкого телосложения,
штатекого вида человек: он внимательно
вглядываетея в окружающих людей, слов-
но ищет кого-то,

— Из них выйдет толк, —— товорит
капитан  Сафонову, который жалует-
ся, Что ‘шолк послан  неподтотовлен-

ным, —я вижу их энергию.

Вот политрук  Волгин, знающий свое
дело, легко находящий дорогу к сердпу.
Вот старигина Комаров, который любит вы-
казать начальственную строгость, но тут
же, через минуту, готов поговорить с сол-
датами по душам. чЖиво представлены и
другие бойцы взвода — грузин  Шалико,
азербайлжанец Мамед, белорус Белый.

Я бегло упоминаю о характерных чертах
этих людей лишь для того, чтобы засвиде-
тельствовать, что они все живут в романе
и остаются в памяти, когда перевернешь
его последнюю страницу. Это дорогое каче-
ство: писатель постиг главное — уменье
глубоко понять человека и воссоздать ero
характер.

Не лишним будет, пожалуй, сказать злеев
0 самом авторе. С. Ханзалян — сын кре-
стьянина из далекого горного района Арме-
нии, участник тех событий, которые про-
шли перед нами на страницах ero книги.
Вот почему, наверное, с такой естествен-
ной простотой, истинно братеким пером
описывает он многонациональную семью
«нашего полка»! Никакого нажима, ника-
кого панибратства с Героями, никакого
намека на чувство
ленности...

Как один из братьев, вошел в великую
братскую семью армянский
дущий романист, вошел в среду русских,
белорусов. грузин, азербайджанцев... Только
у нае, в Советском Союзе, может так быть.
И черты этого нового бросили на роман
свет социалистической действительности,

Мне, старому писателю, хочетея сделать
несколько замечаний моему молодому другу;

В романе много длиннот.  Не слишком
еще сильно автор задумывается над реше-
нием сюжетных, композиционных задач,
да, пожалуй, иной раз этих задач перед
собой и не ставит. Не удались С. Ханза-
дяну образы немцев, все до одного  чер-
нильно-черные. И о языке романа очень
похвальных слов сказать не могу. Но писа-
тельский почерк Ханзадяна обнаруживает
стремление в хорошей простоте; ясности. и
я воспринимаю его как добротную основу.
работы будущего писателя-реалиста. Хоро-
шо, что у Ханзадяна нет стремления Е
манерности, пыптности, кудрявости в язы-
ке. Из этого, как говорится, выйлет толк:
В общем роман написан обещаюнтим пером:

«Люди нашего полка» —— первое удачное
произведение одного из представителей моло-
дого поколения армянских прозаиков, только
что входящих в литературу. Да, конечно,
меня заботят поомахи молодого автора, ко-
торых немало. Но куда сильнее радуют ме-
ня те хорошие ‘качества и задатки, с кото-
prin С. Ханзадян начинает трудное и от-
вотственное дело советского писателя.

Вадим ЛУКАШЕВИЧ

Спор очевидца

В книге Ивана Фролова «Столбовая до-

нет», — рассказывает Аня о жизни с ма- лишь троих ребят: Шуры, Вовы и Лю- рога» своеобразно совместились воспоми-

нания бывалого человека и творчество

Язык книги, к сожалению, маловырази-   писателя. Во всех рассказах этой неболь-
тельный, неточный. Часты в повести не-   Шой книги, написанных от первого лица,
улачные обороты, вроде «этот промозглый повествуется о работе советских геологов
фриц», «эта разжиревшая толетуха», Заме-  в Казахстане — где-то у озера Балхаш,
чания по языку книги должны быть адресо-   Возле Караганды, на pene Есиль и т. д.

ваны в равной мере и автору, и Свердлов-
скому, и Челябинскому издательствам, ко-
торые не помогли молодому писателю, не
сумели путем редакционной правки до-

И. Фролов рассказывает о том, как два
молодых теолога, идя по следам легенды о
серебряной скале. с помощью  казахов-
колхозников нашли ‘залежи оловянного
камня (рассказ «Серебряная скала»), как

биться «промывки» засоренного и неряш- толлектив разведчиков недр, чтобы скорее

ливого языка повести.

ввести в эксплоатацию рудник, зазимовал

Й все-таки, даже несмотря на эти недо- в годы войны у недавно открытого место-
статки (которые автору необходимо реши-   рождения («Волчьи ворота»), как на шах-

тельно исправить), дети прочитают’ книгу
с волнением. Они полюбят юных героев,
в тягчайнтих условиях неволи оставшихся
людьми, русекими людьми, советскими людь-
ми, пионерами, будущими большевиками.

Ve из-за плохой геологической карты нез
ожиданно потерялся рудный пласт, и моло-
дой инженер Вера Степановна Смирнова,
поняв ошибку главного геолога, нашла
этот пласт («Потерянный пласт»). Наши
современники, интересные и своеобразные

Читая 06 ужасах войны, они задумают- люди, встречаются читателю на страни-

ся над грандиозностью борьбы за мир, раз-  цах книги.
вернувшейся ныне во всем мире. А читая   передать своеобразие живой человечеекой
0 тайном пионерском сборе, где маленькие   речи. Точно и живопиено показывает ‘он

невольники произносили. пионерское ° тор-
жествепное обещание, дети по-новому ошу-
тят суровое и строгое обязательство, зА-
ключенное в хорошо знакомых словах:

И. Фролов умеет ельшать и

пейзажи  Вазахетана. Лаже человек,
бывавиший в тех местах, воочию видит
перед собой и балхашекую безжизненную
землю в глиняными куполами степных!
мавзолеев, и задумчивый плее  етепной

‹..Я, юный пионер Союза Советских реки Ееиль, и седые осенние тучи, кото-

Социалистических Республик, перед ли-
пом своих товарищей торжественно обещаю,
что буду твердо стоять за дело Ленина—

мещичьей каторге, и в американском за-, шистами. Он знал, что наша армия не-   Сталина, за победу коммунизма...»

рыю волочалея по вершинам сопок.
В тоже время писателю нехватает умения

И. Фролов, «Столбовая дорога». Рассказы
теолога, «Советский писатель», 1949 г., 197 стр,

не

отые

С ХУДОЖНИКОМ

обобщать. Еще изобилуют его рассказы вер-

ными, HO случайными наблюдениями,
штрихами местными,  необязательными,
внешними. И оттого иные из разеказов

незаметно переходят в жанровую сценку.

Достаточно сказать, что в рассказах
«На реке Шортанды», «Стан на Есиле»,
«Коралловый берег» нет почти ничего,
Кроме описания рыбной. ловли. От этих
рассказов остается впечатление фотогра-
фай, сделанных второнях.

Изменяет автору и чувство меры, столь
необходимое в небольшом рассказе. Слиш-
ком затянут, например, рассказ «Cepe-
бряная скала»: его можно было бы и
раньше оборвать и приписать еще столь-
ко же, ибо нет в нем сюжета поихологи-
ческого, а сюжет событийный. внешний
исчерпан, примерно, в серелине рассказа
открытием оловянного камня.

В книге «Столбовая дорога» еще идет
брожение, борьба разных начал, епор оче-
видна с художником, но уже во многих
местах проступает в ней талантливый и
зоркий писатель. Многое обещает эта иер-
вая книга. И вместе е тем она налагает
большие обязательства на ее автора: упор-
ная, трулная работа предстоит ему, чтобы;
товоря языком геологов, получить «чи-
шляхи» — отмыть и отбросить все
ненужное. наносное. случайное и притти
& большим обобщениям.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 70 3

Mam

HalwoHarLHol odocob-, , .

воин и бу-.