исатель

‚И читатель

Успехами нашей советской литературы
гордится весь наш народ. Имя писателя
мы, читатели, произносим с глубоким
уважением и, надо сказать, произносим
чаще, чем думают писатели. Герои худо-
жественных произведений прочно входят
в нашу жизнь, быт, производство. В’ них
‚ мы узнаем черты наших товарищей, отаБ-

шие, благодаря мастерству писателя, более
яркими, более рельефными. Герой произ-
ведения нередко становится образцом для
подражания.

Художественное мастерство писателя
заставляет героя книги жить жизнью
миллионов. людей, думать их думами, ит-
TH их путем и звать вперед. ‘Именно это
качество’ романов, повестей и рассказов
советских писателей сроднило их с наро-
дом, сделало литературу кровным народ-
ным делом. Внига стала насущной пеоб-

ходимостью каждого рабочего, инженера,
Колхозника. Мы очень ревниво относим-
я RO всякому новому произведению,

ищем в нем то новое, что холжно помочь
нам сделать еще игаг вперед.

Большую радость доставляет литерато-
ру общественное признание его труда,
Потому мы и хотим сообщить, как опуб-
ликованные недавно главы из нового ро-
мана Владимира Попова. «Три фронта» не
только заинтересовали и увлекли нае по-
казом мыслей и чувств советских людей,
рабочих, но и помогли решить одну из
важных задач производетва.

Нан цех был в прорыве. Мы задолжа-
ли народному хозяйству сотни тонн ста-

ли. Каждый работник завода  стремилея
нам помочь, чем только мог.
Звонок из библиотеки — просят срочно

зайти. Мы привыкли к различного рода
срочным вызовам, но чтобы срочно вызы-
вала библиотека — такого еще не бывало.
Разговор был коротким:

— Вы все еще отстаете?

— № сожалению. да.

— Прочитайте. Может быть, поможет.

Тазета с отрывком из романа Владимира
Попова пошла по рукам. Писатель расска-
зывал о борьбе рабочего коллектива за вы-

полнение государственного задания. Речь
Шла о том, как на одном заводе, тоже
находившемся в прорыве, организовали

коллективный обмен опытом. № одной из
мартеновских печей собрали лучших ра-
бочих из разных брагал. Каждый из них
вносил в технологический процесс” самое
лучшее, что есть в его богатом опыте ма-
стера, и таким образом сводная бригада
собирала воелино бесценный капитал, по
крупицам хранившийся в бригадах.

Мы не знаем, где увидел это начина-
ние писатель, по то, чтоомы прочли, рае-
крыло перед нами новые большие `перс-
пективы. Произведение писателя захвати-
10 сталеваров своей жизненной ° правди-
востью. Мысль о коллективном обмене оп-
TOM просилась перейти со’ страниц’ книги’
на рабочую площадку мартеновских печей;

Мы решили создать аналогичную брига-
лу. Заправку Maptena поручили Лкову
Тарану,
ву, нлавление — Федору Куцему, а. п9-
следнюю операцию — полировку и довод-
Ку плавки—единодунгно доверили опять-
таки Афанасию Хрептикову. Вее эти лю-
ди многократно показывали высокое ис-
вуитво сталеварения, у каждого за пле-
чами огромный опыт. Договорились. о б63-
условном подчинении всех одному челове-
Ку, вдущему ту или иную операцию, ре-
шили и ряд технических вопросов.

На другой лень е утра новаторы при-
HAlnch 3a дело. Первая же операция —
заправка печи — дала блестящие фрезуль-
таты: она была проведена за 8 минут
вместо 30 по графику. Опытные сталева-
ры, каждый с лопатой в руках, перени-
али у Якова. Тарана особенности его ра-
боты-— использование инерции движения,
уменьшающей затрату мускульной силы.
Таран не имел «заветных секретов»—он
давно отдал их коллективу. Но были ин-
ливилуальные особенности, тонкие оттен-
хи в работе Якова. И сейчас он переда-
зал их товарищам.

Сталевар Хрептиков, ставший на ко-
мандный пост для завалки шихты, пока-
зал, какое значение имеет учет всех <«ме-
лочей»: как открыть крышку завалочно-

TO окна в тот самый момент, когда зава-

лочная машина подносит вилотную к ок-
ну мульду с шихтой, как опустить крыш-
ку, не задев порожнюю мульду, когда
она выводится машиной из нечи, как рас-
пределить материал по подине с учетом
тепловых особенностей ‘агрегата.

завалку — Афанасню  Хрентико- ‘произведения,

Фехор Куцый, напрягая все
свое внимание на соблюдении
предельно допустимого тепло-
вого‘ режима, с благодарно-
стью поглядывал на Хренти-
кова, который подготовил печь
для скоростного плавления:

Когда Xpenraxos вторично
принял командование, зачерпнув ложкой
‚первую пробу расплавленного металла,
все увидели — победа обеспечена!

Сталь была сварена за 5 часов 5 минут
вместо 7 часов по графику.

Следующая плавка прошла так же
удачно: съем стали с 1 квадратного мет-
ра пода достиг 7 тонн вместо 4,2 тонны.

Пора было уходить домой, но после до-
стигнутого успеха всем. захотелось остать-
ся в цехе. Мы говорили о проведенной
смене, обсуждали подробно каждую  опе-
рацию. Й вепоминали писателя Попова. Он
вместе с нами варил сталь. И ему боль-
moe рабочее спасибо за помощь.

Вторая благодарность —— библиотеке,
Окажись там равнодушные люди, может
быть, мы в тревогах за план и не заме-
тили бы этого отрывка.

Участники первой показательной плав-
ки укрепили не только специальные зна-
ния, но прежде всего коммунистическое
отношение к опыту товарищей. Мартенов-
цы обязались дать до конца месяца 50
скоростных  плавок — сварили 52. Это
намного больше, чем за предыдущие три
месяца, вместе взятых.

Соревнование увлекло все бригады.
Сталевар Харченко и мастер Сараев сва-
рили свою плавку за 4 часа 55 минут. Это
небывалый для нае рекорд—время плав-
ки сократилось на 2 часа 5 минут про-
тив графика.. Вскоре сталевары рапорто-
вали о ликвидации задолженности за нер-
вый квартал и.о перевыполнении илана,
заданного от начала года.

Вот какое значение у нас на заводе
имел толчок, данный писателем.

Мы вправе требовать романов, пове-
стей, поэм и рассказов, в которых, нодоб-
HO TOMY, как это случилось с главой ро-
мана В. Попова, мы нашли бы для себя
нечто новое, что обогатило бы нашу жизнь,
подвинуло бы еще на шаг к коммунизму.

Не поймите нас так, что мы, дескать,
требуем от писателя переложения в худо-
жественной форме производетвенной инст-
рукции. Нет, конечно! Прежде всего
MBI хотим, чтобы писатель показал
нам духовный мир советского человека,
чтобы в книге мы нашли человека; жиз-
ненный путь которого мог бы служить
нам примером. Нам кажется, что нисатель
должен неустанно искать и находить то
новое, что рождается в любом коллективе
советских людей каждый день. Писатель,
инженер. человеческих AY, обязан по
крупицам собирать черточки коммунисти-
ческого завтра и переносить эти крупицы
завтрашнего в наше сегодня. Мы хотим,
чтобы авторы романов и повестей не
  только показывали уже происшедшие со-

бытия (это делать надо обязательно), не  .

и глядели бы вперед, в маленьком начи-
нании одного какого-нибудь рабочего су-
мели бы увидеть большое и силой худо-
жественного слова сделать это больное
достоянием сотен тысяч читателей.

Й еще одно важное обстоятельство:
нередко писатель, подметив важное явле-
ние и запечатлев его в главах будущего
‘поведает о нем народу,
ЛИШЬ окончив книгу. Нам кажетея, нало
искать такие формы общения с массами
читателей, которые, не мешая ‘ работе
над большим произведением, дали бы пи-
сателю возможность сделать подмеченное
UM в жизни важное явление достоянием
миллионов советских людей ее до окон-
чания работы над романом или повестью.
` Нае могут упрекнуть в том, что мы
пытаемся ‹ ориентировать писателей на
скороспелость. Ни в коем случае! Мы
знаем, что художественное мастерство до-
стигаетея долгим и упорным трудом. Нам
не нужны книги-скороспелки. Речь идет
о TOM, чтобы писатель в главах ли
будущего романа, в отрывках или очерках
рассказал сегодня о том. значительном,
что он увидел. Русская и советская лите-
‘ратура. имеют в этом отношении значи-
тельный опыт!

Наш ‘народ строит коммунизм. Строит
его под туководством нашей ленинско-
сталинской партии, подо волительетвом
товариша Сталина. В нашем  рабочом
строю писателю принадлежит почетное и
ответственное место.

Н. КАНДЛЕР, зам. начальника фасон-
но-сталелитейного цеха, Н. ГОРЮ-
НОВ, сталевар, И. ЕРЕМЕЕВ, газов-
щик, И. MYPABKO,

М. АСТАХОВ, секретарь  цеховой

парторганизации С. МАРКОВ, на-
у чальник цеха.

ДНЕПРОПЕТРОВСК,

‘Завод металлургического оборудования

ФАЛЫПИВКА МИСТЕРА АЧЕСОНА

Американская печать и

официальные

представители правительства

скрывают от общественного мнения С1МА варварский разбой, который осу-
ществляют американские войска в Корее. Государственный секретарь Ачесон,
выступая недавно на пресс-конференции, заявил, что он с благодарностью

и гордостью взирает
тенерала Макартура».

Рис, Бор. ЕФИМОВА

«на доблестного, вселяющего

чувство вдохновения,

‘

A
iN

‘\S
il

Подлинного Макартура не скрыть!

разливщик,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ. СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

№ 71 (2662)

В этих местах не раз бывал Пушкин,
Он приезкал сюда, в тлушь калужеких
лесов, на, зеленые берега реки Сухолрев,
где работала бумажная Фабрика, принад-
лежавшая делу Натальи Пушкиной, в де-
вичеслве Гончаровой.

Олин из уголков калужекого краеведче-
ского музея занимают экспонаты из быв-
шем поместья Гончаровых, владельцев
знаменитой бумажной мануфактуры «Но-
лотняный завод».

Тяжелые кресла, обитые  голуббватым
атласом, секретеры краеного дерева, кар-
тины в нироких золотых рамах не умают
рассказывать о прошлом, но они будят па-
мять. Они напоминают нам о стихах Нуш-
кина. написанных в имении Гончаровых,
0 ето письмах к жене, в которых он меч-
тал покинуть Петербург и навсетда поее-
литься в ПНолотняном...

Невольно возникает облик великого п0э-
та и перед глазами того, кто впервые по-
падает на «Пюлотняный завод» и виит

приземистые корпус» со стенами крепоет-.

HOH толщины и тяжелыми, низкими cBO-
дами, тесные лестницы, переходы и п9-
лутемные цехи. Эдесь, несомненно, бывал
Пупикин.

Фабуика построена еще при Петре I в
1720 году. Машины, конечно, намного
моложе здания, но и они— почтенного воз-
раста, на них начинали свою трудовую
жизнь нынептние полотнянозаводские ` вете-

раны труда.
За, годы советской власти бумажная
фабрика значительно выросла. Она дает

школьникам напей странь десятки мил-
лионов превосходных тет ц\й. Тетради
делаются Ha фабрике из бумаги собствен-
ного производства.

Соседняя фабрика-— Троицкая Ha реке
Шане — несколько моложе. Бумажники
Троицкой вырабатывают  высококачест-
венный пергамент, телеграфные ленты всех
`видов... Й эта фабрика, здания которой
похожи на музей, также систематически.
перевыполняет план.

В полутора километрах от Троицкой ра-
ботает на той же реке Шано Кондровекая
бумажная фабрика — самая мощная и са-
мая молодая из трех бумажных фабрик Ка-
лужекой области. «Молодость» ве, правда,
относительная: фабрика основана в 1800
тоду при Павле Т, и в нынешнем году кон-
дровцьг будут отмечать ее стопятидееяти-
летие.

Продукция  фабрики известна всей стра-
не. На офсетной кондровской бумаге печз-
таютея сатирические журналы «Крокодил»
и «Перець», цветные вклейки и обложки
«Отонька», «Смены», «Работницы», жур-
нал «Мурзилка», плакаты, многокрасоч-
ные картины. На бумаге этой же фабрики
было отпечатана академическое издание
сочинений А. ©. Пушкина.

На трех фабриках, о которых идет речь,
можно встретить стариков, чьи сыны и
внуки работают в тех же цехах, где paso-
тали отцы, деды и прадеды этих стари-
ков. Искусство лелаль бумагу переходит
здесь по наследству, из рода в род. И фа-
милии потомственных бумажников перехо-
INT в фэбричных списках из века в век.
Это мастера высокого класса. Котта рабо-
чие говорят, что нет. такого софта бумаги,
который они He смогли бы выпустить на

НТИ,

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Суббота, 19 августа 1950 г,

СДЕЛАНО В КОНДР

Pay
Иван СЕРГЕЕВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

©

своих мапгинах,—тповерь uM. Они уже
доказали это свое уменье делом, выпускал
и тончайшую  филигранную бумагу, и пис-
чую, и ватманекую, и грубую оберточную,
и курительную, и салфеточную и другую.

‹Нет ничего удивительного; что именио
здесь, на старейших  бумагоделательных
предприятиях нашей страны, зародилось
движение ударников бумажной прюмып!-
ленности, что рабочие  Конлровки олними
из первых подняли знамя соцпиалиетиче-
ского соревновання среди бумажников Co-
ветекого Союза и что здесь же, на Вонд-
ровке, были созданы первые сквозные

бригады.
Да и седня Кондровская бумажная
фабрика старается He отставать —

в кабинете директора фабрики  тов.
Терасимова с прошлого года, красуется пе-
реходящее красное знамя ВЦОПО: завое-
ванное во всесоюзном соревновании. Конл-
ровцы отлично понимают. чло если Мини-
стерство лесной и бумажной промьнилен-
ности СССР выполнило в 1949 тоду план
по выпуску писчей и тетрадной бумаги,
то в этом есть и немалая доля заслуг бу-
мажников кондровской группы фабрик.

Судя ло высоким показателям работы
трех фабрик, их коллективы могли ды,
кажется,  удовлетвориться достигнутыми
успехами. Но нет спокойствия ни на Конт-
ровекой, ни на Троицкой, ни на Полот-
нянозаволекой фабриках.

— Мы можем дать значительно боль-
ше продукции, чем даем сегодня, —уверен-

HO заявляют бумажники. — Мы работаем В

полеиуы...

Так ли это?
итти речь?

‚И нам тут же представляют доказатель-
ства. ПО :

Их много. Но ‘остановимея только. на
одном-—амом главном: Ha энергетическом
хозяйстве.

Изношенное, слабое. то и дело выходя-
щее из строя, оно требует срочной заме-
ны. Из-за перебоев и недостатка заектуо-
энергии бумажные машины” простояли в
пронмом roty на Вондровской фабрике
4.447 часов, а на Троицкой — 1.502 ча-
ca. Простои продолжаютея и в нынешнем
rory. Полотнянозаводская фабрика, полу-
чающая энергию с Кондровской, находит-
CH B еще худшем ноложении-— весьма ча-.
сто ее отключают от сети, и машины про-
стаивают часами: А ведь каждая минута
простоя — это сотни метров потерянной
бумаги.

Можно ли избавиться от этих потерь?
Песомненно. Надо лишь побыстрее решить
вопрое о создании энергетической базы. В
этом деле Министерству лесной и бумаж-
ной промышленности должны оказать дей-
ственную помошь министр тяжелого ма-
шиностроения тов. Н. С. Казаков и
министр электропромышленноети тов. И. Г.
Кабанов. От них многое зависит.

0 каких резервах может

—

Цена 40 коп.

А велел за этим встанет во весь рост
давняя проблема: как быть дальше?
Неужели «золотые руки» бумажников бу-
дут продолжать работать на том же му-
зейном оборудовании? Ведь действительно
странно и обидно, что в таких руках нет
  ‹амой переловой техники.

Но и эта странность имеет свое объяе-
нение. позволяющее понять причину тако-
го удивительного в наши дни техническо-
го застоя.

Статинтые бумажные фабрики, как пра-
вило, строились непосредственно у реки.
на так называемой «нулевой» отметке.
ведь для производства одной тонны бума-
ти требуется 300 тонн воды. Каждую
весну все эти прелириятия затоплялиь и
на некоторое время выходили из строя.
Точно Tak же затопляются весной и
фабрики на реках Шане и Суходреве.

Лет, двадцать назад, на заре первой ия-
тилетки, пел разговор 0 постройке MOTII-
н,й гидростанции на Оке близ Калуги,
Плотина Калужской ГЭС олжнь была
значительно поднять уровень Оки gp ee
птитоков. А если они поднимутся, то бу-
мажные фабрики окажутся под водой.

Прошло уже много лет, а к строп-
тельству ГЭС еще не приступали. Однако,
что бы ни задумывали на фабриках—рекон-
струкцию, модернизацию, ‘серьезный или
даже не очень капитальный ремонт, вроде
перекрытия протекающих крыш,—на все
следует  стереотипный ответ:  «Как-ни-
будь обойдитесь, ведь все равно вас скоро
затопит». Угроза затопления глушит твор-
ческую инициативу... Все, что ни делает-
ся на Кондровекой, Троицкой или Полот-
нянозаводской фабриках, все, что ни
строится, — BCS? это временно.

А между тем разговоры о затоплении
Кондровской фабрики давно уже можно
было бы прекратить.  Гидроэнергопроект,
обследовавший районы, котерым может
угрожать затопление, приготовил к 150-
  летию фабрики неплохой подарок. Оказы-
  вается, предусмотрев не очень сложные и
не очень дорогие защитные сооружения—
земляную плотину. и обводный канал, .
можно не только предотвратить затопление
Кондровской фабрики. но’ и навсегда изба-
вить ее от весенних паводков. Ведь Эти’
паводки обходятся стране не в одну сотню
тонн потерянной бумаги. И тогда, ecre-
ственно, может встать вопрос о ‘полном пе-
ревооруженийи фабрики: 0б этом здесь меч-
тают уже много лет.

Надо полагать, что к славному юбилею
Кондровской бумажной фабрики—праздни-
  Ку, общему не только для веех трех ста-
рейших бумажных предприятий нашей
страны, но и для советской культуры в
целом,—все. прецятствия будут сняты. и
юбиляр вступит в новый, сто пятьдесят
первый год своего существования с луч-
шими надеждами, нежели он вступал в гол
текущий. :

Последний rox послевоенной пятилетки
должен стать началом новой эпохи хля
коллектива замечательных потомственных
бумажников. Нужно дать им возможноеть
осуществить давнюю мечту — развернуть-
ся во всю силу своих возможностей и
своего таланта.

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

‚ Международные

отклики
МОГИЛЬШЩИКИ ЕВРОПЫ
Среди многочисленной — американской

дворни в Западной Европе усиленно стреч
мится обратить’ на себя внимание так на-
зываемый Европейский совет. Как известно,
американский госдепартамент в свое время
«высочайше» одобрил план Черчилля, Рей-
но, Опаака и других организаторов этого
совета, заключавщийся в том, чтобы при-
гласить для участия в совете «правитель-
ство» Запалной Германии. Инеценировка
возвращения германских милитаристов в
«европейскую семью» должна была пред-
шествовать открытому перевооружению
Западной Германии и включению ее в с6-
веро-атлантический блок.

Этот. маскарад представлял тогда  цен-
ность для американских агрессоров. Стара=
ния Черчилля и его страсбургских учени-
ков были поощрены: им отпустили доллары
на постройку в Страсбурге «Лома Европы».
В этом доме и открылась недавно вторая
сессия Европейского совета.

Но ни пахнушие свежей краской стены
страсбуртекого притона, ни появление, на-
конец, в этих стенах «делегации» Западной
Германии не помогли успеху второй сессии
Европейского совета. Оказалось, что все
происходящее на страсбургских задворках
попросту уже не интересует дельцов боль-
ого политического бизнеса. В самом деле,
что значит сейчас для американо-англий-
ских поджигателей новой войны  провин-
циальная постановка с участием боннеких
марионеток в Страсбурге, если они уже
вполне открыто создают  западногерман-
скую наемную армию?

— Вы, господа, безумно устарели, —

прозрачно намекают собравшимся в Страс-
бурге политикам в отставке — Черчиллю,
Рейно, Бидо, Спааку и другим.
Нет, неправда, мы, честное слово,
еще можем пригодиться, — спешат доказать
эти матерые империалисты и боциал-пре-
датели. Расталкивая ° соперников. они ста-
раются перещетолять друг друга в прекло-
нении перед американским военным сапо-
гом. Отбросив в сторону мирную маскиров-
ку своего страсбуртского летища, они от-
крыто посвятили всю вторую сессию Евро-
пейского совета войне. ’Вило  предло-
жил учредить пост «европейского министра
обороны» для координации «военных уси-
ий» западноевропейских стран. Рейно
вслух мечтал о скорейшем развязывания
новой мировой войны. Но, конечно, всех
обставил Черчилль: он лучше других знает,
Tae жмет у Вашингтона, и потребовал. одо-
брив американскую  агоессию в Корее,
создать общую «европейскую армию» под
американским командованием, т. е. превра-
тить европейские народы в иностранный
легион Уолл-стрита. :

Страсбургская банда с готовноетью про-
Толосовала за предложение Черчилля. Этим
могильщикам Европы терять нечего. Беда
их, однако, заключается в том, что они ге-
нералы без армии. Как бы тромко ни виз-
жали черчилли, им не заглушить подлин-
ного голоса Европы, народы которой, как и

‘народы всего мира, объединяются в борьбе

против поджигателей новой войны, объеди-
няются в борьбе за мир, за жизнь.

ЛИТЕРАТОР
—— i

Университет в Ашхабаде

‚ Ашхабад становится новым университет-
ским центром Средней Азии. По решению
Министерства высшего образования СССР,
здесь в наступающем учебном году откры-
вается Туркменский государственный уни-
верситет. Ему присваивается имя. великого
русского писателя А. М. Горького.

Это — пятый государственный
ситет, созданный в республиках
Азии за годы советской власти.

В Туркменском государственном универ-
ситете имени А. М. Горького в этом году
открывается четыре факультета — истори-
ко-филологический, физико-математический,
геолого-географический и ‘юридический. Од-
новременно в составе университета органи-
зуется вечернее отделение по специально-
стям: туркменский язык и литература, рус-
ский язык и литература, история.

универ-
Средней

Озии IT couaucy

Кабардинское селение Псыгансу: прямая,
вытянутая у горного склона улица, обеа-
женная с обеих сторон акациями и вымо-.
щенная булыжником; одноэтажные, белые, с
железными крышами дома за
сплетенными из хвороста ‘изгородями; де-
вятьсот дворов, объединенных в три кол-
хоза,

В истории этого старого кабардинского
селения ‘есть особенность, о которой мест-
ные жители говорят с подчеркнутой гор-
достью. Псыгансу — родина кабардинского
театра. Здесь зародился первый кружок,
художественной самодеятельности. Пять его
участников поехали учиться в Москву, в

ГИТИС, и стали первыми кабардинскими.

актерами. Первую поставленную здесь
пьесу по фольклорным мотивам «Каннюу-
бий и Гуашагаг» написал житель селения,
популярный кабардинский драматург
поэт Кардангушев. Обо всем этом paccKa-
зал MHe секретарь колхозной партийной
организации, участковый агроном Жанхот
Темирканов. . : i

Мы встретились с ним в кабинете дирек-
тора школы-десятилетки. Впервые шестна-
дцать учеников школы получили аттестаты
зрелости! Среди окончивших две девушки—
Тамара Шхапсогоева ‘и Жанхуж Гогучо-
кова, a aoe

— Какие увас планы? — спросил дирек-
тор-у круглолицей, темноглазой, со смоли-
сто-черными ‘волосами Тамары.

Девушка твердо решила поступить в Ка-

бардинский педагогический институт, а
потом вернуться‘ в родное село, учительство-
вать в родной. школе.  . и  1

А Жанхуж? Она, конечно, пойдет. наеце-

ну? Жанхуж— участница школьного“ кружка
‚ Л художественной самодеятельности. Местные

жители хорошо’‘помнят. пелавно сыгранный.
на_сцене сельского клуба спектакль «Песнь’
о _Даханаго» ‚молодого кабардинского
драматурга Залимхана Аксирова. Те, кто
видел ее. на сцене, навсегда запомнили
образ Казибан, пронесшей свою чистую
любовь ‘через испытания и горе; запомнили
ее певучий голос;

..Благословляю небо

За: то, что мне оно дало наполнить

Сосуд души любовью до краев

И по. земным извилистым дорогам
Небти его, ни. капли не пролив...

— Огни Псыгансу! — сказал Жанхот ‘Те.

мирканов о молодой- сельской. интеллиген-

искусно.

и’

о

От корреспондентов «Литературной газеты»

ции, когда мы под вечер зашли в его ра-
бочую комнату при. правлении колхоза
имени Сталина.

Постукивая. в такт словам косточками
больших конторских счетов, Жанхот Темир-
канов рассказывал: i

— Маржанат Возиева. окончила семи-
летку, она избрана председателем сельско-
го совета. Педагог Экашаев учился в на-
шем селении, окончил потом педагогическое
училище, теперь преподает в этой же шко-
ле. Из нашего селения вышло много педз-
гогов, Человек двадцать пять наберется!
Среди них девять учительниц, все они ра-
ботают в нашем селении! И это не все...

Он называет врача, инженера, двух агро-
номов,  себя в том числе, двух агротехни-
ков, садовода, поэтов: Петра’ Мисакова —
учителя и Какуцу Мисакову-—колхозницу,

‚драматурга Кардангушева, актеров, актрис...

— Воллаги, — говорит Темирканов по-
кабардински и переводит. — Честное слово!
Богато стало огнями наше Псыгансу, очень

богато!
М. ЛАЗАРЕВ
Селение ПСЫГАНСУ,

Урванский район, Кабардинская АССР

oo >

Колхозный курорт

<В ста километрах. на северо-восток от
Свердловска, ‘среди богатых угодий’ колхо-
за’ «Закаленный боец» находится Молтаев-
ское озеро. ‘На берегу ‘его. возвышается

стройное здание, шпиль которого украшает
вензель ‘из’ двух ‘букв -«К. 3.» — колхозная

здравница,

сказы о чудесных. исцелениях.

Мысль о строительстве своей здравницы
давно появилась у жителей окрестных
сел — Деево, Молтаевки, Маевки. И вот’ в
1945 году колхоз «Закаленный боец» по-
строил  грязелечебницу. Нижний _ этаж
двухэтажного дома заняли под  грязевую
кухню. Во втором этаже разместили про-
цедурную, кабинет врача, комнаты отдыха
и душевую.

Несколько’ девушек-колхозниц были от-
правлены в Свердловск на курсы медицин-
ских сестер. Для руководства лечебницей
пригласили врача-специалиста. Начали из-
лечивать ревматизмы, заболевания печени,
радикулиты, различные ‘нервные и костные
заболевания.

Здравница превратилась

поколения в поколение. передавались a

в солидное ле-

чебное предприятие; за два года здесь
побывало более пятисот больных. Кол-
хозной здравницей, естественно, заин-

тересовались и врачи Свердловского науч-
но-исследовательского института физиче-
ских методов лечения. Постепенно  грязеде-
чебница превратилась в филиал института,
которому колхоз передал все руководство
лечебным делом,

Для изучения целебных свойств Молтаев-
ского озера ‘была создана научная экспе-
диция, которой поручили выяснить — мож-
но ли создать здесь курорт . всесоюзного
значения? Вопрос был’ решен положительно.

Началось строительство большого колхоз-
ного санатория. Вскоре вместо деревенского

двухэтажного ‘дома выросло. здание, по-
  строенное по ‘всем требованиям мединин-
  ской ‚науки: просторные светлые кабинеты,
‚ залы. для лечебной гимнастики, спальни. с
ром Ha юг, террасы, выходящие к озе-
ру. комнаты отдыха и библиотека.

Иникиативу””. колхозников поддержало

Замечательно Молтаевское озеро — про- правительство. На создание” нового ураль-

стор, зеленые берега с буйными зарослями
черемухи и алыми цветами шиповника. По

‘озеру плавают узенькие  просмоленные лод-

ки, трепещут в сетях караси. А вдоль’ бе-
регов-камыши, осока, одуряющий запах

багульника. :
Но не только обилие рыбы и красивый
пейзаж прославили -Молтаевское озеро.

Крестьяне ближних деревень издавна зна-

‘ли о лечебной силе его ила и воды, выле-

чивавших раны, ревматические боли. Из

ского ‘курорта’ отпущено пятьдесят миллио-
нов рублей. Не только колхозники, но Me-
таллурги, шахтеры, учителя также будут
иметь здесь свои санатории. ;
Ha Gepery ‘заброшенного . таежного озе-
ра, которое тщетно стали бы искать на
‚старых: географических картах, в самое бли-
жайшее время вырастет курортный горо-

док.
Б. ДИЖУР
` СВЕРДЛОВСК:

НАША СОВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ

Шахтерские сады

Утопает в зелени рабочий поселок ло-
нецкой антрацитовой` шахты  ’ «Красная
звезда». Белые с красными  черепичными
крышами, аккуратные домики поселка еле
видны сквозь густую, почти непроницае-
мую листву деревьев. Вдоль улицы посел-
ка шахтеры насадили множество кленов,
тополей, белой акации. Позади же домов,
на главной части усадеб, сплошным зеле-
ным массивом стоят плодовые деревья.
‘Вот сад ‘машиниста подъема Василия
Красюка: 28 яблонь, 12 слив, 24 корня
черешни, много кустов малины, крыжов-
ника, черной и красной смородины. В
прошлом году машинист посадил полтора
десятка черенков винограда.

Красюк ведет свое садовое хозяйство на
научной основе. Уже несколько лет он вы-
писывает журнал «Сад. и огород». Много
у него’ и другой специальной литературы.
Прежде чем посадить черенки винограда,
машинист приобрел и внимательно изучил
книгу И. Шевченко «Культура винограда в
Донбассе». :

— Район наш,— рассказывал он’ мне,
очень богат’ теперь садами. Это-новое от-
радное явление в ‘И:ахтерской жизни...
В прежние-то годы никаких садов тут’ не
было и в помине, поселки стояли голые и
скучные, без единого деревца. Особенно
после войны много садов появилось. По-
езжайте в любой соседний поселок — кру-
том сады... _

Следуя совету старого шахтера, я по-
бывал во многих близлежащих горняцких
поселках: имени Челюскиннев, имени Ро-
зы Люксембург, «Зеленый гай» и других.
Всюду подтвердились слова Красюка.

В поселке имени В. С. Молокова слу-
чилось мне познакомиться с почетным шах-
тером и’ страстным садоводом Михаилом
Пасько. В этом поселке на каждого жи-
теля приходится по четыре фруктовых де-
рева. Но вот что сказал мне старый шахтер:

— Сады. мы разводим по своей ини-
циативе, никакой настоящей помоши ни
от кого не получаем. А разве не могут хо-
тя бы шахткомы помочь организовать ми-

чуринские кружки, всевозможные курсы
садоводов-любителей или, по примеру
уральцев, заняться созданием коллектив-
ных садов?

П. ПОТАПОВ
‚ СТАЛИНО