Ростислав ИЮЛЬСКИЙ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

Го

Ф. Павленков, известный автр и яз-
датель энциклопедического словаря, в пре-
дисловии к нему писал, что в подборе слов
он преследовал, главным образом, практи-
ческие требования обыденной жизни и вно-
сил в издаваемый словарь «только то, что
считал необходимым для среднего
интеллигентного читателя».

Видимо, исходя из этого принципа,
Ф. Павленков уделил Никополю три стро-
ки. Он сообщал, что Никополь — торговое
местечко на правом берегу Днепра с насе-
лением в 21 тысячу жителей, что в ме-
стечке есть. пристань, четыре низших
училища и общество взаимного кредита.

Было это в 1899 году.

От этих описаний Павленкова осталось
только то, что Никополь попрежнему сто-
ит на правом берегу Днепра, который, хо-
тя и зовут седым, но все же молоди ве-
личав.

Нынче этот город как бы разделен на
две части. Вторая его половина едва _на-
считывает пятилетие, и выросла она во-
круг Южнотрубного завода.

«.B блатоухании садов занимается здесь
день. Свежий ветерок доносит из степи
запахи скошенных хлебов и просушенного
сена. Пунцовый край горизонта быстро
растворяется в безоблачной синеве.

Хорошо! Воздух-то какой благодатный!

Й это несмотря на то, что заводище
стойт в самом центре, живет, дышит, гро-:
хочет станами.

В этот ранний утренний чае из улиц
и переулков, как в половодье ручьи вли-
ваются в реку, так и вереницы велоси-
педистов и мотоциклистов вливаются на
главную магистраль, ведущую к заводу. С
каждой минутой число велосипедистов ра-
стет, и вскоре уже по шоссе мчатся сотня
машин. Мужчины и женщины, молодые п
пожилые. Голубые, белые, красные, разве-
ваются флажки на рулях. Молодые, те,
это поозорнее, обгоняют друг друга.

Иные мчатся с песнями. Вот, видимо,
трое друзей, весело улыбаясь. поют про
кубанского казака — отепного орла. Песню
подхватывают несколько девичьих голо-
сов, и, задорная, она несется по улицам,
врываясь в раскрытые окна домов.

Проехали велосипедисты, мотоциклисты,
прошли немногие пешеходы. Пыхтя, под-
катил к воротам собственный поезд заво-
ла из семи пассажирских вагонов.

Дорога, — в зелени акаций, кустарников и
_ цветов. Они сопровождают вас до самых
` цеховых проходных. Газоны, скамеечки в
’ тени, чистота и опрятность на всей тер-
риторяи с первой же минуты вызывают
глубокое душевное уважение к людям, ра-
ботающим здесь.
..Пех большого прокатного стана; Он
так велик. что, стоя на одном ето конце,
едва розличаешь то, что происходит на
другом. Собственно, этот цех—целый за-
  вод. В первый миг кажется, будто бы и
народу немного, и трудно понять, как ог-
  ромная связка цельнокатанных заготовок,
  эдак тонн в 25—30, понав в прожорли-
вую пасть нагревательной печи, через
некоторое время превращается в трубы
различных диаметров. Но етоит стать ря-
дом с0 старшим вальцовщиком, — а кар-
тнча превращения сырья в готовую нро-
 дукцию откроется, как на ладони. Эт
подачи затотовки к MOCTOBOMY крану 410
отправки трубы н» нафезку и ‘чаверткх
муфт все делают машины. А люди только
управляют, контролируют. Ритм фаботы
напоминает хорошо выверенный высоко-
чувствительный механизм. Злесь нельзя
  отойти от своего поста или отвлечься чем-
Te посторонним. Малейшая  суетливость
одного рабочего нарушает ритм огромного
и умного агрегата.

Все операции рассчитаны на секунды.
Эти доли времени берегут, как нечто са-
‘мое дорогое, Это и понятно. Если в 1948
тоду прокатка трубы, занимавшая 42 ce-
кунды, воспринималась, как большое до-
стижение, то теперь 35—36 секунд нико-
‘то уже не удовлетворяют. Люди ищут ча-
‚стицы секунд, чтобы, собрав их воедино,
найти новые возможности и так уже поч-
 ти вдвое перекрывшего проектную мощ-
‘ность стана.

Со стороны старший вальцовщик Дмит-

› рий Богатыренко напоминает капитана
океанского корабля. Иные шутят, что
фамилию ему дали уже после того, как он
родился. Шутка, пожалуй, близка в исти-
не. Высокий, широкогрудый, воистину с
’ богатырскими руками, он работает, как
‚  вдесь говорят, художественно. И в самом
хеле: в каждом его движении  ч10-№ от
большого и красивого искусства.

Видя, с каким интересом я наблюдаю за
‚ прохождением заготовки от нагревательной
‚ печи до охладительного стола, вальцовщик
 уть улыбнулея и прокричал над ухом:

— Бак в симфоническом оркестре!

„ Пожалуй, он прав. В этой фразе—и его
` пюбовь к своей профессии и суть, принцип
эаботы на таком агрегате.

Тот же ритм и тот же порядок я видел
  30 всех цехах, хотя они и разные по ха
’ эавтеру производетва. И если в цехе боль
   MOTO стана поражает грандиозность arpera-
па, то, например, в цехе холодного волоче-
  тия труб с увлечением наблюдаешь, как
\ ‘ювсём внешне простые станки холодную
a рубу большого диаметра доводят до Ta-
( их размеров, что полость трубы можно
  зазглядеть через лупу. Этот цех (как,
‚ ‘прочем, все остальные цехи) с меньшим,

‘eM до войны, оборудованием превысил
; олее чем на 20 процентов  довоенную
.  ТОНОСТЬ.

Откуда пришли эти мощности, давшие
\ ‘юллективу возможность успешно  спра-
  иться с большими государственными 3a-
‚`аниями? Есть в этом вопросе сторона
‚ ‘ехническая и CTopoHa политическая. 0
  ервой мне много говорили и директор за-
‚ юда п инженеры, и заключается она в
юм. что за последние годы завод техниче-
ки перевооружился. А вот о второй сторо
(fo je хочетея сказать словами лучших валь-
“ ювщиков области коммуниста Павла Ca-
К юйловича Доли и комсомольца Анатолия
_    [axatiaoscroro.

‘  Наша беседа подходила к концу, когда
‚ввел Самойлович, может быть, сам того
Ис замечая, подвел ее итог,

ед EOE OTH
“1M
a   9

i

if

$

`

№ 71

-_-—

‘культуры. Еела сегодня не видеть этого,

— Вы говорите о будущем... А ведь 26
этом нельзя говорить, как о чем-то очень
далеком. Иначе не поймешь его. Я думаю
так: будущее надо видеть сегодня во
всем — в работе, в быту, в поведении
товарища, в повышении грамотности и

не добиваться, значит не видеть и не по-
нимать будущего. Я думаю Tan...

Он вопросительно посмотрел на меня,
перевел взгляд На своего молодого друга
Михайловского, ища у иас подтверждения
своим мыелям, а потом несколько порыви-
сто. добавил: 3 я

— Я за будущее борюсь сегодня. Й хэ-
тя считаюсь лучшим вальцовщиком обла-
CTH, HO, по-честному скажу (хотите =
верьте, хотите — не верьте), думаю, что
лучший я потому, что нет лучшего. А на-
до так, чтобы все были лучшие. Не знаю.
как других, но меня еще мало радует то,
чего достигли мы сегодня. Мы можем до-
стичь большего. Можем.

И как бы подтверждая его заключениа,
Михайловский сказал:

— Не только можем, но и достигнем,

Это не просто слова. Жизнь, дела людей
завода каждодневно подтверждают неудер-
жимое их стремление вперед.

Коллектив завода за три года совершил
такой скачок в будущее, о котором еще
тысячу дней назад и не мечталось.

А впереди — такие перспективы, что,
по выражению комсомольца Михайловского,
аж дух захватывает.

Может быть, восторженность Михайлов-
ского — результат его молодости? Нет, От
молодости здесь, пожалуй, только форма вы-
ражения мысли, а в остальном— реальная
действительность. В самом близком булу-
шем это будет поистине гигант индустрии,
© техникой которого не смогут сравняться
самые технически оснащенные заводы Ев-
ропы. Цех болыного прокатного стана уже
сейчас не имеет себе равных.

Сегодня Южнотрубный хорошо справ-
ляется с программой, но ясное понимание
будущего требует новых и новых форм
повышения культуры Kak самого про-
изводства, так и каждого рабочего. Пе
может уже вальцовиию работать на стане,
не понимая или нё зная экономики всего

цеха, завода и, если хотите, принципов
экономического развития все народного
хозяйства. Вот почему рабочие ведущих

профессий потребовали создания специаль-
ных школ экономических знаний. Таких
Школ сейчас на заводе девять.

Но и это, по сути дела, лишь малень-
кая часть того. что должны будут знать
рабочие завтра, когда техника производ-
ства настолько усложнится, что управлять
ею смогут люди, не только хорошо изучив-
шие технологию, но и теоретически, п9-
инженерному осмысливающие весь про-
цесс. Потому-то и неслучайны разговоры
о необходимости создания единой системы
обучения рабочих по единой  программ?,
дающей слушателям обязательный минимум
теоретической подготовки.

Вопрос этот зреет. О нем много говорят
в цехах, в отделе организации труда, в
кабинете директора. И когда рабочий про-
ходит по территории завода, где строятся
новые цехи, где скоро начнут монтаж са-
мого совершенного оборудования; он видит
картину своёго завтра. И от этого пони-
мания труд становится подлинной радостью
Жизни.

и инженеров
Броме индивидуального строительства, кото-
рое благодаря помощи заводоких ортаниза-
ций приняло. очень широкий размах,

общежитиях
них расположено примерно в ABYX Вило-
метрах от завода. Здесь
стояли,
бараки,
Этим Летом последний деревянный барак
торжественно снесли к удовольствию и
жителей и руководителей завода. Нынче
здесь каменные
wx
цветочными газонами. В центре — епор-
тивные сооружения, стационарная площад-
ка для оркестра и танцев, клуб, где есть
библиотека, кинозал и кружки самодеятель-
ности; магазины, столовая; портняжная и

Й чеп

завода. Пятьдесят

нескольких
Охно из

Мне довелось побывать В
для молодежи.

совсем недавно
прижавшись к земле, деревянные
с общими комнатами для жилья.

здания —
деревьев,

капитальные
три — окружены зеленью

сапожная мастерские. В комнатах, отлично
меблированных, живут HO два-три, макси-
MYM четыре человека: В каждом  корпу-
се — помещение для спецодежды, хранения
велосипедов и мотоциклов, бытового само-
обслуживания, комната для занятий.
Городок невелик, но жизнь здесь вполне
столичная. В клубе по вечерам либо лек-
ция, либо ‘кино, либо концерт. В библиоте-
ке — дискуссия 0 новинках - литературы,
На спортивных площадках —— соревнования

тысяч,  .

Академик В, ОБРУЧЕВ

Школьникам надо
знать геологию

Лето в разгаре. Школьники с увлечени-

ем предпринимают различные прогулки по тельноетью,

Ник. МОСКВИН В прием HOW

Избиратель пришел к своему депутату,
Не так давно он ем выбирал в обла?т-
ной Совет, выбирал внимательно, © уВа-
жением-—познакомилея © его жизнью и дея-
выслушал его предвыборную

полям и лесам, ведут деятельную жизнь   уьчь. а в день выборов, каки многие,
в пионерских лагерях, участвуют В 1а3-   ветал на рассвете, чтобы к избирательной

личных экскурсиях и туристских походах.
Во многих этих интересных и заниматель-
ных делах существенное место занимазот

наблюдения молодежи над жизнью живот-   ель пришел к своему депутату — К

ных и растений. Но редко кто думает 00
использовании летних походов и экекур-
chi для того, чтобы познакомить подра-
стающее поколение © интересными вопро-
сами, связанными с Так называемой
«мертвой природой». :

В сущности, она не мертва. Она живет
своеобразной жизнью, которую нужно на-
учиться понимать, чтобы смотреть на при-
роду открытыми глазами, В почве, кото-
рую мы тончем, все время идет преобра-
зование минеральных веществ, разложение
одних, возникновение других при участии
бактерий, насекомых и роющих  четверо-
ногих. Ручеек, журчащий между зелеными
берегами, речка, скользящая мелкой рябью

по песку и тальке своего ложа, волны
прибоя на пляже озер и морей, у подно-
жия скалистых берегов — все они не-
устанно работают над преобразованием
лика земли, перемещением вещества с ме-

в силе, ловкости, удальстве. На танцеваль-
ной площадке под музыку самодеятельно-
го оркестра кружатся десятки юных пар,

В самой живописной стороне соцгорода
Южнотрубного завода—парк. Я не боюсь
сравнить его со многими столичными пар-
ками. В центре его за шесть месяцев вы-
строен зимний театр, когорый-е достоин-
ством может украсить любой район сто-

личного города. Этим летом. впервые за

всею историю Никополя, здесь‘ в. успехом
гастролировал Свердловский оперный театр.

Вот уже два года действует и летний
театр, отличающийся от зимнего лить от-
сутетвием крыши и фойе, которое успеш-
но заменяется аллеями парка.

Большой стадион с трибунами для зри-
телей, спортивная водная станция на 0е-
регу Днепра, куда от самого завода через
весь Никополь прокладывается асфальтиро-
ванная трасса, множество магазинов —
продуктовых, промтоварных и специализи-
рованных, ° фотоателье, парикмахерские,

бани —— все это единый комплекс фожден-

ного в короткий срок нового города.
Но онисание соцгорода Южнотрубного

завода было бы явно неполным без хотя
бы краткого упоминания о детских учреж-
дениях. Есть здесь и ясли и детские сады,
но искреннюю
новая полная средняя школа, только что
выстроенная. *

радость доставит детворе

‘Пока идут приготовления к учебному

году, дети отдыхают в пионерском лагере.
Он расположился на опушке небольшого
лесного массива, на берегу притока Дне-
пра. Люди, проектировавшие и строившие
этот лагерь, должно быть бесконечно лю-
бят детей. ибо все здесь сделано от чистого
сердца.
сегодня налицо.

Контуры будущего Артека уже

...Я упомянул о контурах. Многое еще

не завершено, то, что уже сооружено, —
только часть большого, близкого будущето.

Советским людям свойственно видеть в

лесах строящихся зданий уже готовые зда-
ния, ибо ничто не может остановить

HX

сооружения. Они строятся для советских
людей, по их воле, их руками. И хотя
много еще предстоит сделать жителям соц-
города Юзжнотрубного завода, но уже се-
годня им есть чему радоваться, есть чем
гордиться.

is

Война оставила здесь руины домов,
труды искареженного железа и бетона от
заводских цехов, могилы павших бойцов и
расстрелянных немцами людей. Их много,
этих могил. Гитлеровский комендант Нико-
поля — подполковник войск «СС» недан-
тично выполнял приказ своего фюрера —
он уничтожил город. Но довелось эсэсовцу
вновь побывать в этих местах — его при-
везли сюда на следствие. Прожженный не-
годяй заявил сопровождавшим его лицам:

oc

Эпизод из времен 1947 года рассказал
мне шофер в последний день моего пре-
бывания в Никополе. Эпизод этот очень ха-
рактерен.

Лето 1947 тода наредкость было жар-
ким. дожди проходили стороной, словно бы
специально обходя Никополь. И надо же
было случиться так, чобы за день до
приезда Николая Александровича Тихоно-
ва — нового директора Южнотрубного за-
вода, выпал такой дождина, что все доро-
ги сразу раскисли. Мапгина, в которой он
ехал, бесконечно буксовала, а вырвавитись
на более или менее твердый трунт, раз-
брызгивала грязь Так далеко, что, даже
прижимаясь к самым стенам домов, прохо-
жие не спасались от грязевого ‘душа.

ТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

Проехав так не более двух километров,
Тихонов остановил машину и вылез прямо
в грязь. Несмотря на протеты  пюфе-
pa, он Wer по трязи и Ha доводы
оскорбленното водителя ответил просто:

— Так и надо вашему директору. Бу-
дет строить дороги.

Что здесь правда и что придумано pac-
сказчиком-—не знаю, но то, что дороги и
тротуары покрыты теперь прекрасным ac-
фальтом, могу лично засвидетельствовать,

По обе стороны асфальтированных маги-
стралёей — ряды двух- и чрехэтажных доз
мов. Они еще не все утопают в зелени, но
через несколько лет, когда молодые дерев-
ца соединят Ероны, здесь будет просто
благодать. Как правило, дома с четырех
сторон окружены просторными террасами
со специальными желобами для цветочных
посадок и очень красивыми фигурными
вазами. Я побывал во многих квартирах и
должен ‘сказать, к стыду иных москов-
CRUX строительных контор, что никополь-
ские каменщики, плотники, штукатуры
ушли далеко вперед как по срокам строи-
тельства, так и по качеству отделочных
работ. Любовь к людям, которые будут
жить в этих домах, забота об их благопо-
лучии видны во веем—и в колере, похоб-
ранном для окраски комнат, и в отделке
подсобных помещений, и в качестве мате-
риалов, т. е. буквально в каждой детали.

Мне довелось разговаривать с бригади-
ром каменщиков: Он 6 гордостью сказал,
показывая на уже отбтроенные дома:

— Строим на века, так, чтобы в ком-
мунизм можно было, не краснея, с такими
домами входить.

В коммунизм! Люди здесь думают о том,
что бобтавляет суть жизни каждого тру-
женика. Каменшики или штукатуры, маля-
ры пли плотники, сдавая свою работу,
заинтересованы не только в том, чтобы
приемочная комиссия - составила акт и
освободила их для другой стройки, а ив
том, чтобы люди. которые будут здесь
жить, с благодарностью вепоминали 0 них.

Вот он, измеритель качества работы! Bor
почему каждое новоселье — торжество He
только новоселов. но и TeX, кто обесие-
YHA этот праздник.

За минувшие два года около 50 тысяч
квадратных метров жилой площади посту-
пило в распоряжение рабочих, служащих

т В этом городе я не был комендан-
том

Мы уже не раз слышали, как сквозь

зубы враги вынуждены были признавать
Наши победы. Но сильные ne нуждаются
в признании слабых И НИЧТОЖНЫХ, А МЫ
сильнее
что мы — люди мирного созидания й це-
ли нашей жизни — мирные.

врагов своих. Сильнее потому,

Я разговаривая с десятками рабочих и
инженеров, и каждый рассказывал о со-
кровенном. Одни думают над тем, как бы
в ближайший год при заводе создать ин-
CTHTYT, другие считают, что никополь-
ские места благодатны для санаториев, до-
мов отдыха, и присматривают, где бы их
лучше разместить, третьи- проводят бес-

сонные ночи над расчетами, стремясь уд-

воить, утроить производительность агрега-
тов, максимально облегчить трудовой про
цесс. Все думают, все мечтают, вое строят,
заботятся друг о друге, и каждому кажется,
910 он сделал меньше товарища, & потому
и стремится стать в ним вровень. 910 и
есть творческое социалистическое соревно-
вание, та могучая сила, которая приносит
победы советскому коллективу людей.

_В полночь я покидал Никополь. Город
был залит электрическими огнями, в пар-
ке играл оркестр. Я подумал, wo сейчас
там должно быть кружатся в вальсе мои
новые знакомые токари Николай Фомин,
Владимир Луговенкоо и. его. жена Татьяна,
Григорий Мельник, вальцовщики Петр Ta-
ран, Анатолий Михайловский... Может
быть, в этот час среди молодежи был и
секретарь партбюро механического цеха
Алексей Петрович Брусенцов и Николай
Яковлевич Прозоров, агитатор, на беседы
с которым собираются десятки людей.
Вевх не перечислишь = завод-То какой! Я
Думал о них, ясно представляя себе их в
веселье, ибо видел их в’ труде.

..Машина вымчала за условные трани-
цы  сопгорода, прошла по-над берегом
Днепра и устремилась по лоснящейся лен-
те днепропетровекой магиетрали, Но еше
долго виднелея город, в котором живут
люди, вбирающие в себя вее лучшее, что
есть на наших замечательных  предирия-
тнях И в городах. люди, у которых веть
тоже чему поучиться.

НИКОПОЛЬ

ета на место и изменением его. Движения
воздуха в виде ветра Также работают то
сильнее, То слабее, перенося песок и пыль,
нагромождая барханы, очищая  проселоч-
ные дороги и городские улицы, а в виде
суховеев унося почву пашен и обнажая
корешки молодых растений.

Молодежь нужно научить не только лю-
бить, но и понимать природу. С этой
целью в школах и преподается естество-
знание — наука, в состав которой входит,
как известно, не только ботаника и зооло-
тия, но и геология. И очень печально, что
геология в школах РСФСР вот уже деся-
тый год не преподается.

Культурному человеку знакомство с ос-
новами геологии столь же необходимо, как и
знание физики, химии, географии, бота-
ники, зоологии. Не зная этих основ, мы
смотрим на окружающую нас местность,
но не понимаем ве. Мы видим горы, хол-
мы, равнины, реки, озера, моря, ледники,
но не понимаем, их соотношений и жизни,
Видим почвы у ного цвета и состава, но
не понимаем, почему одни очень плдо-
родны, а другие — почти бесплодны. Ви-
дим камни разной твердости и цвета, но
не сумеем отличить глину от песка, гра-
HET от известняка, уголь от базальта; не
знаем, какое применение может получить
каждый из них.

Знание теологии как общеобразователь-
ного предмета необходимо каждому куль-
турному человеку.

Давно пора министрам просвещения
РСФСР и других реснублик восстановить
эту школьную дисциплину «в правах».
Нало соответственно улучшить и препода-
вание теологии в педагогических институ-
тах, чтобы выпускать учителей средней
школы, знающих геологию и умеющих
‚использовать © воспитательное значение.
Преподавать теологию в средней школе
наиболее целесообразно в девятом классе.
При этом надо устраивать весной или в
начале лета экскурсию с учащимися и
знакомить их е приемами наблюдений 8
поле, дополняя уроки в классе объясие-
ниями относительно рельефа местности,
работы воды и ветра и полезных ископае-
мых, представленных в данном районе.

Учителя средней школы жалуются, что
программы и без того перегружены и най-
ти часы для геологии будто бы невозмож-
но. Так ли это? Ведь объем курса по не-
которым предметам в наших школах нено-
мерно раздут и.легко может быть сокра-
щен: такова в особенности органическая
ХИМИЯ.

Геология — очень интересный и важ-
ный предмет. Нужно только хорошо поста-
вить и обставить преподавание ее в шко- !
ле. Вопрос о восстановлении преподавания
теологии надо, мне кажется, срочно обсу-
ДИТЬ. :

От редакции. Академик В. А. Обручев
ставит очень важный вопрос. Министерет-
вам просвещения союзных республик сле-
дует изыскать возможности, чтобы’ раеши-
рить геологические сведения в школьном
курсе географии, усилить практику обяза-
тельных экскурсий с геологическим укло-
ном и ввести в одном из старших классов
в сжатом виде куре основ геологии,

урне притти пораньше. С охотой он отдал
свой голос посланиу народа.

Й вот, по прошествии времени, м
rts
py Федоровичу Морозову, _ председатело
Тамбовского облисполкома. Пришел не «<
добрым утром» сказать, a WO делу, за по-
мощью. И пришел не вдруг. а Предвари-
тельно сеправившись B приемной оолисиол-
тома: в какие дни и часы принимает тов.
Морозов. Это легко было сделать: там, к
вестибюле, на стене, висит четкое и при-
ретливое расписание приема населения

председателем облисполкома и его замести-

телями.

Будем кратки: он пришел, а ето не при-
НЯНИ...

И не только его, но и еще человек, десять
иссотителей, тоже в свое время изоравигих
П. Ф Морозова в депутаты. Й не потому,
что председатель не успел их принять, а
потому, что прием вообще был отменен.

Torta они пришли в следующий прием-
ный день тов. Морозова — то же самое:
прием снова был отменен. На третяй
день — та же картина...

Что же делать? Люди, подойдя к. при-
ветливой лоске расписания, спустились на
трафу ниже: заместитель. Призняй к заме-
стителю. Будем снова кратки: они пришли,
а их не приняли — прием был отменен...

Пред нами цифры, которые даже добрый
человек не назовет  безрадостными —— тут
надо словцо покрепче. С первого января 20
десятого августа этого года, согласно чет-
кому и красивому Тасписанию, висящему
в. вестибюле Тамбовского облисполкома,
должно было быть 156 приемных дней, а
было Только 68 (шестьдесят восемь)!..

Задумывались ли руководители  облис-
полкома нал тем. как провели посетители
остальные 88 «приемных» дней? Одни при-
шли из города, а другие ведь приезжали
из области! Ждали. Томились. Иногда не-
долго, иногда долго. Тут им  объяваяли
(88 раз!), что прием отменяется. Они ухо-
дили и уезжали... Представляете ли вы
самочувствие люлей, зря потерявитих вре-
мя? Й таких дней было за семь с лишним
месяцев 58. Даже по скромному подечету—
12 человек на прием — это значит боль-
we 1000 потерянных дней! Bosse
1000 обих! Больше 1000 прерванных pa-
бот. общественных, домашних, всяких.

Отказывал населению в приеме не один
председатель, но м его заместители. Эта
большая и в полном смысле почетная pa-
бота, печему-то не казалась им таковой.

Когда знакоминься в Тамбовеком обл-
исполкоме с приемом населения, невольно
приходишь к выводу: избегают ето руко-
водители разговаривать с людьми. Предее-
датель тов. Морозов нринимал население

девять раз вместо объявленных в распига-
нии 32 раз; заместители: тов. Сидоров —
девять раз вместо 31; тов. Балашов — дэ-
вять раз вместо 31; Зубынин-—одинна-

Картина будет более полной, еели доба-
вить. что руководство облисполкома разго-

варивало в посетителями не в специальной
приемной, а в своих кабинетах. Этим лиш-
ний раз демонстрировалось незнимание к
людям: в Час приема сотрудники отде-

`лов бевпрестанно проходили в кабинет, раз-
давались ‘телефонные 3BONKA, решались
различные служебные дела, а посетители
ждали...

Следует напомнить еще 0 письмах п
заявлениях, приходящих в облисполком от
трудящихся Тамбовской области. Тот ж6
стиль бюрократической спеси; десконтроль-
ность, волокита, пачка нерассмотренных
писем — у тов. Перегудова, помощника
председателя, за четыре месяца скопилось
81 письмо, у зам. председателя Спорова —

125 писем...
в

Недавно мы были в приемной Ярослав-
ского облисполкома. Две светлые комнаты;
в одной посетители ожидают, в другой
происходит прием. Он происходит еже
дневно (кроме воскресений) ис добросовест-
\ ным постоянством. Заведующая приемной
А. Воробъева не может припомнить случая,
чтобы прием был отменен,

— Как это может быть? Что бы я тог-
да сказала людям?

Бывает, — и то очень редко, —— что то-
вариш, значившийся в расписании, не
может сегодня вести прием. Но 06 этом из-
вестно заранее, и заранее происходит за-
мена. Й заменяют не кем попало, а одним
из тех лиц, кои значатся в расписании.

Добросовеетность, советское отношение к
интересам народа заметны и ма другом. В
то время, как руководители исполкома
Тамбовского областного Совета отменяют
каждый третий прием, в Ирославле не
только, RAK мы говорили, приемные дни
проводятся неукоснительно, но и проходят
опи с уважением к тем людям, которые
обращаются за помощью в облисполком.
Начинаетея прием во-время и продолжает-
ся ло тех пор, пока не будут приняты все
посетители. Если встретится вопрос cie-
циальный, то товарищ, ведущий прием, не
отмахивается от него, не говорит: «Мотом
разберем», а тотчас направляет посетите-
ля К специалисту.

И еше — само отношение & приему.

Вот ведет прием член облисполкома про-
фессор 0. В: Вербиков. Дело для него но-
вое, но он понимает, что оно больное и по-
четное. Перед нервым приемом он пришел
за полчаса до начала, поговорил с заведую-
щей приемной. вошея в круг вопросов, ва-
кие могут встретиться на приеме, подумал
о возможностях их разрешения... Человек
волновался: как пройдет ero приемный
день, ... Аи волнение депутата, перед
евоими избирателями!

Председатель облисполкома Н. С. Паикия
ведет прием с большим опытом, спокойное;
но тоже восгда с. душой, Не все дела, не
все вопросы может PenINTS лаже председа-
тель, но там, где можно, они улаживают-
ся тотчас же, не отсылаются/в инстанцию,
Мы видели немало посетителей, которые

днать раз; тов. Споров“— тот всего пять
раз. Итого, председатель и его заместители
‚за. семь с лишним . месяцев провели не
156 объявленных приемных дней и, ока-
зываетея, даже не 68 лней (когда состоил-
ся прием), а всепо лишь 39.. Двадцать
раз. подменяя, принимал секретарь облис-
полкома тов. Плажкхин. Секретарь облиелол-
кома — человек авторитетный; многие из-
биратели хотят ветретитьея именно е ним,
но другие приходят и приезжают из обла-
CTH, чтобы поговорить с самим предееда-
телем облисполкома, а попадают к секре-
тарю... Мало этого, в последнее время в
Тамбовеком облисполкоме ввели «новшест-
во»: вместо руководителей исполкома при-

ушли удовлетворенными. Следует отметить
  и немаловажную подробность, ‘тоже тгопоз
рящую 06 уважении и внимании К Hace’
лению: в час приема сотрудники облиепол-
кома не «вклиниваются», не менталот по-
сетителям. При нас тов. Пашкин отказался
говорить со своим сотрудником. даже по те-
лефону: «Позднее. Сейчас у меня прием»...

Стоит ли спрашивать, чем объяснить
разяичный стиль работы Тамбовского и
Ярославского облисполкомов? Тем, что яро*
славекие товарищи помнят о своем почет
`ном долге, а тамбовские товарищи в 0брз-
щении с избирателями обнаружили ту «бю-
рократическую ржавчину». от которой
предостерегал товарищ Сталин, ий, ду-

нимают... помощники предселателя, Тут уж
замена совсем не равноценная.

ЧИНА ЗАО nt

мается мне, забыли, что депутат =— слуга
народа. .

По следам выступлений «Литературной газеты»

«ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ»

Под таким заголовком 27 июля 1950 года
был опубликован фельетон ВБ. Ласкина. Как
сообщили нам и. о. начальника 89-го or-
деления милиции Москвы майор милиции
тов. Трушкин и заместитель начальника
Дзержинского. районного отдела. милиция
по политчасти майор милиции тов. Прохо-
ров, факты, изложенные в фельетоне, пол-
ностыю подтвердились.

Гр-н Горобинский, избивавиий детей
и жену, привлечен к уголовной ответствен-
ности.

Фельетон был обсужден на партийном

собраний 89-го отделения милиции. На-
днях созывается специальное собрание
офицеров милиции Дзержинского района
Москвы.

вм Флаг стадиона

_ Аллея, обсаженная липами, обрывается у
большой площади. С постамента в центре
площади смотрит вдаль отлитый в бронзе
Киров. Широкая лестница из серого камня,
украшенная скульитурами и цветами, Be=
дет на вершину пологого зеленого холма.
Поднявшись туда, вы испытываете почти
такое же чувство удивления и восторга,
какое бывает у человека, впервые попав-
шего в Врым, когда машина вдруг выно-
вит его из Вайдареких ворот, и знизу, под
собой, видит он синее, синее до боли в
глазах, Море...

Конечно, краски Балтики строже, и при-
рода злешняя He так овлепляюще ярка,
как на южном побережье, нонз ней веть
свое очарование, своя неповторимая
красота. С трех сторон окружен водами
Финского залива зеленый холм, волны ле-
ниво плешутея почти у самого ето под-
ножья, а с вершины, как в кратер вулкана,
спускаются вниз, & зеленому футбольному
полю, пятьдесят пять рядов скамеек. Вдали
за белыми парусами яхт темнеет ва гори-
зонте громада Кронштадта, слева сквозь
сизую прибрежную дымку проглядызают
очертания Петродворца, справа, к самому
морю, подсетупают леса курортного района,
а Позади курятся над великим городом
дымы заводов, и видны отчетливо вонзен-
ная в небо Адмиралтейская игла и золоче-
ный купол Исзакиевекого собора.

pee 9TO вместе взятое — сочетание
синего Неба, и серо-голубой балтийской
воды. и белых парусов яхт, и яркой зеле-
ни футбольного поля, опоясанного красной
лентой беговой дорожки. — создаст какое-
то удивительное ощущение свежести, бод-
рости. молодости. Словно такой злеев вуз-
Дух, что, глотнув его, человек сбрасы-
вает с плеч усталость, а @ возраста-ле=
сятов лет. И есть нечто значительное в том,

что открытие нового ленинградского ста-
диона приходится на год тысяча девять.
сот пятидесятый, год Массовой борьбы за
мир во всем мире,

Не прошло и месяца со дня открытия,
& стадион стал такой же  достопримеча-
Тельностью города, как фальконетовский
памятник Петру или клодтовские кони,
При мне звонили директору по телефону:
«Финские моряки просят  разрешеная
осмотреть стадион»... «Группа кишинев-
ских туристов просит...» Приходили и оди-
ночки — директор поначалу встречал их
довольно сухо, предполагая. что это охот-
ники за билетами на очередной футболь-
ный матч. Ем спешили разуверить: «Нет,
я не за билетом. И вообще я не футболь-
ный «болельщик». Я командировочный,
сегодня уезжаю, но ведь невозможно уехать,
не побывав здесь».

Стадион носит имя Сергея Мироновича
Апрова. Киров был не просто инициатором
его строительства. Он сам выбрал когда
место, на котором ныне воздвигнуто это
поистине замечательное сооружение.

Зеленый  шестналцатиметровой выеоты
холм стадиона, — искусственный,  насый-
ной: он вырос на месте болота. Для того
чтобы его создать, пришлось уложить мил-
лион кубических метров... Морского грун-
та. Да, именно морекого — земля, па ко-
торой растут сейчас декоративные кустар-
ники, деревья; цветы. была поднята мош-
ными насосами со дна Финского залива,

Мне ‚ловелось бывать на нескольких
крупнеиших европейских сталионах, .B TOM
числе в Берлине, на олимпийском. Я елы-
шал рассказы многих наших известных
спортеменов. выступавиих в Англии, Фран-
ции. Швеции, Норвегия. Стадиона. равнд-
го ленинградскому. нет нигде в мире. Нет
равного по красоте, по архитектурным его

достоинствам, Нет равного по площади 3а-
стройки. Her равного по тем удобствам,
которые, созданы здесь для спортеменов oO
зрителей.

На стадионе 80.258 сидячих мест. Под-
черкиваю — сидячих, ибо на самых боль
ших стадионах Западной Европы число
таких мест не превышает тридцати про
центов. Там наблюдать за футбольных
матчем, сидя, — привилегия людей с туго
надитым карманом. Те, кто победнее (зах,
как легко убедиться хотя бы из простого
сопоставления процентов —30 и 70, зна
чительно больше), стоят. Стоят, задыха-
ясь, тесно прижавшись друг к другу. На
чикагском стадионе, где однажды образ
Лось полтораста тысяч зрителей (сидячих
мест там 28 процентов!). было в тот день
зарегистрировано несколько смертельных
случаев. , :

Уже несколько матчей состоялось Ha 0+
вом стадионе, но строительная контора пе

покидает ero территории. И не скоро по+
кинет.

— Вуда же нам спешить, — говорят
начальник управления строительства Cep-
гей Владимирович Ефремов, — у нае есть
еще здесь дела. Из 56 га освоено пока
только 20. Впереди достаточно работы,

А работы эти вот какие: в ближайшие
годы будет построено дополнительно IBA
футбольных поля, десятки баскетбольных
и волеибольных площадок, восемнадцать
ах кортов < трибунами, гавань
а туса, пляж, способный принять одно-

временно тридцать тысяч
яч отдыха Ie
HHHTpA ITER, very ih

Свежий ветер с Б
алтики колы ;
стадиона — флаг мира! РИ

ЛЕНИНГРАД